Нравственный подвиг человека доклад

Обновлено: 02.07.2024

Есть ли в жизни место подвигу? В годы Великой Отечественной войны героические поступки совершали все: летчики в небе, моряки на флоте, женщины на заводах и полях. В преддверии празднования Дня Победы я задала себе этот вопрос. Давно смолки гулы снарядов, матери не провожают на фронт сыновей, люди не прячутся в бомбоубежищах. Означат ли это то, что в мирное время место подвигу нет? Отнюдь. Подвиг может совершить каждый из нас: врач, пожарник, летчик-испытатель. Значит, выбор профессии – это тоже подвиг. Тем более, профессии учителя. Ведь именно педагоги, несмотря на все невзгоды современной жизни, делают из нас настоящих людей.

Юность. Последний звонок. Выпускной. И мечты, мечты, мечты…

(фрагменты кинофильма).… Как гром среди ясного неба прозвучали эти слова из репродуктора. Беда ворвалась в каждый дом непрошенной гостьей. Отцы и старшие сыновья уходили на фронт; матери трудились в тылу; потом дошла очередь и до дедов. Жизнь разделилась на две половины: до 22 июня и после. Мечты, которым не суждено было сбыться.

Через всю поэзию военных лет проходит тема опаленной юности, тема юношей 41 – го года, прямо со школьной скамьи ушедших на фронт. О них, о юношах и девушках в солдатских шинелях, с проникновенной человечностью рассказывают стихи Булата Окуджавы.

К сожалению, пока на западном фронте без перемен. О патриотизме и любви к родине сегодня не говорит только ленивый. Но зачастую слова остаются только словами. На бумаге. Ведь бумага стерпит все. Но, увы, сгорит в языках пламени огня вечного. Огня, который сметает со своего пути все лживое и напускное, отставляя лишь ценности непреходящие. К коим относятся память.

Всё дальше во времени уходит от нас военная пора. Но какие они были, солдаты Великой Отечественной? Какими были они, девушки и юноши весны сорок первого года? Учителя, ученики этой весны? Именно мы, учителя, должны рассказать об этом. Рассказать так, чтобы героические события прошлого остались высеченными не сухими, ничего не значащими датами, а согревали, подобно огню, душу; озаряли жизненный путь; расцвечивали разными гранями мечты.

Я считаю: в мире не существует величины, чтобы измерить заслуги этих людей. Поэтому, преклоняя колени перед их героизмом, отдавая дань памяти их заслугам, каждый учитель должен вести урок так, как будто это день может стать последним. Тем самым мы увековечим подвиг педагогов и подростков, приближавших своей стойкостью час разгрома гитлеровцев.

Учительство - не труд, а отреченье,

Умение всего себя отдать,

Уйти на долгий подвиг и мученье,

И в этом видеть свет и благодать.

Учительство - когда в глазах холодных

Зажжется понимания заря,

И ты поймешь: старался не бесплодно

И знания разбрасывал не зря.

Два года не дожила Агриппина Владимировна до 65-летия великой победы. А как мечтала об этом дне! Нет, дожила. И не только до этой даты. Память о ней будет жить вечно: в детях, учениках, внуках, знакомых; в лучах майского солнца и языках пламени вечного огня, который никогда не гаснет на центральной площади города.

Бесспорно, камни живут дольше, чем люди, но именно люди дают бессмертие всему, чего коснётся их подвиг. Я не хочу, чтобы для моих учеников день 22 июня 1941 года остался датой в учебниках или цифрой, выбитой в камне. Постараюсь сделать все для того, чтобы мои уроки не потерялись в безвременье. Пройдут годы и десятилетия, придут новые поколения людей, но всегда к памятникам, воздвигнутым в честь павших, будут приходить их внуки и правнуки. Здесь они, думая о прошлом и мечтая о будущем, будут вспоминать тех, кто погиб, защищая вечный огонь жизни. Пусть вечно горит в сердцах пламя любви и благодарности к героям, защитившим мирное небо над нашей головой!

(на фоне слайда ( в 1944 году более 5 тысяч учителей были награждены медалями и орденами на самоотверженную работу в школе по воспитанию и обучению детей. Многие с оружием в руках сражались с врагом и были удостоены звания Героя Советского Союза ) читаются стихи)

С детства нас учат правильно себя вести и подталкивают к тому, чтобы каждое наше действие представляло собой нравственный поступок. Если разбираться подробнее, появляется очень много вопросов относительно того, что же это на самом деле.

На что ориентироваться

Каждый человек должен осмысливать реалии мира, который его окружает, примерно представлять, чего ждут от него окружающие. Когда мы ведем себя тем или иным образом, мы через нравственный поступок показываем, что наша система ценностей верна и отличается добротой и справедливостью, желанием оказывать помощь, поощрять свою свободу и выбор окружающих.

нравственный поступок

В противовес данному стилю поведения можно привести безнравственность, несправедливость и ненависть. Личность должна стремиться реализовать свои нравственные стремления, а не разрушать себя и мир вокруг. Разумеется, одного понимания того, как все должно быть устроено, недостаточно.

Человека с правильной системой ценностей выдает именно нравственное поведение и нравственный поступок. Стоит совершать действия, результат которых будет положительным как для индивида, так и для окружающего мира. Будь счастлив и не мешай другим, как говорится. Иногда нужно даже отказаться от некоторых действий, например избежать соблазна, отказаться от взятки или шанса завоевать некоторые блага нечестным способом.

Слушай всех, прислушивайся к избранным

Общество, как правило, дает свои оценки тем или иным действиям. Во многом они зависят от того, какие люди вас окружают. Есть общепринятые нормы поведения, которые могут несколько отличаться в разных социальных группах.

Нравственные поступки человека могут не быть оценены как таковые, если вашему окружению это невыгодно. Но тут очень важно понимать, когда виноваты вы, а когда чрезмерно думают о собственной наживе те, кто вас окружают. Тогда можно сказать, что мотивы нравственного поступка не имеют ничего общего с целями ваших коллег и друзей.

Нельзя слепо следовать чужой указке и угождать, нужно уметь анализировать, быть честным с собой. Только тогда вы будете спокойны и почувствуете, что действуете правильно.

нравственные поступки примеры

Откуда растут корни

Есть ряд факторов, на которых основан анализ поведения личности. Для начала нужно разобраться, что именно толкает человека на то или иное действие. Нравственный поступок совершается только в благих целях, которые можно охарактеризовать как благородные. Хотя, конечно, случается и такое, что волей судьбы, имея довольно благоприятный замысел, можно нанести и вред. Тут уже оцениваются последствия, к которым привело мероприятие.

Именно они являются базисом для вынесения последнего вердикта и оценки, когда анализируются признаки нравственного поступка. Главным критерием является то, насколько шаг значим и полезен для общества в целом. Важно учитывать также обстоятельства, в которых происходили события.

 признаки нравственного поступка

Благая цель

В разных условиях одно и то же действие может быть как похвальным, так и аморальным. Так что нужно проявлять гибкость и уметь уловить требования окружающего мира, в то же время не теряя собственной головы на плечах. Нравственный поступок отрицает корыстолюбие и выгоду, хотя нет ничего плохого в достижении своих желаний праведным путем.

Самое главное, чтобы вы не вредили окружающим. Должен достигаться только тот результат, который не причинит ущерба другим людям. Есть тонкая грань между совершенствованием, достижением новых высот и эгоистичным поведением, чрезмерным индивидуализмом. Ее нужно чувствовать и стараться не пересекать.

Образцы

Только морально развитая личность может осуществить нравственные поступки. Примеры таковых можно часто встретить в литературных произведениях или кино, которые несут читателю и зрителю определенный заряд мудрости. В любом романе или повести есть герои, чье поведение можно поощрить за мужество, самоотверженность, этичность. Так мы узнаем о возвышенном предназначении личности.

Можно говорить о целой цепи непростых проблем морального характера, которые решаются по ходу повествования. Даже глядя на жизнь одного из главных героев, А. Болконского, можно заметить моменты совершенного покоя, которые сменяются военными трудностями. Он самоотверженно жертвует собственной жизнью во имя родной земли, что заслуживает всяческих похвал и одобрения.

мотивы нравственного поступка

Правильное воспитание

Разумеется, не стоит позволять окружающим помыкать собой, но отпустить обиду – это действительно тот навык, которому стоит поучиться каждому. Очень важно сохранять в душе мир и чистоту. Это подвиг во благо не только окружающих, но и собственного сердца в первую очередь.

Мало того что Анастасия сдалась в плен ради родных, она еще и сумела прочувствовать самые светлые стороны личности своего нового хозяина, помогла ему вернуться к равновесию и красоте. Такое может сделать воистину чистый, добрый человек.

нравственное поведение и нравственный поступок

Загляните внутрь себя

Система ценностей и устремлений личности всегда должна оставаться гармоничной и не мешать развиваться ни человеку, ни окружающему миру. Нужно воспитывать в себе чистые убеждения, стремиться к добрым целям, не ходить по головам, а достигать всего законными путями, стремиться к саморазвитию и проявлять волю.

Каждому человеку хочется самовыражаться, но делать это нужно конструктивными путями, не разрушающими ничего в процессе. Вы свободны поступать так, как вам хочется. Поскольку каждый человек в глубине души желает, чтобы все были счастливы и жили спокойно, следует прислушаться к своим глубинным порывам, и вы найдете верный путь.

нравственные поступки человека

Приглядывайтесь к своему окружению, но выбор всегда делайте сами, тщательно все взвесив. Где-то посредине зиждется желанный баланс, золотая середина, найдя которую, вы обретете покой, счастье и психологическое здоровье.

Нравственность относится к тем понятиям, в которые несмотря на их широкое употребление, при том, казалось бы, полную определённость, вложена целая вереница смыслов. Нравственность каждый понимает по-своему, в зависимости от собственных установок, от внутренних ориентиров человека, что были сформированы определённым набором прочитанных им книг и усвоенных норм поведения. Также понятия о нравственности могут разниться в зависимости от исторических эпох, географического положения, от религиозных культов. Но есть в этом понятии нечто объединяющее, а именно – когда мы говорим о нравственном идеале, то прежде всего оцениваем его с позиций добра и зла. Сами эти позиции тоже могут быть размытыми, но к сегодняшнему этапу развития человечества всё же приобретшими более или менее определённые черты. Так под добром принято понимать добрую волю человека, то есть не просто осознанное действие, направленное на достижение благого результата, но и побуждающие к тому мотивы. На мой взгляд, основа нравственности кроется в отсутствии противоречий между желанием поступить так, как того требует общественная мораль, и внутренней неумолимой потребностью данного поступка.

Из художественных произведений и житейского опыта мы знаем, что самопожертвование характерно не только для человека, но и для животных. Так птица, криками отвлекая внимание на себя, уводит охотника в сторону от гнезда с птенцами. Или преданный пёс отважно бросается на того, кто угрожает его хозяину, даже не успев просчитать соразмерность сил. Но будет ли это подвигом самопожертвования? Конечно, нет. Ведь животное ведёт инстинкт, а не какое-то представление о морали. Перед его внутренним взором не встаёт нравственный идеал, которому хотелось бы подражать. Такой идеал присущ только человеку, как и само желание следовать ему, способность культивировать в себе нравственное чувство. Высоконравственные натуры всегда испытывают удовольствие не только от похвал соплеменников, но и от сознания выполненного долга. Скромность присуща им в той же степени, что и совестливость.

С глубокой древности писатели и философы обращались в своих трудах к вопросам нравственности. Их поднимал в своих произведениях ещё Аристотель, который считал, что от природы нам даётся не сама добродетель, а лишь возможность её приобрести. Много на тему этического писал С. Кьеркегор. Темой нравственности пронизано всё творчество таких корифеев морали, как Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. Безусловно, созданные ими художественные образы служат для нас маяками духовности и задают высокую нравственную планку.

И всё же одной литературы было бы недостаточно для воспитания чувств. История также богата примерами служения нравственному идеалу. Пусть сам идеал и изменялся с течением времени, однако все стремления человечества так или иначе сводятся к одному – к служению Добру, как высшему благу. Так было и так будет всегда.

из самих глубин его натуры.

Очень жаль, что мне сегодня приходится писать о нём в прошедшем времени. Под влиянием таких людей, как Кобзон, происходит становление наших нравственных воззрений, подобно тому как наше ощущение прекрасного формируется под влиянием картин великих мастеров живописи. Если бы столь высоких образцов не было бы перед нашими глазами, мир оскудел бы своими красками!

Сколько их, таких известных и не слишком известных памятников на местах прошедшей войны. Но вечным памятником героизму является не только железо, мрамор, гранит, но и книги о войне.

Тема Великой Отечественной войны заняла одно из ведущих мест в литературе послевоенных лет. И сейчас она продолжает быть актуальной. Многие писатели сами прошли трудный солдатский путь, многие из них были свидетелями великой трагедии и великого подвига нашего народа.

Много книг написано о войне. Не оставляют равнодушными произведения К. Симонова, Б. Васильева, В. Кожевникова, Г. Бакланова, В. Быкова, В. Распутина и многих других. Мы видим войну, то нарисованную крупным планом, как будто с птичьего полета, то какой-нибудь окопчик, где собирались бойцы, чтобы перекурить. Мы видим генералов и рядовых, разведчиков и пехотных лейтенантов - всех тех, кто в поту и крови, стиснув зубы, шел долгие версты и дни через войну к Великой Победе. И мы должны любить и беречь мир ради того, чтобы на нашей планете нигде не оставалось места войне.

Великая Отечественная война оставила глубокий след в истории нашего государства. Испытания, выпавшие на долю народа, как бы приостановили естественный ход истории. Война в который раз показала всю свою жестокость, бесчеловечность. Русская литература не могла оставаться в стороне от событий, в которых решалась судьба страны. Русские писатели того времени принимали активное участие в разгроме врага. Силой своего таланта они утверждали справедливость на земле.

Хотелось бы обратиться к произведениям Бориса Васильева, который очень близок и дорог мне. Прошла война, прошла страда. Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем.

По моему мнению, каждое мгновение на войне - это уже подвиг. И Борис Васильев своей повестью только подтвердил это.

Боль и гордость - эти чувства охватывают читателя, когда он углубляется в описание боев, думает над мыслями героев, представляет себя на их месте. Много, очень много подвигов совершено в войну, но достаточно прочитать повести и романы Бориса Васильева, чтобы начать понимать истоки этого массового героизма, которые исходили из беззаветной любви к Родине, из ненависти ко злу, из высоких нравственных начал. Спасибо писателю. И вечная слава героям!

Читайте также: