Доклад на тему зарубежная литература начала 20 века

Обновлено: 07.07.2024

Общая характеристика литературного процесса рубежа веков и первой половины XX века. Краткая характеристика литературы Франции, Германии, США и Англии исследуемого периода. Особенности творчества писателей "потерянного поколения" и их произведений.

Рубрика Литература
Вид курс лекций
Язык русский
Дата добавления 16.01.2012
Размер файла 94,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Лекции по курсу

Зарубежная литература рубежа веков и первой половины XX века

Тема 1. Литературный процесс рубежа веков к I половины XX в.

1.1 Характеристика общественно-политической обстановки

Рубеж XIX-XX вв. -- новый этап в развитии западноевропейской и американской литератур. После революционных взрывов наступил период мирного развития истории. Респектабельность становится необходимым критерием общественного и частного существования человека. Тем не менее, в это время великих открытий, в эпоху индустриализации под влиянием естественных наук и быстро распространяющегося материализма нарастало ощущение постепенной утраты нравственности. Углублялся раскол между цивилизацией и личностью, ощущающей себя во власти неизвестности.

Модернизм -- новое понимание истории, реальности и самого человека. В XX вехе неоправдавшиеся надежды на разумную волю человека, его гармоничное существование сменяются иронией и скепсисом. Затем, после катастрофы (первая мировая война) в умах воцаряется трагическое чувство реальности, которое становится сущностью эпохи модернизма.

Точки зрения на хронологические рамки модернизма расходятся. По мнению одной группы исследователей, модернизм как система сложился уже в последнюю треть XIX в.; другие считают, что это был только стиль, предвестник нового направления, которое проявилось по-настоящему только накануне первой мировой войны.

После войны и революции 1917 года мир раскололся на два лагеря. Наступило время социальных потрясений, с которыми человечество еще не сталкивалось: массовый геноцид, расправы ради утверждения политических идей (СССР, Германия, Италия).

Временем окончания эпохи модернизма считается 1945.x. Отчасти потому, что после Хиросимы и Нюрнбергского процесса человечество окончательно избавилось от иллюзий на свой счет; отчасти потому, что после Второй мировой войны литература действительно становится иной.

1.2 Философские концепции эпохи - один из ключей к пониманию лит-ры изучаемой эпохи рубежа веков

Прежде всего следует отметить труды А.Шопенгауэра (Германия), который полагал, что мир -- это стихийная мятежная воля. Приблизиться к познанию этого мира может лишь тот, в КОМ эстетическая интуиция преобладает над рассудочным началом, т.е. художник.

*Борьба с рабской моралью (христианство) и стадным инстинктом (гуманизм, демократия и т.д.).

*Стремление к новой культуре, которая может возникнуть там, где есть каста насильственного труда и каста труда свободного.

*Ключ к новому будущему -- воля к власти

А.Бергсон (Франция) создал учение об интуиции, как основном способе познания жизни.

З.Фрейд (Австрия) -- теоретик психоанализа. Его теория открыла новый подход к религии, мифологии, эстетике, литературе.

Философской основой модернизма стали идеи интуитивиста Бергсона, теория бессознательного Юнга, экзистенциализм Хайдеггера, игровая мифологема Хейзинги,

Т.о., сущность любого художественного произведения -- не в выражении индивидуальности творца, а в выражении духа всего человечества (Джойс, Эллиот;,Хайдеггер Мартин (Германия) -- философ-экзистенциалист. Экзистенциалисты ставят вопрос о смысле бытия, которое рассматривает сквозь призму бытия человека, открывающиеся ему в силу его смертности. Отсюда -- на первом плане человеческого существования -- страх, забота, отчаяние. Язык -- изначальная характеристика человеческого существования. Метод постижения языка, следовательно, и человека по Хайдеггеру -- герменевтика (теория интерпретации текста, универсальный метод. Функция -- постичь произведение искусства согласно его абсолютной художественной ценности.)

Шпенглер Освальд (Германия) рассматривает личность как исторически конкретное выражение культуры. Общечеловеческую культуру раскапывает на ряд замкнутых культур. Своя культура задает человеку единственно возможный дня него способ проживания жизни. Постичь иную культуру можно с помощью интуиции, переживая эту культуру. Основная мысль -- о кризисном самосознании культуры: т.к. творческие возможности человека определяются содержанием культуры (исторически-биологической фазой эволюции), то в эпоху цивилизации уже нельзя ожидать открытий в области искусства.

Хейзинга Йохан (Нидерланды). Особое значение в возникновении и развитии культуры придавал игре, особенно для тех эпох, где поэзия включена в контекст жизни общества. Искусство рассматривается как игра в жизнь и как познавательная модель жизни, потому что связывает их воедино, допуская различные пропорции. Как игра, искусство рождает удовольствие от самого его процесса.

Большое влияние на мировой литературный процесс оказали революционные события в России в октябре 1917 года. В защиту молодой советской республики против иностранной интервенции выступили такие писатели, как Д. Рид, И. Бехер, Б. Шоу, А. Барбюс, А. Франс и другие. Почти все прогрессивные писатели мира побывали в послереволюционной России и в своих публицистических и художественных произведениях стремились рассказать о строительстве новой жизни на основе социальной справедливости - Д. Рид, Э. Синклер, Я. Гашек, Т. Драйзер, Б. Шоу, Р. Роллан. Многие не видели и не понимали, какие уродливые формы стало принимать в России строительство социализма с его культом личности, репрессиями, тотальными слежками, доносительством и т. д. Те же, кто увидел и понял, как, например Дж. Оруэлл, Андрэ Жид, были надолго исключены из культурной жизни Советского Союза, так как железный занавес работал исправно, да и у себя на родине они не всегда пользовались пониманием и поддержкой, так как в 30-ые годы в Европе и в США в связи с мировым экономическим кризисом 1929 года усиливается рабочее и фермерское движение, растет интерес к социализму и критика СССР воспринималась как клевета.

Если реалисты, положившие основу своего творчества наблюдение, изучение действительности, стремящиеся отразить ее объективные закономерности, не чуждались художественных экспериментов, то для модернистов главным было именно экспериментирование в области формы.

Конечно, и их привлекало не только формотворчество, новая форма требовалась для того, чтобы воплотить новое видение мира и человека, новые концепции, в основе которых лежали не столько прямые контакты с действительностью, сколько различные модернистские, как правило, идеалистические философские теории, идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, З. Фрейда, экзистенциалистов – Сартра, Камю, Э. Фромма, М. Хайдеггера и других. Основными модернистскими течениями стали сюрреализм, экспрессионизм, экзистенциализм.

Зарубежная литература и исторические события ХХ века

Период после Первой мировой войны

Великолепный расцвет во всех своих жанрах переживает литература во Франции после Первой мировой войны. Несмотря на войну и послевоенные трудности, образование во Франции всегда оставалось классическим: латынь, классическая литература, история и, конечно, великолепный французский язык, совершенство и чистоту которого оберегают Французская Академия, Сорбонна и десятки других учреждений.

Замечательный расцвет в это время переживает и французский роман, его язык. Точное и оригинальное свидетельство сложностей бытия у М. Пруста и А. Жида (1869 – 1951); откровения души, раздираемой драмами, - у Ж. Бернаноса (1888 – 1940) и Ф. Мориака (1885 – 1970). В творчестве Ф. Мориака и М. дю Гара (1881 – 1958) роман выступает как монументальное произведение, авторы которого помещают своих героев в самую гущу сложной и напряженной эпохи.

Европейская художественная литература ХХ в. сохраняет верность классическим традициям – это произведение английского романиста Д. Голсуорси, немецкого писателя Т. Манна Г. Бёлля, французских писателей А. Труайя, Р. Роллана, А. Франса и многих других. И это отличает ее от других видов культуры.

Период после Второй мировой войны

Послевоенный период характеризуется спадом экономической и психологической напряженности, европейская литература становится плюралистичной как никогда: реалистический роман, психологическая новелла, романтика, ирония, детектив, фантастика – словом, в Европе множится и развивается литература на любой вкус. По-прежнему, по европейским социологическим опросам, на первом месте у читателей интерес к серьезным романам. Во второй половине 80-х годов среди наиболее читаемых авторов-европейцев называли, помимо классиков, англичанина Г. Грина, французов Э. Базена, А. Труайя и его романы о декабристах, Пушкине, Достоевском, Гоголе и Л. Толстом; ирландцев С. Бекета, М. Турнье, П. Модиано.

Зарубежная литература разных стран

Первая империалистическая война, революции в России и в Германии, годы Веймарской республики, приход Гитлера к власти Вторая мировая война, поражение нацизма и расчленение Германии - вот исторический фон, на котором творят немецкие писатели. Особую ценность в современной немецкой литературе представляет роман: Т. Манн, Г. Манн, Л. Фейхтвангер, Э.М. Ремарк, А. Зегерс, А. Бёлль и другие.

В начале века перед первой мировой войной ведущим литературным направлением становится критический реализм, возрождающий социально-бытовой роман.

Декадентско-символистское направление оказалось недолговечным, упадочническую поэзию “чистого искусства” оттесняет экспрессионизм, который в годы первой мировой войны чуть не стал главным течением в литературе Германии. Современники воспринимали экспрессионистов чуть ли не как новый Sturm und Drang. Для некоторых молодых писателей (И, Бехер, Б. Брехт) экспрессионизм был единственным известным им способом выразить свои революционные устремления. К середине 20-х гг. экспрессионизм распался.

В годы Второй мировой войны многим писателя пришлось эмигрировать или находиться в лагерях Англии, Франции. В США жили братья Манны, Фейхтвангер (который перед этим томился в лагере Франции), Ремарк, Брехт; в Мексике - А. Зегерс, Л. Ренн, Э. Киш.

В начале ХХ века в Америке господствует литература декаданса, реалистическая литература находится на стадии оформления.

Большое распространение в литературе 10-х гг. ХХ в. получил политический приключенческий роман, героем которого является предприимчивый бизнесмен, дипломат, разведчик, в ряде случае этот роман трансформировался в детективно-шпионскую повесть, для которой была характерна антисоветская направленность.

Тем не менее, реалистическая литература существовала: Марк Твен, Э. Синклер, Дж. Лондон и др.

Экономический кризис 20-30-х гг. стянул все противоречия в единый узел, обострив социальные конфликты, на Юге и Западе массами разорялись фермы, на Севере и Северо-востоке на шахтах и заводах развернулись ожесточенные социальные столкновения.

Т. Драйзер пишет о бедствиях горняков Гарлана, Стейнбек всему миру поведал о трагедии фермеров Калифорнии и Дальнего Запада.

Свое наиболее правдивое и глубокое отражение бурные 30-е гг. находят в творчестве Э. Хемингуэя, У. Фолкнера, Дж. Стейнбека, А. Миллера, С, Фицджеральда.

Характерной чертой американских реалистов было то, что, заимствуя некоторые формальные особенности модернистского романа, они сохраняют эстетические принципы критического реализма: умение создавать типы огромного социального значения, показывать глубоко типические для американской действительности обстоятельства провинциальной и столичной жизни; умение изображать жизнь как противоречивый процесс, как постоянную борьбу и действие, в отличие от декадентского романа, который заменяет изображение социальных противоречий уходом во внутренний мир героя, в область подсознательного.

Мастера американской прозы сознательно отказывались от сложной техники богато разработанного острого и занимательного сюжета романа 19 века, по их мнению, простой сюжет, лишенный элементов занимательности, лучше способен подчеркнуть трагизм положения главного героя. Они считали, что в ХХ веке эстетика чтения должна стать более напряженной, чем в прошлом столетии, поэтому они не стремятся, как их предшественники, сообщить в экспозиции все основное о своих героях; от читателя требуется дополнительное усилие, чтобы усвоить и осмыслить компоненты сложной композиции романа.

Первая половина ХХ века оказалась плодотворной для развития всех направлений в американской литературе, открыла имена Т. Вулфа, У. Фолкнера, Ю. О'Нила, Э. Хемингуэя, Ф. С. Фицджеральда, Д. Стейнбека. Их произведения упрочили европейскую известность и всемирный авторитет литературы США.

В Испании в условиях экономической депрессии успех получают социалистические идеи и республиканско-демократическое движение. Через несколько месяцев после победы Народного фронта (на выборах 16 февраля 1936 года) разразился фашистский путч, а за ним – гражданская война. Тысячи испанцев были вынуждены уехать в эмиграцию, в Испанию же приехали антифашистски настроенные деятели культуры из всех стран Европы. Сражаясь в интербригадах, многие из них погибли или были ранены. Испания вошла в произведения многих художников ХХ века, определила их поиск жизненной и художественной правды.

Духовная жизнь Испании начала века разнородна: с одной стороны, политически ангажированное и социальное искусство, с другой – разные модернистские программы. Трагическая концепция бытия глубоко отразилась в поэзии, прозе, публицистике, получила осмысление в трудах теоретиков, среди которых Мигель де Унамуно и Ортега-и-Гассет.

Направления зарубежной литературы ХХ века

Модернизм как философско-эстетическое явление имеет следующие стадии: авангардизм (между войнами), неоавангардизм (50-60-е гг.), что достаточно спорно, однако имеет основания, постмодернизм (70-80-е гг.)

Модернизм продолжает нереалистическую тенденцию в литературе прошлого и переходит во вторую половину ХХ века.

Модернизм - это и творческий метод, и эстетическая система, нашедшая отражение в литературной деятельности ряда школ, нередко весьма различных по программным заявлениям. Общие черты: утрата точки опоры, разрыв и с позитивизмом XIX века, и традиционным мировоззрением христианской Европы, субъективизм, деформация мира или художественного текста, утрата целостной модели мира, создание модели мира всякий раз заново по произволу художника, формализм.

Экспрессионизм заявил о своем разрыве с предыдущей эпохой, в частности с натурализмом, что напоминало неприятие романтиками в свое время рационализма просветителей. Но все таки экспрессионисты сохранили связь с традицией: близость к моралите (нравоучительной комедии эпохи Просвещения). В моралите действуют обобщенно аллегорические фигуры: Человек, грешник, Натура Людская.

Руки-серпы сметайте улицы-ущелья ввысь!

Голова-чертополох шипит туча-губка. Месяц-дыра -

Как качается человек: о безбрежно!

Женщина поворачивает на свету растерзанное чрево.

Творчество художников-экспрессионистов оказалось в фашистской Германии под запретом как болезненное, упадочническое, неспособное служить политике нацизма. Между тем опыт экспрессионизма продуктивен для многих художников, не говоря уже о тех, кто испытал непосредственное влияние его программы (Ф. Кафка, И. Бехер, Б. Келлерман, Г. Гессе). В творчестве последних отразилась существенная особенность экспрессионизма - мыслить философскими категориями. Одна из важнейших тем искусства ХХ века - отчуждение как итог буржуазной цивилизации, подавившей человека в государстве, тема философская и центральная для мироощущения Кафки, получила у экспрессионистов детальную разработку.

Практические выводы экзистенциализма чудовищны: безразлично - жить или не жить, безразлично - кем стать: палачом или его жертвой, героем или трусом, завоевателем или рабом.

Зарубежные писатели ХХ века

Эрнест Хемингуэй (1898 -1961)

В 1936 году Хемингуэй, снарядив на свои деньги санитарные автомашины, отправляется на гражданскую войну в Испанию.

Бертольд Брехт (1898 – 1956)

Родившись в семье состоятельного коммерсанта, Брехтрано познал чувство неудовлетворенности характером буржуазных отношений в семье и в школе.

Приобщение Брехта к марксизму, совпавшее по времени со второй половиной 20-х годов, сочеталось с его подходами к теории эпического театра. Проблема эпического театра в свете решающих целей драматургии и литературы, вообще становится для Брехта проблемой в первую очередь мировоззренческой. Дидактическая, агитационная, просветляющая сознание масс роль театра осмысливается им как элемент общей борьбы прогрессивных сил за коренное изменение существующего в мире порядка.

Приход к власти в Германии фашизма, эмиграция хотя и лишили Брехта связей с немецкой сценой, все же не могли приостановить создание им теории нового театра и выдающихся драматургических образцов.

Драматургия 30-х годов независимо от сюжетной коллизий и изображаемой эпохи воспринимается прежде всего как антифашистское, антиимпериалистическое выступление Брехта, как самоотверженный акт борьбы за такое будущее, которое, уничтожив в принципе общественную несправедливость, излечив человечество от недугов и пороков буржуазного общества.

Установление фашистской диктатуры вынудило писателя-бунтаря покинуть родину, он кочует по Европе, затем переезжает в США.

Это были годы неустанной творческой работы, художественного осмысления грозных исторических катаклизмов. Вдалеке от родной земли, в скорбном одиночестве Брехт писал вещи, ставшие в последствии признанными шедеврами мировой драматургии.

В 1947 г. писатель покидает Америку, не давшую ему ни творческого подъема, ни материального благополучия, ни свободы совести, и возвращается в Берлин.

Томас Манн (1875-1955).

Манн, Томас (Mann, Thomas) (1875–1955), немецкий писатель. Родился 6 июня 1875 в Любеке, в семье состоятельных коммерсантов, игравшей значительную роль в Любеке и других ганзейских городах Северной Германии. Старший его брат, Генрих (1871–1950), был широко известным романистом, эссеистом и драматургом, трое детей – Клаус, Эрика и Голо – сами стали известными литераторами.

Детство Манна прошло в Любеке, учился он в Любеке и Мюнхене, куда семья переехала после смерти отца в 1891. Студентом университета самостоятельно и с увлечением штудировал А.Шопенгауэра, Ф.Ницше и Р.Вагнера.

На протяжении творческого пути Манн написал целый ряд больших и малых эссе, до Первой мировой войны черпая темы в области культуры, затем подключив и сферу политики. Ряд крупных эссе Манна посвящен трем кумирам его юности – Шопенгауэру, Ницше и Вагнеру, а также И.В.Гёте, Л.Н.Толстому, Ф.М.Достоевскому, Ф.Шиллеру, З.Фрейду и др. Политические его эссе – это размышления о двух мировых войнах и возникновении гитлеризма.

Франц Кафка (1883-1924)

Родился Франц Кафка 3 июля 1883 года в Праге в семье владельца магазина оптовой торговли галантереей. Был старшим сыном и мало общался с тремя младшими сестрами. Материнские гены и отцовское воспитание создали личность, склонную к рефлексии и самоанализу. Учился в немецкой классической гимназии и Немецком университете в Праге на юридическом факультете. Попытки занятий германистикой и историей искусств так попытками и остались. Нельзя даже сказать, что Франц был страстным читателем, скорее - внимательным и вдумчивым. Мысль самому стать литератором не отпускала его в молодости, но работал он медленно и трудно, хотя к 25 годам было им написано множество стихотворений и какое-то количество прозы, велся и дневник, но все это было сожжено, когда Кафке исполнилось 26 лет, и пять месяцев он обдумывал свои литературные возможности, пока в 1910 году не возобновил ведение дневника. Вероятнее всего, это произошло под влиянием Макса Брода, с которым подружился в 1903 году, но дружба это была не слишком сердечная - Брод сетует, что целых семь лет Франц не показывал ему своих литературных произведений. (Но что-то Брод здесь путает - он не мог не знать о публикации нескольких миниатюр друга в журнале "Гиперион").Эта холодность Кафки объясняется тем, что предыдущий друг Оскар Поллак никак не откликнулся на попытки литературного творчества Кафки, а его мнение было очень важно начинающему литератору.

Однако хлеб насущный Франц Кафка зарабатывал, служа в страховом обществе, что давало ему также возможность ознакомиться с положением трудящихся Богемии, так что он даже обнаруживал симпатию к социалистическому и анархистским движениям.

В 1911 году Кафка начал работу над большим романом "Америка" ("Пропавший без вести"). Ему 28 лет - он собирается взрослеть вместе с этим произведением.

Случайная встреча к Бродов с Фелицией Бауэр привела к возникновению пятилетней коллизии, связанной с первой попыткой жениться. Все связалось в один узел - эта встреча, выход в свет первой книги "Созерцания", новелла "Приговор", написанная в ночь с 22 на 23 сентября 1912 года всего за восемь часов. Эта ночь даровала Кафке уверенность в литературном будущем. Но прозаическая Муза являлась в квартиру, где Франц жил у своих родителей, не так часто, как ему хотелось. Тем не менее за 11 лет работы он почти написал три больших романа (формально не завершил), много новелл и огромное количество писем, бОльшая часть из которых (к возлюбленным Фелиции Бауэр и Милене Есенска-Поллак) - по сути - тоже романы, романы о любви, полные наступательного порыва и уклонений в первом случае и борьбы ревности со страхом - во втором.

В 1917 году у Кафки констатируют туберкулез горла. Лечение и санатории мало помогают состоянию его здоровья, приходится оставить службу. Но литературный труд продолжается, особенно интенсивно - в 1921-1922 г.г., когда создается роман "Замок".

Почти за год до смерти Кафка знакомится с молодой еврейской девушкой Дорой Димант, которая сначала станет символом его (наконец-то!) самостоятельности - они уедут жить в Берлин, а затем скрасит его последние дни. Умер Франц Кафка 3 июня 1924 года в санатории Кирлинг под Веной, успев просмотреть гранки подготовленного к изданию сборника рассказов "Голодарь". Похоронен в Праге на Страшницком кладбище.

При жизни Кафки вышли: "Созерцания", "Кочегар" (первая глава из романа "Америк), "Кары", "Сельский врач".

Несмотря на завещание, обращенное к Максу Броду, сжечь все свое литературное и эпистолярное наследство, тот сохранил все, что удалось собрать, и, начиная с 1925 года, издал сначала все три незавершенных романа, а затем - остальную прозу, дневники и письма. Написал он и биографию Франца Кафки. Его непослушание явило миру не только гениального писателя, но и загадку - литературную, философскую и экзистенциальную, - над решением которой бьется уже несколько поколений исследователей его творчества и просто читателей.

Большое влияние на мировой литературный процесс оказали революционные события в России в октябре 1917 года. В защиту молодой советской республики против иностранной интервенции выступили такие писатели, как Д. Рид, И. Бехер, Б. Шоу, А. Барбюс, А. Франс и другие. Почти все прогрессивные писатели мира побывали в послереволюционной России и в своих публицистических и художественных произведениях стремились рассказать о строительстве новой жизни на основе социальной справедливости - Д. Рид, Э. Синклер, Я. Гашек, Т. Драйзер, Б. Шоу, Р. Роллан. Многие не видели и не понимали, какие уродливые формы стало принимать в России строительство социализма с его культом личности, репрессиями, тотальными слежками, доносительством и т. д. Те же, кто увидел и понял, как, например Дж. Оруэлл, Андрэ Жид, были надолго исключены из культурной жизни Советского Союза, так как железный занавес работал исправно, да и у себя на родине они не всегда пользовались пониманием и поддержкой, так как в 30-ые годы в Европе и в США в связи с мировым экономическим кризисом 1929 года усиливается рабочее и фермерское движение, растет интерес к социализму и критика СССР воспринималась как клевета.

Если реалисты, положившие основу своего творчества наблюдение, изучение действительности, стремящиеся отразить ее объективные закономерности, не чуждались художественных экспериментов, то для модернистов главным было именно экспериментирование в области формы.

Конечно, и их привлекало не только формотворчество, новая форма требовалась для того, чтобы воплотить новое видение мира и человека, новые концепции, в основе которых лежали не столько прямые контакты с действительностью, сколько различные модернистские, как правило, идеалистические философские теории, идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, З. Фрейда, экзистенциалистов – Сартра, Камю, Э. Фромма, М. Хайдеггера и других. Основными модернистскими течениями стали сюрреализм, экспрессионизм, экзистенциализм.

Цель: цель данной работы состоит в том, чтобы донести до общества важность зарубежной литературы.

1. доказать, что зарубежная литература так же интересна, как и отечественная.

2. Разобраться во всех составляющих зарубежной литературы ХХ века.

Актуальность: данная работа актуальна, так как наше поколение сейчас читает более современную литературу, нежели литературу серебряного века.

Зарубежная литература и исторические события ХХ века

Период после Первой мировой войны

Великолепный расцвет во всех своих жанрах переживает литература во Франции после Первой мировой войны. Несмотря на войну и послевоенные трудности, образование во Франции всегда оставалось классическим: латынь, классическая литература, история и, конечно, великолепный французский язык, совершенство и чистоту которого оберегают Французская Академия, Сорбонна и десятки других учреждений.

Замечательный расцвет в это время переживает и французский роман, его язык. Точное и оригинальное свидетельство сложностей бытия у М. Пруста и А. Жида (1869 – 1951); откровения души, раздираемой драмами, - у Ж. Бернаноса (1888 – 1940) и Ф. Мориака (1885 – 1970). В творчестве Ф. Мориака и М. дю Гара (1881 – 1958) роман выступает как монументальное произведение, авторы которого помещают своих героев в самую гущу сложной и напряженной эпохи.

Европейская художественная литература ХХ в. сохраняет верность классическим традициям – это произведение английского романиста Д. Голсуорси, немецкого писателя Т. Манна Г. Бёлля, французских писателей А. Труайя, Р. Роллана, А. Франса и многих других. И это отличает ее от других видов культуры.

Период после Второй мировой войны



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Зарубежная литература первой половины ХХ века"

Сегодня на уроке мы:

· Узнаем, какие процессы развивались в зарубежной литературе первой половины XX века.

· Разберёмся в многообразии литературных направлений этого периода.

Изучая литературу XIX века, мы говорили о том, что именно в это время возникает такое понятие как мировая, или всемирная, литература. Национальные литературы не просто влияют друг на друга. Возникают общие тенденции развития литературного процесса.

Например, мы говорили о том, что в русской литературе начала XX века было два ключевых направления: реализм и модернизм. Толстой, Чехов, Горький и Куприн – корифеи русского реализма.


Им противостояли модернисты Маяковский, Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов и многие другие.

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории. Для русской литературы XX века ключевыми событиями, определившими направление развития литературного процесса, стали социалистическая революция и Великая Отечественная война. А для зарубежной литературы таким событием была Первая мировая война, которую развязали сильнейшие мировые державы для передела сфер влияния.

Но этот роман, как и вся проза потерянного поколения, одновременно и исповедь, и обвинение тем, кто устроил этот ад ради наживы.

Социальные и политические потрясения первой половины XX века стали причиной развития такого философского направления, как экзистенциализм. Философы-экзистенциалисты Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Мишель Фуко предложили свой взгляд на человека и бытие. Согласно философии экзистенциализма, мир пуст и враждебен человеку. Роль Бога исполняет судьба-призвание, которой человек обязан терпеливо и безропотно подчиняться.

Ощущение трагичности и хрупкости бытия, утраты точки опоры и целостной модели мира, разочарование в позитивизме и традиционных христианских ценностях характерно для литературы модернизма.

Выделяют множество модернистских течений: имажинизм, футуризм, сюрреализм, экспрессионизм и так далее.


С имажинизмом и футуризмом мы знакомились, изучая русскую литературу начала двадцатого века. А вот экспрессионизм и сюрреализм для нас понятия новые.

Сюрреалисты обращались к человеческому бессознательному, исследуя сны, галлюцинации и даже бредовые речи. Логику в искусстве они отрицали. Сюрреализм очень быстро вышел за рамки литературы, став модным течением в живописи, кино и даже в музыке и балете.

Для театрального искусства первая половина XX века стала временем экспериментов, поиска новых идей и форм их выражения. Драматурги XX века продолжили путь, начатый реформаторами театра в XIX веке. Знаменитые новаторы сцены Генрик Ибсен, Бернард Шоу, Ромен Роллан, Антон Павлович Чехов, Герхарт Гауптман заложили основы нового театра.

Обратите внимание, насколько различны эти драматурги по своим характерам, творческим принципам, идеям и художественным приёмам. И вполне естественно, что эти различия стали причиной появлений множества уникальных направлений драматического искусства.

Надо сказать, что в творчестве Бернарда Шоу литературоведы выделяют несколько видов парадокса: социальный, моральный, сатирический, юмористический, философский и так далее.


В пьесах Бернарда Шоу часто сталкивается комическое с трагическим, высокое с низменным, реальное с фантастическим. Бернард Шоу использует гротеск и приёмы, характерные для народного или площадного театра.

Во-первых, Брехт разрушил принцип иллюзии реальности в театре. Декорации больше не изображают комнату или местность, в которой происходит действие. Они служат созданию атмосферы спектакля. Могут быть минималистичными или даже отсутствовать вовсе. Актёры больше не вживаются в роль. Они скорее повествуют о судьбе своих персонажей и мотивах их поступков. При этом зритель не должен забывать о том, что актёр отделён от героя, чью роль он исполняет.

Более того, действия персонажей в театре Брехта часто комментируются и объясняются. Актёры обращаются к зрителям. А части спектакля открывались заголовками, которые описывали их содержание.

Ещё одно нововведение Брехта – зонги. Сценические песни, которые исполняет хор или один из героев пьесы. Причём зачастую драматург предоставлял постановщику выбирать, кто именно будет исполнять зонг. Зонг может быть балладой, песней или ритмизированным монологом. В зонге содержатся комментарии к происходящему на сцене или высказывание на злободневные темы. Часто зонги напрямую обращены к зрителю.

Бертольд Брехт отказался от классического деления драмы на действия и акты. Пьесы драматурга представляют собой ряд сценических картин, расположенных в хронологической последовательности. Сценическое пространство драматург тоже разрушил. В театре Брехта сцена могла оказаться даже посреди зрительного зала.

Если классический театр обращался к чувствам зрителя, то для эпического театра прежде всего важен интеллект. Все эти новаторские художественные средства не переносят зрителя в другую обстановку, а превращают в наблюдателя. Заставляют анализировать увиденное на сцене, давать оценку персонажам и их действиям, размышлять над идеями, которые транслируются героями пьесы.

Начало XX века в мировой истории – это эпоха исторических потрясений. В это время рушились одни империи и возникали другие. Менялась карта мира, менялся социальный строй. Человечество искало новые пути развития во всех сферах бытия. В том числе и в искусстве.

Читайте также: