Народные певцы чувашии доклад

Обновлено: 16.05.2024

Мы же придерживаемся той точки зрения, что народная музыкально-поэтическое творчество, рассматриваемое как часть более общего целого, называемого фольклором или как собственно музыкально-поэтический фольклор, есть по преимуществу вокальное (песенное), инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа.

Во все времена естественным для любого народа было стремление к красоте, которое шло от природы, целесообразности, гармонии в ней (человек – часть природы) - красивый поэтический слог в песнях, слившийся с мелодией, вышивка, узор, как повторение красок и линий природы и т.д. Красоту в произведениях народного творчества человек создавал себе и людям на радость. Но не только эстетический взгляд на мир, природу руководил его помыслами в творчестве, но и духовность, нравственность, вера в силу красоты перед силами зла (красота как оберег). Мы часто поражаемся, как при лучине, в тесноте, в своей многотрудной жизни человек умел радоваться жизни: пел веселые песни, плясал, ткал яркие узоры, лепил, вытесывал, украшал детские игрушки, кухонную утварь, предметы труда яркими красками. Во всем этом чувствуется праздничное ощущение мира.

Народное искусство — это могучее средство воспитания человека, это национальная гордость народа. Предмет гордости каждого человека, ощущающего себя частицей своего народа, — не национально замкнутое народное искусство, а то, что вошло в мировую сокровищницу достижений ума и рук человека, то есть значимое с общечеловеческих позиций.

- индивидуальное восприятие мира растворяется в общем;

- наличие ярко выраженного эстетического ядра;

Для нашей работы считаем необходимым выделить из этого ряда некоторые особенности, наиболее, с нашей точки зрения, характерные в восприятии детьми народного искусства любого народа.

Традиционная народная религия с почитанием природы и всех ее сил соединяла в одно целое весь мир: духовный и материальный. Отсюда идет образный параллелизм в народной поэзии, текстах народных песен: часто первые две строки — образы материального мира (деревья, птицы, окружающие человека предметы), следующие две строки — переживания, судьба, жизнь человека. Например:

Куда летишь, ласточка, сквозь дождь,

Сквозь оба крылышка капли проливая?

Куда идешь, родной, в далекий путь,

Из обоих глаз слезы проливая?

2. Наличие ярко выраженного этнического ядра. Чувашская народная музыка до сегодняшнего дня хранит в себе традиции, идущие от мировоззрения, национального характера чуваш. Традиционным у чуваш является почитание отца, матери, уважительность к старцам, любовь к земле-кормилице, бережное к ней отношение, чувство рода в стремлении не разлучаться с родными и близкими. Об этом говорят многие чувашские народные песни. Обычно такие песни сосредоточенные, философски-этические пели взрослые, мужчины и женщины, а дети слушали.

Песня является одним из основных традиционных жанров национального музыкального фольклора, представляющая собой глубокий и правдивый музыкальный образ народа, его характера, психологии и мировоззрения. Народная песня как неисчерпаемый источник народной мудрости является бесценным средством этнопедагогики.

Чувашский ученый, деятель культуры и народного образования Н.В.Никольский утверждал, что народная песня - это верный путь к осознанию человеком своей национальной принадлежности. Народная песня учит любить то, о чем поет народ, и тот язык, которым он пользуется. [31;6].

Музыкальное искусство жило в народе задолго до появления профессиональных сочинителей музыки – композиторов. Песни и наигрыши украшали быт и увеселения молодежи и старших поколений, служили важной составной частью свадебных ритуалов, земледельческих обрядов. В течение веков одни из песен забывались, другие возрождались. Чувашская народная музыка сохранила в себе традиции одной из древних и самобытных устных музыкальных культур.

Песня - самая богатая и развитая область устного народного творчества чувашей. Здесь отразились все стороны жизни народа: и беззаботная веселость молодежи, и глубокие размышления старших поколений о смысле человеческой жизни, тонкая наблюдательность, обычаи, детали быта, особенности национальной эстетики, психологии и нравственности [17;3].

Песни создавали народные певцы и сказатели, имена которых большей частью нам неизвестны. Они записывались, и передавались из поколения в поколение, иногда на продолжении целых столетий. "Предки передали ее", "От дедов пришла она", - говорят чуваши о песне. Музыка и песня украшают жизнь чувашина, облагораживают отношения людей друг с другом. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.

В музыке издавна чувашин видел источник здоровья, радости и счастья, поэтому относился к ней как к предмету, достойному уважения и внимания человека.

Отношения чуваш к музыке и пению ярко раскрывается в легендах, сказках, преданиях и пословицах чувашского народа. В них говориться, например, о том, что песня всегда жила в большой дружбе с народом, что она была неразлучна с ним в труде, и на отдыхе, что она делила с народом и горе, и радость: "Люди радуются, и песня радуется; люди печалятся, и песня грустит…"

В образной форме рассказывается о том, как добрая песня сопутствовала народу в тяжелые, беспросветные годы его существования, как помогала она трудящимся бороться против зла и несправедливости, против угнетения и произвола царских властей, как окрыляла она народ, вселяя в его душу непобедимую силу и вечную молодость.

И как бы в благодарность этому чувашский народ сложил немало песен о песне, в которых люди обращаются к ней, как к своему лучшему другу - вечному спутнику жизни. Без нее жизнь чувашина пуста, бесцветна, для него песня - язык души. [13;14]

Во многих исследовательских работах отмечалась особая наклонность чувашей к пению. "Слух у них по большей части хорош… Голос у них редко бывает сильный, но почта всегда пригодный для пения". "Среди чувашей нередко можно встретить лиц с очень хорошей музыкальной памятью, знающих не один десяток народных песен" [11;70].

Песня в жизни чувашей занимает огромное место. Чувашская народная музыка звучала во времена всех важных событий жизни семьи, на многих языческих и христианских праздниках, во время различных обрядов и увеселений [14;124].

Первыми собирателями и исследователями чувашской народной песни были русские - А. Ф. Риттих и В. А. Мошков. Они публикуют первые чувашские мелодии, записанные ими, в конце 19 века. Настоящая же работа по записыванию и исследованию чувашского фольклора началась лишь после Великой Октябрьской социалистической революции, когда это стало делом чувашских исследователей В. П. Воробьева, Г. Г. Лискова, С. М. Максимова, Ф. П. Павлова, Т. П. Парамонова, равно как и современных композиторов и музыковедов — Ф. С. Васильева, Ю. А. Илюхина, М. Г. Кондратьева, Ф.М.Лукина, Г.Я.Хирбю и др.

Народная песня является частью духовной культуры человека и человечества, отражает жизнь народа во всех ее проявлениях, входит в жизнь ребенка с колыбельной песни матери и сопровождает его в течение всей жизни: в игре, в учении, в труде, в сфере свободного общения, в горе и радости, в будни и праздники.

Песня продолжает оставаться главным богатством, сохраненным чувашским народом по сей день.

По преданию, жизнь Эмине была очень короткой и трагичной. Ее любимый по имени Янтукан за участие в народном восстании был сослан на каторгу. Эмине хотели насильно выдать замуж за человека, который погубил Янтукана. Девушка не выдержала всех этих переживаний и рассталась с жизнью. Но десятки ее прекрасных песен еще долго звучали на чувашской земле.

Стихи чувашской поэтессы Эмине включены в двухсоттомный сборник Библиотеки всемирной литературы.

И в XX веке продолжали сохраняться чувашские песенные традиции. Известный народный певец Гавриил Федоров родился 29 марта 1878 года в д. Томакасы Чебок-сарского района (умер в 1962 г.).

Творчество Гавриила Федоровича стало известно благодаря чувашскому композитору С. М. Максимову. Всего с голоса Г. Ф. Федорова записано около 800 чувашских на-родных песен.

Кĕмĕл çĕрĕ çыруллă, Серебряное кольцо с письменами,
Тăхнăр çыру пĕтиччен. Одевайте, пока надпись не исчезнет.
Эпир юрланă юррине Песни, которые мы пели,
Аснăр асран кайиччен. Помните, пока не забудутся.

Многие русские и чувашские композиторы использовали мелодии его песен для своих произведений.

Другая популярная народная певица Ираида Вдовина родилась 19 сентября 1913 года в с. Покровское Мариинско-Посадского района (умерла в 1985 г.).

Профессиональные певцы Чувашии. С начала XX века в Чувашии появились свои профессиональные певцы.

Известный всему миру оперный певец-бас Максим Михайлов родился 13 августа 1893 года в д. Кольцовка Вурнарского района (умер в 1971 г.).

Максим Дормидонтович работал на Всесоюзном радио и в Большом театре в Москве. С успехом исполнял сольные оперные партии и народные песни.

Одной из первых профессиональных певиц была Анна Токсина. Родилась в д. Нижние Кунаши Цивильского района 1 февраля 1898 года (умерла в 1985 г.).

Анна Ивановна работала на Чувашском радио и в Чувашском государственном ансамбле песни и танца.

Забудешь предков — потеряешь себя. Культура только тогда может успешно развиваться, когда осваивается наследие предшествующих поколений. В работе рассказывается о ярких, знаменитых музыкальных деятелях Чувашии, уроженцев Янтиковского района Чувашской Республики прошлого, настоящего и будущего. Ученые считают, что из всех собранных образцов народной музыки России чувашская музыка и песни отличаются своим колоритом и богатством. И нам есть чем гордиться – прекрасна природа нашего края, красивы и наши села. Но самое главное богатство – это люди, мастера музыкального искусства Чувашии, а если проще - земляки.

ВложениеРазмер
mastera_muzykalnogo_iskusstva_chuvashii_-_moi_zemlyaki_.docx 985 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Мастера музыкального искусства Чувашии - мои земляки.

(прошлое, настоящее, будущее)

учащаяся 4 класса

Григорьева Анастасия Евгеньевна

Глухова Светлана Анатольевна

с. Янтиково, 2012 г.

2. Введение (цель, задачи)………………………………………… стр.3

3. Основная часть

Василий Петрович Воробьев.…………………………….. стр.5

Геннадий Васильевич Воробьёв………………………….. стр. 6

Максимов Степан Максимович…………………………. стр.7

Морис Николаевич Яклашкин ……………………………. стр.9

Александр Георгиевич Васильев…………………………. стр.11

Юрий Павлович Григорьев ………………………………….стр.12

Николай Нилович Казаков…………………………………..стр.13

Виктория Владимировна Захарова………………………. стр. 14-

5. Список использованной литературы и сайтов.………………….. стр.17

Тема работы очень актуальна для нашей школы искусств, т.к. результаты работы будут интереснейшими дополнениями к урокам музыкальной литературы. Не зная о творчестве национальных композиторов-земляков, нельзя считать себя по-настоящему образованным и культурным человеком. Поэтому, выполняя данную исследовательскую работу, были поставлены конкретные цель и задачи.

Цель - собрать о выдающихся деятелях искусства нашего района материал для того, чтобы с их творчеством познакомить моих друзей и одноклассников.

  1. Осуществить поиск нужной информации (литература, личный фотоархив преподавателей, опрос, СМИ, Интернет);
  2. Структурировать информацию;
  3. Сохранить информацию в виде реферата.

Основная часть - ПРОШЛОЕ

Первый исследователь чувашской музыки В.А.Мошков выразил такие мысли:

Основой профессиональной музыки любого народа являются богатства музыкального фольклора, т.е. песни и инструментальные мелодии, созданные народом веками. Весьма ценный метод претворения народности в музыке – широкое использование композиторами в сочинениях разных жанров языка народной музыки, т.е. типичных мелодических оборотов, характерных ритмов, а иногда и подлинных народных тем. Это делает их произведения доступными широким массам. Так писали и продолжают писать многие чувашские композиторы. Особенно много гармонизаций и обработок оставили первые чувашские композиторы Ф.П.Павлов, С.М. Максимов, Г.Г.Лисков, В.П.Воробьёв, А.Н.Тогаев. Эти сочинения ныне составляют классику чувашской музыки, по ним судят о красоте и богатстве чувашских народных песен. [2]

Забудешь предков — потеряешь себя. Культура только тогда может успешно развиваться, когда осваивается наследие предшествующих поколений, поэтому начну с самых истоков…

Наиболее крупное свое произведение — четырехчастную симфонию Геннадий Васильевич не успел закончить, но эта первая симфония, написанная чувашским композитором, до сих пор считается одним из лучших произведений чувашской музыки. Именем композиторов Воробьевых названа улица в столице Чувашской Республики. [4]

Не менее знаменитый и талантливый композитор, о котором есть множество публикаций, это Максимов Степан Максимович (1892-1951), композитор, исследователь самобытной песенной культуры чувашей, стоявший у истоков музыкального образования в республике. Он родился 31 октября 1892 года в селе Яншихово-Норваши Янтиковского района. Чем знаменит мой земляк? Став учителем пения, он собирал и изучал произведения чувашского фольклора. В 1918 г. был издан первый сборник народных песен, гармонизированных им для хора. С 1926 г. возглавил музыкальную школу в г. Чебоксары, которая под его руководством становится центром подготовки национальных музыкальных кадров.

Во время обучения в Московской государственной консерватории на композиторском отделении, в 1933 г., вступил в члены Союза советских композиторов в Москве. В консерватории Степан Максимович обратился к новым для чувашского искусства инструментальным жанрам, создал Увертюру и Чувашскую сюиту для симфонического оркестра, камерно-инструментальные ансамбли, Сонатину для фортепьяно, Марш для духового оркестра. Увертюра, написанная им к окончанию консерватории, впервые прозвучала в 1935 г. в дни празднования 15-летия Чувашской автономии. Занимался он научно-исследовательской и педагогической деятельностью. Работая директором и преподавателем музыкального техникума, писал учебники по музыке для чувашских школ. В 1935 г. в городе Чебоксары вышел в свет учебник музыкальной грамоты на чувашском языке, детские песни.

Потомки, отдавая дань заслугам Степана Максимова в области музыкального искусства, увековечили его имя: в родном селе композитора была открыта памятная доска, а в городе Чебоксары его именем названы музыкальная школа и одна из улиц столицы. [5]

Основная часть - НАСТОЯЩЕЕ

В настоящее время среди выдающихся деятелей культуры и искусства можно выделить таких ярких личностей, как Морис Николаевич Яклашкин, Александр Георгиевич Васильев, Григорьев Юрий Павлович, Николай Нилович Казаков.
Морис Николаевич Яклашкин - известный хоровой дирижер и педагог, профессор, почётный гражданин г. Чебоксары, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Чувашской Республики, народный артист Российской Федерации. Является лауреатом Государственной премии Чувашской Республики, дипломантом международных фестивалей. Он уроженец села Чутеево Янтиковского района (род.04.08.1947 г.).

Умение и энергия, организаторские способности Мориса Николаевича ярко проявились в создании по его инициативе на базе хора "Гостелерадио" в 1992 году Чувашской государственной хоровой капеллы (ныне Чувашской государственной академической симфонической капеллы) – одного из ведущих профессиональных коллективов республики. Под его управлением капелла становится лауреатом Государственной премии Чувашской Республики им. К.И.Иванова, дипломантом Международных фестивалей в Венгрии, Первого фестиваля "Рождественские музыкальные встречи в Северной Пальмире" (Санкт-Петербург, 1991), участвует в XIV музыкальном фестивале "Московская осень".
"Профессор Морис Яклашкин в истории нашей национальной хоровой культуры – фигура видная и крупная. Если судить по большому счету, с его именем, в основном, связано бурное развитие чувашской школы академического пения, пения без музыкального сопровождения. С его именем также связана последовательная и настойчивая пропаганда богатейшего наследия чувашских, русских и зарубежных классиков хоровой культуры, пропаганда произведений русских, татарских, башкирских, мордовских, марийских и других композиторов. Велики заслуги дирижера и перед музыкой своего народа. Сделано огромное количество записей песен и хоровых произведений чувашских композиторов и их обработок народных песен. Заново перезаписаны антологии песен Федора Павлова, Степана Максимова, Василия и Геннадия Воробьевых, Григория Лискова. Впервые исполнены изумительно красивые хоровые обработки и фрагменты из опер Владимира Иванишина, Григория Хирбю, Анисима Асламаса, Тимофея Парамонова, Петра Миронова.

Большое внимание Морис Николаевич уделяет воспитанию молодых исполнителей и учителей музыки и пения. Многие из его учеников продолжают обучение в консерваториях России. [6]

Можно отметить духовную преемственность музыки А.Г.Васильева с творчеством чувашских композиторов 20-х гг. С.М.Максимова и Г. В. Воробьёва. В свою очередь, своеобразие искусства Васильева оказывает влияние на творчество более молодого поколения чувашских композиторов, таких как - Юрий Григорьев, Николай Казаков, Олег Трифонов, Лолита Чекушкина.

Основная часть – БУДУЩЕЕ

Недавно вышел в свет диск с её авторскими песнями. Свои песни она исполняет своим землякам на праздничных концертных площадках района.

Ученые считают, что из всех собранных образцов народной музыки России чувашская музыка и песни отличаются своим колоритом и богатством.

И нам есть чем гордиться – прекрасна природа нашего края, красивы и наши села. Но самое главное богатство – это люди, мастера музыкального искусства Чувашии, а если проще - мои земляки.

4. Литература и сайты:

С любовью к музыкальному делу (К 115-летию со дня рождения С.М. Максимова)

6. http://www.tvorite.ru/2010/09/28/moris-nikolaevich-yaklashkin.html - Иван Ахрат, заслуженный работник культуры Чувашии.
Отрывок из статьи "Серебряный звук академической капеллы", "Республика" №

8. Композитор Александр Васильев: творчество в контексте времени и традиций : сб. науч. ст. / коллектив авт. ; науч. ред. М. Г. Кондратьев. – Чебоксары, 1999. – 179 с.

Во многих исследовательских работах отмечалась особая наклонность чувашей к пению. "Слух у них по большей части хорош… Голос редко бывает сильный, но почта всегда пригодный для пения". "Среди чувашей нередко можно встретить лиц с очень хорошей музыкальной памятью, знающих не один десяток народных песен" .

Первыми собирателями и исследователями чувашской песни были А.Риттих и В.Мошков. Они публикуют первые чувашские мелодии, записанные ими, в конце 19 в. Настоящая же работа по записыванию и исследованию чувашского фольклора началась в 20в. когда это стало делом чувашских исследователей В.Воробьева, Г.Лискова, композиторов и музыковедов — Ф.Васильева, Ю.Илюхина, М.Кондратьева.

Чувашское население проживало в древности племенами. с 10 в в составе Волжской Булгарии. В 14 – сер. 16 века в составе Золотой Орды и Казанского ханства. В дальнейшем в составе Казанской губернии и соседних губерний Российской империи. У них не было своей особой территории, своего государства, тем не менее, исследователи отмечали их особую привязанность к родным местам, своей семье.Чуваши всегда ценили свои обычаи, музыку, языкЭта преданность проявлялась в патриотизме чувашей.Когда наступали общенародные бедствия (война, голод, повальные болезни), в чувашских деревнях прекращались увеселения не только в среде взрослых, но и подростков и детей.

Сдержанность присущи чувашскому менталитету и языку. Даже самые сильные чувства старались не проявлять, не беспокоить окружающих. Обычно чувства выражались в песнях.Человек, единственный из всех живых существ обладающий речью, должен беречь язык и не допускать туда плохие слова, Есть особенная деликатность в отношениях.избегают сказать кому-либо грубость, что-либо обидное, унижающее, оскорбительное. В чувашских песнях нет никогда ничего циничного, грубого, неприличного. Они глубоко религиозны, целомудренны, нравственны.Многие исследователи отмечали высокий художественный вкус чувашей, их музыкальность, способности к искусствам и творчеству.

К страшным и недопустимым чувашским традициям относили тип шар — самоубийство из-за сильной обиды. Человек не сам решает, когда ему приходить в этот мир, и он по своему решению не имеет права уходить из этого мира.

Создание мира по представлениям предков чуваш. Вселенная вечна, всегда существовала и будет существовать.Вселенная имеет создателей — одно или несколько божеств. Например, как и у многих древних народов, великая богиня-мать.В некоторых мифах первоначальный мир представлялся в виде хаоса, абсолютного беспорядка, смеси воды и огня, тьмы и света, времени и пространства. Затем божества приводили мир в порядок — сначала создавали огонь и воду, землю и воздух-небо, потом — светила, звезды, растения, животных, людей, разные вещи, обычаи и т.д.Во многих мифах рассказывается, что сначала в мире ничего не было, кроме воды в виде бескрайнего океана. Затем из него выделилась земля. Утка или другое существо достало изпод воды кусочек ила, и из этого образовалась земная твердь. Следующим этапом созидания мира было отделение неба от земли. По древним представлениям чувашей, небо было очень низкое, и его рукой можно было достать с крыши дома. Но люди запачкали небо, и оно, обидевшись, поднялось наверх.

Устройство мира. По древнейшим представлениям чувашей, вселенная состоит из трех миров (слоев):

1. Верхний мир. Состоит из трех или семи слоев, на которых обитают верховные боги и добрые духи, небесные светила — солнце, луна, звезды.

2. Светлый мир. В этом мире живут люди и животные. В центре мировая гора. На ней растет дерево мира. Крона дерева достигает верхнего мира, корни уходят в нижний мир. Своими ветвями, упирающимися во все углы мира, оно поддерживает небесный свод.

3. Нижний мир. Он состоял из трех или семи слоев и представлялся как остаток хаоса, где в нижних слоях обитали злые духи, чудовища.

В древней религии чувашей существовало множество божеств и духов. (около 2000.) Среди них выделялись главные божества.Главным божеством был бог неба и создатель вселенной — Турă=Тенгри. По представлениям чувашей, сразу после рождения у человека появлялись два пирĕшти (ангела). Один записывал все добрые дела человека, другой — злые.

Главным злым духом был Шуйттан=шайтан, его помощниками — дух смерти, разные змеи —и др. чудовища. Все эти существа могли проникать в светлый мир и творить зло. Во многих народных сказках существует сюжет о битвах богатырей и драконов.

Многие существа-духи становились героями сказок и песен.

Чтобы вернуть в мир порядок или отблагодарить божества за благополучную жизнь, чуваши проводили обряды чÿк. —обряд моления с жертвоприношением. Чÿк обычно проводили всем родом, целой деревней или несколькими деревнями.Самым многолюдным был обряд Аслăчÿк. Обычно он проходил раз в 9 л. На него собирались жители близлежащих деревень, могли прийти несколько тыс чел. Обряд чÿк представлял собой торжественное и возвышенное действо, а в глубокой древности во время таких обрядов звучала специальная сакральная музыка.В каждой народнойпесне отражались представления людей о мире, событиях.

В старинной народной культуре, как и в природе, соблюдался принцип единства эстетического и утилитарного — что удобно, то и красиво, что красиво, то и удобно. У многих народов в древности новый год начинался весной. Большинство тюркских народов до сих пор справляет праздник нового года в день весеннего равноденствия. По чувашским поверьям, как и по традициям многих народов, весной наступал новый год. Но перед его наступлением обязательно нужно было вспомнить, почтить своих предков. Этому посвящался обряд калăм. Вечером собирались в доме старшего родственника. В молениях приглашали предков за стол. После начинался пир и веселье с песнями и танцами. В последний день калăм проводили специальный обряд изгнания злых духов, болезней, всей нечистой силы. Сс музыкой, танцами, песнями, криками, шумом обходили всю деревню. На следующий день молодежь, дети и старики собирались на краю деревни встречать первый восход нового года. В момент восхода старики призносили молитвы.Затем дети ходили с песнями и добрыми пожеланиями по домам, Весь день дети веселились, играли.Взрослые ходили в гости к родственникам и соседям: пели, танцевали.

Одним из древнейших весенне-летних обрядов чувашей, в измененном виде сохранившийся до наших дней, был Акатуй.Его проводили всей деревней или несколькими деревнями сразу, и в каждой местности были свои особенности.

После торжественной и долгой молитвы начиналось веселье с музыкой, песнями, танцами. Венгерский ученый Д.Месарош писал: «Они целыми ночами поют одна другой прекрасней пирушечные гостевые песни, самые душевные и самые милые произведения чувашской народной поэзии. Само пение тут не только дело естественное, но даже является долгом каждого. Хозяин бы обиделся, если кто-нибудь из гостей ушел, не исполнив ни одной песни.

Праздником, связанным с зимним солнцеворотом (когда самые короткие дни в году — 21—22 декабря), был сурхури,.Дети ходили по домам с песнями и пожеланиями. Обойдя деревню, ребята собирались у кого-нибудь дома, угощались, рассказывали сказки, пели, плясали .

Исследователи отмечают очень развитую народную музыкальную культуру чувашей. В древности ни одно обрядовое действие, праздник, какое-нибудь событие, часто даже игры детей не проходили без музыки.Среди всех поволжских народов чуваши выделялись большим количеством муз инструментов. Ученые считают, что мн инструменты, бытующие в Поволжье, были привнесены предками чувашей. Тем более, что с принятием мировых религий — ислама и христианства — мн нар рус, татар башк инструменты были утеряны. Всего их более 50. По способу извлечения звука 4 группы:1. Духовые которые звучат при помощи выдуваемого воздуха.

2. Струнные— звук создается дребезжанием струн.

3. Мембранные— у этой группы деталью, с помощью которой извлекают звук, является мембрана — натянутая пленка, обычно из кожи.

4. Самозвучащие— эти инструменты звучат, когда их приводят в движение: трясут, вертят и т. п.

Духовые подразделяются на три подгруппы: язычковые, флейтовые и мундштучные.

1. Язычковые, например, надрезанный на трубке из гусиного пера. Воздух вдувается в трубку — язычок дребезжит, и получается звук.Шăпăр — особенный обрядовый инструмент, обязательно использовавшийся на свадьбах. Этому инструменту и музыканту приписывали волшебные свойства. Таким же обрядовым инструментом был сăрнай. Его воздушный резервуар изготавливали из цельной шкурки козленка или теленка. В инструменте сĕрен также использовали пузырь животного.Из глины лепили тăмсăрнай. Своеобразной губной гармошкой был тута купăсĕ, звучащими язычками служили полоски бересты.В летнее время из трав, стеблей и стручков растений дети мастерили для себя музыкальные игрушки

2. Флейтовые. Нăй, шăхлич, изготавливали из трубчатых растений или из древесины. Для палнай использовали несколько таких трубок. Любимой детской музыкальной игрушкой был забавный тăмшăхлич в виде птиц, коней и т. п.

3. Мундштучные Военным музыкальным инструментом, изготовлявшимся из металла, был кавал. Похожий инструмент, но из рога,. Древняя металлическая нахра использовалась в особо торжественных случаях. Ее длина могла быть до 2—3 метров. Более длинной могла быть труба из древесины и коры,.

Струнные музыкальные инструменты подразделяются на две подгруппы:

1. Смычковые. Для игры на этих инструментах необходим смычок.Самым известным и широко применяемым инструментом на всех чувашских праздниках был купăс и его разновидности.

Мембранные музыкальные инструменты делятся на две подгруппы:

1. Ударные. К ним относятся разные барабаны и бубны (тункăр). Для барабанов обычно использовали шкуры собак.

2. Мирлитонные. К этой группе относится тура купăс — расческа с полоской бересты.

Самозвучащие музыкальные инструменты делятся на две подгруплы:1. Щипковые. Единственный представитель этой группы, широко распространенный в Азии и Сибири — купас - кубыз.2. Ударные. К ним относятся разные колотушки, трещетки, колокольчики, бубенцы и т. п.

Ближе к XX в в обиходе мн нар Поволжья появилась гармоника,. Название наиболее распространенного среди чувашей музыкального инструмента — скрипки (купăс) перешло в название гармоники. В первые десятилетия советской власти на изготовление некоторых нар муз инструментов требовалось специальное разрешение властей. Поэтому стали использовать ложки, вальки, бутылки с водой, печные заслонки и т. п.

Свадьба была большим праздником.И со стороны жениха, и со стороны невесты выбирался руководитель свадьбы . Обязательно приглашали несколько музыкантов, которые порой составляли целый оркестр.Во время одевания невеста пела песни-причитания.Подруги, сменяя ее, пели более веселые, шутливые песни. Затем невеста вместе со своими родными, подругами под музыку скрипок, барабанов с песнями и танцами отправлялись в гости к родственникам. Они сажали гостей за стол, вместе с ними пели, плясали, напутствовали девушку, прощались с ней.

"Мой народ сохранил сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч узоров", - сказал в конце XIX в патриарх духовного возрождения чуваш И.Я.Яковлев. Фраза эта стала крылатой, потому что отразила любовь и гордость, которыми окружал народ свои духовные ценности. Примером архаики может послужить чувашская народная музыка. Попав в поле зрения европейски образованных ценителей в XIX в., она сразу же предстала как "песнь народа, две тысячи лет сквозь всю ломку пронесшего с собой яркий образ прежней жизни".венгерского музыканта 3. Кодая. Сравнивая старинные венгерские и чувашские напевы, пришел к выводу, что чувашская музыка весьма важна для познания древних истоков его родной музыкальной культуры, ибо она "углубляет наши знания о самих себе. У нас общие предки, от которых мы отошли дальше вследствие того, что развивались под влиянием большего числа и сильнее отличавшихся факторов. Чувашская музыка тоже не могла сохраниться без изменений на протяжении почти полутора тысячелетий, но она осталась больше похожей на древнюю"Отношения чуваш к музыке и пению ярко раскрывается в легендах, сказках, преданиях и пословицах. В них говориться, например, о том, что песня всегда жила в большой дружбе с народом, что она была неразлучна с ним в труде, и на отдыхе, что она делила с народом и горе, и радость: "Люди радуются, и песня радуется; люди печалятся, и песня грустит…"В образной форме рассказывается о том, как добрая песня сопутствовала народу в тяжелые, беспросветные годы его существования, как помогала она бороться против зла и несправедливости, против угнетения и произвола, как окрыляла народ, вселяя в его душу непобедимую силу и вечную молодость.И как бы в благодарность этому чувашский народ сложил немало песен о песне, в которых люди обращаются к ней, как к своему лучшему другу - вечному спутнику жизни. Без нее жизнь чувашина пуста, бесцветна, для него песня - язык души

Читайте также: