Музыка коренных американцев доклад

Обновлено: 05.07.2024

Музыкальная жизнь индейцев - детей природы
Сергей Владимирский
Музыкальная культура древних жителей Америки являлась своего рода отражением среды обитания аборигенов и была теснейшим образом связана с условиями существования индейцев. Музыка соответствовала их жизненному циклу - от колыбельной до отпевания, сопровождала религиозные ритуалы и производственную деятельность. Чрезвычайно трудно провести грани между эстетическими и практическими ее функциями: с одной стороны, комбинации звуков у аборигенов выполняли роль сигнальную, коммуникативную, помогали в общении с животными, но в то же время в них присутствовала музыкальная упорядоченность звуков, оказывающих эмоциональное воздействие, что делало эти уже звукоряды художественным творчеством.
Аборигены Америки, как и всякие народы, занимавшиеся скотоводством и земледелием, находились в чрезвычайной зависимости от сил природы: ливни и грозы, продолжительные засухи или наводнения сводили на-нет хозяйственные усилия индейца. Отсюда и его чувство бессилия перед стихией, и поиски возможности путем заклинаний, обращений к высшим силам спастись от беды.
Общим для всех племен, населявших некогда Северную и Южную Америку, была выработка обрядов, свято выполнявшихся во имя сил природы. Наиболее характерными были обращения к солнцу, луне, обряды вызывания дождя. Подобные магические действия были почти повсеместно связаны с музыкой. Песнями и танцами сопровождались общественные моления, обращенные к силам природы. Описание их находит широкое отражение в литературе. Так хронист Молина эль Альмагриста описывает празднество инков, когда по окончании уборки урожая высшая знать во главе с верховным Инкой затемно выходили за городские стены на равнину и здесь ожидали восхода светила, чтобы воздать хвалу Инти (Золотому Солнцу). Несколько вариантов таких гимнических песен, посвященных солнцу, сохранилось до наших дней, но наибольшую известность имеет записанный в начале века перуанским композитором и собирателем фольклора Даниелем Роблесом "Гимн солнца", ставший своего рода классическим.
Коренной житель Америки не отделял себя от природного мира, а тем более не противопоставлял себя ему даже тогда, когда осознал себя человеком.
Глубокая духовная связь, обнаруживающаяся между природной средой обитания индейцев и их музыкальной культурой, свидетельствует о богатом внутреннем мире тех, кого белые колонизаторы не считали за людей.
Песни - "разговоры" с деревьями, животными, песни, в текстах которых проводятся параллели между чертами любимых и красотами окружающего мира, имели практически повсеместное распространение среди аборигенных племен. Часто возлюбленные, просто молодые люди сравнивались в песнях с животными, красивыми, смелыми по представлению данного племени: например, с тапирами (девушки), дикими кабанами (мужчины). Белых же пришельцев в песнях всегда сравнивали с хищными животными, бесполезными с точки зрения индейцев.
Окружающий индейцев природный мир не только вдохновлял их на создание стихов и песен, но и давал богатые материалы для изготовления музыкальных инструментов.
Минералы служили исходным материалом для изготовления музыкальных инструментов на ранних стадиях развития чаще всего в краях более суровой природы. Так, в районах боливийского Альтиплано столь любимые местными племенами многоствольные флейты изготовлялись из камня. Один из весьма искусно сделанных экземпляров каменной "флейты Пана", хранящейся в Гетеборге (Швеция), обнаруженной в верховьях реки Пилькомайо, представляет собой миниатюрный (всего 8 сантиметров шириной) инструмент из полированного черного камня с шестью каналами.
Значительно более, чем камень, распространенным неорганическим материалом для изготовления музыкальных инструментов являлась глина. Известно, что одним из древнейших музыкальных инструментов аборигенов Америки наряду с тростниковой флейтой была окарина.
Самые ранние окарины были обнаружены археологами на территории Перу, находки эти датируются первой половиной 1-го тысячелетия до н.э. и принадлежат культуре Чавин.
Гораздо более распространенными материалами для изготовления музыкальных инструментов являлись органические материалы. Одними из древнейших инструментов ацтеков были раковины морских моллюсков атекоколли или атекукулли, представляющие собой крупные экземпляры раковин с несколькими игровыми отверстиями.
Судя по сохранившимся изображениям, жившие тринадцать-четырнадцать веков тому назад индейцы предпочитали раковины другим инструментам. В сознании древних обитателей Мексики процесс превращения дотоле молчащей раковины за счет дыхания музыкантов в источник звуков становилось символом преображения человека в божество. Использовались раковины в основном как культовые инструменты и для ночных танцев молодых воинов. Раковины, как доказывают раскопки, были распространены в качестве духового инструмента и у племен Южной Америки.
Инструментарий растительного происхождения, как показывают исследования, более многочислен. Одной из широчайших сфер применения растений в качестве основы для изготовления музыкальных инструментов стали духовые инструменты. "Поющий" тростник, звучащий бамбук, видимо привлекали особое внимание древнего жителя Америки. Свистульки, сделанные из орехового плода, с помощью которых индейцы имитировали пение колибри, сохранились до недавних времен. Одним из самых древних инструментов из этих материалов, изображение которого обнаружено на керамике повседневного обихода племен мочика (первая половина 1-го тысячелетия до н.э.), является многоствольная флейта такого типа, который впоследствии в музыкальной литературе получил название "флейта Пана".
Широкое распространение материалы растительного происхождения получили и при изготовлении идиофонов. Высушенные тыквы, наполненные семечками (марака), стручки гигантских акаций (современный инструмент Центральной Америки малинче), тростниковая трубка с поперечными насечками (гуачаррака) и многие другие незаменимы и по сей день для создания богатого, насыщенного фона индейской музыки.
Говоря об инструментах, сделанных из растений, в первую очередь, в этом списке, мы назовем кену - истинную Царицу Анд, чрезвычайно популярную и сегодня продольную тростниковую флейту. Для изготовления ее необходимо было в стволе сделать несколько отверстий, закрывая которые пальцами, музыкант мог искусственно менять величину столба воздуха. Это, казалось бы, несложное усовершенствование можно было бы назвать великим открытием, ибо возможности полученного инструмента значительно расширили диапазон музыкального мышления индейцев, чрезвычайно обогатили музыкальную культуру. Практически, не будь сделан этот первый шаг на пути конструирования инструментов, вряд ли музыкальные достижения аборигенов представляли бы такой интерес и для сегодняшних жителей планеты.
Интересным инструментом является и деревянная флейта т`арка, которую современный колумбийский исследователь фольклора Хайро Парра определяет как боевую флейту, бытовавшую среди племен Альтиплано.
Арауканский инструмент трутрука изготавливается из разновидноcтей бамбука, произрастающего во внутренних областях юга Чили. Изготовление его требует особых навыков. Прежде всего выбирается бамбук длиной примерно десять футов и толщиной в два дюйма у широкого конца. При этом особенно важно, чтобы узлы бамбука находились на равном расстоянии друг от друга. Затем трость выставляется для просушки на солнце. Через некоторое время ее разрезают по длине на две половинки и удаляют сердцевину. Затем половинки соединяют и покрывают внешнюю поверхность свежей конской кишкой. На конце прикрепляют раструб, сделанный из коровьего рога. Роль мундштука выполняет косой срез, сделанный на узком конце инструмента. Непосредственно перед игрой в трутруку вливают несколько глотков воды, чтобы увлажнить внутреннюю поверхность.
Ближайшим родственником, а вероятнее всего, предком трутруки является лолкинь, чрезвычайно похожий на трутруку, но меньшего размера.
Интересно, однако, что при всей схожести этих инструментов лолкинь имеет более сложную конструкцию мундштука - его роль выполняют три обрезка тростника разного диаметра, вставленные один в другой и укрепленные на узком конце инструмента. Изготовлялся лолкинь из высушенных побегов кустарника лолкинь, растущего на юге Чили.
Распространены среди индейцев разных племен и всевозможные барабаны. К примитивным барабанам, звуки из которых извлекаются путем удара по цельнодеревянному цилиндру специальной деревянной колотушкой с каучуковым наконечником, относятся, например, тундули индейцев хибаро, майоакан кубинских таино, магуаре колумбийских и бразильских уитото, трокано парагвайских гуарани.
Близок к ним по своей акустической природе и барабан ацтеков тепонацтли, хотя конструкция его была несколько иной, но так же, как и у предыдущих видов, у ацтекского барабана отсутствовала мембрана в обычном ее понимании. "Кому и когда пришло в голову покрыть полость барабана шкурой животного? Кто знает! Но главное, что в в один прекрасный день на отдыхе или в страхе человек ударил рукой по прикрытой полости и совершил важной открытие: "О чудо! Дерево заговорило" - пишут в своем исследовании "Докортесианские инструменты" руководитель мексиканской Академии музыки профессор Даниэль Кастаньеда и профессор Национальной консерватории Мексики Винсенте Мендоса, которые проследили происхождение индейских барабанов, начиная от простых отрезков стволов деревьев (ксилофонов) до усовершенствованных мембранных инструментов (например, барабана бомбо).
Инструменты создавались не просто в чисто функциональных целях - они должны были радовать глаз. И вот перед нами образцы старинных музыкальных инструментов, представляющих собой подлинные произведения искусства! Украшенные драгоценными камнями, чеканкой по золоту и серебру, барабаны свидетельствуют о том внимании, которое древние мастера уделяли внешнему виду музыкальных инструментов. Но не только богатством драгоценностей, украшений удивляют инструменты - богатство фантазии, уровень подлинного мастерства демонстрируют эти экспонаты. Для украшения индейцы широко использовали природные красители, шкуры животных, ткачество, резьбу.
Наделить голосом" стебли и раковины, панцири и стволы, камни и растения - этот процесс для индейцев был не просто "производственным процессом", но частью их духовной жизни. Иллюстрацией тому может служить рассказ индейцев уитото, живущих в верховьях Амазонки, повествующих о процедуре изготовления барабана магуаре. ". В день, когда будет изготовлен магуаре, люди танцуют до середины ночи. Потом несколько мужчин уходят, чтобы найти дерево для барабана. Найдя подходящий ствол, они валят его на землю. Женщины в это время поют одни и готовят пищу, чтобы встретить мужчин. Дерево очищают от ветвей, моют его огненной водой - какачуаной, чтобы оно лучше звучало. Потом один из мужчин делает насечки на стволе - одну вверху, другую внизу, а затем соединяет их узким и длинным отверстием. После этого ствол несут в деревню. Все в это время должны уйти в свои дома, и лишь один мужчина будет делать полость в магуаре. В этот день он не должен видеть женщину - только тогда барабан будет звучать хорошо".
Подобные ритуалы были характерны и для изготовления других музыкальных инструментов. Да и поныне, например, тростник для сампоньи (флейты Пана) индейцы данного племени считают необходимым срезать только в данном месте и в данное время суток (как правило, перед рассветом).(с)

© Copyright: Анатолий Ревуцкий, 2010
Свидетельство о публикации №210052801406


ЭТНО

Индейская музыка

Индейская этническая музыка — музыка души

Индейская музыка является народным достоянием коренных жителей Соединенных Штатов, Канады и Мексики. На сегодняшний день она завоевала широкую аудиторию слушателей. Традиционное песнопение и музыкальное сопровождение, сопоставимое с шепотом ветра и журчанием водопада, как и прежде магически завораживают слушателей мелодичностью и некоторой недосказанностью.

Музыкальная география

История становления, развития и искоренения племен передается через мелодию, сопровождаемую устной передачей радости и переживаний индейского народа. Историческую подлинность этих песен проверить невозможно, так как кроме предположений и небольшого количества исторических артефактов у историков ничего нет.

Самобытность индейцев

Индейский народ — основатели цивилизации с довольно развитым искусством, архитектурой, письменностью в Центральной Америке

Первое упоминание о музыке индейцев датировано VII веком. Это связано с прибытием конкистадоров. Научные исследования, посвященные изучению песен индейских племен, были проведены в XIX веке. В это время была сформирована теория о местных музыкальных стилях. В 1950-м году под началом Бруно Неттла, Уильяма Пауэрса и Дэвида Маккалестера была сформирована классификация музыкальных направлений по географической принадлежности племени. Согласно этой теории, индейская музыка различна по своей географии.

Native American Indian Meditation Music

[ot-video] [/ot-video]

Выделяют следующие зоны.

  • Мексика и Калифорния. Стиль с относительной ритмичностью игры на барабанах и расслабленным вольным вокалом, сравнимым с классическим европейским звучанием.
  • Юго-Запад. Характерно использование идиофонов и звукоусилителей. К идиофонам относятся медные колокола, барабаны, удары камней и металлический скрежет. Трещотки, флейты, раковины и древние тростниковые инструменты – это звукоусилители. Также широкое применение получила скрипка, как ее именовали индейцы – дерево, которое поет.
  • Восточный Вудленс. Звук флейты сопровождается пением двух хоров в форме вопрос — ответ. Пение тесно взаимосвязано с ритуальными танцами и отражает суть общения племени с языческими богами.
  • Равнина. Среди музыкальных инструментов более популярны барабаны и флейты. Для вокала характерен фальцет и пульсация. Песни также носят ритуальный характер.
  • Северо-запад. Рожки, флейты и ударные инструменты используются для создания музыкального сопровождения открытого вокала.
  • Арктика. Речитативное пение под звук барабанов.

Индейская музыка

[ot-video] [/ot-video]

Особенности

Индейская музыка – это пение и удар. Вокал имеет много разновидностей. Это и соло, и хоровое исполнение, и многослойные напевы. Барабаны задают ритм и поддерживают его в постоянстве. Традиционно индейская музыка начинается с глухих ударов, которые по мере пения, становятся все более частыми и громкими.

Индейская этническая музыка разделяется на повседневные и ритуальные песни с использованием вокабул (бессмысленные тексты). С течением времени ритуальные песни не видоизменились и применяются в качестве сопровождения церемониальных обрядов. Повседневные тексты можно услышать во время празднеств, например, посвященных сбору урожая или удачной охоте.

Шаманские песни индейцев

[ot-video] [/ot-video]

Значение песен индейцев

Индейская музыка – это своеобразное магическое заклинание, при помощи которого во время засухи можно было вызвать дождь или наоборот призвать на помощь дневное светило и чистое небо в борьбе с нескончаемыми ливнями. Такая индейская этническая музыка была своеобразным гимном, восхвалявшим природные силы. Современники могут насладиться гимном Солнцу, который записал перуанский фольклорист и композитор Даниэль Роблес.

Полет Кондора (композитор Даниэль Роблес)

[ot-video] [/ot-video]

Индейцы через песню общались с растительным и природным миром и выражали любовь и почтение к соплеменникам через сравнения. Так, возлюбленного могли сравнить с диким кабаном, а для девушки высшей похвалой считалось сравнение с тапирами. Белых завоевателей индейская музыка представляла в качестве бесполезных хищников. Индейская этническая музыка и сегодня использует множество аллегорий.

Leo Rojas — Circle of Life

[ot-video] [/ot-video]

Бесцельное пение было под запретом, так как индейцы верили, что могут нарушить покой духов. Считалось, что немотивированное пение влечет несчастье на музыканта и солиста. Именно поэтому тексты песен тщательно продумывались и заучивались всем племенем. При этом автор песни и музыки мог запретить использование его трудов и все должны были с этим считаться.

Сила песен

Индейская этническая музыка сравнима с пением птиц. Существует гипотеза, что слагаемые тексты исполнялись монотонно под однообразную мелодию с целью введения в транс слушателей.

Индейская этническая музыка

[ot-video] [/ot-video]

Песни индейцев просты и правдоподобны. Послушав ритуальные песнопения можно проникнуться идеей существования Великого Духа. В то время верили в чудодейственную силу музыки и текста. Индейцы в песнях обращались к Солнцу и Луне, земле и воде. Помимо этого, индейская музыка посвящалась всему, что окружало племя: жаркий ветер, трава диких прерий, причудливые облака, бурные реки.

Индейская этническая музыка не приемлет фальши и косноязычия. В случае если кто-то во время хорового пения допускал ошибку, то вождь останавливал обряд, и все начиналось заново.

Индейская музыка

[ot-video] [/ot-video]

Музыкальные инструменты

Деревянная флейта

Флейта индейцев

Использование раковин в качестве инструмента носило магический смысл. Индейцы верили, что, наделив звуком дотоле безмолвную раковину, они возвышались над соплеменниками и приближались к богам. Наибольшее распространение раковины имели у племен Южной Америки. Индейская этническая музыка , извлекаемая из раковин, характерна для ночных ритуальных танцев молодых воинов. Племя Альтиплано для военных танцев и боевого клича использовало звуки деревянной флейты — т `арка.

Флейта индейцев

[ot-video] [/ot-video]

Духовые инструменты изготавливались из тростника. Из плода ореха изготавливали свистульки. Их звук сравним с пением колибри. Если говорить о тростниковых флейтах, то отдельного внимания заслуживает кена.

Керамические свистульки

Индейские свистульки

Для изготовления идиофонов использовались продукты растительного происхождения. Древняя марака представляла собой полую высушенную тыкву, наполненную семечками. Праобразом малинче выступали стручки акации. Поперечные насечки на тростнике характерны для гуачарраки.

Индейская музыка использует барабанную дробь и перестукивание. Звук извлекается посредством удара колотушки по цельному деревянному цилиндру. К древним барабанам относят кубинский майокан, бразильский уитото, парагвайский трокано.

Барабан индейцев

Индейский барабан

Музыкальные инструменты, как и индейская этническая музыка , являют собой произведения искусства. Их украшали драгоценными камнями, чеканкой по драгоценным металлам и резьбой по дереву.

Индейские барабаны

Каждый музыкальный инструмент — отражение души индейца

Индейская этническая музыка и сегодня создается при помощи флейт и деревянных скрипок, цельных без мембранных барабанов и маракасов.

Индейские музыкальные инструменты

Поразительное разнообразие индейских музыкальных инструментов

Современность и индейские напевы

Индейская музыка является культурным наследием коренного населения Америки и Канады, которое передается от поколения к поколению. Сегодня помимо чистых песнопений, популярны аранжировки этно стиля. Индейская этническая музыка в неожиданных комбинациях воссоединяется с блюзом, хип-хопом и роком.

Wonderful Native American Indians

[ot-video] [/ot-video]

Индейская музыка по стародавним поверьям наделяет особой силой людей, умеющих слушать мелодию и слышать тайный смысл. Мудрость песен и уникальные современные аранжировки способствовали росту популярности индейской культуры в целом. Индейская этническая музыка своими незаурядными ритмами помогает расслабиться и отстраниться от проблем, что сегодня очень актуально для современного, психологически загруженного, человека.

Native American Indians

[ot-video] [/ot-video]

Музыка для коренных американцев — это язык, посредством которого они общаются с окружающим миром. Каждая песня, каждый танец сообщали о божествах, символах, которые жизненно важны для племени, деревни, клана, семьи или человека.

Музыка индейцев смогла преодолеть столкновение двух культур и даже помочь выжить им как особой культурной общности. И нас она так захватила, что мы решили продолжить эту историю. Первую часть, кстати, можно прочесть здесь.

Back to roots: ритуальные песни

Чтобы понять музыкальные особенности коренных американцев, стоит обратиться к корням — ритуальным песням, которые особо не поменялись со времен появления резерваций в США. Их можно услышать во время главных обрядов, например, Палатки Потения, Киналды или Танца Солнца.

Кажется, что индейцы вообще не разговаривали, а общались только посредством звуков. Обращение к силам природы, охота (pre), оплакивание (xenga), мелодия-клич для пастухов, песни шаманов и колыбельные — у них есть песни на любой случай жизни. У каждого племени стиль и цель ритуальных песен свои, а духовное начало — то, что объединяет их.

Чем отличается церемониальная музыка индейцев? Ее особенности — это удар, пение, отсутствие полифонии и гармонии. Вокал постоянно меняет свою форму: вы можете услышать как хоровая песня плавно переходит в многослойное пение, а соло — в responsorial и унисон (порой число поющих доходило до 100).

Чтобы певцам было проще сохранить устойчивый ритм, их сопровождали удар барабанов и скрежеты.

Малое в большом, большое в малом: индейцы в наши дни

Современная музыка индейцев во многом ничем не отличается от любой другой — музыканты развиваются в ногу со временем и тенденциями, так или иначе сочетая их с традиционным звучанием и заимствуя элементы у родной культуры. С 1998 года Музыкальная Ассоциация Коренных Американцев (NAMA) отслеживает и награждает лучших индейских музыкантов. Показать всю многогранность этой нации довольно сложная и простая задача одновременно. Сложная, потому что ярких представителей, которых хочется отметить, хватит на целую книгу. Простая — по этой же причине.


Redbone — индейский рок

Litefoot — хип-хоп от индейцев

В жилах Лайтфута (он же Гэри Пол Дэвис) течет кровь чероки и чичимеков. Среди коренных американцев Гэри первым начал делать хип-хоп, искусно приправляя его родными индейскими мотивами. Так родилось течение Tribalistic Funk. Качает не хуже черного хип-хопа, видно, сказывается схожесть замысловатого ритма и традиционных этнических песен.


Шесть раз Lifefoot побеждал в конкурсах Native American Music Awards — индейцы любят его хип-хоп всей душой. Чтобы развивать направление, Гэри создал Reach The Rez Radio — радиостанцию, посвященную индейскому хип-хопу и ритм-энд-блюзу.

Floyd Red Crow Westerman

Флойд Вестерман родился в Южной Дакоте, в резервации индейских племён сиссетонов и вахпетонов Лейк-Траверс. Его имя на родном языке дакота звучит как Кангхи Дута, Красный Ворон. Парень оказался на редкость талантливым и достаточно быстро прославился как исполнитель кантри. В дополнение к сольным работам он сотрудничал с Джексоном Брауном, Бонни Линн Рэйтт, Уилли Нельсоном, Крисом Кристофферсоном, Баффи Сент-Мари, Гарри Белафонте и Джони Митчелл. В 1990-е годы Вестерман гастролировал по миру с концертами вместе со Стингом, собирая средства в Фонд защиты тропических лесов.


Музыка индейцев тесно сплелась с современными жанрами. Они берут основные музыкальные стили и дополняют их переработками или адаптациями ритуальных мотивов, порой используя традиционные музыкальные инструменты — антару, пимак, чаранго. Про коренных американцев в музыке можно говорить бесконечно. Потому оставим здесь самых ярких исполнителей из разных жанров.

Kashtin — одна из самых коммерчески успешных групп коренных американцев. Их стиль можно отнести к кантри-фолк-року с отсылками к европейским эстрадным песням. Особая фишка — исполняют свои песни на аборигенном языке, который в мире знают не более 12 тысяч человек где-то на окраине полузаселённого канадского севера.

Souls On Monday — парни играют тяжелый альтернативный рок в духе Rage Against The Machine. На счету два альбома с мелодичными рок-балладами.

Blackfire — панк-группа из Аризоны. Два брата и сестра из племени навахо начали играть в 1989 году. Видимо, семейные узы сближают ребят — до сих пор состав ни разу не менялся.

A Tribe Called Red — канадский дуэт ирокезского происхождения. Лихо миксуют жесткие биты с пау-вау вокалом.

Влияние индейцев на современную музыку чувствуется не только в США. Жители всего мира вдохновляются наследием краснокожих племен, с удовольствием заимствуя вокальные особенности, символизм индейской музыки и визуальные элементы в обложках альбомов и костюмах для выступлений.

Шаманские мотивы и транс? Сам Бог велел. Наверняка так подумали Даг Лернер и Рольф Элмер, когда создавали Peyote. Проект всецело закручен на индейской тематике — начиная от текстов, заканчивая традиционным ритмом и обложками.

Творцы европейского и космик-диско тоже частенько используют трайбл-inspiration в своих релизах. Заслуженный мастер своего дела Stefan Egger любит использовать семплы с традиционным для индейцев звучанием. Orlando Riva Sound в своем релизе Indian Reservation рассказывают про непростую жизнь черокки, а Apple Souce предлагают забыться в безумных плясках на волнах Indian Disco.

Настоящие ценности всегда вдохновляли и будут вдохновлять. Коренные американцы учат весь мир бороться за свои права и сохранение культуры, иногда делая это посредством того, что у них получается лучше всего: через танцы и музыку.

Индейская этническая музыка – это мелодия истории коренных жителей Америки. В органичном сочетании удара и пения рождается ритм. Ровный поначалу, он обычно учащается по мере того, как голос поющего или поющих набирает силу. Глухие удары открывают мелодию, которая постепенно становится все более дикой и свободной. Ритмичность задают барабаны, а за мелодичность отвечают духовые инструменты, создающие поддержку для голосов поющих.

В мотивы индейских мелодий тонкой нитью вплетаются естественные звуки: волчий вой, треск костра, птичий щебет, порывы ветра, стрекотание цикад и шум бегущей речки. Они могут задавать ритм или звучать на фоне, создавая атмосферу.

Красивая индейская музыка – это и есть голос человеческой души, о которым все давно забыли. Естественный, местами даже первобытный, но самое главное чистый звук – это основа трогательной, эмоционально сильной этнической музыки индейцев. Так в чем же ее загадка?

Любая песня или мелодия была так или иначе связана с природными явлениями. Даже признание в любви, положенное на музыку, пестрело аллегориями и сравнениями с элементами природы. Индейцы черпали вдохновение в ее звуках. Через музыку они обращались к ней, просили покровительства, молились, восхищались, восхваляли победы или оплакивали потери. В песнях отражались основы мировоззрения коренных жителей Америки.

Трогательная, местами примитивная мелодия всегда имела свое подобие среди мотивов живой природы. Индейцы всего лишь слегка видоизменяли ее, адаптировали под собственные музыкальные инструменты, но все равно мастерки повторяли то, что казалось неповторимым.

В этом заключается основная ценность индейской этнической музыки: именно так устами человека может говорить только сама природа. Эти мелодии идеально подходят для медитации: они настраивают на нужный лад и заполняют собою не только окружающее пространство, но и душу человека.

Слова в пении для первых вообще не несут никого смысла. Это просто звуки, издаваемые индейцами во время проведения обрядов. Подобное можно найти практически в каждой ранней культуре, и наши языческие ритуалы не стали исключением. В повседневных мелодиях встречаются осмысленные тексты про охоту, путешествия, праздники, рождение детей и смерть близких.

Задавать этнические мотивы индейцам позволяли музыкальные инструменты, которые нередко изготавливались по весьма экзотической методике. В ход шли любые подручные средства и материалы: камни, тыквы, веточки тростника, морские раковины, шкуры животных, орехи и даже панцири броненосцев. Последние становились основной для задних дек чаранго – индейской адаптации испанских гитары и бандуррии.

Особое место среди музыкальных инструментов занимали ударные: погремушки, бубны и в прямом смысле этого слова большие барабаны, чей диаметр обычно был более 50 см. Среди духовых инструментов у индейцев встречались только флейты разных конструкций и свистки. Несмотря на примитивность, чарующая музыка индейской флейты создает потрясающий эффект и одновременно вызывает противоположные чувства: приятную грусть, радость с толикой печали и безграничное спокойствие.

Читайте также: