Народы саратовской области и их традиции доклад

Обновлено: 07.05.2024

2 Русский свадебный обряд является одним из важнейших семейных обрядов.семейныхобрядов Свадебный обряд состоит из множества элементов, среди них: обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников.песниневесты

3 Сватали обычно родственники жениха отец, брат и т. д., реже мать, хотя сватом мог быть и не родственник. Сватовству предшествовала определённая договорённость родителей жениха и невесты. Часто сват не прямо говорил о цели своего прихода, а произносил некоторый обрядовый текст. В такой же манере отвечали ему родители невесты. НАПРИМЕР: -У вас есть цветочек, а у нас есть садочек. Вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек? Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться. Сват же должен был их уговаривать. После сватовства родители давали свату ответ. Согласие девушки не требовалось.

7 Невеста с помощью подруг должна была приготовить к свадьбе большое количество приданого. В основном в приданое шли вещи, сделанные невестой собственными руками ранее. В приданое обычно входила постель (перина, подушка, одеяло) и дары жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца.

9 В первый день свадьбы происходит следующее: приезд жениха, отъезд к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир.

11 После венчания невеста никогда не причитает. С этого момента начинается радостная и весёлая часть обряда. Далее молодые отправляются за подарками в дом невесты. Затем жених привозит невесту к себе в дом. Там уже должно быть готово обильное угощение для гостей. Начинается свадебный пир.свадебный пир Во время пира поют величальные песни. Кроме жениха и невесты, величали родителей и дружку. Пир мог длиться два или три дня. На второй день обязательно перемещение всех в дом невесты, пир продолжается там. Если пируют три дня, на третий снова возвращаются к жениху. После венчания невеста никогда не причитает. С этого момента начинается радостная и весёлая часть обряда. Далее молодые отправляются за подарками в дом невесты. Затем жених привозит невесту к себе в дом. Там уже должно быть готово обильное угощение для гостей. Начинается свадебный пир.свадебный пир Во время пира поют величальные песни. Кроме жениха и невесты, величали родителей и дружку. Пир мог длиться два или три дня. На второй день обязательно перемещение всех в дом невесты, пир продолжается там. Если пируют три дня, на третий снова возвращаются к жениху.

Этноотпуск на 2 дня

Составляют 85,30 % населения Саратовской области.

В XIX веке под давлением этнонимом русские, обозначали все три ветви восточных славян, и лишь после 1917 года — только великорусов (великороссов).

Саратовское Поволжье вошло в состав Российского государства в конце XVI века. С основанием Саратова в 1590 году здесь появляется постоянное местное русское население. До этого территория Саратовского Поволжья была зоной расселения ногайцев, кочевого народа, сформированного на осколках Золотой Орды. Тем менее обширное заселения края русским населением, а также украинцами, мордвой, чувашами и другими началось только в XVIII веке.

В то время как по правую сторону Волги бродили разбойники, на луговой стороне, в столь же диких степях обитали кочующие киргиз-кайсаки и калмыки, которые хотя и числились русскими подданными, но также беспрепятственно, из-за нехватки сил у государства, разоряли и грабили все, что попадало под руку.

Обширная колонизация Саратовского края в ХVIII-XIX веках русским народом проходила благодаря вольным крестьянским переселенцам, спасавшихся от перенаселения в своих общинах, и правительству, раздававшим здесь земли дворянам, которые в свою очередь переселяли сюда своих крестьян из других владений. Таким образом, в созданной в этот период Саратовской губернии сформировалась тенденция: в Правобережье русские крестьяне были преимущественно крепостными, а в степном Заволжье - государственными.

Карта Саратовской губернии,
1843 г.

Русский народ является самым многочисленным в Саратовской области, поэтому доля русских везде очень велика, но выше всего она в городах Правобережья: от 97,1% в Ртищеве до 89,7% в Хвалынске по данным 2010 года.

В областном центре русские составляют 91,6% населения, 34,6% (38% в 2002 г.) всех русских, проживающих в области, сконцентрированы в Саратове. В Левобережье доля русских в городах ниже – максимальна она в Балаково (93,0%), минимальна в Новоузенске (80,6%). Во всех городах области доля русских по последним переписям только растет. Это связано как с миграцией, так и ассимиляцией, которые в городах проходят более интенсивно. Русских можно назвать городскими жителями: 77,2% русских – это горожане.

Народные традиции и обычаи русского народа своими корнями в эпоху Древнерусского государства, когда, несмотря на принятие христианства, многие языческие обряды и приметы органичным образом вливались в новую культуру. Большое количество обрядов и традиций русских связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянских племён, живших на территории Киевской Руси. Так как этнический состав населения был очень разнородным, русская музыка включала в себя, кроме славянских, также финно-угорские, тюркские и другие мотивы. Многие виды дошедших до нашего времени песен имеют языческие корни, иногда с влиянием христианской обрядности.

Среди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на музыкальные инструменты в храме). Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространены: струнные инструменты (гудок, гусли), духовые инструменты (дудка, жалейка/рожок, кувиклы). В летописях упоминаются: военные трубы, охотничьи рога, бубны.

В эпоху Средневековья скоморохи – исполнители народной музыки подвергались преследованиям, а музыкальные инструменты уничтожались, поэтому оригинальные русские музыкальные инструменты до современности почти не дошли. Такие инструменты, иногда ассоциирующиеся с русской музыкой, как балалайка, мандолина, гитара, баян (гармонь), являются инструментами западноевропейского происхождения, и распространились в России сравнительно поздно (XIX-XX века).

Всем известна покоряющая сила русских народных песен. Они обладают свойством не только проникать глубоко в душу, но и вызывать сопереживание.

Исторические народные песни ценны тем, что в них нашли отражение реальные события прошлых лет. Передаваясь из поколения в поколение без значительных изменений, они на протяжении многих веков сохраняли сюжеты и героев, формы и выразительные средства.

Тематика исторических песен разнообразна и многогранна: войны, походы, народные восстания, случаи из жизни царей, государственных деятелей, предводителей бунтов. По ним можно судить об отношении народа к происходящему, о его приоритетах и моральных ценностях.

Отличительная особенность русского национального костюма — большое количество верхней одежды, накидной и распашной. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.

Сорочки заправлялись в сапоги или онучи при лаптях. В верхнюю часть продевается поясок-гашник (отсюда загашник — сумочка за поясом), шнур или веревка для подвязывания.

Два основных вида русского женского костюма — сарафанный (северный) и понёвный (южный) комплексы. Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или телогреями и шубами. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными.

Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались ещё платком, а при выезде из дома они надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.

Природные особенности мест проживания — обширные леса и долгие зимы — обусловили многие характерные особенности традиционной русской кухни: разнообразие горячих супов и каш, квашений, мочений и солений, грибных блюд и дичи на русском столе. Центральная роль печи в русской избе предопределила важную роль для домашнего хлеба (кислого ржаного), пирогов и пирожков, томлёных, тушёных, варёных и печёных блюд; в традиционной кухне, в отличие от современной, практически не встречался такой приём как жарка.

Основу питания большинства населения (крестьян) составляли зерновые и овощи, из которых готовились соленья, супы, каши и хлебобулочные изделия. Из ржаной, гороховой, и овсяной муки готовили кисели, причём сладкие (современные) кисели появились лишь позднее с приходом в русскую кухню картофельного крахмала.

Традиционным являлось разнообразие супов, среди которых наиболее известными являются щи, борщ, рассольник, солянка, калья, уха, ботвинья и окрошка.

Традиционной русской приправой и молочным продуктом является сметана, которой заправляют супы и салаты. Другим русским молочным продуктом является творог, из которого готовятся сырники.

Большое влияние на кухню оказала религия, так как более половины дней в году были постными, когда определённые категории продуктов были запрещены. Именно поэтому в русской национальной кухне преобладают грибные и рыбные блюда, кушанья из зерна, овощей, лесных ягод и трав. Овощи едят не только в сыром виде, но и варёными, пареными, печёными, квашеными, солёными, мочёными и маринованными.

Разнообразные виды каши базировалось на многообразии зерновых культур, растущих в России. Причём из каждого вида зерна делалось несколько сортов круп — от целых до дроблёных различными способами.

Рыбу готовили на пару, варили, жарили, тушили, запекали, фаршировали её различными начинками (например, из каши или грибов). Делали из неё тельное и заливное, ели её солёной, вяленой, сушёной, квашеной. Подавалась рыба и в первых блюдах: рассольниках, ухе, солянках, (селянках). Рыбу ели печёную. Икра всегда считалась особым лакомством, особенно свежая зернистая из осетра и белорыбицы. Икру употребляли не только просоленную, но и варенную в уксусе и маковом (миндальном) молоке.

Разрешенное к употреблению мясо делилось на дичину (добытое на охоте) и убоину (мясо домашнего скота и птицы). Мясо на Руси ели варёным или печёным. Варёное мясо подавалось в первых блюдах: щах, в ухе, рассолах или под взварами (соусами), запекали в печи. Принято было употреблять свинину, баранину, говядину и птицу (кур, уток, гусей). В русской кухне используются различные виды мяса домашних животных таких как свинина, говядина, баранина, домашняя птица, а также дичь (кабанина, лосятина, дикая утка, заяц). Широко распространены в русской кухне как блюда из измельченного мяса и мясных субпродуктов — различные разновидности котлет, биточков, колбас (например: пожарские котлеты, говядина по-строгановски, говяжьи рубцы, жареная печень), так и мясные блюда приготовленные из целого животного или его части (например: буженина, гусь фаршированный, бараний бок с кашей).

Из десертов известны сладкие мучные изделия: калачи, пряники, также варенья и мёд. Традиционным десертом русской кухни являются печёные яблоки и другие печёные фрукты и ягоды.

Историческими национальными напитками можно назвать сбитень, квасы (к XV веку на Руси существовало более 500 сортов кваса), меда, морсы.

Саратовская область является частью Приволжского федерального округа. Столица региона – город Саратов. Численность населения на 2021 год составляет 2 395 111 человек.

Древняя многовековая история этих земель свидетельствует о проживании на них многочисленных этносов.

Национальный состав Саратовской области

По результатам переписи населения 2010 года в области проживают русские – около 85.30%, казахи – 3.01%, татары – 2.10%, украинцы – 1.66%, армяне – 0.95%, чуваши – 0.49%, мордва – 0.43%, белорусы – 0.34%, немцы – 0.30%, башкиры – 0.14%, цыгане – 0.13%, молдаване – 0.12% и другие народы.

Русские

Территории современной Саратовской области вошли в состав Российского государства только в конце 16 века. В 1590 году был основан город Саратов. С этого времени русское население стало обосновываться на этих землях для постоянного проживания. Но основное заселение территорий русскими и другими народами, началось только в конце 18 века.

Русский народ является самым многочисленным на территории области. По данным последних переписей наблюдается тенденция к увеличению доли русского населения из-за миграции с других регионов и из-за ассимиляции. 72.2 % русского населения горожане.

Казахи

В конце 18 века в Казахской степи возникли распри между султанами. Один из сыновей хана – Букей, понял, что не сможет достичь титула государя и попросил разрешения властей позволить ему перекочевать со своими людьми на территорию степей между Волгой и Уралом. В 1801 году было получено разрешение императора Павла Первого. Вместе с Букеем в Приволжские степи перекочевали казахи – около 31 108 человек. С того времени казахи кочевали на этих землях.

По результатам переписи 1926 года в Саратовской губернии зафиксировали 4 876 казахов. Кроме того в АССР Немцев Поволжья 1351 человек, большая часть территории которой в настоящее время относится к территории Саратовской области.

В 1932 – 1933 годах во время голода в Казахстане, началось переселение народа на приграничные территории. В то время численность казахов на территории современной Саратовской области увеличилась примерно в 5 раз.

С началом Великой Отечественной войны была ликвидирована АССР Немцев Поволжья. Немцы были выселены, а в районы их проживания переселены казахи, которые обосновались ранее в Центрально – Европейской части России. Помимо этого в Саратовскую область было отправлено более 30 000 казахов в составе трудовой армии.

Казахи относят себя к коренному населению. Есть тенденция к увеличению процента казахского населения, так как семьи у них как правило многодетные. Большинство казахов живут в сельской местности – 79%.

Казахская культура формировалась веками из нелегкого образа жизни кочевого народа и суровых красот степей. Казахская культура это и щедро накрытая трапеза и войлочные изделия, головные уборы с узорами, и нарядные юрты, и конные игры, состязания и искусство красноречия.

Татары

Территория Саратовской области – регион, где издревле расселялись тюркские народы. Татары являются коренным народом Поволжья. В свое время ее земли входили в состав Тюргского и Хазарского каганатов, Золотой орды, Ногайской Орды. В 13 – 15 веках на территории Среднего и Нижнего Поволжья существовали множество татарских поселений. В 16 веке после присоединения к Российскому государству татарские мурзы и крестьяне приняли активное участие в колонизации Поволжья.

Некоторые татары принимали православие, ассимилировались с русским населением. Многие татары ради сохранения веры убегали в леса, становились беглыми. Они селились по берегам рек, жили скрытно, компактно, сохраняя веру, язык и культуру. Представители военной аристократии переходили на службу Русскому Государю.

В настоящее время на территории области проживает татар около 52 000 человек. Татарские дворы внешне отличаются от других. Двор как правило без посадок, заасфальтирован, крыт навесом, имеет постройки для скота.Небольшой огород выносят вперед перед забором. Забор высокий и глухой.

Основные татарские общественные организации сосредоточены в Саратове. Имеется татарская гимназия и детский сад, в некоторых школах ведется изучение татарского языка. В культуре татар объединены традиции нескольких народов: тюрков, булгар, татаро-монгольского войска. В татарской кухне всегда имели место традиции ислама. Любое татарское застолье начинается с чая.

Украинцы

Первые переселения малороссов на Саратовские земли начались в конце 17 века, тогда это были точечные переселения. Последующие более значительные переселения относились ко времени правления Петра Великого. По приказу царя была построена Царицинская сторожевая линия. К строительству были привлечены казаки из запорожского войска, а также казачьи полки Слободские и Ахтырские.


Казакам предоставляли льготы, послабления и постепенно они начали селиться вдоль Царицинской сторожевой линии, а после и на Саратовских землях. В 1636 – 1638 годах Полтавские крестьяне стали обосновываться на юго-западе современной Саратовской области.

В 1747 году начались соляные промыслы на озере Эльтон. Солевозы – чумаки из Малороссии приехали сюда на своих волах. Им были предоставлены настолько выгодные условия, что они фактически монополизировали добычу соли. Это были предприимчивые ловкие, умеющие работать и торговать люди. Они стали основателями около 100 сел и слобод. В 1850-х годах солевозный тракт был закрыт и малороссы стали заниматься хлебопашеством.

Украинские переселенцы старались жить обособленно от других народов, сохраняя свои национальные нравы и культуру. К концу 19 века в отдельных волостях Саратовской губернии существовали поселения, которые на 100% населяли украинцы. Хаты их были просторные и чистые. Их язык, особенности жилища, приготовления пищи без изменений передавались из поколения в поколение.

По данным 2010 года на территории Саратовской области проживает примерно 41 942 украинца.

Около 30% населения имеют украинские фамилии и украинские корни.

Армяне

Поволжье явилось одним из направлений миграции армян. Армянские купцы появились в этих местах еще в раннем средневековье. Они торговали шелком и коврами.

После разорения Армении тюрками – сельджуками в 11 веке, увеличилось число армянского населения на данных территориях.

В 13 веке в Закавказье появились монголы и армяне начали переселяться в Нижние Поволжье.

Археологические исследования подтверждают, что на территориях Золотой Орды постоянно проживали армяне. Письменные источники утверждают, что армяне занимались строительством, были ювелирами, ткачами, кузнецами, сапожниками, портными, красильщиками, виноделами, садоводами. Торговали солью, рыбой, хлебом, рабами. Данный этнос активно осваивал Золотоордынские территории от Болгара до Сарая. В этих городах армяне имели собственные кварталы и храмы.

Переход Поволжья в состав Российского государства повлек перспективы стабильного развития региона и закреплению армян на данной территории, а также переселению других армянских групп из Закавказья и Урала.

В годы Первой мировой войны в Саратовскую губернию хлынул поток беженцев, спасающихся от геноцида в Османской империи.

В начале 20 века постепенно сформировалась армянская община.

Армянский народ богат культурой и традициями, среди них главные свадебные традиции, традиции виноделия. Про обычай гостеприимства армян известно во всем мире.

По данным переписи 2010 года на территории Саратовской области проживает 23 841 человек армянского происхождения.

Чуваши

Чуваши – один из коренных народов Поволжья. Чуваши вместе с казанскими татарами являются потомками жителей Волжской Булгарии и наследователями их культуры. В основу их языка лег тюркский язык алтайской языковой семьи.

Христианизация чувашей началась с момента вхождения территории в состав Российского государства. Проводилась насильно и шла очень медленно. Что привело к возникновению смешанной православно – языческой обрядности.

Формирование чувашского этноса веками проходило под взаимовлиянием с другими народами, языками, традициями. Это наложило отпечаток на культуру и придало открытость национальному характеру. Их культура красива и интересна, есть своя древняя мифология. Национальные костюмы насчитывают десятки вариаций по крою и цвету. Чуваши берегут обычаи и традиции предков. Как и в древности проводят старинные праздники и обряды.В древности и сегодня основные занятия чувашей ремесленничество, земледелие, животноводство, пчеловодство.

По данным 2010 года в Саратовской области проживает примерно 12 261 человек чувашской национальности.

Расселены больше в северной части области. Горожане, в основном, проживают в Саратове. Большая часть чувашей живет в сельской местности.

Мордва

Первое письменное упоминание о мордве относится к 6-му веку. Средневековая мордва описана в русских, западных и восточных источниках. В эпоху Золотой орды – 13 – 15 веках, мордва также была расселена на территориях Нижнего Поволжья, об этом говорят и археологические и письменные источники.

В 17 – 18 веках, в период колонизации данных территорий мордовских народ селился в Кузнецком, Петровском, Вольском, Хвалынском, Балашовском и Саратовском уездах. Поэтому, Нижнее Поволжье является традиционным регионом расселения мордвы.

Мордва – христиане, сохранившие и свои старинные обряды.

Основным занятием мордвы в древности было земледелие и животноводство, рыболовство и охота. Мордва часто селилась по берегам маленьких речек и оврагов. Избы строили с двускатными и шатровыми крышами, которые крылись железом либо соломой. Избы ставились так, чтобы на улицу выходили узкой стороной, выступая за линию ворот. Основные блюда готовили из рыбы, мяса и круп. Национальным мясом была зайчатина. Солили и квасили грибы. Из лесных ягод – черемухи, калины – пекли пироги. Множество обрядовых блюд включают в себя мед.

На территории Саратовской области в 2010 году зафиксировано примерно 10 917 человек, считающих себя мордвой.

Белорусы

Этноним белорусы окончательно был принят в России в 17-18 веке.

Белорусы это восточнославянский народ, говорящий на языке восточной подгруппы славянской группы индоевропейской языковой семьи. В 1796 году после раздела Польши, Екатерина Великая, на обретенных землях, велела учредить Белорусскую губернию.


Основным занятием белорусов, так же как и русских, было земледелие. Более мягкий климат в отличии от средней полосы России способствовал развитию этого дела. Например картофель прижился в Белоруссии еще в 18 веке. Это отразилось в национальной кухне с множеством блюд из картошки, в том числе любимыми многими драниками.

Одежды белорусов была как правило белой домотканой. Она вышивалась красной нитью, обычно геометрическим узором.

Во время Великой Отечественной войны в Саратовскую область было эвакуировано детское и взрослое население из Белоруссии. Более 1 миллиона белорусских детей стали воспитанниками детских домов Хвалынска и Саратова. Случалось что дети добирались до Саратова самостоятельно, и даже будучи раненными. Особенно много групп детей было из Минска. В 1944 году большинство детей вернулось на родину. Те же кто не вернулся остались учиться в училищах Саратовской области.

По данным 2010 года на территории современной Саратовской области проживает около 8 489 человек белорусского этноса.

Немцы

Немцы Поволжья – это прибывшие на проживание, по приглашению Екатерины Великой, колонисты из Немецких государств. В России переселенцам было гарантировано освобождение от налогов и получение беспроцентной ссуды сроком на 10 лет для строительства жилья и обустройства на новых землях. Также было разрешено полное самоуправление в созданных колониях. Для проживания немцев были определены земли Поволжья. В саратовском Поволжье было образовано 105 колоний. Основной целью приглашения колонистов было развитие земледелия и освоение земель.

Благосостояние колоний постепенно улучшалось, появилась своя промышленность. Развивалось производство муки, масла, ткани, кожи.

Также важнейшей льготой для колонистов было разрешение сохранения собственной веры. Все колонисты были католиками или лютеранами.

В 20 веке жизнь немецких колонистов изменилась не в лучшую сторону. Коллективизация немецких поселений, выполнение завышенных государственных планов по продовольствию, привели к голоду. В 1931 – в 1933 годах тысячи людей умирали от голода. Трагические события носили политический характер.

Во время Великой Отечественной войны Автономная Республика немцев Поволжья была ликвидирована. Немецкие жители депортированы в Сибирь, Среднюю Азию, Казахстан. После окончания войны им не разрешали возвращаться назад. Только в конце 1980-х годов небольшое количество немцев вернулось на эти земли. Но с этого времени началась эмиграция немецкого населения России в Германию и продолжается по настоящее время. По данным 2010 года, на территории саратовского Поволжья проживает примерно 7 579 немцев.

Башкиры

Башкиры – коренное население саратовской области. По данным 2010 на территории области было зафиксировано 3 489 человек башкирской национальности.

Башкирский народ не раз терпел лишения и гнет как со стороны Золотой Орды, так и Астраханского царства и Ногайской Орды. С 1744 года территории проживания башкир начали распределяться между Оренбургской и Саратовской губернией, с 1850 года и Самарской губернией.

В 1865 году была отменена кантонная система и башкиры перешли из военного в гражданское сословие. Башкиры были уравнены с другими крестьянами. В вотчину им были переданы земли.

Большинство ученых, занимающихся башкирами Поволжья, считают их поздними пришельцами на эти территории. В 1798 году они начали селиться в бассейнах рек Иргиз, Каралык, Камелик. Другие авторы утверждают, что башкиры жили издавна на левом берегу Волги.

Башкиры вели полукочевой образ жизни до конца 19 века. Зиму проводили в деревнях, а с началом весны отправлялись на летовку. До выезда успевали засеять яровые культуры. Летом жили на пастбищах в войлочных кибитках. Занимались скотоводством – разведением лошадей и овец. Осенью башкиры пили мед, летом кумыс, а зимой кирпичный чай с солью и молоком. Со временем башкиры стали вести оседлый образ жизни, жить в глинобитных хижинах или деревянных срубах. Башкиры – мусульмане. В семьях заложен патриархальный уклад. Бешбармак – одно из традиционных блюд башкирской кухни, любимое многими.

Цыгане

В 1971 году в Лондоне состоялся Конгресс цыган, на который съехались представители цыганской нации из 30-ти государств. Цыгане были признаны единой нетерриториальной нацией, был принят их флаг и гимн. Основной целью конгресса было сохранение уникальной цыганской культуры. С того времени 8 апреля считается международным днем цыган.

Цыганская культура включает цыганские хоры, песни и пляски, цыганские романсы на эстраде.

Попытки перевести цыган на оседлую жизнь и социализировать принесли незначительные результаты на территории нашего государства.

Опыт европейских стран таких как Франция и Латвия по интеграции цыган в современное общество также был неудачным.

Исследователи данного этноса утверждают, в Саратовской области проживают четыре группы цыганской народности: котляры, люли, влахи,русские цыгане.

Основные таборы расположились в Анисовке Энгельского района и в Дубках Саратовского района. Котляры ведут по большей части оседлый образ жизни, влахи приезжают в область сезонно.


По данным статистики 2010 года 3 350 цыган проживает на территории региона.

Молдаване

Молдаване как народность сформировались в 14-16 веках на территории средневекового княжества Молдавского. В настоящее время это территории Молдавии и Западной Молдовы. В 16 веке Молдавия была завоевана Османской империей. В конце 18 века левый берег Днестра, а позднее, и земли междуречья Прута и Днестра были отвоеваны и присоединены к Российскому государству.

Литературный молдавский язык начал формироваться в 17 веке. По вероисповеданию большинство молдаван православные.

Основные промыслы молдаван – животноводство, с 19 века земледелие, садоводство, выращивание винограда, рыбалка, охота. Среди ремесел – гончарное дело, ткачество, ковроделие, работа с камнем, деревом, кожей.

Начавшаяся в СССР коллективизация не была радостно встречена молдаванами, успешно работающими на своей земле. Карательной мерой была депортация части населения. В 1944 – 1948 годах во внутренние области СССР были депортированы порядка 50 000 жителей. Эти меры не ускорили коллективизацию. В июне 1949 было организовано выселение граждан Молдавии на вечно в Западную Сибирь и Казахстан. Депортации подверглись больше 40 000 жителей, в основном, крестьян.

Фольклорное наследие молдаван богато обрядовой поэзией, сказками, героическим эпосом, пословицами, поговорками, народными песнями.

В традиционной молдавской кухне значительное место занимают блюда из кукурузной муки, молока и овощей.

В Саратовской области по данным 2010 года проживает примерно 3037 молдаван.

Вспомним 1 На какие две части делится Саратовская область? В какой части обла.
О чём пойдёт речь сегодня на уроке? далее
ТРАДИЦИИ РУССКИЕ колядки
ТРАДИЦИИ ТАТАРСКИЕ Основная свадьба у татар-мусульман проводилась в доме неве.
ТРАДИЦИИ РУССКИЕ Крещение (19 января) Считается, что в ночь на Крещение во вс.
ТРАДИЦИИ РУССКИЕ Святки
ТРАДИЦИИ РУССКИЕ Святочные гадания В сем всегда хочется хоть немножко загляну.
КАЗАХИ Всероссийская перепись населения 2002 года показала, что казахи стали .
О чём мы говорили сегодня на уроке? Какие традиции русского народа вы знаете.
ТАТАРЫ Татары компактно проживают в Базарно-Карабулакском, Дергачёвском, Ершо.
http://allforchildren.ru/pictures/showimg/school3/school0325jpg.htm - картинк.
РУССКИЕ Основное население России (свыше 120 млн. чел.). В области – 2 293 12.











О чём пойдёт речь сегодня на уроке? далее

О чём пойдёт речь сегодня на уроке? далее

ТРАДИЦИИ РУССКИЕ колядки

ТРАДИЦИИ РУССКИЕ колядки

ТРАДИЦИИ ТАТАРСКИЕ Основная свадьба у татар-мусульман проводилась в доме неве.

ТРАДИЦИИ ТАТАРСКИЕ Основная свадьба у татар-мусульман проводилась в доме невесты. Главными среди приглашенных были родители жениха. Они везли с собой калым и угощение, перечень которого был довольно устойчив. Это - пара гусей, два-четыре и более пышных хлебов - калач, определенное количество тонких сдобных лепешек, сладкие пироги и специальное свадебное лакомство. Вместе с ними приезжали две-три пары -близкие родственники жениха. Свадьба

ТРАДИЦИИ РУССКИЕ Святки

ТРАДИЦИИ РУССКИЕ Святки

ТРАДИЦИИ РУССКИЕ Святочные гадания В сем всегда хочется хоть немножко загляну.

ТРАДИЦИИ РУССКИЕ Святочные гадания В сем всегда хочется хоть немножко заглянуть в будущее, а святки считались идеальным временем для гаданий - и люди гадали. Для гаданий выбирали "нечистые" места, где, как считалось, обитает нечистая сила, сильно активизировавшаяся в святочный период, - места нежилые и нестандартные: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища и т.п.

КАЗАХИ Всероссийская перепись населения 2002 года показала, что казахи стали .

КАЗАХИ Всероссийская перепись населения 2002 года показала, что казахи стали второй по численности населения национальностью Саратовской области — 78 320 чел. (2,94 % населения) традиции кухня

О чём мы говорили сегодня на уроке? Какие традиции русского народа вы знаете.

О чём мы говорили сегодня на уроке? Какие традиции русского народа вы знаете? Украинцев Татар Казахов Домашнее задание: Рабочая тетрадь стр 22-23 Задания- 1,2,3,4,5. Что вам запомнилось из традиций

ТАТАРЫ Татары компактно проживают в Базарно-Карабулакском, Дергачёвском, Ершо.

ТАТАРЫ Татары компактно проживают в Базарно-Карабулакском, Дергачёвском, Ершовском, Петровском, Саратовском районах. традиции кухня

РУССКИЕ Основное население России (свыше 120 млн. чел.). В области – 2 293 12.

РУССКИЕ Основное население России (свыше 120 млн. чел.). В области – 2 293 129 человек. традиции кухня

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Харина Виктория, Богомолов Сергей, Дрынкин Андрей.

Классный руководитель : Григорьева Елена Александровна.

Россия… Родина… Отечество – эти слова мы впервые слышали в детстве. И на протяжении всей нашей жизни, они наполняются особым, трепетным смыслом. Родина – это великая страна с великой историей. Но Родина – это и место на земле, где человек родился и рос, где он познал первые радости и неудачи, где всё ему кажется особенным и родным.

Для нас Родина – это наш богатый Саратовский край, наш любимый город Саратов.

Находясь на перекрёстках сухопутных и водных путей, наш край издревле был многонациональным. И сейчас на его территории проживают представители разных национальностей.

Все народы стремятся жить в дружбе и согласии. Ведь ничто не сближает нас так, как простое и естественное желание людей быть рядом друг с другом. Наши национальные культуры богаты и разнообразны.

Основная часть.

Цели исследования: (1 слайд)

- Воспитывать у детей любовь к малой Родине.

- Расширить знания о культуре и традициях народов Поволжья.

- Создать общее праздничное настроение, способствовать развитию эмоциональной восприимчивости.

Содержание исследования: (2 слайд)

- Беседа о народностях, проживающих в Поволжье.

- Просмотр иллюстраций, картин костюмов народов Поволжья.

- Посещение саратовского Этнографического музея.

Что такое Поволжье? (3 слайд)

Пово́лжье — в широком смысле — вся территория, прилегающая к течению Волги. В узком смысле — территория, прилегающая к среднему и нижнему течению Волги и экономически тяготеющая к ней.

Взаимодействие культур. ( 4 слайд)

В нашей области живут представители разных национальностей: русские, татары, чуваши, украинцы, казахи .

Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, обогащая друг друга.

( слайд 5- 9 ) Посетив саратовский Этнографический музей, мы узнали много интересного о народах Поволжья, их культуре и традициях. Нам рассказали о национальной одежде, быте этих народов.

У нас особенный класс, многонациональный. В нашем классе есть представители как коренных народов, проживающих в Поволжье, так и пришлых. И сейчас мы расскажем об этом .

Украинцы . ( слайд 10)

1.5 Украинцы на Волге

Интересна особенность появления в наших местах украинцев. Эльто́н — солёное бессточное озеро в Палласовском районе Волгоградской области. Для перевозки соли от озера Эльтон до Саратова, пригласили украинцев.

В результате через несколько лет возникли десятки украинских слобод и хуторов.

Жилые постройки переселенцы строили, как и у себя на родине, но они были похожи на русские. Это был открытый двор с хатой, обращенной двумя-тремя окнами на улицу. Хаты строили в основном из дерева, стены обмазывали внутри глиной и белили, полы делали земляными, глинобитными.

По данным переписи население Саратовского края к 1913г. составляло 3.290.710 жителей.

Традиционный украинский национальный костюм – это яркие, красивые вышивки, цветы и ленты.

В нашем классе есть два представителя украинского народа: Миронова Вика и Максименко Витя. (слайд 11)

Татары (слайд 12-13)

1.3 Татары на Волге

В 1224 году пришли на Волгу татары. Землю обрабатывать татары не любили, а занимались скотоводством. Как народ кочевой, татары деревянных и каменных домов вначале не строили, а жили в так называемых кибитках. Вскоре после покорения России, татары стали строить на Волге новые города. Татары очень гостеприимны, грамотны, живут очень опрятно, трудолюбивы.

Народные праздники

Сабантуй начинается с самого утра. Женщины надевают свои самые красивые украшения, в гривы лошадей вплетают ленточки, подвешивают к дуге колокольчики. Все наряжаются и собираются на майдане – большом лугу.

Традиционные соревнования сабантуя:

- Поход за призом по качающемуся бревну.

В нашем классе есть представитель татарской национальности: Ахмадова Хеда.

Марийцы (слайд 14)

Марийский народ талантлив, изобретателен, славился своими мастерами-умельцами. Мальчиков c ранних лет обучали ремесленному делу – умению плести лапти, помогать отцу во всех хозяйских делах. Одним из самых любимых занятий женщин и девушек было вышивание. У марийского народа, как и y других народов много национальных блюд:

Команмелна – многослойные блины, подкоголи – пельмени, туара – сырники.

Мордва .( слайд 15)

1.1 Мордва на Волге

Больше тысячи лет тому назад нашу Саратовскую губернию населял народ мордовского племени. Они занимались хлебопашеством, пчеловодством, охотой. Жили в селах, в деревянных домах. Представители этой национальности были стройны, красивы, сильны и храбры.

Лапти КАРТЬ. Долгими зимними вечерами все мужчины в семье плели лапти. Они были зимние и летние, праздничные и повседневные: Их плели из 5,7,10 лычек. Лаптей на многочисленную семью нужно было наплести очень много, так как они служили всего 2 недели.

Азербайджан (слайд 16-17)

Устойчивее всего национальные традиции сохраняются в пище. Излюбленными хлебными изделиями до сих пор остаются чурек и лаваш, выпекаемые из пресного пшеничного теста.

Широко была распространена в Азербайджане резьба по камню и дереву, украшавшая детали жилых домов. Для окон, например, делали специальные изящные решетки - шебеке. Их вырезали из одной доски или собирали без помощи гвоздей и клея из заранее подготовленных тонких деревянных пластинок.

В нашем классе представителем азербайджанского народа являются Гусейнов Исмаил, Валиева Сабина.

Испокон веков армянский народ ткал ковры, плёл кружева, изготавливал посуду из глины .

Армянскую музыку никогда не спутаешь ни с какой другой. У нее особая мелодика и богатое звучание. Эта самобытность достигается за счет звучания оригинальных армянских инструментов, сохранившихся еще со времен раннего Средневековья - прототипы скрипки – пандир и бамбир; струнные - тавих, кнар; духовые – свирель, зурн, авагпог; ударные - барабан.

Шагинян Армен – представитель армянского народа.

Киргизы .( слайд 20-21)

Кенжебеков Абдиазиз – представитель кыргызского народа.

Немцы поволжья ( слайд 22-23)

1.4 Немцы Поволжья

Как отметили раннее, в XVIII веке по приглашению Екатерины II произошло переселение немецких крестьян на свободные земли Поволжья и Украины

В 1935-1936 гг. более десяти тысяч немцев было выселено из приграничной зоны на Украине в Казахстан.

Традиционные немецкие блюда:

МЯСО, ЗАПЕЧЕННОЕ В КАПУСТЕ

ТВОРОЖНЫЙ ПИРОГ СО СЛИВАМИ

В нашем классе Ободинская Кристина – представитель немецкой национальности.

И конечно , большинство представителей русской национальности .( слайд 24-25)

Саратовский край хранит историю быта русского народа, составляющего большую часть его населения прежде и теперь. Жилища в старину ставили из лесных срубов. Дома были небольшие, крытые соломой, в них ставили печи. Все жилые строения назывались избой. Занимались рыбной ловлей и торговлей.

Русские крестьяне Саратовского Поволжья в первой половине XIX века шили одежду из холстов и сукон собственного изготовления. Используя одинаковые природные материалы для изготовления одежды и обуви, русское население Саратовской губернии перенимало от живущих по соседству с ними татар, мордвы и чуваш то, что было удобно и имело практический смысл. Одежда и обувь были простыми, удобными, практичными.

Традиции и обычаи русского народа всегда свято хранились и передавались из поколения в поколение.

Погрузившись в истоки культуры народов Саратовского Поволжья, мы проникаемся неподдельным интересом к исконным традициям представителей других национальностей, ощущаем необходимость взаимоуважения и веротерпимости в отношениях между соседями.

Россия – страна многонациональная, а потому вопросы мирного сосуществования людей, придерживающихся разных культурных традиций, принадлежащих к различным конфессиям, всегда были и будут для нее актуальными. Главное, что мы должны усвоить: наша сила – в единстве.

Народы- как одна семья

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной.

Список используемой литературы:

1. Земля саратовская (книга для внеклассного чтения). Саратов. Приволжское книжное изд-во, 1975 - 111с.

3. Курбанов Л.Ф., Полубояринов Е.В. Саратовский край. Учебное пособие по истории родного края для уч-ся 7-8 кл. Саратов, Приволж. кн. изд-во, 1976 – 103с.

Читайте также: