Научные знания древней руси доклад

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Наряду с развитием художественной литературы в русском обществе

пробуждается и интерес к знаниям. На Руси о^ень рано обнаруживается

стремление понять и осмыслить место человека в системе мира

и место русского народа среди других народов. Наивные с современной

точки зрения ответы на эти вопросы стояли, однако, на уровне знаний

Система мира русским людям киевской поры (как и грекам

и болгарам) рисовалась в следующем виде. В центре вселенной поставлена

земля, над нею семь небес. На нижнем небе помещаются дожди,

снега, роса и т. п., управляемые приставленными к ним ангелами.

Солнце, луна и звезды находятся на четвертом небе. Седьмое небо —

Земля представлялась в виде неровной доски. Она состоит из частей:

Были известны некоторые астрономические числовые соотношения,

лежавшие в основе календаря, различались солнечный и лунный

годы, високосные годы («лето имать 365 дний и четверть, сия же четверть

При этом значительное место отводилось астрологии. В «Повести

грозы, пожары и другие стихийные бедствия. Под 1102 г. в той же

летописи говорится о значении необычайных явлений природы: «знаменья.

современная астрономия, датированы с большой точностью.

В памятниках литературы того времени проявляется оригинальная

творческая мысль. Наши летописцы работали каждый по-своему,

и нетрудно заметить, например, что составителю галицко-волынской

летописи было чуждо богословце византийского шаблона. Он явно

В произведении Кирика, дьякона и доместика (регента хора)

новгородского Антониева монастыря, «Учение им же ведати человеку

трезвый интерес к явлениям природы, сведения о которых записывались

обычно в прозаическом тоне. Кирик посвятил свой небольшой трактат

календарно-астрономическим расчетам без всякого выражения какого-

либо интереса к богословско-мистическим проблемам. В своих расчетах

Кирик пользовался между прочим геометрической прогрессией. Он обращался

быть в своей области знания он был не одинок.

Дошедшие до нас сведения о поездках русских людей в чужие страны

свидетельствуют о любознательности и наблюдательности русских

путешественников. В начале XII в. игумен Даниил из Черниговской

короле Болдуине I, т. е. после 1100 г., но не позднее 1113 г., когда умер

Святополк Изяславич. Даниил начинает свой рассказ с отъезда из

Царьграда. На корабле он добрался до Кипра, а оттуда переехал

в Палестину, где высадился в Яффе. В Палестине Даниил пробыл

более двух лет. Он ссылается и на других русских паломников, которые

вместе с ним были в Иерусалиме: «рускыи сынове, приключишася тогда

новогородци и кияне: Седеслав Иванковичь, Горослав Михалкович,

Говоря о р. Иордане, Даниил сравнивает ее с р. Сновыо («подобен

Палестины, Даниил не забывал, что он представитель Русской земли.

Замечателен рассказ о его переговорах с королем Болдуином.

вопроса о месте человека в мире, о влиянии природы на жизнь

Не меньше, чем тайны природы, интересовали русского писателя

и читателя вопросы общественной и политической жизни. В этом отношении

поистине замечательны наши летописи. Древнейшая из дошедших

списков, правда, не ранее XIV в. Ближе всех воспроизводят текст

Первый список получил название по имени монаха Лаврентия, который

списал его в 1377 г. при суздальском князе Дмитрии Константиновиче;

второй список XV в. назван Ипатьевским потому, что некогда хранился в

Ипатьевском монастыре в Костроме. В обоих списках «Повесть временных

«Се повести времяньных лет, откуду есть пошла руская земля,

представляет собой летописный свод, над созданием которого трудились

многие авторы в течение ряда десятилетий XI—начала XII в.

Наиболее законченная ее редакция, сохранившаяся в рукописи XIV в.,

относится, повидимому, к началу XII в.и сделана по заказу Владимира

Мономаха вскоре после вокняжения его в Киеве.

В этом труде использованы как русские письменные и устные

памятники (договоры с греками, предания, повести), так и некоторые

греческие (хроника Георгия Амартола, хронографы, жития святых и др.).

Таким образом, перед нами сложный труд, проникнутый идеологией

господствующего класса, имеющий длительную историю. Совершенно

понятно, что переделывался он согласно политическим требованиям

времени и отражал различные перемены в положении тех групп господствующего

класса, к которым принадлежали авторы или редакторы летописи.

Это и есть первый сохранившийся опыт написания истории нашей

страны. Проявление интереса к прошлому своей страны само по себе

чрезвычайно знаменательно, но еще важнее характер этого исторического

труда, приемы его написания и принципы, положенные

она начинается с библейского рассказа о том, как после потопа от

сыновей Ноя — Сима, Хама и Афета образовались новые народы. Далее

следуют краткие сведения о расселении славян, которых летописец

истории древней Руси, доведенной до второго десятилетия XII в.

Но летописец — не простой рассказчик отдельных фактов. Он — автор

цельного, систематически продуманного труда. У него есть своя теория,

положенная в основу его работы,— условие, без которого немыслим

никакой исторический труд.

Летописец интересуется вопросом о древнейшем внутреннем строе

славянского общества и говорит о родовом строе, предшествовавшем

государству; он выступает здесь как историк. Он дает также оценку

общественной жизни и быта других народов.

Возникновение государства летописец представляет себе в духе

своеобразной договорной теории. И здесь в еще большей степени следует

подчеркнуть теоретический характер объяснения образования

древнерусского государства. В рассказе о призвании князей нас интересует

не его легендарная основа, а трактовка летописцем политических

договора, заключение же договора объяснено потребностью в установлении

по известным нормам1.

Дальнейшее осмысление государственной власти у летописца идет

под воздействием церковного учения о божественном ее происхождении:

князь поставлен богом на казнь злым, а добрым на милование. Митрополит

Иларион, обращаясь к Ярославу, тоже напоминал ему о «богоуста-

в своем обращении к Владимиру Мономаху в начале XII в.

Святослава 1073 г. и в послании митрополита Никифора к Владимиру

Мономаху подчеркивается мысль о необходимости безусловного повиновения

власти даже тогда, когда она нарушает интересы церкви, так

находились в полном соответствии с политикой киевских князей в период

начавшегося раздробления государства и использовались в борьбе за

политическое единство Руси.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 534 материала в базе

Материал подходит для УМК

§ 12. Культура Древней Руси

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 04.12.2021 66
  • DOCX 71 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Балыбердин Юрий Георгиевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель исследования. На основе изученных источников и литературы по истории Киевской Руси проанализировать и систематизировать полученные знания об образовании, литературе и научных знаниях периода Киевской Руси.
Задачи 1.Изучить уровень развития образования во времена Киевской Руси
2. Изучить литературу и летописание в Киевской Руси
3. Ознакомиться с научными знаниями периода Киевской Руси

Содержание

Введение
Образование в Киевской Руси
Литература и летописание периода Киевской Руси
Научные знания Киевской Руси
Вывод
Список литературы

Работа состоит из 1 файл

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.docx

  1. Литература и летописание перио да Киевской Руси

Цель исследования. На основе изученных источников и литературы по истории Киевской Руси проанализировать и систематизировать полученные знания об образовании, литературе и научных знаниях периода Киевской Руси.

Задачи 1.Изучить уровень развития образования во времена Киевской Руси

2. Изучить литературу и летописание в Киевской Руси

3. Ознакомиться с научными знаниями периода Киевской Руси

Хронологические рамки охватывают период с X по XIII века.

В своей работе я использовала научный труд С. Бабишина Школа и образование в Древней Руси: IX — первая половина XII ст. — (К., 1973.) В нём рассматривается развитие образования в Киевской Руси, а так же открываемые в те времена школы. Эту книгу я использовала, как пример тогдашнего обучения русичей.

Есип И.М. История Украины – ДонНУ, Донецк (2011.). С этой работы мной был взят материал, рассказывающий о письменности и литературе времён Киевской Руси.

Заруба В.М., Васковський Р.Ю. ІсторіяУкраїни (з найдавнішихчасів до сьогодення): Навч. посібник. - Дніпропетровськ: Юрид. акад. М-вавнутр. справ: Ліра ЛТД, 2005. – 484 с.). Данный труд я использовала в своей работе для приведения примера существовавшей литературы того периода.

Издавна знали на Руси письменность и ценили грамотных людей. Ученые утверждают, что до принятия христианства князья Дир, Аскольд, Олег и Игорь, заключая международные договора, пользовались славянским языком и письменностью с использованием греческого алфавита. Распространялись также буквы, назывались они глаголицей. Введение христианства значительно ускорило развитие письменности и литературы на Руси. Еще в - годах IX века византийский император Михайло III отправил к славянам двух братьев-священников из Фесалоник Константина (в монашестве Кирилл) и Мефодия. Невзирая на преследование немецкого духовенства, заинтересованного в распространении латинского языка среди славян, братья проповедовали христианство в Моравии и других славянских землях старославянским языком. Они упорядочили славянский алфавит и перевели на церковнославянскую (староболгарскую) Евангелие. На начало ХI века на Руси использовались две системы письма кириллица, и глаголица — разработанная Кириллом, которая была менее популярна. Причем еще к ІХ веку местное население пользовалось азбукой с 27 букв, тогда как классическая кириллица насчитывает 43 буквы. Этой азбукой, несколько измененной позже, мы пользуемся и сегодня.

Образование в Киевской Руси

В Древней Руси система образования имела свои особенности. В киевский период произошло становление древнерусской народности и государственности, в качестве официальной религии принимается православие (988), что наложило свой отпечаток на воспитание и образование. Выбор веры в пользу православия определил и выбор характера образования. Византийское влияние способствовало расцвету школьного дела в Киевской Руси.

В 988 г. Киевская Русь приняла православие и князем Владимиром Святославовичем была открыта первая школа "учения книжного". Великий князь и его окружение были заинтересованы в распространении новой религии как идеологической основы формировавшегося государства. Владимир заботился о распространении образования, прежде всего среди господствующего сословия. Образование на первых порах насаждалось сверху, так как школа была явлением совершенно новым и воспринималась с опаской. Матери плакали по отданным в школу детям, "аки по мертвецам", не зная, что их ожидает. Однако определенные результаты не заставили себя ждать: к середине XI в. в Киеве уже появились начитанные, обладавшие довольно широкими знаниями знатные люди. Киевские и удельные князья были образованными людьми, знатоками истории, ловкими дипломатами. Им были известны произведения Гомера, Геродота, Аристотеля. Своей образованностью славился Ярослав Мудрый, его сыновья. Сын Ярослава, Всеволод, как отмечал Владимир Мономах в своем "Поучении", изучил пять иностранных языков. Была грамотна и Анна, дочь Ярослава, ставшая королевой Франции. Известны документы, подписанные ею: "Анна ръина" (Анна королева), в то же время ее супруг Генрих I ставил лишь крестик.Грамотными в княжеские времена были также чиновники, люди из среды духовенства, ремесленники и рядовые дружинники. О распространении грамотности среди демократических слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, найденные в Звенигороде и Бресте, Перемишле, Галичине, Остроге. Это письма, памятные записки, владельческие записи, учебные упражнения, написанные купцами, мещанами, боярами. Письмо, таким образом, использовалось не только в создании книг, государственных и юридических актов, но и в быту.

Начальное образование получали либо в семье, либо обучаясь индивидуально у грамотного лица. Церковь контролировала домашнее воспитание. Как правило, в богатые семьи в качестве домашних учителей приглашались священники.

Набор в школы, как свидетельствует летопись, осуществлялся принудительно, поскольку дело было новым, неизвестным и добровольцев было мало. А государство остро нуждалось в грамотных администраторах, дипломатах, способных поддерживать связки с Византией и другими странами.

Обучение грамоте начиналось с изучения азбуки. Ученики писали на покрытой воском дощечке с помощью писал – металлических или костяных стрежней с заострёнными концами и лопаткой в верхней части. Острым концом писали на берёзовой коре (бересте). В тогдашних школах также учили читать и считать, петь церковные песни (псалмы). Старшеклассникам преподавали философию, грамматику, риторику.

Существовала также и частная учеба. Феодосий Печерский получал образование в небольшом городе Курску, где он учился у “единственного учителя” — летописца Нестора.

Распространением грамотности в народе занимались люди, которых называли "мастерами грамоты". Обычно это были представители низшего духовенства дьячки или "мирские люди, для которых дело обучения грамоте стало их основной профессией. Обычно "мастера грамоты по договоренности с отцом или родственниками ребенка обучали его грамоте у себя дома или в семье ученика. Иногда у мастера обучалось одновременно несколько детей, и таким образом создавалась небольшая школа. Учили по азбуке, часослову, псалтыри, использовали и произведения устного народного творчества.

Во время своего правления Ярослав Мудрый открывал школы "учения книжного" не только в Киеве, но и в Новгороде. А к XIII в. школы существовали уже в Переяславле, Суздале, Владимире, Чернигове, Полоцке, Муроме, Турове, Ростове и в других городах. Вначале подобные училища создавались государством при княжеских дворах, но вскоре с упрочением церковной организации на Руси они постепенно переходили в ведение церкви. Это объяснялось двумя причинами: во-первых, освоение христианской книжности было необходимо, прежде всего, священникам — распространителям православной религии в стране, а во-вторых, обучение грамоте и обучение вере воспринималось как единый процесс. Об этом же свидетельствует содержание обучения в школах, где главным считалось усвоение книжной мудрости, отраженной в "изборниках" (хрестоматиях) того времени.

В отличие от школ Западной Европы, где все обучение велось на латинском языке, на Руси обучение грамоте происходило на церковнославянском языке, более близком к разговорной речи учащихся.

Распространение грамотности в Киевской Руси стало важным условием развития школы и образования.

Летописание и литература Киевской Руси

Первые произведения оригинальной древнерусской литературы, дошедшие до нас, относятся к середине XI столетия. Основные жанры литературы этого времени исторические: предание, сказание, повесть. Исторические жанры, опираясь в своем развитии на соответствующие жанры фольклора, вырабатывают специфические книжные формы повествования "по былинам сего времени". Ведущим жанром становится историческая повесть, основывающаяся на достоверном изображении событий. В зависимости от характера отражаемых в повестях событий они могут быть "воинскими", повестями о княжеских преступлениях и т. д. Каждый вид исторических повестей приобретает свои специфические стилистические особенности. Центральным героем исторических повестей и сказаний является князь-воин, защитник рубежей споен страны, строитель храмов, ревнитель просвещения, праведный судия своих подданных. Его антипод - князь-крамольник, нарушающий феодальный правопорядок подчинения пассата своему сюзерену, старшему в роде, ведущий кровопролитные междоусобные воины, стремящийся добыть себе власть силой. Повествование о добрых и злых деяниях князей опирается на свидетельства очевидцев, участников событий, устные предания, бытовавшие в дружинной среде. Исторические понести и сказания не допускают художественного вымысла н современном значении этого слова. Факты, изложенные и них, документированы, прикреплены к точным датам, соотнесены с другими событиями.

К фольклору того времени относятся: обрядовые песни, календарные песни, заговоры и заклинания, сказки, рассказы бытового и исторического характера, легенды, пословицы и поговорки, загадки, былины. Последние сохранились лишь на севере Руси, хотя рассказывают о событиях, которые будто бы происходили в Киеве. В Украине за годы татаро-монгольского рабства эта фольклорная традиция была утеряна.

Среди народного творчества, присущей периоду Киевской Руси, следует определитьдружинный эпос, в котором воспевались победы вождя-князя и его дружины.Былины дополняются новыми сюжетами о борьбе с половцами. Под ВладимиромКрасное Солнышко уже понимается Владимир Мономах. Немало сказок посвящено борьбе героев со злыми силами - Котигорошко, Вернигоры, Вирвидуба, КириллаКожемяки т.д.

Говоря о русской литературе киевского периода, мы должны рассматривать не только непосредственно художественную литературу, но и переходные виды, такие как дидактическая литература, и даже религиозные произведения, если они представляют художественную ценность. Библия в Киевской Руси, как и в средневековой Европе, являлась главным источником и религиозного и эстетического вдохновения. Влияние Библии на Руси было даже более значительным, чем на Западе, так как русские могли читать ее на языке близком к родному. С точки зрения развития литературы, воздействие Ветхого Завета оказалось более сильным, чем Нового. Русские того времени читали Ветхий Завет, преимущественно, в сокращенном варианте (Палея), составитель которого не отделял канонические тексты от апокрифов. Это, однако, делало книгу еще более привлекательной для читателя. Кроме Библии, в распоряжении читателей имелись переводы разнообразных произведений религиозной литературы и византийской литературы вообще. С точки зрения истории литературы, церковные гимны, жития святых и дидактические легенды разного рода были наиболее важными среди образцов византийской религиозной и полурелигиозной литературы, ставших доступными русским. В жанре дидактической церковной литературы и гимнографии одним из самых популярных авторов был епископ Кирилл Туровский. И в гимнах, и в своих поучениях он проявил незаурядное литературное мастерство, несмотря на его пренебрежение традиционной риторикой. В житийном жанре повесть неизвестного автора о страданиях Св. Бориса и Глеба, возможно, лучшая с точки зрения литературной техники.

1. Научные знания в Древнерусском государстве

Киевская Русь - своеобразный преемник многих научных
знаний, накопленных Византией. В пору своего
государственного становления Русь испытывала сильное
влияние соседней Византии, которая для своего времени была
одним из наиболее культурных государств мира. Византия для
Руси стала транслятором традиций античного мира.

Вопреки сложившимся стереотипам, письменность на Руси имела
дохристианскую историю. Об этом свидетельствуют многочисленные
источники и археологические находки. Исследователи относят
возникновение примитивного пиктографического письма к первой
половине I тысячелетия н.э. Это были, видимо, простейшие счетные
знаки в форме черточек и зарубок. Такое письмо было не пригодно для
записи сложных текстов, поэтому славяне стали использовать для записи
родной речи греческие буквы, но “без устроения”, т.е. не приспособив
греческий алфавит к особенностям фонетики славянских языков
(“протокириллица”).

Создание славянской азбуки
связывают с именами
Кирилла и Мефодия .
Пользуясь созданной
азбукой, братья выполнили
перевод с греческого языка
Священного Писания и ряда
богослужебных книг.

Русь заимствовала от византийского
духовенства систему счисления. Эта система
была крайне неудобной и затрудняла точные
математические расчеты. В 1134 году
Новгородский монах Кирик написал сочинение
о хронологических и пасхальных вычислениях,
где довел подразделения по пятеричной
системе до дроби 1/78125. Счисление в XII в.
распространилось до 10 000 000.

5. Школьное образование

Сразу же после введения христианства Владимир приказал отдавать “на
книжное учение” детей местной аристократии. Ярослав Мудрый создал
школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Обучение велось
на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского
вероучения и счету.
Существовали и школы высшего типа, готовившие к государственной и
церковной деятельности. Одна из них существовала при КиевоПечерском монастыре. Из нее вышли многие деятели древнерусской
культуры. В таких школах наряду с богословием изучались философия,
риторика, грамматика, использовалась античная литература.

Из книжного богатства Древней Руси до нас
дошла лишь его незначительная часть - всего
около 150 книг. Древнейшие из них “Остромирово евангелие”, написанное
дьяконом Григорием в 1057 г., и два
“Изборника” князя Святослава Ярославича
1073 и 1076 гг. (на фоне слайда) Изборник
призывает человека к чистоте помыслов,
совестливости, сочувствию, умеренности, к
добрым делам (кротости,милостыни), а также
непричастности к таким грехам, как хула,
клевета, зависть, татьба, любодейство,
пьянство, объедение.

7. ЗНАНИЯ ОБ УСТРОЙСТВЕ МИРА И ПРИРОДЕ

В XI–XIII вв. на Руси развиваются знания об устройстве
мира, окружающей природе, животных и растениях.
Этому способствовал перевод с греческого языка на
славянский естественно-научного сборника
"Физиолог", а также распространение "Христианской
топографии" Козьмы Индикоплова и "Шестоднева"
экзарха болгарского Иоанна.

8. СУДОСТРОЕНИЕ

Киевская Русь активно занималась судостроением. К началу
IX в. её суда совершали плавание не только по рекам, но и
вдоль берегов Черного моря, прозванного поэтому Русским.
Летописи свидетельствуют о многообразии судовых
конструкций Киевской Руси: морская ладья, вмещающая 40,
60, 100 человек, дубас, дубок, чёлн, галея, учан ,северный
ушкуй, имеющий своим прототипом струг, первое
упоминание о котором относится ко времени Ярослава
Мудрого.

9. Геология

История геологических знаний на Руси непосредственно связана с
возникновением и развитием ремесленного производства, во
многом зависевшего от добычи и разработки полезных
ископаемых. Так, еще докиевская металлургия основывалась на
местных сырьевых базах -болотной, озерной, дерновой и луговой
рудах . А еще более древнее гончарство и строительное дело,
стеклоделие нуждались в разработке различных сортов глины,
песка. Наиболее удобные глины для огнеупоров - пестрые
(буровато-желтоватого, охристого, серого, черного цветов)
находились в Полтавской, Черниговской и Харьковской областях.

10. Химия

Одновременно с изучением физических
свойств веществ человечество постигало
химические элементы на практике. Так,
древнерусскими мастерами использовались
такие разнообразные приемы в металлургии,
кузнечном и ювелирном деле, как
механическая и термическая обработка,
воронение, проковка, сварка, цементация,
отливка украшений и колоколов, травление,
золочение, пайка и др. Для приготовления
всевозможных красок и красителей, лекарств
и настоев, мазей и чернил требовалось
собрать, упорядочить и записать практический
опыт. Так, в операциях пайки в качестве
припая на Руси пользовались нашатырем,
жженым мылом, смолой.


Запись хозяйственно-технических математических сведений и расчетов с помощью десятичной алфавитной системы нумерации, сходной с греческой алфавитной системой. Числа от 1 до 9, десятки и сотни изображались посредством кириллицы – букв славянского алфавита. Эта нумерация, просуществовавшая несколько веков, стала вытесняться десятичной позиционной системой лишь к XVII в. Используется в наше время в церковных книгах.

Системы мер длины, сыпучих тел, поверхностей и денежных расчетов, сложившиеся к XI–XII вв.

Три основные древнерусские меры длины носят название частей тела. Меньшая мера — малая пядь, — расстояние между раздвинутыми большим и указательным пальцами, соответствует примерно19 см; большая пядь, — расстояние между большим пальцем и мизинцем, около 22–23 см. Локоть — расстояние от локтевого сочленения до концов вытянутых пальцев, соответствующее двум большим пядям. Сажень — расстояние от ступни до конца вытянутой вверх руки, (примерно 215 см) при росте человека 170–172 см. Для определения больших расстояний существовала верста, или поприще.

Меры поверхности находились в тесной связи с мерами сыпучих тел, прежде всего зерновых культур. В Киевском государстве и княжествах XIII–XV вв. главной мерой сыпучих тел служила кадь (примерно 14 пудов ржи). Основные дореволюционные меры поверхности — десятина и четверть появляются в XIII–XV вв., причем две четверти составляли десятину.

Весовой и одновременно денежной единицей в Киевском государстве была гривна. Серебряная русская гривна по весу соответствовала 409,5 г. Наиболее древними обозначениями понятия "деньги" в русском языке были слова "скот" и "куны", т. к. первыми мерилами ценности и платежными знаками при возникновении обмена были домашний скот и меховые шкурки лесных зверей ("куны" — куницы). Вплоть до XII в. шкурки куницы и белки или только их мордочки ("мордки") и отрезки шкурок ("резаны") продолжали служить монетой. Денежная или "кунная" система опиралась на систему металлических единиц, из которых основной была гривна. В XIV–XV вв. основной денежной единицей в Москве становится рубль — серебряный слиток весом в прежнюю полугривну (204,76 г).


Еще в домонгольской Руси замки изготавливались из железа и меди, что позволило им достаточно хорошо сохраниться до нашего времени. Замки были весьма сложны по устройству и продразделялись на врезные и висячие.

К XV в. применяли три типа замков: врезные замки-задвижки с поворотными ключами, висячие пружинные со стержневыми ключами сложного профиля, висячие с защелками, откидными дужками и поворотными ключами.

В XIV–XV вв. русские замки изготовлялись не только для сбыта внутри страны, но и продавались за границу, о чем свидетельствуют, например, инвентарные описи чешских монастырей того времени.


В Древней Руси для обработки почвы применялись мотыга, соха и рало. С распространением паровой системы вводятся пахотные орудия плужного типа, не только рыхлившие, но и переворачивавшие верхний почвенный слой. Для бороньбы использовались бороны с квадратными рамами и длинными зубьями, изготовлявшимися сначала из дерева, а позднее — из железа. Уборка урожая осуществлялась с помощью кос и серпов, причем серпами жали хлебные злаки женщины, а мужчины пользовались косами как при жатии, так и при покосах травы. Для уборочных работ применялись также грабли и вилы, для обмолота зерновых — цепы.

Введенные в X в. ручные жернова на протяжении нескольких столетий использовались как основные орудия для помола зерна; не позднее XIV в. в практику мукомольного дела вошли водяные и ветряные мельницы. Во второй половине XV в. они широко распространились по всей Руси. Обработка главной технической культуры — льна — осуществлялась с помощью деревянных гребней для расчесывания и веретен для прядения.


ЗНАНИЯ ОБ УСТРОЙСТВЕ МИРА И ПРИРОДЕ


В XI–XIII вв. на Руси развиваются знания об устройстве мира, окружающей природе, животных и растениях. Этому способствовал перевод с греческого языка на славянский естественно-научного сборника "Физиолог", а также распространение "Христианской топографии" Козьмы Индикоплова и "Шестоднева" экзарха болгарского Иоанна. Подробное изложение библейской истории сотворения мира заключала "Толковая палея", составленная в XI–XII вв. В "Изборнике Святослава 1073 г." содержатся астрономические, астрологические и календарные данные. В переведенной в XIII в. с греческого языка на славянский "Книге святых тайн Енохова" представлена картина мироздания, состоящего из семи небес, расположенных этажами одно над другим.


Продвижение и закрепление русских владений в середине XIII в. на Кольском полуострове создавало условия для дальнейших плаваний по Ледовитому океану. В 1316 и 1326 гг. были совершены крупные морские походы с участием многих судов в Халоголанд — пограничную северную область Норвегии на Скандинавском полуострове. Изучение и освоение Европейского участка северного морского пути из Белого моря на запад к границам Норвегии создавало предпосылки для дальнейшего развития ледового мореходства на Руси и для последующих географических открытий в Арктике.

Большую роль в изучении Арктики сыграло путешествие толмача (переводчика) великого князя Московского Григория Истомы, совершенное в 1496 г., к датскому королю. Сведения о Северном Ледовитом океане, рассказанные путешественником австрийскому послу при московском дворе С. Герберштейну, были опубликованы последним в знаменитой книге "Записки о московских делах", впервые изданной на русском языке в 1908 г.

Географические открытия XV в. на востоке связаны с походами за Урал воинского отряда князя Федора Курбского и Ивана Травина (1483) и в Сибирь дружины князя С. Ф. Курбского и Петра Ушакова (1499–1500).


ИССЛЕДОВАНИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ СИБИРИ


В XI–XV вв. развиваются географические знания о северо-востоке Европы, берегах Северного Ледовитого океана, а затем — о зауральских сибирских районах.

В первой половине XI в. ладожанам (жителям района Ладожского озера) уже был известен путь к низовьям Северной Двины, через Новгородское Заонежье, а также к побережью Кольского полуострова. Во второй половине XI в. новгородцы побывали в районах Северо-Восточной Европы, прилегающих к Уральскому хребту, а затем и в Зауралье, в так называемой Югре, области, населенной северными народами и расположенной по обоим склонам Урала и нижнему течению Оби, то есть частью в пределах Западной Сибири. Расширяя свои владения на восток, новгородцы совершали в XII–XIV вв. неоднократные походы на Югру за данью.

Движение на север и на восток шло одновременно по морю и суше. В последнем случае широко использовалась речная сеть. Многочисленные волоки, через которые протаскивались суда, способствовали переходу из одного речного бассейна к другому. Отряды русских первопроходцев, спускаясь вниз по течению северных рек, расширяли районы своих морских плаваний на запад и на восток по Белому, а затем Баренцову и Карскому морям.

Выдающийся математик XII в. Первым русским памятником математического содержания до настоящего времени считается сочинение Кирика (род. в 1100 г.) диакона и доместика Новгородского Антониева монастыря "Учение им же ведати человеку числа всех лет" (т. е. "Наставление, как человеку познать счисление лет"). Труд "числолюбца" Кирика, посвященный технике вычислений и церковной хронологии, является итогом усвоения и развития математических знаний на русской почве.


Летописи свидетельствуют о многообразии судовых конструкций Киевской Руси: морская ладья, вмещающая 40, 60, 100 человек, дубас, дубок, чёлн, галея (унаследованная от генуэзских колонистов, живших тогда на Днепре), учан (что значит "чан", большая кадка), северный ушкуй, имеющий своим прототипом струг, первое упоминание о котором относится ко времени Ярослава Мудрого. Располагаясь на пересечении торговых путей "из варяг в греки", Киевская Русь активно занималась судостроением. И уже к началу IX в. её суда совершали плавание не только по рекам, но и вдоль берегов Черного моря, прозванного поэтому Русским.


МЕХАНИЗМЫ ДЛЯ ПОДЪЕМА ТЯЖЕСТЕЙ


Блоки и полиспасты, вороты и рычажные подъемники были известны еще в X–XI вв. и применялись, в частности, при строительстве Софийского собора в Новгороде в середине XI в. Первое упоминание о рычажном механизме, поднимавшем и удерживавшем подвижную часть подъемного моста, относится к 1229 г.

При постройке в конце XV в. Успенского собора в Кремле итальянский мастер Аристотель Фьораванти применил специальное подъемное устройство для подачи строительных материалов на верхние ярусы сооружения. Главной частью механизма было большое ступальное колесо (топчак), приводимое в движение людьми. На его горизонтальный вал наматывался канат (ужище), пропущенный через верхние направляющие блоки (векши). К свободному концу каната прикреплялись короб или бадья для подъема груза.


Одной из наиболее важных отраслей химической ремесленной техники в Древней Руси являлось производство разнообразных красителей для крашения тканей и живописных работ. К краскам растительного происхождения относится красная краска — червень или черлен. Она добывалась из личинок насекомых, именуемых червецами и живущих на корнях некоторых растений (например, земляника). Личинки собирали в определенное время года, сушили и путем обработки горячей водой с добавлением уксуса изготовляли краску.

Помимо красной, применялись зеленые, синие, желтые и другие растительные краски, производившиеся из коры деревьев, стеблей пшеницы и ржи и из цветов. Самой распространенной краской являлось чернило, то есть черная краска, получавшаяся из растительных веществ, содержащих таниды.

Древнерусские ремесленники были знакомы и с применением минеральных, или земляных, красок. Их общее название — вапы — встречается уже в самой глубокой древности. Вапами назывались взвеси и пасты минеральных или органических продуктов в воде. Обычно применялись: вохра, т. е. охра (особая желтая или коричневая пережженая глина, содержащая окись железа), киноварь (сернистая ртуть), лавра (зеленая краска, иногда называвшаяся ярью, смешанная с белилами), бакан или синило (синяя минеральная краска), чернило (сажа), белило.

Наряду с природными минеральными красками вошли в употребление искусственно приготовленные краски, например ярь-медянка (уксуснокислая медь), киноварь, и растительные краски, например крутик, или деревцо, представляющая собой знаменитый краситель индиго.

В иконописании и книгописании широко применялись золото и серебро.


Начиная с X в. в Киеве развертывается широкое строительство деревянных и каменных церквей. Знаменитая Десятинная церковь, возведенная в конце X в., представляла собой огромный 25-ти купольный храм, общей площадью в 1 542,5 м2, богато украшенный мозаикой, фресковой росписью и мраморными резными парапетами. В этот же период в Новороде Великом был построен громадный деревянный Софийский собор (сгорел в 985 г.). В XI в. были сооружены каменные соборы в Киеве, Новгороде, Чернигове, Полоцке и других городах.

Материалами для постройки и отделки монументальных каменных сооружений служили тесанный известняк и кирпич ("плинфа"), а также черепица, изразцы и плитки. Жилые дома, мостовые и ограды были деревянными.

Церкви XII и XIII вв. были меньших размеров, чем храмы X–XI вв., и отличались более простыми архитектурными формами. Они имели квадратную форму и скромное внутреннее убранство. Примером может служить знаменитая церковь Спаса-Нередицы (1198 г.).

В период собирания русских земель (XIV в.) в Москве были сооружены белокаменные храмы, большое число каменных гражданских зданий, а в 1367 г. началось строительство каменных стен Московского Кремля. (В 1584 г. в Москве был учрежден Приказ каменных дел, ведавший заготовкой и производством различных материалов для строительства.)

ТЕХНИКА ВЫПЛАВКИ И ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ


Обработка железа была одной из важнейших отраслей ремесленного производства. Ею занимались кузнецы (ковали), оружейники, бронники, замочники и пр. Археологические раскопки подтверждают наличие крупных железоделательных мастерских, оснащенных кузнечными горнами, молотами, наковальнями, клещами, тиглями. В них изготовлялись сошники, серпы, косы, оковы лопат, ножи, гвозди, молотки, замки. Древнерусские кузнецы владели приемами механической и термической обработки железа. Это было важным при изготовлении предметов вооружения: шлемов, кольчуг, щитов, сабель, боевых топоров, стрел. Искусно изготовленное и богато украшенное оружие русских воинов высоко ценилось ратниками.

Мастера по обработке цветных металлов: котельники, серебряники, златокузнецы, чеканщики, эмальеры изготовляли различную хозяйственную утварь, предметы роскоши, украшения. Литейщики в совершенстве владели техникой литья по восковой модели. Уже в начале XIII в. для создания тонких полых изделий они применяли способ литья "на выплеск", заключавшийся в том, что в литейную форму сверху заливался расплавленный металл, небольшая часть которого застывала при сотрикосновении со стенками формы, а остальное выплескивалось через нижнее отверстие.


ЭМАЛЬ, ЧЕРНЬ И МОЗАИКА


Большое развитие в Древней Руси получили художественные ремесла. По качеству изготовления эмали, черни и мозаики ювелирных дел мастера уступали лишь византийской школе.

Эмалью, или финифтью, украшали золотые вещи: на поверхности металла делали углубления, замкнутые узоры, которые заполняли стекловидной массой того или иного цвета — так называемая выемчатая эмаль. Позднее стали делать перегородки из тонких полосок металла или проволок, крепившихся к основе. Ограниченное проволокой пространство заполнялось эмалевой массой — перегородчатая эмаль.

Финифтяное ремесло требовало применения большого количества чистых химических продуктов: окиси олова, окиси свинца, магнезии, разнообразных окрашивающих стекло минеральных добавок, в т. ч. окислов железа, меди, кобальта, мышьяка и др.

С финифтяным ремеслом теснейшим образом связано производство мусии, т. е. цветного стекла, мозаичными картинами из которого украшали древние храмы Киева, Новгорода, Пскова. Словом "мозаика" обозначали искусство составлять различные изображения и украшения из мелких кусочков мрамора разного цвета. Но так как мрамор не давал всех желаемых цветов, то художники стали делать мозаичные кусочки из стекла и финифти, позволявшие получать всевозможные цвета и оттенки.

Для украшения серебряных изделий использовалась чернь, создававшая резкий контраст черного фона и светлого серебряного узора. Если учесть, что состав довольно сложен: в него входят серебро, свинец, красная медь, сера, бура, поташ, соль, то станет ясно, что древнерусские серебреники были не только художниками, но и сведущими в области химических знаний мастерами.

Читайте также: