Материалистические идеи в древней индии доклад

Обновлено: 02.07.2024

В первые века I тысячелетия до н. э. в Индии стали появляться Упанишады (буквально: тайное учение) — комментарии к Ведам, религиозно-философские толкования изложенных в Ведах вопросов, а также собрания рассказов и бесед на философские темы. Упанишады, оформившиеся предположительно в VIII веке до н. э., являются первыми памятниками зарождавшейся индийской философии. Джавахарлал Неру отмечал, что они проникнуты духом исследования, искания, страстью к открытию истины о вещах. Наряду с религиозным истолкованием мировоззренческих вопросов в Упанишадах намечается и материалистическая линия в их объяснении. В них содержалась критика религиозных догм и обрядов, ставились и обсуждались вопросы о сущности

Материалистическое философское направление, в основном оформившееся в Индии в VIII—VII веках до н.э., называлось локаята (буквально: взгляды людей, признающих только этот мир — лока), а его последователи— локаятиками, то есть людьми, занимающимися земными делами, объясняющими природу, исходя из нее самой, отвергающими существование каких бы то ни было сверхъестественных сил. Основателем школы ло- каятиков считается Брихаспати.

В материалистической философии Брихаспати ярко выражена характерная особенность ранних философских учений Древней Индии — практическая направленность и стремление служить людям руководством в устройстве их личной и общественной жизни.

Философия чарвака в VI веке до н. э. представляла собой наиболее развитое материалистическое течение в Древней Индии. Если Брихаспати утверждал материалистические взгляды на мир, борясь в основном с религией, то чарваки вели борьбу уже не только с религией, но и с возникшей теоретической основой религии — идеалистической философией. Выражая и философски оформляя мировоззрение прогрессивных слоев индийского рабовладельческого общества и опираясь на зачатки математики и астрономии, чарваки по-своему обосновывали материальное единство мира. Они учили, что все предметы и явления мира, как бы они ни были разнообразны, представляют собой лишь различные комбинации земли, воды, воздуха и огня. В результате разнообразных сочетаний этих четырех основных элементов мира, утверждали чарваки, образуются как неживые, так и живые материальные предметы и явления. Все процессы возникновения и исчезновения различных предметов и явлений представляют собой не что иное, как процессы соединения или распада вечно существующих земли, воды, воздуха и огня.

Чарваки признавали вечность материального мира и решительно отвергали религиозно-идеалистические вымыслы о существовании бога как творца Вселенной. Они были в Древней Индии наиболее последовательными атеистами.

Отстаивая положение о материальном единстве мира, чарваки вели борьбу с дуалистической философией санкхья, признававшей в качестве первоосновы мира два независимых друг от друга начала: материю и дух. Они опровергали домыслы дуалистов о духе, сознании как самостоятельном, независимом от материи начале и давали свое, материалистическое объяснение сознания, рассматривая его как явление, производное от материи. Чарваки утверждали, что сознание (душа) так же, как и предметы природы., представляет собой результат особой комбинации четырех основных элементов материи — земли, воды, воздуха и огня, что сознание появляется в результате благоприятного сочетания этих основных материальных элементов.

Опровергая доводы идеалистов и дуалистов о том, что сознание не может быть выводимо из материальных элементов, чарваки отстаивали материалистическую характеристику сознания как свойства живых тел, являющихся особыми комбинациями четырех основных элементов материи. Бегусловно, каждый из этих основных элементов в отдельности, учили чарваки, не заключает в себе такого свойства, как сознание, но, комбинируясь определенным образом, эти материальные элементы приводят к возникновению обладающего сознанием живого тела.

Чарваки доказывали, что случаи, когда те или иные свойства отсутствуют в каждом элементе в отдельности и возникают в результате соответствующих комбинаций этих элементов, имеют широкое распространение. Так, например, говорили они, в результате одновременного разжевывания зеленого листа бетеля (стелющегося кустарника), частичек желтого лимона и коричневого ореха можно получить массу красноватого цвета, то есть такого цвета, который отсутствует в каждой из взятых порознь составных частей. Чарваки ссылались также на практику приготовления опьяняющих напитков. Меласса (вид патоки) в обычном состоянии не опьяняет, а в результате процесса брожения она приобретает способность опьянять — свойство, которым первоначально не обладала.

При всей исторически неизбежной ограниченности и наивности в объяснении чарваками возникновения сознания их вывод о том, что сознание присуще живым телам, состоящим из материальных элементов, что оно имеет свою основу в материи, является большим достижением древнеиндийской философской мысли.

Чарваки материалистически решали и вопрос о познании мира. Единственно истинным источником познания, дающим достоверные знания, они считали порождаемые внешним миром чувственные восприятия человека. Согласно учению чарваков, умозаключения, например, а также свидетельства других лиц нельзя считать источником достоверного знания, поскольку они состоят из слов, обозначающих невоспринимаемые в данный момент вещи и явления, и поэтому могут быть ложными. Поставив вопрос о роли чувств и мышления в познании, чарваки не смогли, однако, дать его правильное решение. Они преувеличивали значение чувственного познания и недооценивали роль абстрактного мышления. Эта характерная для чарваков недооценка значения абстрактного мышления в познании внешнего мира имеет известное историческое оправдание. Она объясняется не только обстоятельствами, связанными с начальной стадией разработки теоретико-познавательных вопросов, но и ожесточенной борьбой чарваков за развенчание авторитета Вед, на которые опирались их противники — жрецы и философы-идеалисты. Чарваки доказывали, что содержание Вед не является результатом непосредственных восприятий внешнего мира, а поэтому представляет собой плод вымысла и используется кастой жрецов для обмана доверчивых людей.

Учение чарваков имело огромное значение в борьбе против религии и идеалистической философии Древней Индии. Оно оказало сильное влияние на индийский народ, сыграло важную роль в распространении и развитии материалистического мировоззрения в странах Древнего Востока.

Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижения древних индийцев в самых различных областях - литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на Дальнем Востоке.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ 3
ФИЛОСОФИЯ 5
ФИЛОСОФИЯ ДЖАЙНИЗМА 6
БУДДИЗМ 7
ЛОКАЯТА 8
МИМАНСА 10
САНКХЬЯ 10
ЙОГА 11
НЬЯЯ 11
ВАЙШЕШИКА 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

Содержимое работы - 1 файл

К.Р. по философии..doc

Философия джайнизма

Древнейшим материалистическим философским течением в Индии было учение локаята (или чарвака). Против господствующей идеалистической философии выступали древнейшие индийские философы-материалисты, отражавшие оппозиционные к официальной идеологии взгляды свободных общинников и городских низов. Древнейшим материалистическим учением, существовавшим, вероятно, ещё в VI—V вв. до н. э., было учение чарвака. Последователи этого учения отрицали авторитет Вед, утверждали, что мир извечно материален, что чувственное восприятие — единственный источник познания и единственное средство доказательства. Они отрицали возможность раздельного существования души и тела, бессмертия души и переселения душ К учению чарвака примыкали другие материалистические учения (частика, локаята), также отрицавшие реальность всего, что не может быть воспринято чувствами, отрицавшие, следовательно, возможность существования потустороннего мира, формулировавшие атомистические взгляды. Сторонники материалистических учений высмеивали брахманистские обряды, жертвоприношения, суеверия. Философия локаята возникла, по-видимому, в эпоху, когда древний родовой строй сменился в Индии государством и когда наряду с древними кастами воинов и духовенства (брахманами) стала возвышаться каста торговцев, а из земледельцев начали выделяться свободные крестьяне и ремесленники.
Согласно учению локаята о бытии, весь мир состоит из материальных первоэлементов. Кроме этих первоэлементов и законов их сочетаний, нет никакой другой реальности. Вера в существование бога, души, рая, загробного мира ложна, а предметы этой веры недоступны для восприятия. Вещи природы состоят из воздуха (или ветров), огня (или света), воды и земли. После смерти организмы вновь разлагаются на первоначальные элементы. Сознание, по этому учению, существует реально и удостоверяется восприятием. Однако сознание не может быть свойством духовной и нематериальной сущности, оно является свойством живого материального тела. Личность неотделима от тела.
На основе учения о бытии в философии локаята строится и этика. Человек испытывает и наслаждение, и страдание. Полностью устранить страдания невозможно, но можно свести их к минимуму, а наслаждения сделать максимальными. Что касается обычных этических понятий о добродетели и о пороке, то они выдумка авторов священных книг. Такая же выдумка ад, рай и весь ритуал жертвоприношений.
Впоследствии в учение локаята проникает элемент скептицизма, заключавшийся в воздержании от суждений по вопросам, на которые существуют взаимоисключающие ответы.

Чарвака (чарвака-локаята) - пожалуй, самая неартодоксальная школа древнеиндийской философии. Ее влияние на индийскую культуру нельзя считать очень уж значительным. Более того, она оказалась неконкурентоспособной в исторической борьбе идей на индийской культурной сцене. Учение этой школы со временем потеряло влияние. Все ее произведения погибли или были сознательно уничтожены теми, кого они беспощадно критиковали, сохранились лишь отрывки ее доктрин и высказывания о ней в сочинениях других древнеиндийских авторов. И тем не менее для духовной атмосферы и идейной борьбы Древней Индии она характерна. Кроме того, учение чарваков важно и еще в одном отношении - оно подтверждает генетическое единство (в т. ч. и примерно одинаковое разнообразие) философских сюжетов в основных культурных центрах мировой цивилизации.

Как школа, даршана, т. е. доктрина с последователями, чарваки конституировались приблизительно в середине 1-го тыс. до н. э. Основателем считается полулегендарный мудрец Брихаспати. Этимология названия неясна. По одной версии слово "чарвака" происходит от глагола "чарв" - "есть, жевать" и является презрительным прозвищем для древнеиндийских материалистов-гедонистов, якобы проповедовавших: "Ешь! пей! веселись!". В соответствии с другой версией термин "чарвака" происходит от "чару" - "приятный" и "вак" - "слово", давая в результате "доходчивое, приятное слово". "Локаята" - синоним термина "чарвака". Он тоже неоднозначен. Санкритское "лока" означает "мир, универсум, место-уровень", а во множественном числе - "люди, народ, человечество". Прямая расшифровка термина "локаята" звучит как "ограниченность миром опыта простых людей".

Чарваков отличало резко негативное отношение к ведийским авторитетам, к религиозной догматике в целом. Они утверждали, что Веды "страдают пороками - лживостью, противоречивостью, многословием". "Мошенники, шуты, бродяги - вот кто составил. Веды" , - говорил сам Брихаспати. Чарваки высмеивали религиозные обряды жрецов-брахманов, показывали нелепость жертвоприношений. Они не верили в реальность Брахмана и Атмана, закона Кармы, рая и ада, вообще любого другого мира. Соответственно отрицали они и существование души после смерти: "Когда тело обратится в прах, разве может оно возродиться вновь? Если то, что покидает тело, уходит в иной мир, почему же не возвращается оно опять, влекомое любовью к своим близким?". Поминовение усопших, равно как и другие религиозные обряды были в их глазах лишь способом прокормления многочисленной армии брахманов.

Единственно реальным чарвака-локаята признавала только этот чувственный материальный мир. Он, полагала она, образовался из спонтанного соединения четырех первоначал (первоначала - махабхуты, "великие сути"): земли, воды, воздуха (ветра), огня (света). В дальнейшем некоторые представители этой школы к четырем названным первоначалам добавляли пятый - эфир. Первоначала изначально активны и самодеятельны. Каждая вещь, по учению чарваков, обладает индивидуальной природой или сущностью - свабхавой. Свабхава делает любую вещь уникальной и самодетерминированной. Внешние воздействия, чуждые природе данной вещи, бессильны изменить ее судьбу, непреложный, каузальный ход ее внутренних изменений. Все, что происходит или случается в этом мире, непременно должно было произойти вне зависимости от того, хотим мы этого или нет.

Душа отождествлялась чарваками с органами чувств и умом. Она, в их понимании, возникает тогда, когда первоэлементы, или махабхуты, должным образом соединяясь между собой, образуют живое тело. В махабхутах самих по себе никакой души, никакого сознания нет. Это - эффект целостности, то новое, что появляется в результате соединения, соответствующей комбинации исходных элементов. К подобному выводу чарваков склоняли простые жизненные наблюдения. Например, такой: при смешении кинвы и некоторых других веществ возникает опьяняющая сила, ранее отсутствовавшая. Вместе со смертью тела, а это не что иное, как распадение его на исходные первоэлементы, исчезает и душа.

Все знание чарваки выводили из чувств. В этом смысле они были сенсуалистами. Чарваки разрабатывали также теорию умозаключений. Они различали, в частности, два вида умозаключений: 1) умозаключения, основанные на данных чувственного восприятия - они доказательны, им можно доверять, и 2) умозаключения, не опирающиеся на данные чувственного восприятия и потому лишенные доказательной силы, по сути ложные. К таким ложным умозаключениям локаятики относили, в частности, брахманистское доказательство бытия Бога и бессмертия души.

Чарваки были гедонистами: смысл жизни в счастье, а счастье в наслаждении. Они прославляли естественные чувства и радости людей. "Мудрость состоит в том, - считали они, - чтобы пользоваться теми удовольствиями, которые нам доступны, и по мере возможности избегать сопровождающих их страданий. Как сказал мудрец, радости, доставляемые человеку чувственными вещами, надо отвергать, поскольку они сопровождаются страданием, - но таково требование глупцов. Но какой человек, желающий себе настоящей пользы, выбросит зерна риса из-за того, что они покрыты шелухой и только?" Зло и добро, по мнению чарваков, - иллюзия, созданная человеческим воображением. Реальны только страдания и наслаждения, из них выткана ткань человеческого бытия. Исключить страдания из человеческой жизни нельзя, но стремиться сделать их минимальными можно и должно. Отрицание аскезы, бывшей одной из главных ценностей древнеиндийской культуры, жесткий материализм и последовательный гедонизм делают учение чарваков заметным явлением в истории индийской философии


В древнеиндийской философии имеются системы, непосредственно опирающиеся на на Веды. В этих системах тексты Вед рассматриваются в качестве священных книг подобно древнееврейской Библии и новозаветной христианской литературе. Эти системы — миманса и веданта. Для них Веды — непререкаемый авторитет.
Отличительная черта мимансы в том, что, будучи учением, цель которого — оправдание ведийского ритуала, миманса уделила большое внимание вопросам теории познания и логики. Чувственное восприятие рассматривается ею как особый источник знания. Предметы восприятия характеризуются как реальные и обладающие различными объективными признаками. Кроме восприятия источниками познания считаются логический вывод, сравнение, авторитетное свидетельство священных книг и признание некоторых невоспринимаемых истин постулатами.
Идеалистическое учение веданты впервые систематически развил Бадараяна. В этом учении были различные оттенки, обусловленные различием в понимании отношения между душой и богом. Наиболее крайними взглядами были: 1) взгляд, согласно которому душа и бог совершенно различны, и 2) взгляд, по которому они совершенно едины. Первое учение защищал Мадхва, второе — Шанкара. Веданта требует, чтобы ученик покорно следовал за учителем, посвященным в мудрость веданты, упражнялся в постоянном размышлении над ее истинами до тех пор, пока он не достигнет непосредственного и притом постоянного созерцания истины. Согласно веданте, связанная со своим телом душа несвободна, она жаждет чувственных удовольствий и испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты. Будучи системой объективного идеализма, Веданта приводит к мистике, к созерцательности, к отказу от борьбы и к подчинению философских учений религии.

В процессе развития философского мышления в древней и средневековой Индии обнаруживаются и материалистические тенденции; среди множества различных религиозно-философских и философских школ существовали определенно материалистические направления. Однако от этих школ не сохранилось никаких подлинных текстов. Их взгляды можно реконструировать лишь на основе отдельных упоминаний и более или менее кратких пассажей, цитированных в работах их противников. Следует, однако, иметь в виду, что эти фрагменты часто приводятся не полностью и тенденциозно.

Основателем локаяты провозглашается чаще всего Чарвака (иногда эта материалистическая система называется чарвака), однако о времени его жизни и его трудах нет никаких сведений.

Тем не менее первое упоминание об учении древнеиндийских материалистов обнаруживается уже в самых древних упанишадах. Кроме взглядов, которые провозглашал Уддалака и которые весьма близки материализму, упоминается учение Брихаспати, о котором в упанишадах утверждается, что оно ложное и лишает человека его устоев. Поскольку в более позднее время некоторые материалистические направления назывались термином брихаспатья (т. е. учение Брихаспати), можно предположить, что в упанишадах обсуждается одно из древних направлений материализма.

Среди тех, кто в середине 1-го тысячелетия выступал против традиционной идеологии ведического брахманизма, провозглашая материалистические взгляды, был прежде всего Аджита. С ним перекликаются буддийские тексты. К материалистическому направлению этого времени можно отнести и труды последователей джайнизма. И хотя изложение этих трудов лишь фрагментарно, из них следует, что речь идет о системе которая не допускает существования какой-либо высшей силы и утверждает, что человек и весь мир состоят только из материальных элементов. Из этих элементов состоит и душа, которая возникает вместе с телом индивида при рождении, а после смерти погибает и больше не существует. Из текстов можно узнать и о мыслях другого философа того времени — князя Паяси, который хотел доказать, иногда выбрав путь жестоких экспериментов, ложность учения о вечной душе человека и о самсаре. Паяси, например, приказывав взвесить тело преступника до и после казни через повешение, чтобы выяснить, выходит ли из тела душа и станет ли после этого тело легче. Или, пытаясь обнаружить дух в мертвом теле, он анатомировал ел и констатировал, что при самом подробном изучении он не нашел никакого вечного жизненного принципа.

В буддийских и джайнистских текстах упоминаются и другие мыслители, которые отвергали традиционные брахманские догматы. Однако сведений о материалистических учениях того времени недостаточно чтобы сделать вывод о том, что они были последовательно материалистическими. О взглядах материалистов говорится и в других источниках — в эпосе, в комментариях философов веданты, например Шанкары.

Развитию материалистических воззрений и направлений способствовали новые научные знания, в частности в области естественных наук. Известно, что именно локаятики занимались этими дисциплинами и имеют заслуги в этой области. Хотя мы располагаем неполными данными, очевидно, что с самых древних времен материалистические направления были неотделимой частью процесса развития философского мышления в Индии. Известно также, что они влияли и на некоторые идеалистические системы (например, санкхья, вайшешика, некоторые поздние буддийские школы и т. д.).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

[Учение Иисуса]

[Учение Иисуса] Т. ДЖЕФФЕРСОН — Б. УОТЕРХАУЗУ26 июня 1822 г.Учение Иисуса просто, оно целиком направлено на счастье человека.1. Есть только один бог, и он совершенен.2. В будущей жизни есть воздаяния и наказания.3. Сущность религии — искренняя любовь к богу и любовь к ближнему,

3. Учение и школа.

3. Учение и школа. - Философствование живет, в сущности, благодаря усилиям тех немногих философов, которые, будучи в одно и то же время вершиной и истоком, и каждый из которых в своей единственности есть только сам масштаб для своей мысли, явились в его истории в продолжение

2. УЧЕНИЕ ШЕЛЕРА

2. УЧЕНИЕ ШЕЛЕРА Соображения об онтологичности и материальности ценности наводят на мысль, не следует ли без всяких оговорок присоединиться к утверждению Шелера, что ценность есть не отношение, а качество, что она вполне объективна. Конечно, по Шелеру, она есть качество в

III. УЧЕНИЕ ВЕД

III. УЧЕНИЕ ВЕД Компетентные ученые, посвятившие всю свою жизнь изучению древней письменности индийцев, высказывают разные точки зрения о духе ведийских гимнов. Пфлейдерер (Pfleiderer) говорит о "примитивной, детски-наивной молитве Ригведы". Пикчет считает, что арийцы Ригведы

§ 98. Способ бытия ноэмы. Учение о формах ноэс. Учение о формах ноэм

§ 98. Способ бытия ноэмы. Учение о формах ноэс. Учение о формах ноэм Однако есть еще нужда в важных дополнениях. Прежде всего надо обратить внимание на то, что любой переход от феномена к рефлексии, каковая сама реально анализирует таковой, или же к совершенно иначе

7.1. Учение о ценности

§1. Доникейское учение

§1. Доникейское учение Проповедников указанного нами субординационизма до Никейского собора 325 года было очень много. Мы коснемся здесь только некоторых имен, и притом только ради примера. 1. Тертуллиан Этот мыслитель – западный (ок. 155 – 222 / 223). Но его учение исторически

3. Учение об уме

3. Учение об уме Колоссальный интерес античного неоплатонизма к проблемам ума освещался нами настолько подробно и часто, что в настоящий момент не стоит его заново излагать. Что же касается западных неоплатоников, то и здесь мы являемся свидетелями весьма сниженного

4. Учение Христа

4. Учение Христа Иисус, вероятно, не умел писать: во всяком случае, от него не осталось ни слова, написанного им самим. Утрачены и все еврейские тексты о Христе, что не так уж удивительно, поскольку первые христианские общины были истреблены или рассеяны после подавления

Учение об истине

Учение об истине В теории познания Гольбах исходит из материалистического решения основного вопроса философии. Он считает, что объектами познания могут быть лишь предметы и явления реального мира. «Только материя может действовать на наши чувства, без которых

От деизма Вольтера — к атеизму великих французских материалистов

От деизма Вольтера — к атеизму великих французских материалистов Выяснение позиции Вольтера в отношении онтологического и гносеологического аспектов основного вопроса философии показывает, что в ряде пунктов его взгляды являются материалистическими, в других —

Материализм в истории индийской духовной культуры занимал особое место и играл значительную роль. Материалистическая традиция была наиболее радикальной в сфере философского поиска: уже в ранний период ее отличало стремление освободить мысль от догматических канонов, закостенелых предрассудков религиозного фанатизма.

Таким образом, речь идет не о случайном эпизоде в истории духовного развития Индии, как то неоднократно пытались квалифицировать некоторые исследователи. Эволюция изучаемой школы продолжалась на протяжении почти двух тысячелетий, а непрерывная полемика между ее представителями и последователями религиозно окрашенных учений свидетельствует об интенсивной борьбе двух основных направлений философии — материалистического и идеалистического уже в эпоху древности и раннего средневековья.

Первый намек на взгляды локаяты зафиксирован в упанишадах. Мифологическим основателем ее выступает обожествленный мудрец Брихаспатп; согласно эпосу, он нередко совершает поступки, враждебные предписаниям ортодоксальной традиции. Любопытно, что в упанишадах Брихаспати возвещает ложное учение, призванное погубить асуров, отвратив их от истины. Оно представляет собой полемически окрашенный редакторами вариант текста древнейшего материализма.

Религиозной идее переселения душ он противопоставляет материалистическое представление о естественном переходе одних форм жизни в другие в соответствии с действующими в природе законами.

Подобный решительный взлет рационалистического и вместе с тем материалистического мировоззрения был бы немыслим без значительного прогресса в области научного знания, прежде всего математики, физики, естественнонаучных дисциплин.

Положение об элементах и их роли в зарождении сознания было связано с определенными успехами в конкретных областях знания, объясняющих процессы, которые совершаются в природе. Материалисты постоянно подчеркивали, что предметом их исследования является чувственно воспринимаемый мир, что лишь доступное анализу бытие способно выступать в качестве подлинного объекта умозаключений. Сверхъестественные явления отрицаются уже потому, что опыт не дает о них никаких свидетельств.

Доктрина локаяты имеет своим исходным пунктом тезис о чувственном восприятии (пратьякша) как единственном источнике реального знания о мире (прамана); утверждения же авторитета, откровение, религиозные тексты, учили локаятики, ничего не могут прибавить к представлениям, почерпнутым из опыта.

Вселенная вечна, и ее законы регулируют изменения, которые совершаются в вещах, состоящих из элементов. Локаятики очевидно, понимали сложность вопроса о происхождении жизни и мышления и не пытались прямо сводить высшие формы жизни к низшим. Сознание, утверждали они, есть результат чрезвычайно разнообразного проявления первоначальных элементов.

Надо сказать, что, отрицая карму, локаята противопоставляла себя не только ортодоксальной традиции, но и всем остальным философским и религиозно-философским течениям. Позиция локаяты, таким образом, представляется уникальной в истории древней и средневековой философской мысли Индии. Смелость выдвинутых положений тем более велика, что центральные тезисы изучаемой школы относятся к весьма раннему периоду.

Этика материалистов казалась их оппонентам наиболее уязвимым местом доктрины. Оппоненты упрекали локаятиков в привязанности к чрезмерным удовольствиям, радостям земной жизни (гедонизму). Этот взгляд представлен и во многих современных научных трудах. В действительности же этические взгляды локаятиков были иными. Никакого призыва к аморализму и нравственной разнузданности в большинстве трактатов, излагающих принципы локаяты, не усматривается (хотя авторами сочинений выступают противники учения). Речь идет лишь об отрицании религиозного этического идеала и связанного с ним нигилистического отношения к любым проявлениям радости и ощущению счастья бытия.

О социальных взглядах чарваков, к сожалению, известно немного. Тем более ценными представляются высказывания упоминавшегося ранее Бхарадваджи, который выступал против варновой системы. Можно предположить, что локаятики не только в собственно философской, но и в социальной сфере оставались верными духу рационалистического радикализма.

В.И. Ленин. Полн. собр. соч., Т. 18, с. 131.

Цитируется по изд.: К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. История Индии. Издание второе исправленное и дополненное. М., 1979, с. 141-145.

Читайте также: