Народные инструменты приморского края доклад

Обновлено: 05.07.2024

Сама по себе культура Дальнего Востока существует в самой неразрывной связи с её этническими носителями - с жителями Дальнего Востока. Этнос Дальнего Востока развивался в течении веков в условиях жёсткого диктата суровых погодных условий на протяжении практически всего года. И народы, народности Дальнего Востока сформировали ряд специфических, культурных новообразований, в которые были включены и религия, и шаманские традиции, и нравственные нормы и морали, и творческие инициативы отдельных людей и древних племён.

Культура Дальнего Востока - это огромный пласт, значительный срез этногенеза народа в самом чистом и неразбавленном массовыми явлениями проявлениях. Изучение её в различных сферах и срезах, пристальное рассмотрение народных традиций и культурного наследия даёт возможность глубже и полнее погрузиться в изучение таинственности самого Дальнего Востока.

ВложениеРазмер
narodnoe_tvorchestvo_khabarovskogo_kraya.pptx 1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Культура народов Хабаровского края Культура и быт малых народов имели свои отличительные черты. Так у них богат и разнообразен художественный мир. Предметы домашней утвари, камни и валуны с рисунками древних людей (птицы, звери, люди), найденные археологами, говорят об их высокой культуре. Стоит вспомнить орнаменты на халатах нанайцев. Древние люди любили в орнаментах изображать птиц и зверей. И эта особенность переходила из поколения в поколение, и сейчас возрождается .

До нас дошли легенды, мифы, сказки , которые рассказывают нам о возникновении мира в понимании древнего человека, о любви к природе, о зле и добре, о взаимоотношениях между людьми. В сказках о животных основные персонажи это: лиса, белка- летяга, лягушка, мышь, сова, дятел, нерпа, ворон и т.д. Иногда в таких сказках большую роль играет человек .

В волшебных сказках выделяются сказки о героях с чудесными превращениями. В новеллах Дмитрия Нагишкина показан фольклор нивхов, нанайцев , ульчей , удэге и других. В них воплотился тысячелетний опыт жизни лесных людей , а вместе с ним и могучая сила воображения, которая вела этих людей вперед , поднимала их над миром и утверждала все возраставшую власть человека над природой. Все его сказки и новеллы иллюстрированы Геннадием Павлишиным известным художником.

Нанайцы один из народов Хабаровского края живут в Нанайском, Комсомольском, Амурском районах . Нанайцы относятся к коренным народам Приамурья с древней историей и самобытной культурой. Традиционно они занимаются рыбной ловлей, охотой, собирательством. Реки, в первую очередь Амур, и окружающая тайга кормили и одевали нанайцев, обеспечивали семьи всем необходимым. Орудиями охоты были лук со стрелами, копье, различные самострелы, петли, сетки на мелких пушных зверей. Ружья на охоте стали использоваться только в начале ХХ века . Ковер из ткани украшенный орнаментом в виде аппликации был главным украшением их жилища.

Негидальцы живут в низовьях рек Амгуни и Амура на территории районов имени Полины Осипенко и Ульчского . Эвенки населяют верховья реки Амгунь , правого притока Амура — реки Буреи, а также долины рек, впадающих в Охотское море к северу от устья Амура. Орочи проживают на побережье Татарского пролива в районе города Советская Гавань. Большинство из них расселено по реке Тумнин , в селах Новое Омми , Гурское (Комсомольского района).

Традиционные формы религии народов Приамурья были тесно связаны с их промысловой культурой. Основу их составляли представления о животном мире, очень близком человеку. Считалось, что человек происходит от зверя или птицы; что звери в тайге все слышат и понимают. Исследователи отмечали, что народы Приамурья — виртуозы художественной обработки дерева. Ульчи знали множество технических приемов резьбы и росписи. На ульчской посуде для медвежьего праздника выполнялась наиболее богатая орнаментика, ибо медвежий праздник был именно тем центром, вокруг которого вращалась жизнь всей общины.

Традиционная одежда народов Приамурья — один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи, металла, камня. Наиболее интересны халаты из рыбьей кожи. Их носили весной, количество украшений в виде подвесок, орнамента, меховой опушки. Обязательно изображение на халате родового дерева, которое символизирует продолжение рода. Сидящие на ветвях птички — это души не родившихся детей.

У нанайцев имелся определенный орнамент для каждого вида одежды. Многие мастера находили вдохновение в резьбе по дереву и кости. Во многих селах выезд на охоту становился своеобразным конкурсом: чья одежда лучше расшита, чья лодка, нарты сделаны красивее, лучше украшены резьбой.

Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия. Сохранение самобытности, этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов — одна из основных задач нашего общества. Поэтому человечество обязано сохранять основы традиционной культуры и искусства народов Севера.

Балалайка

Самый популярный народный инструмент конечно –балалайка. У всех он ассоциируется с Россией. Так скажем символ русской музыки и русского народа. Произошла наша балалайка от домры. Название тоже взялось не просто так, оно произошло от слова балаболить, то есть разговаривать много. А как считается, наш народ так и славится. У балалайки немного изогнутый корпус.

Гусли

Произошло название от слова гудеть. Имеет форму трапеции и чем- то напоминает крыловидные гусли. Этот народный инструмент старше балалайки. Люди, которые на них играют называются гуслярами. Держали гусли всегда горизонтально.

Домра

Тоже достаточно известный русский инструмент. Обычно она трёхструнная. Есть 4 вида домры. Изготавливается из деревьев, у которых очень твердая кора. Также домру называют родителем нашей балалайки.

Бывшее название - хроматическая гармонь. У инструмента баварские корни. Сейчас очень часто используется и в концертной деятельности и на семейных торжествах. Один из язычковых инструментов. В Туле был открыт завод по их изготовлению, тем самым баян и становился всё известнее.

Гармошка

Еще один наиболее популярный русский народный инструмент. Родителем является китайский инструмент. Но и тут идут споры. Кто-то говорит, что гармонь была рождена в Германии, кто-то считает, что корень ее создания в России, кто-то считает, что в Чехии. По бокам у нее расположены 2 клавиатуры. У гармони есть 2 вида. Ряды кнопок тоже существуют разные.

Рожок

Клен и береза служат материалом для изготовления этого инструмента. Рожок издает своеобразные сигналы для привлечения внимания. И всё же рожок способен на веселые танцевальные мелодии. У него 6 отверстий для игры на нём.

Дрова

Название у этого инструмента говорит само за себя, возникло оно из связки дров. Есть специальная палочка – колотушка, с помощью чего и воспроизводится звук. Береза, клен и ель служат материалом, только перед этим их нужно подсушить. Самый лучший вариант – кленовый. Считается очень любопытным и оригинальным инструментом.

Свистулька

Также популярный русский народный инструмент. Самый красивый и маленький. Свистульку украшают различным орнаментом. Особенно нравятся свистульки в форме птицы с росписью или в виде другого зверька. У каждого региона может быть свой стиль орнамента. Очень часто в фильмах можно увидеть, как их делали для детей в виде игрушек. Так как инструмент выполнен из глины, то возраст определить невозможно. Когда – то свистульку считали магическим инструментом для связи с Богами.

Ложки

Казалось бы, ложки предназначены для еды, но это еще и музыкальный народный инструмент. Бытует мнение, что самый первый и самый распространённый. Раньше они изготавливались вручную. Ложки красиво расписываются различными рисунками, узорами и орнаментами. Если к ним привязать какие – то звоночки, то музыка будет разнообразнее. 2-3 ложки самый наилучший вариант для игры.

Русские народные инструменты

Популярные сегодня темы

Великая китайская стена-сооружение, которое удивляет цивилизацию с древних времён. До сих пор у исследователей много вопросов по отношению к ней. Это один из самых главных памятников древност

Многие русские путешественники, сделавшие великие открытия, которые были описаны в их путевых записках, вызвали уважение у нашего народа. Одним из них стал Афанасий Никитин, впервые рассказав

Борис Михайлович Кустодиев — тонкий ценитель искусства, талантливый русский художник конца XIX — начала ХХ века. Родился Борис Михайлович в 1878 году в Астрахани. Ранний интерес к творчеству

Вольтер (1694-1778 гг.), рожденный под именем Франсуа-мари Аруэ, относится к великим французским философам просветительского века, оставившим свой след и в литературном наследии.

Деревья рябины представляют собой декоративное растение, которое радует глаз круглый год. Дерево обладает пышными лапчатыми листьями зеленого окрас, с красным отливом.

Самая масштабная проблема в мире - это экология. Ежедневно население Земли увеличивается на 250 тысяч, что подразумевает под собой увеличение качества жизни человечества. Изобретение машин, б

В России бьют тревогу - народные промыслы и традиционные ремесла в последнее время оказались практически под угрозой исчезновения. Как с этим обстоят дела в Приморском крае, разбирался корреспондент "Восток-Медиа".

За несколько последних лет Приморский край буквально рванул вверх в рейтинге регионов России по туристической привлекательности и обосновался в ТОПе. Вплоть до 2019 года уверенно рос поток иностранных туристов, да и россиян все чаще интересовал Владивосток и живописные пляжи Приморья как место проведения отпуска. Въездной туризм стал стимулом к развитию производства сувениров, а вместе с ним и традиционных ремесел, в том числе народных промыслов. Каждому туристу хочется увезти на память о путешествии что-то, что ярче всего характеризует то место, в котором он побывал. И в этом смысле нет ничего более подходящего, чем изделия, выполненные местными мастерами, отражающие историю и культуру как страны в целом, так и конкретного региона.

Есть ли в Приморье народные промыслы?

Стоит оговориться, что вопрос о том, есть ли в Приморье в народные промыслы как таковые, до сих пор остается спорным. Есть версия, что в нашем крае, как, впрочем, и в подавляющем большинстве других субъектов ДФО, их нет, ведь народные промыслы – понятие, прежде всего, связанное с историей конкретной местности и традиционным бытом ее коренных жителей, а современные дальневосточники – в массе своей переселенцы.

Однако в том или ином виде народные промыслы в крае все-таки есть. Например, интерактивный музей-мастерская народных ремесел "Жар-Птица", находящийся на территории ЗАТО Фокино, имеет официальный статус предприятия народного художественного промысла. Его еще в 2010 его присвоил мастерской Художественный экспертный совет по народным художественным промыслам при администрации Приморского края. При этом, как отмечает сооснователь музея-мастерской народных ремесел Наталья Христенко, сам статус во многом - условность.

К слову, в 2013 году "Российская газета" озадачилась вопросом, как выживают на Дальнем Востоке народные промыслы, и выпустила статью с соответствующим названием. Так вот она как раз начинается словами: "Как оказалось, русских народных промыслов в Приморье нет".





Между тем, Россия – одна из немногих стран, которая сумела сохранить народные художественные промыслы.

Господдержка – очень уж хитрый предмет…

"Жар-Птица" - проект, созданный энтузиастами, супругами Натальей и Максимом Христенко. Интерактивный музей-мастерская народных ремесел находится на территории частного подворья в Фокино. Уже больше 20 лет мастерская производит самобытные изделия из керамики, стекла, дерева. Еще одно направление - художественная ковка. В музее-мастерской не только производят сувениры и декор, но и знакомят с традиционными ремеслами и промыслами, проводят экскурсии и мастер-классы.

"Сначала учились сами. Я, например, брала уроки гончарного дела в художественно-промышленной академии имени Штиглица в Санкт-Петербурге, изучала на народных образцах основы, традиционные формы. Потом потихоньку стали сами готовить мастеров. Большинство из них не работают у нас, учатся для себя. Также мы искали ремесленников всему Приморью, собирали под свое крыло. Благодаря фестивалю "Кустари", который мы проводили много лет, у нас сформировался такой пул. Но мастеров традиционных ремесел в нашем крае - единицы, на сегодняшний день не больше 10-15 человек", - рассказывает Наталья Христенко.

Присвоение статуса предприятия народного художественного промысла на работу "Жар-Птица" никак не повлияло - в случае с небольшой мастерской он только для галочки, никаких преференций в связи с этим приморские ремесленники не получают.

Механизмы господдержки предприятий народных художественных промыслов существуют. Но для большинства они, как та груша, которую нельзя скушать. Теоретически производители изделий народных промыслов могут получить от государства субсидии на покрытие части затрат. Однако проблема в том, что законодательно ремёсла отнесены к промышленности. И каждая мастерская, получающая поддержку, должна показывать рост выпуска и продаж. В реальности же подавляющее большинство предприятий народных промыслов относится к малому или даже к микробизнесу.

Место России в каноне западной классической музыки всем хорошо известно — при мыслях о музыкальном достоянии родной страны обычно вспоминаются великие композиторы, такие как Чайковский, Римский-Корсаков и Стравинский. При этом легко упустить из виду богатое разнообразие фольклорной песни и русских народных инструментов.

Музыкальные инструменты разных народов россии

Музыкальные инструменты

У каждой культуры имеется свой набор старинных инструментов, и Россия не является исключением. Как и в большинстве других стран, на Руси они были представлены всеми четырьмя типами:

Русские народные инструменты

  1. Хордофоны (струнные инструменты).
  2. Аэрофоны (те, что производят звук, используя воздушную трубку).
  3. Мембранофоны (любой тип барабанов).
  4. Идиофоны (другие ударные).

По сути, их можно разделить на струнные, ударные и духовые. Русские народные инструменты, картинки с названиями и описаниями которых можно найти в интернете, представлены огромным списком, поэтому имеет смысл выделить только самые значимые из них.

Струнные щипковые

Хордофоны являются основной базой для русского народного оркестра, поскольку они играют главную роль практически в любом музыкальном произведении.

Среди множества других народных инструментов балалайка выделяется как символ русской культуры. Это трёхструнный инструмент с треугольным корпусом, порой различавшийся по точным формам и размерам. Самая распространённая балалайка сегодня — это прима, которая занимает второе место в семье, за ней следует секунда и альт. Музыкант держит эти инструменты как гитару и играет на них пальцами или щипком. Самая маленькая балалайка высочайшего тона, называемая пикколо, сегодня редко распространена.

Русские народные инструменты

Более крупные формы с низким тоном называются басовыми и контрабасовыми балалайками. Их держат, как гитару, но корпус такой большой, что нижняя точка треугольника лежит на земле, подобно виолончели. Большинство балалаек имеют три струны (у некоторых есть шесть), последние две обычно настраиваются на одну и ту же ноту, ми, а первая — на ля.

Хотя историки предполагают, что балалайка появилась много веков назад, точные даты её происхождения неизвестны. Некоторые полагают, что это потомок домры, кто-то утверждает, что она была изобретена во время монгольского нашествия на Россию в XIII веке. Русские крепостные, вероятно, использовали её для исполнения весёлых и занимательных песен, но в руках скоморохов балалайка стала оружием, которое использовалось для насмешек над правительством.

В 1648 году царь Алексей I под влиянием распространённых тогда в Русской православной церкви взглядов запретил использование всех музыкальных инструментов. Даже после того, как запрет прекратился, балалайка оставалась непопулярной до XIX века, около 200 лет. Она могла полностью исчезнуть, если бы не усилия по её сохранению одного увлечённого музыканта, благодаря которому и сегодня можно взять урок по игре на балалайке.

Русские народные музыкальные инструменты

Стандартизированная форма инструмента была разработана дворянином Василием Васильевичем Андреевым при содействии петербуржского скрипача в 1880-х годах. Музыкант сочинял произведения для балалайки и начал играть на ней в концертных постановках. Инструмент продолжал развиваться и обзавёлся полностью хроматическим набором ладов.

Домра, струнный музыкальный инструмент разных народов России, имеет круглый корпус с тремя или четырьмя металлическими струнами. Обе версии были формализованы в конце XIX и начале XX века. Трёхструнная домра находится в строе EAD, в то время как четырёхструнная — в GDAE, как на скрипке. Русская версия домры — это обычно трёхструнный инструмент.

Как и балалайка, домра изготавливается нескольких размеров для достижения различных тонов. Её держат, как гитару, и играют с помощью плектра или пальцами. Когда домра используется в оркестре или ансамбле, то она, как правило, ведёт главную мелодию.

Русские народные духовые инструменты

Гусли — древний хордофон, который, вероятно, использовался даже греками, но служил мощным фундаментом для русской народной музыки. Его полная история неизвестна, но греческие историки Феофилакт Симокатта и Феофан упоминали гусли в своих хрониках.

Корпус гуслей обычно имеет форму шлема или крыла. Инструмент можно держать, как гитару, положить на колени или подставку перед музыкантом. Его также сравнивают иногда с маленькой горизонтальной арфой. У гуслей сильный, резонансный звук. Инструмент имеет от 11 до 36 диатонически настроенных струн, сделанных из сухожилий, нейлона или металла. Со временем гусли получили определённую стандартизацию (прима, альт, бас). Диатоническая настройка варьируется от си до до-бемоль.

Колёсная лира — это инструмент, который издаёт звук при помощи ручного вращения коленчатого вала, натирающего струны. Колесо функционирует схожим образом со смычком и на лире звучат отдельные ноты. Мелодии воспроизводятся на клавиатуре, которая прижимает касательные (маленькие клинья, как правило, выполненные из дерева) к одной или нескольким струнам, чтобы изменить их высоту. Как и большинство других акустических струнных инструментов, лира имеет деку и полость.

Русская гитара

Гудок — это древний восточнославянский струнный музыкальный инструмент, на котором играют пальцами или смычком, как на скрипке. Обычно у него было три струны, две из которых были настроены в унисон, а третья — на пятую октаву. Иногда у гудка также имелись несколько (до восьми) вспомогательных струн под декой, что придавало звуку насыщенности.

Духовые и язычковые

Баян — это тип аккордеона, разработанный в России в начале XX века. Он отличается от западных хроматических инструментов некоторыми деталями конструкции:

Баян

  1. Язычки более широкие и прямоугольные (а не трапециевидные).
  2. Они часто прикрепляются большими группами к общей тарелке (а не парами), пластины привинчены к тростниковому блоку (а не прикреплены с помощью воска).
  3. Клавиатура находится ближе к середине корпуса (а не сзади).
  4. Язычки обычно не настроены на тремоло.
  5. Уменьшенный ряд аккордов смещён.
  6. В отличие от западных инструментов, в режиме свободного баса низкие ноты обычно находятся внизу баяна, а высокие — вверху.

На баяне могут быть воспроизведены все ноты хроматической гаммы, а кнопки расположены таким образом, что каждая клавиша может быть сыграна без изменения аккорда. Пластины или язычки, которые различаются по форме и материалу, создают разные тона для одной ноты и, как и в случае с органом, баян позволяет распределять воздух таким образом, чтобы можно было варьировать тембр. Достигается это благодаря системе различных регистров.

Этими регистрами управляют с помощью шестнадцати клавиш, расположенных над правой клавиатурой, а их переключатели могут нажиматься подбородком с помощью семи кнопок, расположенных на верхней части инструмента.

Народные музыкальные инструменты России

Гармонь является разновидностью русского баяна. Она имеет два ряда кнопок на правой стороне, которые играют ноты диатонической шкалы и такое же количество на левой, играющие основные аккорды в тональности инструмента, а также его относительную гармонику. Многие инструменты имеют дополнительные кнопки правой руки, вспомогательные аккорды левой руки для игры на соответствующих клавишах и ряд кнопок свободного баса для облегчения воспроизведения басовых мелодий.

  1. 25 тройных кнопок в два ряда: три диатонических октавы плюс три случайных.
  2. 25 басовых кнопок в трёх рядах: два ряда по восемь кнопок с басовыми нотами и аккордами, один ряд свободных басов.

Жалейка, духовой инструмент, имеет один язычок, который можно накрыть мундштуком. Конструкция состоит из деревянной трубки с отверстиями для пальцев и воронкой, изготовленной из натуральных или искусственных материалов. Жалейка имеет диатоническую настройку и поставляется в различных ключах (фа, ля, ре, иногда до, ми). Естественная форма — сопрано, но также встречаются альт или пикколо. Инструмент настраивается путём регулировки язычка и может быть в мажорном или миксолидийском ладу со сглаженной седьмой нотой.

Музыкальные инструменты России

Свирель — язычковый духовой инструмент, не имеющий мундштука. Он состоит из полой трубки, который может быть изготовлен из любого материала, в том числе пластика. Обычно свирель имеет шесть отверстий, но дополнительные дырки позволяют легко извлекать хроматические ноты.

Владимирский рожок — это древнерусская деревянная труба. Исторически он был наиболее распространённым на северо-востоке центральной части России, недалеко от Владимира и Ярославля. Рожок представляет собой коническую прямая трубку с шестью отверстиями: пять сверху и одно снизу. Мундштук нарезан в виде маленькой чашки, а нижний конец трубки имеет форму конического колокола. Рожок обычно делают из берёзы, клёна или можжевельника. Звук инструмента сильный, но мягкий, с диапазоном около октавы или чуть больше.

Барабаны и перкуссия

Бубен, он же тамбурин, состоит из деревянного или металлического кольца с плотной мембраной, натянутой на одну или две из его сторон (некоторые вообще не имеют мембраны). Инструменты снабжены звонкими металлическими кольцами или колокольчиками и используются для ритмического сопровождения.

Трещётка — это своего рода погремушка, издающая разнообразные звуки. Она сформирована из множества соединённых между собой деревянных планок. Этот предмет был предназначен для свадебных церемоний и крещения ребёнка, предполагая, что он выполняет мистическую функцию защиты от злых духов, поэтому инструмент украшался лентами, цветами и маленькими колокольчиками.

Гусли

Трещётка должна быть изготовлена из абсолютно сухой древесины, желательно из дуба — это то, что обеспечивает музыкальные качества инструмента.

Народная музыка

Играть на русских народных инструментах

Традиционная русская музыка преимущественно гетерофонна: одна и та же мелодия распределена по разным голосовым частям, с одним ведущим голосом, в основном среднего регистра. Вокалист определяет ход мелодии, а другие голоса вступают позже. Это гетерофоническое групповое пение часто украшается независимым голосом в очень высоком регистре.

Принцип гетерофонии оставляет главному голосу много места для импровизации, постоянных вариаций и украшений. Это также влияет на текст песни, поскольку отдельные слова или фразы удлиняются с помощью вокализма или расширяются дополнительными слогами. Такой тип хорового пения часто можно встретить во всей России, в сибирских районах переселения, а также в Центральной Украине, где очень любили слушать лирические баллады.

Существует богатый репертуар казачьих песен и традиционных танцев. Эта музыка уходит своими корнями в многовековую устную традицию былины (эпосов, героической поэзии) и дум, то есть длинных лирических баллад, прославляющих подвиги казаков. Помимо танцевальных песен, неотъемлемой частью определённых праздников являлись хороводы. Согласно довольно различному происхождению поселенцев, национальное творчество русского населения на Южном Алтае в Сибирской области очень разнообразно. Там можно найти множество диалектов и форм, которые были смешаны и развиты.

Традиционная народная музыка — жизнь и душа россиян. Песни рассказывают об истории народа, описывают ландшафт, характер и качества людей. Они также говорят об этике и правилах общественной жизни. Эти песни — настоящее сокровище, которое сохранилось до наших дней.

Читайте также: