Народные промыслы приморского края доклад

Обновлено: 05.07.2024

Сама по себе культура Дальнего Востока существует в самой неразрывной связи с её этническими носителями - с жителями Дальнего Востока. Этнос Дальнего Востока развивался в течении веков в условиях жёсткого диктата суровых погодных условий на протяжении практически всего года. И народы, народности Дальнего Востока сформировали ряд специфических, культурных новообразований, в которые были включены и религия, и шаманские традиции, и нравственные нормы и морали, и творческие инициативы отдельных людей и древних племён.

Культура Дальнего Востока - это огромный пласт, значительный срез этногенеза народа в самом чистом и неразбавленном массовыми явлениями проявлениях. Изучение её в различных сферах и срезах, пристальное рассмотрение народных традиций и культурного наследия даёт возможность глубже и полнее погрузиться в изучение таинственности самого Дальнего Востока.

ВложениеРазмер
narodnoe_tvorchestvo_khabarovskogo_kraya.pptx 1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Культура народов Хабаровского края Культура и быт малых народов имели свои отличительные черты. Так у них богат и разнообразен художественный мир. Предметы домашней утвари, камни и валуны с рисунками древних людей (птицы, звери, люди), найденные археологами, говорят об их высокой культуре. Стоит вспомнить орнаменты на халатах нанайцев. Древние люди любили в орнаментах изображать птиц и зверей. И эта особенность переходила из поколения в поколение, и сейчас возрождается .

До нас дошли легенды, мифы, сказки , которые рассказывают нам о возникновении мира в понимании древнего человека, о любви к природе, о зле и добре, о взаимоотношениях между людьми. В сказках о животных основные персонажи это: лиса, белка- летяга, лягушка, мышь, сова, дятел, нерпа, ворон и т.д. Иногда в таких сказках большую роль играет человек .

В волшебных сказках выделяются сказки о героях с чудесными превращениями. В новеллах Дмитрия Нагишкина показан фольклор нивхов, нанайцев , ульчей , удэге и других. В них воплотился тысячелетний опыт жизни лесных людей , а вместе с ним и могучая сила воображения, которая вела этих людей вперед , поднимала их над миром и утверждала все возраставшую власть человека над природой. Все его сказки и новеллы иллюстрированы Геннадием Павлишиным известным художником.

Нанайцы один из народов Хабаровского края живут в Нанайском, Комсомольском, Амурском районах . Нанайцы относятся к коренным народам Приамурья с древней историей и самобытной культурой. Традиционно они занимаются рыбной ловлей, охотой, собирательством. Реки, в первую очередь Амур, и окружающая тайга кормили и одевали нанайцев, обеспечивали семьи всем необходимым. Орудиями охоты были лук со стрелами, копье, различные самострелы, петли, сетки на мелких пушных зверей. Ружья на охоте стали использоваться только в начале ХХ века . Ковер из ткани украшенный орнаментом в виде аппликации был главным украшением их жилища.

Негидальцы живут в низовьях рек Амгуни и Амура на территории районов имени Полины Осипенко и Ульчского . Эвенки населяют верховья реки Амгунь , правого притока Амура — реки Буреи, а также долины рек, впадающих в Охотское море к северу от устья Амура. Орочи проживают на побережье Татарского пролива в районе города Советская Гавань. Большинство из них расселено по реке Тумнин , в селах Новое Омми , Гурское (Комсомольского района).

Традиционные формы религии народов Приамурья были тесно связаны с их промысловой культурой. Основу их составляли представления о животном мире, очень близком человеку. Считалось, что человек происходит от зверя или птицы; что звери в тайге все слышат и понимают. Исследователи отмечали, что народы Приамурья — виртуозы художественной обработки дерева. Ульчи знали множество технических приемов резьбы и росписи. На ульчской посуде для медвежьего праздника выполнялась наиболее богатая орнаментика, ибо медвежий праздник был именно тем центром, вокруг которого вращалась жизнь всей общины.

Традиционная одежда народов Приамурья — один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи, металла, камня. Наиболее интересны халаты из рыбьей кожи. Их носили весной, количество украшений в виде подвесок, орнамента, меховой опушки. Обязательно изображение на халате родового дерева, которое символизирует продолжение рода. Сидящие на ветвях птички — это души не родившихся детей.

У нанайцев имелся определенный орнамент для каждого вида одежды. Многие мастера находили вдохновение в резьбе по дереву и кости. Во многих селах выезд на охоту становился своеобразным конкурсом: чья одежда лучше расшита, чья лодка, нарты сделаны красивее, лучше украшены резьбой.

Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия. Сохранение самобытности, этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов — одна из основных задач нашего общества. Поэтому человечество обязано сохранять основы традиционной культуры и искусства народов Севера.

На территории 38 субъектов РФ имеются предприятия, занимающиеся художественными (народными) промыслами. В этом году из федеральной казны на поддержку этой сферы выделили 270 миллионов рублей (деньги идут в первую очередь на компенсацию затрат на электроэнергию). Как выживают народные промыслы на Дальнем Востоке и могут ли они быть здесь настоящей, доходной отраслью экономики, выясняли корреспонденты "РГ".

Официально не признаны

Как оказалось, русских народных промыслов в Приморье нет. Ремесло рождается у оседлых поселенцев, а дальневосточники - почти все люди пришлые. Исключением является творчество малочисленных коренных народов региона, но оно официально народным промыслом не считается, поскольку этот статус требует регистрации в Торгово-промышленной палате РФ.

- Декоративно-прикладное искусство аборигенов Приморского края разнообразно: создание изделий из кожи, рыбьей в том числе, меха, бисероплетение, резьба по дереву. Но чтобы официально можно было считать все это народными промыслами, нужно везти образцы в Москву, обосновывать их уникальность. А умельцы - удэгейцы, нанайцы, тазы, живущие в нашем крае, говорят, что не видят смысла в официальной регистрации, - говорит начальник отдела департамента культуры администрации края Татьяна Гатина.

Статус народных промыслов дает некоторые льготы для производства. Но это привлекательно для крупных фабрик, а в получении субсидий при изготовлении единичных изделий умельцы не видят смысла.

В крае есть люди, которые пытаются развивать ремесла: кузнечное и гончарное дело, кружевоплетение. Это все также не может быть названо народными промыслами.

- Гильдия кузнецов сейчас проходит стадию оформления как некоммерческая организация. Уже есть устав, - говорит лидер структуры Наталья Богатырева. - В свое время именно отсутствие регистрации у гильдии помешало ее участию в презентации Приморья на саммите АТЭС-2012. Пока мы проводим мастер-классы по приглашению мэрии, с удовольствием участвуем в культурных мероприятиях вроде "Города мастеров". Так, кузнец Николай Кагановский произвел фурор на ежегодном приморском Сабантуе - на его мастер-классе люди становились в очередь, чтобы выковать подкову.

Между тем край и его столица испытывают большую нужду в сувенирной продукции, которую можно было бы продавать туристам, раз уж Приморье ставит целью стать через несколько лет туристической меккой для десяти миллионов иностранных гостей в год. Пока же чаще продаются изделия не промыслов и даже не прикладного искусства, а поделки на морскую тематику, произведенные в соседнем Китае.

За помощью не обращались

В Приамурье в 2012 году на поддержку народных промыслов из казны было выделено 3,5 миллиона рублей, при этом на 0,5 миллиона раскошелился областной бюджет, а 2,8 - поступили из федерального.

В амурском правительстве признаются, что все эти "промысловые" деньги не освоили.

- Средства пришли в конце прошлого года, закон разрешает, чтобы неосвоенная сумма перешла на следующий,- говорит Наталья Черных, начальник отдела регионального правительства.

Чиновники сетуют на то, что мастера, которые занимаются народными промыслами, не любят ходить по казенным кабинетам и заполнять необходимые формы и заявления.

Инвалид Тамара Кропачева живет в поселке Углегорск, там, где строится космодром "Восточный". Она занимается изготовлением ростовых кукол, "внутренности" которых начинены целебными, ароматными травами. Признается, что у строителей космической гавани ее рукотворная красота идет просто нарасхват.

Чтобы создание изделий из кожи и меха, бисероплетение и резьбу по дереву можно было считать народными промыслами, нужно везти образцы в Москву и обосновывать их уникальность

- За финансовой поддержкой не обращалась. Почему? Делаю и делаю, боюсь я всех этих бумаг, - чистосердечно признается Кропачева.

В Приамурье официальный статус мастера народных промыслов есть у 36 человек. В основном они занимаются кузнечным делом, столярным и гончарным производствами. Есть среди них один ювелир и один мастер по производству декоративных панно. В минувшем году финансовую поддержку своего "народного" бизнеса получили 12 амурчан.

Камчатская краевая стратегия развития промыслов коренных малочисленных народов Севера (КМНС) рассматривает традиционную хозяйственную деятельность аборигенов в первую очередь как форму объединения людей, обеспечения их социально-культурных потребностей. Однако возможная прибыль тоже берется в расчет. Сегодня мастер, трудящийся на дому, может зарабатывать от 100 до 300 тысяч рублей в год. При определенных условиях заработок может вырасти до 500 тысяч. Стратегия ставит задачу увеличить в ближайшие годы количество мастеров с 80 до 200, а их годовой доход - до миллиона рублей на человека. Но для этого жителям края, которые занимаются традиционными промыслами, нужна помощь в покупке материалов, оборудования, в поиске рынков сбыта, в обучении и даже в рекламе изделий.

В этом году на мероприятия по поддержке КМНС краевой бюджет направляет более 45 миллионов рублей. Из этих средств большая доля идет на развитие традиционной хозяйственной деятельности. Так, в Корякском округе реализуется проект создания учебно-производственного центра подготовки специалистов по переработке пушно-мехового, кожевенного сырья, изготовлению сувенирной продукции. Перечислены средства одному из профессиональных училищ на покупку оборудования, необходимого для организации обучения по профессии "скорняк".

Но пока эта помощь доходит не до всех, кому предназначается. Такие мастера, как Нина Кияйкина из общины алеутов "Агитуда" (Командорские острова), продолжают работать лишь из любви к своему делу и национальной культуре. Она воссоздала алеутское плетение из травы, которое было утрачено в течение ста лет. Сейчас мастерица занимается восстановлением по рисункам и фотографиям предметов одежды алеутов.

- Особого дохода это не приносит, - говорит она. - Я подготовила план возрождения и поддержания ремесел. Но без помощи властей в одиночку поднять весь этот пласт работ на уровень отрасли очень сложно.

Помочь продать

Для Хабаровского края, как и для всего Дальнего Востока, традиционные народные промыслы - это в первую очередь "домашнее" искусство коренных народов: нанайцев, эвенков, эвенов, ульчей, орочей, негидальцев, удэге и нивхов.

Как выяснилось, свои мастера (или пакси, так называют их на Севере) есть во многих национальных селах края. Официально стать мастером непросто, нужно, чтобы таковым соискателя признали заслуженные мэтры и знатоки народных ремесел, входящие в экспертный совет при губернаторе Хабаровского края. И каждый год, по словам Надежды Кимонко, заведующей отделом традиционной культуры Дома народного творчества "Краевое образовательное творческое объединение культуры", отсеивают слишком торопливых кандидатов.

- В последнее время налицо тенденция к украшательству, стремление получить быстрые и не самые качественные результаты. Нередко пытаются заменить естественные природные материалы, скажем, на пластик, - констатирует она.

Впрочем, далеко не каждый мастер стремится получить статус. Многие трудятся и просто так.

- В развитии народных промыслов с 1990-х годов скопилось немало проблем. Первая - нет артелей, хотя именно для них предусмотрены налоговые льготы. Вторая - не хватает помощи в продвижении работ. Часто бывает, что в редких "художественных" салонах торговая наценка составляет 100-300 процентов, то есть работы оценивают втридорога, в результате их никто не покупает, и мастер остается без денег,- подчеркивает Надежда Кимонко.- Нужна хорошо организованная система реализации изделий народных промыслов, по приемлемым ценам и в разумные сроки.

Как рассказали в краевом правительстве, поддержка традиционных народных промыслов не осуществляется в прямой денежной форме: как правило, за счет бюджета оплачивают дорожные расходы на выставки, фестивали, учебу и повышение квалификации, бесплатно оказывают информационные и организационные услуги. Есть, правда, гранты. Скажем, победитель ежегодного краевого конкурса "Ремесла земли Дерсу" помимо известности получает еще и 50 тысяч рублей.

А всего на развитие традиционных художественных промыслов в рамках господдержки коренных малочисленных народов Севера в Хабаровском крае в 2012 году было потрачено не менее трех миллионов рублей, в этом году запланировано почти вдвое больше - 5,595 миллиона.

Якутские мастера народных промыслов столкнулись с жесткой конкуренцией китайских предпринимателей.

Рынки столицы республики уже не просто завалены выполненными в КНР национальной якутской одеждой и обувью - унтами, штампованными "ювелирными" украшениями и изделиями из бересты, но начинают вытеснять продукцию местных умельцев.

Китайский ширпотреб значительно дешевле, поскольку для изготовления тех же унтов идут не оленьи лапки и серебряные подвески, а подручные заменители. Естественно, он пользуется все более широким спросом даже у людей со средним достатком, нежели эксклюзивная продукция от мастеров. Как считает заместитель руководителя торгово-промышленной палаты республики Гаврил Дмитриев, если якутяне не будут активно осваивать новые технологии, как это делают китайцы, они потеряют этот рынок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

РЕМЕСЛА НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Описание презентации по отдельным слайдам:

РЕМЕСЛА НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

РЕМЕСЛА НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

ОДЕЖДА НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Одежда народов Дальнего Востока сложилась в г.

ОДЕЖДА НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Одежда народов Дальнего Востока сложилась в глубокой древности и изменялась на протяжении веков. На характер и тип одежды аборигенов повлияли климатические условия, промысловая деятельность народов. Зимней одеждой у мужчин служила короткая двойная кухлянка. Коряки и ительмены носили кухлянки с капюшоном и небольшим нагрудником, пришитым спереди к вороту. Среди алеутов была распространена зимняя одежда из птичьих шкурок (парки).

Летом носили выношенную зимнюю одежду, а также шили специальную летнюю из тол.

Летом носили выношенную зимнюю одежду, а также шили специальную летнюю из толстой дымленицы, ровдуги (замши), кишок морских животных, птичьих шкурок. Одежда эвенов, эвенков, юкагиров была распашного типа и покроя и имела два варианта покроя кафтана: его шили из шкур, реже из ровдуги, под кафтан в зимний период надевали второй, сшитый мехом внутрь; он же служил летней одеждой.

Юкагиры одежду шили из выделанных шкур оленей; имели латы, куяки и шлемы из к.

Юкагиры одежду шили из выделанных шкур оленей; имели латы, куяки и шлемы из костяных пластинок. Нанайцы, ульчи, нивхи, ороки, удыгейцы носили одежду запашного типа с удвоенной левой полой. Шили одежду из сукна, замши, рыбьей кожи. Зимняя одежда айнов – халаты из материи, шкур животных или кожи лося. Летом айны надевали наголовные повязки, а зимой – меховые шапки. Праздничная одежда не отличалась покроем от повседневной, но ее обильно украшали вышивками, аппликациями, меховой мозаикой, бисером. Коряки нашивали на праздничную одежду бахрому и кисточки из тонкой белой мандарки, выполненные шитьем цветным бисером, аппликации в виде вырезанных из мандарки полосок с зубчиками. Ительмены шили праздничные парки из меха соболя, оленя или собаки, украшали мех декоративными полосами. Алеуты во время торжеств надевали новую парку, богато украшенную ремешками из меха.

ДРУГИЕ ВИДЫ РЕМЕСЕЛ Другой вид старинного ремесла - приамурская береста - иск.

ДРУГИЕ ВИДЫ РЕМЕСЕЛ Другой вид старинного ремесла - приамурская береста - искусство сугубо женское. В быту нанайцев, ульчей, удэгейцев оно достигло достаточных высот.

В наши дни самой распространенной формой женского искусства стали текстильные.

В наши дни самой распространенной формой женского искусства стали текстильные и меховые нанайские, ульчские и негидальские ковры.

Уходящим в глубину веков ремеслом резьбы по дереву владели все народы Приамур.

Уходящим в глубину веков ремеслом резьбы по дереву владели все народы Приамурья. Оно прежде всего имело функциональный характер, так как было связано с религией и обрядами.

Вышивка по меху и коже такой же традиционный вид чукотско-эскимосского искусс.

Вышивка по меху и коже такой же традиционный вид чукотско-эскимосского искусства , как резьба по кости и гравировка. Также изготавливались различные сувениры. Например Моржовый клык.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Быт и жилище коренных малочисленных народов Приморья Региональный компонент В.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Быт и жилище коренных малочисленных народов Приморья Региональный компонент В.

Быт и жилище коренных малочисленных народов Приморья Региональный компонент Выполнила учитель технологии МБОУ СОШ № 61 г. Владивостока Ударцева Елена Михайловна

Каждый народ, даже самый маленький, - неповторимый узор на ковре человечества.

Каждый народ, даже самый маленький, - неповторимый узор на ковре человечества. Чингиз Айтматов

Содержание Методические рекомендации Карта проживания коренных малочисленных.

Содержание Методические рекомендации Карта проживания коренных малочисленных народов Приморья Виды хозяйственной деятельности, основные занятия Навыки и знания коренных малочисленных народов Приморья Обустройства жилья. Жилища и постройки Кухонные принадлежности коренных жителей Приморского края Нанайцы. Места проживания Жилища нанайцев Основные традиционные занятия Для украшения жилищ Удэгейцы. Места проживания Агзу - это небольшая деревня коренных удэгейцев 13. Главные занятия удэгейцев 14. Хозяйственная деятельность 15. Жилища удэгейцев 16. Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский в селе Красный Яр 17. Предметы быта и обихода 18. Орочи. Места проживания 19. Жилища орочей 20. Тазы жилищные постройки 21. Тазы. Основа хозяйственной деятельности 22. Тест. Определить по иллюстрации 23. Вопросы 24. Рефлексия 25. Информационные ресурсы

Методические рекомендации Презентация предназначена для использования в качес.

Коренные малочисленные народы Приморского края российского Дальнего Востока п.

Коренные малочисленные народы Приморского края российского Дальнего Востока представлены удэгейцами (907 чел.), нанайцами (115 чел.), орочами (16 чел.) и тазами ( 204 чел.) эвенки (тунгусы). В основном аборигены проживают в четырех районах Приморского края: Тернейском 112 удэгейцев, 1 ороч: Терней, Перетычиха, Агзу; Пожарском: Лучегорск (76 удэгейцев), Красный Яр (399 удэгейцев, 115 нанайцев, 15 орочей), Верхний Перевал (128 удэгейцев), Ясеневый (34 удэгейца), Соболиный (21 удэгеец), Олон (13 удэгейцев, 3 нанайца), Охотничий (2 удэгейца); Красноармейском 122 удэгейца: Дальнереченск, Дальний Кут, Санчихеза, Новопокровка, Вострецово, Рощино, Тимохово, Мельничное, Богуславец, Таборово; Ольгинском: Михайловка - 204 тазов (см. карту современного расселения коренных народов Приморского края).

Виды хозяйственной деятельности, основные занятия Основными традиционными вид.

Виды хозяйственной деятельности, основные занятия Основными традиционными видами хозяйственной деятельности коренных народов региона были и в некоторой степени остаются до сих пор таёжная охота (занималось всё взрослое население), рыболовство и собирательство (ягод, трав, грибов, орехов) Главными сезонными занятиями орочей, удэгейцев, нанайцев и тазов были зимняя охота и летне-осенняя заготовка рыбы. Зимняя охота начиналась в ноябре и продолжалась до начала марта. Добывали лося, кабана, изюбра, медведя, кабаргу, куницу, горного козла, волка. Промысел крупного и копытного зверя давал людям не только мясо, но также и материал для одежды, обуви, головных уборов и покрытия жилищ. Из птиц добывали главным образом уток, фазанов и рябчиков, реже гусей и лебедей. В июне охотились на молодых изюбрей и пятнистых оленей с целью добычи очень ценных лечебных пантов. В тайге копали легендарный корень жизни - женьшень (женьшеневый промысел у коренных народов Приморья имеет сравнительно недавнее происхождение).

НАВЫКИ И ЗНАНИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ Уникальную информацию собрала народная му.

НАВЫКИ И ЗНАНИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ Уникальную информацию собрала народная мудрость аборигенов края в области животного и растительного мира. Охотники и рыболовы знали огромное множество съедобных, лечебных, ядовитых, красящих растений, прекрасно разбирались в анатомии и безотходной утилизации всех таежных, морских животных, птиц и рыб. Дикорастущие растения и части тела животных широко использовались в жизненной практике и давали людям пищу, лекарства, материал для изготовления одежды, средств передвижения, построек, утвари и орудий труда. Основой воспитания был коллективный труд и личный пример. Девочек учили тому, что нужно было знать женщине и матери, мальчиков - тому, что должен был знать охотник, добытчик пропитания для своей семьи. Причем опыт выживания в условиях тайги передавался в бесписьменном обществе коренных народов Приморского края устной традицией. Согласно половозрастному разделению труда изготовление одежды из шкур животных, рыбьей кожи и впоследствии из покупной фабричной материи полностью лежало на женских плечах Река Бикин, удэгеец в лодке

Обустройства жилья. Жилища и постройки Жили аборигены небольшими родовыми.

Обустройства жилья. Жилища и постройки Жили аборигены небольшими родовыми стойбищами. У каждого родового стойбища были свои промысловые угодья. В зависимости от специфики хозяйственной деятельности и географических условий их поселения разделялись на временные и постоянные. Летом откочевывали на побережье моря и рек или в лесной пади, зимой – возвращались на постоянное место в горно-таежные районы. Все постройки удэгейцев, нанайцев и орочей независимо от срока их использования делятся на наземные, полуподземные и свайные. По конструкции жилища разделяются на каркасные и срубные. Основу каркасных сооружений составлял остов покрываемый деревянными плахами, корой, берестяными покрышками или ровдугой. Стены срубных построек сооружаются из бревен, уложенных друг на друга. Жилищем им служили шалаши, полуземлянки, фанзы. В стойбище (3–4 фанзы) жила одна патриархальная семья. Во главе рода стоял патриарх, полнотой власти обладал совет старейшин. Жилища состояли из мужской и женской половин, с очагом в центре помещения. Системой отопления служили каны. Рядом с жилыми постройками, на местах пушного промысла и у реки, месте заготовки и разделки рыба удэгейцы и нанайцы сооружали хозяйственные постройки на сваях (амбары и помосты), вешала для вяления рыбы. На месте промысла охотники и рыбаки строили зимовья, шалаши, вешала, временные навесы и заслоны от ветра и дождя. двускатный шалаш

Кухонные принадлежности коренных жителей Приморского края Традиционными кухон.

Кухонные принадлежности коренных жителей Приморского края Традиционными кухонными принадлежностями были котлы, керамические сосуды, берестяная и деревянная посуда, искусно вырезанные поварешки, ложки, деревянные и костяные палочки для еды, разделочные доски. .

Жилища нанайцев - большие бревенчатые дома на деревянных каркасах, с двускат.

Жилища нанайцев - большие бревенчатые дома на деревянных каркасах, с двускатной крышей и отапливаемыми нарами, позже - рубленые избы русского типа, в тайге на охоте и на рыбалках – шалаши различных форм из бересты и камыша и юрты. Интерьер традиционного зимнего нанайского жилища. Для обогрева и приготовления пищи предназначен кан. Летнее нанайское жилище из бересты и ивовых прутьев. Обустройство жилья Зимний каркасный дом с плетеными стенами

Нанайцы Основные традиционные занятия — рыболовство (в пищевой модели играет.

Нанайцы Основные традиционные занятия — рыболовство (в пищевой модели играет главную роль) и охота (на оленей, лосей, кабанов, диких коз, медведя, тигра, зимой — пушной промысел). Рыбу ловили неводом, сетями, били острогой и пр. Пушнина обменивалась на ткани, металлические изделия, муку, крупу и пр. Приручили некоторых домашних животных: свиней, кур и лошадей Среди традиционных ремёсел была развита выделка женщинами шкур животных, шитьё одежды и обуви (из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб, шкур, волокон конопли или крапивы), вышивка, плетение корзин и циновок и другое. Основным поделочным материалом для изготовления домашней утвари были дерево (резные ложки) и береста. Работы нанайских мастериц

Для украшения жилищ В современном нанайском декоративном искусстве появилось.

Для украшения жилищ В современном нанайском декоративном искусстве появилось много новаций: настенные коврики, узорные занавеси, дамские сумочки. нанайский ковёр Ходжер Л.Н. Детский коврик. Ткань, аппликация, вышивка с. Верхний Нерген

Агзу - это небольшая деревня коренных удэгейцев на самом севере Приморского к.

Агзу - это небольшая деревня коренных удэгейцев на самом севере Приморского края, стоящая на берегу реки Агзу, притока реки Самарги.

УДЭГЕЙЦЫ главными занятиями является охота на диких животных (лося, изюбра, к.

УДЭГЕЙЦЫ главными занятиями является охота на диких животных (лося, изюбра, кабана, медведя, барсука). По сравнению с охотой рыболовство (на крупных реках- в основном добывали рыбу лососевых пород: кету, горбушу, сему, красную икру) играло второстепенную роль, как и собирательство дикоросов (в основном женьшеня, трав, ягод) Добывали моллюсков, крабов, морскую капусту и другие водоросли. Занимались промыслом пантов.

Хозяйственная деятельность Удэгейцы для заготовки рыбы на зиму сооружали веша.

Хозяйственная деятельность Удэгейцы для заготовки рыбы на зиму сооружали вешала (для вяления рыбы), выкапывали в земле ямы для её маринования, рыболовством, поэтому на столе всегда была рыба и блюда из неё, сушёная красная икра использовалась в пищу как вкусная добавка, жидкая каша, напитки из ягод и трав. Вешала для вяления рыбы

Жилища удэгейцев По внешней форме и типу крыш удэгейские традиционные жилища.

Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский (в национальной одежде) в с.

Удэгейская шапочка копу Бубен кисеты берестяном удэгейском клатче Предметы б.

Удэгейская шапочка копу Бубен кисеты берестяном удэгейском клатче Предметы быта и обихода

Орочи (самоназвание: орочили) проживают в Приморье Занятия : Основные традици.

Жилища орочей В постоянных поселениях проживали в основном в зимнее время. Он.

Жилища орочей В постоянных поселениях проживали в основном в зимнее время. Они стояли на одном месте в распадке сопок, удобном для добычи копытных и пушных зверей в течение многих лет, иногда даже более сотни. Наиболее распространенными летними жилищами орочей являлись двускатные шалаши. Такие шалаши походили на двускатную крышу, поставленную на землю. Покрывались они берестой, либо корой кедра. Строили летние жилища прямоугольного типа с вертикальными стенками и двускатной крышей, жили летом в шалашах полуцилиндрической формы. Рядом с жилыми постройками, на местах пушного промысла и у реки, месте заготовки и разделки рыба сооружали хозяйственные постройки. В основном это свайные амбары и помосты, вешала для вяления рыбы. На месте промысла охотники и рыбаки строили зимовья, шалаши, вешала, временные навесы и заслоны от ветра и дождя

Тазы жилищные постройки Жили тазы небольшими родовыми стойбищами. У каждого р.

Тазы жилищные постройки Жили тазы небольшими родовыми стойбищами. У каждого родового стойбища были свои промысловые угодья. В зависимости от специфики хозяйственной деятельности и географических условий их поселения разделялись на временные и постоянные (йохо). Весной, летом и осенью временные поселения всегда устраивались на берегу реки или в лесной пади (жилища были: дву- или односкатные балаганы и постройки типа чумов) жили отдельными семьями на местах промыслов. В постоянных поселениях проживали в основном в зимнее время. Они стояли на одном месте в распадке сопок, удобном для добычи копытных и пушных зверей в течение многих лет, иногда даже более сотни. В начале XX в. у тазов преобладали хуторские поселения. Основным видом традиционного жилища были каркасные дома-фанзы с отапливаемыми лежанками — канама. Позднее появились срубные одно- или двухкамерные дома. До 1930-х гг. вместо оконных стекол использовалась промасленная бума­га. Дверные проемы завешивались циновками. Большая часть из них сейчас проживает в Ольгинском районе Приморского края.

Тест. Определить по иллюстрации Приспособления для сушки рыбы Временные навес.

Тест. Определить по иллюстрации Приспособления для сушки рыбы Временные навесы и заслоны от ветра и дождя Берестяную посуду для сбора ягод Летнее нанайское жилище из бересты и ивовых прутьев Зимний каркасный дом с плетеными стенами А Б В Г Д

Вопросы Какие малочисленные коренные народы заселяют территорию Приморского к.

Вопросы Какие малочисленные коренные народы заселяют территорию Приморского края? Назвать виды жилища коренных народов Приморья. Перечислить традиционные виды хозяйственной деятельности коренных народов Приморского края. Из каких материалов изготавливались кухонные принадлежности коренных народов? Как называются приспособления для сушки рыбы?

Рефлексия Я узнала… Мне было интересно увидеть … Я запомнила … Я научилась ра.

Рефлексия Я узнала… Мне было интересно увидеть … Я запомнила … Я научилась различать … Теперь я смогу рассказать о …

Информационные ресурсы http://primorie.do.am/blog/agzu_derevnja_korenykh_udyg.

Краткое описание документа:

"Каждый народ, даже самый маленький, - неповторимый узор на ковре человечества"- это высказывание Чингиза Айтматова подтверждает самобытность и уникальность коренных народов, проживающих на территории Приморья. Предметы быта, виды построек жилища, проявления хозяйственной деятельности отражены на общих слайдах (Виды хозяйственной деятельности. Навыки и знания. Обустройства жилья. Кухонные принадлежности.) и посвящённых каждому народу (нанайцы, удэгейцы, орочи, тазы). В презентации предусмотрены содержание, методические рекомендации, вопросы и тесты для закрепления материала, рефлексия, электронные ресурсы. Каждый слайд иллюстрирован рисунками или фотографиями.

Читайте также: