Обеспечение жильем прокурорских работников доклад

Обновлено: 13.05.2024

Поскольку прокуроры являются представителями государственной власти, следовательно, они находятся под особой защитой государства. Под защитой государства также находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях — иные лица, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности прокуроров, или принудить их к изменению ее характера, или из мести за указанную деятельность. Под защитой находится также имущество прокуроров.

Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников регламентируется ст. 44 Закона о прокуратуре и включает в себя: денежное содержание, пенсионное обеспечение, их медицинское обслуживание, а также иные мероприятия, направленные на создание дополнительных гарантий их защиты.

Денежное вознаграждение Генеральному прокурору РФ устанавливается Президентом РФ. Должностные оклады прокурорским работникам устанавливаются Правительством РФ по представлению Генерального прокурора РФ в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора РФ, который составляет 80% должностного оклада Председателя ВС РФ.

Пенсионное обеспечение прокурорских работников и членов их семей осуществляется в соответствии с условиями, нормами и порядком, установленными законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

При направлении в служебные командировки прокурорские работники пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.

Прокуроры имеют право на дополнительную жилую площадь и на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений (до предоставления им жилого помещения для постоянного проживания), если они не обеспечены жильем. Жилые помещения для прокуроров, нуждающихся в улучшении жилищных условий, приобретаются органами прокуратуры за счет средств федерального бюджета, специально выделяемых на эти цели. В жилых помещениях, занимаемых прокурорами, во внеочередном порядке устанавливается (по действующим тарифам) телефон. В таком же порядке предоставляются их детям места в детских дошкольных учреждениях, школах-интернатах, летних оздоровительных учреждениях. За счет средств федерального бюджета осуществляется медицинское обслуживание работников прокуратуры и проживающих с ними членов их семей.

В ст. 45 Закона о прокуратуре определены меры правовой защиты и социальной поддержки, которые в отличие от материального и социального обеспечения установлены не для всех категорий прокурорских работников, а только в отношении прокуроров.

Прокуроры имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия (пистолеты, револьверы) и специальных средств, а также на применение их в порядке, установленном законодательством РФ. Прокуроры подлежат обязательному государственному личному страхованию на сумму, равную 180-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания. В случае гибели (смерти) прокурора, наступившей вследствие причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью по мотиву их служебной деятельности, указанная страховая сумма подлежит выплате в полном объеме их наследникам. При причинении прокурору телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, страховая сумма выплачивается в размере, равном 36-кратному размеру их среднемесячного содержания. В дополнение этого ежемесячно выплачивается компенсация, составляющая разницу между среднемесячным денежным содержанием прокурора и назначенной в связи с этим им пенсией. При расчете размеров выплачиваемой компенсации полученные прокурором суммы выплат по обязательному государственному личному страхованию во внимание не принимаются. Если причиненные прокурору телесные повреждения или иной вред здоровью не повлекли стойкой утраты трудоспособности и не повлияли на дальнейшую его возможность заниматься профессиональной деятельностью, выплачиваемая страховая сумма составляет 12-кратный размер среднемесячного содержания прокурора.

В случае гибели (смерти) прокурора в связи с исполнением служебных обязанностей, а также увольнения со службы прокурора, умершего вследствие причинения ему телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей, нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на его долю частью денежного содержания погибшего (умершего) и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца. При этом суммы выплат, полученные по обязательному государственному личному страхованию, не учитываются. За семьей погибшего (умершего) прокурора также сохраняется право на получение жилого помещения на условиях и основаниях, имевших место на момент его гибели (смерти).

Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, в связи со служебной деятельностью прокурора подлежит возмещению ему или членам его семьи в полном объеме, включая и упущенную выгоду.

Основанием для отказа в выплате страховых сумм и компенсаций является только приговор или постановление суда в отношении лица, признанного виновным в гибели (смерти) прокурора, причинении ему телесных повреждений либо уничтожении или повреждении принадлежащего ему имущества, которым установлено, что эти события не связаны с его служебной деятельностью.

Вопросы для самоконтроля:

Правовой статус прокурорских работников: понятие и содержание?

В чем состоит специфика трудовых отношений прокурорских работников?

Охарактеризуйте требования, предъявляемые к прокурорскому работнику и ограничения, связанные со службой в органах и организациях прокуратуры.

Каким образом в системе органов и учреждений прокуратуры осуществляется повышение квалификации прокурорских работников?

Что такое аттестация прокурорских работников? Ее виды?

Охарактеризуйте особенности привлечения прокуроров к уголовной ответственности.

Что включает в себя материальное и социальное обеспечение прокурорских работников?

1. Настольная книга прокурора / Под ред. С.Г. Кехлерова. М., 2012.

3.Нестерова Т.А., Фадеев Л.А. Российское трудовое право и служба в прокуратуре. Пермь: Изд-во Пермского университета, 2001.

4. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Общая часть. Учебное пособие / отв. ред. Е.Р. Ергашев. Екатеринбург, издательство УрГЮА, 2010

5. Шобухин В.Ю. Вопросы правового регулирования службы в органах прокуратуры // Российский юридический журнал. 2007. № 3.

Раздел II

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Глава10
Прокурорский надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов и соответствием законам правовых актов

В результате освоения данной темы студент должен

знать: основные законодательные положения, регламентирующие содержание прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и законностью правовых актов;

Уметь: составлять акты прокурорского реагирования, вносимые в рамках осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов; применять нормы права, регламентирующие данное направление деятельности прокуратуры РФ;

Владеть: навыками взаимодействия и коллективной работы по вопросам прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов навыками межкультурной (что это такое? См.: Квалификационную характеристику должности прокурора города, района, там прописано более грамотно) профессиональной коммуникации.

Понятие, цели, задачи, предмет, пределы, объекты, субъекты, прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и законностью правовых актов, правовое регулирование

Прокурорский надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов и соответствием законам правовых актов есть одно из направлений деятельности органов прокуратуры РФ по обеспечению соблюдения Конституции РФ, исполнения законов РФ действующих на территории РФ федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и соответствие законам изданных ими правовых актов.

В теории и практике прокурорского надзора его принято подразделять на надзор за исполнением законов в сфере экономики и в социальной сфере. Так же также данное направление надзорной деятельности прокуратуры подразделяют на виды в зависимости от отраслей законодательства, например, надзор за исполнением, трудового, природоохранного законодательства и т.п.

Предметом надзора является за соблюдение Конституции РФ, исполнение законов РФ действующих на территории РФ федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и соответствие законам изданных ими правовых актов.

В соответствиисо ст. 21 Закона о прокуратуре предмет прокурорского включает в себя:

-соблюдение Конституции Российской Федерации;

-исполнение законов действующих на территории РФ поднадзорными субъектами;

-соответствие законам правовых актов, которые издаются поднадзорными субъектами. [15]

Под соблюдением Конституции РФ следует понимать следование установленным запретам, воздержание от действий, нарушающих положения, установленные в основном законе страны. Следовательно, соблюдение закона есть ни что иное как пассивное поведение поднадзорных субъектов.

Наиболее объемный элемент надзора –это исполнение закона. Это активная деятельность поднадзорных субъектов, выраженная в реализации норм, закрепленных в законодательстве Российской Федерации. Исполнение закона выражается в виде действий или правовых актов, служащих формами исполнения законов, охватывающими все области правоприменительной деятельности.

Правовые акты, издаваемые поднадзорными субъектами и объектами в данном направлении прокурорского надзора это: имеющие поднадзорный характер, принимающиеся в целях реализации законов, содержащие в своей основе закрепленные в законе положения, издаваемые в соответствии с действующем законодательством, порождающие изменяющие или прекращающие определенные правоотношения акты.

Правовые акты могут быть изданы в форме приказов, распоряжений, указаний, решений, инструкций, положений и т.д.

Надзор за соответствием правовых актов законам является составной частью предмета вторым элементом данного направления надзорной деятельности прокуратуры. Он имеет особое значение и представляет собой отдельное направление прокурорского надзора в составе надзора за исполнением законов и законности правовых актов. Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением международных договоров РФ, ратифицированных в установленном законом порядке, которые являются согласно ст. 15 Конституции РФ, составной частью правовой системы России.

Органы прокуратуры РФ осуществляют надзор за исполнением законов, но не подзаконных актов. Они призваны осуществлять надзор за законностью подзаконных правовых актов, но не за их исполнением. Следовательно, как деятельность, так и правовые акты поднадзорных объектов и субъектов прокуратурой РФ оцениваются лишь с точки зрения соответствия закону.

Цели надзора -точное и единообразное исполнение законов всеми поднадзорными органами, должностными лицами и гражданами, а также соответствие закону правовых актов, издаваемых органами представительной и исполнительной власти, государственного управления, контроля и другими органами являющихся поднадзорными объектами в данном направлении прокурорского надзора.

Задачи –выявление и устранение выявленных нарушений закона, предупреждение преступлений и других нарушений закона ; активизация и совершенствование деятельностиорганов государственного контроля и правоохранительных органов, направленных на обеспечение исполнения закона и подзаконных актов; проведение в жизнь принципа неотвратимости наказания и ответственности за совершение нарушений закона; выявление проблем действующего законодательства и внесение соответствующих предложений в представительные органы и органы обладающие правом законодательной инициативы; информирование общества о работе органов прокуратуры и состояния законности; совершенствование правовой культуры поднадзорных субъектов.

Объектом надзора за соблюдением Конституции РФ исполнением законов и соответствия законам правовых актов являются совокупность поднадзорных органам прокуратуры органов учреждений и иных структур, деятельность которых входит в предмет данного направления прокурорского надзора.

Субъекты надзора — совокупность поднадзорных органам прокуратуры должностных и иных лиц, деятельность которых входит в предмет данного направления прокурорского надзора.

Объекты и субъекты за законностью деятельности которых осуществляет надзор органы прокуратуры РФ в рамках указанного направления перечислены в ст. 21 Закона о прокуратуре к ним относятся: федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностные лица, субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Важное значение для обеспечения действенного надзора в данном направлении деятельности прокуратуры имеет точное определение пределов прокурорского надзора. Пределы есть границы правовых требований по исполнению определенного характеру законодательства объектами и субъектами прокурорского надзора в данном направлении прокурорской деятельности.

Пределы данного направления прокурорского надзора установлены по:

— предмету (прокуратура не осуществляет надзор за исполнением подзаконных актов, а только за исполнением законов);

— кругу объектов и субъектов надзора (по общему правилу прокурорский надзор не распространяется на деятельность по исполнению законов высшими должностными лицами государства, судами и гражданами);

— характеру прокурорского надзора и мероприятий, рекомендуемых прокурорами в целях устранения нарушений закона, их причин и способствующих им условий, и др. (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре установлены также пределы этого элемента предмета надзора с позиции реализации организационных форм деятельности прокуратуры).

При осуществлении надзора в данном направлении прокурорской деятельности органы прокуратуры РФ: во-первых, не подменяют иные государственные органы, включая органы контроля, а проводят проверки на основании поступающей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования; во –вторых не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре).

Действие положений данного документа (в ред. ФЗ от 31.12.2017 N 492-ФЗ) распространяется в том числе на лиц из числа прокуроров, принятых на 11.01.2018 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях), а также проживающих в служебных жилых помещениях.

Статья 44.1. Обеспечение прокуроров жилыми помещениями

(введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 492-ФЗ)

1. Обеспечение прокуроров жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурорам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата).

2. Прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 настоящей статьи, на основании их обращения либо с их согласия вместо единовременной социальной выплаты при наличии предусмотренных настоящей статьей оснований и условий ее получения могут предоставляться жилые помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации.

3. Единовременная социальная выплата предоставляется прокурорам, имеющим стаж службы в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, и признанным нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры.

4. В целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность нуждающимся в жилом помещении признается прокурор:

а) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

б) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченный общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

в) проживающий в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

г) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

д) проживающий в коммунальной квартире независимо от размера занимаемого жилого помещения;

е) проживающий в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размера занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с прокурором совершеннолетние дети, состоящие в браке.

5. При наличии у прокурора и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

6. При определении уровня обеспеченности прокуроров общей площадью жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность, в том числе при оценке действий, повлекших ухудшение их жилищных условий, под членами семьи понимаются лица, указанные в качестве членов семьи в Жилищном кодексе Российской Федерации.

При расчете размера единовременной социальной выплаты, а также при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого в собственность, в соответствии с настоящим Федеральным законом в составе семьи прокурора учитываются супруга (супруг), состоящие в браке с прокурором или состоявшие в браке с погибшим (умершим) прокурором на день гибели (смерти), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения по основным образовательным программам.

7. При расчете размера единовременной социальной выплаты, а также при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого в собственность, применяются следующие нормы предоставления площади жилого помещения:

а) 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одного человека;

б) 42 квадратных метра общей площади жилого помещения - на семью из двух человек;

в) 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.

8. Прокуроры имеют право на дополнительную площадь жилого помещения.

При расчете размера единовременной социальной выплаты учитывается право прокуроров на дополнительную площадь жилого помещения в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения, а при предоставлении жилого помещения в собственность - в размере 20 квадратных метров общей площади жилого помещения.

При наличии у прокурора и (или) членов его семьи права на дополнительную площадь жилого помещения по иным основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в случае, если прокуроры являются членами одной семьи, размеры дополнительной площади не суммируются.

9. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного или жилого дома может быть предоставлено в собственность жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный на основании пунктов 7 и 8 настоящей статьи с учетом права на дополнительную площадь жилого помещения, но не более чем на 9 квадратных метров общей площади жилого помещения.

10. Жилые помещения могут быть предоставлены прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 настоящей статьи, в собственность с их согласия с превышением размера общей площади жилого помещения, определенного на основании пунктов 7 - 9 настоящей статьи, при условии оплаты за счет собственных средств общей площади жилого помещения, превышающей этот размер, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 516-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок оплаты общей площади жилого помещения, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный на основании пунктов 7 - 9 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

11. Единовременная социальная выплата предоставляется в порядке очередности исходя из даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

12. Прокуроры и лица, указанные в пункте 17 настоящей статьи, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеющие трех и более детей, совместно с ними проживающих, либо награжденные нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", либо удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо являющиеся ветеранами или инвалидами боевых действий, имеют право на предоставление единовременной социальной выплаты в первую очередь по отношению к прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 настоящей статьи, принятым на учет в том же году.

13. Право лиц, указанных в пункте 12 настоящей статьи, на первоочередное предоставление им единовременной социальной выплаты реализуется с учетом даты подачи ими заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

14. Прокуроры, которые с намерением получить единовременную социальную выплату или жилое помещение в собственность совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.

15. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий прокурора, относятся действия прокурора или членов его семьи, связанные:

а) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруги (супруга), несовершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей, а также детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);

б) с меной жилых помещений (обменом жилыми помещениями);

в) с невыполнением условий договора социального найма или договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, повлекшим выселение из жилого помещения в судебном порядке;

г) с выделением долей собственниками жилых помещений в праве общей собственности на жилые помещения;

д) с отчуждением жилых помещений или их частей.

16. Порядок расчета размера единовременной социальной выплаты и ее перечисления прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

17. Право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях:

а) лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, за исключением лиц, уволенных в соответствии с подпунктами "б" - "е" пункта 1 статьи 43 настоящего Федерального закона;

б) проживавшими совместно с прокурором членами его семьи в случае гибели (смерти) прокурора вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, независимо от стажа службы погибшего (умершего) прокурора, если указанные члены семьи признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, либо если эти основания имелись на момент гибели (смерти) прокурора и сохранились после его гибели (смерти). При этом предоставление единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность осуществляется указанным членам семьи в равных долях. За вдовами (вдовцами) прокуроров право на предоставление единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность сохраняется до повторного вступления в брак;

в) инвалидами I и II групп, которые уволены из органов прокуратуры по состоянию здоровья независимо от стажа службы и инвалидность которых наступила вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, если они признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, либо если эти основания имелись на момент их увольнения.

18. Прокурорам, не имеющим жилых помещений по месту службы, предоставляются служебные жилые помещения.

19. В целях предоставления служебного жилого помещения не имеющим жилого помещения по месту службы признается прокурор:

а) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

б) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы.

20. Состав семьи прокурора в целях предоставления служебного жилого помещения и нормы предоставления площади служебного жилого помещения определяются в соответствии с абзацем вторым пункта 6 и пунктом 7 настоящей статьи.

Основания и условия предоставления дополнительной площади служебного жилого помещения по нормам, определяемым в соответствии с абзацем вторым пункта 8 настоящей статьи, устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

В случае невозможности предоставления прокурору служебного жилого помещения по установленным нормам допускается при его согласии предоставление меньшего по площади служебного жилого помещения.

21. При невозможности предоставления служебного жилого помещения прокурору, признанному не имеющим жилого помещения по месту службы, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в размере и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

22. Работники, замещающие в научных и образовательных организациях прокуратуры должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые установлены пунктами 18 - 21 настоящей статьи.

23. За лицами, указанными в подпунктах "б" и "в" пункта 17 настоящей статьи, проживающими в служебных жилых помещениях, сохраняется право на проживание в таких жилых помещениях до получения ими единовременной социальной выплаты.

24. Лица, проживающие в служебных жилых помещениях, получившие в соответствии с настоящей статьей единовременную социальную выплату, сохраняют право на проживание в таких жилых помещениях в течение трех месяцев с даты предоставления единовременной социальной выплаты.

25. Порядок признания прокуроров нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, не имеющими жилых помещений по месту службы, принятия прокуроров на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, в качестве не имеющих жилых помещений по месту службы, ведения соответствующих видов учета и порядок принятия решений о предоставлении единовременной социальной выплаты, жилых помещений в собственность, служебных жилых помещений устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации.


Структура и система прокуратуры

По закону, прокуроры — это госслужащие. В итоге они вправе рассчитывать на особую защиту государства. Каковы меры социальной поддержки прокурорских работников введены законодательством РФ, а также на какие гарантии со стороны государства они могут рассчитывать и сколько зарабатывают, рассказано ниже в статье.

Социальная и правовая защита работников прокуратуры

Прокуроры как госслужащие, вправе рассчитывать как на правовую, так и на социальную защиту со стороны российских властей. Определенные гарантии от государства получают и их родные, а в некоторых ситуациях, и иные лица. К таким лицам относятся те, на здоровье и недвижимость/движимое имущество которых посягают для воспрепятствования деятельности прокуратуры, или принуждения их к ее корректировке, или мести прокурору за его работу. Под госзащиту подпадает и движимое/недвижимое имущество приведенных лиц.

Какие гарантии предоставляет государство

По закону, под социальной поддержкой и правовой защитой работников прокуратуры понимаются предоставляемые государством социальные и юридические гарантии соответственно. Так, их погребение производится на бюджетные средства, выделяемые надзорному ведомству. Это правило касается прокуроров:

  • погибших или умерших во время несения госслужбы;
  • уволенных с работы;
  • умерших после получения травм при исполнении должностных обязанностей.

Кроме того, в целях личной защиты прокуроры вправе носить с собой, применять и хранить дома пистолет, спецсредства и СИЗ.

Также, по закону, прокуроры подлежат обязательному государственному личному страхованию на сумму равную 180 средним зарплатам, то есть, денежным содержаниям работника прокуратуры.

Причем сотрудникам надзорного ведомства положены и другие страховые выплаты. Это касается случаев:

  1. Увольнения или трагической гибели (смерти) сотрудника прокуратуры во время несения службы — если приведенные события наступили из-за получения тяжелых травм на госслужбе. Причем, наследникам умершего положена страховая выплата, равная 180 з/п прокурора.
  2. Причинения работнику надзорного ведомства в рабочее время различных травм или другого вреда, приведшего к стойкой утрате нетрудоспособности и увольнению из надзорного ведомства — страховая выплата равна 36 зарплатам.
  3. Причинения сотруднику прокуратуры легкого вреда здоровью, сильно не затронувшего его трудоспособность — страховая выплата равна 12 з/п.

В случае получения работником прокуратуры при исполнении им должностных обязанностей травм, несовместимых с работой в надзорном ведомстве, ему положена ежемесячная компенсация. Она рассчитывается по следующей формуле: зарплата — пенсия по потере трудоспособности. Причем при определении размера компенсации не учитываются страховые суммы.

В случае официального увольнения, а также смерти при несении службы или после получения прокурором тяжелых травм, иждивенцам из его семьи положена ежемесячная материальная компенсация. Она рассчитывается как разница: часть з/п усопшего — социальная пенсия по потере кормильца (без добавления к пенсии страховых сумм).

Для установления приходящейся на иждивенца доли средняя зарплата усопшего прокурора делится на количество членов его семьи — и иждивенцев, и трудоспособных. Также, семья данного работника прокуратуры вправе рассчитывать на получение от государства жилья.

Ущерб, нанесенный сотруднику прокуратуры и его семье при порче и уничтожении недвижимого/движимого имущества, должен быть возмещен полностью. Сюда входит и упущенная выгода.

Гаврилова Ольга

Стаж работы в качестве адвоката — 21 год. С 2015 г. является экспертом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области Гончарова А.Н.

Однако, в выплате денежных компенсаций и страховки, по закону, могут и отказать. Такое возможно, если судом обвиняемый признан виновным в смерти сотрудника прокуратуры или нанесении травм, или порче его имущества, и об этом вынесен соответствующий приговор (постановление). Причем судьей был установлен факт того, что приведенные жизненные обстоятельства не появились при исполнении прокурором должностных обязанностей.

Какими документами предусмотрено, статья ФЗ

На законодательном уровне меры правовой и социальной защиты прокуроров установлены ст. 45 Закона о прокуратуре, то есть в ФЗ № 2202-1 от 17 января 1992 г. Порядок же проведения их похорон установлен Приказом Генпрокуратуры РФ № 48 от 30 января 2017 г.

Право прокурора на ношение оружия установлено Приказом Генпрокурора РФ № 296 от 12 сентября 2011 г. За причиненный работнику прокуратуры ущерб ему положена денежная компенсация и иное возмещение, установленное Постановлением Правительства РФ № 647 от 27 октября 2005 г.

Что же касается государственной защиты прокуроров, их движимого/недвижимого имущества и близких родственников, то ее порядок установлен ФЗ № 45 от 20 апреля 1995 г., а также соответствующими актами НПА РФ.


Кто присваивает классные чины прокурорским работникам?


Порядок присвоения классных чинов прокурорским работникам


Нормативно-правовая база регламентирующая деятельность прокуратуры

Материальное обеспечение прокурорских работников

По закону, под зарплатой сотрудника прокуратуры понимается его денежное содержание (ст. 44 ФЗ № 2202-1). В з/п входит:

Причем иные доплаты делаются за:

  • выслугу лет;
  • сложность работы, достижения в госслужбе — 50% оклада как максимум;
  • особые условия работы — 175% оклада;
  • классный чин.

Размер оклада прокурора определяется, как определенный % от оклада первого зама Генпрокурора РФ. Оклад первого зама Генпрокурора равен 80% оклада Председателя ВС РФ.

Размеры прокурорских окладов приведены в Приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ № 206 от 1 марта 2018 г.

На некоторых должностях в прокуратуре положено и денежное поощрение. Размер ежемесячной выплаты определяется, как количество окладов. Размеры поощрений приведены ниже в таблице.

Размер денежного поощрения — Количество окладов прокурора Занимаемая должность
1 5–2 От Первого зама Генпрокурора до зама начальника отдела в управлении
2 3,75 Прокурор из областной и спецпрокуратуры
3 3 Зам прокурора, в том числе и первый
4 2 Старший помощник
5 1,75 Помощник по особо важным поручениям
6 1 Помощник прокурора
7 1 Прокурор из районной и городской прокуратуры, других территориальных и спецпрокуратуры

Работнику прокуратуры ежемесячно положена доплата за прокурорский классный чин. Ее размер определяется, как определенный % от оклада. Суммы надбавки приведены ниже в таблице.

Деньги за выслугу лет также положены 1 раз в месяц. Размер доплаты определяется в виде % от 2 сумм: За классный чин (Оклад за звание на военной службе) + Должностной оклад. Размеры надбавки при выслуге лет (в годах):

  • от 2 до 5 лет — 20%;
  • 5-9 — 35%;
  • 10-14 — 45%;
  • 15-19 — 55%;
  • 20 лет и больше — 70%.

Доплата делается и за ученую степень прокурора. Кандидаты наук и доценты могут рассчитывать на надбавку в 5% от оклада, а доктора наук, и заслуженный юрист РФ и профессора — в 10%.

В итоге прокуроры, являясь госслужащими и официальными представителями государственной власти, находятся под особой защитой со стороны государства. Причем сотрудники прокуратуры могут рассчитывать как на соцгарантии, так и на юридическую помощь. Кроме того, им предоставляется неплохое материальное обеспечение.

1. Обеспечение прокуроров жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурорам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата).

2. Прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 настоящей статьи, на основании их обращения либо с их согласия вместо единовременной социальной выплаты при наличии предусмотренных настоящей статьей оснований и условий ее получения могут предоставляться жилые помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации.

3. Единовременная социальная выплата предоставляется прокурорам, имеющим стаж службы в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, и признанным нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры.

4. В целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность нуждающимся в жилом помещении признается прокурор:

а) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

б) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченный общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

в) проживающий в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

г) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

д) проживающий в коммунальной квартире независимо от размера занимаемого жилого помещения;

е) проживающий в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размера занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с прокурором совершеннолетние дети, состоящие в браке.

5. При наличии у прокурора и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

6. При определении уровня обеспеченности прокуроров общей площадью жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность, в том числе при оценке действий, повлекших ухудшение их жилищных условий, под членами семьи понимаются лица, указанные в качестве членов семьи в Жилищном кодексе Российской Федерации.

При расчете размера единовременной социальной выплаты, а также при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого в собственность, в соответствии с настоящим Федеральным законом в составе семьи прокурора учитываются супруга (супруг), состоящие в браке с прокурором или состоявшие в браке с погибшим (умершим) прокурором на день гибели (смерти), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения по основным образовательным программам.

7. При расчете размера единовременной социальной выплаты, а также при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого в собственность, применяются следующие нормы предоставления площади жилого помещения:

а) 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одного человека;

б) 42 квадратных метра общей площади жилого помещения - на семью из двух человек;

в) 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.

8. Прокуроры имеют право на дополнительную площадь жилого помещения.

При расчете размера единовременной социальной выплаты учитывается право прокуроров на дополнительную площадь жилого помещения в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения, а при предоставлении жилого помещения в собственность - в размере 20 квадратных метров общей площади жилого помещения.

При наличии у прокурора и (или) членов его семьи права на дополнительную площадь жилого помещения по иным основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в случае, если прокуроры являются членами одной семьи, размеры дополнительной площади не суммируются.

9. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного или жилого дома может быть предоставлено в собственность жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный на основании пунктов 7 и 8 настоящей статьи с учетом права на дополнительную площадь жилого помещения, но не более чем на 9 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 8 января 2020 г. - Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 516-ФЗ

10. Жилые помещения могут быть предоставлены прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 настоящей статьи, в собственность с их согласия с превышением размера общей площади жилого помещения, определенного на основании пунктов 7 - 9 настоящей статьи, при условии оплаты за счет собственных средств общей площади жилого помещения, превышающей этот размер, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Порядок оплаты общей площади жилого помещения, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный на основании пунктов 7 - 9 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

11. Единовременная социальная выплата предоставляется в порядке очередности исходя из даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

12. Прокуроры и лица, указанные в пункте 17 настоящей статьи, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеющие трех и более детей, совместно с ними проживающих, либо награжденные нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", либо удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо являющиеся ветеранами или инвалидами боевых действий, имеют право на предоставление единовременной социальной выплаты в первую очередь по отношению к прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 настоящей статьи, принятым на учет в том же году.

13. Право лиц, указанных в пункте 12 настоящей статьи, на первоочередное предоставление им единовременной социальной выплаты реализуется с учетом даты подачи ими заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

14. Прокуроры, которые с намерением получить единовременную социальную выплату или жилое помещение в собственность совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.

15. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий прокурора, относятся действия прокурора или членов его семьи, связанные:

а) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруги (супруга), несовершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей, а также детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);

б) с меной жилых помещений (обменом жилыми помещениями);

в) с невыполнением условий договора социального найма или договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, повлекшим выселение из жилого помещения в судебном порядке;

г) с выделением долей собственниками жилых помещений в праве общей собственности на жилые помещения;

д) с отчуждением жилых помещений или их частей.

16. Порядок расчета размера единовременной социальной выплаты и ее перечисления прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

17. Право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях:

ГАРАНТ:

См. Положение о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность) гражданским лицам, назначенным на должности военных прокуроров, и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1, утвержденное приказом Генеральной прокуратуры РФ от 15 июля 2020 г. N 378

а) лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, за исключением лиц, уволенных в соответствии с подпунктами "б" - "е" пункта 1 статьи 43 настоящего Федерального закона;

б) проживавшими совместно с прокурором членами его семьи в случае гибели (смерти) прокурора вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, независимо от стажа службы погибшего (умершего) прокурора, если указанные члены семьи признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, либо если эти основания имелись на момент гибели (смерти) прокурора и сохранились после его гибели (смерти). При этом предоставление единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность осуществляется указанным членам семьи в равных долях. За вдовами (вдовцами) прокуроров право на предоставление единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность сохраняется до повторного вступления в брак;

в) инвалидами I и II групп, которые уволены из органов прокуратуры по состоянию здоровья независимо от стажа службы и инвалидность которых наступила вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, если они признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, либо если эти основания имелись на момент их увольнения.

18. Прокурорам, не имеющим жилых помещений по месту службы, предоставляются служебные жилые помещения.

19. В целях предоставления служебного жилого помещения не имеющим жилого помещения по месту службы признается прокурор:

а) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

б) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы.

20. Состав семьи прокурора в целях предоставления служебного жилого помещения и нормы предоставления площади служебного жилого помещения определяются в соответствии с абзацем вторым пункта 6 и пунктом 7 настоящей статьи.

Основания и условия предоставления дополнительной площади служебного жилого помещения по нормам, определяемым в соответствии с абзацем вторым пункта 8 настоящей статьи, устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

В случае невозможности предоставления прокурору служебного жилого помещения по установленным нормам допускается при его согласии предоставление меньшего по площади служебного жилого помещения.

21. При невозможности предоставления служебного жилого помещения прокурору, признанному не имеющим жилого помещения по месту службы, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в размере и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

22. Работники, замещающие в научных и образовательных организациях прокуратуры должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые установлены пунктами 18 - 21 настоящей статьи.

23. За лицами, указанными в подпунктах "б" и "в" пункта 17 настоящей статьи, проживающими в служебных жилых помещениях, сохраняется право на проживание в таких жилых помещениях до получения ими единовременной социальной выплаты.

24. Лица, проживающие в служебных жилых помещениях, получившие в соответствии с настоящей статьей единовременную социальную выплату, сохраняют право на проживание в таких жилых помещениях в течение трех месяцев с даты предоставления единовременной социальной выплаты.

25. Порядок признания прокуроров нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, не имеющими жилых помещений по месту службы, принятия прокуроров на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, в качестве не имеющих жилых помещений по месту службы, ведения соответствующих видов учета и порядок принятия решений о предоставлении единовременной социальной выплаты, жилых помещений в собственность, служебных жилых помещений устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

ГАРАНТ:

О порядке обеспечения жилыми помещениями гражданских лиц, назначенных на должности военных прокуроров см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 июля 2020 г. N 378

См. Положение о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам и работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры РФ должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов и Положение о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность), утвержденные приказом Генеральной прокуратуры РФ от 2 октября 2018 г. N 624

Читайте также: