Образ чингисхана в кинофильме монгол доклад

Обновлено: 30.06.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

"Монгол" Бодрова

XII-XIII вв., Центральная Азия, фильм С. Бодрова "Монгол"

– Вас сильно рассмешила сцена, когда маленький Тэмучжин проваливается под лед. Почему?
– Потому что это настолько противоречит истории и сущности монголов, что даже смешно! Монголы страшно боялись воды, они не умели плавать. Да любой монгол за 2 км знал, где вода и где некрепкий лед! Они мастерски определяли это по различным приметам. Поэтому, если бы Темучжин и провалился под лед, что само по себе невероятно, он бы никогда не выжил.

– Сергей Бодров показал Чингисхана этаким рефлексирующим интеллигентом. Подтверждает ли это история?
– Здесь ничего против сказать не могу. Именно таким он и был! Чингисхан был очень умен, и мне понравилось, что фильм делает акцент на его непрекращающемся мыслительном процессе. Он понимал, что лучше для монголов и был благороден с людьми. За это они его и любили.

– У многих зрителей сложилось ощущение, что фильм не передает невероятной мощи и энергетики Чингисхана.
– А вот с этим в фильме полный караул! Фильм сильно принижает масштаб личности Чингисхана, обедняет его натуру. Последняя сцена войны с Джамухой, когда великого полководца прижимают к земле копьями и он лежит такой беспомощный и жалкий, – просто кощунственна. Он не мог оказаться в такой ситуации! Не мог! Он не был в плену у Джамухи, потому что тот был его названым братом, а названые братья дают клятву вечной дружбы. Да, Джамухе было обидно, что не его избрали ханом, однако он никогда и не думал убивать Чингисхана. Воюя с его войском, Джамуха хотел переманить на свою сторону его соратников и союзников, самого же хана он не трогал.

– После неудачной войны с названным братом Чингисхан становится рабом. Его покупает некий тангутский вельможа. Могло ли такое случиться с великим ханом в реальности?
– История с тангутским племенем – просто чушь! Создатели фильма использовали историю, которая родилась в стане противников Чингисхана. Это недопустимо. Эта сцена унижает личность человека, который на то время уже был ханом! С ним не могли обращаться подобным образом, и в рабах он оказаться никак не мог. Надо помнить, что ханом его избирали дважды: в молодом и в зрелом возрасте.

– Кстати, мог ли такой мужчина, как Чингисхан, настолько нежно и преданно любить одну женщину?
– На тот период времени, то есть в молодости, у него действительно была одна жена, и он ее искренне любил. Бортэ была весьма умной женщиной и многое решала. Дети от Бортэ – единственные прямые наследники Чингисхана. Множество других жен и наложниц появились у него позже, когда он начал завоевывать разные страны.

– Чингисхан – центральная фигура в истории монголов?
– Однозначно. Для них он полубог! Ни один полководец в мире никогда не завоевывал такую огромную территорию. Чингисхан смог создать единодержавную власть, которая передавалась четко по наследству. Он навел порядок в монгольских племенах с помощью законов. Был веротерпим, никогда не убивал священников.

– Что помогло ему прийти к власти – ум, воля, жестокость?
– В первую очередь, конечно, ум. Он был большо-о-о-й умница. Бегство маленького Темучжина из плена Таргутая было гораздо более интересным, чем мы увидели в фильме.

– В сознании русских Чингисхан всегда был врагом №1. Если говорить объективно, какую роль он сыграл для России?
– Действительно, армия Чингисхана завоевала Русь, и злейший враг Руси – Батый – официально его внук. Для нас он, конечно, страшный захватчик и разоритель. Однако именно монгольское иго сподвигло Русь покончить с междоусобицами и создать единое государство. Так что роль всемонгольского хана для России в этом смысле весьма положительна.

В последнее время интерес к личности Чингисхана заметно возрос. Многие считают его злодеем, воплощением жестокости, кровавым варваром. На самом деле личность Чингисхана намного интереснее. Можно с уверенностью сказать, что Чингисхан был одним из величайших завоевателей в истории Земли. Ему, неграмотному изгою удалось превратить раздираемые междуусобными войнами племена монголов в мощную нацию, собрать монгольские орды в дисциплинированную и беспощадную боевую машину. Захваченные им территории измерялись не в тысячах, а в миллионах квадратных километров, и простирались от азиатских степей до самого сердца Европы. Захват и порабощение – вот главные цели Чингисхана. Он покорял народы, потому что видел в этом своё предназначение. Исторические факты о Чингисхане являются ценным наследием его эпохи. Но большое значение имеет и взгляд людей на личность Чингисхана, их оценка, представление об этом человеке.

Эта личность находит воплощение не только в истории, но и в различных видах искусства: литературе, живописи, театре, киноискусстве и т.д. Причём, каждая эпоха вносит свой взгляд на историческую личность Чингисхана. Именно это и стало проблемой нашего исследования.

Образ Чингисхана неоднократно становился предметом внимания исследователей в изучении тех или иных проблем. Но, как собирательный образ эпохи XX – XXI вв. на основе источников художественной культуры, личность Чингисхана подробно не изучена, что делает актуальным наше исследование.

Исследовательская новизна работы состоит в том, что впервые делается попытка создать целостный образ Чингисхана на основе художественных интерпретаций.

Цель работы: проанализировать, изучить личность Чингисхана в художественной культуре XX – XXI вв.

В соответствии с поставленной целью мы определили следующие задачи:

Предмет исследования: художественные интерпретации исторической личности.

Объект исследования: концепции личности Чингисхана.

Методы исследования: В работе были использованы принципы сопоставительного и сравнительно-типологического методов исследования.

Этапы исследования:

- изучение специальной литературы по теме исследования

- выявление общей концепции личности Чингисхана

Структура работы: Работа состоит из оглавления, введения, двух параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Беспомощные утки летают стаей, а орёл всегда один

Век действительно жесток, побеждает в нём сила, хитрость, коварство, всадники на быстрых конях, способность к безжалостному истреблению побеждённых, - это лежит в самом времени, в неписанном уставе степной, кочевой жизни. И Тэмуджин, нисколько по началу не выдающийся коварством или жестокостью, вместе с тем сын своего времени и живое порождение жестокого века.

После смерти отца Тэмуджина Есугея, им всей семьёй пришлось очень трудно. Враг Тэмуджина Таргутай хотел избавиться от него, взяв его в плен, надев на него колодку и заставив его работать как раба. Именно в этот период у Тэмуджина формируется чувство жестокости не только к своему врагу, но и к своим родственникам, потому что они предали не только семью Тэмуджина, но и их род. Он же в свою очередь говорил, что никогда не унизит свой род.

Через весь роман И.Калашников ведёт своего Тэмуджина человеком живым, непосредственным, вполне историческим, а не модернизированным, подогнанным под нужды сегодняшнего дня. И оказывается, что именно такой, справедливый, научно-объективный взгляд художника самым лучшим образом служит для современности. Именно потому, что Тэмуджин-Чингисхан у И.Калашникова не воплощённый дьявол, не исчадие ада, а живой и достоверный человек своего времени, его перерождение, превращение в палача целых народов заключает в себе самый важный урок истории.

Исай Калашников изображает долгие десятилетия жизни Тэмуджина вплоть до его смерти. Тэмуджин-хан сделал то, чего не успел сделать его отец и его враг Таргутай. Он прошёл по пути, уготовленному злой войной людей, через страх, горе, унижение. Брать, но не давать – главный лозунг Тэмуджина. Он не с кем не намерен делить свою власть, даже с названым братом Джамухой. Он мог околеть в зимней степи, но поднялся над всеми. Все силы и души, и ума он отдавал войнам, битвам, разрушениям…

Писатель не делал особого нажима на плохие или хорошие черты характера Чингисхана. Напротив, события, изображаемые автором с глубоким психологизмом, острым драматизмом, органично приводят нас к глубоким философским обобщениям. И.Калашников чётко выявляет несостоятельность самого стремления к мировому владычеству, приведшего жестокого завоевателя к утрате ценностных ориентаций, лучших человеческих качеств и к моральному одиночеству среди людей.

Значение этого романа выходит далеко за пределы избранного Калашниковым сюжета, как ни значителен он сам по себе, и за рамки той исторической действительности, которая наполняет всё действие книги. Многие герои этой книги, важны и сами по себе, составляют как бы образ Человечества, его стремление к мирной, естественной судьбе, к разумным началам и братству. Именно Тэмуджин-Чингисхан, всесильный владыка, привыкший повелевать всеми, обречён самой страшной казни. Именно ему, могущественному, с каждой новой победой – злодеянием всё меньше и меньше дано ощутить радость земного существования, его истинную полноту. Он жаждет обрести физическое бессмертие, мечтает об этом с поднимающейся в душе яростью, - хочет победить саму смерть, как побеждал доселе слабых и трусливых правителей.

Итак, проанализировав образ Чингисхана в романе, мы выделили следующие черты этой личности:

глубокое уважение к своему роду

любовь к родным

боевая тактичность и грамотная военная политика

Не презирай слабого детёныша, он может оказаться сыном тигра

Смерть отца переворачивает всю его жизнь. Люди отворачиваются от их семьи. Таргутай видит в нём соперника, который может помешать ему стать ханом.

Вся жизнь его с детства посвящена вынашиванию чувства мести: он должен отплатить врагам и вернуть то, что принадлежит ему по праву.

Бодров изображает его человеком спокойным, уравновешенным, но очень гордым и упрямым. Его обострённая гордость не позволяет ему склонять голову даже перед людьми, которые идут на жертвы ради него. Он всё равно испытывает к ним чувство презрения за их старания перед другими людьми. Как воин он не прощает унижения. Кроме того, он показан как человек очень мудрый, справедливый. Именно поэтому воины его кровного брата Джамухи переходят на его сторону. Он прекрасный стратег и в отношениях с людьми, и в сражениях. Благодаря этому он может победить мощную армию врага с небольшой группой людей. Он вырабатывает свою тактику ведения боя и доверяется во всём богам. Чингисхану в этом фильме присуще ещё одно важное качество – любовь к своему народу.

Режиссёр С.Бодров-старший видит Чингисхана как человека с душевными качествами и душевными ранами. Он проходит путь от слабого, беззащитного Тэмуджина до великого и сильного воина, которого узнает весь мир, Чингисхана.

Тот образ, который мы видим на экране, - воплощение авторского взгляда на личность Чингисхана. Как мы считаем, автор в большей степени оправдывает действия Чингисхана.

Фильм вызвал у современного человека большую популярность. Людей заинтересовала новая история о Чингисхане, то, как её видит человек нашего времени. В фильме люди видят каждый что-то своё: кто-то видит заботливого отца и любящего мужа, кто-то – сильного воина и владыку мира.

Спокойствие, душевное равновесие

почитание всего святого

любовь к своему народу

огромная сила воли

сверхчувство собственного достоинства

Итак, на основе двух художественных источников нашего времени, мы выделяем следующие черты личности Чингисхана:

сознание своего превосходства

любовь к своей семье, роду, людям

владение военной политикой и боевой тактикой

верность слову и делу

непобедимость, внутреннее бессмертие.

Тема, исследуемая нами, останется актуальной во все времена, т.к. интерес людей к великим личностям мирового масштаба никогда не угаснет.

Киноэпос Сергея Бодрова "Монгол" прежде всего ошеломляет. Непривычно высоким уровнем изобразительной и звуковой культуры. Мощностью операторского искусства. Уверенным мастерством режиссуры. Это зрелище мировых стандартов, по многим параметрам достойное номинаций на премию "Оскар".


Трейлер

Монгол

Монгол (2007)
Mongol: The Rise of Genghis Khan
боевик, биографический, драма
Режиссер: Сергей Бодров
В ролях: Таданобу Асано, Сунь Хонлей, Хулан Чулуун, Алия, Баасанжав Миджид
Премьера: 20 сентября 2007 года

На экранах – миф Сергея Бодрова о Чингисхане

Кадр из фильма "Монгол"

Кадр из фильма

Гений побед

Первая часть фильма (вторая еще замышляется) отслеживает жизнь будущего завоевателя полумира с девятилетнего возраста до примерно сорока лет, когда главные свершения Чингисхана еще впереди. Своей линейной композицией она напоминает романтизированный байопик, сильно сдобренный мистикой: все безвыходные ситуации благополучно разрешаются за кадром как бы божьим соизволением.

Кадр из фильма "Монгол"

Кадр из фильма

Картина снята на монгольском языке и в мире выходит с субтитрами, а в России почему-то с закадровым переводом – сказывается стойкая уверенность наших продюсеров, что русские малограмотны и читать титры неспособны.


Гений угроз

…И только потом задаешься вопросом: почему вдруг вызван из небытия Чингисхан?

"История хорошая!" , – объясняет режиссер. Действительно: жизнь завоевателя подана в тонах love story, романтичной и жертвенной. Даже кажется после просмотра, что у монгольского национального идола был не гарем луноликих жен, а только одна любимая, ради которой и гремели схватки боевые.

Бодров Востоком увлечен не на шутку. Он уверен, что за Востоком – будущее. Вопрос – за каким именно. И какое в связи с этим нас ждет будущее. Фигура Чингисхана, зловещая для Запада, в восточном сознании остается подобием Солнца. Фильм хочет вернуть ей должное сияние, распространить его на планету. К чему интерес у планеты самый серьезный: прокатом ленты в США занимается одна из крупнейших компаний Picturehouse Entertainment, и тираж ее для русского фильма беспрецедентно велик.

"Монголу" предстоит сломать стереотипы. Завоеватель половины мира, жестокий тиран, чье владычество называли не иначе как игом, анемичному Западу предстанет воплощением витальности и успешности, тем ключевым для человечества титаном, без которого вообще не было бы современной истории – она шла бы по иным рельсам. В этом смысле занятен эксперимент, который продюсеры провели на петербургской премьере, предложив избранным зрителям провести анализ ДНК и тут же обнаружив в зале потомка Чингисхана – чингизида. Есть версия, что на земле каждый двухсотый несет в себе ген восточного деспота. Наследил он, таким образом, плодотворно и тоже мощно – хилым европейцам такое не под силу.

В его узких глазах – загадка и угроза. Его в фильме не раз запараллелят с волком – с хищным взглядом, не знающим колебаний и пощады, с неспешной размеренной силой (волк снят рапидом – эффектно и не случайно). Пока будущий Великий хан в отрочестве – враги хотят убить угрозу в зародыше: "опасность надо уничтожать, пока не созрела" . Он еще ничего не сделал, он пока за решеткой – но старый монах уже знает, что грядет разрушитель, и просит пощадить хотя бы монастырь со святыми манускриптами. Как бы ни был Бодров увлечен своим героем, даже им очарован, но художническая интуиция заставила его вплести в партитуру своей кинооперы эту смутную тему зреющего Зла.

Эпический размах фильма я мог бы назвать шекспировским – но осекусь: Шекспира интересовала трагедия безграничной власти и душевные муки тиранов, а Бодров рисует не знающего сомнений полубога, безжалостного, но безупречного. Такие фильмы появляются в смутные времена, когда общество находится в лихорадочных поисках позитивной идеи. Так возник тот же эйзенштейновский "Александр Невский", ищущий актуальный источник патриотизма в мифологической истории торжества русского оружия.

Кадр из фильма "Монгол"

Кадр из фильма

И то сказать: по-русски или по-монгольски – какая разница, коли этот незаурядный, любым возрастам адресованный фильм всей мощью художественных аргументов прокламирует нашу корневую близость к Востоку и бесплодность попыток сблизиться с Западом! Он даже не замечает в этом своем энтузиазме, кого именно пытается отмыть добела. Можно продолжить эту новую ветвь серии "ЖЗЛ" и реабилитировать для истории несправедливо оболганных Нерона, который своей строгостью к роду человеческому много способствовал его совершенствованию, верных слуг режима Малюту Скуратова и Лаврентия Берию, и даже, чем черт не шутит, Адольфа Шикльгрубера, тоже пытавшегося объединить полноценные расы и нации в империю братских арийцев. Тем более что массовый подобострастный интерес к величественным фигурам тиранов и диктаторов уже сгустился до состояния грозовой тучи.

Слава богу, что художническое чутье Бодрова оставляет пространство для сомнений – и в нас и в нем самом. Он родился и вырос в СССР, снял здесь свой самый скромный и лучший фильм "Непрофессионалы", но счастья не нашел и переселился в США. Сделал там довольно много хороших картин, но опять не достиг душевного равновесия. Теперь увлекся третьим континентом, связывает с ним надежды, и сделал о нем свой самый темпераментный, самый постановочный, самый зрелищный фильм. Осталось соскрести с мифа романтический флер и вспомнить, что Чингисхан завоевал полмира – и поперхнулся, оставив позади проклятья. Сталин создал империю – и без его расстрелов она стала гнить, пока не распалась. "В одном котле две бараньи башки не сваришь" , – пытается умерить аппетиты Монгола женщина, чье предназначение даже в самых боевых краях – беречь мир и благоразумие.

Сергей Бодров снял своего "Александра Невского". Возможно, однажды созреет и до "Ивана Грозного" (1944), чего я всей душой ему желаю.

Чингисхан - центральная фигура монгольской истории и литературы, сакральный герой самоидентификации монголов. Образ Чингизхана в летописях: эпический герой, братоубийца, идеальный правитель, создатель великого государства, хранитель народной мудрости.

Рубрика Культура и искусство
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 24.05.2009
Размер файла 20,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Образ Чингисхана в устной и письменной культуре монголов

Летописи, в отличие от легенд и преданий, основаны на более реалистичных фактах. При этом все летописи, в свою очередь, делятся на 2 вида, в соответствии с чем меняется и образ Чингисхана в них. В первом типе этих повествований Великий хан наделен эпическими чертами, второй тип сказаний Чингисхану отводит более чем скромную роль: факты о жизни Великого хана в них изложены довольно сухо и кратко.

Не бойся, что далеко: пойдешь - доберешься,

Не бойся, что тяжело: поднимешь - преодолеешь,

Зубы, которыми едят мясо - во рту,

Зубы, которыми едят людей - в мыслях,

Телом крепкий побеждает единицы,

Душою крепкий - побеждает множество.

И впредь будете переходить реки широкие,

Совершать походы дальние,

Покорив тело, покорите душу,

Если покорена душа,

Тело не уйдет никуда.

Таким образом, как мы выяснили, монгольское словесное искусство, испытанное за время своего развития иноязычным влиянием, демонстрирует огромное разнообразие в жанрах и источниках. И, что характерно, образ Чингисхана меняется в зависимости от источника. Прежде всего, Чингисхан - реальный исторический деятель, однако, попав в монгольский фольклор, его образ преобразовался соответствующим образом: он приобрел черты культурного героя, сакрального источника монгольских обычаев, навыков, народной мудрости.

Другое дело, сочинения, испытавшие влияние китайской исторической литературы. Это влияние привело к созданию литературного образа Чингисхана - идеального правителя, создателя великого и гармоничного государства, великодушного и строгого хана-отца.

Тем не менее, стоит отметить, что Чингисхан - сакральный герой самоидентификации монголов и центральная фигура монгольской литературы, все же не завладел всем пространством словесного искусства. Так, например, образ Чингисхана почти не встречается в сказочном фольклоре Монголии или волшебно-приключенческой литературе, поскольку его образ слишком историчен с одной стороны и слишком сакрален - с другой. Не приняла Чингисхана и буддийская письменная традиция. Легенд буддийского характера о нем мало, и все они имеют, в основном, локальный характер. Таким образом, Чингисхан - преимущественно герой монгольских мифов, преданий и сказаний. Как бы то ни было, в образе Чингисхана в монгольском фольклоре и литературе отразилась вся история монгольской словесности (поскольку Чингисхан появился на международной арене одновременно с возникновением в Монголии письменности), ее специфика, внутренняя структура и характер.

Подобные документы

Королева Елизавета в истории Англии. Образ королевы Елизаветы в кинематографе первой половины ХХ века. Основные причины популярности эпохи Елизаветы в массовой культуре. Исторический сериал как социокультурное явление. Образ Елизаветы в сериалах.

дипломная работа [120,1 K], добавлен 03.06.2017

Образ женщины в культуре. Женщина в обществе: к истории гендерной проблематики. Культура Японии как древнейшая из цивилизаций. Роль женщины в японской культуре. Японская эстетика: каноны красоты. Женское начало и отношение к супружеской верности.

дипломная работа [119,5 K], добавлен 19.04.2007

Природные условия жизни монголо-татар, особенности их поселений. Государственное устройство Орды. Мифология и религия древних монголов и тюрков. Развитие военной науки, техники изготовления оружия и металлургии. Доминирующие виды искусства и тип культуры.

презентация [618,8 K], добавлен 18.12.2012

Периодизация культуры Древней Греции и Древнего Рима. Образ человека в древнегреческой и древнеримской культурах. Этапы истории античного искусства. Антропоцентризм и культ тела как яркие черты греческой культуры. Ценности древнеримской культуры.

реферат [42,0 K], добавлен 09.11.2010

Дон Жуан, история легендарного испанца. Фауст в литературе и изобразительном искусстве. Гамлет, история принца датского. Образ Дон Кихота в музыке Организация и проведение лекции-беседы на тему "Вечные образы в мировой культуре". Сценарий вечера.

курсовая работа [56,9 K], добавлен 14.04.2014

Основные моменты истории жизни Девы Марии. Образ Богородицы как пример материнства, жертвенной любви, кротости, смирения. Отображение ее образа в разные исторические эпохи от древности до современности. Образ Мадонны в искусстве, поэзии, музыке.

реферат [15,2 K], добавлен 24.12.2010

Суриков как мастер исторической живописи, его краткая биография. Трагизм народной судьбы в момент исторического перелома, разрешение темы "герой и толпа" в работах Сурикова. Переход в творчестве от исторических сюжетов к страницам национальной истории.

Почему

Фильм "Монгол", первый фильм дилогии российского режиссера Сергея Бодрова-старшего о Чингисхане, снятый 7 лет назад, нередко критикуется в Монголии. Автор и партнер АРД Владислав Медведев дал рецензию фильма, где наглядно указал на “косяки”, раздражающие жителей степной страны.

Режиссер представил новое видение фигуры великого хана монголов, непривычное как для россиян, так и европейцев вообще, и достаточно спорное с научной точки зрения. Как рассказывает Сергей Бодров, в изображении Темуджина (имя Чингисхана до провозглашения его ханом всех монголов) и в трактовке его жизненных перипетий он опирался в основном на версию Льва Николаевича Гумилева. Как известно, Гумилев - один из предтеч неоевразийства, и, разумеется, в его версии Чингисхан - вовсе не жестокий завоеватель, а объединитель монгольских племен, законодатель и создатель великой империи.

Один из ярких и красивых, хотя и неправдоподобных моментов в фильме: юный Темуджин бежит из плена, приходит на шаманское святилище и, неся на шее тяжелые кандалы, обращается к божеству: "Великий Тэнгри, если ты меня сейчас слышишь, прошу, помоги мне!" В проеме между скал появляется волк - тотемное животное для монголов, один из их предков. Волк символизирует дух Тэнгри, и в следующем кадре Темуджин уже свободен от оков - видимо, его молитва была услышана.

Обращается он к Тэнгри в том же самом месте и в зрелом возрасте и со зрелой просьбой. Уже вполне осознавая свою "богоизбранность", Темуджин просит Тэнгри помочь ему исполнить задуманное. После появления того же волка звучат строки из "Великой Ясы" - свода законов, созданного Темуджином для монгольских племен.

Своего рода суеверность Темуджина, вполне естественная и органичная для шаманиста, проявляется в сюжетной линии, связанной с костью белой вороны, которую он вручает в качестве оберега своей будущей жене. Этот амулет фигурирует на протяжении всего фильма и переходит из рук в руки супругов. Когда Темуджин сидит в тангутской тюрьме, с ним заводит беседу старый буддийский монах. Провидя в пленнике будущего императора и разрушителя империи, он просит его не трогать монастырь. Убить стражника, чтобы освободить узника, монах отказывается, говоря, что его вера не позволяет ему этого (Темуджин на это говорит ему: "А моя позволяет"), но соглашается передать воронью кость Борте.

В финале фильма Темуджин, однако, совсем не выглядит суеверным, преодолевая традиционный монгольский страх перед грозой - проявлением гнева Тэнгри.

Во время сражения с названным братом Джамухой, не подчинившемся "Великой Ясе", - когда перед началом битвы разражается жуткая гроза и оба войска в страхе падают на землю, Темуджин находит в себе силы преодолеть страх и поднять своих воинов в атаку, причем возникает картина прямо-таки эзенштейновская.

Когда же наголову разбитый Джамуха после битвы интересуется у Темуджина, почему он не испугался, ведь "монголы боятся грозы", тот отвечает: "Мне негде было прятаться, и я перестал бояться". Эта битва, выигранная будущим Чингисханом, была одной из ключевых для его восхождения к верховной власти, но реальность эпизода с грозой остается на совести сценариста.

Чем больше влияние исторического персонажа на ход истории, тем в большей степени его образ формируется из разного рода домыслов, легенд и предположений, историк подчеркнул, что, "в сущности, в большинстве случаев реконструировать сколько-нибудь объективную картину невозможно, поскольку все источники тенденциозны и субъективны, пусть и с разных сторон.

Создателям фильма удалось показать Чингисхана с непривычной для европейского зрителя стороны - такого, каким его видели друзья и соратники в тот период времени, когда он был ещё только Темуджином, одним из многих сыновей Великой Степи.

Хотя сценарий фильма и основан на данных источников, картина, как не преминули уточнить ее создатели, не претендует на непременную и абсолютную истинность предлагаемой фабулы, потому что основное внимание съемочной группы уделялось тому, чтобы зритель почувствовал подлинный дух степного эпоса, окунулся в жизнь кочевых рыцарей и лучше понял эту культуру, которая оказала огромное влияние на формирование европейской культуры и, в частности, русского народа и государства.

Читайте также: