Наука и власть доклад

Обновлено: 05.07.2024

Наука и власть Наука играет очень важную роль в жизнедеятельности общества. Поэтому она имеет прямое и серьезное отношение к власти. Власть – это многоликое явление. В широком смысле этого слова, власть – это способность, право или возможность одних людей оказывать решающее воздействие на поведение или деятельность других с помощью различных средств – права, авторитета, воли, принуждения, финансирования и т.д. с целью достижения собственных целей и реализации своих интересов. Наука имеет отношение, прежде всего, с государственной властью. Государственная власть – это организованная воля всего сообщества, направленная на достижение общих целей и поддержания стабильности общества. Государственная власть осуществляет свои властные функции с помощью государственно-правовых, финансовых и иных средств. При рассмотрении проблемы взаимоотношения науки и власти следует имеет в виду два вектора анализа: а) воздействие государственной власти на науку; б) влияние науки на власть (государственную политику).

В современном мире воздействие государства на науку осуществляется через инструменты научной политики. Под научной политикой понимается деятельность государственных учреждений по развитию, управлению, контролю, финансированию науки. В традиционном национальном государстве научная политика предполагает сформировавшуюся систему и институты принятия решений о стратегии развития научно-технического комплекса страны, а также действий по практической реализации этих решений. Государство выступает по отношению к науке в следующих основных функциях: как законодатель, устанавливающий правовые основы функционирования науки в обществе в целом, и конкретные нормы регулирования его научно-технического сегмента; как крупный заказчик и потребитель новой технологической продукции; как координатор совместной деятельности всех секторов науки, направленной на развитие научно-технического потенциала страны в целом, на повышение конкурентоспособности национальной науки на мировой арене; как политическая сила, определяющая отношение всего общества к проблемам науки и техники. Государственная политика проявляется, прежде всего, в выборе целей и приоритетов научно-исследовательской деятельности в соответствии с приоритетами развития государства.

ФОРМЫ ВЛАСТИ – смотрите конспект лекции.

Управление наукой распадается на ряд уровней. Если говорить о самом нижнем уровне, касающемся руководства сугубо научным поиском, профессиональных вопросов научного исследования, то здесь приоритет безусловно сохраняется за учеными. Никто лучше их самих не знает, что нужно предпринять в области чистых исследований. Но на более высоких этапах управления наукой роль ученых в определении политики науки ослабевает, и власть в науке все в большей мере переходит к государственным чиновникам. Функционирование разветвленного и глубоко укоренившегося в государственных структурах управленческого аппарата, курирующего развитие науки – характерная черта науки нашего времени. Создалась такая ситуация, что в компетенции ученых оказались лишь экспертные оценки формирования научной политики и рекомендации, а важнейшие решения принимаются правительственными кругами, выражающими волю господствующего класса и монополистических кругов. Ученые весьма обеспокоены углубляющейся тенденцией их отстранения от руководства наукой. Особенно остро переживаются научным сообществом два обстоятельства: забвение собственных интересов науки, деформация ее развития в сторону корпоративных интересов монополистических кругов и некомпетентность принимаемых решений.

Взаимозависимость социальной ответственности ученого и свободы .

. трагических уроков для осознания учеными, научными коллективами социальной ответственности перед обществом за результаты научных исследований. Следовательно, не все достижения науки могут быть приемлемы и общественно востребованы в современном мире. Научные достижения не должны .

Одной из важных и болезненных проблем взаимоотношения науки и власти является проблема свободы исследований. Эта свобода является одной из самых значимых ценностей современной цивилизации, утвердившаяся в таком высоком статусе в ходе институционализации науки. В то же время ограничение свободы научно-исследовательской деятельности осуществляется по ряду направлений. Многие исследовательские проекты объявляются закрытыми, а вырабатываемая в рамках этих проектов информация – секретной по двум главным основаниям. Первое – это информация связана с обеспечением безопасности страны, второе – информация представляет собой коммерческую тайну. Наши отечественные ученые чрезвычайно болезненно реагируют на попытки ограничения свободы исследований. Причина этого состоит в том, что в советское время развитие многих в высшей степени перспективных областей находилось в ведении Министерства обороны и ученые не имели права и возможности обеспечиваться информацией по этим проблемам. И это существенно тормозило развитие многих отраслей научного знания. Под давлением научного сообщества и при поддержке общественности в Конституции России 1993 года появилась норма, гарантирующая свободу научного поиска.

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

. Методологические основы исследования •Понятие о методологии науки. Задачи, функции и уровни методологии науки на примере педагогики. •Общие методологические принципы научного исследования. Частные методологические принципы психологопедагогического исследования. •Научные подходы к исследованию сложных хронотопологических .

От результатов научных исследований зависит и безопасность государства. Поэтому ученые с понимание относятся к ряду важных ограничений, как по распространению научной информации, так и по развитию исследований по тем или иным направлениям. Важно, чтобы эти ограничения носили принципиально необходимый характер, были минимизированы и не мешали развитию научно-исследовательского поиска. Второе направление взаимоотношения науки и власти связано с участием ученых в политической деятельности. Крупные ученые, как правило, редко занимаются политикой. Занятие политикой и проведение научных исследований – не совместимо. Та и другая сферы требуют концентрации человека, полной отдачи всего времени, всех сил и способностей. Политикой могут заниматься только чиновники от науки, которые не решают творческих проблем. Поэтому подлинные ученые сторонятся политики, стараются держаться на определенной дистанции от властных структур. Однако еще до Второй Мировой войны научное сообщество осознало, что позиция невмешательства в политику может оказаться контрпродуктивной. Тем более после Второй Мировой войны создание оружия массового уничтожения, и прежде всего атомного и водородного оружия, создало принципиально новые условия для человечества и потенциально содержит в себе угрозу его уничтожения.

Политическая психология

. к политике возраждается со становлением буржуазного общества. Основной предмет политической науки - политическая власть, реализуемая в политических системах и в других формах политической деятельности. 2. Психологизация политической жизни 3. Понятие политического сознания .

1) Психология как наука. Исторические этапы развития психологии

. в том числе экономической сферы на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Наука: усилилось развитие психологических наук, особенно отраслей профессиональной психология. Образование: университеты увеличили выпуск профессиональных . Психология в рамках философского и религиозного знания; античность и средневековье; Научная психология: Х1Х-ХХ1вв. Вопрос 4.1. Донаучная, житейская психология первобытного общества Табл.8. .

1 Роль науки в развитии общества.Научная деятельность, научные знания

. предвидеть будущие события и факты. 3 Научное исследование Формой осуществления и развития науки является научное исследование, т. е. изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния . необходимостью охраны здоровья людей и природной среды, воспитания подрастающего поколения. От развития науки зависит развитие техники, производства, орудий труда, а так же мастерства, знаний и .

Наконец О. Конт в середине ХГХ в. решительно высказался в пользу научной политики в деле регулирования общественными процессами. Об огромной значимости науки в политике говорили, и не только говорили, но и внесли конкретный вклад в разработку этого вопроса К Маркс и Ф. Энгельс. В конце XIX,- начале XX вв. возникает самостоятельная научная дис­циплина под названием политология (политическая наука).

Тенденции развития дошкольного образования

. 47, раздел I) - предшкольное образование заявлено одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации. Важным аспектом в работе является обеспечение доступности . принадлежности и состояния здоровья. Цель модернизации образования – создание механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения поставленной цели будут решаться следующие приоритетные, .

С одной стороны, власть была заинтересована в создании своих пролетар­ских научных кадров, способных обеспечить оборону и защиту страны. Отсюда мощное финансирование научных исследований и как следствие успешное раз­витие военной науки, крупные открытия в физике, математике и других науках. С другой стороны, в этот период наука как нигде ощущала волюнтаризм власти. Идеологизация, политизация науки достигла своего апогея. Науке навя­зывались направления исследований, которые противоречили логике ее разви­тия (существовала официальная наука и ученые близкие к власти).

25, Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором .

. человека, общества, государства;от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательному;внесли вклад в развитие логики вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ). 7. Софистика: - . единичного, но в них потенциально содержится и знание общего. Над опытом наука, над наукой философия и логика. Создал учение о логике: там - осн .

В своей деятельности по руководству сферой науки на макроуровне госу­дарство в лице Правительства РФ опирается на федеральный орган исполнитель­ной власти — Министерство образования и науки РФ, на Российскую Академию наук (РАН).

Следующий, второй, уровень управления наукой — собственно научное руководство, включающее в себя решение следующих вопросов: — разработка оперативных планов исследований, нахождение опти­мальных количественных структур научных коллективов (слишком ма­ленькое количество ученых, занятых в решении той или иной проблемы малопродуктивно и неэффективно, слишком большое количество при­ водит к неуправляемости научного коллектива).

На этот счет эксперты (участ­ники международного коллоквиума) приводят примеры противоположной практики, существующей в международной политике: например в США статус ученого может не способствовать удачной политической карьере. Продолжая далее разговор о тенденциях развития российской науки, отметим, что начиная с 1995 года, наметилась тенденция к сокращению темпов падения научного потенциала. В результате актуализировались вопросы о том, как выжить, как сохранить кадры, как не потерять темпы научного развития хотя бы в тех сферах, в которых накоплен значительный научный потенциал. При этом первоочередной задачей является сохранение научнык.щкол — основных носителей знаний, так как гибель научных школ приведет к очень серьезным социальным последствиям. В российской науке есть что сохранять, несмотря на негативные тенденции, существующие здесь, творческий потенциал ее огромен. На это в частности указывает такой показатель, как степень интегрирован­ное™ российских ученых в мировой научный процесс: 33,1 % статей участников проектов Российского фонда фундаментальных исследова­ний (РФФИ) опубликованы в зарубежных изданиях, что говорит об их соответствии высоким международным требованиям. По этому признаку области знания разделены на три группы. Физика и астрономия имеют показатель выше среднего: за рубежом опубликовано 47,7 % статей. В таких областях, как математика, механика, информатика, химия, биология, медицинская наука положение близко к среднему и при­мерно одинаково: 28,5; 29,9; 30,4 % соответственно. Для наук о Земле и о человеке, природе и обществе этот показатель наименьший: 24,3 и 12,3 %. Мировому сообществу доступны почти 70 % работ, напечатанных по проектам РФФИ. Таким образом, российские уче­ные продолжают влиять на мировую науку. В 1995 г. им принадлежало око­ло 4 % опубликованных в мире статей (в 5 раз меньше доли ученых США).

Наука и власть — Стр 2

Примеры похожих учебных работ

1. Культурология как наука; предмет и методы исследования; функции культурологии

. науки – выявление закономерностей развития культуры, отличающихся от законов природы и от законов материальной жизни человека и определяющих специфику культуры как самоценной сферы бытия. Современные культурологические исследования . политики и .

Читайте также: