Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие доклад

Обновлено: 05.07.2024

Обязанность оказания помощи на море устанавливает указанная Конвенция 1982 г. В соответствии с ней каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой экипаж может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров: а) оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; б) следовать со всей… Читать ещё >

Неоказание капитаном судна помощи терпевшим бедствия ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА
  • 2. НЕОКАЗАНИЕ КАПИТАНОМ СУДНА ПОМОЩИ ТЕРПЯЩИМ БЕДСТВИЕ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Прийти на помощь попавшим в беду, оказать помощь терпящим бедствие это нравственная норма, возведенная в ранг правового предписания. Иными словами, государство предписывает своим гражданам приходить на помощь другим людям вне зависимости от гражданства, религиозной принадлежности, языка и так далее. И много ле назад, и сейчас, в 21 веке, сострадание и взаимовыручка являются важными ценностями, без которых, не побоимся этого слова, человечество не сможет полноценно развиваться. В этом заключается актуальность данной работы.

Цель данной работы дать уголовно-правовую характеристику неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие.

Задачи данной работы: определить, что собой представляют преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта; определить, что собой представляет неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие как одно из преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Источниками данной работы являются Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, различные нормативно-правовые акты.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА

В условиях интенсификации и роста перевозок пассажиров и грузов одной из первоочередных задач стало обеспечение безопасности движения и эксплуатации транспорта .

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта впервые выделены в самостоятельную главу УК.

Их объектом является безопасность движения и эксплуатации любого транспортного средства, а объектом раздела — общественная безопасность.

Объективная сторона рассматриваемых преступлений выражается в нарушении установленных правил, обеспечивающих безопасное функционирование транспорта.

Большинство транспортных преступлений может быть совершено путем как действия, так и бездействия. Исключение составляют деяния, предусмотренные ст. 267 и 270, которые могут совершаться путем и действия, и бездействия.

Необходимым признаком объективной стороны выступает наличие общественно опасных последствий (исключение составляют ст. 270 и 271). В большинстве составов этих преступлений в качестве последствий предусмотрены причинение смерти, тяжкого вреда здоровью человека, а в некоторых — и крупного материального ущерба. В этих случаях требуется установление причинной связи между нарушением конкретного правила безопасности функционирования транспорта и наступившими последствиями.

Субъектом транспортных преступлений является лицо, достигшее 16 лет, а за преступление, предусмотренное ст. 267, — 14 лет. Ряд преступлений может совершаться специальными субъектами (ст. 263, 264, 266 и др.).

Преступления, предусмотренные гл. 27, можно подразделить на две группы:

непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта;

иные преступления в сфере функционирования транспорта

2. НЕОКАЗАНИЕ КАПИТАНОМ СУДНА ПОМОЩИ ТЕРПЯЩИМ БЕДСТВИЕ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА

Данное преступление можно отнести к иным преступлениям в сфере функционирования транспорта. Как видно, оно несколько выделяется на фоне других преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Обязанность оказания капитаном судна помощи терпящим бедствие предусмотрена рядом законодательных и иных нормативных актов, в том числе международно-правового характера. В первую очередь это Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г .

В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта капитан судна обязан, если он может сделать это без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем лиц, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на воде. Капитан каждого из столкнувшихся судов обязан оказать помощь другому участвующему в этом столкновении судну, его пассажирам и членам экипажа.

Обязанность оказания помощи на море устанавливает указанная Конвенция 1982 г. В соответствии с ней каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой экипаж может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров: а) оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; б) следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать; в) после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет. Кроме того, Конвенция предписывает каждому прибрежному государству обязанность способствовать организации, деятельности и содержанию соответствующей эффективной поисково-спасательной службы для обеспечения безопасности на море и над морем, а также, когда того требуют обстоятельства, сотрудничать в этих целях с соседними государствами посредством взаимных региональных договоренностей.

Конвенция 1982 г. определяет и уголовную юрисдикцию в случае столкновения морских судов (последствием чего может быть и неоказание в дальнейшем помощи терпящим бедствие). В соответствии с ней в случае столкновения или какого-либо другого навигационного инцидента в открытом море, влекущего уголовную или дисциплинарную ответственность капитана или какого-либо другого лица, служащего на судне, никакое уголовное или дисциплинарное преследование против этого лица не может быть возбуждено, иначе как перед судебными или административными властями государства флага соответствующего судна или того государства, гражданином которого это лицо является. Согласно Конвенции, ни арест, ни задержание судна не могут быть произведены даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо властей, кроме властей государства флага.

Объективная сторона преступления выражается в форме бездействия и заключается в неоказании помощи терпящим бедствие или в неприбытии к месту, где терпит бедствие водное судно.

Субъект преступления — капитан судна, не оказавший помощь людям, терпящим бедствие.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Капитан судна осознает опасность для людей, терпящих бедствие на море или на ином водном пути, и имеющуюся возможность оказать им помощь без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, однако бездействует, желая уклониться от оказания помощи.

Дебетовая карта бесплатно, банк не под санкциями

Откосилка

"Транспортные преступления: понятие, виды, характеристика: Монография"
Представленная монография посвящена исследованию транспортных преступлений как отдельной категории уголовных правонарушений, характеризующихся рядом специфических особенностей.

§ 1. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Преступление относится к числу конвенционных . Еще с древних времен на капитане судна лежит обязанность оказывать помощь людям, терпящим бедствие. Вначале эта обязанность проистекала из обычного (неписаного) права, а затем была закреплена в ряде международных конвенций, посвященных проблемам мореплавания. Так, согласно ст. 11 Конвенции для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасения на море (Брюссель, 1910) "каждый капитан обязан, насколько он может это сделать без серьезной опасности для своего судна, своего экипажа, своих пассажиров, оказать помощь всякому лицу, даже враждебному, встреченному в море, в опасности погибнуть" . Статья 12 обязывает государства, ратифицировавшие Конвенцию, принять "надлежащие меры к тому, чтобы это нарушение было наказуемым".
--------------------------------
Конвенционными признаются преступления, нормы о которых обусловлены вступившим в силу международным договором, участником которого является Российская Федерация.
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1936. Вып. IV. С. 87.

Конвенция об открытом море (Женева, 1958) подтвердила эту обязанность капитана, в ст. 12 указав: "Каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, поскольку капитан может это сделать, не повергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров:
--------------------------------
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1967. Вып. XXII. С. 224.

а) оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель;
б) следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать. ".
На основании Рекомендации 40 Международной конференцией по охране человеческой жизни на море 1960 г. была принята Международная конвенция по поиску и спасению на море (Гамбург, 1979) . Согласно этой Конвенции, ратифицировавшие ее государства "обеспечивают принятие необходимых мер в деле обеспечения надлежащего поиска и спасения людей, терпящих бедствие на море у их берегов" (п. 2.1.1).
--------------------------------
Сборник международных договоров СССР. М., 1990. Вып. XLIV. С. 228.

Аналогичные положения закреплены в ст. 98 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) (Монтего-Бей, 1982) .
--------------------------------
СЗ РФ. 1997. N 48. Ст. 5493.

Рассматриваемое требование международных актов имплементировано в национальное законодательство РФ. В ст. 62 Кодекса торгового мореплавания говорится: "1. Капитан судна обязан, если он может это сделать без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем людей, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море.
За нарушение обязанности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, капитан судна несет уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации". Такое же положение закреплено в п. 5 ст. 30 Кодекса внутреннего водного транспорта.
Многие международные и национальные акты содержат предписание оказывать помощь терпящим бедствие на воде как можно быстрее. Это объяснятся спецификой ситуации: ветер, течение, низкая температура воды и т.д. Специалисты утверждают, что гибель людей, оказавшихся в указанных условиях, наступает в течение первого часа в результате общего переохлаждения организма или утопления .
--------------------------------
См. об этом подробно: Александров М.Н. Безопасность человека на море. Л., 1983.

Ответственность за невыполнение требований международных конвенций предусмотрена ст. 270 УК РФ.
Объект этого преступления (следовательно, и место уголовно-правовой нормы в системе Особенной части УК РФ) в литературе вызывает дискуссию. На наш взгляд, противоречиво решает этот вопрос А.И. Коробеев. С одной стороны, он утверждает, что "рассматриваемое деяние относится к преступлениям в области охраны человеческой жизни на море. Такой вывод вытекает из анализа международных конвенций, послуживших правовой базой для криминализации деяния, предусмотренного ст. 270 УК" . С другой стороны, пишет, что ". объектом преступления следует признавать не жизнь и здоровье человека, а общественную безопасность в сфере мореплавания. " .
--------------------------------
Коробеев А.И. Транспортные преступления. С. 111.
Там же. С. 112.

Состав рассматриваемого преступления отсутствует, если оказание помощи сопряжено с опасностью для судна, его экипажа и пассажиров. Это обстоятельство подчеркивается как в международных, так и национальных актах. Указанная опасность должна быть серьезной, т.е. ставящей под угрозу живучесть транспортного средства либо жизнь или здоровье находящихся на нем людей. Законодательной формулой не охватывается возможный вред имущественного характера, поэтому отказ от оказания помощи из-за неизбежных материальных затрат (в связи с изменением курса движения, наличием на борту скоропортящегося груза и т.д.) не исключает уголовную ответственность.
В деянии капитана нет состава рассматриваемого преступления в том случае, если помощь не была оказана в связи с отказом от нее самих пострадавших.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
Субъектом преступления является капитан судна. Законодатель использует обобщенное понятие. Уголовной ответственности по ст. 270 УК РФ подлежат не только лица, занимаемая должность которых именуется таким образом, но и лица, чья должность называется иначе, хотя фактически они руководят экипажем (например, шкипер) либо находятся на судне в единственном числе.
Исключается уголовная ответственность судоводителей водных транспортных средств (катеров, лодок, шлюпок и т.д.), принадлежащих на праве личной собственности. При наличии соответствующих обстоятельств их действия могут быть квалифицированы по ст. 125 УК РФ.
Капитан судна, терпящего бедствие на море или ином водном пути, за неоказание помощи членам его экипажа или пассажирам несет ответственность не по ст. 270 УК РФ, а по ст. 125 УК РФ. Этой же статьей охватывается бездействие члена экипажа по отношению к пассажирам, при невыполнении приказа капитана судна об оказании помощи и т.д.

Впервые в истории отечественного законодательства пред­усмотрена ответственность капитана судна за неоказание по­мощи людям, терпящим бедствие на море или в ином водном пространстве, если эта помощь могла быть оказана без серьез­ной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров (ч. 1 ст. 305УКРК).

В статье 12 Конвенции об открытом море 1958 г. закрепле­но, что каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, не подвергая серь­езной опасности свое судно, экипаж и пассажиров, оказать по­мощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помо­щи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать 2 .

Непосредственным объектомданного преступления высту­пают общественные отношения в сфере обеспечения безопас­ности мореплавания. Вместе с тем, И. М. Тяжкова полагает, что таковым следует признавать жизнь и здоровье людей, оказав­шихся в опасном положении.

Совершенно справедливо высказывание А. И. Коробеева о том, что бездействием лица вред жизни и здоровью людей при­чиняется не непосредственно, а путем нарушения иной систе­мы отношений — отношений общественной безопасности в сфе­ре охраны человеческой жизни на море, то есть указанный вред причиняется опосредованно.

Объективная сторонапреступления, предусмотренного ч. 1 ст. 305 УК РК выражается в бездействии капитана судна, не ока­завшего помощи людям, терпящим бедствие и которую он мог и был обязан оказать. Терпящими бедствие являются люди, ока­завшиеся в опасном для жизни состоянии вследствие круше­ния судна, на котором они находились. При этом, они могут находиться непосредственно в воде, на тонущем судне, на спа­сательных средствах (шлюпках, плотах) или на каком-либо пред­мете (на обломках корабля).

По смыслу закона не имеет значения, в силу каких причин люди оказались в бедственном положении: в результате кру­шения корабля, авиакатастрофы, опрокидывания или столкно­вения плавающих средств.

По конструкции состав анализируемого преступления — формальный. Деяние признается оконченным с момента, ког­да обнаружены погибающие или получены сигналы бедствия либо иные достоверные сведения о терпящих бедствие людях, которым капитан судна не оказал необходимой помощи при наличии реальной возможности ее оказать.

При этом, законодатель прямо отразил, что ответственность капитана возможна лишь в случаях, когда такая помощь не со­пряжена с серьезной опасностью для судна, его экипажа и пас­сажиров. Серьезной опасностью может признаваться, напри­мер, наличие реальной угрозы столкновения и затопления суд­на, гибель членов экипажа, пассажиров или причинение вреда их здоровью, сложная метеорологическая обстановка (ураган, шторм), повреждение судна в результате столкновения.

Если оказанная помощь была сопряжена с риском для са­мих спасателей, то вопрос об ответственности капитана судна разрешается с учетом ст. 34 УК РК о крайней необходимости или ст. 35 УК РК об обоснованном риске.

Исходя из диспозиции ч. 1 ст. 305 УК РК местом соверше­ния преступления является море или иной водный путь (океан, река, озеро, судоходный канал, акватория порта).

Субъективная сторонарассматриваемого преступления ха­рактеризуется умышленной формой вины. Авторы коммента­рия к УК РК отмечают, что данное деяние совершается только с прямым умыслом 1 . А. И. Коробеев указывает, что оно может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом 1 . Полагаем, что в данном случае следует поддержать мнение ав­торов Комментария к Уголовному кодексу Республики Казах­стан, так как преступление, сконструированное законодателем по типу формального состава, может совершаться только с пря­мым умыслом. Трудно представить ситуацию, в которой капи­тан судна безразлично относится к своему поведению или со­знательно допускает такое поведение.

Мотив неоказания помощи терпящим бедствие может быть различным (тревога за перевозимый груз, корысть и т.д.). Мо­тив не является конструктивным признаком этого преступле­ния и поэтому учитывается судом при индивидуализации нака­зания.

Часть 2 ст. 305 УК РК предусматривает ответственность за непринятие должных мер капитаном одного из столкнувшихся на море или водном пути судов спасения другого судна, повлек­шее по неосторожности гибель судна или иные тяжкие послед­ствия, если эти меры могли быть приняты без серьезной опас­ности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

С объективной стороныанализируемое деяние выражается в невыполнении капитаном одного из столкнувшихся судов обязательных для него действий, необходимых для устранения опасности гибели другого судна. Ответственность при этом на­ступает при условии, если имеется реальная возможность ока­зать помощь без серьезной опасности для своего судна, его эки­пажа и пассажиров. Ответственность наступает независимо от того, кто виновен в столкновении.

Неоказание капитаном судна помощи другому судну, пост­радавшему от столкновения с другим судном, образует призна­ки деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 305 УК РК.

По конструкции состав рассматриваемого преступления — материальный, при этом требуется наступление вредных послед­ствий в виде гибели судна или иных тяжких последствий, а так­же причинной связи между деянием и общественно опасными последствиями.

Под тяжкими последствиями следует понимать причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевших, гибель одного или более лиц.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч.2 ст.305 УК РК, характеризуется неосторожной формой вины, в виде преступной самонадеянности или преступной небрежнос­ти. Капитан судна предвидит возможность наступления вред­ных последствий в результате непринятия должных мер по спа­сению другого судна, столкнувшегося с его судном, но без до­статочных к тому оснований рассчитывает на их предотвраще­ние либо не предвидит возможности наступления вредных по­следствий, хотя при должной внимательности и предусмотри­тельности должен был и мог их предвидеть.

Вместе с тем, следует поддержать позицию авторов Коммен­тария к Уголовному кодексу Республики Казахстан, которые отмечают, что деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 305 УК РК, ха­рактеризуется умышленной формой вины, так как капитан осоз­нает сам факт возможности принять необходимые меры для спа­сения другого судна, без серьезной опасности для своего суд­на, его экипажа и пассажиров.

Субьект преступления— специальный. Им является капитан судна (морского, речного) любого класса и назначения или лицо, в установленном порядке исполняющее его обязанности (помощник капитана, шкипер), либо лицо, находящееся на судне в единственном числе.

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 270 УК РФ

1. Анализируемое преступление относится к преступлениям международного характера (конвенционное преступление).

2. Объект преступления — безопасность людей, терпящих бедствие на водном пути.

Нормативные акты, действующие на морском и речном флоте, содержат требования об оказании капитаном корабля помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути (реке, озере).

3. Объективная сторона преступления заключается в неоказании помощи людям, терпящим бедствие на водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Неоказание помощи выражается в несовершении действий, которые требовалось совершить капитану корабля в конкретной ситуации в связи с тем, что на море или на ином водном пути люди терпят бедствие. Терпящими бедствие должны признаваться люди, оказавшиеся в воде, на борту тонущего корабля, в лодке, на плоту и т.п., которым реально угрожает смерть или оставление их без помощи.

Для состава преступления необязательно, чтобы неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие, привело к их гибели.

Ответственность капитана за неоказание помощи исключается, когда эта помощь была сопряжена с серьезной и реальной опасностью для своего судна (например, опасность взрыва, пожара) и находившихся на нем экипажа и пассажиров.

4. С субъективной стороны преступление совершается умышленно: лицо сознает необходимость оказания помощи людям, гибнущим на море или на ином водном пути, и возможность оказания этой помощи без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, но не оказывает этой помощи.

5. Субъектом преступления признается капитан судна или лицо, выполняющее его обязанности во время возникновения ситуации, требующей оказания помощи людям, терпящим бедствие.

Действия членов экипажа, не выполнивших требования капитана судна об оказании помощи людям, терпящим бедствие, могут быть квалифицированы по ст. 125 УК.

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к ст. 270 УК РФ

1. Основным объектом данного преступления является безопасность при эксплуатации водного транспорта. Дополнительным объектом являются жизнь и здоровье людей.

Потерпевшими являются терпящие бедствие люди, находящиеся в воде либо на борту тонущего судна или иного плавательного средства, если их жизни и здоровью угрожает серьезная опасность.

2. Субъект преступления — специальный, им является капитан судна.

Обязанность государств принимать меры к спасению людей на море (ином водном пути) является предметом регулирования ряда международных договоров (Конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море (23.09.1910); Протокол об изменении Конвенции для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море (27.05.1967); Конвенция для объединения некоторых правил относительно столкновения судов (23.10.1910); Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (01.11.1974, с изм. от 05.06.2009); Международная конвенция по поиску и спасанию на море (27.04.1979); Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (22.04.1968); Конвенция ООН по морскому праву (10.12.1982, с изм. от 23.07.1994)). С целью выполнения принятых международных обязательств в РФ приняты нормативные акты, регулирующие обязанность капитанов судов принимать меры к спасению людей на море и ответственность за неисполнение такой обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 62 КТМ капитан судна обязан, если он может это сделать без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем людей, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море. Аналогичная норма содержится в ч. 4 ст. 30 КВВТ.

3. Объективная сторона преступления заключается в бездействии.

4. Условием наступления ответственности является наличие реальной опасности гибели лиц, которым не была оказана помощь. При этом фактическое наступление такого исхода правового значения для ответственности капитана не имеет.

Ответственность капитана исключается, если оказание помощи могло повлечь серьезную опасность для своего судна, экипажа и пассажиров.

Угроза наступления только имущественного ущерба в расчет не принимается.

При оценке бездействия капитана должно рассматриваться наличие реальной возможности оказать помощь, напр. возможность прибытия к месту бедствия с учетом удаленности до него, технической исправности судна, капитан которого получил сигнал бедствия.

Отказ потерпевших от получения помощи исключает ответственность капитана.

Преступление является оконченным с момента уклонения от обязанности оказать помощь.

5. С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Виновное лицо осознает неисполнение им обязанности оказать помощь терпящим бедствие людям и желает этого.

Неоказание помощи иными лицами, кроме капитана, не образует состава преступления по ст. 270 УК РФ, но может указывать на преступление, предусмотренное ст. 125 УК РФ.

За аналогичное деяние осужден капитан судна РБТ Р., который 17.08.2011 в акватории р. Волги, допустив столкновение с маломерным судом, проследовал мимо, не оказав помощи Л. и У., оказавшимся в воде после столкновения, в условиях, угрожавших их жизни, при сильных ветре и волне, хотя имел возможность оказать помощь без серьезной опасности для своего судна и экипажа.

Читайте также: