Нравственные нормы ислама и воспитание молодежи в суннитских странах доклад

Обновлено: 06.07.2024

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, а в частности, программы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, актуальным является систематизация, расширение научно-методического материала для педагогов страны. Опыт работы с педагогами показывает, что их готовность вести уроки, занятия, беседы по основам мусульманской культуры требует совершенствования.

Сегодня многие учёные-исламоведы рассматривают ценно­сти ислама как цельное учение о смысле земного существования человека, в жизни которого науке отведено особое место. Доста­точно сказать, что в Коране более 700 раз можно встретить сю­жеты, связанные с воспитанием и образованием человека. Знатоки ислама не раз подчёркивали, что наука в мусульманском понимании не сводит­ся только к теологии, а охватывает познание всего мира, в пер­вую очередь - самого человека во всём многообразии его деятель­ности на земле.

Учёные мусульмане были энциклопедически образованы. Восточная математика во многом превзошла греческую, создав новую отрасль – алгебру. В это же время устанавливается физический закон преломления световых лучей. Учёные-медики совершенствуют учение о психике человека, его темпераментах. Учёные – географы совершали множество путешествий в другие страны, описывали всё то, что увидели.

Эксперимент учёных стал важным методом в достижении истины. Так, Аль - Бируни путём ряда экспериментов вычислил удельный вес металлов и минералов. Врач Ибн аль-Хатиб доказал, что оспа, чума и многие другие болезни передаются путём контакта с больным. Становление научной методологии у мусульман заключалось в формировании у них системного мышления и привития им культуры.

Следовательно, в мусульманской культуре заложен культ знания. Каждый должен постоянно учиться, добывать знания, быть образованным и культурным человеком. Мусульмане считают, что только знания несут добропорядочность и высокую духовную культуру человеку. Именно через знания мусульманин становится настоящим верующим человеком.

Рассмотрение ислама в контексте обра­зования позволяет выстроить трёхуровневую структуру понимания и усвоения его нравствен­но-культурных ценностей, духовного богатства.

Первый уровень представляет собой блок учебного мате­риала, который включает в себя знания о сущности ислама, его истории, развитии, о нравственных ценностях, о социальных, правовых, экономических и политических аспектах.

Второй уровень связан с формированием религиозного ми­ровоззрения в семье, в конфессиональных учебных заведениях.

Третий уровень характеризуется степенью вовлечённости человека в практическую реализацию заветов мусульманского вероучения.

Знания в исламе рассматриваются как обязанность и досто­инство человека. Всю свою жизнь он должен стремиться к науке и познанию. Достаточно вспомнить, что согласно мусульманскому вероучению, всякий мусульманин в течение жизни должен учиться, так как Аллах приказал учиться. Толкователи мусульманского права подчёркивали необходимость изучения медицины, геометрии, астрономии и других наук. Причём ещё с древних времён отмечалось, что - кто учился наукам и не приме­нил их на деле - похож на человека, вспахавшего волом землю, но не сеявшего семян.

Образование для человека в исламе рассматривается не только как познание ценностей ислама, но главное - образование есть совершенствование человека в плане его добродетели, формирование добропорядочного человека. Образование рассматривается как процесс изучения, усвоения определённых знаний и в тоже время образование есть явление, то есть результат процесса образования. Основная цель образования в исламе - это формирование нравственной личности, а знание является способом реализации данной цели.

Реализация единства разума (знания), души (эмоций) и тела (навыков и умений) в исламе принято называть АДАБ - adab.

Следовательно, adab – система определённых действий, направленных на формирование нравственной личности и включает следующие направления:

- формирование определённых знаний;

- воспитание нравственных качеств личности;

- совершенствование правильных норм поведения.

Основными критериями добропорядочного человека в исламе являются знания на уровне мудрости и добродетели.

Ислам нужен для того, чтобы человек, идя по его пути, победил в себе зло, справился со своими ошибками.

Ислам не отнимает у человека права на жизнь, не лишает в его душе желаний, надежды, но подавляет в человеке его дурные желания, страсти, прихоти, показывает ему лучшее, что есть в этом мире, обеспечивает человеку духовное здоровье, делает его добрым и сильным. Ислам всегда учитывает, что человек может ошибаться, поскольку он человек, но даёт человеку возможность покаяться перед Аллахом, который примет его покаяние и простит. Ислам не лишает человека мирских радостей, страстей, любви к жизни, удовольствий - он просто помогает человеку обуздать свои животные инстинкты, указывает ему правильную дорогу.

Мусульмане верят, что человек, по воле Аллаха - Его наместник на земле. В нём есть и зло и добро, благие дела и дурные поступки. Оптимальное состояние для человека достигается не тогда, когда обеспечивается абсолютное господство добра - это утопия, но когда зло не в состоянии затмить добро, взять верх над ним.

Исламское сообщество также встречается с подобными про­блемами, но, как представляется, в гораздо меньшей степени чем, например, западноевропейский мир с его убыстряющимся технологизированным темпом жизни.

И, тем не менее, принимая современный мир таким, какой он есть, отмечу, что главной ценностью для мусульман является его семья, иерархия отношений внутри неё. Верующий в Аллаха не ограничивается проявлением доброты к своим родителям, же­не, детям, но точно также относится к родственникам, разрыв свя­зей с которыми является большим грехом. По исламу, причина разрушения семейных, родовых отношений объясняется неспра­ведливостью, завистью, высокомерием. Таким образом, основы социальной справедливости закладываются вначале в семье, а потом распространяются на всё общество.

Персидский поэт XV века Абдуррахма́нДжами писал об уважении к матери так:

Не забывай, кто б ни был ты, что матерью рождён,

Что тёплым молоком груди был в детстве напоён.

Всю жизнь с начала до конца в дар принесла тебе,

И словно вещая звезда она в твоей судьбе.

Ты мать родную защити! Всю славу и почёт

Сложи ковром на том пути, каким она пройдёт.

Стань пылью ног её скорей и путь ей облегчай.

Ведь ноги наших матерей идут дорогой в Рай! .

Жизнь - это ценность, данная на срок,

Добро содеял - и добро извлёк.

Спешите делать добрые дела,

Забывчивость и леность - свойства зла.

Злой человек себе наносит вред,

А умный, он умнеет с юных лет.

Злость человека- это тяжкий грех,

Пусть милость правит на земле для всех (6).

Конечно, здесь нет ничего такого, что не было бы исстари известно людям. Однако, сегодняшняя социальная ситуация в об­ществе также хорошо нам знакома - разводы, лишение родитель­ских прав, определение родителей в дома престарелых, отказные дети и многие другие печальные примеры современной дикости, старательно стирающей всё то священное, заложенное в вере от­цов и матерей.

Для одних людей Коран - это Свя­щенная Книга, проникнутая глубочайшим нравственным смыс­лом, насыщенная моральными заповедями, поучениями, принци­пами, она имеет непреходящее значение для уверовавшего в ис­лам. Для других – это памятник мировой культуры, шедевр эстетико-философской мысли, неисчерпаемый источник для творчества.

Идеал настоящего мусульманина можно выразить в нескольких ёмких словах: мусульманин - это добропорядочный человек, семьянин, труженик, законопослушный гражда­нин и всегда приверженец здорового об­раза жизни.

Дорогие педагоги, коль мы выбрали дорогу служения нашим детям, их духовно-нравственному воспитанию, прошу вас: изучайте мусульманскую культуру, защищайте её, транслируйте в наше российское общество! Помните слова Чингиза Айтматова: "Нет хороших или плохих народов, культур, а есть плохие или хорошие люди".

Людмила Алексеевна Харисова - доктор педагогических наук, профессор, Российская академия образования, Москва

Ислам и молодежь

Шейх Абсаттар хаджи Дербисали,
председатель Духовного управления мусульман Казахстана,
вepховный муфтий

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит Аллах и приветствует самого лучшего из его творений — Мухаммада, его семью, его сподвижников и тех, которые следуют за ним до Судного дня!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатуху!

Мир Вам, Милость Аллаха и благоденствие!

Уважаемый господин Президент Нурсултан Абишевич! Дорогие гости и участники IV съезда лидеров традиционных и мировых религий.

Я рад и Хвалю Всевышнего Аллаха за то, что он дал нам возможность вновь собраться на этом высоком форуме, на нашей благословленной Казахской земле. Мы хорошо помним слова нашего Президента на Третьем съезде, когда он задал делегатам вопрос сказав: В какой стране и в каком городе вы желаете провести IV съезд? Тогда гости ответили: Конечно же просим провести его опять в Астане, так как Астана стала международным центром межнационального и межрелигиозного согласия.

Мы хорошо осознаем эту большую ответственность, которая возложена на Республику Казахстан, с одной стороны, и на плечи религиозных лидеров, с другой стороны, в отношении безопасности в этом мире, которая является нашим общим миром. Идеальным путем, которым можно использовать в этой благородной миссии, является диалог, основанный на взаимном уважении и взаимопонимании на двух уровнях — религиозном и цивилизационном. Точнее сказать, миссия религиозных лидеров в восстановлении баланса и установлении основ мира во всем мире.

Дорогие участники IV Съезда!

Ислам уделяет большое внимание наставлению и воспитанию молодежи. И поэтому с помощью Всевышнего Аллаха хочу выступить на эту тему.

Рассуждая над этим качеством в контексте воспитания молодежи в Исламе, мы видим, что знание нежизнеспособно, если оно противоречит положениям, принципам и правилам религии. И поэтому система обучения и теория воспитания, выдвигаемые на Востоке и на Западе, следует рассматривать не как новейшие идеи, выработанные только человеком, а как плоды человеческого опыта и восприятия, которые могут быть как верными, так и ложными.

Мы считаем их всего лишь материалом, откуда мы можем заимствовать все и в то же время отбрасывать ту часть, которая может привести к извращениям и Богохульству. Извращенная часть любой философии или системы очищается, облагораживается и насыщается верой в Бога и глубоким созерцанием окружающей нас Вселенной. В этом смысле наука и научные изыскания могут быть превращены в эффективные средства обучения и образования, также ведущие по пути веры и знания.

Ислам уравновешивает образование молодежи, внося в него Священный Коран, Сунну Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) иджтихад (независимое суждение или личное мнение, основанное на знании Ислама) и мудрость. Если люди, в частности родители и учителя, желают счастья себе и своей молодежи, то необходимо поддерживать это религиозное равновесие, особенно в делах, касающихся веры молодых, их ориентации, личности и будущей жизни. Такова правильная установка, обеспечивающая благополучную молодость в свете Ислама и воспитание молодежи.

Молодые люди — это будущее страны. Поэтому внимание и воспитание подрастающего поколения — один из главнейших вопросов, стоящих перед духовными лидерами, как и перед руководством страны, от которых зависит ее будущее. Для этого не надо жалеть ресурсов, в любом обществе на первом месте должны стоять истинные ценности, состоящие в том, чтобы молодежь помнила и ценила многовековые традиции и обычаи, уважала и любила своих близких, родных и соотечественников.

В Казахстане издревле сложилось положение межнационального, межрелигиозного согласия, мира и взаимоуважения. Хвала Всевышнему Аллаху, это Великий дар Аллаха нашему Казахстанскому народу и наследие от наших предков, которым мы за него благодарны.

Мы знаем, что необходимо беречь и приумножать этот бесценный дар.

Сегодняшняя молодежь — другая по сравнению с прошлыми поколениями. У нынешних молодых людей уже другие ценности, нравы, интересы, увлечения. Но они ни в коем случае не должны забывать о вечных общечеловеческих духовно-нравственных ценностях, без которых невозможно формирование полноценной личности. Факторов, влияющих на сознание человека, на становление его личности очень много, начиная с того, какие у него родители и в какой среде он живет.

Человек учится всю жизнь, получая что-то каждый день, но фундамент в формировании личности человека закладывается в детстве. Маленький ребенок чист по природе, его душа еще не успела увидеть ничего, он только начинает познавать этот мир и очень важно именно в этот период его жизни, чтобы родители, а потом учителя в образовательных учреждениях, в которых он будет находиться, поэтапно, начиная с яслей, привили ему в первую очередь духовно-нравственные моральные ценности, заложили понятия добра и зла. И они все ответственны за своих подопечных. Если они этого не сделают, то вместо них это сделает улица, где молодые люди и получат воспитание, где совсем другие законы, ценности и взгляды на жизнь. Или же телевидение, Интернет и компьютерные игры займут место воспитателей, и результатом их дурного влияния явится формирование в психике молодого человека элемента бездуховности и понятия вседозволенности.

Раз невозможно изолировать молодых от всего плохого, то надо выработать у них что-то подобное иммунитету, который поможет им противостоять негативному натиску, ведущему к деградации общества. А выработать такой иммунитет может воспитание на основе религиозных, духовно-нравственных и моральных понятий. Только такие высокие ценности могут быть сдерживающим фактором в современном мире. Страх перед законом или боязнь общественного мнения тоже может удержать молодого человека от совершения преступления, но они не надежны как сдерживающий фактор. При первом случае, когда человек почувствует безнаказанность, он может переступить черту, чувство того, что его никто не видит и никто не узнает о его поступке, может побудить его на преступление. Но так никогда не поступит тот, кто воспитан на религиозных и духовно-нравственных ценностях. Где бы он ни был, в какой бы ситуации он ни очутился, Богобоязненный человек всегда знает, что Всевышний его видит и что если даже он избежит правосудия в этом мире, ему не уйти от наказания на том свете.

Религиозное воспитание формирует в человеке понятия чести, достоинства, совести, любви к родине и т. д.

Религия учит веротерпимости и лояльному отношению к инакомыслию, что очень важно в многоконфессиональной и многонациональной стране. Отсутствие религиозного воспитания приводит к таким явлениям, как рост преступности, экстремизма, разжигание межконфессиональной и межнациональной розни, конфликтов. И не секрет, что есть силы, заинтересованные в этом, которые стараются сделать все, чтобы обстановка в стране была нестабильной.

Отсутствие истинных религиозных знаний и невежество в вопросах религии приводит к экстремизму. Те, кто из-за отсутствия должного воспитания и истинных религиозных знаний попадает в ряды преступников и экстремистов, становятся легкой добычей для преступного мира. И с этим надо бороться через просвещение. Только лишь силовой метод борьбы не приводит к эффективному решению этой проблемы, нужно вести, в первую очередь, идеологическую борьбу против этого явления, просвещать нашу молодежь, дать им истинные религиозные знания.

Использование религиозных ценностей в нравственном воспитании, а также нахождение путей взаимодействия религии и школы в современных условиях дает наилучший эффект.

Общественность и все конфессии должны объединить свои усилия в деле правильного воспитания нашей молодежи. В рамках этой программы не помешало бы вводить в школах и других учебных заведениях предметы, обучающие основам религии, истории мировых религий, уроки нравственности и др.

ДУМК держит курс на активное участие в общественной жизни нашей страны, поддержку социальных программ, выдвигаемых властями и направленных на развитие нравственности, культуры и образования, возрождение духовных традиций, укрепляющих веру, патриотические чувства, любовь и братство в нашем обществе.

Мусульмане нашей страны полностью поддерживают политику Президента нашего государства Назарбаева, направленную на укрепление духовно-нравственных начал, патриотического воспитания подрастающего поколения и обеспечения духовно-идеологической безопасности казахстанского общества. Об этом в своем выступлении на заседании Ассамблеи народа Казахстана недавно (апрель 2012 г.) говорил Президент Н. А. Назарбаев.

В Исламе религия и мирская жизнь неразрывно взаимосвязаны.

Ислам активно участвует не только в воспитании и наставлении мусульманской молодежи, но и в более широком социальном служении сообществу страны в целом.

Наши имамы, преподаватели и наставники проделали за последние годы большую работу по продвижению в мусульманском сообществе страны идей необходимости любви и служения Родине, верности и преданности ее историческим, духовным и культурным идеалам, защиты ее целостности и укрепления ее политических и правовых основ.

Целью нашей работы является объединение усилий мусульманских духовных и общественных организаций в деле духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, содействие укреплению общественного согласия, достижению взаимопонимания, терпимости в вопросах свободы совести и вероисповедания.

Работа с молодежью ведется повсеместно. При каждой мечети проводятся курсы обучения, на которых молодежь получает базовые знания по религии, узнает об основных обрядах и традициях Ислама. На курсах молодежи непосредственным образом прививается патриотизм, духовно-нравственное воспитание на основе мусульманской нравственности, в духе веротерпимости и взаимоуважения ко всем людям. Обучение на курсах, просвещение служит основным средством привлечения молодежи к остальным вышеупомянутым видам активной деятельности.

Наши первоочередные задачи сегодня: это:

— консолидация духовных структур казахстанских мусульман;

— противодействие распространению экстремистских идей;

— противодействие распространению исламофобии;

— модернизация духовных структур казахстанских мусульман.

В дальнейшей нашей деятельности на почве духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи мы считаем наиболее приоритетными следующие направления:

— организацию широкого и всестороннего религиозного образования и просвещения мусульманской молодежи в духе умеренности в Исламе, любви к своей Родине, уважения к народам и культурам, составляющим человечество в целом;

— принятие мер по предотвращению распространения радикальных и экстремистских течений среди молодежи, включая разработку и реализацию программ по воспитанию молодежи в духе взаимоуважении и умеренности.

Жизненно необходимо расширение форм сотрудничества государственных организаций с ДУМКом в сфере воспитания молодежи.

Как нам представляется, без подобного уважительного и предупредительного взаимодействия государственных и духовных структур Казахстана невозможно полноценное развитие не только среди мусульман, но и всего казахстанского общества, а также не добиться полноценного и плодотворного диалога между народами и конфессиями нашей страны.

Священным Кораном повелевается почитание и уважение ко всему человечеству. Нравственные постулаты Священного Корана свидетельствуют о его исключительно миролюбивой сущности, направленной на упрочение безопасности международного сообщества. Эти гуманистические нормы Ислама свидетельствуют о созидательной многовекторной политике нашего государства, руководимого Президентом Н. А. Назарбаевым, направленной на дальнейшее укрепление международной безопасности.

В завершение своего выступления хочу пожелать всем Вам мира и спокойствия, благоденствия и процветания!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мулюкова Гульфия Миннахметовна

МКОУ СОШ дер. Средние Шуни ,директор

д. Нижние Шуни, Вятскополянский район

Духовно-нравственное воспитание молодого поколения – один из важнейших вопросов, который первостепенно стоит перед государством и обществом. Следовательно, от того, на каком уровне будет проводиться воспитание молодежи, зависит будущее нашей страны.
Молодежь должна научиться беречь наследие предков – межэтнический и межрелигиозный мир и солидарность, толерантность и взаимоуважение, уважение, заботу и бережливое отношение человека к другому человеку. Только такие ценности могут быть для молодежи важными факторами, которые помогут ей в современном мире выстоять перед трудностями. Выработать и сформировать в молодежи достойное уважение к этим общечеловеческим ценностям народа и государства может воспитание подрастающего поколения на основе религиозных, духовно-нравственных и моральных понятиях. Действительность свидетельствует, что молодой человек, который воспитан на общечеловеческих духовно-нравственных ценностях, заложенных в мировых религиях, обладает понятиями о чести, достоинстве, совести, вере, патриотизме, любви к родине и др.

Одним из значимых событий в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения стало введение в школьную программу нового курса – ОРКСЭ.

- острая полемика в СМИ между сторонниками и противниками введения курса,

- о содержании курса судят по его названию и воспринимают его как религиозное просвещение, приход церкви в школу.

Актуальность введения ОРКСЭ.

Основные проблемы российского общества, на решение которых направлен эксперимент:

- наше государство многонациональное, и проблемы народа должны решаться, что называется, всем миром, только диалог разных культур способен создать общее информационное пространство;

- отсутствие единой идеологии, - деформация системы нравственно-этических ценностей;

- распространение субкультур и контркультур (наркотики, алкоголизм, скинхеды, неонацисты и т.д.);

Эти проблемы можно свести к двум смысловым доминантам – ценности и воспитание. Почему через религии и светскую этику? Это мир ценностей, а следовательно, и сверхмотивации.

Задача курса – формировать мотивации у младшего школьника к осознанному нравственному поведению, основанные на знании культурных и религиозных традиций народов России, дать основные ориентиры в религиозной культуре, показать детям, что мир многообразен, научить принимать этот мир таким, каков он есть. Курс является культурологическим и носит светский характер.

- Принцип 3. Опора на нравственные ценности ислама. Их темы: сотворение добра, дружба и взаимопомощь, семья, отношение к старшим, гостеприимство.

В настоящее время в самом исламском мире не все так просто, назревает напряженность. В постперестроечные годы на волне вседозволенности в страну хлынули всевозможные религиозные течения, причем и далекие от историко-культурных традиций наших предков. В сложной ситуации оказался ислам. Богатые дореволюционные богословские традиции были разрушены, учебные заведения оказались за пределами страны. Резко росло количество мечетей, в которых служили неподготовленные имамы. И воспользовавшись такой обстановкой, к нам устремились различного рода (салафитские) эмиссары, за которыми пришли немалые деньги….[3]

Молодежь, поддавшись на некоторые привлекательные стороны идей салафизма (простота, доступность и категоричность), потянулась учиться в соответствующие зарубежные религиозные центры. Отсутствие на тот период собственных богословов и практики противодействия чуждым течениям в исламе, привело к тому, что под религиозным возрождением, поддерживаемым государством, в страну была привнесена чуждая идеология, возникли нетрадиционные течения ислама.

Традиционный ислам толерантен по сути своей. И совсем другое дело – салафиты. Они проповедуют так называемый чистый ислам, строго по Корану и Сунне, без каких-либо нововведений и добавлений, которые могут и появляются в силу географических, этнических, исторических особенностей народов, исповедующих ислам. Они негативно относятся к народным традициям, в том числе и татар, которые гармонично переплелись с исламом и стали неотъемлемой частью жизни народа. Их отличает упрощенное отношение к ценностям ислама, черно-белое восприятие жизни.

Сегодня религиозный экстремизм уже не просто слова из кодексов и законов. Он гораздо ближе, чем кажется . О террористических актах, которые происходили и в мире, и рядом с нами, в Республике Татарстан, вы наверняка наслышаны. Это и подрывы нефтепровода в Кукморском районе, готовящиеся теракты к 1000-летию Казани, спецоперация по Нурлатам, взрывы в Чистополе, в Высокой Горе и покушение на муфтия Республики Татарстан и убийство его заместителя и взрывы в Казани накануне Ураза-байрам…

Несмотря на всю сложность ситуации в исламском мире, сам ислам располагает значительным воспитательным потенциалом. Ислам, вторая по численности мировая религия, исконно выступала и выступает стержневым фактором в формировании духовности и нравственности формирующейся молодой личности.
Педагогический потенциал ислама заключен в идеях: о духовных ценностях человека и человеческих сообществ; нравственности человека, его моральных качествах, отношениях и поведении; взаимодействии людей и надлежащих взаимоотношениях между ними.
Содержательные педагогические средства ислама представлены:
в трактовке знания как ценности и познавательной деятельности человека;
в предписаниях, касающихся целей и содержания воспитания и обучения человека. Исламская духовность и нравственность основаны на этических положениях Корана, Сунны и Шариата.
Добродетельная жизнь заключается в соблюдении предписаний шариата. В мусульманской нравственности посягательство на чужую собственность расценивается как тягчайшее преступление, наказуемое, вплоть до смертной казни. Ислам исключает расовую, национальную или кастовую дискриминацию. Реализация воспитательного потенциала ислама зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма. Содержание учебного предмета на уроке – мощный инструмент воздействия на структуру личности ребёнка. Внести позитивные изменения в эту структуру возможно, когда сам освоил этот предмет и понимаешь его воспитательные возможности. Поэтому огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. И вот здесь мы сталкиваемся с основной проблемой- проблемой недостаточной осведомленности педагогов о мусульманской культуре, ее специфике.

Коран разделён на 114 частей, которые называются сурами. Суры состоят из различных отрывков, рассказов. В них рассказывается о загробной жизни, о пророках, которых Бог посылал к различным народам до Мухаммеда. В других сурах говорится о том, как жить людям в мусульманской общине, даются предписания о том, как вести себя в семье, как выполнять религиозные ритуалы.

Ислам - это 6 столпов веры:

- Вера в Аллаха
- Вера в ангелов

- Вера во все Священные Писания

- Вера в пророков

- Вера в Судный день

- Вера в предопределение

Этические заповеди:

- Забота о родителях, родственниках

- Достойное отношение к супруге и детям

- Доброта к животным

- Окружающая среда - дар Божий

Добро и зло. По Исламу любое добро и зло исходят от господа. Нет сопоставления между ангелом и дьяволом. Откуда берется зло? - От общества, в котором оно живёт. Человек рождается как чистый лист. Господь даёт возможность человеку совершить добро и зло. От природы человек добр. Оттолкни зло добром. Отречение от зла – добро. Самое великое зло по Корану - многобожие. Сделанное добро и зло возвращаются к человеку.

Семья. Можно иметь четыре жены, если ты равен между ними. Идеальная семья: один муж, одна жена и много детей. Самым нежеланным является развод – это самый мерзкий грех. Брак должен заключаться по обоюдному согласию. Воспитание ребёнка по традиции ислама и по традиции общества, в котором ты живёшь. Родители должны объяснять не только то, что надо делать по Корану, нужно всё делать в рамках разумного.

Что нас объединяет?

Ищем общее – разногласия найдутся сами. Иерусалим - место рождения трёх религий. Объединяют нас 10 заповедей, которые объединяют мусульман, христиан, иудеев. Кто ближе всех по Корану: это мать (хариз)

Отношение к грешникам: нет людей без греха. Без греха были лишь пророки. В Исламе нет кровной мести.

Основные понятия курса: культура, религия, Родина, Аллах, Коран, пророк Мухаммад, Сунна, рамадан, хадж и т.д.

1 – введение «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (урок 1). [1, с. 3 - 4]

Каждая часть имеет свою тему, ценностно-ориентированную направленность и ведущую воспитывающую идею.

Часть2, уроки 2-6 дают первоначальные представления об исламе, о личностных качествах Мухаммада. Именно нравственные качества личности Мухаммада определили его жизненный путь в качестве Пророка. На примерах из жизни пророка Мухаммада дается возможность осмысления важности самовоспитания, саморазвития, развитие личной ответственности за свои поступки.

Уроки 7-15 раскрывают основные аспекты веры мусульман и связанные с этим религиозные традиции мусульманской культуры.

Несмотря на то, что во второй части основное внимание уделяется изучению исламской культуры , здесь же обучающиеся имеют возможность познакомиться с другими религиозными культурами России, об основных нравственных понятиях, составляющих основу религиозного мировоззрения: Бог, человек и мир, добро и зло, милосердие и др.

Часть 3 посвящена истории ислама в России. Именно в этой части имеются широкие возможности решения конкретных воспитательных задач :
• укрепление веры в Россию, формирование чувства гордости за свою Родину;
• формирование образа мира как единого и целостного, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
• развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
• наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Таким образом, духовно-нравственное развитие ребенка происходит под влиянием многих факторов: социального окружения; условий жизни, труда, учебы; нравственной атмосферы семьи; примеров взрослых и сверстников; увиденного и услышанного в процессе повседневного общения и контактов с окружающими.

1. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4-5 кл.: уч. пос. для общеобразовательных учреждений , М.: Просвещение, 2010

Мусульманская молодежь и недостаток нравственности

Как бы странно и прискорбно это не звучало, но сегодня очень часто приходится стыдиться за поведение некоторых наших мусульман. После 70 лет советского атеизма мы все с радостью восприняли принятия закона о свободе совести, который позволил снова строить по всей стране мечети, открывать медресе, проповедовать ислам. Молодежь заинтересовалась религией, стала ходить в мечети, читать книги. Одним словом это было поводом для радости. Однако все не так просто.

Как бы странно и прискорбно это не звучало, но сегодня очень часто приходится стыдиться за поведение некоторых наших мусульман. После 70 лет советского атеизма мы все с радостью восприняли принятия закона о свободе совести, который позволил снова строить по всей стране мечети, открывать медресе, проповедовать ислам. Молодежь заинтересовалась религией, стала ходить в мечети, читать книги. Одним словом это было поводом для радости. Однако все не так просто.

Обратной стороной медали стало то, что обращение к религии порой стало принимать странные формы. Правда здесь сразу необходимо оговориться, что в этой ситуации виновата не сама молодежь и даже, не только те, кто их сбивает с пути. Конечно же, они виноваты, очень виноваты, однако все это следствие разрушенной за 70 лет традиции. До революции, даже до 1920х годов 20 века, исламское знание передавалось на основе традиции от старших к младшим, при непосредственном общении, обучении, одним словом, при непосредственном контакте. Уроки, личный пример учителя, чтение литературы, жизнь в системе махалли, все это формировало личность молодых мусульман. Благодаря традиции молодежь не просто получала знания, она перенимало то, что порой передавалась на невербальном уровне. Человек не просто воспринимал знания об исламе, он пропитывался исламским духом, мусульманским мировосприятием и воспитанием. Для мусульман не меньше знания важно иметь соответствующий ахляк, соответствующую нравственность.

Благородство – вот чего, к сожалению, не хватает многим современным молодым мусульманам. Столько хамства, столько провокаций и уличных замашек сегодня можно наблюдать в поведении мусульман, как в Татарстане, так и в России.

Манера общаться, отношение к старшим, к женщинам, к людям другого вероисповедания, даже к своим единоверцам, у многих молодых мусульман просто отвратительное. Эта молодежь просто забывает, что они должны служить личным примером для окружающих. Ведь по их поведению судят о мусульманах и об исламе.

Черствость характера, ограниченность мышления, неумение общаться, какое-то запредельное самомнение. Это то, что мы сегодня наблюдаем, с большим сожалением, в нашей умме.

Неслучайно, что малообразованная молодежь, еще вчера сидевшая с семечками у подъездов, обратившись в ислам, часто попадает в разные деструктивные группы и сообщества, которые прикрываются мусульманскими знаменами ради достижения каких-то политических целей.

Возмущает их отношение к старшим, к людям пенсионного возраста, многие из которых в сложные советские годы, начали читать намаз и исповедовать ислам. В советское время исполнять нормы ислама фактически означало рисковать своей карьерой, своим благополучием, а возможно и свободой. Именно они в советские годы старались сохранить хоть что-то для своих потомков, стремились, чтобы ислам по-прежнему оставался частью жизни татарского народа. Нынешней молодежи даже близко сложно представить в каких условиях еще 25 лет назад приходилось сохранять ислам этим старикам. Однако, вместо того, чтобы уважать их за героизм, некоторые половозрелые подростки, прочитавшие несколько статей в Интернете, осмеивают их, и критикуют на основе заключений своих еще полноценно не сформировавшихся умственных способностей. Как правило, именно такие незрелые мусульмане сегодня говорят о том, что в стране запрещают ислам, Коран, хиджаб и мечети. Интересно, что бы они сказали о 70-х и 80-х годах, когда высмеиваемые ими сейчас старики в условиях господствующего атеизма и авторитаризма сохраняли и исповедовали ислам?

Обидно и больно видеть, как сами мусульмане, из-за отсутствия высокой нравственности, воспитания, благородства и образования, своими руками губят будущее ислама в нашей стране. Тот восторг, который мы 20, 15, 10 лет назад испытывали из-за исламского возрождения в России, теперь заставляет задуматься о том, в правильном ли направлении идет развитие ислама в нашей стране. Что не так было сделано? Какие внутренние и внешние причины породили, что среди молодежи появились те, для которых политическая провокационная демагогия прикрытая лозунгами ислама, оказалась востребованной?

Конечно, найти простые ответы на эти вопросы не получится, так как это целый комплекс разных проблем. Но искать эти ответы нужно, так как это дело выживаемости российской части мировой уммы. Хотим мы того или нет, но работать с этой молодежью надо, искать выходы из кризиса нужно.

Вопрос нравственности, поведения молодых мусульман это вопрос, как внутреннего состояния исламского сообщества России, так и внешнего восприятия мусульман. То есть это связанные вещи. Нужно больше выпускать телепередач и видео-роликов о правилах поведения, книг, статей в Интернете, лекций в медресе и мечетях, необходимо больше говорить об этом в проповедях. Одним словом, это одно из важнейших направлений работы мусульманского духовенства, которое, кстати, также должно задуматься о том, какой оно пример подает своим поведением. Пока имамы, преподаватели медресе не станут примерами для подражания самих мусульман, нам никогда не решить эту проблему. Работы очень много.

Читайте также: