Нравственные основы права доклад

Обновлено: 05.07.2024

Осуществление правосудия призвано обеспечить справедливость, права и интересы личности. Для этого правосудие должно базироваться на правовых и нравственных началах.

Международно-правовые документы отражают высшие социальные ценности, выработанные человечеством, поэтому особое место в них принадлежит естественным правам человека. Это свидетельство неразрывного единства законности и нравственности в правосудии.

Обеспечение основных прав и свобод личности представляет главную нравственную задачу правосудия, решению которой мировое сообщество уделяло и уделяет особое внимание.

Рассмотрение нравственного содержания международно-правовых документов о правах человека представляет интерес, так как сформулированные в них нравственные принципы и нормы положены в основу реформирования российского законодательства.

Анализ юридических актов по правам человека, созданных в различные эпохи и в разных странах, показывает исторические корни тех норм, институтов и принципов, которые были восприняты международным правом для защиты прав человека. Признание виновным лишь по приговору суда, соразмерность правонарушения и наказания, презумпция невиновности, свобода прений, слова, печати, религии, право покидать страну и возвращаться в нее, ответственность должностных лиц за нарушение прав человека - эти и другие права, вошедшие в золотой фонд гуманистических ценностей, впервые были заложены в Великой хартии вольностей (1215), развиты в английском Билле о правах (1689)[3], Декларации независимости, американском Билле о правах, Декларации прав человека и гражданина.

Начало сотрудничеству государств в области прав человека было положено созданием после Второй мировой войны Организации Объединенных Наций. В качестве одной из ее целей и принципов, записанных в Уставе ООН, указывалась необходимость осуществлять международное сотрудничество в разрешении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам всех без различия расы, пола, языка, религии. Первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого сотрудничества государств по правам человека, явился Устав ООН. Он возложил на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская какой-либо дискриминации.

При обсуждении проекта Устава ООН вносились предложения включить в этот международный договор перечень основных прав и свобод человека, подлежащих всеобщему уважению и соблюдению. Однако большинство государств, участвовавших в разработке Устава ООН, ввиду сложности этого вопроса и различных точек зрения, зачастую исключающих друг друга, решили передать его на обсуждение компетентных органов ООН для подготовки международного Билля о правах человека. На первом этапе ООН приняла решение, что Международный Билль о правах человека должен состоять из трех документов: I. Декларация о правах человека. 2. Пакт о правах человека. 3. Меры по комплектации Пакта.

10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН в торжественной обстановке приняла Всеобщую декларацию прав человека. С тех пор эта дата ежегодно отмечается во всем мире как День прав человека. Однако в этот период демократические права и свободы не стали достоянием всех государств мира. Поэтому содержащая демократические принципы и нормы Всеобщая декларация, имеющая рекомендательный характер, предлагала всем государствам мира каталог прав и свобод человека в качестве образца для развития внутригосударственного законодательства в этой области.

Демократические нормы и принципы, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека, оказали влияние на развитие национального законодательства. В послевоенных конституциях Италии, Японии, ФРГ права человека были представлены в специальных разделах о правах и обязанностях граждан. Во Франции основные политические и гражданские права были закреплены в преамбуле к Конституции 1946 г. со ссылкой на Декларацию прав человека и гражданина.

Вскоре после принятия Всеобщей декларации Генеральная Ассамблея изменила свое первоначальное решение и рекомендовала подготовить вместо одного два пакта о правах человека. Это было вызвано разным подходом государств к юридической обязательности различного комплекса прав.

США и некоторые другие члены ООН исходили из того, что гражданские и политические права должны незамедлительно претворяться всеми государствами в обязательном порядке, а социально-экономические и культурные являются стандартами, к достижению которых они должны стремиться постоянно, исходя из уровня своего экономического развития. Такая точка зрения в то время была преобладающей, вследствие чего Генеральная Ассамблея в 1966 г. приняла два договора – Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах.

В соответствии с Пактом о гражданских и политических правах был создан Комитет по правам человека, который рассматривает как жалобы отдельных лиц, так и межгосударственные жалобы и доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте. 15 декабря 1989 г. Генеральная Ассамблея приняла второй факультативный Протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Все эти пять документов и образуют Международный Билль о правах человека. В 1993 г. на Международной конференции по правам человека была учреждена должность Верховного комиссара по правам человека в целях поощрения и защиты прав человека.

Старейшей региональной европейской организацией является Совет Европы, созданный в 1949 г. В рамках этой организации принято более 150 конвенций и протоколов, относящихся к различным аспектам прав человека. Россия вступила в Совет Европы в 1996 г.

Основополагающим европейским договором стала Конвенция о правах человека, принятая 4 ноября 1950 г. и вступившая в силу 3 сентября 1953 г. после ее ратификации восемью странами. Только спустя 25 лет после принятия, в 1975 г., участниками Конвенции стали все члены Совета Европы (40 государств). Россия ратифицировала Европейскую конвенцию в 1998 г., после чего она вступила в силу на территории России.

Европейская конвенция явилась своеобразным продолжением и развитием Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Однако, в отличие от нее, Конвенция не только провозгласила основополагающие права, но и создала особый механизм их защиты. Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами – участниками Конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы. С 1 ноября 1998 г, первые два органа были заменены единым, постоянно действующим Европейским Судом по правам человека. Его местонахождение – Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы. Европейский Суд начал свою деятельность в 1959 г.

Нормы и принципы, содержащиеся в Конвенции, существенно ограничивают сферу правовой компетенции государства, служат основой для развития демократических структур гражданского общества и обеспечения основных прав и свобод человека.

Всеобщая декларация содержит ряд принципиальных требований к организации правосудия, которые с полным основанием можно отнести к числу общечеловеческих правовых ценностей. Одновременно они воплощают и нравственные требования, общепризнанные нравственные ценности, отражают важнейшие этические категории. Гуманизм, справедливость, защита достоинства человека характеризуют нормы этого важнейшего документа ООН.

Ст. 1 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

Ст. 5 запрещает подвергать кого бы то ни было пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

В ст. 7 говорится, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

Ст. 11 провозглашает презумпцию невиновности, принцип гласности судебного разбирательства с обеспечением всех возможностей для защиты.

Ст. 12 гласит, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

В ст. 29 определяется, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Приведенные, а также и другие положения Всеобщей декларации прав человека в юридической форме закрепляют нравственные начала права и обязательность следования им по отношению ко всем людям, служат воплощению и защите нравственных ценностей.

Другой важнейший документ ООН – Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят 19 декабря 1966. Пакт воспроизводит, развивает и конкретизирует положения Всеобщей декларации прав человека, в том числе и относящиеся к области прав в сфере правосудия. Этот документ обладает обязательной юридической силой для государств-участников и является основным стандартом в сфере правового регулирования положения личности.

Существенное значение имеют следующие положения Пакта о процессуальных гарантиях личности.

Ст. 9 Пакта провозглашает право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность и запрещает произвольный арест или содержание под стражей.

До каждого арестованного доводится причина его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявляемое ему обвинение.

Каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке доставляется к судье (или к другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть) и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение.

Содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий явки на суд, явки на судебное разбирательство в любой другой стадии и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора.

Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно.

Каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой.

Приведенные нормы, предоставляя каждому человеку гарантии против произвольного стеснения свободы и личной неприкосновенности, делает судебную власть гарантом неприкосновенности личности.

Ст. 10 Пакта обязывает гуманно обращаться со всеми лицами, лишенными свободы, и уважать их достоинство, присущее человеческой личности.

Ст. 14 провозглашает равенство всех лиц перед судами и трибуналами. Она устанавливает право каждого при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения на справедливое и публичное разбирательство его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Ограничения гласности судебного разбирательства могут иметь место, в частности, “по соображениям морали . или когда того требуют интересы частной жизни сторон”.

Однако любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным, “за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми”.

В ст. 14 Пакта содержатся формулировка презумпции невиновности, а также перечень процессуальных гарантий, которые как минимум должны предоставляться каждому обвиняемому в преступлении на основе полного равенства.

К их числу относятся, в частности, право знать характер и основания предъявляемого обвинения, о чем лицо должно уведомляться “в срочном порядке и подробно” на языке, который оно понимает; быть судимым без неоправданной задержки; право иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником; быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены; не быть принуждаемым к даче показаний против себя самого или к признанию себя виновным; пользоваться бесплатной помощью переводчика; при отсутствии достаточных средств пользоваться безвозмездно помощью защитника.

Каждый осужденный за какое-либо преступление имеет право на пересмотр его осуждения и приговора вышестоящей судебной инстанцией согласно закону.

Никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны.

Ст. 15 Пакта устанавливает принцип уголовного права – “нет преступления без закона” и положение об обратной силе уголовного закона, смягчающего ответственность.

Ст.17 воспроизводит ст.12 Всеобщей декларации прав человека, цитированную выше.

Международный пакт о гражданских и политических правах, таким образом, развивая идеи гуманизма и справедливости применительно к производству по уголовным делам, устанавливает конкретные процессуальные гарантии личности.

Такие международные документы, как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах определяют основные гарантии прав и свобод. Общие принципы, содержащиеся в этих международно-правовых актах, более детально рассматриваются в ряде других документов.

Большинство международно-правовых актов о правах человека содержат прямые директивы правительствам привести национальное законодательство в соответствие с нормами международного права, исходя из признания универсального характера прав человека.

Этические и правовые принципы вышеперечисленных международных документов являются основой российской законодательной практики.

Мораль и насилие изначально, по определению исключают друг друга. Если мораль утверждает личность как ответственного субъекта действия и понимает пространство межчеловеческой коммуникации как взаимность добра, то насилие означает нечто прямо противоположное. Следовательно, мораль и насилие определяются через противопоставление друг другу.

Вместе с тем общественное сознание, в том числе и этика, допускает ситуации нравственного оправдания насилия. Считается, что насилие оправдано тогда, когда предотвращает другое насилие, является ответным насилием или осуществляется во благо тех, кто подвергается насилию.


  1. Моральное содержание принципа талиона.

  1. Этические аспекты применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками оперативных подразделений.

- именно на них ложится непосредственная обязанность по поддержанию правопорядка;

- они обязаны защищать права граждан;

- как служители и защитники интересов общества, они обязаны демонстрировать лучшие стандарты поведения (рассудительность, честность, объективность, высокий уровень нравственности);

- полиция (милиция) имеет право использовать непубличные, оперативно-розыскные методы работы, где надлежащее использование конфиденциальной информации полностью зависит от личных качеств сотрудников;

- для представителей этнических меньшинств работники полиции (милиции) часто являются олицетворением всех органов власти и общества в целом;

- неквалифицированные и противоправные действия работников полиции (милиции) наносят моментальный и значительный ущерб для имиджа всей правоохранительной системы и органов государственной власти


  1. Единство нравственного и правового сознания в обеспечении законности.

Структура профессионального сознания юристов, вообще, и сотрудников органов наркоконтроля, в частности, включает в себя два элемента: профессиональный (правосознание) и нравственный (моральное сознание).

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, отражающая действительность в форме юридических знаний, правовых установок, идей, взглядов, чувств, эмоций, регулирующих поведение человека в юридически значимых ситуациях и выражающих его отношение к праву.

Понятие и структура морального (нравственного) сознания как одного из трех элементов, образующих мораль, рассматривались нами в лекции "Мораль: происхождение, структура и основные функции".

Правосознание, также как и моральное, имеет два уровня отражения действительности (в данном случае - правовой) - эмоционально-чувственный и рациональный.

Таким образом, при совпадении правового и нравственного сознания обе формы не теряют своего самостоятельного значения, отражают один и тот же объект под различным углом зрения:

нравственное сознание - при помощи неписаных правил
поведения и оценочных понятий добра и зла, справедливости и
несправедливости, долга, совести;


  1. Понятие полицейской деонтологии. Деонтологический характер профессиональной этики сотрудников ОВД.

Полицейская деонтология –система знаний о полицейской деятельности и профессионального поведения полицейского, оптимальный свод правил дозволяющего, обязывающего, запрещающего и рекомендательного характера, которыми должен овладеть и руководствоваться полицейский в отношениях, возникающих при выполнении служебных полномочий.

Деонтология полицейского – целостность, в которой нельзя механически отделить психологическое, политическое, этическое и эстетическое от юридического, возможно лишь выделить психологическую, политическую, эстетическую, информационную подсистемы культуры личности полицейского, которые находятся в развитии, связи и гармонии. Профессиональный долг полицейского, ответственность за выполнение профессиональных обязанностей – основные морально-правовые ценности профессии, ее каноны.

Во время осуществления профессиональных полномочий полицейский постоянно сталкивается с необходимостью решать (а порой в считанные минуты) сложные проблемы, за которыми стоит жизнь и честь людей. Принятия решений требует от профессионала – полицейского большого напряжения моральных сил, мобилизацию опыта и знаний, глубокого понимания степени ответственности перед обществом, коллективом, в котором он работает.

Нравственные аспекты деятельности сотрудников полиции.

Цель профессии – это защита жизни, здоровья, собственности, прав и свобод граждан от противоправных посягательств. В отличие от других видов юридических профессий, работа полицейского имеет следующие особенности:

· использование средств принуждения в процессе выполнения профессиональных обязанностей;

· риск для жизни и здоровья;

· ограничение собственных прав и общегражданских свобод.

Профессиональная этика сотрудников милиции имеет характер деонтологии (греч. deontos – должное). Нормы деонтологии более строгие и обеспечиваются административными санкциями; т.е. отступление от требований профессиональной деонтологии является также нарушением юридических норм.

К личности полицейского предъявляются следующие нравственные требования:

· отношение к человеку как к высшей ценности;

· разумное и гуманное использование методов принуждения;

· безупречность личного поведения;

· сознательная дисциплина, исполнительность и смелость;


  1. Проблема профессионального долга сотрудников полиции в историческом развитии. Категория профессионального долга как сущность и содержание служебной деятельности сотрудника.

Многие из великих ценили чувство долга. И.Кант писал, что долг – это именно то великое, что возвышает человека над самим собой.

Служебный долг сотрудника является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи обеспечению безопасности своей страны. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

Нравственный долг сотрудников имеет объективную и субъективную стороны. Объективная определяется потребностью защиты безопасности государства и общества. Субъективная представляет четко сформированные задачи, поставленные государством перед органами : сознательность и ответственность сотрудников, готовность и способность каждого осознать требования нравственного долга, свое место и роль в общем деле, предъявить высокие требования к самому себе.

Специфика требований служебного долга сотрудников органов обусловлена характером задач, особенностям организации, своеобразием условий, в которых протекает их деятельность.

Следовательно, профессиональный долг представляет собой единство правовой и нравственной сторон.

Важной составляющей нравственного долга является самодисциплина. Категория моральной ответственности и ее основные значения.


  1. Категория совести как осознанное чувство моральной ответственности за свои действия и поступки.

В христианстве совесть является одним из даров, данных человеку Богом. Это благо для человека, так как не дает человеку окончательно свернуть на путь греха. Христианам предписывается обучать свою совесть, что значит вести постоянные размышления о соответствии своих поступков с христианской моралью.

Спокойное состояние совести указывает на гармоничность внутреннего состояния человека и предъявляемые ему внешние требования. В такой ситуации человек чувствует себя спокойным и защищенным. Это высшее благо для человека – идеальное духовное состояние

Профессиональная честь проявляется у сотрудников правоохранительных органов, прежде всего в выполнении ими своего служебного долга. Его специфика в том, что в мирное время выполнение долга требует мужества, выдержки, а порой и самопожертвования.

Честь сотрудника правоохранительных органов неотделима от чести коллектива, подразделения, в котором он несет свою службу. Честь коллектива - это и его честь. Здоровое честолюбие - не чуждое чувство для сотрудника правоохранительных органов. Правильно понимаемое честолюбие не вредит общему делу, а наоборот, придает дополнительные силы для его выполнения. Другое дело, когда честолюбие перерастает в карьеризм, когда человек готов использовать самые грязные средства для достижения корыстных целей.

Достоинство - категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и общества к индивиду. (Философский словарь)

Категория чести очень близко примыкает к категории достоинства. Эти категории практические совпадают по своему объективному содержанию, но различаются по форме. Оценка чести - это оценка общественного мнения, а оценка достоинства - это прежде всего дело самой личности. В данном случае акцент переносится на собственную самооценку, которая базируется на осознании своих заслуг перед обществом и своей личной самоценности.

Достоинство выступает часто как реакция на тот или иной тип отношения к себе. Это позволяет рассматривать честь как понятие мировоззренческое, а достоинство - эмоциональное.

Понятие достоинства имеет многоплановую структуру. Так, если любой человек имеет законное право на защиту своего достоинства правоохранительными институтами, то это относится только к определенному минимуму форм отношения к личности - в силу того, что она принадлежит к роду человеческому и общество конституционно гарантирует ей защиту этого права. Однако уважение обществом достоинства личности - это огромный диапазон различных форм, имеющих многоступенчатый, иерархизированнй характер - от обязательного соблюдения элементарных правил этикета до строгого соблюдения ритуалов, церемоний, отдания почестей и т.д. степень этого уважения определяется как общественным статусом личности, так и ее заслугами, авторитетом, в том числе и незапятнанной честью.

Нравственность включает в себя мораль и право. В основе нравственности лежит категорический императив, который объединяет мораль и право. Эта максима заложена в сознании человека.

Нравственность для Канта – весь круг обязанностей человека. Право и мораль различаются по двум критериям:

1) различие по мотиву – мотив морального поступка может быть только один (соблюдение категорического императива вопреки своему эгоистическому интересу), мотив легального поступка – любой, он никого не интересует, лишь бы оставаться в рамках права (это и соблюдение императива, и страх принуждения);

2) принуждение – мораль исключительно свободно (принуждение губит мораль), а право ничто без аппарата принуждения (право лишь укрепляет мораль, имеется в виду законное принуждение). Если убрать санкцию за воровство, то это будет моральное требование.

Любое право подлежит моральной оценке (кроме древнего права, которое воспринималось как данное свыше, передаваемое из поколения в поколение).

Помимо этого есть: право – максимум нравственности; право не обязательно должно быть нравственным; право является правом, поскольку оно закрепляет нравственные положения.

ТГП вырабатывает правовые идеалы и критическое отношение к действительности. Это возможно с помощью набора ценностей, которые теория государства и права предлагает всем отраслевым, историко-правовым и специальным дисциплинам.

Ценностями называют все то, что вызывает к себе положительное отношение, рассматривается как благо, добро, польза, должное. Они представляют собой цели, к которым люди стремятся и связаны с удовлетворением потребностей людей.

Признание ценностей связано не только с познавательными способностями, но и с интересами, чувствами, потребностями, т.е. представляет собой проблему нравственную, вероятно, в большей мере, чем гносеологическую.

Тем не менее, не следует абсолютизировать эмоциональные аспекты формирования ценностей. Разум также активно участвует в этом процессе и корректирует чувства и пристрастия не только отдельных лиц, но и целых обществ и эпох.

Ценности порождаются историческим опытом и одним из важных доказательств их убедительности служит общественное признание.

Ценности, лежащие в основе права, государства и изучающих их наук – моральные категории, которые распространяются на всю область общественных и личных отношений, в т.ч. и на правовые отношения и право. Это критерии оценки, отношения к праву. Но при этом они не исчерпывается правом, не сводится к нему и не поглощается им, а далеко выходит за его пределы.

К вечным ценностям можно отнести только справедливость (и близкую к ней добродетель), общее благо (благополучие как его вариант) и очень тесно связанные порядок и безопасность. Проблема лишь в том, что в разные эпохи и даже в одну и ту же эпоху разными группами и людьми они, как и большинство других ценностей, понимаются по-разному.

Исключение в смысле разночтений и интерпретаций составляют, вероятно, две вышеупомянутые и близкие друг к другу ценности: порядок и безопасность.

Ценности не равнозначны. На высшую ступень в этой иерархии может претендовать лишь всеобъемлющий принцип справедливости, тесно связанный с общим благом. Все другие ценности соизмеряются с ним и признаются лишь в той мере, в какой они справедливы.

Ценности, которые приобретают особое значение в контексте государства и права, наряду со справедливостью - это свобода, равенство, солидарность.


Право и нравственность определяются общественным пониманием. В процессе правового воспитания нравственные ценности приобретают правовое значение, рассматриваются в контексте правовой системы, конкретизируются применительно к индивидуальным правовым ситуациям, приобретают всеобщий характер.

Ключевые слова: мораль, нравственность, правила поведения, право, правое государство.

Моральная норма, рассчитанная на добровольное исполнение, может быть нарушена, что неминуемо влечет отрицательную оценку, духовное воздействие и порицание поступка человека. Это означает применение моральной санкции к индивиду и нравственного запрета на совершение им подобных поступков в будущем, одновременно формирует посыл всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах. Кроме того, такие аморальные поступки могут повлечь за собой помимо моральных санкций санкции дисциплинарные, связанные с этикой поведения или другие

Моральную норму можно рассматривать с точки зрения ее негативной, запрещающей формы (например, десять заповедей), и позитивной (будь честен, береги честь смолоду). Если моральная норма устанавливает поведение человека в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности, общие начала нравственности: гуманизм, милосердие, сострадание, любовь ко всем, коллективизм, справедливость.

Более того, современные российские законы не всегда отражают моральные принципы и нормы. В связи с этим задача юридической науки — способствовать выявлению факторов, понижающих, а иногда даже сводящих на нет общую позитивную направленность работы законодательных органов. Установление таких негативных факторов, снижение их действенности должно происходить не стихийно, а на основе научных рекомендаций. [6, С.30–35]

Гуманистические и нравственные основы обязательно реализуются в процессе правоприменительной деятельности. Можно принять справедливые, мудрые, правовые законы, но работать они будут только посредством их практической реализации с учетом нравственных устоев общества и высоких моральных качеств правоприменительного органа.

Основные термины (генерируются автоматически): мораль, моральная норма, равная мера свободы, защита интересов общества, моральная санкция, норма нравственности, общественная жизнь, общественное понимание, правовая система, правовое воспитание.

Читайте также: