Нравственное преображение герасима доклад

Обновлено: 02.07.2024

Конспект урока литературы в 5 классе "Нравственное преображение Герасима, или немой протест против крепостного права" по рассказу И.С.Тургенева "Муму"( УМК под редакцией В.Я. Коровиной, В.П.Журавлева,В.И.Коровина)

ВложениеРазмер
nravstvennoe_preobrazhenie_gerasima.posledniy_konspekt.doc 90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное преображение Герасима, или немой протест Герасима.

показать, как происходит нравственное преображение Герасима.

Познавательные: научить школьников навыкам исследовательской деятельности и оперативной работе с текстом;

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; прогнозирование своей деятельности;

Развивающие: развитие читательских интересов учащихся; умения работать с текстом, анализировать, обобщать; развитие интереса учащихся к творчеству писателя и его личности; на основании аналитического мышления создавать кластеры, …

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение слушать и вступать в диалог; углубление навыков работы в группах.

Учитель: Ребята, а что вы изучаете на уроках литературы? Вам понравился этот рассказ? Какие чувства он у вас вызвал? Кто из героев запомнился больше и почему? А кто является главным этого рассказа?

Учитель: Кто же он такой? Что вы узнали о его судьбе?

Дети: Немой дворник. Тяжелая, трудная

Учитель: Сегодня вот этот образ будет присутствовать вместе с нами на уроке. (вывешиваю силуэт на доску)

А для того, чтобы лучше, понять его, проникнуться к нему , нам необходимо поработать с текстом. Обратим свои взоры на экран. Кто-то один зачитает сейчас текст.

Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое деется, - скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, - взяли, поставили на вагон железной дороги - и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат - бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса всё у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью.

Учитель: С кем же сравнивает Герасима автор?

Дети: С пойманным зверем

Деревня, из которой барыня его взяла, лежала всего в двадцати пяти верстах от шоссе. Он шел по нем с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью. Он шел; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперед. Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях. Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, - с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда . Перепела сотнями гремели кругом, взапуски перекликивались коростели. Герасим не мог их слышать, не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев, мимо которых его проносили сильные его ноги, но он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с темных полей, чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу - ветер с родины - ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде

видел перед собой белеющую дорогу - дорогу домой, прямую как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его пути, и как лев выступал сильно и бодро, так что когда восходящее солнце озарило своими влажно-красными лучами только что расходившегося молодца, между Москвой и им легло уже тридцать пять верст.

Учитель: С кем сравнивает в конце произведения автор героя?

Дети: Со львом (вывешиваем распечатки)

Учитель: Что мы видим?

Дети : Герасим меняется: (Из пойманного зверя он превращается в льва .Меняется внутренний мир, поведение героя, он бунтует протестует против барыни, а значит против крепостного права, произвола и т. д.)

Учитель: Какова же тема нашего урока (называют варианты)

Учитель объявляет тему: Нравственное преображение Герасима, или немой протест Герасима против крепостного права

Запись темы в карте.

Нравственность, по-вашему, это…

Вот какое значение этого слова имеется в Толковом словаре С.И.Ожегова

НРАВСТВЕННОСТЬ , -и, ж. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности. || прил. нравственный, -ая, -ое. Н. кодекс человека.

Учитель: Определим алгоритм наших действий. Что мы будем сегодня делать, чтобы проследить за изменениями Герасима

1Работать с текстом

(Учитель выносит их (распечатки) на доску)

Учитель: Чтобы понять, какими качествами обладает Герасим, обратимся к таблице, которая находится у вас на карте. Вы должны заполнить её эпитетами, которые даны в справках

Цитаты из текста

сложенный богатырем и глухонемой от рожденья

Сильный и немой

Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей

Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле..

Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое деется, - скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, - взяли, поставили на вагон железной дороги - и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат - бог весть!

Скучающий и недоумевающий

вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью

мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни. Антипке стало жутко

усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он только двинет плечом - и не только телегу, самое лошадь спихнет с места; дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки поленья;

в точности исполнял все приказания

Она его жаловала как верного и сильного сторожа.

Усердный, исполнительный, послушный

а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его;

никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться,

Герасим терпеть не мог пьяниц.

гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.

Строгий и степенный

. Как все глухонемые, он очень был догадлив и очень хорошо понимал, когда над ним… смеялись

Герасим порядком ее побаивался

Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью

Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал

Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.

Герасим … ее любил без памяти. и ему было неприятно, когда другие ее гладили: боялся он, что ли, за нее, ревновал ли он к ней -- бог весть!

Слова для справок: жадный, добрый, скучающий и недоумевающий, трудолюбивый, немой, могучий, строгий и степенный, безжалостный, замкнутый, заботливый, ленивый, уважаемый чужими, страдающий, злой, счастливый, послушный, любящий, догадливый, смиренный( послушный), боящийся барыню.

Учитель: Проверим. Мне кажется, ярче представить и понять, какими качествами обладает Герасим , нам поможет вот этот файл., который будет символизировать(представлять условно) душу Герасима.

Почему файл бесцветный , наверняка, подумали вы ? (пока мы ещё не назвали качества его души)

А вот почему файл в клетку, вы уже можете сказать сами? ( потому что, как было сказано выше, он пойманный зверь)- посмотрев на опорную схему

Дети: пойманный зверь

Заполняем душу, называя качества (распечатать на листах, вырезать сердце)

Дети: Дети поочередно называют качества:

Учитель: А теперь посмотрите. Душа Герасима не пуста, а полна чувствами. Есть в ней даже любовь, которая делает его счастливым. Эти чувства, молча, хранятся в его душе(файл ровный, гладкий, как послушные действия Герасима).

Вспомните, как он выполнял поручения барыни(не мог ослушаться).

Почему? ( Крепостной. Он не может быть счастливым).

Кто же разрушил его счастье?

А как она это сделала?

Достаю сердце и сжимаю его. Кладу назад.

Сердце Герасима изранено, но появляется новая любовь.

К кому эта любовь?

Дети: Собаке. Теперь любовь к живому существу.

Что делает любовь с сердцем Герасима? ( Лечит раны).

Но и эту любовь уничтожает барыня.

Сердце Герасима сжимается ещё больше. Посмотрите на душу.

Что с ней происходит?

Дети: Она уже не гладкая, покладистая как была. Клетка гнется

Учитель: А пока чувства кипят в душе у Герасима, мы немного отдохнем. Встаньте и выйдите из-за парт. Проведем физминутку. Помните, как общаются глухонемые. (с помощью жестов, знаков). Мы проделаем подобное.

КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ. ТРЕУГОЛЬНЫЙ МОЙ КОЛПАК.

Взбодрились. А теперь посмотрим, что назревает в душе Герасима . (Протест).Как выглядит файл(Он уже не ровный, чувства распирают душу, рвутся наружу.

Это о чём свидетельствует?

Учитель: Посмотрим отрывок из фильма. К сожалению, фильм черно-белый, так как был поставлен режиссером Е.Тетериным и А.Бобровским, в 1959году, но он как нельзя лучше иллюстрирует состояние главного героя.

Сделайте вывод. Как можно расценить его поступок?

Учитель: А что держало душу и поведение Герасима в неволе?

Дети: Крепостное право.

Действительно, крепостное право отнимало у людей не только волю, но и способность думать, способность действовать, лишало возможности чувствовать, говорить…

Учитель: А теперь проведем небольшой самоконтроль. Обратимся снова к карте урока

Кто выполнил задание? Зачитывают несколько вариантов. А теперь проведем самоконтроль, посмотрите на экран. Там приводятся правильные ответы .

Учитель: Что чувствует главный герой? Что с ним происходит?

Учитель: Действительно это жестоко со стороны Герасима. Но ослушаться приказа он не мог. И это стало последней каплей, которая помогла раскрепоститься (освободиться) Герасиму.

От чего он освободился?

Дети: Он перестал молчать.

За что мы уважаем Герасима?. (Он выступил против крепостного права)

Учитель: Его поступок – это немой протест. (посмотрите на тему, записанную в вашей карте. Раскрыли мы её. Значит урок достиг своей цели.

-Итак, какие перед нами стояли задачи?(доска)

-Удалось ли нам решить их?

Д/З: к следующему уроку вам предстоит написать небольшое сочинение(тему выберите 1 из 2)

За что я уважаю Герасима.

Герасим победитель или побежденный?

Завершая урок, мне хотелось бы узнать о ваших впечатлениях .

Я предлагаю вам закончить предложения:

Сегодня я понял…

Мне особенно понравилась мысль…

Я хотел бы отметить работу…

А я бы закончила их так:

Сегодня я поняла, что все дети талантливы и отзывчивы, неравнодушны к чужим страданиям и горю.

Мне особенно понравилась мысль…

Я хотела бы отметить вашу активную работу и неплохое знание текста…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока в 11 классе по рассказу А.М. Горького "Старуха Изергиль" по теме "Проблема идеала в рассказе А.М.Горького "Старуха Изергиль".

Данный урок рассчитан на два часа (для класса с хорошей подготовкой). Он позволяет учащимся самостоятельно "добыть" ответы на поставленные вопросы. Предполагается как индивидуальная работа, так и анал.


Конспект урока литературы по теме:"Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша".

Материал содержит подробную разработку урока литературы в 6 классе по теме "Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша" (по программе Т.Ф. Курдюмовой). Это урок изучения нового материала.


Конспект урока литературы "Образ осени в рассказе К.Г.Паустовского "Жёлтый свет."Свет и звук"

Данный материал содержит конспект урока по литературе по творчеству К.Г.Паустовского.

Конспект урока литературы (2 класс). Формирование навыка чтения рассказа М.М. Пришвина "Разговор деревьев". Создание мотивации перечитывания ФГОС

Конспект составлен по программе "Перспективная начальная школа".


"Спешите делать добро. " (конспект урока литературы и презентация по рассказу И.А. Бунина "Лапти"

Учащимся на уроке предстоит ответить на вопрос: что общего в рассказе И.А. Бунина "Лапти, древнерусских иконах и песне Светланы Копыловой "Окно".


Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс.

Цель урока: работая над образом Герасима, показать его умение заботиться о слабом существе - Муму; осмыслить изменения в душе главного героя, способность протестовать против несправедливости; показать уродливость общественных отношений, основанных на личной зависимости человека от человека, раскрыть трагизм судьбы крепостных.

  • обучающие: обучать сопоставлению текстовой информации и художественного образа, формировать навыки выразительного чтения, художественного пересказа, лексической работы,
  • развивающие: формировать умение оценивать поступки героя через эмоциональное восприятие; развивать логическое мышление обучающихся через проблемные вопросы; развивать умение учащихся соотносить поступок с художественным образом героя; научить навыкам исследовательской деятельности и работе с текстом, развивать устную речь учащихся, развивать умения обобщать изученное.
  • воспитательные: воспитывать чувство сопереживания герою, формировать чувство сострадания; формирование коммуникативной компетенции.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
  • познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, синквейн.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, отрывок из мультипликационного фильма “Муму” режиссера Валентина Караева.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Ни одна мать так не ухаживала за своим ребёнком,
как ухаживал Герасим за своей питомицей.
И.С.Тургенев “Муму”

1. Слово учителя.

Здравствуйте. Проверьте, все ли вы готовы к уроку. Присаживайтесь.

Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, свою активную работу. Начнём занятие. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость открытий.

2. Мотивационно-организационный этап. (см. Приложение 1).

Слайд 1. На слайде вы видите тему урока “Герасим и Муму. Нравственное преображение Герасима”

- Подумайте, о чем сегодня будет идти речь на уроке? (И только? Разговор сегодня будет идти о чувствах глухонемого героя)

- Выделите ключевое слово в названии урока (преображение).

- Определим цели и задачи урока (Сегодня на уроке, работая над образом Герасима, постараемся осмыслить изменения в душе главного героя. Для того мы будем выполнять разные виды работы)

- Как вы думаете, а чего жду я от вас я? (что вы будете активно работать на уроке, размышлять, сопоставлять, покажете все свои умения).

3. Слово учителя.

Часто рассказ И.Тургенева “Муму” остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: “Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?” (вопрос написан на доске)

На этот вопрос постараемся ответить в ходе урока. А для этого мы попытаемся понять поступки Герасима, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена Тургенева.

4. Повторение ранее изученного материала.

- Давайте вспомним, как окружающие относились к Герасиму? (боялись, не любили)

- А любил ли кого-то Герасим? (Татьяну)

- За что он её любил? (добрая, беззащитная, кроткая, что-то есть общее с Герасимом)

- Казалось бы, Герасим нашёл своё счастье. Но что же произошло? (Барыня выдаёт Татьяну замуж за Капитона)

- А стоило бы ему побороться за своё счастье?

- Почему Герасим не ушёл от барыни? (он крепостной, он сам ничего не решает, у него есть чувство долга, он честный, ответственный, в нём заложен рабский дух с рождения, этот безропотный великан)

Вывод: После того, как у Герасима отнимают его любовь, он вновь остается один, отгораживается от людей, становится мрачным и угрюмым. Но он не затаил злобы на Татьяну и Капитона.

5. Изучение новой темы. Герасим и Муму.

Вскоре жизнь Герасима сделала крутой поворот.

- Что это было? (Герасим нашёл Муму).

- Как это произошло? Давайте вспомним этот эпизод (Проверка дом.задания – учащийся пересказывает эпизод как Герасим нашёл Муму) - стр.33

- Какую роль сыграла в жизни Герасима Муму? (Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим “очень доволен был своей судьбой” Герой испытывает потребность заботиться о ком-то, чувствовать, что в нем нуждаются. Муму принесла чувство радости и счастья Герасиму).

- Как герой ухаживал за своей питомицей? В тексте есть предложение, рассказывающее об этом. Найдите и прочитайте его выразительно.

- Может ли кто-то из вас сказать, какое художественное средство использует Тургенев? (сравнение)

- Для чего он его использует? (показать силу любви Герасима к собаке Муму)

- Объясните смысл этих слов: “Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей” (всё лучшее для неё, оберегал).

Вывод: Жизнь для главного героя наполнилась новым содержанием — заботой о дорогом существе.

Но счастье Герасима и Муму длилось недолго.

- Что же случилось? Случилось несчастье - пропала собака.

- Как пропала Муму? Напомни нам об этом. (пересказ эпизода о пропаже Муму - дом.зад пересказ учащегося. стр.39)

- А почему пропала Муму? Попробуем разобраться.

Монолог ученицы в роли барыни.

(Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не давала! Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака? Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме – вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены. Чтоб ее сегодня же здесь не было. Слышишь? Сегодня же!)

- Почему и как изменилось отношение барыни к собаке?

– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание) (Барыня, зная, как привязан Герасим к Муму, отдает жестокий приказ, ёе не волновало, что будет чувствовать Герасим. Ведь он был для нее обычным крепостным, а значит – она могла делать с ним и его судьбой что угодно, по своему желанию).

Слово учителя: Несмотря на то, что внешнее отношение барыни к Герасиму осталось прежним, но она задумала зло, не думая о том, что причинит Герасиму невыносимую боль.

Такое поведение человека называется лицемерием.

Лицемерие — отрицательное моральное качество, когда заведомо безнравственным поступкам приписываются возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности.

- Кто ещё из героев лицемерит по отношению к другим? (дворня, челядь)

Мы видим, что в рассказе искренний, честный человек только Герасим.

- Подумайте, как этому человеку живётся среди лицемеров?

- А что порождает неискренность, лицемерное отношение между людьми? (крепостное право)

При крепостном праве, чтобы выжить, нужно лицемерить.

- Герасим жестокий человек?

-Как вы оцениваете решение Герасима самому исполнить приказ барыни – убрать Муму? (Это решение далось ему нелегко. Он не мог допустить, чтобы кто-то издевался над его любимым существом, чтобы она медленно и мучительно умирала. Обратите внимание: как мучительно их расставание.

Выхода нет. Герасим очень любил Муму, и то, что он решился лишить ее жизни, говорит об огромной силе воле героя. Если ей уж суждено погибнуть, то это лучше сделает он сам. Принять такое решение может только свободный, независимый человек )

- Вспомните сцену прощания Герасима и Муму. Автор очень подробно и тщательно описывает все действия героев, их движения. Почему? (Это очень тяжёлое прощание, прощание с близким, родным существом. Мог ли жестокий человек так прощаться. Нет, так может прощаться только сильный человек)

- А когда, как вы думаете, к нему пришло решение уйти от барыни и всех тех, кто его окружал? (Так как Герасим глухонемой, у него обострено чувство внимания, наблюдательность. Наверно, это решение назрело тогда, когда у него отняли Татьяну, а далее когда прощался с Муму в трактире. Всё у него было, кроме любви. То, что произошло с Герасимом, навсегда лишило его возможности быть счастливым, навсегда отгородило его от людей. Он предпочитает жить бобылем и больше не заводит себе ни одной собаки. Эта душевная травма осталась с ним на всю жизнь).

Посмотрим фрагмент мультфильма “Муму” (“Уход Герасима”) (см.Приложение 2, просмотр с 16 минуты)

- Какие чувства вызывает у вас прозвучавший фрагмент?

- Что помогает передать эти чувства? (музыка)

- Почему именно такую музыку подобрал автор мультфильма?

- С чем ассоциируются удары колокола? (решение созрело)

- Сколько раз звучит колокол? (3 раза)

- Где ещё мы встречаемся с троекратными повторами? (в сказке)

После третьего удара, когда открывается дверь, лицо Герасима выражает иные чувства – он свободен, он личность. Решение уйти от барыни – сильное решение.

- А если бы он умел говорить, как вы думаете, чтобы он сказал барыне? (Я свободен!)

Да, сцена ухода Герасима не оставляет никого из нас равнодушными.

- Вернёмся к вопросу: “А почему герой не ушёл от барыни с собакой?” (тогда ещё решения уйти не было, а Муму уже утопил)

- С кем сравнивает Тургенев Герасима в заключительной части рассказа? (со львом, стр.48, сравнение)

- Выразительно прочитайте это описание.

- Почему именно со львом? (Лев – символ храбрости и обновления, свободный зверь, он дитя природы, так ж, как и Герасим, он чувствует себя счастливым только на лоне природы)

Своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.)

- Вернёмся к теме урока.

- Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?

Вывод: Сегодня мы говорили о том, как одинокая и безрадостная жизнь Герасима в доме барыни была скрашена счастливыми месяцами общения с настоящим верным и чутким другом - собакой. Казалось, оттаяла душа немого богатыря, и мы увидели его чутким, нежным и заботливым человеком. Но Тургенев даёт почувствовать нам, что счастье Герасима недолговечно, потому что пока живо крепостное право, человек остаётся зависимым, но наступает момент, когда человек находит в себе силы освободиться от этой зависимости и становится духовно свободным. И помогает человеку преобразиться любовь – любовь к жизни.

Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.

- Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.

- Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши.

- Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.

Дом.задание: Задание распечатано на листочках:

Я намеренно даю вам это задание домой, чтобы вы осмыслили, какое преображение произошло с Герасимом (потому что это очень важно)

1. Синквейн “Преображение”

Задание на выбор

2.Написать сочинение-миниатюру: “Как бы я поступил на месте Герасима?”

3.Сочинение-размышление “Если бы Герасим умел говорить, чтобы он сказал барыне?”

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Искандарова А. И.

МОБУ СОШ с. Михайловка, Республика Башкортостан

Сострадание и жестокость. Нравственное преображение Герасима (анализ художественного произведения в 5 классе)

Научить находить в тексте главные и ключевые слова;

Закрепить навыки работы с образами героев;

Совершенствовать умения использовать литературные термины в своей речи;

Развивающие:

Развивать устную и письменную речь учащихся;

Развивать умения делать выводы самостоятельно;

Воспитательные:

Воспитывать чувство сострадания у учащихся;

Воспитывать любовь к литературе посредством качественно подобранного материала.

Слово учителя .

История Герасима, который из-за каприза барыни должен был утопить собачку Муму – единственную свою радость, произошла на самом деле. Немой дворник Андрей служил у матери писателя в Спасском. С ним случилось то же самое, что и с Герасимом, но немой Андрей до самой смерти верно служил барыне.

Что вы чувствовали, читая рассказ? (сострадание..)

Какие проблемы поднимает автор? (проблема бесправия, проблема одиночества)

Нам известно, что Герасим бесправный человек, крепостной – раб.

Вызывает ли его судьба у вас сострадание? ( Да)

Читая рассказ, увидели ли вы тему жестокости? (да)

Беседа по тексту

Скажите, пожалуйста, что такое СОСТРАДАНИЕ? ( способность почувствовать чужую боль, как свою, и без раздумий оказать помощь ближнему)

Что вы можете сказать о жестокости?

Проиллюстрируйте, пожалуйста, тему сострадания и жестокости в тексте. (СОСТРАДАНИЕ : однажды кастелянша принялась шпынять Татьяну и до того ее довела, что та не знала куда глаза деть и чуть не плакала с досады..Герасим заступился за нее. ЖЕСТОКОСТЬ : Герасим посмотрел на него, указал на собаку, сделал знак рукою, как бы затягивая петлю, и с вопросительным лицом взглянул на дворецкого. – да-да, -возразил тот, - да, непременно.)

Таким образом, мы с вами выяснили, что сострадание относится к Герасиму, а жестокость к барыне.

Что вы можете сказать о барыне? На доске высвечивается изображение барыни )

(Барыня – одинокая, равнодушная, жестокая, бессердечная, капризная..и т.д.) (человек, который готов подчинить все себе)

Подтема нашего урока звучит как Нравственное преображение Герасима.

Что вы можете сказать о Герасиме? (На доске высвечивается изображение Герасима )

( Герасим - добрый, сильный, богатырь, милосердный, заботливый, простой и т.д.)

Ученик рисует на доске цветную ромашку: портрет, речь, поступки, взаимоотношения с др.героями, интерьер, отношение автора, пейзаж.

Портрет : Что вы можете сказать о портрете Герасима?

Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения.

Ребята, а как вы думаете, 12 вершков роста – это сколько?

12 вершков=195 см. Представьте, каким высоким был Герасим.

Интерьер : Как интерьер характеризует Герасима? Проиллюстрируйте это в тексте . (Текст выводится на экран)

Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах – истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим бывало, поднимает его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили.

Взаимоотношения с другими героями: Вспомните эпизод с ворами . Как проявил себя Герасим ? ( он проучил воров по справедливости, все начали его уважать)

Какие отношения были между барыней и Герасимом? (Герасим побаивался барыню, выполнял все ее поручения. Барыня любила Герасима как верного и сильного сторожа)

Вспомните случай с Капитоном.

Почему Герасима все уважали? ( он был справедливым, правдивым)

Поступки: Вспомните, как Герасим относился к Татьяне?

(Он любил ее всей душой, защищал, не позволял смеяться над ней. Он был очень добр к ней)

Что вы можете сказать о его отношении к Муму? ( Он спас Муму, когда она была еще щеночком. Он проявил себя очень заботливым человеком. Подарил ей всю свою любовь. Муму ответила ему преданностью. )

Отношение автора: как мы можем увидеть отношение автора к Герасиму?

(Автор показывает отношение к Герасиму через его описание: тягловый мужик, одаренный необычайной силой. Через поступки: был справедливым, без памяти любил Муму, был заботлив и ласков к Татьяне..)

Герасим – человек, способный к состраданию, в его душе нет места жестокости. Все его поступки характеризуют Герасима как человека нравственного. Человека с большой, светлой душой. Но бесправие, отсутствие права выбора, толкает его на поступок, в котором он должен отказаться от единственной души, которая любила его и была преданна ему.

Раб побеждает. Герасим настолько верный слуга, что он находит в себе силы выполнить поручение барыни.

Несмотря на это, мы видим, что Герасим, после утопления Муму, изменяется, преображается. Как вы думаете, почему я сделала этот вывод?

(После того, как Герасим утопил Муму, он собрал свои вещи и ушел в родную деревню)

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

Почему пейзаж помогает понять внутреннее состояние Герасима?

( Восходящее солнце, ветер с родины, пение перепелов – все это говорит о том, что Герасим внутренне свободен)

Его преображение состоит в том, что он нашел в себе дать вызов бесправию над человеческой душой, он смог избавить себя от внутреннего раба.

Герасим – русский богатырь, с огромной душой. Можно ли назвать Герасима Человеком борющимся? ( Да)

Слово учителя .

Таким образом, мы с вами увидели нравственное преображение Герасима. Также мы научились находить ключевые слова в тексте, создавать характеристику героев. Увидели, как связаны природа и душевное состояние человека в литературном произведении.

А теперь оцените свою работу на уроке (поднимите сердечки вверх):

Учебник для 6-ого класса основной школы. Часть 2/ В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин – Изд. 2-е, перераб.–М. : Баласс, 2015.–288 с.: ил.

Могунова Е.В. Пособие "Обучение анализу художественного текста на уроках литературы 5-11 классах". : практические задания. 2013 год.- 32с.

Моё отношение к Герасиму - примеры сочинений по

Самым замечательным человеком среди людей, живущих у ба­рыни, был Герасим. Он жил в деревне и очень любил землю лю­бил землю. Но по приказу барыни трудолюбивого Герасима при­везли в город.

В Москве его сделали дворником, хотя он и другие работы выполнял: сторожил усадьбу, возил воду. Все это казалось шуткой после тяжелого крестьянского труда.

Много кре­постных работало на нее: прачки, швеи, столяры, портнихи, ветеринар, казачки, приживалки. Герасим вызывал уважение у всех. Он был усердным в работе, сильным, ловким, честным.

Это на­стоящий богатырь. Его работой и им самим можно только любо­ваться. И каморку свою он устроил сам, по своему вкусу. Кровать у него была богатырская, сто пудов можно было положить на нее.

Грустно ему жилось у барыни, но счастливый случай пода­рил ему беззащитного щенка, о котором он мог заботиться. Это радовало его. Но счастье было недолгим. Капризная барыня при­казала избавиться от Муму, а Герасим страдал, он хотел защитить собачку, хотя у него ничего не получилось. Тогда Герасим решил в одно мгновение прекратить и свои страдания, и горе Муму. Он утопил ее со слезами на глазах, потому что зависел от барыни.

В конце рассказа говорится, что он принял решение уйти в дерев­ню, а барыню он не спрашивал. Первый раз в жизни Герасим почувствовал себя человеком. Он принял самостоятельное реше­ние.

Мне бы хотелось, чтобы такое решение Герасим принял раньше и ушел в деревню с Муму. Еще я думаю над тем, заберет барыня Герасима снова в город или нет. Может быть, она не за­хочет, чтобы его примеру последовали другие, и сделает вид, что забыла о случившемся. Я считаю, что так Герасим протестовал против господ. Хотя это и слабый протест, но терпение его кон­чилось. Такие люди мне нравятся. У него многому можно поучиться: трудолюбию, доброте и честности, смелости и решительности

Пример сочинения 2

Я не могу осудить мужчину за содеянное, поскольку понимаю всю тяжесть положения, в котором ему пришлось оказаться. Таких, как Герасим, в крепостной России с детства учили уважать господ и подчиняться их воле. Потому у крестьянина даже не возникает желания оспорить решение барыни.

Таким образом, сложно представить, как в сложившихся обстоятельствах Герасим мог бы поступить иначе. Поэтому я и не испытываю к герою осуждения. Наоборот, я восхищаюсь силой духа этого мужчины. Исполнив жестокий приказ помещицы, он все-таки решается уйти от своей барыни и бежит в родную деревню. Думаю, такой смелый план созрел в его голове только после того, как все страшное уже было сделано. Именно чувство вины и непереносимая боль утраты заставили мужчину переосмыслить всю свою жизнь и, наконец, перестать бояться и подчиняться.

Пример сочинения 3

В 1852 году И. С. Тургенев написал повесть “Муму”. Главный персонаж повести – Герасим. Он предстает перед нами человеком с доброй отзывчивой душой – простой и понятной. Такие персонажи встречаются в русских народных сказках и отличаются своей силой, рассудительностью и душевностью.

Для меня Герасим – это яркий и точный образ русского народа. С первых строк повести я отношусь к этому персонажу с уважением и состраданием, а значит, я с уважением и состраданием отношусь ко всему русскому народу той эпохи. Всматриваясь в характер персонажа, мне хотелось бы эти прекрасные черты воспитать и в себе, стать настоящим представителем русского народа – гордым и любящим свою Родину.
И делать в своей жизни все для того, чтобы наш народ никогда больше не испытывал таких страданий и лишений.

А ведь у Герасима вся жизнь состояла из унижений и лишений. Был он немым от рождения крепостным, которого привезли из деревни в город, не спрашивая его согласия или желания. В городе он работал дворником во дворе богатой и своенравной барыни.

Этот персонаж не вымышленный. Тургенев в своей повести рассказал о жизни человека, который был собственностью его матери – Варвары Петровны.
Его великанское телосложение сам И. С. Тургенев в повести сравнивает с могучим деревом. В нем была заложена огромная богатырская сила. Ходил он в обычной деревенской одежде, которая подчеркивала его простой русский характер.

Природа одарила его не только умом, но и красотой. Наверное, поэтому и он любил чистоту и порядок, за которым строго следил.

В городе Герасиму было тяжело. Крепостные, которые тоже работали на барыню, были завистливыми и нечестными. Они старались угодить своей барыне, а потому не любили Герасима, который искренне трудился от зари и до зари.

Так же искренне он влюбился в прачку Татьяну. Но привередливая барыня эту любовь разрушила и отдала Татьяну замуж за пьяницу Капитона. Герасим тяжело переживал такую несправедливость, но сделать ничего не мог.

Он не мог нанести боль и прощал любые оскорбления не только барыне, но и таким же, как он крепостным.

Чистые и бескорыстные черты характера Герасима ставят его выше всех остальных героев повести. Даже образ барыни, которая является хозяйкой Герасима, выглядит жалким и скупым. В этих людях нет такого русского духа, какой заложен в немом и безропотном Герасиме.

Да, он немой, но его образ намного красноречивее всех других персонажей. Но красноречивее он не словами, а поступками.

Перед тем как уйти в деревню, Герасим выполняет приказ барыни и топит Муму. Он смог со слезами на глазах выполнить волю барыни и убить своего невинного четвероногого друга. Но он не смог больше выносить эту жестокость.

Его душа не могла больше переносить боль, которую каждый день наносила жизнь в городе.

Какая роль отведена в повести Муму? Что это за образ? Если в образе Герасима мы видим яркий и красноречивый, но безропотный и безголосый образ русского народа, то, что мы видим в образе Муму? Наверное – это страх перед крепостниками-самодурами, перед самодержавием.

Герасим топит свой страх в реке народных слез, он перестает бояться, и уходит в нормальную человеческую среду. Это не барыня, это Тургенев призывает, подталкивает русский народ утопить свой страх перед страшной машиной самодержавия. Но он не знает – что же делать потом этому народу?

Он возвращает Герасима в деревню, а ведь и там такое же самодержавие. Но, вместе с тем, мы слышим надежду автора на то, что каждый, освободившись от страха – почувствует себя человеком.

Духовные и нравственные качества Герасима

И все же горести и беды не сломили могучего богатыря. Герасим оставил город, принесший ему столько горя, и вернулся в родную деревню — к земле, деревенскому быту, ко всему, что всегда было дорого его сердцу. И в этом его сила и его победа над превратностями судьбы крепостного крестьянина

Характеристика героя

Писатель Тургенев

Рассказывая о герое, автор подчеркивает его физическую силу, замкнутый характер и угрюмость. По лицу крестьянина невозможно прочитать ни одну его эмоцию. Писатель делает предположение, что угрюмость главного героя была такой же врожденной, как и глухота. Он совершенно не понимал шуток окружающих, поэтому дворовые боялись над ним шутить.

Герасим во всем любит порядок, поэтому в его владениях всегда чистота. Комната, в которой герой жил, была опрятная и очень аккуратная, несмотря на наличие в ней небольшого количества мебели.

Внешность Герасима

Походку героя писатель представляет как твердую, тяжелоступную, степенную, неверную. Лицо его бывало то живым, то каменным, в зависимости от настроения и состояния души Герасима. Чаще всего он носил кафтан и тулуп, а также тяжелые сапоги.

При прочтении рассказа читатель может наблюдать неизменные качества характера героя, которые не пропадают ни в одной из тяжелых жизненных ситуаций. Его можно описать:

  • честным;
  • сдержанным;
  • работящим;
  • любящим.

Он способен на настоящие чувства, независимо от врожденных пороков и происхождения. Герасим обладает огромным чувством собственного достоинства и всегда держит слово. Именно этими качествами он отличается от других дворовых жителей.

Привязанности и жизнь

Герасиму больше всех нравилась Татьяна

Герасиму больше всех нравилась Татьяна, женщина, живущая при барыне. Он оказывал ей всяческие знаки внимания, не давал ее в обиду. Но судьба сложилась так, что барыня приказала выдать девушку замуж за пьяницу. Это подкосило героя.

Спустя некоторое время устало бредущий Герасим находит небольшую собачонку, которую называет Муму. Только с нею герой чувствует себя по-настоящему счастливым. К животному мужчина привязался всем сердцем и ухаживал за ней, словно за маленьким ребенком.

Портрет главного героя в виде сочинения школьники создают в 5 классе. Текст рассказа передает детям все тяжелые будни крепостных крестьян. И дети уже способны понимать это и сочувствовать героям. Подневольные люди работают очень много, но барыню это не устраивает. Она мечтает о том, чтобы полностью распоряжаться жизнью своих работников.

Тема жестокости поднимается в произведении неоднократно. Так, злая барыня против воли выдает Татьяну за пьяницу-башмачника, а позже приказывает убрать со двора собачку, к которой очень привязан Герасим. Но главный герой и в этом случае показывает свое превосходство не только над всеми крепостными, но и над самой их владелицей. Он топит Муму, а после уходит со двора, даже не спросив дозволения хозяйки. Всю свою жизнь мужчина проживет один, не женившись и не заведя семьи.

Нравственные качества персонажа

Нравственные качества Герасима

Независимо от того, что профессия крестьянина — дворник, он обладает такими нравственными качествами, которые его превозносят над всеми людьми. Крестьяне не обладали чувством собственного достоинства. Их смело можно назвать рабами. И это не сказка. Во времена, описанные Тургеневым в рассказе, помещики относились к своей челяди как к рабам, которые не имеют права голоса. Их могли убить, наказать, продать.

Несмотря на свое превосходство, персонаж дружил со всеми обитателями двора барыни. Они его любили, уважали. Тургенев описывает своего героя путем использования гиперболического сравнения. Он называет его:

Читайте также: