Холковский мужской монастырь доклад

Обновлено: 05.07.2024

В сумраке храма мерцают лампады,
Тихо горят огоньки трёх свечей.
В Царстве Святых ожидает награда
Тех, кто в ночи не смыкает очей,

Тех, кто в ночи преклоняет колени,
Кто на молитве в ночной час стоит,
С плачем о нас совершая моленье,
К Богу чьё сердце любовью горит.

Свято-Троицкий Холковский монастырь, 2015 г.
***

Крепость на холме

История монастыря в XVI – XVII веках

Покровская церковь и её духовенство

Целительная вода из пещер

Пещерокопатель Никита Бычков

Отец Вячеслав Васильчиков

Трагедия ХХ века

Настоятели новой обители

Здесь написаны имена всех покойных настоятелей, монахов и благодетелей монастыря, священнослужителей Покровского прихода и всех, чьи имена тесно связаны с историей обители.
иеромонах Геласий – первый настоятель обители

настоятели в XVII веке:
игумен Ефрем
игумен Варсонофий
архимандрит Геннадий
игумен Феодосий (Андреев) – бывший духовник мятежника Степана Разина
монашествующие в XVII веке:
иеромонах Давид
монах Иов
монах Евфимий,
монах Исаак
монах Гавриил
монах Антоний
монах Пафнутий
монах Савватий
монах Нафанаил

благотворители в XVII веке:
царь Алексей Михайлович – подарил в монастырь икону своего небесного покровителя: святого Алексия человека Божьего; этот, утерянный в наше время, образ был одной из святынь монастыря.
Иван Ржевский – воевода, ответственный за охрану монастыря от татарских набегов.
Никита Чахов – стрелец, чей двор, после смерти хозяина, стал принадлежать монастырю на случай осадного времени.

настоятели в XVIII веке:
игумен Иоанн (Лазовской)
игумен Феофил (Туранский)
игумен Паисий
игумен Вениамин (Расновский)
игумен Иоанн
игумен Феофан
игумен Иларион – последний настоятель монастыря; после закрытия обители был определён в штат Свято-Троицкого мужского монастыря г. Белгорода.
монашествующие в XVIII веке:
иеромонах Савватий – составитель большого монастырского синодика, не сохранившегося до наших дней.

духовенство Покровской церкви:
священник Афанасий Чеботарёв – первый настоятель, уроженец с. Холки
священник Иаков Орловский
священник Борис Курлов
священник Николай Феодосьев
священник Иаков Курдюмов
священник Иоанн Курдюмов
священник Александр Макаревский
священник Порфирий Беликов
священник Иаков Тимофеев
священник Александр Белявский
священник Вячеслав Васильчиков

жители села Холки:
Никита Бычков – пещерокопатель
монахиня Матрона (Пономарёва) – последняя хранительница древней Казанской иконы в ХХ веке до восстановления в селе монастыря.
монашествующие в XX веке:
иеродиакон Серафим (Коробкин) – один из трёх первых постриженных монахов возрождённого монастыря
монах Феодосий (Шпаков) – один из трёх первых постриженных монахов возрождённого монастыря
монах Нестор (Наранов)

благотворители в XX веке:
Андрей Родыгин – архитектор монастырского храмового комплекса

Сириец Ефрем, покаянья учитель,
Оставил нам в память молитву сию:
«О Господи Боже и жизни Властитель,
Избави от праздности душу мою;

Избавь от унынья и к власти стремленья,
И дай мне терпенья, смиренья, любви,
И дай целомудрия; дай прегрешенья
Увидеть во дни здешней жизни свои;

***
Смотри – клубится фимиам
В лучах полуденного солнца,
Собою наполняя храм;
Струится солнца свет в оконцах.

Смотри – как будто горний мир
В наш дольний, грешный мир спустился;
Как будто сонм небесных сил
Здесь в фимиаме воплотился.

Смотри – чтоб таинству внимать,
Открой душевны слух и зренье.
Ты сможешь сердцем услыхать
Небесных сил святое пенье.

Холковский Царёв-Николаевский Троицкий монастырь — единственный пещерный монастырь под Белгородом. Располагается он в 15 километрах к северо-западу от Нового Оскола по дороге на Старый Оскол на правом берегу реки Оскол при впадении в нее реки Холки.

Пещеры монастыря находятся в одногм из меловых холмов, входящих в состав небольшого хребта, который некогда называли Жестовыми горами. До сих пор спорным остаётся вопрос о происхождении Холковских пещер. Точно неизвестно, сами ли монахи их вырыли или они уже существовали ранее, однако считается, что они искусственного происхождения.

Царевым монастырь назывался в силу того, что первоначальное название города Новый Оскол — Царев Алексеев град.

Первое летописное упоминание обители - 1620 г.

Закрыт и разрушен Екатериной II 1764 г. за помощь беглым людям и за

В 1917 г. пещеры вновь найдены.

В 1990 г. вновь освящен пещерный Свято - Троицкий храм.


В 1996 г. началось обновление обители, а в 1999 – монастырь вновь открыт.
Дополнительные сведения о пещерах и подземной церкви находим в "Календаре и памятной книжке Курской губернии на 1892 г." : "При окончании главного коридора по направлению вправо находится коридор несколько расширенный, из коего имеется вход в пещеру более просторную, как нужно полагать, в бывшую здесь церковь. Церковь эта разделяется на три отделения меловыми колоннами, расположенными по две с правой и левой стороны, с проходом посередине; первое отделение длины 1 саж. 1 арш., ширины 2 саж. 1 арш. и вышины 4 арш., второе длины 2 саж. 1 арш., ширины 2 саж. и вышины 4 саж. Между колонн имеется меловое возвышение в виде престола, кругом церкви имеется коридор длиною 18 саж. 1 арш., соединенный с главным коридором и представляющий как бы продолжение этого последнего. В коридорах, кельях, яме и церкви никаких украшений нет. Раскопок не было. При входе в пещеры имеется деревянная, ветхая, небольшая часовня, устроенная в 1757 году, как рассказывают старожилы по слухам от своих предков".

В дополнение к этим исследованиям прошлого века приведем еще некоторые цифры в более понятном нам измерении: общая площадь всей пещеры - 255,5 кв. м., церкви - 57,9 кв. м., келий - 172 кв. м., общая длина коридоров - 125,8 м.

По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году.

Судя по технике строительства пещер предположительно монастырь был основан в XIV веке монахами Киево-Печерской Лавры. Холков-Царев-Николаевский мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году. Его настоятель в то время — инок Геласий.

Холков-Царев-Николаевский, или Троицкий мужской монастырь был основан в 1620 году иноком Геласием, который и стал первым настоятелем монастыря.

В 1653 году новый настоятель старец Ефрем получил от царя Алексея Михайловича жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, построенной рядом с монастырем на берегу речки Холок. Перед входом в пещеру в 1757 году была построена деревянная часовня. По указанию одного из курских епископов эта часовня была впоследствии расширена. Цари Алексей Михайлович и Федор Алексеевич щедро давали монастырю леса, пастбища, участок реки. Алексей Михайлович в этих землях основал крепость Новый Оскол, прежде называвшуюся Царев-Алексеев. А в 1635 году государем Михаилом Федоровичем монастырю была дарована грамота об освобождении от налогов.

Надо отметить, что монастырь отвечал тогдашней власти взаимностью, совместно с донскими и оскольскими казаками помогая отражать набеги крымских и азовских татар, Степана.

В "Ревизских сказках" за 1722 год упоминается слобода Холкова Преображенского монастыря. Название Преображенского связано со строительством в 50-х годах XVII века в Холковском монастыре храма Преображенского, который упоминается в "Грамоте коллегии экономии".

Закрытие монастыря при Екатерине II

Подземный монастырь в Холках просуществовал ровно 144 года.

Холковский монастырь – не единственный монастырь, закрытый Екатериной. Всего она упразднила около 500 монастырей.

Спустя более полувека после упразднения Холковского монастыря, когда в Российском государстве начали открываться новые и возобновляться старые монастыри, была предпринята попытка возродить и Холковский подземный монастырь. В "Материалах для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи", составленных одним их авторитетных исследователей дореволюционных монастырей В. В. Зверинским, сообщается: "В 30-х годах XIX столетия пещеры, находившиеся при пустыне, а ровно пещерная церковь были возобновлены иждивением князя А.Б. Голицина, но по разным причинам монастырь не мог быть открытым. Ныне здесь находится икона Казанской Божией Матери, привлекающая богомольцев 8 июля и 22 октября".

В последующие годы служба для прихожан проводилась в верхней Преображенской церкви, а нижнюю церковь в пещере постепенно забросили. В начале ХХ века был завален и сам вход в пещеры. Со временем стало забываться и точное место входа в подземный монастырь. Тем, кто пытался откопать пещеру заново, приходилось рыть наудачу.

Отец Вячеслав (Васильчиков)

Незадолго до революции священником церкви в Холках с 1909 по 1915 год был Вячеслав Александрович Васильчиков. В 1909—1915 году настоятель Преображенской церкви отец Вячеслав выяснил, что некогда на этом месте существовал подземный монастырь. Под его руководством местные крестьяне и наёмные рабочие откопали древние пещеры с келиями и подземной церковью и возвели перед входом часовню. В 1905 году были начаты поиски пещер, и к 1917 году они были найдены

Она была вырыта жителем села Холки Никитой Бычковым с 1890 по 1920 годы. Ровно 30 лет создавал Никита свое подземное сооружение. За эту работу он взялся по религиозным убеждениям. Похоронив в возрасте 54 лет жену, он тяжело переживал утрату. Когда горе постепенно начало забываться, Никита все чаще стал задумываться о загробной жизни, начал критически оценивать прожитые годы. Эти раздумья привели его к осознанию греховности души. Никита избрал аскетический образ жизни. На высоком склоне в пределах бывшего монастыря он вырыл себе землянку и в 250 метрах от нее начал рыть вход в подошве высокого холма, чем, естественно, вызвал удивление у односельчан. После того, как его родной сын Герасим выпроводил отца из дому, тот окончательно поселился в землянке, в которой провел 30 лет, живя на подаяния односельчан. Все эти годы отшельник рыл пещеру. Его цель была соединиться с главной пещерой. Основными орудиями труда Никиты бала лопата, кирка и ведро. Отколотые куски и крошки мела он выносил в старицу - высохшее русло речки, находившееся в нескольких метрах от входа в подземелье.

Осуществить свой замысел Никите Бычкову не удалось. Смерть застала его на 98 метре каторжной работы. До соединения с подземным монастырем оставалось около 40 метров.

Односельчане похоронили старца на местном кладбище, расположенном на вершине холма, внутри которого находятся пещеры и подземный монастырь.

Монастырь при советской власти

В советское время пещеры были закрыты. Пришедшие к власти большевики продолжили дело, начатое Екатериной II. Топорами были сбиты вырезанные из мела в подземном храме иконы и роспись. Была попытка организовать в пещерах овощехранилище. И в 1938 году с наследием прошлого было решено разобраться радикально – наземный храм был взорван. Хотели также взорвать и подземный храм вместе с пещерами, но к счастью этого не получилось – над подземным храмом оказалось сельское кладбище, и местные крестьяне начали потихоньку поглядывать на вилы.
Еще 50 лет монастырь простоял заброшенным, потихоньку разрушаемым местными вандалами.

Возрождение монастыря

В 1990 году в пещерном Свято-Троицком храме была отслужена первая служба. Потихоньку из пещер убрали весь мусор, очистили их от грязи. А в 1996 году началось восстановление монастыря

Подземные достопримечательности открылись для посетителей лишь в 1990 году. Богослужения в подземном храме возобновлены в 1995 году. В 1997 году заложены храмовые строения будущего монастыря — надвратный Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на холме и Храм Донской иконы Божьей Матери. В 1999 году монастырь был открыт.

В 1995 году по воскресеньям в подземной церкви священниками Чернянского и Новооскольского районов начали совершаться богослужения. А три года назад на меловых холмах епископом Бегородским и Старооскоьским Иоанном были освящены три закладных камня на месте строительства двух храмов и часовни.

В декабре 1999 года архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном был освящен храм в честь Донской иконы Божией Матери и совершена в нем первая Божественная литургия.

С конца декабря 1999 года Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь считается действующим. Его настоятелем является архиепископ Иоанн.

Завершено строительство жилого корпуса для монастырской братии. Как сообщил нам благочинный Чернянского округа протоиерей Петр Жаровский, сейчас в нем проживают два иеромонаха, один инок и три послушника. Богослужения совершаются в храме Донской иконы Божией матери и в Свято-Троицком храме подземного монастыря.

С началом возрождения Белгородской и Старооскольской епархии началось возрождение и Холковского монастыря. 11 мая 1997 года Преосвященный Иоанн освятил на этой земле сразу три закладных камня. Первый на месте будущего храма в честь Донской иконы Божией Матери. Второй на горе, где высится сейчас храм-колокольня во имя равноапостольного князя Владимира. Третий перед входом в подземный монастырь, там должны были возвести церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Сейчас Свято-Троицкий мужской монастырь - действующий. Его настоятелем является архиепископ Иоанн. Завершено строительство жилого корпуса для монастырской братии. Богослужения совершаются в храме Донской иконы Божией Матери и в Свято-Троицком храме подземного монастыря.

Послушники живут своим трудом. Площадь монастырских огородов измеряется 24 гектарами. Картошку, овощи, помидоры, огурцы, болгарский перец, зелень - все здесь выращивают. Есть свой сад. Есть и своя пасека. В обители своя просфорня. Просфоры выпекают сами братья. Перед началом столь важного дела просфорники усердно молятся киево-печерским святым преподобным Никодиму и Спиридону, которые при жизни своей тоже были просфорниками.

В монастырских мастерских два послушника изготавливают столы, стулья, тумбочки - всю мебель, которая необходима для монашеского быта.

Монахи, иноки, послушники работали на стройке. Насельники сами себе готовят еду. Трапеза дважды в день. Утром после Литургии и вечером после вечерней службы.

После трапезы дочитывается вечернее молитвенное правило и совершается каждодневный крестный ход с умильным пением тропарей всем святым. Пройти с этим крестным ходом стараются и паломники.

Непростая история у Холковскиго Царёва-Николаевского Троицкого монастыря. Но сейчас возродился он из руин. Как возрождается духовная жизнь в нашем Белогорье – Святом Белогорье. И мы будем верить в то, что нет возврата к прошлому, что жизнь духовная окончательно возродится на нашей славной Родине.

1. Лебедева Ю.А. Древнерусское искусство X – XVII веков. - М., 1962.

2. Монашество и монастыри в истории России XI – XX вв. Исторические очерки. – М., 2002.

3. Советский энциклопедический словарь/ Гл. редактор А. М. Прохоров.– М., Советская энциклопедия, 1989.

Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь

Упоминание о Холковском монастыре встречается в документах начала XVII столетия. Кроме патриаршей грамоты на основание Холковского монастыря, имеется документ за № 7936,датируемый в описи за 1620 год.

Первым настоятелем был священноинок Геласий.

Его насельники жили и молились в меловых пещерах, архитектурно и планировочно напоминающих Киево-Печерские, выдолбленных в одном из холмов близ поселка Чернянка. В пещерах находились предельно аскетичные кельи (с кроватью и столом, вырубленными из мела) и подземный храм.

Шли годы, уже никто из жителей с.Холки не мог указать место, где находилась построенная в 1757 г. надвратная часовня — вход в подземный монастырь был затерян.

В середине семидесятых годов XX века интерес к пещерам проявили историки-краеведы. Руководством Чернянского района было принято решение о восстановлении пещер. Частично отреставрированные холковские пещеры были открыты для посетителей в начале 1990-х гг. Продолжались восстановительные работы.

В 1995 г. по воскресеньям в подземном Свято-Троицком храме священнослужителями Чернянского округа начали совершаться Богослужения. Холки стали посещать не только туристы, но и паломники.

В 1996 г. на территории древнего Холковского монастыря епископом (ныне архиепископ) Белгородским и Старооскольским Иоанном освящены три закладных камня на месте строительства двух храмов и часовни.

Вначале был возведен у входа в пещеры надвратный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, затем Владимирский храм-часовня, на месте, где, по предположению историков, произошла встреча князя Игоря Святославовича и его брата Всеволода во время их похода на половцев в 1185 году.

В декабре 1999 г. архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил монастырский храм в честь Донской иконы Божией Матери. На состоявшемся 28 декабря 1999 г. заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было благословлено открытие Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря.

Действующий наместник игумен Никодим (Мирошниченко) был утверждён Священным Синодом 16 июля 2016 г. До утверждения наместником ,был 8 лет благочинным этого монастыря.

В обители имеется три надземных храма, братский корпус для проживания, гостиница, хоз.постройки, монастырский колодец.

В монастыре есть местночтимая икона Казанской Божией Матери(Холковская). Древняя икона находилась в Холковском монастыре с самого начала его истории. В настоящее время в монастыре каждое воскресенье служится молебен с чтением акафиста перед чудотворным образом.

Холковский монастырь

Лобачев Владимир" >

Холковский Свято-Троицкий мужской монастырь был основан еще в XVII в., но через сто с лишним лет обитель разрушили. Восстановлена ее деятельность только в 90-х годах XX в., в это же время монастырь получил статус объекта культурного наследия народов РФ. Сегодня дверь монастыря открыта для верующих и тех, кто интересуется богатой историей этих мест.

Действующий монастырь расположен на холме в селе Холки Белгородской области на правом берегу Оскола. Территория относится к историческим землям Холковского городища. Комплекс состоит из старинных пещер, кладбища, жилого корпуса для братьев, хозпостроек и трех храмов, заложенных в 1997 г. и открытых в 1998 г.

Владимирская часовня, выстроенная на холме, — место особенно популярное у любителей панорам. С высоты видно окрестности на много километров вокруг.

Церковь Донской иконы Божией Матери

График работы

В храме Донской иконы Божьей Матери каждый день проводят богослужения:

  • с понедельника по пятницу — в 08:00;
  • в субботу и воскресенье — в 09:00.

Если хотите подать записки о здравии или поминовении, сделайте это до начала богослужения. В полдень в выходные дни происходит крещение. Можно посетить службу и в подземном храме. Бывает она только один раз в неделю: в субботу в 09:00.

Расписание богослужений и мероприятий на дни больших православных праздников размещаются в новостях на сайте монастыря и на его страничке ВКонтакте.

Холковский монастырь

Пещеры Холковского монастыря

Происхождение Холковских пещер остается загадкой для ученых. Неизвестно, вырыли их монахи или кто-то еще до них, но ясно, что ходы рукотворные. С XVII в. внутри располагались кельи и подземная церковь, которую в середине XVIII в. по ряду причин забросили.

Почти 150 лет происходили планомерные естественные обрушения, ходы засыпало с каждым годом все больше. Селяне знали о храме, тайно посещали его для молитв. Были и вандалы, которые разрисовывали стены и жгли костры в коридорах.

Когда в 1990 г. местный житель В. Д. Пономарев решил расчистить завалы и вернуть из забытья исторический памятник, на это понадобилось более трех месяцев усердного труда добровольцев.

Уже в 1995 г. возобновились богослужения в подземном храме. Специально для него изготовили фарфоровый алтарь, ведь деревянный быстро портился бы в условиях пещеры. Церковные стены украшены резьбой по мелу — это работа современных мастеров.

Фарфоровый алтарь в подземной церкви монастыря

Помимо храма раскопаны шесть келий, хотя в древних документах находят упоминание о двенадцати. Долгое время этот факт вызывал споры и порождал легенды. Но при исследовании со специальным оборудованием потайных ходов или полостей в недрах горы не обнаружили. Над пещерами находится старинное монастырское кладбище.

Настоятель и монахи рассказывают, что воздух в пещерах целебный и приносит облегчение людям, страдающим астмой и другими болезнями органов дыхания. Наука тоже подтверждает этот факт: улучшение самочувствия может происходить благодаря высокому содержанию йода и минералов в атмосфере.

Холковский монастырь

Экскурсии

Посещать пещеры без сопровождения нельзя, зато можно зайти с организованными экскурсиями, которые приводят монахи. В качестве платы принимаются добровольные пожертвования.

Существует и другой формат экскурсии в подземную церковь и кельи — ее проводят светские гиды. Стать участником можно, заплатив 200 руб. с человека. Обращайтесь за информацией в сувенирную лавку.

В любом случае экскурсии проходят с 10:00 до 16:00 в будние дни, с 11:00 до 16:00 в выходные. Продолжительность — 40 минут.

Температура в пещерах в любое время года держится на уровне +10 °С. Это нужно учитывать, выбирая одежду и обувь для поездки. По территории монастыря можно гулять без сопровождения экскурсовода. Посетите храмы, поднимитесь по ступеням на холм с часовней, попробуйте пирожки в местной лавке.

Панорама со смотровой площадки Холковского монастыря на Google-карте

История Холковского монастыря

Чтобы узнать, когда основан монастырь в селе Холки, историки изучили летописи. Выяснилось, что первые упоминания о пустыни датируются 1620 г. Эту дату и принято считать временем основания Свято-Троицкого мужского монастыря.

На относительно плоской вершине холма возвели деревянный храм и освятили в честь Преображения Господня. И сам монастырь еще много лет назывался Преображенским.

Кельи располагались под землей, в пещерах. В них жили братья, а во время нападения татар в них же и прятались. На самом высоком холме выстроили башню для наблюдения. Она помогала вовремя заметить приближение неприятеля.

К середине XVII в. монастырю пожаловали грамоту, которая давала право не платить налог, обзавестись мельницей. Пустынь просуществовала без малого 150 лет, но в середине XVIII в. была упразднена по приказу Екатерины II.

Церковь Антония и Феодосия Печерских

Наземный храм стал приходским, а подземный был и вовсе завален. В советское время в запустение пришла вся территория. И только к концу XX в. местные краеведы восстановили вход в пещеры, открыли их для желающих в 1995 г. Когда стало ясно, что едут в пещеры не только туристы, но и паломники, в подземной церкви стали проводить службы.

Через несколько лет появились и наземные храмы:

  • Надвратный храм у входа в пещеры освящен в честь Преподобных Киево-Печерских Антония и Феодосия.
  • Часовня Равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь возвышается на холме.
  • Храм во имя Донской иконы Божьей Матери — главная церковь обители.

Как добраться

Самый простой вариант добраться до Холковского монастыря — машиной. Расстояние до него:

  • от Чернянки — 13 км;
  • от Нового Оскола — 27 км;
  • от Старого Оскола — 60 км;
  • от Белгорода — 160 км.

Памятник Святославу Храброму

Рядом с монастырем есть остановка общественного транспорта, но останавливается на ней только один автобус № 102/103. Он идет от автостанции поселка городского типа Чернянка в село Холки. Выйти нужно, не доезжая одну остановку до конечной.

До Чернянки тоже можно добраться автобусом. Например, от автовокзала Белгорода сюда идет рейс № 3232, от автовокзала Старого Оскола — маршрутка № 714; из Нового Оскола — автобус № 634.

В Белгородской области для поездки можно заказать такси Kiwi, Яндекс, Везет и местные службы.

Читайте также: