Музыкальный руководитель обязанности доклад

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Функции и обязанности музыкального руководителя и воспитателя.

За музыкальное воспитание детей в дошкольном учреждении ответственен не только музыкальный руководитель, но и воспитатели. Рассмотрим их функции и обязанности.

А.И.Щербаков выделяет 8 общепедагогических функций:

Из них 1-4 - педагогические функции, 5-6 - функции общетрудовые, направленные на создание материальных и дидактических условий для творческого решения педагогических задач.

1. Информационная функция . Передача музыкальной информации детям. Для этого нужно иметь глубокие знания своего предмета, уметь преподнести знания воспитанникам, владеть культурой речи.

Муз. руководитель обязан:

1) Исполнять муз. произведения профессионально, ярко. Грамотно пользоваться грамзаписями.

2) Уметь доступно пояснять содержание муз. произведения. Это предполагает высокий уровень исполнительской и общей музыкальной культуры.

3) Проводить (при участии воспитателя) музыкальные занятия, праздники, развлечения.

1) Организовывать повторное прослушивание муз. произведений в группе без развёрнутой беседы о музыке.

2) Повторять в группе фрагменты праздничных утренников и развлечений.

3) Должен обращаться к произведениям, не звучащим на муз. занятиях (диафильмы, диапозитивы, сказки, озвученные музыкой).

4) Проводить некоторые досуги и развлечения самостоятельно (кукольный театр, инсценировки) или под руководством муз. руководителя.

5) Владеть исполнительскими навыками и умениями во всех видах муз. деятельности, в т.ч. игре на детских музыкальных инструментах.

6) Знать методику музыкального воспитания, уметь применять разнообразные методические приёмы.

2. Развивающая функция . Развивать способности детей, учить самостоятельно мыслить, стимулировать творческие проявления.

Муз. руководитель обязан:

1) Обогащать детские музыкальные впечатления, развивать музыкальные способности, учить творчеству.

2) Проводить диагностику музыкальных способностей.

3) Использовать проблемные методы обучения и уметь применять их с учётом возраста детей и индивидуальных качеств.

4) Обладать творческими умениями - уметь показать несколько вариантов исполнения в каждом виде деятельности.

5) Применять индивидуально-дифференцированный подход к детям - использовать разные по сложности задания.

6) Применять различные виды музыкальных занятий.

7) Уметь применять все формы организации муз. деятельности и помогать организовывать музыку в быту д/с.

1) Знать методы диагностики и помогать муз. руководителю в её проведении.

2) Поддерживать интерес детей к музыкальной деятельности, создавать проблемные ситуации, активизировать самостоятельность и творческие проявления детей.

3) Помогать проводить различные виды занятий. особенно комплексные занятия.

4) Использовать музыку на других занятиях (ИЗО, худ. слово и т.д.)

3. Мобилизационная функция. Предполагает умение педагога воздействовать на эмоционально-волевую сферу ребёнка. Обучение будет развивающим тогда, когда педагог заинтересует и увлечёт детей.

Муз. руководитель обязан:

1) Знать разнообразный репертуар и уметь отбирать яркие фрагменты муз. произведений.

2) Создавать проблемную ситуацию уже при восприятии музыки, находить интересные для сравнения музыкальные пьесы, фрагменты.

3) Использовать игровые методические приёмы, творческие задания, различные варианты занятий.

1) Знать музыкальный репертуар.

2) Уметь организовывать в увлекательной форме слушание музыки.

3) Находить индивидуальный подход к каждому ребёнку.

4. Ориентационная функция . Предполагает формирование устойчивой системы ценностных ориентаций личности.

Муз. руководитель обязан:

1) Сформировать у детей отношение к музыкальному искусству как к культурной ценности (духовной и интеллектуальной).

2) Заинтересовать детей музыкой.

3) Разбудить и развить эстетические чувства.

4) Развить ощущение и понимание красоты музыки.

1) информировать о системе музыкальных ценностей на художественном языке музыкального искусства.

Для успешного выполнения функций 1-4 муз. руководителю и воспитателю необходимо обладать следующими качествами:

1. любовь к музыке

5. способность к творчеству

6. музыкальная культура

8. увлечённость профессией

5. Конструктивная функция . Включает в себя 3 компонента:

1) конструктивно-содержательный (отбор и композиция учебно-воспитательного материала).

2) конструктивно-оперативный (планирование структуры собственных действий и действий детей).

3) конструктивно-материальный (планирование учебно-материальной базы для проведения работы).

Муз. руководитель обязан:

1) Вместе с воспитателем составлять перспективный план в котором определены задачи муз. воспитания, формы организации муз. деятельности, намечен основной репертуар, темы бесед с родителями, аспекты работы с педагогическим коллективом.

2) Составлять календарный план.

1) Составлять перспективный план совместно с муз. руководителем.

6. Организаторская функция.

Муз. руководитель обязан:

1) Проводить индивидуальное и коллективное консультирование воспитателей.

2) Вести кружковую работу.

3) Участвовать в педагогических советах.

4) Проводить открытые занятия для воспитателей.

5) Проводить собрания с родителями, индивидуальные консультации и беседы.

1) Совместно с муз. руководителем изучать теорию и методику муз. воспитания на современном этапе и внедрять новые достижения в педагогический процесс.

2) Помогать муз. руководителю проводить открытые занятия, проводить работу с родителями.

7. Коммуникативная функция . Предполагает умение общаться, устанавливать доброжелательные отношения с детьми, коллективом педагогов, родителей.

Муз. руководитель и воспитатель должны обладать следующими личностными качествами:

1. любовь к детям

9. культура общения

8. Исследовательская функция. Стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, пополнение профессиональных знаний и умений.

Муз. руководитель обязан:

1) Следить за специальной литературой.

2) Знакомиться с передовым педагогическим опытом.

3) Внедрять в практику работы новейшие методы и приёмы обучения.

4) Регулярно посещать МО в городе, районе, проходить КПК, бывать на проблемных семинарах, пед. чтениях, конференциях и т.д.

5) С помощью заведующей ДОУ заниматься повышением квалификации воспитателей в области муз. воспитания и развития детей.

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Музыкальный руководитель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность музыкального руководителя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика", профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность музыкального руководителя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

- не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

- не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

- не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

- не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Музыкальный руководитель должен знать:

- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

- Конвенцию о правах ребенка;

- педагогику и психологию;

- возрастную физиологию, анатомию;

- санитарию и гигиену;

- индивидуальные особенности развития детей, музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей разного возраста;

- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками, музыкальные произведения детского репертуара;

- при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии - основы дефектологии и соответствующие методики их обучения;

- современные образовательные музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры;

- основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами;

- правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

- правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Музыкальному руководителю запрещается:

- оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов музыкального руководителя;

1.6. Музыкальный руководитель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

2.1. Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников.

2.2. Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности.

2.3. Участвует в разработке образовательной программы образовательной организации.

2.4. Координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам музыкального воспитания детей, определяет направления их участия в развитии музыкальных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей.

2.5. Определяет содержание музыкальных занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников, используя современные формы, способы обучения, образовательные, музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры, современные методы оценивания достижений воспитанников.

2.6. Участвует в организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы образовательной организации (музыкальные вечера, развлечения, пение, хороводы, танцы, показ кукольного и теневого театра и иные мероприятия), спортивных мероприятиях с воспитанниками, обеспечивает их музыкальное сопровождение.

2.7. Консультирует родителей (лиц, их заменяющих) и воспитателей по вопросам подготовки воспитанников к их участию в массовых, праздничных мероприятиях.

2.8. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.

2.9. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой.

2.10. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.11. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

2.12. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.13. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.14. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.15. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.16. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.17. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.18. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.19. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.20. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.21. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.22. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Музыкальный руководитель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

- на сокращенную продолжительность рабочего времени;

- на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

- на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

- на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

- на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

- на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

- на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

- на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

- на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководства).

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Музыкальный руководитель несет ответственность:

4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Прежде чем приступить к работе с детьми необходимо изучить должностные обязанности музыкального рукаводителя.

ВложениеРазмер
dolzhnostnaya_instruktsiya.docx 15.05 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Функциональные обязанности музыкального руководителя

Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание. Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера. Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.

Наиболее важные критерии в работе музыкального руководителя ДОУ

1. Создание необходимых условий для развития у детей музыкальных способностей с учетом особенностей ребенка (смущение, застенчивость и т.п.), профилактика возникновения у него негативных переживаний.

2. Развитие у детей музыкального слуха: звуковысотного, ритмического, тембрового, и т.д. (используются дидактические игры, приемы моделирования и пр.)

3. Формирование певческих способностей.

4. Овладение дошкольниками элементарной игрой на музыкальных инструментах: металлофоне, бубне, погремушке и пр.

5. Развитие музыкально-ритмических движений в соответствии с характером музыки.

6. Учет достижений ребенка в разных видах музыкальной деятельности, фиксирование внимания на его потенциальных возможностях и способностях. Достижения дошкольника не сравнивается с достижениями других детей, а лишь с его собственными.

7. Создание условий для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в музыкальной игре (совместное чтение сказок, прослушивание аудиокассет, обсуждение событий жизни детей; организация посещения музеев, концертных залов, музыкальных театров и т.д.)

8. Приобщение ребенка к мировой и национальной музыкальной культуре.

9. Ознакомление детей с классической музыкой: прослушивание музыкальных произведений, беседы об их содержании, композиторах и т.д.

10. Знакомство дошкольников с произведениями народной музыки и песенного фольклора: организация их прослушивания и исполнения, знакомство с частушками, колядками, хороводами; разучивание народных танцев, песен, игр и т.п.

11. Формирование у детей представления о видах музыкального искусства (опере, балете и т.д.) и различных жанрах музыкальных произведений (вальсе, марше, колыбельной и др.).

12. Знакомство детей на занятиях с многообразием выразительных средств в музыке (ладом, мелодией, тембром, силой, темпом, высотой, длительностью звука и пр.).

13. Ознакомление дошкольников с различными классическими и народными музыкальными инструментами (рассказ о старинных и современных музыкальных инструментах, знакомство с их внешним видом и звучанием).

14. Приобщение детей к обрядовым, народным и традиционным праздникам и гуляньям.

15. Создание условий для развития творческой активности детей в музыкальной деятельности; обеспечение игровым материалом и оборудованием для музыкального развития детей.

16. Проведение музыкальных занятий (слушание музыки, пение, муз.-ритмические движения, игра на муз. инструментах). Стимулирование и поддержка стремления ребенка к выражению чувств через мимику, жесты, движения, голос.

17. поощрение импровизации детей в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах и пр.: побуждение передавать музыкальными средствами характерные особенности различных персонажей, свои эмоциональные переживания и настроения и т.п.

18. Предоставление дошкольникам права выбора средств для импровизации и самовыражения: музыкальных инструментов, роли, сюжетов, видов деятельности: пения, танца, ритмических движений и пр.

19. Создание условий для развития музыкального творчества детей на основании синтеза искусств, использование сочетания разных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игр-драматизаций и т.д.

20. Поощрение исполнительского творчества в музыкальной деятельности (участие в музыкальных спектаклях, концертах и др.) при поддержке педагогом индивидуальных интересов и возможностей детей с одновременным учетом их возрастных особенностей.

21. Помощь детям (по мере овладения дошкольниками игровыми действиями) в выборе различных музыкальных ролей; организация несложных музыкально-сюжетных игр с несколькими детьми.

22. Совместная музыкальная деятельность детей и взрослых: создание (по возможности) хора, оркестра или танцевального ансамбля с участием взрослых; проведение совместных праздников детей, родителей и сотрудников ДОУ и т.д.

23. Развитие у дошкольников в соответствии с их индивидуальными особенностями способности свободно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в музыкальные спектакли детей с речевыми трудностями), обеспечивая тем самым активное участие каждого.

25. Проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему; стремление установить с детьми доверительные отношения, проявление внимания к их настроениям, желаниям, достижениям и неудачам.

26. Создание развивающей среды, способствующей музыкальному развитию и эмоциональному благополучию детей (экспозиции картин, гравюр, произведений народного творчества, портретов композиторов и выдающихся исполнителей; выставки авторских работ детей; родителей; цветы и пр.).

27. Органичное включение музыки в различные виды деятельности детсада (при проведении зарядки, на занятиях по изобразительной деятельности ит.д.).

28. Использование музыки при организации режимных моментов (колыбельной – перед сном, веселой музыки – на прогулке, в процессе игры и занятий).

29. Проведение консультаций и оказание методической помощи родителям по вопросам музыкального воспитания детей в школе.

30. Обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты при проведении занятий.

31. Участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

За музыкальное воспитание детей в дошкольном учреждении ответственен не только музыкальный руководитель, но и воспитатели. Рассмотрим их функции и обязанности.

Из них 1-4 - педагогические функции, 5-6 - функции общетрудовые, направленные на создание материальных и дидактических условий для творческого решения педагогических задач.

1. Информационная функция . Передача музыкальной информации детям. Для этого нужно иметь глубокие знания своего предмета, уметь преподнести знания воспитанникам, владеть культурой речи.

Муз. руководитель обязан:

1) Исполнять муз. произведения профессионально, ярко. Грамотно пользоваться грамзаписями.

2) Уметь доступно пояснять содержание муз. произведения. Это предполагает высокий уровень исполнительской и общей музыкальной культуры.

3) Проводить (при участии воспитателя) музыкальные занятия, праздники, развлечения.

Воспитатель обязан:

1) Организовывать повторное прослушивание муз. произведений в группе без развёрнутой беседы о музыке.

2) Повторять в группе фрагменты праздничных утренников и развлечений.

3) Должен обращаться к произведениям, не звучащим на муз. занятиях (диафильмы, диапозитивы, сказки, озвученные музыкой).

4) Проводить некоторые досуги и развлечения самостоятельно (кукольный театр, инсценировки) или под руководством муз. руководителя.

5) Владеть исполнительскими навыками и умениями во всех видах муз.деятельности, в т.ч. игре на детских музыкальных инструментах.

6) Знать методику музыкального воспитания, уметь применять разнообразные методические приёмы.

2. Развивающая функция . Развивать способности детей, учить самостоятельно мыслить, стимулировать творческие проявления.

Муз. руководитель обязан:

1) Обогащать детские музыкальные впечатления, развивать музыкальные способности, учить творчеству.

2) Проводить диагностику музыкальных способностей.

3) Использовать проблемные методы обучения и уметь применять их с учётом возраста детей и индивидуальных качеств.

4) Обладать творческими умениями - уметь показать несколько вариантов исполнения в каждом виде деятельности.

5) Применять индивидуально-дифференцированный подход к детям - использовать разные по сложности задания.

6) Применять различные виды музыкальных занятий.

7) Уметь применять все формы организации муз. деятельности и помогать организовывать музыку в быту д/с.

Воспитатель обязан:

1) Знать методы диагностики и помогать муз. руководителю в её проведении.

2) Поддерживать интерес детей к музыкальной деятельности, создавать проблемные ситуации, активизировать самостоятельность и творческие проявления детей.

3) Помогать проводить различные виды занятий. особенно комплексные занятия.

4) Использовать музыку на других занятиях (ИЗО, худ. слово и т.д.)

3. Мобилизационная функция. Предполагает умение педагога воздействовать на эмоционально-волевую сферу ребёнка. Обучение будет развивающим тогда, когда педагог заинтересует и увлечёт детей.

Муз. руководитель обязан:

1) Знать разнообразный репертуар и уметь отбирать яркие фрагменты муз. произведений.

2) Создавать проблемную ситуацию уже при восприятии музыки, находить интересные для сравнения музыкальные пьесы, фрагменты.

3) Использовать игровые методические приёмы, творческие задания, различные варианты занятий.

Воспитатель обязан:

1) Знать музыкальный репертуар.

2) Уметь организовывать в увлекательной форме слушание музыки.

3) Находить индивидуальный подход к каждому ребёнку.

4. Ориентационная функция . Предполагает формирование устойчивой системы ценностных ориентаций личности.

Муз. руководитель обязан:

1) Сформировать у детей отношение к музыкальному искусству как к культурной ценности (духовной и интеллектуальной).

2) Заинтересовать детей музыкой.

3) Разбудить и развить эстетические чувства.

4) Развить ощущение и понимание красоты музыки.

Воспитатель обязан:

1) информировать о системе музыкальных ценностей на художественном языке музыкального искусства.

Для успешного выполнения функций 1-4 муз. руководителю и воспитателю необходимо обладать следующими качествами:

1. любовь к музыке

5. способность к творчеству

6. музыкальная культура

8. увлечённость профессией

5. Конструктивная функция . Включает в себя 3 компонента:

1) конструктивно-содержательный (отбор и композиция учебно-воспитательного материала).

2) конструктивно-оперативный (планирование структуры собственных действий и действий детей).

3) конструктивно-материальный (планирование учебно-материальной базы для проведения работы).

Муз. руководитель обязан:

1) Вместе с воспитателем составлять перспективный план в котором определены задачи муз.воспитания, формы организации муз.деятельности, намечен основной репертуар, темы бесед с родителями, аспекты работы с педагогическим коллективом.

2) Составлять календарный план.

1) Составлять перспективный план совместно с муз.руководителем.

6. Организаторская функция.

1) Проводить индивидуальное и коллективное консультирование воспитателей.

2) Вести кружковую работу.

3) Участвовать в педагогических советах.

4) Проводить открытые занятия для воспитателей.

5) Проводить собрания с родителями, индивидуальные консультации и беседы.

Воспитатель обязан:

1) Совместно с муз. руководителем изучать теорию и методику муз. воспитания на современном этапе и внедрять новые достижения в педагогический процесс.

2) Помогать муз. руководителю проводить открытые занятия, проводить работу с родителями.

7. Коммуникативная функция . Предполагает умение общаться, устанавливать доброжелательные отношения с детьми, коллективом педагогов, родителей.

Муз. руководитель и воспитатель должны обладать следующими личностными качествами:

1. любовь к детям

9. культура общения

8. Исследовательская функция. Стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, пополнение профессиональных знаний и умений.

Муз. руководитель обязан:

1) Следить за специальной литературой.

2) Знакомиться с передовым педагогическим опытом.

3) Внедрять в практику работы новейшие методы и приёмы обучения.

4) Регулярно посещать МО в городе, районе, проходить КПК, бывать на проблемных семинарах, пед. чтениях, конференциях и т.д.

5) С помощью заведующей ДОУ заниматься повышением квалификации воспитателей в области муз. воспитания и развития детей.

Литература:

Наверное, именно это отношение и привело к такой вопиющей несправедливости, когда труд музыкального руководителя, имеющего двойное образование (музыкальное — кстати, дорогостоящее и трудоемкое — и педагогическое, оплачивается соответственно на один разряд ниже, чем труд воспитателя или учителя, когда надо доказывать, что музыкальный руководитель — педагог, что работает с детьми, обучает их музыке и поэтому имеет право на пенсию по выслуге лет.

Помимо обычных обязанностей (проведение музыкальных занятий с детьми, подготовка их к праздникам, консультирование родителей по вопросам музыкального воспитания и т. д., появилось еще одно требование: диагностика музыкального развития детей.

По каким методикам? Зачем? Чтобы доказать результативность своей работы? А разве без специальной диагностики (таблиц с формальными цифрами, кружочками разных цветов и т. д.) педагог не может проанализировать свою работу, рассказать о проблемах и достижениях своих воспитанников?

Точно так же продолжаются поиски различных форм планирования, в которых была бы отражена вся работа музыкального руководителя. Возникает вопрос: а для кого и для чего нужен план? Для детей, педагога или для проверяющих лиц? А если для педагога, тогда и дадим возможность ему самому определять как, в какой форме и в каком объеме он будет планировать свою работу.

Посмотрите на наших музыкальных руководителей!

Это они не имеют права болеть, так как без них не будет праздника у детей.

Это они должны все уметь делать: играть на музыкальном инструменте, петь, плясать, рисовать, шить, стихи сочинять, сценарии писать и т. д.

Это они должны всегда улыбаться, поднимать настроение детям и их родителям.

Это они должны постоянно учиться, закупать новую методическую литературу, аудиокассеты, видеофильмы и т. д.

Это они должны быть психологами и дипломатами, умеющими договориться со всеми специалистами в детском саду, администрацией, родителями по поводу организации праздника.

Это они несут все из дома: краски, бумагу, ткани, одежду и всевозможные атрибуты для проведения занятий и праздников с детьми.

Это они в выходные дни и по вечерам сочиняют новые сценарии.

Это они… да всего не перечислить.

Итак, резюмируем: в последнее время зарплата музыкального руководителя становится все ниже, а требования — все выше. Хотя проблема не только в зарплате, но и в отношении администрации и управленцев к этой категории специалистов.

Все больше и больше детских садов остаются без музыкального руководителя. После окончания музыкальных училищ и институтов мало кто из молодых специалистов приходит в детский сад. На курсах повышения квалификации в основном обучаются педагоги старше 40 лет. Еще 5–10 лет — и музыкальных руководителей почти не останется.

Если мы хотим, чтобы они не уходили с работы, чтобы они приходили к нам после окончания музыкальных училищ и институтов, чтобы они могли спокойно работать, реализуя свое творчество, свое призвание к профессии, надо о них заботиться и создавать условия.

Какие? Вот, пожалуй, несколько таких требований:

- уважать и ценить труд музыкального руководителя, не заставлять его подменять воспитателей или других работников детского сада (конечно, с учетом желаний самого музыкального руководителя);

- создавать хорошее, приподнятое настроение и не допускать стрессовых ситуаций на работе (ведь плохое настроение музыкального руководителя может отразиться и на настроении детей);

- не требовать копирования опыта других педагогов, если он не соответствует возможностям, наклонностям музыкального руководителя;

- оказывать материальную поддержку в приобретении нот, пособий, музыкальных инструментов, костюмов, атрибутов и других материалов, необходимых для работы (поскольку музыкальный руководитель не может все оплатить из своей мизерной зарплаты);

И последнее, но, пожалуй, самое важное — создание творческой, доброжелательной атмосферы, стимулирующей работу педагога-музыканта.

Берегите музыкального руководителя!

Может быть, именно он научит детей красоте и тем самым спасет мир!

А. И. Буренина, заведующая кафедрой

дошкольного и начального школьного образования ЛОИРО

Музыкальный уголок в детском саду Музыкальное экспериментирование с различными инструментами всегда привлекает внимание, при чем не только детей. Воспитатели нашего сада.

Читайте также: