Музыкальный инструмент калюка доклад

Обновлено: 12.05.2024

Калюка – духовой музыкальный инструмент, которую так же называют древнерусской обертоновой флейтой, представляет собой форму полого цилиндра со специальными отверстиями для игры. Материал из которого изготавливают этот инструмент – дерево или же разнообразные растения зонтичного типа, такие как дудник, ива, пустырник и многие другие.

калюка музыкальный инструмент музтори

История происхождения

Изготовление инструмента

При изготовлении калюки чаще всего используют высохшие стебли татарника колючего (семейство сложноцветные). Это даёт инструменту возможность звучать звонко и отчётливо. Несмотря на это, очень много хороших калюк сделано из высушенных зонтичных растений. По звучанию калюки профессионал может определить из какого материала она выполнена.

Способ игры на калюке

Чтобы калюка издала красивый звук, музыкант должен профессионально открывать и закрывать отверстие трубки, которое находится снизу. Изменять силу звучания можно путем регулирования силы струи воздуха изо рта. В момент игры калюка находится вертикально. Исполнитель держит её так, чтобы без усилий открывать и закрывать пальцем нижнее отверстие инструмента.

Виды инструмента

Калюка существует различных видов. Это произошло из-за того, что в каждом регионе немного отличались принципы изготовления этого музыкального инструмента, а также используемый материал.

В зависимости от этого калюки делятся на:

В зависимости от тональностей калюки делят на: низкие, средние и высокие.

Низкие звуки издают калюки большого размера, а высокие – инструменты поменьше. Часто в одном произведении используют все три вида калюк. Таким образом получается многоголосный музыкальный ансамбль.

Существует еще одна классификация калюк:

  • ивовая (встречается в Скандинавских странах и выполнена из ивы)
  • концовка (популярна в Словакии)
  • тилинка (распостранена в Украине и Румынии)

Аналогичные калюке инструменты можно встретить почти во всех странах мира. В Финляндии похожий инструмент называют — паюпилли, а в Норвегии – сельефлейта.



Актуальность проекта Вокруг нас много музыки. Мы слышим её повсюду: в школе, дома, на улице. Многие ребята посещают музыкальную школу. Мы знаем, что музыку рождают звуки, но мало кто догадывается, из каких инструментов появляются звуки, как устроены эти инструменты и кто их придумал.


Цель проекта: пополнение знаний о музыкальных инструментах развитие интереса к русской культуре Задачи проекта: познакомиться с народным инструментом калюкой узнать особенности инструмента подготовить презентацию и рассказать о калюке своим одноклассникам


Калюка – древний русский народный музыкальный духовой инструмент.



Реже калюки изготавливали из высушенных стеблей таких растений как … дудник





Состоит такая калюка из обрезанного стебля. В стебле есть верхнее отверстие для вдува и нижнее отверстие для выхода воздуха. В верхней части есть маленькое окошечко – дульце, для выхода звука. верхнее отверстие дульце нижнее отверстие


Редко делали калюки из лыка – тонкой полоски коры липы или ивы. Изготовление лыковых калюк являлось довольно сложным делом. Чтобы сделать лыковую дудку, нужно было лыко накрутить широкой полосой на кончик пальца.


В некоторых калюках делаются игровые отверстия в стволе, но в небольшом количестве — от 2 до 4.


Так как материалом для калюки служили растения, её ещё называют травяная дудка. Калюку, изготовленную их коры ивы, называли ивовая дудка.



Играли на калюке на полях и лугах, где ночью стерегли коней. Играя на калюке, мужчины в темноте подзывали к себе коней, чтобы они не уходили в сторону леса, где их могли поджидать волки. Отсюда ещё одно название инструмента – трубка коневодов.


Калюки изготавливали в большом количестве летом и осенью, когда вокруг было много необходимых растений, поэтому можно сказать, что калюка – сезонный инструмент.


Размеры калюки различны и зависят от роста и длины рук играющего на инструменте.


В деревнях на калюке играли маленькие мальчики, подростки, мужчины и старики. Игре на калюке учили мальчиков с самого малого возраста. Стремление девочек к игре на этом музыкальном инструменте осуждалось и порицалось.


Играли на калюке на закате дня, в сумерках и ночью при луне, чтобы не уснуть и не растерять домашних животных.


Очень редко на калюке играли днём, в жаркий полдень, когда хотели отдохнуть в тени.


В свободное время на калюке играли у своего дома, сидя у ворот на лавочке. Под музыку выкрикивали задорные частушки и приплясывали.


Юноши играли на калюке, чтобы понравиться любимой девушке.


Игра на калюке осуществляется путём закрывания и открывания пальцем выходного отверстия, а также изменением силы подаваемого ртом воздуха.


Калюка встречается у народов различных стран и континентов, но под другими именами: у словак — концовка у норвежцев — сельефлэйта у финнов — питкяхуйлу у украинцев и румынов — тилинка у шведов — сэльефэйт ор сэлепипа


В настоящее время на калюке играют в фольклорных ансамблях и часто на концертах слышны звуки этого подзабытого русского инструмента.

Музыкальный инструмент калюка

Духовой музыкальный инструмент калюка имеет множество названий: обертоновая флейта, травяная дудка, выгонка, и это далеко не полный перечень. Калюка была распространена практически у всех европейских народов, представляла собой цилиндр с отверстиями, полый изнутри, сделанный из твердых стеблей растений (борщевика, дудника, татарника).

Конструкция и изготовление

Конструкция инструмента предельно проста, в старину сделать травяную дудку мог любой крестьянин. Высушенный стебель растения имел 2 отверстия: верхнее, для вдува воздуха, нижнее, для выдува. Для извлечения звука флейты вблизи верхней части находилось еще одно дополнительное отверстие, называемое дульцем (свистком).

Важным моментом был подбор размера калюки. Ориентиром служило телосложение музыканта, его рост. Детские экземпляры в среднем не превышали 30 см, взрослые могли достигать 85 см. Считалось, что в идеале исполнитель должен доставать пальцами рук до нижнего отверстия. Поэтому, изготавливая модель, брали за основу расстояние от плеча до кончика пальцев.

Изнутри корпус имел форму конуса: вверху шире, чем внизу (разница примерно в 1 см).

Музыкальный инструмент калюка

Первоначально народный инструмент изготавливали только из растений. Материалом служили высушенные стебли:

  • дудника;
  • татарника колючего;
  • борщевика;
  • пустырника;
  • тыквы.

Позже за основу начали брать дерево – в частности, лыко, которое накручивали на палец, создавая полый конус.

Калюка считалась сезонным инструментом: не являлась сложной в изготовлении, материалом служил природный материал. Ее могли выбрасывать сразу после использования, долго не хранили.

  • При использовании в качестве основы стебля татарника с него срезали шипы, прокалывали внутри перепонки, следя за тем, чтобы не оставалось проколов на корпусе.
  • Заготовку проверяли на целостность: места, где она пропускала воздух, замазывали хлебным мякишем.
  • Верхняя часть должна быть толще, чем нижняя, поэтому срезали нижнюю часть растения: у корней стебель более мясистый.
  • Для входного отверстия делали строго поперечный срез. Для свистка (дульца) – срез под углом в 45°.

История происхождения

Точный период возникновения травяной дудки неизвестен, предположительно, она существовала еще в Древней Руси, и была распространена среди сельских жителей. Инструмент предназначался для мужчин, игрой сопровождали песни, танцы, любые праздники, гуляния.

Самодельная калюка из ствола растения

Первые исследования и документальное описание русского народного инструмента датированы 1980 годом. На тот момент несколько старожилов деревень, расположенный между Белгородом и Воронежем, владели игрой на колюке. Из их рассказов стало известно, что в начале XX века среди деревенских обывателей данная модель была популярна и распространена.

Профессиональные музыканты дали старинному инструменту научное название – обертоновая флейта. Сегодня она является полноправным членом многих ансамблей, исполняющих русскую народную музыку.

Техника игры

Звуки извлекаются, когда исполнитель закрывает и открывает отверстие в нижней части корпуса. Основной прием игры – передувание. Музыкант направляет струю воздуха в верхнее отверстие, открывая-закрывая нижнее в такт ритму мелодии.

В плане звучания возможности калюки достаточно скромны: мастера игры на данном инструменте дополняют исполнение задорными криками.

Игра на калюке

Разновидности

Калюки различают по материалу, составляющему их основу:

  • лыковые;
  • лужные (одноразовые);
  • колючие (ценились более прочих, являлись признаком достатка).

Разновидности калюки найдутся в большинстве европейских стран, изменяется лишь название: сэльфёйт, сэльпипа (Швеция), паюпилли (Финляндия), сельефлэйта (Норвегия).

изображение

Классификация: • духовые музыкальные инструменты
• аэрофоны Родственные инструменты: свирель, кугиклы, пыжатка Музыканты: категория:Флейтисты Связанные статьи: норвежская народная музыка, украинская народная музыка, румынская народная музыка, русская народная музыка, словацкая народная музыка, финская народная музыка, шведская народная музыка Звучание инструмента: Небольшой наигрыш на калюке

Калю́ка (от колю́чий [1] ), также вы́гонка [2] , каля́ка [3] , колю́ка [4] [5] [6] , оберто́новая фле́йта [7] , травя́ная ду́дка [8] , тру́бка конево́дов [9] — древний русский народный духовой музыкальный инструмент, являющийся разновидностью продольной обертоновой флейты, поскольку во время исполнения игры на этом музыкальном инструменте выдувают натуральные обертоны [8] .

Калюка представляет из себя полый цилиндр со специальными отверстиями [⇨] , изготовленный из дерева, стебля татарника колючего или некоторых других растений [⇨] . Данная флейта использовалась мужской частью русского народа со времён Руси [⇨] , а также почти всеми другими народами мира, но под иными названиями [⇨] . Но позже этот музыкальный инструмент был забыт , и лишь в 1980 году эта обертоновая флейта стала известна для отечественного фольклора и музыкальной общественности [⇨] .

Содержание


В начале 1980-ых годов в обследованной местности, в котором находились сёла Большебыково и Подсереднее, традицией исполнения игры на калюке владела только малая часть сельчан пожилого возраста. И лишь толко в одном селе — Большебыково, удалось собрать полноценный флейтовый ансамбль [8] . Данный музыкальный инструмент был распространён во всех славянских землях, включая Сибирь [5] .

В настоящее время эта обертоновая флейта имеет достаточно широкое применение в городских фольклорных ансамблях, давая надежду на возрождение этого музыкального инструмента [7] . Открытие такого музыкального инструмента, как калюка, является одним из уникальных и недавних открытий в русском фольклоре [10] .

Калюка состоит из обрезанного стебля. В стебле имеется верхнее отверстие для вдува, а также нижнее отверстие для выхода звука. Для выдува воздуха в верхней части стебля, делается дульце (или свисток) [8] . Также, в некоторых калюках может быть от двух до четырёх игровых отверстий [12] .


Размеры стебля различны и зависят от роста и длины рук играющего на нём. Для детей — от 25 см до 30 см, а для взрослых — от 72 см до 86 см. Длина стебля подгоняется по росту владельца. Длина считается приемлемой, если ладонью руки или пальцами можно было закрыть нижнее отверстие на стволе. Поэтому длина флейты не должна превышать размера вытянутой руки от плеча до кончиков пальцев рук. Корпус калюки имеет проход конической формы, слегка сужающийся сверху вниз. Внутренний диаметр трубок составляет от 15 до 25 мм. Диаметр выходного отверстия не превышает 12—14 мм, а верхнего отверстия — 19—23 мм [8] .

В связи с более чистым и ясным звучанием, в большей степени делали колючие калюки, которые изготавливали из высушенных стеблей татарника колючего (растение из семейства сложноцветных). В меньшей степени (по частоте применения) изготавливали лужные флейты из высушенных и открытых с обоих концов стеблей пустотелых различных зонтичных травянистых растений, таких как, например: дудник, пустырник, борщевик и т. д., а также из стеблей тыквы [8] . Изготавливали флейты из дерева [5] , но для того, чтобы изготовить полый цилиндр из дерева, нужно было иметь определенные навыки, а также специальное оборудование [12] . Также делали калюки из лыка. Изготовление лыковых калюк также являлось довольно таки сложным делом. Чтобы сделать лыковую дудку, нужно было лыко накрутить широкой полосой на кончик пальца так, чтобы потом не превысить допустимую конусность её канала [8] .

Обертоновая флейта считалась сезонным музыкальным инструментом, поэтому для её изготовления было принято использовать прежде всего свежесрезанные стебли растений. Дудками, которые были сделаны из малослужащих материалов, не дорожили — такие инструменты после игры выбрасывали [8] .

При изготовлении калюки нужно соблюдать определённый ряд правил. Срезанный стебель тщательно очищается от листьев и шипов (у татарника), прокалываются внутренние перепонки, тщательно следя, чтобы стенки ствола не пропускали воздух. Все мелкие дырочки и щели потом заделывают хлебным мякишем или воском. Если делают калюку из различных зонтичных растений, например из борщевика, то прокалывать внутренние перепонки не нужно, по-скольку стебли таких растений полые [8] . Самая прочная нижняя часть стебля считается верхом калюки [12] . Также, для верхней части музыкального инструмента используется чуть-чуть утолщенная нижняя часть стебля, на которой собственно и выделывается дульце (свисток). Нижним концом калюки становиться верхняя часть стебля, на которой располагается выходное отверстие её канала. Срез для выходного отверстия делается строго поперечным, а срез для дульца под углом в 45 градусов. На получившемся у дульца выступе с внешней стороны стебля вырезается свистковая прорезь (или окошечко) [8] . От правильного расположения места прорези свистка зависит качество звучания музыкального инструмента. Порой, получившийся звук может получиться тихим (или недостаточно громким), с шипящим призвуком. В этом случае необходимо увеличить прорезь свистка до размера, при котором получается более чистый звук. Делается данный музыкальный инструмент без раструбов. В некоторых калюках делаются игровые отверстия в стволе, но в малом количестве — от двух до четырёх [12] .

Игра на калюке осуществляется путём закрывания и открывания пальцем выходного отверстия, а также изменением силы подаваемой ртом струи воздуха в инструмент.

Во время игры музыкальный инструмент держат вертикально вниз двумя руками так, чтобы подушечкой указательного пальца можно было то открывать, то закрывать нижнее отверстие.

В качестве игры на калюке использовались два отверстия. Первое — в верхнюю часть ствола на острый край свистковой прорези, расположенный на бородке (так называли выступ на краю корпуса у дульца обертоновой флейты), путём ритмичного вдува ртом музыканта, второе — с нижней части ствола, закрывая то открывая выходное отверстие по-такту и ритму.

Для создания звука во флейте, музыкант направляет ртом струю воздуха в верхнюю часть инструмента. Направляющая воздушный поток прорезь (или пыж) в самом музыкальном инструменте отсутствует. Поэтому музыкант направляет воздух кончиками губ и языка, воздушный поток который выходит через свистковую прорезь внутренней стенки бородки наружу.

Также можно играть не только одной калюкой, но и двумя сразу.

Разновидности калюк зависят от материала, из которого делают инструмент и их срока службы, от возраста музыканта, играющего на нём [8] , а также от тональности звучания музыкальных инструментов [12] .

Калюки по-материалу изготовления делятся на три вида: лужные, колючие и лыковые. Лужные калюки применялись лишь для одноразовой игры, а затем выбрасывались. Колючие калюки, из-за ясного и чистого звучания этих флейт их чаще других сохраняли и дольше держали при себе, особенно отправляясь в дорогу, её брали с собой, чтобы снова и снова на них играть [8] .

Флейты по тональности разделяются на низкие (басовые), средние и высокие музыкальные инструменты. Каждая флейта в зависимости от тона звучания имеет разные размеры. Играть на таких музыкальных инструментах могли целым ансамблем [12] .

На калюке играли ещё во времена Руси [9] . Данная дудка считалась исключительно мужским музыкальным инструментом, не имеющая возрастных и профессиональных ограничений [8] . Игре на калюке учили мальчиков с самого мало возраста [12] . Стремление девочек к игре на этом музыкальном инструменте осуждалось и порицалось [11] .

Благодаря рассказам старожилов становиться понятно, что было время, когда на этих обертоновых флейтах играли почти все мальчики, подростки, мужчины, и старики. Играли в полях и на лугах, когда ночью стерегли коней, а также когда ехали домой с дальних покосов. Играли на калюке также там, где пасли скот, где косили для него сено, а также у своего дома, сидя у ворот на лавочке. Под игру на травяной дудке приплясывали, выкрикивали слова и исполняли задорные частушки. Юноши охотно играли перед своими невестами на этом инструменте, чтобы привлечь своих возлюбленных к себе. В связи со своими музыкальными особенностями и назначением, в дудки, как правило играли в сумерки или ночью, при луне и очень редко днём в полдень, когда хотели отдохнуть в тени. Играли на калюке летом и по осени, с середины июля и до самых холодов. В это время года для изготовления дудок пригодны пустотелые стебли многих растений. Играть на флейте можно было как одному, так и ансамблем [8] . Играли на калюке в основном только c таким ударным музыкальным инструментом, как коса, выстукивая на ней под пляску ритмические образы [12] .

Читайте также: