Нравственные начала исследовательской деятельности доклад

Обновлено: 18.05.2024

Роль научноисследовательской деятельности студентовв формированиинравственной устойчивости

Современные работодатели, заинтересованные в получении высококвалифицированного профессионала, желают видеть его как всесторонне развитого человека, обладающего высокой внутренней организованностью и нравственной устойчивостью. Нравственная устойчивость, гармоничное внутреннее равновесие сегодняценятся работодателем не меньше, чем профессионализм, профессиональные компетенции. Руководители предприятий и учреждений при принятиина работу отдают предпочтение выпускникам с устойчивым поведением, которое надежно, уравновешено и последовательно. Беспорядочные, непредсказуемые модели поведения и настроения новых сотрудников являются нежелательными в стабильном рабочем коллективе. Устойчивость тесно связана с ответственностью, сознанием долга, совестью, способностью не отступать от своих убеждений, высокой и продуктивной работоспособностью [1, с.13]. Пожелания работодателя современнаясистема высшего образования принимает во внимание, государственные вузы планируют свою учебновоспитательную работу таким образом, чтобы формирование нравственной устойчивости будущих специалистов осуществлялось одновременно с профессиональной подготовкой.

В ходе научного поиска определяются основные черты нравственной устойчивости в зависимости от темпа, графика, направлений, глубины научного поиска студента: рост влияния нравственной устойчивости на личностный рост будущего специалиста; зависимость нравственной устойчивости от общих ценностных ориентаций и социальных мотиваций поведения студента; стремление к высшим нравственным потребностям: любви и гуманности к людям; стремлениепоступать честно; активная позиция в борьбе со своими недостатками и одновременно возрастающие моральные требования к себе и другим; уход от приспособленчества; рост сознательной самооценки своего поведения и действий.Нельзя не остановиться на том, что на формирование нравственной устойчивости будущих специалистов влияют различные факторы, условия, но роль и функции научноисследовательскойработы, внеаудиторная и индивидуальная модели работы со студентамисегодня максимально ориентированы на развитие их нравственного самовоспитания.Безусловно, что активность в среде нравственного воспитания определяется не только заказом работодателей и социальных институтов, но также желанием самих субъектов образования обеспечить профессиональноэтический рост студентов.

Ссылки на источники1.Кононенко Т.В. Воспитание нравственной устойчивости у студентов педагогических вузов:дис. . канд. пед. наук.–Майкоп, 2004.–171 с.2.Ожегов С. И. Словарь русского языка. –М.: Русский язык, 1991.–763 с.3.Чудновский В.Э.Нравственная устойчивость личности. –М.: Педагогика, 1981.–208 с.4.Божевич Л.И. Устойчивость личности, процесс и условия ее формирования // Материалы XVIII Международного психологического конгресса. Симпозиум35: Формированиеличностивколлективе. –М., 1966. 5.КононенкоТ.В. Указ. соч.

 Нравственные основания научной деятельности , слайд №1
 Нравственные основания научной деятельности , слайд №2
 Нравственные основания научной деятельности , слайд №3
 Нравственные основания научной деятельности , слайд №4
 Нравственные основания научной деятельности , слайд №5
 Нравственные основания научной деятельности , слайд №6
 Нравственные основания научной деятельности , слайд №7
 Нравственные основания научной деятельности , слайд №8
 Нравственные основания научной деятельности , слайд №9
 Нравственные основания научной деятельности , слайд №10
 Нравственные основания научной деятельности , слайд №11
 Нравственные основания научной деятельности , слайд №12
 Нравственные основания научной деятельности , слайд №13
 Нравственные основания научной деятельности , слайд №14
 Нравственные основания научной деятельности , слайд №15
 Нравственные основания научной деятельности , слайд №16
 Нравственные основания научной деятельности , слайд №17
 Нравственные основания научной деятельности , слайд №18
 Нравственные основания научной деятельности , слайд №19
 Нравственные основания научной деятельности , слайд №20
 Нравственные основания научной деятельности , слайд №21
 Нравственные основания научной деятельности , слайд №22
 Нравственные основания научной деятельности , слайд №23

Вы можете ознакомиться и скачать Нравственные основания научной деятельности . Презентация содержит 23 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

 Нравственные основания научной деятельности

Слайд 1

 Наука: нравственные основания Взаимодействие всех социальных институтов регулируется определенными нормативно-ценностными ориентирами. Каждый ученый, исследователь заранее выбирает на основе своих нормативно-ценностных ориентиров ту или иную траекторию познания

Слайд 2

Наука: нравственные основания Взаимодействие всех социальных институтов регулируется определенными нормативно-ценностными ориентирами. Каждый ученый, исследователь заранее выбирает на основе своих нормативно-ценностных ориентиров ту или иную траекторию познания

 Наука: нравственные основания Почему общество испытывает недоверие к науке? Знание, полученное в результате научного исследования, становится всеобщим и доступным для всех. Неизвестно, как это знание будет использовано другим человеком.

Слайд 4

Наука: нравственные основания Почему общество испытывает недоверие к науке? Знание, полученное в результате научного исследования, становится всеобщим и доступным для всех. Неизвестно, как это знание будет использовано другим человеком.

 Наука: нравственные основания Исследователь попадает в противоречивую ситуацию, так как познавательная деятельность реализуется в диапазоне противоположных норм. Поэтому перед ученым стоит важнейшая задача: самостоятельно определить свое отношение к результатам познавательной деятельности.

Слайд 6

Наука: нравственные основания Исследователь попадает в противоречивую ситуацию, так как познавательная деятельность реализуется в диапазоне противоположных норм. Поэтому перед ученым стоит важнейшая задача: самостоятельно определить свое отношение к результатам познавательной деятельности.

 Наука: нравственные основания Профессиональная ответственность ученого – одна из основ анализа проблемы нравственной оценки научной деятельности. Современному ученому, помимо проведения собственных исследований, приходится выполнять различные роли в научной сфере, которые также требуют соблюдения специфических этических норм.

Слайд 7

Наука: нравственные основания Профессиональная ответственность ученого – одна из основ анализа проблемы нравственной оценки научной деятельности. Современному ученому, помимо проведения собственных исследований, приходится выполнять различные роли в научной сфере, которые также требуют соблюдения специфических этических норм.

 Наука: нравственные основания Роли исследователя: Автор - изложение результатов исследования. Рецензент (экспертиза) - оценивание результатов научного исследования. Преподаватель - подготовка нового поколения исследователей. Консультант - участие в решении не научных, а социальных, политических экономических и др. проблем. Популяризатор - активность ученого за пределами научного сообщества (взаимодействие со СМИ.)

Слайд 8

Наука: нравственные основания Роли исследователя: Автор - изложение результатов исследования. Рецензент (экспертиза) - оценивание результатов научного исследования. Преподаватель - подготовка нового поколения исследователей. Консультант - участие в решении не научных, а социальных, политических экономических и др. проблем. Популяризатор - активность ученого за пределами научного сообщества (взаимодействие со СМИ.)

 Наука: нравственные основания Социальная ответственность ученого лежит в сфере отношений между наукой и обществом. Проблема: ученый как человек науки и как представитель иных социальных образований не может выступать в рамках единой ценностно-нормативной базы.

Слайд 9

Наука: нравственные основания Социальная ответственность ученого лежит в сфере отношений между наукой и обществом. Проблема: ученый как человек науки и как представитель иных социальных образований не может выступать в рамках единой ценностно-нормативной базы.

 Наука: нравственные основания Классическая наука: пыталась элиминировать субъективное, иначе страдает истина – цель научного познания. Неклассическая наука: стремление получить истинное знание с учетом субъективных особенностей познавательного процесса (позиция наблюдателя, средства получения знания и т.д.). Постнеклассическая наука: должны обязательно анализироваться внутренние факторы познавательной деятельности, если цель – получить адекватное научное знание.

Слайд 10

Наука: нравственные основания Классическая наука: пыталась элиминировать субъективное, иначе страдает истина – цель научного познания. Неклассическая наука: стремление получить истинное знание с учетом субъективных особенностей познавательного процесса (позиция наблюдателя, средства получения знания и т.д.). Постнеклассическая наука: должны обязательно анализироваться внутренние факторы познавательной деятельности, если цель – получить адекватное научное знание.

 Наука: нравственные основания Исследователи не признают возможность единой нравственной оценки научной деятельности. Никто за ученого не может определить направленность и качество познавательного результата, никто не может быть ответственным за него.

Слайд 11

Наука: нравственные основания Исследователи не признают возможность единой нравственной оценки научной деятельности. Никто за ученого не может определить направленность и качество познавательного результата, никто не может быть ответственным за него.

 Наука: нравственные основания Могут существовать только единые принципы нравственной оценки, но единых решений нравственных проблем точно быть не может. Как нравственно оценить изобретателя атомной энергии?

Слайд 12

Наука: нравственные основания Могут существовать только единые принципы нравственной оценки, но единых решений нравственных проблем точно быть не может. Как нравственно оценить изобретателя атомной энергии?

 Наука: нравственные основания Функционирование науки в рамках нормативных границ невозможно без предпочтений исследователя, которые он осуществляет иррационально. Классическая рациональность исключает иррациональное понимание подбора оснований для познавательной деятельности.

Слайд 14

Наука: нравственные основания Функционирование науки в рамках нормативных границ невозможно без предпочтений исследователя, которые он осуществляет иррационально. Классическая рациональность исключает иррациональное понимание подбора оснований для познавательной деятельности.

 Наука: нравственные основания Основной аспект научных исследований на современном этапе: Постановка проблемы нравственной оценки, что позволит вернуть науке статус системы наиболее достоверных знаний о действительности.

Слайд 15

Наука: нравственные основания Основной аспект научных исследований на современном этапе: Постановка проблемы нравственной оценки, что позволит вернуть науке статус системы наиболее достоверных знаний о действительности.

 Наука: нравственные основания Поскольку познание неоднозначно, невозможно заранее обозначить, предусмотреть, к каким результатам придет познавательный процесс. Важнейшую роль в деятельности ученого, начинают играть нравственные начала.

Слайд 17

Наука: нравственные основания Поскольку познание неоднозначно, невозможно заранее обозначить, предусмотреть, к каким результатам придет познавательный процесс. Важнейшую роль в деятельности ученого, начинают играть нравственные начала.

 Наука: нравственные основания Познавательная программа ученого обретает особую логику: отказ от идеи, что в мире действует закон (мир по своей природе спонтанен); отказ от идеи, что в мире существует истина (смыслы возникают в процессе деятельности); нельзя исследовать мир исключительно абстрактно,(мир состоит из живых, целостных систем, в которых нельзя специально обозначить абстрактно ни одной из составляющих).

Слайд 18

Наука: нравственные основания Познавательная программа ученого обретает особую логику: отказ от идеи, что в мире действует закон (мир по своей природе спонтанен); отказ от идеи, что в мире существует истина (смыслы возникают в процессе деятельности); нельзя исследовать мир исключительно абстрактно,(мир состоит из живых, целостных систем, в которых нельзя специально обозначить абстрактно ни одной из составляющих).

 Наука: нравственные основания Основной вопрос нравственной оценки заключается в определении такой цели для любого вида человеческой деятельности (особенно, практической), которая желательна сама по себе и к которой все остальные моменты относятся как средства.

Слайд 20

Наука: нравственные основания Основной вопрос нравственной оценки заключается в определении такой цели для любого вида человеческой деятельности (особенно, практической), которая желательна сама по себе и к которой все остальные моменты относятся как средства.

 Наука: нравственные основания Нравственность представляет собой некодифицируемый абсолютный идеал, ориентирующий человека на бесконечное совершенствование. Совершенствование реализуется в сфере реальной нормативности, которая регулирует не только мотивы поведения, но и непосредственно сами действия человека.

Слайд 23

Наука: нравственные основания Нравственность представляет собой некодифицируемый абсолютный идеал, ориентирующий человека на бесконечное совершенствование. Совершенствование реализуется в сфере реальной нормативности, которая регулирует не только мотивы поведения, но и непосредственно сами действия человека.

При проведении эмпирических исследований полезно учитывать ряд важных этических ограничений, которые являются ориентирами в рефлексии и регулировании профессионального поведения. Среди них можно выделить следующие (И. В. Бачков, И. Б. Гриншпун, Р. С. Немов, Н.С. Пряжников):

- личная ответственность за проводимую диагностику и полученные в исследовании выводы и результаты;

- конфиденциальность, нераспространение диагностической информации без прямого согласия самого испытуемого;

- научная обоснованность применяемых исследовательских методов и методик (соответствие требованиям надежности, валидности, дифференцированности и точности результатов);

- максимальная объективность в рамках интерпретации результатов, выводов, которые должны соответствовать полученным показателям и не зависеть от чьих-либо субъективных установок;

- профессиональная компетентность (самоуважение и самоограничение), т.е. запрет на использование исследовательских методик, которыми ученый не владеет, на передачу диагностических методик неподготовленным специалистам, а также на выработку заключений и рекомендаций по вопросам, выходящим за рамки компетентности;

- ненанесение ущерба, что означает запрет на использование информации и выводов во вред включенным в проведение эксперимента людям;

- позитивное принятие ребенка, педагога, образовательной реальности, стремление принять и понять их такими, какие они есть, уважение права человека на оригинальность, неповторимость;

- обеспечение прав людей, привлекаемых к экспериментальным действиям: добровольность участия в обследовании, профилактический характер изложения результатов (деликатность, адекватность и доступность языка), предупреждение о возможных последствиях выдачи такой информации самим обследуемым кому-либо, о правах лиц, заинтересованных в результатах обследования.

Эти нравственно-этические правила дискутируются среди педагогов и в педагогической печати.

1) К примеру, нельзя подвергать человека психологическому обследованию против его воли или обманным путем, за исключением особых случаев, оговоренных законом, а также судебной или медицинской практики.

Миниатюрные технические средства, в частности видеокамеры, позволяют осуществлять скрытое наблюдение и запись данных. Но диагностируемые участники педагогического процесса не преступники, за которыми с санкции прокурора по закону может быть установлено негласное наблюдение. Скрытое наблюдение нарушает права человека. Поэтому педагогическая этика требует информировать объект наблюдения (индивидов, группу) о записи его поведения.

2) Требование конфиденциальности также часто становится причиной конфликтов в образовательных учреждениях, в которых проводятся исследования. Эти конфликты могут привести к отказу администрации учреждений и педагогов от участия в научных исследованиях. Спорным является как некритичное разглашение полученной в исследовании информации, так и ее чрезмерное сокрытие.

Чтобы обеспечить конфиденциальность, на всех материалах диагностического характера и заключениях исследователь указывает не фамилию и имя испытуемого, а присвоенный ему код. При этом документ, где указываются данные и код, оформляется в единственном экземпляре, который хранится отдельно от экспериментальных материалов, в месте, недоступном для посторонних.

При оформлении результатов психолого-педагогических исследований, как правило, называется имя и первая буква фамилии испытуемого: Елена А., Сергей К. и т. п.

Это требование, в частности, касается непрофессионально составленных анкет и других опросников, применяемых в образовательных учреждениях. Зачастую они разработаны людьми, не имеющими соответствующей подготовки, или некритично взяты из профессиональной литературы (без учета требований к их использованию). В лучшем случае такое обследование ничего не дает, гораздо чаще наносит прямой вред состоянию участников и педагогическому процессу в целом.

5) В системе оценивания академических успехов учащихся американской школы широко применяется рейтинг.Учитель не вызывает ученика к доске: он ставит всем условные оценки во время дискуссии, и ученики это знают. Раз в две недели или раз в месяц ставится итоговая гласная рейтинговая оценка, в которую входит (но не выделяется) оценка по поведению.

6) Любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты проведенной с ним диагностики, а также то, где, кем и как они могут быть использованы. Результаты психолого-педагогической диагностики предоставляет обследуемому тот, кто ее проводит, в доступной для адекватного понимания форме. К примеру, при тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право соглашаться или не соглашаться на диагностику, а также знать результаты тестирования ребенка.

7) Важно помнить, что человек, как правило, психологически не готов принять отрицательную информацию. Поэтому необходимо каждый раз продумывать способы соответствующей подготовки обследуемого к восприятию такой информации и предпринимать особые меры против случайного ее распространения и некомпетентного использования. Пренебрежение этой стороной исследовательской деятельности может повлечь нежелательные последствия не только педагогического, но и правового характера.

Этические нормы следует соблюдать не только при проведении психолого-педагогической диагностики, но и в работе с источниками и литературой.Так, при изложении фактических данных, взятых из разного рода документов (например, в исследовании по истории образования), необходима их тщательная проверка.

В теоретических исследованиях также следует придерживаться определенных норм и правил. Чаще всего этические ошибки проявляются при обращении к идеям и работам других исследователей, ученых (или необращении к ним). Используя работу Е.В.Титовой 1 , выделим некоторые из них.

Как правило, подобная ошибка допускается, когда начинающий исследователь старается обосновать актуальность своего подхода. Для этого он приписывает другим авторам ошибочные (порой — противоположные действительным) взгляды и утверждения. Подобный прием допускается часто и в устной полемической дискуссии. Подмена действительных взглядов, выводов и суждений других авторов собственными домыслами — не только распространенная, но и очень узнаваемая ошибка. Она серьезно подрывает авторитет того, кто ее допускает.

3. Эклектика — соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, стилей и т.д. Частный случай — объединение оппонентов: в одном перечислении или обзоре ставятся в ряд ученые, чьи научные позиции несовместимы, противоположны.

К примеру, исследователь пишет, что свой научный поиск он проводит в русле методологии личностно-ориентированного образования, и приводит в скобках перечень фамилий: Е. В. Бондаревская, Н.М.Борытко, И.Д.Демакова, В.В.Сериков, И.А.Колесникова, И. С. Якиманская и др. Между тем концепции Е.В. Бондаревской, В. В. Серикова и И. С. Якиманской настолько различны, что никак не могут быть единым основанием для всего исследования (нужно указывать, какие их идеи использованы при раскрытии тех или иных вопросов), И.Д.Демакова знаменита многими трудами, но не в теории личностно-ориентированного образования, к разработке которой она непричастна, а Н.М.Борытко и И. А. Колесникова в своих работах неоднократно весьма скептически оценивали восторги в адрес этой теории и никак не могут быть отнесены к ее приверженцам.

4. Историческая некорректность— в одном ряду вперемешку перечисляются классики педагогики прошлых веков и современники, например: Аристотель, А.Г.Козлова, Я.А.Коменский, В.В.Сериков, К.Д.Ушинский, или сопоставляются их точки зрения.

Подобная ошибка не только смешна, но и трагична, поскольку выдает методологическую безграмотность автора, не различающего объект, предмет и цели исследования. Кроме того, цитировавшиеся авторы ведь не обвиняются в безграмотности их собственных работ. А то, что они некоторые вопросы благородно оставили для других, создав теоретическую базу для их исследований, — так это заслуживает лишь искренней благодарности, никак не критики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация исследовательской деятельности младщих школьников.

Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования нравственных качеств.(1 сл.)

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.(2 сл.)

подвергнуть научному изучению;

осмотреть для изучения чего-либо. (3сл)

Задачи эти успешно решаются через занятия краеведением. Краеведение – ведение края, ведать, значит знать, чтобы знать, надо изучать, а изучать можно только исследуя!

Исследовательская деятельность – это практические целенаправленные действия, способствующие формированию собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.

Метод исследовательских проектов является педагогической технологией, идущий от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, Один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Проектный метод реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.

При организации исследовательской деятельности я учитывала специфические особенности младшего школьника: любознательность и пытливость, стремление докопаться до сути явлений, осознание себя самостоятельным субъектом познания. Непременным правилом любой деятельности должна быть активность самого школьника, его целенаправленные поиски, открытия, выводы. Перед собой я поставила следующие задачи:

организация детей во внеурочное время;

актуализация и углубление знаний учащихся об истории, природе родного края, формирование ответственного к ней отношения.

развитие интереса к творческой и исследовательской работе.

В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы: СЛАЙД №4

-мотивационный (учитель объясняет общий смысл, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);

-планирующий - подготовительный (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

-информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

-рефлексивно-оценочный ( представление проектов, коллективное обсуждение и содержательная оценка результатов и процесса работы).

В результате работы осуществились проекты:

Итогом нашей краеведческой исследовательской работы стало создание своего маленького экологического театра. Но исследования продолжались. На первых репетициях артисты были скованы и зажаты. Пришлось изучать повадки изображаемых героев, их внешность, особенности. Костюмы и декорации создавали дети и родители. Представления нашего театра стали яркими, интересными и радостными как для зрителей, так и для самих артистов.

Ребятами не ограничивались защитой проектов, а используя свои открытия

организация досуга: походы, поездки, изучение литературы, поиск в сети Интернет…

Патриотическое воспитание – дети изучают свой город, соседей, историю…

Ориентирование в информационном пространстве.

Повышение качества успеваемости.

Становление коллектива.

И, как следствие,

Самоутверждение!

В марте в начальной школе планируется фестиваль исследовательских проектов. Наш 1В предполагает участвовать в нем. Ведь мотивация - исследовательское любопытство!

Читайте также: