О современности и несвоевременности философии доклад

Обновлено: 03.07.2024

Современная философия представляет собой единое, но разнородное целое. Изучающему философию следует ориентироваться в этой разнородности. Недостаточно знать только одно философское направление, ибо в таком случае теряются достоинства других воззрений. Выше уже отмечалось, что одни философы удачнее реализуют научную, а другие эстетическую или морально-практическую сторону философии. Уже в этом отчетливо дана разнородность философии.

Еще отчетливее на разнородность современной философии указывает наличие четырех главных философских школ. Сейчас мы их только назовем, а обстоятельно они будут рассмотрены чуть ниже. В Англии, США, скандинавских странах доминирует аналитическая философия, в которой первостепенное значение придают анализу языка, логики, науки. В ФРГ — стране, где очень сильны философские традиции, доминируют феноменология и герменевтика. Во Франции и США больше чем в других странах сторонников постмодернизма. Итак, в наши дни можно выделить четыре главных направления философии интернационального содержания — это аналитическая философия, феноменология, герменевтика и постмодернизм.

О философской ситуации в России

При оценке философской ситуации в России следует иметь в виду три обстоятельства.

• Многие философы, ученые и преподаватели, люди, прошедшие их школу, являются сторонниками, сознательными или бессознательными, диалектического материализма — той самой философии, которую развивали Маркс, Энгельс и Ленин.

• Значительная часть наших людей приобщается к упомянутым выше философским направлениям — аналитической философии, феноменологии, герменевтике и постмодернизму, приобретших статус признанных составляющих мировой философии.

• Третью, также большую по численности группу наших соотечественников составляют те, кто является сторонником особого, русского, российского пути в философии. При этом под русской понимается прежде всего та философия, которая существовала в России до 1917 г. и которая была продолжена вынужденными и добровольными эмигрантами. Речь идет о философии B.C. Соловьева, П.В. Флоренского (погиб в сталинских застенках), Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева и др.

О плюрализме в философии

В переводе с латинского плюрализм означает признание правомерности не одного, а многих, в данном случае философских, воззрений. Плюралисты выступают против однопартийности в философии. Именно такая точка зрения проводится в этой книге, что, как мы полагаем, соответствует состоянию современной мировой философской мысли, не совместимой с изоляционизмом, где бы он не проводился — в Америке, Англии, ФРГ или России.

В наши дни открыто выступать против плюрализма отваживаются редко, никто не хочет прослыть ретроградом. Тем не менее антиплюрализм жив, часто его маскируют в красивые одежды. Предлагают, например, изучить главное в философии, а несущественное опустить. Глядь, а оказывается, культивируется только одна точка зрения, плюрализма-то и нет. В старых советских учебниках философии изучались воззрения многих философов, но интерпретация их проводилась односторонне, исключительно с диалектическо-материалистических позиций. Что не согласовывалось с этой позицией, отвергалось; этот не диалектик, тот не материалист и т. д. Такая позиция напрочь исключает плюрализм.

Особо следует сказать, что плюрализм пронизывает собой всю науку, принципиальные споры ведут между собой не только гуманитарии, но и математики, и физики, т. е. представители тех наук, в которых, казалось бы, сама их строгость исключает разброс мнений. Действительное положение дел свидетельствует в пользу реальности плюрализма во всех науках.

Увы, в преподавании многих наук плюрализм обычно даже не упоминается. Наученные таким образом студенты вузов и техникумов считают плюрализм чем-то экзотическим, уместным разве что в практической жизни. Плюрализм в философии тогда воспринимается чуть ли не как ее недостаток. Между тем плюрализм в образовании — это всегда противовес догматизму. По этой причине изучение различных философских систем очень благотворно, ибо здесь как раз и заключено основное противоядие от догматизма. В философии потенциал плюрализма очень велик, он выявлен давно, и, конечно же, его использование — благотворное дело.

1. Проблема культуры в современной философии

1. Проблема культуры в современной философии Исходное представление о культуре Понятие культуры принадлежит к категориям общеисторическим и общефилософским, то есть к таким, которые имеют силу для всех эпох.У В. Даля мы находим следующее толкование слова

КРИЗИС РАЦИОНАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ[133]

1. Главные направления современной философии

1. Главные направления современной философии Философия XX в. представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм расширился и обогатился как за счет дальнейшего развития науки и практики, так и за счет развития самой философской мысли в предшествующие

З.А.Сокулер. Проблема "следования правилу" в философии Людвига Витгенштейна и ее значение для современной философии математики

З.А.Сокулер. Проблема "следования правилу" в философии Людвига Витгенштейна и ее значение для современной философии математики Проблема "следования правилу" возникает в рассуждениях Витгенштейна необходимым образом. В самом деле, он рассматривает значение как

3.2. Фундаментальные понятия современной философии

3.2. Фундаментальные понятия современной философии Рассмотрим соотношение основных понятий в современной философии. Надо заметить, что общепринятые устоявшиеся определения основных понятий отсутствуют. Наиболее полные определения, на наш взгляд, можно найти в учебном

Глава 4. О современной философии

Глава 4. О современной философии Однако здесь мне могут возразить следующее: так как воображение, по моему собственному признанию, является последней судебной инстанцией для всех систем философии, то я поступаю несправедливо, осуждая древних философов за то, что они

Деформации современной философии

Деформации современной философии В философии Нового времени еще Бэкон рассматривает три термина Deus, Homo, Natura в качестве объектов трех различных областей познания, которым соответствуют три главных раздела его философии;[53] однако главную роль он отводит «естественной

Глава 8 ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Глава 8 ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ В начале VI века н. э. Боэций определил личность как "индивидуальную субстанцию рациональной природы". Это определение, которое стало классическим и было принято, например, святым Фомой Аквинским, очевидно,

Глава 29. Обзор современной философии

Глава 29. Обзор современной философии В этой главе мы вкратце рассмотрим ряд направлений современной философии, а именно некоторые особенности логического позитивизма и аналитической философии (Поппер, Кун и Витгенштейн), феноменологии и экзистенциализма. Мы затронем

25. Где исток современной апатии в философии?

25. Где исток современной апатии в философии? Повсеместные уныние и неуверенность, охватившие философскую общественность в последнее время, неуверенность в том, что философия способна занять то высокое место в обществе и культуре, которое у нее было ранее, выносят

33. Можно ли говорить о современной философии?

А) бессилие современной философии

А) бессилие современной философии 1Некоторые вещи приобретают прочность, только когда они становятся слабыми. До тех пор им грозит опасность внезапной и неожиданной гибели. Здоровье крепнет в старческом возрасте. Так и философия насчитывает как раз теперь самое большое

Б) Ученость современной философии

Б) Ученость современной философии 1Каждая философия должна уметь удовлетворить моему требованию: концентрировать человека, – в настоящее время этого не в состоянии сделать ни одна.2Переделать философию в науку, как это делает Тренделенбург, значит окончательно сложить

Гост

ГОСТ

Характеристика современной философии

Современная философия берет свое начало во второй половине XIX века и связана со становлением неклассической философией, развивавшейся после немецкой философии, получившей название классической. Причиной появления новых направлений стало усложнение социальных связей, многообразие общественных отношений, выделение связей между индивидом и обществом, развитие интереса к человеку и его внутреннему миру, прогресс в научно-техническом плане.

Философия XX века воплотилась во множестве направлений, в них отражены попытки представить окружающий мир в его целостности и многообразии, отсюда противоречия, которые появляются при анализе направлений. Философские системы были направлены на разных людей, разные запросы, соответственно, они дают и разное миропонимание, однако это не исключает возможность диалога культур.

В философии нашли свое отражение и значительно на нее повлияли потрясения XX века, связанные с войнами, государственными и социальными трансформациями, развитие науки, формирование массового общества и массовой культуры. Изменения отразились в культуре, живописи, музыке, литературе. Философия постепенно из аналитико-рациональной превращается в процесс творчества, становится доступной не только для узких специалистов, но и для широких кругов непрофессиналов - любителей, стремящихся выразить свой взгляд на реальность, осмыслить и дать свое решение вечным проблемам бытия.

Современная философия критически относится к классическому мышлению, отвергает позитивизм и веру в социальный прогресс, ему присущи общее настроение пессимизма и разочарования в мире. В центре внимания - человек с его проблемами и одиночеством, а также иррациональные, мистические, бессознательные элементы бытия, эзотерика. Наука больше не рассматривается как единственный источник знания, конкуренцию ей составляет знание, добытое при помощи интуиции, действие инстинктов и эзотерических способов.

Готовые работы на аналогичную тему

Направления современной философии:

  • сциентизм - основан на точке зрения, согласно которой наука способна решить все социальные проблемы;
  • антисциентизм - отрицание веры в науку как единственного способа разрешения проблем общества;
  • фрейдизм - психолого-философское направление, основанное на психологии З. Фрейда и его последователей, в котором ведущим началом в человеческой личности признается бессознательное и его либило;
  • экзистенциализм - рассматривает личность как уникальный продукт, однако человек живет в мире абсурда, лишенном смысла. Постигая свою экзистенцию (существование) человек обретает свободу;
  • позитивизм и постпозитивизм - философское направление, которое основано на научных достижениях, признание в качестве истины лишь тех знаний, которые основаны на опыте и логике.

Постмодерн

Постмодерн отражает особенности современной философии второй половины XX века. К данному направлению относятся такие философы, как:

  • Жак Лакан;
  • Жак Деррида По данной теме мы уже выполнили реферат Жак Деррида. Деконструкция. подробнее ;
  • Жорж Батай;
  • Мишель Фуко По данной теме мы уже выполнили реферат "Археология знания" Мишель Фуко подробнее ;
  • Ролан Барт;
  • Ричард Рорти и др.

Однако не все исследователи относят выше перечисленных философов к постмодерну. Нередко Фуко По данной теме мы уже выполнили реферат Понятие Гетеротопии. Мишель Фуко подробнее и Лакана причисляют к структурализму, а Рорти - к американской аналитической философии. Однако это только подчеркивает неустоявшийся характер современной философии.

Постмодернисты отбросили все основания бытия, они отказались от употебления таких понятий, как бог, душа, я, внешний мир и т.д. Они признают власть случая и хаоса, считают, что философия находится в одном кругу не с религией и наукой, а политикой и искусством. Они являются сторонниками номинализма - учения, которое признает только единичные вещи, а все остальное есть только творение ума и в мире ему ничего не соответствует.

В качестве одной из своих задач философы-постмодернисты видели слом веры в силу разума, они считают, что стремление к истине есть эгоистическое и ложное проявление разума, стремящегося оправдать свои тоталитарные притязания. Деррида По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма подробнее видел в стремлении познать истину проявление агрессивности и сексуальности. По его мнению, мужчина-ученый срывает с женщины-природы ее покровы, получая от этого удовлетворение своих желаний.

Герменевтика

Герменевтика представляет собой направление в философии, основанное на правильном понимании и постижении смысла, она также составляет одну из методологических проблем гуманитарных наук.

Значительный вклад в развитии герменевтики в XX веке внес Гадамер По данной теме мы уже выполнили эссе Гадамер. Миф и разум подробнее . Он утверждал, что истину не может познать и сообщить кто-то один. Сущность герменевтики состоит в умении поддерживать диалог, давать свободно высказывать тому, кто мыслит по-другому, уметь слышать другого.

Гадамер пытался примирить науку и философию, доказывая, что научное знание - всего лишь одна из граней знания, истина познается не только и не столько при помощи научных методов. Вненаучными способами постижения являются искусство, философия, история. Гуманитарные науки познают те стороны жизни, в которых включен сам познающий, а значит, методы их познания также должны быть другими, они не должны просто копировать методы естествознания.

Важнейшей характеристикой бытия, согласно Гадамеру, выступает историчность, т.е. определенность временем, местом, событием, в котором находится человек. Человек зачастую не столько познает мир, сколько переживает, т.е. проходит опытным путем.

Ирина Полякова


Игорь Кириллов диктор умер

Какой диктор умер сегодня

Кэмерон Хэррин

Маньяк в Набережных Челнах 2021

Выброс хлора в Ижевске

Игорь Утёсов

Вадим Гаевский

Выплатят ли школьникам по 10000 рублей в декабре 2021 года в России?

Философию 19-20 вв. называют “современной философией” - это философия, которая возникла после немецкой классической философии и, в значительной степени, развивалась на ее базе. Включает несколько десятков течений и направлений.

Существенные признаки современной философии:

  1. “Практицизм” - направленность на реальную жизнь;
  2. “Эволюционизм” - широкое распространение идеи эволюции природы, общества, человеческого познания;
  3. “Релятивизм” - идея относительности знания;
  4. “Сциентизм” - тесная связь с другими науками;
  5. “Рационализм” и “иррационализм” - обострение борьбы направлений.

Направления современной философии.

“Позитивизм” (положительный) – обозначение особого философского направления, возникшего в 30-е годы 19 в. и сохранившееся до наших дней. Предметом исследования является научное познание, его логика и методология. Прошел в своем развитии 4 стадии: 1) первый, классический, позитивизм (О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер) – выведение из фактов действительности их “скрытых причин” - законов природы, разработка логики и методологии; 2) эмпириокритицизм (махизм) (Э.Мах, Р.Авенариус) – как на базе опыта образуются научные понятия; 3) неопозитивизм (логический) (М.Шлик, Р. Карнап) – анализ знания через возможность выражения его в языке; 4) постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд).

“Марксистская философия” - включает марксизм, политическую экономию, научный коммунизм. Марксистская философия состоит из 2-х частей: диалектического материализма и исторического материализма. Основные представители: К.Маркс, Ф.Энгельс.

“Неокантианство” - совокупность течений физиологического неокантианства и философии марбургской и баденской (фрейбургской) школ.

Физиологической неокантианство - О.Либерман, Ф.А.Ланге. Марбургская школа – Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер. Основная проблематика – изучение проблем естественных наук. Баденская школа – В.Виндельбандт, Р.Риккерт. Основная проблематика – исторические науки и специфика их методологии.

“Прагматизм” - философское направление, в котором практика (опыт) выступает в качестве основного методологического принципа, а практическая эффективность – как критерий истинности. Основные представители – Ч.Пирс, У.Дженкс, Дж.Дьюи.

“Психоаналитическая философия” - основным объектом исследования является психика человека, понимаемая как состоящая из различных слоев, важнейшие из которых – сознание и бессознательное. Центральная проблема – учение о бессознательном, его природе и происхождении, взаимодействии с сознанием. Основные представители – З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм.

“Философия жизни” - центральное понятие “жизнь” как исходная интуитивно постигаемая целостная реальность. Представители – А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон, В.Дильтей, О.Шпенглер, Г.Зиммель. Основные идеи в работах А.Шопенгауэра – в основе бытия - “воля к жизни”. В философии Ф.Ницше - жизнь проявление стихийного становления бытия, все живое обладает “волей к власти”. А.Шопенгауэр – жизнь как космическая сила, “жизненный порыв”. Историцистский вариант философии жизни предствлен в работах В.Дильтея, О.Шпенглера, Г.Зиммеля – главный объект исследования человеческая культура, происхождение и сущность ее различных форм.

“Феноменология” - учение о феноменах, основоположником которого был Э.Гуссерль.

Фундаментальные принципы: 1) человек обладает сознанием, что самоочевидно для любого мыслящего существа; 2) методом познания всего, лежащего за пределами сознания является сознание. Т.о. человек познает проявление изучаемых объектов в сознании, т.е. феномены или явления.

“Экзистенциализм” - философия существования. Центральное место – проблема человеческого существования (экзистенция): акцент на трагичность; понимание творчества как способа функционирования человека в мире. Экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, Хайдеггер).

“Герменевтика” - центральная проблема - понимание (Ф.Шлейермахер, В.Дильтей, М.Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер). Общая герменевтика и философская герменевтика. Герменевтика занимается исследованием любых текстов.

“Структурализм”. Периоды развития: 1) предструктурализм – структуры в языке и в литературных произведениях (1920-е г.г. Ф.де Соссюр); 2) структурализм – структуры в языке, сознание и бессознательное в литературе, текстах (1940-1980 гг. К.Леви-Стросс, Ж.Лакан, М.Фуко); 3) постструктурализм – то, что выходит за рамки структур (1970 – до наст.вр.). В структурализме изучаемый объект понимается как язык или текст, написанный на этом языке. Язык – некая система, обладающая внутренней структурой.

“Постструктурализм” (Ж.Делез, Ж.Деррида, Ж.-Ф.Лиотар и т.д.). В центре изучения данной философии – то в субъекте, что влияет на становление структур. Субъект – думающий, переживающий, действующий.

“Постмодернизм” - особое направление современной философии, специальное направление в культуре и науке. Крайне разнородное течение, не получившее организованного оформления. Постмодернизм – попытка философского осмысления человеческой культуры. В основе – отказ от фундаментальных идей и идеалов эпохи Нового времени, избавление культуры от диктата разума и традиций. Любая истина может быть и должна быть подвергнута сомнению.

Читайте также: