Мыслители прошлого о государстве доклад

Обновлено: 16.05.2024

Рассматривая взгляды на возникновение и существование государства, важно выделить два основных подхода: социально-правовой (социальный) и политико-философский (философский).

Развивая идеи социального подхода, однако, с несколько других позиций Жан Жак Руссо считал, наоборот, что человек существо доброе, и люди заключают для общей пользы между собой договор, который мыслился, как фактическое состояние, проявляющееся само собой, а не юридический договор. Позиции Руссо, на наш взгляд, носили во многом идеалистический характер.

Более глубокие работы по исследованию и социальной стратификации общества и государства посвящены труды Макса Вебера (1864 - 1920), немецкого социолога, историка, экономиста и юриста, Парсонса Толкотта, американского социолога-теоретика, разработавшего структурно-функциональные направления в социологии. Парсонс опирается на работы М. Вебера, Э. Дюркгейма. Одной из главных составляющих концепции Парсонса является так называемый инвариантный набор функциональных проблем: адаптации, целедостижения, интеграции, воспроизводства структуры, решение которых обеспечивается специализированными подсистемами. Так, внутри социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая подсистема, функцию интеграции - правовые институты и т.д. Философский же подход, идущий от античности видит в государстве особое общественное явление и рассматривает государство как инструмент решения проблем общества, обеспечения совместной жизни людей. Философский подход довольно многогранен. Он включает в себя множество направлений: - теократическое направление возникновения государства - божественное; - патриархальное - считающее государство высшей формой опеки над людьми, вытекающее из семьи, рода, племени; - насильственная теория - наиболее подтвержденная практикой исторического развития.

Философское рассмотрение бытности государства изучало различные структурные модели построения государства, будучи при этом довольно однозначным.

Следовательно, государство это сложный коллективный и социальный феномен, одной из главных характеристик которого является наличие регулятивных норм в обществе, определяющих и выстраивающих отношения между гражданами данного общественного образования.

Территория - пространственная основа государства, при отсутствии которой государство не может существовать, хотя она и не является строгой константой. Территория включает в себя землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды. Государство поддерживает в вышеуказанных средах свою законную власть и имеет право защищать их от внешних посягательств. Под территорией государства может пониматься как его общая территория, так и территории его отдельных субъектов, штатов, провинций и т.д. Стоит отметить, что споры за территории между государствами были всегда и, по всей видимости, всегда будут. Даже внутри Российской Федерации между многими ее субъектами существуют конфликты и противоречия. По данным исследователей российского федерализма, более 30 субъектов Российской Федерации имеют территориальные претензии друг к другу.

Другой составляющей частью государства является население, то есть человеческое сообщество, проживающее на данной конкретной территории и подчиняющееся государственной власти.

Население может быть охарактеризовано, как относительно широкая социальная группа, члены которой? обладают некоторым чувством принадлежности к ней, благодаря общим расовым, культурным или социальным чертам самосознания. Люди, принадлежащие к какому либо народу, обладают более или менее выраженным сознанием того, что они входят в ту или иную общность, по определенным признакам отличным от другой общности.

Национальное сознание предполагает олицетворение себя с общими культурными и историческими ценностями, а так же наличие эмоциональных солидарных связей между лицами, принадлежащих к одной национальной общности. В случае распространения в государстве единой власти, под юрисдикцией которой находятся различные национальные группы, а власть при этом не учитывает индивидуальность каждой-группы, а также ее религиозные, исторические и другие ценности, то балансовая ситуация такого государства не может быть устойчивой и грозит возникновению различных напряженных ситуаций.

В многонациональном государстве конфликт наций грозит вызвать опасность для политической и экономической стабильности государства, возникновением сепаратистских настроений в обществе, что может в итоге поколебать целостность самого государства.

Как правило, легитимность власти, независимо от ее сущности, в настоящее время, дает такой механизм, как право и правопреемственность.

Позже, конечно, церковь утратила свое значение, но в определенное время развития истории влияние церкви и церковных догм на светскую жизнь было велико. Хотя и сейчас церковь нередко вмешивается в политические дела, так, например, Алексий II -Патриарх Московский и Всея Руси, в сентябре 1993 года во время политического кризиса, заявлял, что те первые, кто прольют кровь, будут отлучены от церкви, а так же призывал конфликтующие стороны воздержаться от кровопролития.

- властвующий и подчиненный субъекты;

- существование узаконенных правовых норм;

- монополия использования насилия власть предержащими;

- относительно постоянная территория юрисдикции, наличие внешних границ и внутреннее административно-территориальное деление;

- большинство населения данной территории обладает гражданства данного государства, дающего различные политические, социальные и экономические права данному индивидууму;

- наличие аппарата управления в различных сферах деятельности и функционирования государства;

- существование системы налогов как одного из основных материальных источников существования государства;

- суверенитет и политическая независимость государства.

Государство есть в своем роде производная величина власти, ибо, где нет власти - нет и государства. Власть есть сама по себе нулевая величина до тех пор, пока она не реализовалась в каком-либо субъекте или социуме. Власть может объединять общество, быть ему во благо или быть разрушительной силой. В каждом индивидууме есть молекула власти, и только объединившись, отдельные частицы власти, могут представлять значительную силу. Власть начинает реализовывать себя, и данный процесс может продолжаться сколь угодно долго.

В правовом обществе власть должна служить для охраны прав и свобод личности, индивидуума, обеспечивать целостность общества, хотя в то же время она может являться источником коррупции, сферой влияния различных интересов и групп, отнюдь не заинтересованных в развитии созидательной составляющей части власти.

Как показала историко-политическая практика, возникновение и существование государств во всем мире многогранно и неоднозначно. Поэтому на наш взгляд при изучение теории государства необходимо применять комплексный метод, включающий атрибуты политико-философского и социально-правового подходов.

Современная российская политическая ситуация во многом напоминает прошлое, естественно с учетом эволюционных преобразований, однако, не всегда ошибки прошлого учитываются современными политиками. Анализируя эволюцию философской политической мысли, можно подчас найти объяснения многим современным общественно-политическим процессам.

На сегодняшний день в России актуальнейшим образом стоит вопрос о формировании гражданского общества. Однако, в отличии от философов-идеалистов прошлого, предполагавших автономное существование общества от государства и власти, на сегодняшний день так вопрос не стоит.

Роль политики и государства в современном обществе. Мыслители Древнего мира о значении политики и роли государства. Средневековые социально-религиозные и политические концепции. Правила поведения политического лидера согласно учению Николло Макиавелли.

Рубрика Политология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 03.04.2016
Размер файла 18,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Мыслители прошлого о политике и её роли в жизни людей

Поэтому в данной работе мы преследовали следующую цель: показать необходимость политики в жизни общества на различных этапах развития.

1. узнать, что такое политика и государство, определить их функции;

2. выяснить, что думали мыслители прошлого о политике и государстве в разные исторические периоды;

3. проследить эволюцию политической мысли.

Наша работа состоит из четырёх частей. В первой части раскрывается понятие о политике и государстве, а так же их роль в жизни общества, во второй - мы узнаем, что говорили мыслители Древнего мира о политике и государстве. В третьей и четвертой частях раскрывается мнение средневековых мыслителей и философов нового времени по этой же проблеме.

1.Роль политики и государства в жизни общества

На современном этапе развития общества роль политики все возрастает. Все взрослые, дееспособные граждане через различные механизмы избирательного процесса участвуют в формировании органов власти, осуществлении управления государством, распределении материальных и духовных ценностей.

Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. А государство - политическая форма организации общества, основанная на публичной власти, централизованном управлении обществом и монополии на применение силы принуждения.

Политика и государство выполняют различные функции:

1. Выражение общественно значимых интересов всех групп и слоев общества.

2. Рационализация возникающих в обществе противоречий.

3. Руководство и управление общественными процессами в интересах тех или иных групп или общества в целом.

4. Интеграция различных социальных групп за счет подчинения их интересов интересам целого.

5. Политика выполняет своеобразную человекотворческую функцию. Она позволяет человеку проявить себя как социально активное, социально значимое существо.

Различают внутренние и внешние функции государства

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны. К ним относятся:

1. Экономическая функция - установление налогов, выдача кредитов, инвестиций, определение льгот в отношении некоторых субъектов хозяйственной жизни и т. д.

2. Политическая функция- гармонизация интересов различных социальных групп.

3. Социальная функция- обеспечение условий жизни для всех членов общества.

4. Правоохранительная функция - обеспечение точного и полного выполнения положений законодательства.

5. Экологическая функция.

Внешние функции - это основные направления его деятельности на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире. Такими функциями являются: функция обороны, дипломатическая функция (способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами), поддержка мирового правопорядка (политическое сотрудничество государств с целью избегания глобальных вооруженных конфликтов), внешнеэкономическая функция (развитие взаимовыгодного сотрудничества государств), культурная сотрудничество между странами на основе двусторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО, сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности (рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др.).

2.Мыслители Древнего мира о политике и государстве

Так основным принципом идеального государственного устройства для Платона является справедливость, которая формируется в душе индивида. Овладеть искусством осуществления справедливости могут лишь исключительные люди. Поэтому и управлять государством, осуществлять политическую деятельность - удел избранных, способных превзойти своих граждан добродетелями, умом, моральными качествами. В государстве Платона необходимые для общества в целом функции и виды работы разделены между специальными разрядами его граждан, но в целом образуют гармоническое сочетание. B идеальный государственный строй Платон рассматривал по аналогии с космосом и человеческой душой. Образом идеального государственного строя для Платона послужили патриархальные отношения - организация жизни господствующего класса по образцу военного лагеря, пережитки общинной собственности, группового брака и др. Платон устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля является собственностью государства. Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии.

Так же, Платон высказывает своё мнение о политике. Он был первооткрывателем в сфере философского осмысления широкого комплекса политико-правовых проблем. Платон говорил, что истинная политика заключается в том, чтобы просто улучшать граждан в государстве путем воспитания.

Схожая точка зрения была и в Китае. Так Конфуций (551-479 гг. до н.э.) предполагал, что только идеальный по своим моральным качествам человек должен управлять государством. При этом он наделял его такими качествами как сыновья почтительность, братская любовь. Последователи Конфуция утверждали, что смысл и цель государственной политики состоят в том, чтобы воплощать этические принципы их учителя в жизнь.

Таким образом, уже в Древнем мире можно проследить мысль, что в основе морали лежит материальный и политический интерес наиболее влиятельных групп и индивидов. Впоследствии теории этих мыслителей оказали большое влияние на политическую и государственную жизнь общества.

3.Мыслители средневековья о политике и государстве

Следует отметить, что именно в средневековый период обозначился переход от древней политической культуры к средневековой. В этот период мысль о государстве и политике развивали такие мыслители как Августин и Фома Аквинский. 1

Его взглядов придерживается и Фома Аквинский (1225-1274), утверждая, что государственная власть происходит от бога. Поэтому она должна быть подчинена духовной власти. Он хотел усилить веру, установив церковную власть.

Таким образом, несмотря на небольшие разногласия Фомы Аквинского и Августина, они выступают за главную роль церкви в жизни государства и в политике.

политика государство макиавелли

4. Мыслители нового времени о политике и государстве

С точки зрения теории режимов, важно сопоставить методологию Томаса Гоббса и Джона Локка.

У Локка и Гоббса есть также схожие мнении о политике в государстве. Локк, как и Гоббс, полагает, что сохранение личной безопасности и имущества - главный побудительный мотив совместного существования человеческого сообщества.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Гоббс высказывается в пользу государства, Локк - общества. Гоббс убежден, что суверен знает эти законы и обязан научить им своих подданных, выполнив тем самым возложенную на него воспитательно-просветительскую роль. Локк полагает, что законы следует находить, и никакое правительство не в состоянии будет сделать это, минуя общество.

Политика и государство друг с другом взаимосвязаны. Так политика налаживает отношения в обществе, а государство при этом является формой его организации.

На разных этапах развития роль, функции, форма политики и государства рассматривались по-разному. Философы античности говорили о политике как о величайшем искусстве, искусстве управлять людьми. При этом во главе государства они видели высокоморального человека. Аналогичных взглядов придерживались философы Китая. Однако, уже в это время появляются различные учения о политике и государстве. Так на ряду с идеей служения политики народу, идеей о всеобщем благе, существовало учение в котором народ рассматривался лишь как материал, как средство для достижения целей государя. Философы средневековья утверждали, что церковь и государство необходимо рассматривать как единое целое. При этом главенствующая роль должна принадлежать церкви. В Новое время появляется множество теорий о происхождении государства и роли в нем политиков, появляется идея разделения власти, учения о политических режимах.

Таким образом, политическая мысль не стоит на месте. Осмысление роли политики и государства продолжается и в наше время, но тот фундамент, который заложили мыслители прошлого, является прочной основой для совершенствования политических идей.

Список используемой литературы

1. Боннар. А. Греческая цивилизация. Т.3. От Еврипида до Александрии. - М.: Искусство, 1991.-398 с.

2. Марадян А.А. Двуликий Янус. Введение в политологию. Учебное пособие для студентов первых курсов вузов. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.- 320 с.

3. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. -- М.: Интерпракс, 1995. -- 296 с.

Подобные документы

Исследование историко-политических условий написания трудов Никколо Макиавелли, его политической деятельности. Анализ характеристик идеального правителя в трактате "Государь". Изучение принципов политической жизни государства и деятельности государя.

реферат [38,8 K], добавлен 10.03.2015

Понятие морали. Соотношение политики и морали. Исторические предпосылки учения o соотношении политики и морали Никколо Макиавелли. Связь учений Макиавелли и Макиавелизма с современностью. Макиавеллизм как явление современного общества. Мораль в политике.

курсовая работа [39,1 K], добавлен 09.01.2015

Основные факторы формирования образа идеального политического лидера. Маркетинговые и психологические исследования имиджа политического лидера. Влияние процесса персонификации политики на формирование образов. Роль и значение культурного контекста.

дипломная работа [149,0 K], добавлен 21.06.2016

Понятие государства как политической организации общества в научных работах Н. Макиавелли, его антиморальная политическая концепция. Идеи Н. Макиавелли о природе государственной власти и качествах правителя, их дальнейшее использование в политике.

контрольная работа [34,9 K], добавлен 07.02.2011

Мораль и политика в творчестве Н. Макиавелли. Новые воззрения на развитие общества и государства. Развернутая концепция человека и государственной организации в произведениях Макиавелли. Проблема соразмерности целей и средств, норм морали и политики.

Гост

ГОСТ

Развитие идеи правового государства, как теоретической концепции, имеет длительную историю. Зародившись еще в античные времена, учение о построении общества, основанного на принципах гуманизма и законности, прошло через эпоху Средневековья и Нового времени, достигнув наших дней.

Современное понимание значения политических свобод человека опирается на опыт прошлых веков, выработанный в сфере правовой организации общественной жизни, а также на историческую роль философских трудов, посвященных данной тематике.

Античные мыслители

Идея государственной власти, осуществляющей справедливую и мудрую политику во благо народа, возникла еще в глубокой древности.

Общеизвестное положение софиста Протагора, что мерой всех вещей является человек, означало приоритет интересов конкретной личности над органами власти.

Великий мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н.э.) обосновал концепцию правления разумных законов с точки зрения естественных прав человека. Он считал логичными лишь те формы государственного строя, которые действуют на благо общества в целом, и называл серьезной ошибкой стремление правителей только к личному процветанию. Философ определял государство, как форму общения и взаимодействия свободных людей.

Готовые работы на аналогичную тему

Философ связывал достижение общественного блага с политической активностью и правовой грамотностью населения. Вообще, именно древнеримские юристы в своей практике разделили право на частное и публичное. Это способствовало пониманию государства как субъекта публичного права.


Средневековые концепции

Средневековая политико-правовая мысль во многом зависела от церковных догматов, но некоторые философы сыграли важную связующую роль между идеями античных авторов и учениями Нового времени.

Известный теолог Фома Аквинский(1225-1274 гг.) переосмыслил политико-правовые постулаты Аристотеля с христианских позиций. Он говорил об уважении к человеку, поскольку он был создан по образу и подобию Творца. Это положение о достоинстве личности было одним из первых заявлений о необходимости соблюдать естественные права человека.

Исходя из этого, Фома Аквинский был уверен, что государство должно обеспечивать людям достойные условия жизни. Мыслитель заявлял о необходимости ограничить абсолютную власть монарха сословно-представительным органом власти.

Философ Марсилий Падуанский (1275-1343 гг.) продвинулся дальше своего коллеги-богослова в определении идеи правового государства. Он говорил о суверенитете народа как источнике и основе всякой власти. Правда, речь шла только о просвещенной части общества.

Новое и Новейшее время

Закат феодализма принес новое понимание идеи правовой государственности. Например, Н. Макиавелли основными задачами любого государства называл обеспечение общественной безопасности и возможности свободного пользования имуществом. Он ратовал за республиканскую форму правления, поскольку она наиболее полно отвечает принципам свободы и равенства граждан.

Во времена буржуазных революций идея правового государства обрела новое значение и актуальность. Прогрессивный мыслитель Б. Спиноза одним из первых теоретически обосновал понятие демократического государства. И заявил, что такая форма организации власти в стране должна обеспечить соблюдение прав и свобод граждан в рамках действующего законодательства.

Т. Гоббс в своих работах сформулировал принцип равенства всех граждан перед законом, независимо от сословной принадлежности. Он определил свободу человека как право делать все, что прямо не противоречит закону.

Д. Локк отметил, что право граждан на собственность должно охраняться государством и быть незыблемым.

Ш. Монтескье говорил о необходимости разделения власти на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Причем, они должны взаимно ограничивать и уравновешивать друг друга.

И. Кант разработал теорию правового государства, в котором центральное место занимает конкретная личность. Данная философская концепция значительно повлияла на дальнейшее развитие политико-правовой мысли, выразившись и в практических основах государственного строительства многих европейских стран.

В России идея правового государства нашла свое отражение в трудах А.И. Герцена, А.И. Радищева, Н.Г. Чернышевского, П.И. Пестеля, Н.А. Бердяева и других отечественных мыслителей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

План мероприятия: Вводное слово учителя Выступление приглашенного гостя – за.

. Гегель в утонченно-мистической форме возрождал религиозно-теологическое.

. Гегель в утонченно-мистической форме возрождал религиозно-теологическое учение о государстве. В его учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.

и Никколо Макиавелли (1469 – 1527 г.г.).

и Никколо Макиавелли (1469 – 1527 г.г.).

Макиавелли разделяет две формы правления: Республиканскую и монархическую.

Макиавелли разделяет две формы правления: Республиканскую и монархическую, но тем не менее больше поддерживает монархическую форму правления с гражданским единовластием. Он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, юстиции, учреждений и законов.

Никколо Макиавелли, как трезвомыслящий исследователь отразил в своих работах.

Макиавелли обращал внимание на то, что большинство политических деятелей доб.

За идеального правителя Макиавелли берет Военноначальника-тирана, обладающег.

За идеального правителя Макиавелли берет Военноначальника-тирана, обладающего способностью трезво оценивать обстановку и быстро принимать решения. За прототип идеального государя философ берет Чезаре Борджиа, военноначальника, лучшего фехтовальщика Европы, с невероятно хорошей памятью и другими важными качествами.

Платон (427 – 347 г. до н. э.) Древнегреческий философ Написал труды: «Госуда.

Государство по Платону Государство ( от греч. Πολιτεία ) – является выражение.

Государство по Платону Государство ( от греч. Πολιτεία ) – является выражением идеи справедливости

Типы государств

Государство по Платону Платон предлагает вариант идеального государства – сп.

Образование в Идеальном государстве 10 -20 лет 20 – 30 лет 30 – 35 лет 35 – 5.

Образование в Идеальном государстве 10 -20 лет 20 – 30 лет 30 – 35 лет 35 – 50 лет Гимнастика, музыка, религия Математика Философия Практика в управлении людьми Купцы, ремесленники, земледельцы Воины (Стражи) Философы – Правители

Сословное деление в Идеальном государстве Правители Защитники Производители Р.

Сословное деление в Идеальном государстве Правители Защитники Производители Разумное состояние души Яростное состояние души Вожделеющее состояние души Философы Воины Ремесленники Земледельцы

Томас Гоббс и Джон Локк

Томас Гоббс и Джон Локк

Томас Гоббс (1588–1679) родился в семье сельского священника. Учится в О.

Томас Гоббс Монархия Аристократия Демократия Форма государства Правит оди.

Томас Гоббс Монархия Аристократия Демократия Форма государства Правит один, а все ему подчиняются Правит группа людей Правят все

Самой лучшей формой с точки зрения достижения тех средств, ради которых.

Самой лучшей формой с точки зрения достижения тех средств, ради которых существует государственная власть, является, по мнению философа, монархия. "Те, кто испытал обиду при монархии, именуют её тиранией, а те, кто недоволен аристократией, называют её олигархией". При этом Гоббс предпочитает абсолютную монархию. Король, власть которого ограничена, не выше того, кто имеет право эту власть ограничить, а, следовательно, этот король не является сувереном. Сувереном же может считаться только абсолютно неограниченный король, власть которого передается только по наследству.

Пути возникновения государства Вследствие насилия Вследствие общественно.

Пути возникновения государства Вследствие насилия Вследствие общественного договора

Но если Томас Гоббс был сторонником абсолютной монархии, то Джон Локк считал.

Но если Томас Гоббс был сторонником абсолютной монархии, то Джон Локк считал, что верховная власть должна быть ограничена, и одним из первых разработал принцип разделения властей. Ограничения полномочий состоят прежде всего в том, что государство не может лишить человека какой-либо части его собственности.

Немало мыслителей выдвигали свои проекты идеального общества. Так появилась.

Немало мыслителей выдвигали свои проекты идеального общества. Так появилась и развивалась социалистическая идея. Ее сторонники стали называться социалисты-утописты. Известно, что к ним в первую очередь относят философов рубежа XVIII-XIX вв. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, называемых поздними утопистами, в отличие от ранних утопистов, мыслителей XVI в. - Т. Мора и Т. Кампанеллы.

В своем главном произведении «Книжка поистине золотая и равно полезная.

С п а с и б о з а в н и м а н и е !

С п а с и б о з а в н и м а н и е !

Краткое описание документа:

Презентация "Философы о государстве" расчитана для использования в качестве наглядного материала на уроке обществознания в 10-11 классах. Она так же может быть использована при проведении внеклассных мероприятий. Данная презентация состоит из 27 слайдов, на которых последовательно прослеживается эволюция философской мысли относительно государства. Целью является изучить представления философов разного времени о государстве. Презентация наполнена схемами, выдержками и цитатами, а так же имеет биографический материал. Я использовала данную разработку при проведении Единого профильного дня в своей школе.

В эпоху феодализма, начинающего разлагаться, идеи правовой государственности с точки зрения историзма излагались прогрессивными мыслителями того времени, в том числе Н. Макиавелли и Ж. Боденом. Первый из них видел смысл государств в возможности свободно использовать имущество и обеспечивать безопасность для каждого. Если рассматривать проблему государственных форм, то предпочиталась республика, которая в полной степени соответствовала требованию равенства и свободы.

С позиции Бодена государство определялось в качестве правового управления многими семействами и всем тем, что им принадлежит. Основной задачей государств Боден считал обеспечение для человека свобод и прав.

В период ранних буржуазных революций существенный вклад в разработку теорий правового государства стали вносить прогрессивные мыслители. Среди них можно выделить Спинозу, Локка, Монтескье, Дидро, Джефферсона и др. Например, Гроций в качестве цепи государства рассматривал охрану частной собственности с помощью правоустановлений, обеспечивающих для каждого человека свободное пользование собственным достоянием с согласия других лиц.

Один из первых Спиноза дает в теории обоснование демократического государства, связанное законами, но обеспечивающее настоящие права и свободы человека.

В своих научных трудах Гоббс дает обоснование необходимости формального равенства перед законом, незыблемости договоров, отстаивая понимание свободы человека в качестве прав делать все, что не запрещает закон.

Локк подчеркнул, что государство, формируемое с целью охраны естественных прав человека, должно устанавливать законы для устройства и учреждения собственности. Это возможно при использовании сил общества для их исполнения, а также для защиты от внешних нападений. В подобных государствах господствует закон, который способен обеспечивать естественные неотчуждаемые права собственности, индивидуальную свободу и равенство.

Основная идея учения Монтескье заключалась в теории разделения властей, которая, по мнению ученого, включала законодательную, исполнительную и судебную. Власти сосредоточены в разных органах и взаимно ограничивает (уравновешивает) друг друга.

В дальнейшем идея правового государства находит практическое воплощение в государственном формировании большей части цивилизованных государств.

Дидро дал основание правовым началам государственной власти в виде суверенности, которая построена на общественном договоре. Возникновение власти государства, по его мнению, происходит при возникновении продукта общественного договора, придающего обществу организованную политическую форму.

Зарубежные мыслители о правовом государстве

Обоснование и детальную разработку философской основы теории правового государства дал Кант. В его концепции центральную позицию занимает человек, личность. Философская концепция правового государства Канта существенно повлияла на последующее развитие политико-правовой мысли и практическое использование государственного построения цивилизованного общества.

Гегелем государство рассматривалось в контексте общей системы его функциональных философских представлений о мироздании. Его важнейшим элементом может являться философия права.

Ценность позиции Гегеля состояла в уменьшении роли принудительной, насильственной функции в государстве, где на первое место выступала четкая социальная и правовая направленность деятельности государства, включая ее глубокую нравственность, разумность и пользу для индивида и общества.

Марксом государство рассматривалось, как и право, исходя из сформулированной им классовой теории развития общества, в соответствии с которой государство и право исчезают вместе с исчезновением классов в случае установления диктатуры пролетариата. При анализе соотношения буржуазного государства и права, Маркс выдвинул доказательство, что юридический закон представляет собой продукт и отражение материальных производственных отношений в классовом обществе. Законодательством только фиксируются требования, которые диктуют экономические отношения. От него же зависит, насколько оно адекватно способно отражать в законе исторически сложившиеся отношения людей, которые соответствуют этому социально-экономическому строю.

В своем утверждении Маркс выдвинул идею правового государства. Он полагал, что свобода заключается в превращении государства из органа, который стоит над обществом, в орган, который полностью подчинен этому обществу.

Прогрессивной политико-правовой мыслью Западной Европы, которая была представлена Иерингом, Еллинеком, Ориу, Спенсером и др., сформировала элементы теории правового государства с точки зрения своего времени. Если отступить от субъективных оценок, то большая часть исследователей сошлись во мнении, что правовыми можно считать только такие государства, в которых законодатель также подчиняется закону, как и граждане.

Российские мыслители о правовом государстве

Отечественная правовая мысль также содержала идеи правового государства. Их можно подчеркнуть из трудов Писарева, Муравьева, Герцена, Радищева, Чернышевского и др. Большинство мыслителей подвергали беззакония феодализма критике.

В трудах русских правоведов и философов, работавших в предоктябрьский период (Коркунов, Чичерин, Котляревский, Муромцев, Гессен, Бердяев и др.), правовые воззрения в отношении государства стали предметом изучения истории политического и правового учения.

В послеоктябрьский период по причине объективных и субъективных факторов в нашей стране идеи правового государства поглотили требования революционного правосознания. Впоследствии их полностью исключили из реальной жизни.

В период тоталитаризма советская государственно-правовая наука не восприняла концепцию правового государства, считая ее буржуазной. Инерция властного отрицания и непризнания наукой многовековой теории, практики и опыта правовой государственности привели к серьезным социально-экономическим, культурно-духовным и национальным конфликтам в общественной жизни.

Последствием реформаторских процессов в последние происходили серьезные изменения, касающиеся научных взглядов на государство и право. Были точно определены новые подходы к оценена их роль в политической системе общества.

Если использовать научный арсенал прошлого и настоящего, практику и опыт построения правовой государственности в современных цивилизованных государствах, философия, российское правоведение, политическая и экономическая мысль намечают реальную основу и контуры будущего правового государства современного общества.

Читайте также: