Новые парадигмы социального управления доклад

Обновлено: 05.07.2024

Парадигмой (от лат. paradeigma - пример, образец) принято считать ключевую идею, лежащую в основе построения научной концепции. Парадигма управления - это одновременно сама теория управления со своими понятиями, а также концептуальная схема постановки проблем и их решения, господствующая в науке управления.

Современная система взглядов на управление (ее называют новой управленческой парадигмой) сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Новая система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся эконо­мической среде была сформулирована в 70-80-е годы. В таблице 2 при­ведены главные положения, характеризующие различия во взглядах на управление в период индустриального развития (старая парадиг­ма) и сформировавшихся в связи с переходом к экономике рыночно-предпринимательской ориентации (новая парадигма).

Таблица 2 - Основные положения старой и новой парадигм управления

Старая (Ф, Тейлор, А. Файопь, Э. Мэйо, А. Маслоу и др.) Новая (Р. Уотерман, Т. Питерс, И. Ансофф, П. Друкер и др.)
1. Предприятие - это закрытая систе­ма, цели, задачи и условия деятельно­сти которой достаточно стабильны 1. Предприятие - это открытая систе­ма, рассматриваемая в единстве фак­торов внутренней и внешней среды
2. Рост масштабов производства про­дукции и услуг как главный фактор ус­пеха и конкурентоспособности. 2. Ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей
3. Рациональная организация произ­водства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение про­изводительности труда как главная за­дача менеджмента 3. Ситуационный подход к управле­нию, признание важности быстроты и адекватности реакции, обеспечиваю­щих адаптацию к условиям существо­вания фирмы, при которых рационали­зация производства становится зада­чей второго плана
4. Главный источник прибавочной сто­имости - производственный рабочий и производительность его труда 4. Главный источник прибавочной сто­имости - люди, обладающие знания­ми (когнитариат), и условия для реали­зации их потенциала
5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении труда, нормах, стандартах и правилах выпол­нения работы 5. Система управления, ориентирован­ная на повышение роли организацион­ной культуры и нововведений, мотива­цию работников и стиль руководства

- менеджмент направлен на человека, на то, чтобы делать людей способными к совместным действиям, делать их усилия более эффективными;

- ме­неджмент неотделим от культуры, основан на честности и доверии к людям;

- менеджмент формирует коммуникации между людьми и оп­ределяет индивидуальный вклад каждого работающего в общий ре­зультат;

- этика в бизнесе объявляется золотым правилом менеджмен­та.

1. Лояльность к работающим.

2. Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента.

3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.

4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих.

5. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах.

6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.

7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность ра­ботой.

8. Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы.

9. Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т.п.

10. Этика бизнеса.

11. Честность и доверие к людям.

12. Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.

13. Видение организации, т. е. четкое представление о том, какой она дол­жна быть.

Целью моей курсовой работы является:
определить сущность и понятие социального менеджмента;
рассмотреть научные школы социального менеджмента
изучение современной парадигмы управления. При этом решаются следующие задачи:
какой предстает перед нами система управления в настоящее время
каковы проблемы и перспективы развития менеджмента.

Содержание

Введение……………………………………………………………..……. 3
1 Сущность и содержание социального менеджмента………………..…6
1.1 Понятие социального менеджмента………………………………….6
1.2 Основные принципы, задачи, категории и функции социального менеджмента………………………………………………………………………8
2 Научные школы социального менеджмента…………..………. …. 13
2.1 Исторические этапы формирования управленческой социальной мысли…………..………………………………………………………………. 13
2.2 Особенности развития управленческой социальной системы в России………………..…………………………………………………………. 21
3 Новая парадигма управления……………………..………………..…..26
3.1 Особенности социального управления ХХI века………..……. 26
3.2 Проблемы и перспективы современного менеджмента, связанные с российской действительностью…………………. ……………………….…. 32
Заключение………………….…………………………………………. 36
Список использованной литературы…………………..………………. 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТУ.doc

1 Сущность и содержание социального менеджмента………………..…6

1.1 Понятие социального менеджмента………………………………….6

1.2 Основные принципы, задачи, категории и функции социального менеджмента………………………………………………… ……………………8

2 Научные школы социального менеджмента…………..………. …. 13

2.1 Исторические этапы формирования управленческой социальной мысли…………..………………………………………………… ……………. 13

2.2 Особенности развития управленческой социальной системы в России………………..………………………………………… ………………. 21

3 Новая парадигма управления………… …………..………………..…..26

3.1 Особенности социального управления ХХI века………..……. 26

3.2 Проблемы и перспективы современного менеджмента, связанные с российской действительностью…………………. ……… ……………….…. 32

Список использованной литературы…………………..………………. 38

Каждый из нас живет в системе управленческих и организующих отношений, которые становятся все более сложными, и никакой прошлый опыт отдельного руководителя или целой организации не может быть адекватным тем многообразным и неординарным ситуациям, которые определяют стратегии регулирования или принятия единственно правильного решения.

Следовательно, чтобы избежать управленческих ошибок, необходимо руководствоваться теорией управления, общими законами и принципами науки.

Однако приходится констатировать печальный факт: субъекты управления (отдельные страны, политические лидеры, общественные институты, руководители, сообщества людей, каждый человек в отдельности) пока явно недостаточно знают общие законы и принципы управления, не умеют пользоваться ими в своей практический деятельности. Это во многом является причиной тех социальных аномалий, потрясений, которые стоят на пути достижения устойчивого развития в мире, в том числе и в России.

В XXI в. России в первую очередь предстоит понять, что в свете глобальных требований времени должен появиться принципиально иной тип управления, в центре которого – целостная глобальная система: Биосфера –Общество – Человек.

Ключевое место в этой системе занимает человек.

Именно управленческий ресурс как интегрально-интеллектуальный наряду с человеческим сегодня становится определяющим. Их неэффективное использование ведет к стагнации общественного развития, является тормозом прогресса, несет дезорганизацию и неисчислимые беды национальной и личной безопасности граждан. В силу целого ряда причин эти социальные ресурсы общества пока заторможены. Раскрыть их — задача первостепенной значимости.

На смену традиционному направлению в менеджменте, нашедшему отражение в американской модели управления, и относительно новому (поведенческому) направлению, воплощенному в японской модели, приходит научное направление, которое, по мнению многих исследователей, нужно характеризовать как обновленческое (культурно-информационное), построенное на новой парадигме управления.

Основная задача новой парадигмы менеджмента конца ХХ – начала ХХI века состоит в том, чтобы сделать знания производительными. В этой связи ведущие исследователи в сфере менеджмента считают, что новая парадигма управления требует существенных изменений систем управления: простоты, гибкости, эффективности и конкурентоспособности.

Важнейшим направлением развития в России, позволяющим резко повысить производительность труда, являются инновационные процессы, основывающиеся на современной научно-технической политике обновления производства. Главная сфера действия менеджмента в инновационных процессах - инновационное предпринимательство, а также государственные предприятия наукоемкого сектора промышленности России.

Таким образом, новая парадигма предполагает, что на смену управленческим иерархиям, жестким схемам, графикам и правилам приходят работа в командах, непосредственные взаимодействия, перманентные инновации, непрерывное обучение и совершенствование. Менеджеры превращаются в помощников, партнеров для подчиненных, они должны уметь идти на осознанный риск и способствовать развитию способностей и более полному использованию энергии сотрудников.

Таковы некоторые черты управленческой парадигмы ХХI века, которые подготовлены всем предшествующим общественным развитием. В реальной жизни будущего они могут состояться и стать двигателем социального прогресса, выхода из системного кризиса, или же остаться невостребованными в управленческой практике субъектов управления. Их утверждение зависит от многих факторов: наличия политической воли как общества в целом, так и главных субъектов управления, их профессионализма и меры ответственности за все, что сегодня происходит в нашем неспокойном мире.

Целью моей курсовой работы является:

  • определить сущность и понятие социального менеджмента;
  • рассмотреть научные школы социального менеджмента
  • изучение современной парадигмы управления. При этом решаются следующие задачи:
  • какой предстает перед нами система управления в настоящее время
  • каковы проблемы и перспективы развития менеджмента.

1 Сущность и содержание социального менеджмента

1.1 Понятие социального менеджмента

Теория и практика современного менеджмента формируется в быстроменяющемся социальном пространстве. Социальное обустройство граждан, удовлетворение их социальных потребностей и постоянное повышение качества жизни населения давно стали нормой поведения государства (социальное государство), рыночных отношений (социально ограниченный рынок), взаимоотношений классов и социальных групп.

Социальная сфера управления становится относительно самостоятельной, многоструктурной. Появляется особый тип управленца-менеджера – специалиста в этой области. В структуре отраслей научных знаний важное место принадлежит социальному менеджменту.

Социальный менеджмент – это область управления, формирующая у будущих специалистов теоретические и практические навыки, позволяющие эффективно воздействовать на социальные процессы, влиять на создание благоприятной для человека социальной среды, проектировать социальные организации, что в свою очередь обеспечивает рациональное использование самого богатого и неограниченного из всех ресурсов – человеческого.

Основная задача, которую решает социальный менеджмент, – это координация, согласование, направление деятельности членов общества к единой цели. Они являются субъектами, осуществляющими сознательное воздействие на объект управления[11].

Объектом социального менеджмента являются общественные отношения и соответствующие им процессы.

Становление и развитие социального менеджмента связано с тем, что в современных условиях нарастают тревожные тенденции, угрожающие разрушению человека как личности, его связей с обществом, оскудению его духовности и культуры.

В теорию и практику современного социального управления в развитых странах широко проникла марксистская идея – ценности жизни выше целей производства. В американской и японской литературе обсуждается идея управления по результатам и высказывается неудовлетворенность американской системой управления по целям (доход, прибыль, капитал).

Внедряемые на Западе системы социального управления, в том числе и по результатам (финский опыт), не только направлены на достижение социального результата, но и с помощью управленческих и организационных средств обеспечивают его достижения, имеют технологическую проработку, которая включает доверие к работнику, готовность к сотрудничеству, уважение к творческим способностям человека. Поэтому за социальным диагностированием логически следует необходимость применения социальных технологий, которые обеспечивают практическую реализацию социальных резервов. В этом состоит суть социального менеджмента.

Таким образом, речь идет о необходимости более эффективного управления социальными процессами, социальной сферой и социальными ресурсами с помощью современных методов[11].

В настоящее время разрабатывается теория и практика социального менеджмента.

Это конструктивное, творческое, инновационное управление выполняет теоретико-познавательную и созидательно-преобразующую функции в их органической связи. Первая функция реализуется с помощью информатизации, вторая – технологизации социального пространства. Следуя этой логике, технологизация социального пространства – главная функция социального менеджмента и ее основной метод познания и преобразования социальной действительности.

Перед обществом стоит задача огромной значимости – убрать все бюрократические фильтры на пути научных идей, обеспечить их свободную циркуляцию, включить науку в цивилизованный механизм выработки и реализации ответственных решений, политики, максимально исключить политиканский диктат в интеллектуальной сфере и сложившийся в коридорах власти стереотип, указывающий, кому должен служить научный поиск.

Чтобы достойно ответить на вызовы ХХ1-го века, необходимы инновационный метод освоения социального пространства, поиск средств, которые способны не только изучать и предсказывать различные социальные перемены, но и активно влиять на практическую жизнь, получать прогнозируемый социальный результат, оказывать воздействие на развитие сложных социальных систем [3].

1.2 Основные принципы, задачи, категории и функции социального менеджмента

Социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей.

В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями проблем социального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров.

Необходимость социального управления обусловлена, прежде всего разделением труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации.

Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.

Основным элементом управления является целеполагание.

Целополагание – процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в продукции, услугах, качестве социальных связей с учетом реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.

Содержание социального управления в основном, главном определяется качеством целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях (сегодняшних, среднесрочных, стратегических) наиболее точно и полно выражены коренные потребности и интересы всего общества, его отдельных социальных групп, определяющие мотивы поведения людей.

Итак, уже само целеполагание есть одно из средств, которое оказывает воздействие на людей, их поведение и жизнедеятельность. И это воздействие будет тем сильнее, чем в большей мере поставленные цели затрагивают интересы личности, каждого человека, его ценности, убеждения, мировоззрение, коренные жизненные интересы (экономические, социальные, политические, духовно-культурные).

Если рассмотреть все изменения, произошедшие за период развития науки управления, то можно отметить, что современная парадигма управления отражает достижения всех школ управления и их вклад в развитие управленческой мысли, в то же время отрицая все недостатки и заблуждения существовавшие ранее.

Современная парадигма управления

Во-первых, сегодня основным принципом является ориентация каждой организации на рынок и потребителя. Главной задачей предприятия в таких условиях становится приспособление к прямым и косвенным факторам среды, что обуславливает приоритетность организации эффективного делового администрирования. Административный персонал должен оперативно реагировать на изменяющиеся условия, в которых функционирует организация.

Во-вторых, необходимо стратегическое планирование деятельности организации. В рамках системы управления предприятием оно должно осуществляться с учетом возможных изменений в сфере, где действует организации. В то же время важную роль играют внутренние ресурсы и компетентность административного персонала, которые позволили бы организации повысить эффективность своей основной деятельности.

В-третьих, важным изменением для современной науки управления явилось изменение взглядов на управление персоналом. Вначале был сделан отказ от автократичного стиля администрирования в пользу демократического как более эффективного. Организация делового администрирования будет особенно успешной, если административный персонал руководствуется такими принципами, как формирование глубоких убеждений в совместных этических ценностях, взращивание сильной корпоративной культуры и др.

Современная парадигма управления использует следующие основные принципы:

  1. Обязательный учет различных форм экономической организации: рынок, контрактная система, внутрифирменная иерархия и нерыночные отношения в рамках рыночных систем.
  2. Развитие форм экономической организации принимает вид фундаментальной трансформации внутрифирменных отношений, когда традиционные отношения заменяются юридическими и административными или их смешанными формами.
  3. Элементарной единицей организации становится не технологическая, структурная или функциональная единица, а бизнес-процесс, имеющий своего конечного потребителя как вовне компании, так и внутри ее.
  4. Принципиальное значение приобретает институциональный подход к бизнес администрированию, характеризующийся комплексной концептуализацией регламентирующих процессов внутри организации взамен традиционных бюрократических процедур.
  5. Человек рассматривается как главный объект интересов системы управления. Именно от рядового сотрудника зависит общее благополучие фирмы. Ведущие специалисты компании становятся ее главным капиталом, которые будет безвозвратно утерян в случае их увольнения по каким-либо причинам. Задача делового администрирования в данном случае состоит в обеспечении достойных условий труда для персонала, удовлетворении их потребностей и растущих запросов. Таким образом будет обеспечиваться сохранность собственного капитала, коим является каждый человек в компании.

В настоящее время активное развитие процессов экономической интеграции на международном уровне заставляет руководителей действовать эффективно и рационально. На международном уровне управляющий должен учитывать культурные и этнические особенности того или иного человека, который принадлежит совершенно к другой культуре.

На современном этапе развития управленческой науки в парадигме управления происходит отказ от авторитарной системы взаимоотношений между начальством и подчиненными на основе приоритета власти и авторитета начальника, и начинается переход к совместной системе сотрудничества по принципу: "Директор и персонал вместе делают одно дело". Действительно, организация управления на предприятии должна строиться не на принципе антагонизма, а представлять симбиоз управляющего и подчиненных.

Таким образом, в современных условиях организациям непозволительно неэффективное использование потенциала сотрудников, поэтому возрастает роль рационального управления и административной деятельности. Отошла в прошлое традиционная структурная модель, в рамках которой постулировалось однообразие функций управляющего вне зависимости от его положения в организационной структуре, а разница заключалась лишь в масштабе полномочий. Сегодня организация управления направлена на формирование системы планов, сбор информации о деталях экономической деятельности предприятия, разработку решений и координацию совместной работы подчиненных. При этом требования к стандартам управленческой деятельности увеличиваются с каждым административным уровнем внутри организации, что соответствует современной концепции управления.

Вывод

Современная концепция управления опирается на учет новых форм экономической организации, юридические и административные формы внутрифирменных отношений. Вместе с тем, смещение акцентов административного воздействия с технологических, структурных и функциональных единиц на конкретные бизнес-процессы обуславливает концептуализацию регламентирующих процессов в организации, что обеспечивает повышение эффективности управленческих решений. В совокупности это приводит к тому, что ведущие специалисты предприятия становятся его базовым капиталом, без которого функционирование организации не представляется возможным, а человек рассматривается в качестве основного объекта интересов системы администрирования в организации.

Содержание новой управленческой парадигмы: основные тренды развития Образец 44390

В переводе с латинского, парадигма обозначает ключевую идею, которая лежит в основе построения научной концепции. В это понятие входит сама теория управления со всеми своими определениями, концептуальная схема постановки проблем и наличие их решения, что господствует в науке управления.

Эффективность современного производства в значительной мере определяется плотностью потока изобретений новых продуктов и технологий. В таких условиях развивается отношения между коммерческими предприятиями, государственными и общественными организациями и учреждениями.

Фрагмент работы для ознакомления

1 История формирования парадигмы управления

Современная управленческая парадигма (неоклассический менеджмент, как его называют теоретики менеджмента) сформировалась под воздействием объективных изменений, которые происходят в мировом общественном развитии. Она связана с переходом экономически развитых стран с постиндустриальным периодом развития общества.

Положения новой парадигмы управления предоставляются следующим образом: определенное предприятие представляет собой достаточно открытую систему, которая основана на единстве факторов среды – внешних и внутренних. Важную роль играет общий подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции, которые обеспечивают адаптацию к условиям существования фирмы. Это приводит к рационализации производства и становится задачей второго плана. Также важную роль играет связь с общественностью, когда у организации имеется возможность обратной связи с клиентами. Это делается для возможности адекватного восприятия критики и работой над собственными ошибками.

2 Новая управленческая парадигма и основные методы ее влияния на рабочий процесс

В настоящее время продолжает свое активное развитие я и практическая, и теоретическая части управления, при этом определенные изменения в практике менеджмента могут приводить к соответствующему развитию теории. Гуманизация управления, которая рассматривается как переключение внимания с технологического управления на управление человеческим поведением в организациях, влечет за собой смещение интересов теоретиков от вопросов классической теории менеджмента к вопросам поведенческого характера. В то же время развитие теории оказывает влияние на практику менеджмента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении ХХ века теоретическая и практическая части управления прошли путь от классической теории и практики авторитарного менеджмента до теории гуманистического менеджмента и практики современного менеджмента. Последняя имеет основу новой парадигмы управления, которая включает в себя командообразование, управление накопленными знаниями, стратегическое управление, формирование позитивной культуры организации и пр.

Список литературы [ всего 8]

  1. Аверченко Л. Основы управленческой деятельности. Специалист. – 1998. - №11.
  2. Иванов В.Н. Управленческая парадигма ХХI века. Специалист. – 2003. - №4.
  3. Капустин А. Мотивация менеджмента - залог стабильности компании - ЖУК, №6, 2003.
  4. Молл Е. Российский менталитет и управление. Вопросы экономики. – 2000. - №8.
  5. Прохоров А.П. Перспективы развития российской модели управления. Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. - №2.
  6. .

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Читайте также: