Народные промыслы архангельской области 4 класс доклад

Обновлено: 04.07.2024

БАБКИНА ПОЛЯНА

БЕРЕСТЯНЫЕ ТУЕСА

Изделия из бересты известны с давних времён; изготовление их изделий считается одним из самых древних ремёсел, исконно русским промыслом. Впрочем, применяли ее всюду, особенно на русском севере: использовали бересту в строительстве для защиты от холода, гнилей и сырости. Берестой обшивали лодки, делали из неё поплавки и другие рыбацкие принадлежности. Из бересты изготовляли обувь, посуду, игрушки и многое другое. Из сухой перегонной бересты до сих пор добывают дёготь. Дошли до нас и берестяные грамоты, древнейшие памятники славянской культуры.

Береста обладает рядом свойств, позволяющих найти этому материалу самое широкое применение: пластичностью, малым удельным весом, бактерицидностью, гигроскопичностью, гидро- и термоизоляцией, а главное — доступностью и простотой обработки. Бересту

Искусство художественной обработки бересты достигло высокого уровня на русском Севере. Берестяные туеса, традиционные на Севере посудины цилиндрической формы из бересты, традиционно украшали росписью.

Две — три прослойки бересты спасают от нагревания любой хранящийся в ней продукт: грибы, ягоды, рыбу. Когда-то в туесах носили на сенокос квас или молоко, они оставались прохладными даже в сильную жару. В туесах грибы солили и капусту квасили. Ходили с ними за водой, хранили в них клюкву и морошку, а также мёд и сметану. Посуда это прочная, стерильная — ничего в ней не гниёт, не киснет и не преет. Самые старые из туесов — те, которым полвека и больше, — отличаются изяществом и красотой слоновой кости.

Туристский портал Архангельской области / pomorland.travel

ИЗБА УСТЬЯНСКИХ СКАЗАНИЙ

Изба сказаний — это старинный дом в деревне Бестужево Устьянского района Архангельской области, где гостей встречают устьянским говором, легендами и сказаниями Марии Ивановны Федоровой-Шалауровой. Здесь проходят своеобразные этнографические программы: хозяева угощают пирогами и шаньгами, испеченными в русской печи, а за угощением рассказывают истории и сказания об Устьянских землях и о людях, здесь живущих. Желающих обучают прясть, ткать, делать куклы-обереги.

Самой младшей участнице программы десять лет, а самому старшему 76.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА


Лепятся каргопольские игрушки из красной глины; фигурки отличает небольшая коренастость, грубоватость — плечи у них сливаются с затылком, ноги короткие. Животных мастера очеловечивают — они заняты тем же делом, что и люди: медведи, козлы и бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду, курят. Создав изделие, его просушивают, а через несколько недель обжигают и затем белят.

По белому грунту игрушки покрываются простой росписью из сочетания полосок, штрихов, ромбов, крапинок. Применяются в росписи голубой, кирпично-красный, зеленый, черный, охристый цвета. Иногда добавляются золотые и серебряные краски.

Древний промысел каргопольской игрушки в начале 1930-х годов был почти забыт, но сохранился во многом благодаря мастерице Ульяне Бабкиной. Она жила в почти опустевшей деревушке Гринево неподалеку от Каргополя и, пока деревня пустела, продолжала упорно лепить каргопольские игрушки. К тому же Ульяна охотно учила своему мастерству всех желающих, поэтому она едва ли не в одиночку возродила ремесло — поучившись у Ульяны, умельцы расселялись по соседним деревням и в самом Каргополе. Благодаря им и живет народная каргопольская игрушка.

Туристский портал Архангельской области / pomorland.travel

КОЗУЛЯ


Козуля — лакомство, издавна изготавливающееся на Русском Севере, сладкий сувенир Архангельской области. В старину их пекли из ржаной муки, чтобы цвет получался темный, характерный для козуль, на котором бы ярко и выразительно смотрелись узоры. Тесто для козуль готовили заранее и хранили на морозе. Затем мастерицы вырезали из него различных птиц, зверей и другие фигурки. Формочки для козуль считались очень ценными, их берегли и предавали по наследству. Испеченные козули покрывали глазурью двух цветов: белого и розового. Красителем выступали красные северные ягоды — брусника и клюква.

Сейчас в Архангельске козули готовят как в простых домах, так и на продажу в сувенирных лавках и магазинах. Теперь в тесто добавляют мед, имбирь, гвоздику и другие пряности; изменился и основной ингридиент — теперь вместо ржаной муки тёмный цвет пряника достигается за счет пережженного сахара. Украшение козуль стало роскошнее: для него применяется глазурь разных цветов, кондитерские бусинки и даже шоколад. Кондитеры соревнуются, придумывая новые украшения и формы, например, козульные домики.

Стоит отметить, что козуля не только красива и вкусна — она еще и практична: это лакомство способно храниться до года.

МЕЛЬНИЦЫ-СТОЛБОВКИ В КИМЖЕ

Именно в Кимже сохранились две из восьми оставшихся в стране мельниц-столбовок на высокой ряже северного типа. Раньше таких мельниц в регионе было много, но с глобальной электрификацией они стали никому не нужны и от ветхости постепенно пришли в негодность.

Ветряные мельницы называли мельницами-стобовками из-за вкопанного в землю столба, окруженного бревенчатым ряжем, то есть срубом, который сужается к верху. Ряжевая рубка оставляла небольшие открытые промежутки между бревнами, благодаря чему они не так быстро гнили и портились. Кроме того, такая конструкция придавала устойчивости сооружению: мельницы устанавливали на высоких местностях, где дуют северные ветры.

ПОМОРСКИЕ ПРОМЫСЛЫ

Одним из самых старинных промыслов Поморья было смолокурение. Смола употреблялась для смазки обуви, лыж, колес, в судостроении, канатном производстве, кожевенном деле. К ее качеству предъявлялись высокие требования.

Поморье снабжало внутренние области государства продуктами своей местной промышленности: важное место в ней отводилось рыбе (особенно семге), соли, салу и кожам морских зверей и мехам. В Поморье сосредотачивалась почти вся внешняя торговля государства. Оно же служило главным соединительным звеном между европейской Россией и Сибирью в торговом отношении.

Туристский портал Архангельской области / pomorland.travel

ПОМОРСКИЙ ЭТНОС

При формировании народности поморов слились культуры протопоморских, преимущественно угро-финских (чудских) племен Беломорья и первых древнерусских колонистов, активно заселявших территории Заволочья.

В XII–XV веках Поморье было колонией Великого Новгорода, а к началу XVI века присоединилось к Москве. В целом, в XV–XVII веках Поморьем назывался обширный экономический и административный район по берегам Белого моря, Онежского озера и по рр. Онега, Северная Двина, Мезень, Пинега, Печора, Кама и Вятка, вплоть до Урала.

Туристский портал Архангельской области /pomorland.travel

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ


На территории Архангельской области сформировались несколько видов художественной росписи, свойственной только этому региону. Например, выделяется из всех мезенская роспись — в ней ярко проявляются архаичные представления о мире древних людей. Наскальные изображения, найденные на берегах Белого моря и Онежского озера, перекликаются с рисунками мезенской росписи. Еще одна особенность этого промысла — выполняли роспись исключительно мужчины.

Промысел развился в конце XIX века в селе Палощелье на берегу реки Мезень. Мезенскую роспись наносили различные бытовые предметы: туески, лукошки, короба, но особую известность приобрели прялки с такой росписью.

Отличает мезенскую роспись скупость цветовой гаммы: красный сурик и черная сажа. Рисунок наносили пятнами и полосками, а затем обводили по контору черным цветом. Готовое изделие покрывали олифой, и оно приобретало золотистый цвет.

Мезенская роспись на вид кажется простой, но в ней заключено множество значений: так, изображаемые семена, шишки, плоды, заключенные в древние ромбические фигуры — символы плодородия. Эти знаки присущи многим народам мира. Круговые и крестообразные знаки — символы огня, древние обереги. Птицы и животные имеют дополнительные значения в бытовой магии. Олень приносит счастье, веселье, связан с праздником громовика Ильи-пророка (древний аграрно-охотничий культ). Конь дополнительно несет солнечное значение. По верованию древних он возносит Солнце на небо каждое утро. Образ птицы в фольклоре имеет особое значение. Наиболее часто изображаемыми были лебедь и утка. Утка особая птица — она уносит Солнце каждый вечер в подземный мир, сохраняя порядок вещей. Лебедь связан со стихиями неба и воды, сулит урожай, свет, богатство.

Пермогорская роспись включает работы мастеров из деревень Черепаново, Большой Березник и Грединская — селений в четырех километрах от пристани Пермогорье. Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающий древний цветок крина. Среди них кустики из округленных листьев, сирины, нарядные сказочные птицы. В народных росписях Пермогорья XIX века в растительный узор вписывали разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни. В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет фона и красный основной цвет узора. Желтый и зеленый цвета фона являются как бы дополнительными, сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, который наносился гусиным пером на белый грунт, потом уже его заполняли цветом.

Пермогорской росписью украшали деревянную и берестяную посуду, покрывали ею и крупные предметы — колыбели, ларцы, сундуки, подголовники. Но чаще всего расписывались прялки. Для каждой крестьянки прялка, с которой она не расставалась всю жизнь, была не только необходима в быту, но с ней связывались лучшие воспоминания молодости, с прялкой всегда был связан свадебный обряд.

Борецкие росписи сверкали белизной фона, на ней горел ярко-красный цвет растительного узора. Украшали ее сусальным золотом.

В ракульской росписи основную роль играет золотисто-охристый и черный цвета, а сопутствуют им чаще всего глубокий зеленый и коричнево-красный. Очень крупный орнамент ракульской росписи в основном состоит из декоративных листьев. Черным цветом исполнен не только контур, но и многие детали-усики, завитки и прожилки.

Покрывая яркой нарядной росписью обычные предметы быта, народные художники превращали их в произведения искусства.

Туристский портал Архангельской области /pomorland.travel

ШКОЛА БУРЧЕВСКОГО (ДЕТСКАЯ ШКОЛА НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ)

Цель работы коллектива — сохранять и развивать ремесла Архангельской области на основе исторически сложившихся художественно-стилевых особенностей и традиционных технологий, но с учетом современных эстетических требований.

ЩЕПНАЯ ПТИЦА СЧАСТЬЯ

Туристский портал Архангельской области / pomorland.travel

Музей в старинном деревенском доме создан по инициативе местных жителей. Первые ремонтные работы начались в сентябре 2004 года. С января 2008 года на базе сельского дома культуры и музея начал действовать культурно-музейный центр.

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ-МАСТЕРСКАЯ

В музее собрано более четырехсот экспонатов — старинных предметов культуры и быта. Кроме того, этнографический музей многие годы был мастерской, в которой педагоги школы и учащиеся занимались возрождением ремёсел, ранее бытовавших в селе Лядины. Поэтому здесь можно увидеть изделия ручной кубовой набойки, тканые и берестяные, лоскутные и вышитые.

В музее представлены экспозиции, связанные с названием города Каргополя, огромные панно с изображением древних символов. По желанию гостей Надежда Ворощук проводит мастер-классы по изготовлению кукол-оберегов, по выпечке пирогов-подорожников, ткачеству, плетению ковриков из цветов и трав. Может она и показать на старинных орудиях труда, как изо льна получают льняную нить.

Музейные экспозиции размещены также и в гостевом доме для туристов. Здесь можно увидеть убранство северной избы, столярную мастерскую, предметы охоты и рыбалки, кузнечного промысла, хлев.

Музей проводит обзорные экскурсии по селу Лядины с остановками у воротных колодцев, старинных домов, у Богоявленской церкви и часовни Спаса.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПРОМЫСЛЫ архангельской области

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПРОМЫСЛЫ архангельской области

ПРОМЫСЛЫ архангельской области

Промыслом обычно называют занятие с целью получения выгоды каким-либо делом.

Ракульская роспись Ракульская роспись — русский народный промысел Красноборск.

Борецкая роспись Борецкая роспись — русский народный художественный промысел.

Борецкая роспись Борецкая роспись — русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром. Символ борецкой росписи — Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепитие, гуляния.

Каргопольская игрушка Каргопóльская игру́шка — русский художественный промысе.

Каргопольская игрушка Каргопóльская игру́шка — русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области. Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан — полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс) с окладистой бородой, при орденах и эполетах

Козули Козу́ли или Козюли — изготовленные из теста, украшенные и запечённые ф.

Козули Козу́ли или Козюли — изготовленные из теста, украшенные и запечённые фигурки. Название козуля образовано не от слова коза, а от глагола козить. Козули первоначально являлись национальным лакомством поморов, которые изготовляли их только на Рождество. В настоящий момент козули изготавливают в Архангельской и Мурманской областях, а также на Урале. Козули также принято считать разновидностью пряников. Также изготовленные козули детьми используются как игрушки.

Мезенская роспись по дереву Мезе́нская ро́спись по де́реву или палащельская р.

Пермогорская роспись Пермогорская роспись — русский народный промысел Красноб.

тетёры Тетёры (также витушки) — пряничное изделие витой формы, распространенн.

Холмогорская резная кость Холмого́рская резна́я кость — резьба по кости, наро.

Холмогорская резная кость Холмого́рская резна́я кость — резьба по кости, народный художественный промысел, сформировавшийся и практикуемый в сёлах Холмогорского муниципального района Архангельской области. В стиле холмогорской резьбы пересекаются различные культурные традиции: севернорусская, центральнорусская, западноевропейская (заимствовались техники нидерландских и немецких изделий, рисунки гравюр) и традиции коренных народов севера. В селе Ломоносово была создана профессионально-техническая школа, а позже и Холмогорская косторезная артель имени М. В. Ломоносова (1932), в дальнейшем преобразованная в фабрику художественной резьбы по кости имени М. В. Ломоносова.

Весенняя ОХОТА на медведя Как добраться: На железнодорожном транспорте до гор.

Весенняя ОХОТА на медведя Как добраться: На железнодорожном транспорте до города Вельска, дальше на автомобилях до места размещения охотников (по желанию клиентов база отдыха или база охотхозяйства). Место охоты: У выложенных привад и по берегам реки Кокшеньга, куда в утренние и вечерние часы выходят медведи. Объекты охоты: Европейский бурый медведь. Сезон охоты: с 20 апреля по 20 мая

рыбалка Большинство рек Архангельской области считаются семужье - нерестовым.

рыбалка Большинство рек Архангельской области считаются семужье - нерестовыми, и по правилам рыболовства, действующим с 1991 года, всякая рыбалка на них запрещена (в том числе и на поплавочную удочку). Однако разрешен лов рыбы по лицензиям (путевкам) на специально отведенных участках рек, как правило, находящихся в ведении туроператоров, которые занимаются организацией спортивной рыбалки.

Добыча золота Запасы золотоносных месторождений на Онежском полуострове Архан.

Добыча золота Запасы золотоносных месторождений на Онежском полуострове Архангельской области По мнению экономистов, разработка месторождения золота и платины на Онежском полуострове окупится за 5,2 года. Себестоимость производства 1 г металла составит $3,5. Валовая прибыль в целом по проекту может составить $198,6 млн, чистая прибыль - $139,1 млн.оцениваются примерно в 100 тонн.


БОРЕЦКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ - Д. БОРОК
ВЕРХНЕУФТЮЖСКАЯ РОСПИСЬ БЕРЕСТЫ
МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ - Д. ПАЛАЩЕЛЬЕ
ПЕРМОГОРСКАЯ РОСПИСЬ
РАКУЛЬСКАЯ РОСПИСЬ
СЕВЕРНЫЕ КОЗУЛИ
УСОЛЬСКАЯ ЭМАЛЬ
ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗНАЯ КОСТЬ
КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА
КАРГОПОЛЬСКАЯ ТЕТЁРЫ

БОРЕЦКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ - Д. БОРОК

БОРЕЦКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ - Д. БОРОК

Роспись существует с XVIII века в селе Борок, ныне это деревня и пристань на реке Северная Двина Архангельской области. Роспись повторяет композицию иконостаса. Прялка разделена на ярусы, разделённые орнаментом и содержащие квадраты с рисунками, наподобие икон или окон.
Символ борецкой росписи - Древо жизни: огромный цветок с прямым стеблем, вокруг него изображаются цветы, птицы, ягоды, листья.
Основной цвет росписи - красный. Роспись очень дорогая и сложная с использованием сусального золота и яичной темперы. В XVIII веке золотофонную борецкую прялку меняли на корову.

ВЕРХНЕУФТЮЖСКАЯ РОСПИСЬ БЕРЕСТЫ - С. ВЕРХНЯЯ УФТЮГА

ВЕРХНЕУФТЮЖСКАЯ РОСПИСЬ БЕРЕСТЫ

Верхнеуфтюжская роспись зародилась в с. Верхняя Уфтюга, что является названием притока р. Северной Двины.
В XIX в. промысел был распространён по всему побережью Уфтюги, расписывали туеса. Тонкая нежная гамма уфтюжской росписи, лаконичная трактовка мотивов и немногословность орнамента позволяют видеть в ней сходство с традициями древнерусской декоративной живописи.
Крупными центрами уфтюжской росписи считаются д. Ново-Андреевская и Якшаково Архангельской обл. Сейчас отдельные мастера продолжают работу у себя на дому.

МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ - Д. ПАЛАЩЕЛЬЕ

ПЕРМОГОРСКАЯ РОСПИСЬ - Д. ЧЕРЕПАНОВО

РАКУЛЬСКАЯ РОСПИСЬ - С. УЛЬЯНОВСКАЯ

СЕВЕРНЫЕ КОЗУЛИ

УСОЛЬСКАЯ ЭМАЛЬ - Г. УСОЛЬЕ

ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗНАЯ КОСТЬ - С. ЛОМОНОСОВО

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

КАРГОПОЛЬСКАЯ ТЕТЁРЫ

Щепная птица — резное деревянное изделие с тонким волнистым оперением крыльев.

Годовые кольца образуют текстуру птицы, неповторимый узор ее крыльев. По поверьям щепная птица приносит многие блага в дом. Кроме того, эта птица — символ солнца. Раньше такие птицы висели почти в каждом доме крестьянина в красном углу, над обеденным столом, напротив русской печи или над детской колыбелью.

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

Резные прялки широко были распространены в Поморье и Каргополье. Для изготовления прялок на Севере нередко срубали целое дерево (ель или сосну): из ствола вырубали ножку с лопасткой, а из горизонтального ответвления — сиденье-донце. В ее художественное оформление вкладывалось много душевного тепла.

ТРАДИЦИОННЫЕ РОСПИСИ

В северном краю всегда активно развивалось искусство росписи по дереву.

Северно-русские крестьянские росписи – один из самых молодых видов народного искусства. Основные образы и мотивы народной живописи Русского Севера встречаются, главным образом, в росписях жилых домов и на предметах быта.


СЕВЕРНЫЕ ПРЯЛКИ


ДОМОВые РОСПИСи


МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ

Круг (солнце) часто является основным мотивом узора. Порой в центре круга помещался цветок с шестью или восемью лепестками.

Мотив круга (иногда ромба или шестигранника) с лучистым или цветочным обрамлением хорошо известен по росписям Севера. Геометрические знаки, игравшие существенную роль в композиции, несли, по-видимому, определенную смысловую нагрузку.

Археологические материалы подсказывают, например, значение, фигуры ромба как символа плодородия: судя по его месту в различных композициях, он мог означать землю, растение и женщину одновременно.

РОСПИСИ ГРАФИЧЕСКИЕ И ЖИВОПИСНЫЕ

Графические росписи связаны с древнерусским искусством переписи и оформления книг, иконописью, русским рисовальным лубком. В графических росписях значительную роль играла линия — контур орнамента, она четко обрисовывала изображения, выводила на светлом фоне черным или коричневым цветом.

Свободно-кистевые (живописные) росписи широкое распространение получили несколько позже, во второй половине XVIII века. Их объединяет, помимо общей техники, практически один мотив — различные варианты цветов, наносившихся масляными красками по масляному фону.

ТРАДИЦИОННЫЕ РЕМЁСЛА

Широко развиты на Архангельском Севере художественные промыслы и народные ремесла: резьба по кости, шитье золотом, жемчугом, берестяной промысел, медный промысел, усольская финифть, бондарный промысел, каргопольский гончарный промысел и глиняная игрушка, кузнечное дело, ткачество, вышивка, лоскутное шитьё, узорное вязание, роспись козуль.

В крестьянском доме бытовала кованая медная посуда и утварь. Развит был медный промысел в Сольвычегодском уезде, на Кегострове, на Мезени, где лили церковные колокола по собственным рецептам сплавов, создавая богатую музыкальную палитру северных звонов.


ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА


КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА


НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Каргопольская глиняная игрушка — традиционный промысел, самый узнаваемый и знаменитый бренд города Каргополя. С течением времени менялись методы и способы изготовления и оформления игрушки. Ее формы уходят в глубокую древность, имеют символический смысл и сохраняют оттенок древних верований.

Каргопольская игрушка — это одиночные фигурки, праздники, сценки из деревенской жизни, а также сказочные персонажи: фантастическое существо Полкан, Берегиня, игрушки в виде птиц. Каргопольская глиняная игрушка занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки, благодаря мастерам Ивану Дружинину, династии гончаров-игрушечников Шевелёвых и Ульяне Бабкиной.

ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ

Для нужд косторезов привозили из-за границы дорогую слоновую.
В руках искусных мастеров становилась похожей на благородную простая трубчатая коровья кость (цевка).

Кость обрабатывали (резали) по всему Северу: от Архангельска до Сольвычегодска и Великого Устюга. Однако центром косторезного промысла стали Холмогоры — родина великого Ломоносова.

По легенде утка достала землю со дна первородного океана, помогла создать земную твердь. Летящая птица напоминает солнце — языческий символ животворящего начала. Христианская мифология утверждает, что символ Святого Духа — голубь. Голубь явился Деве Марии в Благовещение, голубь — Святой Дух спускается с небес во время крещения Христа. Поэтому щепная деревянная птица, которую стали делать на Руси еще более трехсот лет назад приобрела очертания голубя.

Щепная птица, вероятно, стала побочным промыслом кораблестроения. На ее изготовление идет корабельная сосна, причем только комлевая ее часть (три метра от земли, где нет веток).

Считается, что эта птица приносит счастье. Когда-то ее, как фамильный тотем-оберег подвешивали в переднем, красном углу деревянной горницы, где стоял обеденный стол. По вечерам на него ставили самовар, и резная птица вдруг начинала торжественно вращаться вокруг своей оси. Медленно кружила она над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.

Сейчас птицу изготовляют из сосновой щепы. Животворная энергетика чистого соснового дерева, тепло рук мастера и хорошее настроение обязательно передадутся людям, в чьих домах поселится эта птица.

Теперь не надо пытаться ловить свою птицу счастья — достаточно ее взять у мастера, принести в дом и приручить.

БЕРЕСТЯНЫЕ ТУЕСА

Изделия из бересты известны с давних времён. Поделка таких изделий считается одним из самых древних ремёсел и является исконно русским промыслом.

Береста — наружная часть коры берёзы, состоящая из легко отделяемых друг от друга тонких, полупрозрачных, гладких, белых, желтоватых и красноватых слоев. Береста обладает рядом свойств, позволяющих найти этому материалу самое широкое применение: пластичностью, малым удельным весом, бактерицидностью, гигроскопичностью, гидро- и термоизоляционностью, а главное — доступностью и простотой обработки.

Бересту использовали в строительстве для защиты от холода, гнилей и сырости. Берестой обшивали лодки, делали из неё поплавки и другие рыбацкие принадлежности. Из бересты изготовляли обувь, посуду, игрушки и многое другое. Из сухой перегонной бересты до сих пор добывают дёготь. Берестяные грамоты, дошедшие до нас, являются древнейшими памятниками славянской культуры. Искусство художественной обработки бересты достигло высокого уровня на русском Севере.

Туес— традиционная на Севере посудина цилиндрической формы, сделанная из коры берёзового дерева — бересты. Две — три прослойки бересты спасают от нагревания любой хранящийся в ней продукт: грибы, ягоды, рыбу. Когда-то в туесах носили на сенокос квас или молоко, они оставались прохладными даже в сильную жару. В туесах грибы солили и капусту квасили. Ходили за водой, клюкву, морошку хранили, а также мёд и сметану. Посуда прочная, стерильная — ничего в ней не гниёт, не киснет и не преет. Самые старые из туесов — те, которым полвека и больше, — отливают изяществом и красотой слоновой кости.

ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ

Более 400 лет живет уникальное искусство холмогорской резьбы по кости, первые архивные сведения о котором относятся еще к XVII веку. Наибольшего расцвета холмогорская резьба по кости достигла в эпоху царствования Петра I. Именно в то время были выполнены те уникальные работы, которые и по сей день служат образцами художественного оформления и технического исполнения для современных косторезов. В XVIII веке начался расцвет косторезного производства. Имя Федота Ивановича Шубина знаменитого русского скульптора, приехавшего в 1759 году в Петербург, становится известным кругу влиятельных лиц благодаря резьбе по кости и перламутру. Начатый Шубиным определенный этап в развитии косторезного искусства завершил Осип Христофорович Дудин, образованнейший человек, редкостный любитель книг. У Дудина не раз покупали резные костяные шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича.

Для резной кости XIX–XX веков характерна механика сквозной резьбы. В этой технике выполнены чудесные бытовые вещи, представленные в экспозиции музея, в том числе блюдо, поднесенное великому князю Владимиру Александровичу при посещении Холмогор в 1885 году, выполненное Михаилом Михайловичем Бобрецовым. В первой половине прошлого столетия северными мастерами была освоена техника гравюры на кости.

Наиболее известными художниками этого периода являются Н.Д. Буторин, В.А. Просвирнин, В.Т. Ватлин. Характерной чертой 90-х годов XX века является рост индивидуального начала в творчестве мастеров. Ведущими косторезами сейчас являются Г.Ф. Осипов, В.Н. Хабаров, работы которых экспонируются во многих музеях России и Зарубежья.

В с. Ломоносово на фабрике художественной резьбы по кости сейчас изготовляют и массовые изделия на продажу, и уникальные тематические вещи из моржовой, мамонтовой и простой говяжьей кости-цевки. Промысел не стареет, он молод и поисками новых путей в искусстве, и постоянным притоком молодых творческих сил.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

На русском Севере, неподалеку от небольшого города Каргополя, в почти опустевшей деревушке Гринево жила мастерица-игрушница Ульяна Бабкина. Пустела деревня Гринево, не осталось в ней игрушечников, и вовсе погиб бы промысел, если бы Ульяна Бабкина не продолжала лепить с прежним упорством свои игрушки. Охотно учила бабка Ульяна своему мастерству всех, кто только хотел, и успела приготовить себе смену. Умельцы расселились по соседним деревням и в самом Каргополе. Благодаря им и живет народная каргопольская игрушка.

Для лепки берут красную глину. Фигурки лепят немного грубоватыми, коренастыми, плечи сливаются с затылком, короткие ноги. Животных мастера очеловечивают — они заняты тем же делом, что и люди: медведи, козлы и бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду, курят. Изделия просушивали, а через несколько недель обжигали, потом белили. Роспись довольно проста: полоски, штрихи, ромбы, крапинки. Набор красок: голубой, кирпично-красный, зеленый, черный, охристый. Иногда добавляются золотые и серебряные краски.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ

Пермогорская роспись

Включает работы мастеров из деревень Черепаново, Большой Березник и Грединская, они находятся в четырех километрах от пристани Пермогорье. Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающий древний цветок крина. Среди них кустики из округленных листьев, сирины, нарядные сказочные птицы. В народных росписях Пермогорья XIX века в растительный узор обычно почти на всех предметах быта вписывались разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни. В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет фона и красный основной цвет узора. Желтый и зеленый цвета фона являются как бы дополнительными, сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, который наносился гусиным пером свободно, бегло и всегда мастеровито. Сначала на белый грунт, как на бумагу, наносится пером черный контур, потом его заполняли цветом.

Круг бытовых предметов, которые расписывались, был очень велик — в большом количестве украшали деревянную и берестяную посуду, росписью покрывали многие крупные предметы — колыбели, ларцы, сундуки, подголовники. Но больше всего расписывались прялки. Для каждой крестьянки прялка, с которой она не расставалась всю жизнь, была не только необходима в быту, но с ней связывались лучшие воспоминания молодости, с прялкой всегда был связан свадебный обряд.


Борецкие росписи

Роспись сверкала белизной фона, на которой горел ярко красный цвет растительного узора. Сусальное золото, которым любили украшать прялки этого центра, придает им большую праздничность и нарядность. Композиция лопасти прялки как бы делилась на три части. Вверху нарисованы золотые окна с цветами, в центре сказочный куст с птицами, а внизу размещалась сцена катания.

Ракульская роспись

Она совершенно не похожа на пермогорскую и борецкую. В росписи основную роль играет золотисто-охристый и черный цвета, а сопутствуют им чаще всего глубокий зеленый и коричнево-красный. Орнамент очень крупный, в основном состоит из декоративных листьев. Черным цветом исполнен не только контур, но и многие детали-усики, завитки и прожилки. Покрывая яркой нарядной росписью обычные предметы быта, народные художники превращали их в произведения искусства, которые до сих пор приносят нам радость.

Мезенская роспись

Мезенская роспись отличается от других видов росписи. В ней ярко проявляются архаичные представления о мире древних людей. Рисунки имеют глубокие корни. Найдены наскальные изображения на берегах Белого моря и Онежского озера, которые перекликаются с рисунками в Мезенской росписи. Еще одной особенностью является то, что роспись выполнялась исключительно мужчинами. В конце XIX века в селе Палощелье на берегу реки Мезень развился промысел. Расписывались различные бытовые предметы: туески, лукошки, короба, но особую известность приобрели прялки.

Роспись отличает скупость цветовой гаммы: красный сурик и черная сажа. Рисунок наносили пятнами и полосками, а затем обводили по контору черным цветом. Готовое изделие покрывали олифой, и оно приобретало золотистый цвет. Несмотря на кажущую простоту, роспись чрезвычайно интересная. Геометрические ряды, отображающие древние символы земли, солнца, воды, сочетаются со знаками коней, оленей, птиц. Сочетание всех знаков является древним способом письма. Изображаемые семена, шишки, плоды, заключенные в древние ромбические фигуры, — символы плодородия. Эти знаки присущи многим народам мира. Круговые и крестообразные знаки — символы огня, древние обереги. Птицы и животные имеют дополнительные значения в бытовой магии. Олень приносит счастье, веселье, связан с праздником громовика Ильи-пророка (древний аграрно-охотничий культ). Конь дополнительно несет солнечное значение. По верованию древних он возносит Солнце на небо каждое утро. Образ птицы в фольклоре имеет особое значение. Наиболее часто изображаемыми были лебедь и утка. Утка особая птица — она уносит Солнце каждый вечер в подземный мир, сохраняя порядок вещей. Лебедь связан со стихиями неба и воды, сулит урожай, свет, богатство.

Читайте также: