Доклад дирижер 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Вы пришли в оперный театр. Скоро начнется спектакль, и в оркестровой яме — так называется помещение, расположенное внизу перед сценой, — уже собрались музыканты. Они настраивают свои инструменты, и шум стоит невообразимый. Кажется, что этот хаос звуков никогда не сольется в стройное, согласное и красивое звучание. А ведь еще будут певцы — солисты и хор. Для того чтобы управлять этим большим музыкальным коллективом, и существует дирижер (от французского — управлять, направлять, руководить).

Дирижер не просто следит, чтобы все инструменты звучали согласно. Он тщательно продумывает замысел композитора — характер звучания музыки. Он разучивает произведение с исполнителями, указывает, когда нужно вступить тому или иному инструменту, быстро или медленно, громко или тихо должен он играть.

Дирижер нужен в опере и в симфоническом оркестре, в хоре и в ансамбле песни и пляски — везде, где музыку исполняет большой коллектив. Хором руководит дирижер-хоровик — хормейстер. Дирижеров военных оркестров называют капельмейстерами.

Когда-то, очень давно ансамблем исполнителей руководил музыкант, игравший на клавесине или органе. Он исполнял свою партию и одновременно определял темп, подчеркивал ритм. Потом клавишный инструмент перестал принимать участие в исполнении оркестровых произведений и руководство перешло к первому скрипачу. И сейчас кое-где можно увидеть, что небольшим инструментальным ансамблем руководит скрипач.

Но состав оркестра со временем все увеличивался и скоро скрипачу стало не под силу, играя самому, управлять таким большим коллективом. В начале 19-го в. сложилось понятие дирижера оркестра, близкое нашему. Правда, в то время дирижер еще стоял лицом к публике, так как считалось неприличным поворачиваться к ней спиной. Поэтому приходилось стоять спиной к оркестру и дирижировать, не видя оркестрантов. Но постепенно от этого неудобного и для оркестра и для дирижера положения отказались.

Дирижерский жест должен выразить все. В первую очередь тактирование — указание такта и его долей при помощи жестов рук, то есть непрерывное указание темпа и тактового размера — двухдольного, трехдольного и т. д. Дирижерский жест показывает также вступление инструментов и прекращение игры. Руки дирижера указывают и силу звука различным инструментам или оркестровым группам. Одним взмахом палочки он может поднять в оркестре бурю и моментально успокоить ее. На помощь рукам дирижера приходят его глаза и выражение лица, его поза. Одного взгляда дирижера порой достаточно, чтобы выразить страдание или радость, напряжение или покой, царящие в музыке.

Неумелый дирижер может совершенно погубить музыкальное сочинение в глазах публики, особенно когда дело идет о новом, незнакомом произведении. Поэтому дирижер должен быть широко образованным музыкантом: знать историю музыки, историю других искусств, безукоризненно разбираться в стиле произведения, свободно ориентироваться в эпохе, в которую оно было создано. Дирижер должен обладать великолепным слухом, владеть каким-то (а лучше — какими-то) музыкальным инструментом.

Вам наверняка приходилось бывать в оперном театре. Вы пришли и заняли свои места в зале. Спектакль еще не начался. Но внизу перед сценой уже собрались музыканты. Вы слышите, как они настраивают свои инструменты. До вас доносится невообразимый шум! Кажется, что из этих звуков ничего красивого не получится. А ведь еще будут певцы - солисты и хор! Но вот открывается занавес, и. полилась прекрасная музыка.

В том, что все инструменты звучат слаженно и четко, заслуга дирижера- он руководит огромным оркестром. А происходит все с помощью небольшой деревянной палочки.

ВложениеРазмер
volshebnaya_palochka_dirizhera. docx 56.04 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Волшебная палочка дирижера.

Вам наверняка приходилось бывать в оперном Театре . Вы пришли и заняли свои места в зале . Спектакль еще не начался . Но внизу перед сценой уже собрались музыканты . Вы слышите , как они настраивают свои инструменты . До вас доносится невообразимый шум ! Кажется , что из этих звуков ничего красивого не получится . А ведь еще будут певцы - солисты и хор ! Но вот открывается занавес , и . полилась прекрасная музыка .

В том , что все инструменты звучат слаженно и четко , заслуга дирижера - он руководит огромным оркестром . А происходит все с помощью небольшой деревянной палочки .

Эту тоненькую палочку иногда называют волшебной . Ведь один ее взмах может вызвать гром литавр и звуки труб , пение скрипок и нежные трели флейт . Волшебной палочка становится только в руках дирижера . Он нужен в опере и в симфоническом оркестре , в хоре и в ансамбле - везде , где музыку исполняет большой коллектив .

В древнегреческом театре главной фигурой был корифей - он дирижировал хором , ему подчинялись и музыканты . Ритм корифеи отбивали подошвой , окованной железом , а дирижировали руками .

В средние века церковные дирижеры пользовались особым уважением . Символом их музыкальной власти был тяжелый , искусно отделанный жезл .

А в итальянской опере дирижеров было двое : один , скрипач , руководил оркестром , другой , клавесинист , - певцами . Место за клавесином было опасным , там обычно сидел автор оперы . Ему частенько приходилось испытывать на себе реакцию публики на его произведении . Если темпераментным итальянцам не нравилась музыка , в несчастного автора летели гнилые помидоры и тухлые яйца .

В 19 веке состав симфонического оркестра увеличился , и стало просто невозможно одновременно играть на инструменте и дирижировать . И вот тогда первый скрипач оркестра , его называли концертмейстер , отложил свою скрипку и стал дирижером .

С развитием оркестровой игры и усложнением многоголосия появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра и возникло тихое дирижирование – жестами руки . Но музыкантам не всегда удавалось уследить за движениями руки дирижера и чтобы сделать жест более заметным , мастера стали использовать различные предметы .

Чаще всего инструментом дирижирования был скрипичный смычок или несколько нотных листков , свернутых в рулон . Некоторые маэстро выбирали более габаритные предметы – композитор Мендельсон дирижировал тростью , обтянутой кожей , а Гектор Берлиоз и вовсе считал идеальным предметом обычную сучковатую ветку .

Однако все дирижеры стояли всегда лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным .

Первым традицию нарушил Рихард Вагнер . Он и его современники Мендельсон , Лист , Берлиоз и были первыми дирижерами в современном понимании . Они вели за собой оркестр .

А небольшую деревянную палочку для дирижирования впервые применили композиторы и дирижеры Карл Вебер и Людвиг Шпор .

Сделали они это независимо друг от друга . Новый способ дирижирования так понравился , что палочка стала верной помощницей дирижера .

Говорят , когда замечательный русский композитор Александр Глазунов приехал в Англию , где должен был дирижировать , то , не зная английского языка , выучил лишь одну фразу , с которой и обратился к оркестрантам :

Дирижеры обычно считаются некоронованными королями. Они наводят мосты между аудиторией и музыкой. Их единственный инструмент – палочка. Итак, ниже приведен список Топ 10 великие дирижеры России.

1. Владимир Спиваков (1944 г. р.)

Великие дирижеры России

Спиваков изначально прославился как один из самых эмоционально выразительных, разносторонних и уникальных советских скрипачей. Выиграв медали почти на всех крупных международных соревнованиях в период с 1965 по 1970 год, молодой виртуоз, как солист, совершил зигзаг по всему миру, играя со сливками оркестров мирового уровня. Несмотря на ошеломляющий успех, Спиваков понял, что его место (и настоящее призвание) на самом деле на подиуме. Владимир брал уроки у гениального дирижера из США Леонарда Бернсштейна. Он также научился своему ремеслу у Лорина Маазеля, одного из величайших музыкантов своего времени. Бернштейн учил своих учеников, что дирижеры должны быть прежде всего послами и посланниками композитора. В знак дружбы он подарил Спивакову палочку, который маэстро хранил как реликвию.


2. Валерий Гергиев (1953 г. р.)

Великие дирижеры России

Его репутация опережает его: Гергиев известен своим гипнотическим сценическим мастерством. Широкоплечий и высокий маэстро дирижирует страстно, чутко и внимательно относится к деталям. Этнический осетин, Гергиев родился в Москве, все свое детство и юность провел в Северной Осетии. Он изучал дирижирование в Ленинградской консерватории и произвел фурор еще в 1977 году, когда выиграл конкурс дирижеров Герберта фон Караяна в Берлине.

В 1993 году Гергиев был назван дирижером года на церемонии вручения премии классической музыки в Лондоне. Он уделял свое время и талант работе с музыкантами из списка лучших. Он также был главным дирижером Лондонского симфонического оркестра и Роттердамского филармонического оркестра.

3. Теодор Курентзис (р. 1972)

За Курентзисом тоже интересно смотреть. Он либо почти непрерывно движется, либо пугающе неподвижен, как хищник, готовящийся к атаке. Его резкие хаотичные движения на подиуме и эмоционально заряженный подход к музыке превращают его концерты в шоу фейерверков. В настоящее время он является главным дирижером симфонического оркестра SWR в Штутгарте.

4. Юрий Башмет (1953 г. р.)

Великие дирижеры России

5. Юрий Темирканов (р. 1938).

Великие дирижеры России

Немногие дирижеры сделали такую ​​долгую и плодотворную карьеру, как Темирканов, который с 1988 года остается верным Санкт-Петербургскому филармоническому оркестру. Как и многие советские мальчики его поколения, Юрий учился музыке в детстве. Он учился в Ленинградской консерватории и собирался стать альтистом. Однако после победы на Всесоюзном конкурсе дирижеров в 1966 году Темирканову пришлось отложить свои первоначальные планы в сторону. Лауреат был приглашен в тур по Европе и США с гениальным советским альтистом Давидом Ойстрахом и Московской филармонией.

Темирканов дебютировал с Петербургской филармонией в 1967 году. Ему довелось буквально поработать рука об руку с маэстро Евгением Мравинским. Он также был главным дирижером Ленинградского симфонического оркестра с 1968 по 1988 год. Темирканов руководил многими великими оркестрами мира. По мнению музыкальных критиков, немногие маэстро могут заставить звучать Чайковского и Шостаковича так великолепно. В 1992 году он был назначен главным дирижером Королевского филармонического оркестра. С 1992 по 1997 год он также был главным приглашенным дирижером Дрезденской филармонии, Симфонического оркестра Датского национального радио, Большого театра и многих других.

6. Евгений Мравинский (1903-1988).


Родившись в аристократической семье, Мравинский был настоящей легендой и, несомненно, одним из самых уважаемых дирижеров и учителей всех времен. Мравинский был ярким примером советской школы дирижирования в лучшем виде, в которой дирижерская техника и высокая точность были первостепенными. Выдающийся дирижер никогда не зацикливался на эмоциональности музыки, которую исполнял его оркестр.

Дирижируя без палочки, Мравинский создал симбиоз звука и манеры, который до сих пор заметен в музыкальном мире. Советская легенда дирижировала Ленинградской филармонией полвека, с 1938 по 1988 год. Он руководил своим оркестром уравновешенно, с достоинством и точностью. Его революционный репертуар включал премьеры шести симфоний Шостаковича.


Светланов родился с музыкой в ​​крови. Его отец был солистом Большого театра, а мать – пантомимой. В 1951 году Евгений окончил Московский институт имени Гнесиных по специальности пианист. Его учитель в Московской консерватории Генрих Нейгауз (среди известных учеников которого были Святослав Рихтер и Эмиль Илельс) научил его думать о фортепиано в оркестровых терминах. Он был настоящим человеком и никогда не следовал слепо традициям ради быстрого успеха.

Светланов два года работал главным дирижером в Большом театре. Затем он перевернул новую страницу и ушел из Большого театра, чтобы дирижировать Государственным симфоническим оркестром СССР, в котором он размахивал своей палочкой 35 лет (с 1965 по 2000). Светланов достиг творческого и личного пика в 1970-80-е годы, получив признание за свои нетрадиционные интерпретации Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича и особенно Малера. Светланов руководил своим оркестром и гипнотизировал его, точно управляя ансамблем, не оказывая лишнего давления.

8. Михаил Плетнев (1957 г. р.)


Михаил Плетнев родился в музыкальной семье в Архангельске. Он пошел по стопам матери, изучая фортепиано в Московской консерватории. В 21 год Михаил вышел на международную сцену как пианист, завоевавший первую премию престижного конкурса им. П.И. Чайковского. Он много гастролировал по миру и сотрудничал с крупными оркестрами как пианист (Плетнев считается одним из величайших в мире интерпретаторов Петра Чайковского). Стремясь расширить свою привлекательность, Плетнев дебютировал как дирижер в 1980 году. С тех пор он выступал в качестве приглашенного дирижера с рядом ведущих оркестров, включая Лондонский симфонический оркестр, Симфонический оркестр Бирмингема и филармонический оркестр Лос-Анджелеса.

9. Александр Ведерников (1964-2020)

Великие дирижеры России

Ведерников был главным дирижером Датской королевской оперы и музыкальным руководителем Михайловского театра Санкт-Петербурга. К сожалению, его жизнь оборвалась в 56 лет. Дирижер скончался в октябре 2020 года из-за осложнений с Covid-19. Ведерников был воспитан с уважением к музыкальным традициям. Начинал он ассистентом главного дирижера, а затем вторым дирижером Симфонического оркестра им. П.И. Чайковского. Среди солистов, с которыми сотрудничал Ведерников — Марта Аргерих, Миша Майский, Франк-Петер Циммерман, Юрий Башмет, Наталия Гутман, Михаил Плетнёв, Николай Луганский, Борис Березовский.

В 1995 году он основал Симфонический оркестр Российской филармонии и был художественным руководителем и главным дирижером этого оркестра до 2004 года. Ведерников руководил Большим театром почти 10 лет. Его присутствие оживляло сцену нежными ударами дубинки и притягательной индивидуальностью, очаровывая публику во всем мире. С 2009 по 2018 год он был главным дирижером Датского симфонического оркестра Оденсе. В 2018 году Ведерников получил похвалу за дирижирование Симфоническим оркестром BBC в Глинке и Чайковском, а также за мировую премьеру гитарного концерта Джоби Талбота.

10. Геннадий Рождественский (1931-2018).


Пока шла холодная война, Рождественский был одним из немногих советских артистов, которым разрешили гастролировать за границей. Он также стал первым советским дирижером, который был назначен главным дирижером престижных зарубежных оркестров: Симфонического оркестра BBC, Венского симфонического оркестра и Стокгольмского королевского филармонического оркестра. На Рождественского было увлекательно смотреть. Его эмоциональный накал, неутомимая энергия и экстремальные движения обогатили музыку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Волшебная палочка дирижера

Описание презентации по отдельным слайдам:

Волшебная палочка дирижера

Волшебная палочка дирижера

Повторим некоторые музыкальные понятия, которые пригодятся нам на уроке. Чт.

Повторим некоторые музыкальные понятия, которые пригодятся нам на уроке. Что такое темп в музыке? ( Как называется окраска звука в музыке? Как называется движение в музыке? Как звучит музыка, написанная в минорном ладу? Как звучит музыка, написанная в мажорном ладу? Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах. Как называют музыкантов в оркестре? Музыкант, руководитель оркестра.

Сегодня на уроке мы поговорим об одной из очень важных профессий. Посмотрите.

Сегодня на уроке мы поговорим об одной из очень важных профессий. Посмотрите слайд. Какой профессии человека вы видите? Что он держит в руках?

Сегодня на уроке мы будем говорить о симфоническом оркестре, о дирижёрах сим.

Сегодня на уроке мы будем говорить о симфоническом оркестре, о дирижёрах симфонического оркестра, о группах музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр .

Но прежде чем мы узнаем секрет дирижерской палочки , узнаем какие оркестры бы.

Но прежде чем мы узнаем секрет дирижерской палочки , узнаем какие оркестры бывают в подчинении у дирижеров

Виды оркестров Джазовый Эстрадно- симфонический Оркестр народных инструментов.

Виды оркестров Джазовый Эстрадно- симфонический Оркестр народных инструментов Духовой Камерный Симфонический Оркестр

Симфонический оркестр

Камерный оркестр

Эстрадно – симфонический оркестр

Эстрадно – симфонический оркестр

Духовой оркестр

Джазовый оркестр

Оркестр народных инструментов

Оркестр народных инструментов

Оркестр народных инструментов

Оркестр народных инструментов

Очень часто композиторов сравнивают с художниками. Художник рисует красками.

Очень часто композиторов сравнивают с художниками. Художник рисует красками, а композитор музыкой. И сейчас мы с вами послушаем и посмотрим симфонию №1 Л.В.Бетховена. Послушайте внимательно и ответьте пожалуйста: -какая музыка по характеру -какими красками нарисовал композитор эту музыку - Назовите оркестр, которым управляет дирижер Герберд Караян

ВИДЕО Симфония №1 Л.В.Бетховена. дирижер Герберд Караян

ВИДЕО Симфония №1 Л.В.Бетховена. дирижер Герберд Караян

: Скажите, сколько групп инструментов входят в состав симфонического оркестр.

: Скажите, сколько групп инструментов входят в состав симфонического оркестра? У: Назовите группы инструментов, входящие в состав симфонического оркестра.

ПРОВЕРКА Группа струнно-смычковых инструментов (скрипки, альты, виолончели, к.

ПРОВЕРКА Группа струнно-смычковых инструментов (скрипки, альты, виолончели, контрабасы) , группа деревянных духовых (флейты, гобои, кларнеты, фаготы), группа медных духовых (валторны, трубы, тромбоны, тубы.), группа ударных инструментов. а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый).



Игра Отгадай в какой ты группе оркестра 1 ряд – ударные 2ряд- духовые медные.

Игра Отгадай в какой ты группе оркестра 1 ряд – ударные 2ряд- духовые медные 3 ряд- струнно- смычковые 4 группа – все первые парты 3-х рядов – духовые деревянные

Руководит и дирижирует всеми оркестрами, которые вы назвали- дирижер

Руководит и дирижирует всеми оркестрами, которые вы назвали- дирижер

Дирижер управляет коллективом музыкантов в процессе разучивания и исполнения.

Дирижер управляет коллективом музыкантов в процессе разучивания и исполнения ими музыкального произведения. Руководит дирижер оркестром с помощью дирижерских жестов и небольшой деревянной палочки, которые понятны всем музыкантам мира.

Эту палочку иногда называют волшебной. Ведь один ее взмах может вызвать гром.

Эту палочку иногда называют волшебной. Ведь один ее взмах может вызвать гром барабанов и звуки труб, пение скрипок и трели флейты. Не только у дирижера есть волшебная палочка, давайте вспомним, где можно еще встретить волшебную палочку.

История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна

История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна

Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит к ним спи.

Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит к ним спиной.

Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер.

Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.

Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка яви.

Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера.

Теперь организуем выступление шумового оркестра. 1 ряд хлопает в ладоши 2 ря.

Теперь организуем выступление шумового оркестра. 1 ряд хлопает в ладоши 2 ряд стучит деревянными карандашами 3 ряд поочередно стучит ладонями по парте

Вывод: Без дирижера шумовой оркестр не звучит. Следовательно, роль дирижера о.

Вывод: Без дирижера шумовой оркестр не звучит. Следовательно, роль дирижера очень велика. - дирижер направляет и управляет оркестром.

Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дир.

Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше, значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише.

Дирижеры России Валерий Гергиев

Дирижеры России Валерий Гергиев


Владимир Спиваков

Алексеев Николай

Юрий Башмет

Итак, к 17 веку оркестр окончательно сложился как коллектив . Появились перв.

Итак, к 17 веку оркестр окончательно сложился как коллектив . Появились первые сочиненные симфонии .Их конечно исполнял симфонический . оркестр. Нужно было найти правильное соотношение звучания разных голосов оркестра .Так чтобы они не заглушали друг друга.

От мастерства дирижера зависит как прозвучит произведение .Понравится оно сл.

От мастерства дирижера зависит как прозвучит произведение .Понравится оно слушателям или нет . Посмотрим как работает дирижер ,когда ведет свое произведение . ВИДЕО

Попробуйте продолжить фразы Я сегодня узнал… Было интересно… Было трудно… Я н.

Попробуйте продолжить фразы Я сегодня узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Мне захотелось…

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 603 301 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 23.11.2016 14162
  • PPTX 5 мбайт
  • 1409 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Земцова Ольга Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Второй или пятый класс?

Второй класс знакомится с дирижером в контексте изучения музыкального театра и его основных жанров – оперы и балета. Здесь дирижирование достаточно редко представлено отдельной темой, однако специальное обращение к этому виду музицирования также возможно.

Кто такой дирижер, что такое дирижерская палочка, и как это рассказать детям

волшебная палочка дирижера виды оркестра

Дирижер располагается в основании оркестра, на небольшом помосте – кафедре, откуда он видит всех оркестрантов, а они – его жесты и мимику. При исполнении музыки он находится спиной к зрителю; все его движения чрезвычайно важны для оркестра – иногда достаточно движения глаз и брови, чтобы музыкант начал играть или изменил громкость звучания своего инструмента.

Роль дирижера в музыке XIX-XXI века огромна, сегодня он не только регулирует техническую сторону вопроса исполнения музыки, но и представляет собственную трактовку музыкального произведения. В этом смысле дирижер – полноценный интерпретатор, и чем ярче его личность и талант, тем интереснее слушать то или иное произведение.

Для большинства детей в средней школе (без базового музыкального образования) роль этого музыканта представляется крайне туманной, как и необходимость управления оркестром. Его деятельность в представлении школьников ограничивается активным движением рук, что зачастую вызывает у них улыбку и соответствующую моторную реакцию. Учитель призван разъяснить значение дирижирования как можно более доступно и широко. Это делается через сравнение дирижера с волшебником, который творит чудеса, заставляя оркестрантов слаженно играть, а музыку – литься единым гармоничным потоком. Помочь в этом может освоение простых ритмических движений с помощью рук: двух-, трех- и четырехдольных размеров.

Палочка дирижера – волшебная палочка

При управлении оркестром дирижер, как правило, пользуется дирижерской палочкой.

волшебная палочка дирижера

С ее помощью задается ритмический рисунок, показываются вступления и требуемая громкость для всех инструментов оркестра. Дирижерская палочка стала использоваться не сразу – ей предшествовали другие предметы и способы управления музыкантами. До XIX века ее роль играли баттута или смычок скрипки. Первая представляла собой большую палку, которой дирижер ударял о землю, указывая ритм и темп звучания. Баттута была несовершенна, ее звук часто заглушал звучание музыки.

В симфонических оркестрах XVII-XVIII вв. роль дирижера часто играла первая скрипка - главный музыкант оркестра. С помощью смычка он показывал вступление и основные моменты, на которые нужно было обратить внимание при исполнении музыки.

волшебная палочка дирижера инструменты

Дирижер в музыкальном театре

Музыкальный театр – прежде всего театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера здесь не только управляет оркестром, но и ориентирует артистов в их действиях и номерах.

театр оперы и балета волшебная палочка дирижера

Дирижер хора

Как правило, о дирижировании хором на уроках музыки редко заходит речь. Но при разучивании песенного репертуара педагог всегда пользуется жестами. Это значит, что дети регулярно сталкиваются с дирижерским жестом, не осознавая его значения. Понять и представить себя в роли дирижера поможет разучивание простых ритмических рисунков.

Кроме того, жестами школьники могут показывать высотность звуков, динамику. Элементарные знания о дирижировании – это не только знакомство с музыкальной профессией, но и тренировка координационных навыков.

Дирижер оркестра

волшебная палочка дирижера оркестр

Знаменитые дирижеры

О выдающихся дирижерах мира учащимся стоит говорить. Многие великие композиторы дирижировали при исполнении своих произведений, а некоторые были еще и выдающимися дирижерами. Здесь можно упомянуть венских классиков, которые сами руководили оркестрами, исполнявшими их симфонии, оперы, квартеты и др., великих дирижеров ХХ века (на фото - А. Тосканини).

дирижеры мира волшебная палочка дирижера

Нужен ли дирижер в популярной музыке?

Конечно, нужен. Правда, дирижерская палочка в джазе, роке и современных поп-направлениях, где звучит живая музыка (исполненная на инструментах, а не на компьютере или микшере), попросту бесполезна (она организует более сложные музыкальные тексты). Барабанщик всегда задает темп и ритмический рисунок, он, таким образом, выполняет дирижерские функции. Поп- и рок-музыка, которую школьники часто знают значительно лучше, чем классику, также начинает представляться управляемой, дирижируемой, а знания о классике оказываются уместными и в других контекстах.

Смежные темы программы как продолжение разговора о значении дирижера в музыке

волшебная палочка дирижера образы борьбы

С цели и задач урока начинается любое планирование. Определив содержательную сторону, педагог сможет легче контролировать освоение учебного материала и формирование необходимых компетенций, которые развиваются в ходе одного учебного занятия или целого цикла.

  • видах оркестра;
  • симфоническом оркестре и его основных инструментах;
  • деятельности дирижера;
  • театре оперы и балета и т. п.

Задачи ориентированы на развитие компетенций учащихся и варьируются в зависимости от содержательности урока:

  • Создать углубленное представление о роли волшебной палочки дирижера в опере и балете (симфоническом оркестре или видах оркестра).
  • Раскрыть место и роль дирижера в классической музыке.
  • Познакомить с историей дирижирования и дирижерской палочки.
  • Представить функции волшебной палочки дирижера в оркестре.
  • Показать значение профессии через знакомство со знаменитыми дирижерами мира.
  • Познакомить учащихся с азами дирижирования.

Эти вариативные задачи дополняются другими, исходящими из прочих этапов урока (например пения, нотной грамоты или повторения материала предыдущих уроков).

Читайте также: