Музыкальный инструмент эрху доклад

Обновлено: 05.07.2024

эрху китайская скрипка фото музстори

История происхождение эрху

Проследить историю инструмента от начала создания довольно сложно. Эрху кочевой инструмент и географически изменял своё местоположение вместе с племенами кочевников. Установлено, что возраст его более 1000 лет. Особое распространение китайский народный инструмент эрху получил во времена династии Тан, примерно в VII-X в.в. нашей эры.

С начала XX столетия инструмент используется сольно. В КНР распространен в сельской и городской местности повсеместно на юге, а на севере страны большей популярностью пользуется очень схожий инструмент (только с четырьмя струнами), называющийся сыху.

Где используется

В традиционном китайском театре актеры не только владеют ораторским искусством, но и являются прекрасными музыкантами. Поэтому музыкальный инструмент эрху широко используется в драматических постановках и китайской опере. Кроме того, ни один симфонический оркестр КНР не обходится без певучего звучания этого китайской скрипки.

Одним из самых известных исполнителей является Джордж Гао. Именно он популяризировал инструмент. В настоящее время на эрху, кроме фольклорных мелодий, исполняют джазовые композиции, сливающиеся с этническими напевами. Некоторые рок и фолк группы так же применяют инструмент при исполнении своих песен. В китайской традиционной музыке скрипка эрху и флейта Сяо имеют прекрасное созвучие духового и струнного инструмента.

эрху музыкальный инструмент фото музстори

Устройство инструмента

Древние китайские скрипки эрху были примерно 50-60 см в длину. В настоящее время инструмент изготавливают с длиной шейки около 81 см.

  • Корпус (резонатор) – имеет шестигранную или цилиндрическую форму. Изготавливается из древесных пород (палисандра, красного дерева). К корпусу прикреплена дека-мембрана из кожи змеи.
  • Две струны — обычно металлические или из жил. Соединяются с шейкой скобкой из металла, а с декой М-образной подставкой.
  • Шейка эрху — на неё крепятся струны. Наверху шейки находится отогнутая головка с двумя колками.
  • Смычок – имеет изогнутую форму. Струна смычка изготавливается из конского волоса, а остальная часть из бамбука.

Самой главной отличительной чертой этой двухструнной скрипки служит то, что смычок закрепляется между двух струн. Получается, что смычок становится неразделим с основным инструментом.

При обработки смычка канифолью, смолу наносят на верх цилиндрического корпуса. После остывании вещества, смычок канифолят, прикасаясь к резонатору. Смычок нужно тщательно натирать, чтобы избежать дребезжащего звука.

Как играть на эрху: Способ игры

В Китае считается, что начинать обучение на эрху можно с четырехлетнего возраста.

Когда играют, сам инструмент находится в вертикальном положении. Правой рукой играют смычком, а пальцами левой руки нажимают на струны (обязательное условие — не прижимать к шейке). Музыкант при игре опирает ножку инструмента в колено.

 Все о музыкальном инструменте эрху

Эрху – именно так называется одна из разновидностей китайской скрипки. Об особенностях её строения и звучания, а также об истории этого музыкального инструмента пойдет речь в статье.


Описание

Эрху – это старинная китайская скрипка, которая относится к семейству струнных смычковых музыкальных инструментов. Её считают разновидностью китайского инструмента хуцинь.


Назвать такой музыкальный инструмент полноценной традиционной скрипкой, к которой многие привыкли, сложно. Он имеет диапазон в пределах 3-х октав и всего 2 струны, которые сделаны из шёлка и натягиваются музыкантом в процессе игры с помощью пальцев. К основным его частям относят, помимо струн, деку, резонатор из дерева, который может быть шестигранным или же цилиндрическим, а также мембрану из кожи змеи.


Помимо этого, сюда включают шейку инструмента. Ранее весь инструмент, включая шейку, составлял в длину около 60 сантиметров. Однако сейчас он несколько увеличился в размерах, так как длина шейки стала достигать почти целого метра, а именно: 80 сантиметров. Именно с шейкой соединяются струны при помощи металлической скобки.

Корпус инструмента делается преимущественно из плотного дерева, например, розового или эбенового.



К инструменту прилагается изогнутый смычок, который делают из стебля бамбука. С его помощью и воспроизводится мелодия. Сам смычок также имеет собственную струну, которая сделана из конского волоса. Обычно его закрепляют между двумя основными струнами так, чтобы он с эрху составлял одно целое.

Для игры этот смычок специально натирают канифолью с целью увеличения трения. Этому этапу музыканты уделяют особое внимание.


Если смычок будет натёрт недостаточно хорошо, то звучание музыкального инструмента резко исказится, и вместо чарующей нежной мелодии будет противный, режущий слух, дребезжащий звук.


История музыкального инструмента

Китай имеет множество традиционных музыкальных инструментов, которые по сравнению с эрху можно назвать, действительно, древними. Эрху же довольно молода, ей около тысячи лет.

Разложить по полочкам каждый из этапов становления этого музыкального инструмента будет сложно. Долгое время он считался инструментом кочевников, соответственно, очень часто менял своё местоположение вместе с кочующими группами людей.


Впервые эрху заявил о себе в северных районах Китая. Из-за своего происхождения инструмент считался варварским.

Однако крестьянам он пришёлся по душе. Они исполняли на нем свои народные песнопения, в которых описывалась привычная им повседневность, говорилось там и про такие обыденные вещи, как рыбалка и пастьба домашнего скота.


По-настоящему востребованным эрху стал только в период, когда в Китае правила династия Тан, то есть в VII-X столетия уже нашей эры.


По прошествии определённого времени этот музыкальный инструмент стали всё чаще задействовать в разных ансамблях и даже в оркестре Пекинской оперы. Он стал очень распространён по Китаю повсеместно – как в сельских, так и в городских районах.



Довольно яркое представление, включающее музыку и разнообразные танцы, в которых представлялась настоящая культура китайцев, произвела на людей большое положительное впечатление.

Так, в 2006 году такие концерты были организованы во многих главных городах почти по всему земному шару. В 2008 году концерты вновь были проведены, а число городов, в которых они были организованы, увеличилось, как, собственно, и количество людей, посетивших мероприятия.


Особый восторг у зрителей концертов вызвала именно скрипка эрху. На инструменте исполняла музыкальные композиции известная музыкантша, госпожа Ци Сяочунь, которую обучил игре на эрху отец. Эта девушка является одной из самых знаменитых исполнительниц на эрху.

Кроме неё, популяризации инструмента поспособствовал и такой мастер игры на эрху, как Джордж Гао.



В нынешнее время услышать звучание эрху можно не только на подобного рода концертах, но и в китайской опере и театре, а именно: в драматических постановках. Помимо этого, эрху активно используется и разными музыкальными группами.


Как звучит

Звучание эрху довольно тонкое, как будто бы шёлковое. Именно поэтому этот инструмент наиболее часто используют при исполнении плавных музыкальных композиций. Этот инструмент с лёгкостью может сымитировать и плач, и вздох, а также передать атмосферу личных бесед. В руках мастера она может подражать звукам природы, птичьему пенью, лошадиному храпу, весенней капели, ветреным завываниям и рёву, другим звукам.


Техника игры

В Поднебесной обучаться игре на таком музыкальном инструменте, как эрху, можно было начать только с 4-х лет.


В процессе игры эрху располагается вертикально, при этом опираясь её ножкой в своё колено. Смычок при этом должен находиться в правой руке исполнителя, пальцами же другой руки он должен нажимать на струны.

Стоит отметить, что для поиска необходимой ноты струны инструмента зажимают так, чтобы они не касались грифа.


Услышать звучание эрху вы можете в видео, представленном ниже.

Музыкальный инструмент эрху

В культуре Китая эрху считается самым утонченным инструментом, мелодии которого способны передавать глубинные эмоции, самые трогательные и нежные душевные переживания.

Китайская скрипка имеет старинное происхождение, история ее возникновения насчитывает более тысячи лет. Сегодня музыка эрху звучит не только в национальных коллективах, но и приближается к европейской академической традиции, становится популярной в разных странах мира.

Что такое эрху

Инструмент относится к струнной смычковой группе. Он имеет всего две струны. Диапазон звучания – три октавы. Тембр приближен к фальцетному пению. Китайская скрипка эрху отличается выразительностью звучания, в современном национальном оркестре Поднебесной по высоте тона она следует за раоху. Смычок работает между двумя струнами, составляя единое целое с инструментом.

Музыкальный инструмент эрху

Считается, что начинать учиться игре можно с 4 лет.

Устройство эрху

Эта китайская скрипка состоит из корпуса и шейки, вдоль которой натягиваются струны. Корпус деревянный, может быть шестигранным или иметь цилиндрическую форму. Он выполняет резонирующую функцию, снабжается мембраной из змеиной кожи. Цилиндрический резонатор изготавливают из ценных пород древесины. Длина инструмента 81 см, старинные экземпляры имели меньший размер. На конце шейки, изготовленной из бамбука, находится отогнутая головка с двумя настроченными колками.

Нестандартное расположение смычка между струнами – отличительная черта китайского инструмента эрху. Чтобы избежать дребезжащего звука, который появляется со временем, необходимо натирать смычок канифолью. Но сделать это непросто из-за сложной конструкции. Для ухода за скрипкой китайцы изобрели собственный метод. Они капают растопленную до жидкого состояния канифоль и натирают смычок, прикасаясь им к резонатору.

Устройство китайской скрипки эрху

История

Во времена правления династии Тан в Китае начинается период расцвета культуры. Одно из главных направлений в популяризации – музыкальное. В эти времена и было обращено пристальное внимание на эрху. Хотя в сельской местности играть на инструменте, который в Поднебесную принесли кочевники, научились намного раньше. Музыканты исполняли меланхоличные мелодии, рассказывающие о бытовых делах, труде, событиях в семьях.

Где используется

Струнный музыкальный инструмент эрху звучит не то только в народных традиционных ансамблях. Последнее столетие отмечается его ориентация на европейскую академическую традицию. Во многом популяризации китайской скрипки способствовал Джордж Гао. Исполнитель долго учился в Европе игре на различных струнных смычковых инструментах и внес свой вклад в продвижение эрху не только в КНР.

Как играть на эрху

Прекрасно владеют игрой на нем артисты театров Китая. Мелодичное, певучее звучание часто можно услышать в драматических постановках, в оркестровых концертах, в сольном звучании. Удивительно, но двухструнную скрипку теперь используют и джазовые музыканты для отражения этнических мотивов. Прекрасно сочетается звучание инструмента с представителями семейства духовых, например, флейты сяо.

Как играть на эрху

Музыка в Китае не менее древняя, чем сама цивилизация. Изначально она предназначалась не для развлечения и увеселения, а для очищения мыслей, возможности погрузиться в себя. Эрху с его мелодичной напевностью и меланхоличным звучанием как раз тот инструмент, который позволяет погрузиться в себя, почувствовать силу Вселенной, ощутить гармонию.


Почему именно эрху? Всё очень просто: я с недавних пор увлёкся народной музыкой, а теперь плавно переключился на народную китайскую. Какая народная китайская музыка без эрху? Должен признаться, я просто влюбился в звук этого инструмента! Может, даже сам научусь на нём играть. Только для этого нужно убедить в необходимости покупки моего спонсора Ну, или сам заработаю.

Можно назвать этот инструмент китайской скрипкой, но это определение не совсем точно: это не "скрипка" и не совсем "китайская". Когда-то на таких инструментах играли кочевники к северу от Китая. Есть предположения, что в Китай этот инструмент попал вместе с монгольскими захватчиками, а свою утончённость получил уже силами китайских мастеров.

Немного об устройстве эрху:


Как видно, на эрху стоит всего две струны, которые настраиваются таким образом: первая струна (которая находится ближе к исполнителю) - D4, а вторая (соответственно, дальше) - на квинту выше, A4.

Корпус традиционной эрху должен быть шестиугольным, лицевая часть обтянута змеиной кожей. Шейка - цилиндрическая палка, колки массивные.

Отдельно стоит упомянуть о смычке. Его волос продет между струнами и, таким образом, он находится "в ловушке", составляя с инструментом одно целое. Тут очевидна китайская метафоричность.

Интересная деталь также qianjin (извините, но на русский транслитерировать не могу, произнести это вслух - тем более). Гитаристам, думаю, это будет удобно называть "верхним порожком". Qianjin состоит из нитки и, как ни странно, завязывается. Завязывается вот так:


При игре на эрху музыкант натягивает волос смычка своими пальцами. Правильная постановка руки:

Струны, как видно на изображениях выше, прижимать не к чему, поэтому они просто продавливаются пальцами в необходимых местах, чему способствует сама конструкция круглого грифа, над которым они укреплены.

Об устройстве вроде всё. Переходим к звуку.

"В истории своего развития эрху всегда оставался музыкальным инструментом для аккомпанемента. Его звук имеет мощную выразительность и напоминает фальцетное пение. Тембр эрху звучит более или менее печально, поэтому с помощью эрху можно выразить скрытые чувства. После образования нового Китая в 1949 г. производство и игра на эрху получили дальнейшее развитие. Его можно применять как сольный, или ансамблевый инструмент. В китайском симфоническом оркестре эрху является основным музыкальным инструментом; он занимает место, подобное скрипке для европейского симфонического оркестра."

Приведу примеры звучания:

Отражение луны в двух источниках

Баллада Северной провинции Хэнань

Просто медитативная музыка:

А также немного каверов на известную музыку:

Horse Racing

В заключение скажу, что благодаря тому, что конструкция эрху проста, цены на него невысокие, а поскольку у эрху прекрасный тембр, китайцам очень нравится этот музыкальный инструмент, и он очень популярен в народе.

И если, вдруг, кто-то надумает купить себе эрху, я подскажу, где - китайский народный инструмент легко и довольно дёшево можно приобрести на китайском народном сайте (да здравствует Aliexpress!).



Музыка в Китае, не менее древняя, чем сама 5000-летняя цивилизация страны, изначально была предназначена не для развлечения, а для очищения мыслей. По традиционному поверью считалось, что звук может воздействовать на вселенную и приводить её в гармонию.

Сыновья благородных семейств были должны изучать музыку как один из четырёх обязательных предметов. Таким образом, тот, кто исполнял музыку лишь для развлечения, не пользовался большим уважением.

В этой культуре появился эрху.

С течением времени эрху стали часто использовать в ансамблях или в оркестре Пекинской оперы, но он все же не пользовался достаточным уважением, и его не использовали в качестве сольного инструмента.

В этих красочных представлениях с помощью музыки и танца была показана подлинная традиционная китайская культура. В 2006 г. концерты прошли в 32 главных городах по всему миру, а в 2008 г. они пройдут в более, чем 50 городах; ожидается, что общее число зрителей, побывавших на нём, достигнет полумиллиона человек.

На концертах эрху, очаровавшая зрителей мягким выразительным звуком, завоевала большую популярность. Знаменитая исполнительница эрху, госпожа Ци Сяочунь, выступающая с соло на эрху на концертах, посвященных китайскому Новому году, научилась играть на инструменте у своего отца.

Хотя эрху иногда называют двухструнной скрипкой, сидящий музыкант держит её на коленях вертикально, а не горизонтально. Её изготавливают из плотной древесины, например, из розового дерева или из чёрного (эбенового) дерева, и состоит она из маленькой звуковой коробки, покрытой змеиной кожей - традиционно кожей питона - и длинного тонкого грифа, слегка изогнутого на конце. Две стальные струны заменили традиционные шёлковые струны. Смычок из бамбука и белого конского волоса непрерывно движется между двумя струнами.

Эта маленькая коробка имеет много уникальных качеств, которые делают инструмент трудным для освоения. В ней отсутствует грифовая накладка, и, чтобы найти правильную ноту, струны надо прижимать так, чтобы не коснуться грифа. Звук издаётся, когда смычок, натёртый канифолью, чтобы увеличить трение, проходит между струнами, заставляя змеиную кожу вибрировать; для создания звука используются обе стороны смычка. Струны расположены так близко, что на них играешь, как на одной.

Читайте также: