Норма и отклонение в социальной педагогике доклад

Обновлено: 07.07.2024

Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивныеже отклонения в поведении: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми.

Типы отклонений: физические, психические, педагогические и социальные.

Физическиеотклонения от нормы связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями.

Отклонения в здоровье могут быть вызваны или наследственными факторами, или какими-либо внешними обстоятельствами: тяжелой экологической обстановкой, неудовлетворит-м качеством питьевой воды, снижением общего уровня жизни семьи и др.

ВОЗ в 1980 году приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

• недуг — любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;

• ограниченная возможность — любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;

• недееспособность (инвалидность) — любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. К этой группе отклонений прежде всего относятся задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость детей, или олигофрения (от греч. малый и ум) Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой — дебильности до глубокой — идиотии, К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма.

Еще одной разновидностью психических отклонений являются нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка. Как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм (греч. сам) — состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, и суицид — попытки к самоубийству.Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности.

Педагогические отклонения. Педагогической нормой, или нормой образования, являются стандарты общего образования, которые приняты в стране. Ребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования, закончить начальную, неполную среднюю (9 классов) или полную среднюю (11 классов) школу.

Однако есть дети, не получившие общего образования. К этой категории детей относят таких, которые не посещают школу; окончили только начальную школу; не получили общего среднего образования. Причин такого положения детей у нас в стране довольно много: прогулы в школе и неуспеваемость детей приводит к нежеланию учиться; неблагополучие в семье толкает ребенка на улицу, где он вместо посещения уроков начинает зарабатывать себе на жизнь; экологические и социальные катаклизмы, когда дети теряют родителей, оказываются искалеченными, выпадающими из системы образования на некоторое время.

· Главное личностное затруднение таких детей, связанное с интеграцией их в общество, заключается в их дальнейшем профессиональном самоопределении и получении профессионального образования. Однако получение желаемого образования, отвечающего интересам и способностям детей, осложняется различными обстоятельствами: уменьшается количество учебных заведений начального профессионального образования, среднее и высшее профессиональное образование можно получить на конкурсной основе, увеличивается платное обучение, для подростков зачастую характерна неадекватная оценка своих возможностей и др.

Социальные отклонения связаны с понятием "социальная норма". Социальная норма — это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества.

Социальные нормы являются элементами системы нормативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиция). Социальные нормы можно сгруппировать и по другим признакам, они могут подразделяться на правовые, моральные, политические, религиозные и др.

Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого про исходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение соц. ролей и соц. опыта.

Разновидностями проблем детей с отклоняющимся поведением являются детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность. Причины такого поведения связаны с трудностями подросткового переходного возраста, неопределенностью соц-го положения в обществе, нестабильностью развития страны, возникновением экстремальных ситуаций, из которых ребенок не может самостоятельно найти выход, и др.

Физические: болезнь; нарушения зрения; нарушения слуха; нарушения опорно-двигательного аппарата.

Психические:задержка психического развития; умственная отсталость; нарушения речи; нарушения эмоционально-ролевой сферы; одаренность.

Педагогические: отклонения в получении общего образования; отклонения в получении профессионального образования.

Социальные: сиротство; отклоняющееся поведение: алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения, преступность.

Понятие и сущность нормы и отклонения от нормы, их профилактика. Общая характеристика физических, психических, педагогических и социальных отклонений от нормы. Особенности социальных норм для детей. Специфика и направленность работы социального педагога.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 04.01.2010
Размер файла 19,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное Агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образца

Шадринский Государственный педагогический институт

Факультет: социальная педагогика

Студентка 134 группы

Ган Наталья Юрьевна

1. Понятие и характеристика нормы и отклонение от нормы

2. Типы отклонений

2.1 Физические отклонения

2.2 Психические отклонения

2.3 Педагогические отклонения

2.4 Социальные отклонения

1. Понятие и характеристика нормы и отклонения от нормы

В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это - люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. На современном этапе развития общества есть люди, имеющие проблемы либо ограниченные возможности. Внешние обстоятельства, в которых они находятся, или состояние их здоровья не соответствует определённым, принятым в данном обществе нормам. На практике - осознанно или неосознанно - происходит оценивание индивидов по признаку соответствия или несоответствия норме, которая определяет эти границы.

Норма -- это конвенциональное обозначение объективной реальности, среднестатистический показатель, который отражает объективное положение вещей в той или иной сфере, но не существует в ней. Соответственно, отклонение от нормы, от общей закономерности носит название аномалия. В современных психолого-педагогических науках выделяют несколько базовых понятий:

1) предметная норма, которая включает в себя необходимый набор знаний, навыков, умений, необходимых ребенку для овладения содержанием образовательной программы;

2) социально-возрастная норма, которая фиксирует наличие необходимых интеллектуальных и личностных характеристик ребенка на конкретном возрастном этапе;

3) индивидуальная норма, раскрывающаяся в индивидуально-личностном своеобразии ребенка.

Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми.

2. Типы отклонений

Отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные.

2.1 Физические отклонения

Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. В настоящее время лица с ограниченными возможностями в здоровье составляют свыше 10% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях системы образования. В специальных средствах образования нуждается до 8% населения. Это означает, что процесс социализации таких детей проходит с особыми сложностями и требует специальной работы.

Существует довольно много классификаций людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии. Так, Всемирная организация здравоохранения в 1980 году приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

- недуг - любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;

Лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. Недостаток - физический или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях повторной экспертизой. Физический недостаток - подтвержденные в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хронические соматическое или инфекционное заболевания. Сложный недостаток - совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке; Тяжелый недостаток - подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания и приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки. К отклонениям в физическом развитии ребёнка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

2.2 Психические отклонения

Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным развитием ребёнка, его психическими недостатками.

Психический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, а также нарушение умственного развития, в том числе умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении (ФЗ).

К этой группе отклонений прежде всего относятся задержка психического развития (ЗПР) ребёнка и умственная отсталость детей, или олигофрения. Умственная отсталость может быть обусловлена врождёнными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от лёгкой - дебильности до глубокой - идиотии.

К психическим нарушениям относятся также нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма.

Ещё одной разновидностью психических отклонений являются нарушения эмоционально-волевой сферы ребёнка. Как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм (греч. аutos - сам) - состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, и суицид - попытки к самоубийству.

Особую группу отклонений представляет одарённость детей. Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности. Способности - характеристика личности, выражающая меру освоения некоторой совокупности деятельности. Мера одарённости и таланта устанавливается не по характеристикам самих способностей, а по характеру продуктов деятельности, отличающихся новизной, нестандартностью, оригинальностью и другими показателями.

2.3 Педагогические отклонения

В педагогической деятельности для реализации педагогических целей, стимулирования развития личности используются различные нормы, с помощью которых регулируется деятельность обучаемых путём сопоставления норм с показателями, характеризующими процессы и результаты этой деятельности, формируются оценки её успешности.

Можно говорить о нормах получения или неполучения (что является отклонением) образования. Есть дети, не получившие общего образования. К этой категории детей относят таких, которые не посещают школу; окончили только начальную школу; не получили общего среднего образования. Причин такого положения детей у нас в стране довольно много: прогулы в школе и неуспеваемость детей приводит к нежеланию учиться; неблагополучие в семье толкает ребёнка на улицу, где он вместо посещения уроков начинает зарабатывать себе на жизнь; экологические и социальные катаклизмы, когда дети теряют родителей, оказываются искалеченными, выпадающими из системы образования на некоторое время. Увеличивается количество детей, склонных к бродяжничеству, которые также не посещают школу.

Следует отметить и большие трудности в получении образования детей, имеющих отклонения в психическом или физическом развитии. Для таких детей существуют школы, где они обучаются под руководством профессионально подготовленных специалистов. Но многое зависит от того, где живёт ребёнок: в городе или сельской местности, из какой он семьи - или это семья, заинтересованная в получении образования своего ребёнка, или же семья, например, алкоголиков, бомжей, где образование ребёнка занимает далеко не первое место в жизни.

Для некоторых детей, имеющих проблемы в здоровье, обучение проводится на дому индивидуально. Отделение ребёнка от школьного коллектива также негативно сказывается на становлении и развитии ребёнка, на его самоутверждении.

Следует также иметь в виду довольно большую категорию детей, которые самостоятельно не способны выбрать вид профессиональной деятельности в силу нарушения социального развития на предшествующих этапах. Таких детей объединяет нежелание или неумение реализовать себя в социально значимой профессиональной области деятельности. В таком случае появляются дети, не получившие профессионального образования, которые для преодоления этого отклонения нуждаются в социально-педагогической помощи специалиста.

2.4 Социальные отклонения

Социальные нормы делятся на две большие группы: универсальные, т.е. распространяющиеся на каждого человека в обществе, и частные, относящиеся и регулирующие определённую сферу профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей (например, врач, социальный педагог, брат, друг и др.). Социальные нормы можно сгруппировать и по другим признакам, они могут подразделяться на правовые, политические, религиозные и др. Соблюдение социальных норм обеспечивается путём превращения внешних требований в потребность и привычку человека через его социализацию или применения различных санкций (правовых, общественных и др.) к тем, чье поведение отклоняется от принятых социальных норм.

Социальные нормы и отклонения от них в поведении человека представляют собой неотъемлемые факторы функционирования любого общества.

Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта.

Причины такого отклоняющегося поведения также достаточно хорошо изучены. Они связаны с трудностями подросткового возраста, неопределённостью социального положения в обществе, нестабильностью развития страны, возникновением экстремальных ситуаций, из которых ребёнок не может самостоятельно найти выход и др.

Поэтому, с одной стороны, работа социального педагога направлена на профилактику отклонений, предупреждение нарушений определённых норм и правил, принятых в обществе, с другой - на реабилитацию детей, в развитии которых установлены те или иные отклонения.

1. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

2. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А.Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 416с.

Подобные документы

Факторы развития ребенка в социуме. Понятие нормы и отклонения поведения учащихся от нормы в социальной педагогике. Девиации как социально-педагогическая проблема. Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями.

дипломная работа [77,8 K], добавлен 06.12.2006

Понятие нормы и отклонения поведения учащихся от нормы в социальной педагогике. Девиации как социально-педагогическая проблема. Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей и подростков. Несовершеннолетние правонарушители.

курсовая работа [79,3 K], добавлен 21.11.2006

Норма как характеристика процесса развития и социального поведения ребенка. Причины физических, психических, педагогических и социальных отклонений, их установление и методы коррекции. Теория социальной полезности людей с ограниченными возможностями.

реферат [33,8 K], добавлен 12.12.2010

Социально-педагогическая виктимология: социальные нормы и отклонения от них в процессе социализации. Девиантное поведение как проблема социальной работы, его причины и формы проявления. Работа с детьми девиантного поведения в государственных учреждения.

курсовая работа [55,2 K], добавлен 18.12.2009

Специфика профессиональной деятельности социального педагога. Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности, предмет и методы ее исследования. Развитие ребенка в социуме. Понятие нормы и отклонения от нее в социальной педагогике.

курсовая работа [337,1 K], добавлен 09.03.2011

Структура профессиональной компетенции и технология воспитания в области социальной работы с детьми группы риска. Этические нормы поведения детей в обществе. Развитие этических норм поведения у детей в условиях социального приюта для детей "Ховрино".

курсовая работа [52,6 K], добавлен 26.07.2010

Проблемы адаптации ребенка, попавшего в приют. Методы работы социального педагога. Разработка "портрета" зависимостей несовершеннолетних в образовательном учреждении. Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в социальных приютах.

Социальные отклонения связаны с понятием "социальная норма". Социальная норма — это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступа ют моделью должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которые создаются людьми на основе познания социальной реальности.
Но общество, побуждаемое стремлением к самосохранению, пыталось регулировать взаимоотношения между людьми и вводило различные социальные ограничения: мифы, табу (запрет), традиции, религиозные догма ты. По мере усложнения человеческого общества и совершенствования общественных отношений стали формироваться более устойчивые правовые, нравственные позиции людей по отношению к поведению, отклоняющемуся от норм морали и права, принятых в том или ином обществе. Социальные отклонения могут быть вызваны социальным статусом человека, его ролью как субъекта деятельности, характером выполняемой деятельности, ценностными критериями и другими факторами.

Социальные нормы делятся на две большие группы: универсальные, т. е. распространяющиеся на каждого человека в обществе, и частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей (например, врач, социальный педагог, брат, друг и др.). Социальные нормы являются элементами системы нормативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиция). Социальные нормы могут подразделяться на правовые, моральные, политические, религиозные и др. Соблюдение социальных норм обеспечивается путем превращения внешних требований в потребность и привычку человека через его социализацию или применения различных санкций (правовых, общественных и др.) к тем, чье поведение отклоняется от принятых социальных норм.
Социальные нормы и отклонения от них в поведении человека представляют собой неотъемлемые факторы функционирования любого общества.




Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого про исходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает, ее управляющая функция, задачей которой является организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей и при этом обеспечивается нужный воспитательный эффект.

Типы отклонений.


Выделяют четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные.
Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. В медицине для каждой возрастной и половой группы детей определяются свои показатели, которые характеризуют здоровье ребенка. Фактически это - идеальные показатели, и вряд ли можно найти такого ребенка, который точно соответствовал бы этим идеальным показателям. Отклонения в здоровье могут быть вызваны наследственными факторами, или внешними обстоятельствами:

ЛЕКЦИЯ . ПОНЯТИЕ НОРМЫ И ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМЫ

В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

План
1. Норма и отклонение: понятия и характеристики. Социальная норма.

Типы отклонений.

Социальные отклонения от нормы.

Выводы.

ПЗ: 1. Что такое социально-педагогические нормы?

Каковы свойства социальных норм?

Каковы причины необученности? Как выявить необученного ребенка?

Какие отклонения от нормы мы назовем отклонениями в социальной жизни ребенка?

Социальные отклонения связаны с понятием "социальная норма". Социальная норма — это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступа ют моделью должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которые создаются людьми на основе познания социальной реальности.
Но общество, побуждаемое стремлением к самосохранению, пыталось регулировать взаимоотношения между людьми и вводило различные социальные ограничения: мифы, табу (запрет), традиции, религиозные догма ты. По мере усложнения человеческого общества и совершенствования общественных отношений стали формироваться более устойчивые правовые, нравственные позиции людей по отношению к поведению, отклоняющемуся от норм морали и права, принятых в том или ином обществе. Социальные отклонения могут быть вызваны социальным статусом человека, его ролью как субъекта деятельности, характером выполняемой деятельности, ценностными критериями и другими факторами.

Социальные нормы делятся на две большие группы: универсальные, т. е. распространяющиеся на каждого человека в обществе, и частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей (например, врач, социальный педагог, брат, друг и др.). Социальные нормы являются элементами системы нормативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиция). Социальные нормы могут подразделяться на правовые, моральные, политические, религиозные и др. Соблюдение социальных норм обеспечивается путем превращения внешних требований в потребность и привычку человека через его социализацию или применения различных санкций (правовых, общественных и др.) к тем, чье поведение отклоняется от принятых социальных норм.
Социальные нормы и отклонения от них в поведении человека представляют собой неотъемлемые факторы функционирования любого общества.

Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого про исходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает, ее управляющая функция, задачей которой является организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей и при этом обеспечивается нужный воспитательный эффект.

Типы отклонений.


Выделяют четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные.
Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. В медицине для каждой возрастной и половой группы детей определяются свои показатели, которые характеризуют здоровье ребенка. Фактически это - идеальные показатели, и вряд ли можно найти такого ребенка, который точно соответствовал бы этим идеальным показателям. Отклонения в здоровье могут быть вызваны наследственными факторами, или внешними обстоятельствами:

В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится — будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди, которые требуют особого внимания к себе.

Норма – правила, образец действия, мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности, официально установленное или сложившееся на данном этапе развития общества. = модель должного поведения, отношений и деятельности.

Типы отклонений Отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные. Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. Отклонения в здоровье могут быть вызваны или наследственными факторами, или какими-либо внешними обстоятельства ми: тяжелой экологической обстановкой, неудовлетворительным качеством питьевой воды, снижением общего уровня жизни семьи и др.. К физическим недостаткам относят подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека, либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание. Психический недостаток — это утвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении

Особую группу отклонений представляет одаренность детей.

Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности. Способности - характеристика личности, выражающая меру освоения некоторой совокупности деятельности. Педагогические отклонения — такое понятие пока что редко употребляется в педагогике и социальной педагогике.

Социальные отклонения могут быть вызваны социальным статусом человека, его ролью как субъекта деятельности, характером выполняемой деятельности, ценностными критериями и другими факторами. Социальные нормы делятся на две большие группы: универсальные, т. е. распространяющиеся на каждого человека в обществе, и частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей (например, врач, социальный педагог, брат, друг и др.). Социальные нормы и отклонения от них в поведении человека представляют собой неотъемлемые факторы функционирования любого общества. Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого про исходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта.

Норма – правила, образец действия, мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности, официально установленное или сложившееся на данном этапе развития общества. = модель должного поведения, отношений и деятельности.

Отклонения от нормы (девиации) – нарушение сложившихся в обществе правил и норм поведения и деятельности. Могут быть положительные (талантливость, предприимчивость) и отрицательные (умственная отсталость).

Типы (причины) отклонений от нормы в социализации:

- физические (болезнь; нарушение строения или функций органов и систем),

- психические (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение речи или эмоционально-волевой сферы; одарённость),

- педагогические (неполучение общего среднего или профессионального образования; ограничение начальным или, неполным средним образованием из-за сиротства или неблагополучия в семье: бомжи, алкоголики, переселенцы, беженцы + не заинтересованные в образовании детей (цыгане) – не посещают школу, бродяжничают, прогуливают, зарабатывают на жизнь вместо учёбы),

- социальные (нарушение принятых в обществе норм поведения, морали, деятельности – алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция, правонарушения, преступность, бродяжничество, беспризорность, безнадзорность).

Категории социальной педагогики

Категории социальной педагогики

Есть собственные и заимствованные категории.

Заимствованные: развитие, личность, социализация и т.д.

Соц-пед деятельность- это разновидность профессиональной деятельности, направлена на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоение им социокультурного опыта и создание условий для его самореализации в обществе.

Цель пед. деятельности – передача социального опыта. Цель соц-пед деятельности – помощь в социализации ребенка.

Объектом деятельности социальной педагогики являются дети с проблемами в социализации (трудные, сироты и т.п.). В пед деятельности - все дети. В социальной педагогике характер деятельности локальный, адресный. В пед деятельности – непрерывный характер.

Социальная педагогика осуществляет свою деятельность как в образовательных, так и в учреждениях социальной службы.

Основные направления соц-пед деятельности:

1. Деятельность по профилактике явлений дезадаптации детей

2. деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения.

В соц-пед деятельности есть две составляющие:

- непосредственная работа с ребенком;

- посредническая деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой, социумом.

Выделяют следующие виды пед деятельности по тому, где они осуществляются:

1. соц-пед деятельность в образовательных учреждениях;

2. соц-пед деят-ть в детских общественных организациях и объединениях;

3. соц-пед деят-ть в учреждениях дополнительного образования;

4. соц-пед деят-ть в местах летнего отдыха;

5. соц-пед деят-ть в религиозных конфессиях.

Выделяют виды по технологиям и подходам:

1. соц-пед деят-ть с детьми, имеющими пед отклонения;

2. соц-пед деят-ть с детьми, имеющими отклонения в развитии;

3. соц-пед деят-ть с детьми, оставшимися без попечения родителей;

4. соц-пед деят-ть с детьми, с отклоняющимся (девиантным) поведением;

Социальное обучение. Необходимость специальных методов, технологий для приобретения социальных установок и ценностных ориентаций привело к необходимости приобретения социальных ЗУНов. Социальное обучение – это целенаправленный процесс усвоения социальных знаний, формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации ребенка.

Появился новый термин социальное образование. Он используется в (че-то там) значении как профессиональная подготовка специалистов для социального обучения, во втором случае – это образование, в процессе которого происходит обучение основным правилам (че-то там) человека в обществе и освоение социальной культуры.

Социальное воспитание. В 1923 г. Иорданский дал 4 взгляда на сущность социального воспитания:

1. вся система воспитания со всеми его сторонами

2. воспитание как общественное явление

3. воспитание инстинктов и навыков, создание социальной жизни на учебных занятиях на основе самоуправления.

4. воспитание связано как с научной, так и с практической дисциплиной, то есть социальная педагогика.

Социальное воспитание (Галагузова) - целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.

Гост

ГОСТ

Понятие нормы

Понятие нормы существует в любом обществе, вне зависимости от стадии его развития и процветания, экономического успеха и т.д. Понимание нормы необходимо для того, чтобы определять различные отклонения в психическом, физическом и социальном развитии.

Норма – это определенный образец, правило, мера дозволенного (обязательного или допустимого) поведения или деятельности.

Таким образом, в общем, норма – это условное обозначение конкретной объективной реальности, общепринятый среднестатистический показатель, который характеризует реальную действительность и при этом не существует в ней.

По-своему норма, это то, чего нет в природе, но к чему стремится каждый. Кроме того, несмотря на то, что норма является общепринятым условным обозначением, довольно часто у каждого свое понимание и восприятие нормы.

В настоящее время в современной педагогике существует проблема определения нормы и ее вариантов. Принято выделять следующие вопросы, касающиеся определения и установления нормы:

  • норма реакции (сенсорной, моторной)
  • норма когнитивной функции (память, мышление, восприятие)
  • норма регуляции
  • норма личности
  • эмоциональная норма
  • нормы половых различий
  • нормы возрастных различий

Таким образом, понятие нормы является относительно постоянным, а его содержание во многом зависит от культуры, меняющейся с течением времени и развитием общества.

В различных науках, занимающихся изучением развития человека (психология, педагогика, медицина и т.д.), свои показатели, характеристики и параметры нормы. Несмотря на это, отклонение от нормы, в рамках любой из наук принято называть аномалией.

Аномалия – (от греч.) отклонение.

Готовые работы на аналогичную тему

Понимание нормы и отклонения необходимо для того, чтобы выделить ту точку отсчета, относительно которой представляется возможность уточнить причины, вызывающие различного рода отклонения, выяснить, как именно они влияют на процесс воспитания, обучения и социализации ребенка. Данная информация в педагогике является ценной, так как на ее основании педагог выстраивает практическую работу с детьми в рамках педагогического процесса.

Отклонения и их причины

Отклонение от нормы (девиация) – нарушение принятых и сложившихся в социуме норм и правил поведения, деятельности и т.д.

Отклонения принято подразделять на:

  • Положительные: предприимчивость, талант и т.п.
  • Отрицательные: умственная отсталость, недоразвитость и т.п.

Основные причины отклонений:

  1. Физические нарушения развития (недоразвитость органов и систем, болезни, врожденные аномалии и т.д.)
  2. Психические нарушения развития (задержка в развитии, различные виды и типы умственной отсталости, речевые нарушения, либо напротив одаренность, талант в какой-либо сфере деятельности и т.д.).
  3. Педагогические причины – неполучение или недополучение необходимого уровня образования, вызванное невозможностью его получения в силу жизненных обстоятельств (беженцы), либо нежеланием учиться (бродяжничество).
  4. Социальные причины – нарушение общепринятых норм поведения, деятельности, морали (алкоголизм, наркомания, преступность и т.д.).

В настоящее время, отклонения принято делить на четыре основные группы: психические, физические, социальные и педагогические. Группа отклонения зависит от того, какими причинами оно вызвано.

Физические отклонения – связаны с уровнем здоровья человека, отклонение от нормы определяется посредством медицинского обследования (измерение роста, веса, объема и т.д.). Физические отклонения могут быть вызваны наследственными факторами, либо внешними обстоятельствами.

Физические отклонения делятся на:

  • Недуг – затруднения в деятельности
  • Ограниченная возможность – определенные ограничения в деятельности
  • Инвалидность – недееспособность

Дети, имеющие недуг или ограниченные возможности, получают образовательные услуги в индивидуальном порядке (домашнее обучение), либо в рамках инклюзивного обучения.

Отклонения в физическом развитии могут быть связаны с нарушением зрения, речи, слуха, опорно-двигательного аппарата и т.д.

Психические отклонения - связаны с умственным развитием ребенка, возможными недостатками психики.

К данному виду отклонений относятся: задержка психического развития (ЗПР), различные виды умственной отсталости (олигофрения, идиотия и т.п.), нарушения эмоционально-волевой сферы.

В особую группу отклонений принято относить детей с различными видами одаренности.

Педагогические отклонения – связаны с достижениями образовательных стандартов, которые определяют уровень образованности человека.

Социальные отклонения - связаны с правилами поведения или деятельности людей или социальных групп. Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает ее управляющая функция, задачей которой является управление и организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей, и при этом, обеспечивается нужный воспитательный эффект.

Пограничная зона между нормой и отклонением имеет очень важное значение в рамках терапевтического аспекта деятельности педагога.

Читайте также: