Музыка и театр первой половины 19 века в россии доклад

Обновлено: 02.05.2024

Важной особенностью развития театра в те годы было то, что единый прежде Петровский театр в Москве в 1824 году был разделен на Большой (предназначенный для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический). В Петербурге самым известным был Александринский театр, отличавшийся от более демократичного Московского Малого своим официальным характером.

Вся первая половина 19 века прошла под знаком усиления русской национальной тематики и влияния народных мелодий в музыкальных произведениях. Народные мотивы отчетливо звучали в музыкальных творениях Варламова, Алябьева, Гурилева и др.

19. Самодержавие накануне преобразований 60-х – 70-х гг. ХIХ в. Подъем общественного движения во второй половине 50-х – начале 60-х гг. ХIХ в.

В 1856 году парижским миром завершилась неудачная для России Крымская война. Неудачный исход поверг и Русское общество, и правящие круги в состояние глубокого шока. Однако если посмотреть на итоги мира, ничего страшного не произошло, ведь России противостояла мощная коалиция. Но война продемонстрировала несостоятельность многих сфер жизни. Например, финансовая сфера. Страна оказалась на грани банкротства. Неприспособленной к ведению войны оказалась инфраструктура России. Подкрепления прибывали с большим опозданием и зачастую теряли боеспособность. В пути войска могли терять 20-25% состава. В этих условия обознавалась перспектива: либо принятие мер, либо посиненного выпадение из числа великих держав с утратой экономической, а возможно, и политической самостоятельности. (Пример: Турция).

Успеху способствовало то, что Россия еще оставалась абсолютной монархии - это наиболее благоприятная форма правления для проведения крупных преобразований. Если на троне оказывается человек, который реформы проводить хочет.

В 1855 году еще во время крымской войны в России произошла смена власти. На престол взошел Александр 2. Александр 2 родился в 1818 году и на престол он взошел уже сложившимся человеком. Он изначально готовился к трону. Восполнившем Александра 2 был Жуковский, который старался привить своему воспитаннику чувство долга и убедить его в том, что власть-это не благо, а тяжелая обязанность и ответственность. Александр получил хорошее образование. Преподаватели: Канкрин, Сперанский и тд. Во 2/2 30-х годов наследник совершил поездку по России, где знакомился с жизнью страны. Также он совершил заграничную поездку, где знакомился с жизнью европейских стран. С 40-х годов началось приобщение наследника к политической жизни государства. Он стал членом многих комитетов. Он был начальником военно-учебных заведений.

Перед Александром 2 стояли сложные задачи. Александр 2, в отличие от Петра 1 был скорее консерватором. Он был осторожен. Александр не обладал дарованиями Петра, но обладал здравым смыслом, упорством. Александр 2 нашел поддержку. Его поддерживала его жена императрица Мария Александровна. Ее влияние на мужа до середины 60-х гг. было значительным. Особую помощь ему оказывала его тетка великая княгиня Елена Павловна. Но ближайшим советником императора из членов его семьи был его брат, Константин Николаевич. Он готовился на должность начальника ВМФ. Он был человеком широко образованным. Константин отказывался от преукрашивания действительности. Константин как гос деятель превосходил своего брата, он был более энергичен, образован. Но его положение было очень не простым. У него было много врагов. Он был взбалмошным.

На политическую сцену выступила просвещенная бюрократия.

Специальные учреждения для подготовки кадров для гос службы: Демидовский лицей в Ярославле, Царскосельский лицей.

Но силами одной бюрократии решить поставленные задачи было невозможно. Хотя бюрократия была достаточно самоуверенна. Необходимо было привлечь общество, людей не бюрократической сферы, но интересующихся социальными проблемами. Чтобы обрести таких помощников, нужно было изменить внутриполитический курс, чтобы дать людям большую свободу выражения. Такие меры со стороны власти последовали. В 1855 году был ликвидирован комитет, который руководил цензурой. Были амнистированы декабристы, участники польского восстания. Печать получила возможность гораздо более активно участвовать в обсуждении проблем. Например, было разрешено обсуждать крестьянский вопрос. Распространение в обществе разного рода рукописных сочинений. Записка, составленная будущим министром внутренних дел, Петра Александровича Валуева. Написана под впечатлением от падения Севастополя. Он резко критиковал систему приукрашивания действительности, официальной лжи.

Появилась возможность выражать мнения на страницах периодической печати. Ведущим видом периодики тогда еще оставались журналы. Но характерна тенденция оттеснения журналов газетами. Журналы: русский вестник, сельское благоустройство (журнал славянофильского толка), особое положение занимал журнал морской сборник. Современник (Чернышевский). Появление бесцензурной печати - деятельсноть Герцена, альманах полярная звезда.

Активизация деятельности разного рода неполитических обществ. Например, Русское географическое общество (председатель Великий князь Константин). На его заседания обсуждались разного рода экономические, финансовые проблемы. Дискуссии и обсуждения выливались в те или иные меры. Также Вольное экономическое общество - проблемы с/х.

Подготовка крестьянской реформы 1861 г.

Крупнейшей реформой была крестьянская реформа.

Крепостное право было отменено спустя почти 100 после отмены обязательной службы для дворян. После манифеста о вольности дворянства они были лишены всяких обязанностей, остались только права. Для крестьян - наоборот.

Все монархи были за отмену кр. права. Почему оно сохранялось? Приходилось считаться с настроениями дворян. 9/10 помещиков противились любым попыткам ввести какие-либо перемены в их отношения с крестьянами. Не считаться с этим было нельзя. Так как эти настроения могли вылиться в дворцовый переворот. Пугало и то, как крестьяне встретят свое освобождение. Крепостное право было удобно и для помещика, и для государства. Помещик выступал в роли администратора. Они отвечали за уплату крестьянами подушной подати, в случае неурожая помещики оказывали крестьянам помощь. В лице помещиках государство получало бесплатного чиновника. Кто будет выполнять это миссию, если лишить помещиков власти над крестьянами? Чиновники, но им надо платить.

Спором о причинах кр. права по-разному освещался в историографии:

1. 1882 г. "падение крепостного права в России". Отмена кр. Права под влиянием гуманных идей.

2. Сборник "Великая реформа" в 1911 году. Связывали отмены кр. права со страхом перед крестьянской революцией и с развитием капитализма.

3. Струве "Крепостное хозяйство". Вступил в полемику с авторами сборника великая реформа. Подверг критике тезис о развитие капитализма как о факторе, приведшем к отмене кр. права. По его мнению, капитализма не было. Крестьянское хозяйство не имело капиталистический характер. Обращал внимание на то, что крепостной труд был выгоднее наемного. К середине 19 века крепостное хозяйство с экономической точки зрения достигло наивысшего расцвета. Причиной отмены видел то, что Россия вступила на путь индустриализации. Это требовало мобильного населения.

4. Ленин. Причину видел в страхе перед крестьянским движением. Также акцентировал внимание на экономической стороне: несовместимость с капитализмом.

Считать, что деревня в это время находилась накануне революционного взрыва, нет никаких оснований. Хотя волнения были.

Причины отмены крепостного права:

1. Перемены в общественном сознании. (Не нормально, когда один человек является собственностью другого).

2. Сохранение крепостного права делало невозможным проведение любых других преобразований, а необходимость их была очевидна. Необходимо было преодолеть отставание от стран запада.

3. Финансовые соображения. На продолжении продолжительного времени крестьянин содержал и помещика, и государство. Наступала новая эпоха. Требовались деньги. Государству надоело делиться с помещиками. Сохранение крепостного права препятствовало поступлению средств от крестьян.

Отмена крепостного права растянулась на 5 лет. Острая борьба в верхах.

Основные этапы реформы:

Впервые вопрос о том, что крепостное право изменится, был поднял Александром 2 весной 1856 года во время приема в честь представителей дворянства. Лучше отменить крепостное право сверху, чем снизу. Но царь испытывал колебания. Хотели, чтобы дворянство само выступило с инициативой отмены. Тогда бы вся критика остальной части дворянства пошла бы в сторону этого человека. Плюс в деревне желательно было показать, что дворяне не держаться за крепостное право.

Во время коронации Александра 2 заявление, что литовские дворяне готовы улучшить быт крестьян. Это послужило поводом к образованию в 1857 году специального секретного комитета. Председатель: Александр 2, заместитель: Орлов. В комитете преобладали противники отмены крепостного права. Например, Орлов. Но он был ленивым, не хотел бороться. Противники подчинились воле царя.

1857 год подготовили проект отмены крепостного права: отменить в 3 этапа за 50 лет. Отменять по прибалтийскому варианту. (крестьяне получили личную свободу, но не землю). Осенью 1857 года ситуация изменилась. 20 ноября 1857 года - Александр 2 подписал рескрипт на имя назимова- дворянам 3 литовских губерний разрешалось создавать специальные комитеты, работа которых направлена на улучшение быта крестьян. Подтверждалась собственность помещика на землю. Но о собственности помещиками на личность крестьян - умалчивалось.

Рескрипт тут же был опубликован. крестьянский вопрос было разрешено обсуждать в прессе. Секретный комитет переименовали в главный. Эта гласность укрепила положение тех, кто хотел отменить крепостное право.

Было решено учитывать мнение дворян. Предполагали, что дворяне подхватят инициативу литовских дворян. Но дело шло очень плохо. Московские дворяне не хотели этого делать.

К началу 1858 года по всей России были созданы такие комитеты под председательством местных представителей дворянства. Категорически запрещалось на собраниях обсуждать вопрос о целесообразности отмены крепостного права. Разрешалось обсуждать только условия отмены. Запрещалось обсуждать какие-либо вопросы кроме крестьянского.

К началу 1859 года подготовительная работа в основном была проведена. Были образованы редакционные комиссии при главном комитете. Предполагалось, то будет 2 комиссии. 1- для чиновников, 2- для экспертов из общественности. По сути действовала одна комиссия. Наиболее яркой фигурой был Николай Алексеевич Милютин. Юрий Федорович Самарин. Бунге. Председателем редакционных комиссий стал Яков Иванович Ростовцев. Он был незаинтересованной фигурой. Но в 1858 году он изменил свои взгляды, стал активным сторонником освобождения крестьян с землей. Комиссии работали гласно и чрезвычайно активно.

Летом 1859 года - вызов в Петербург представителей дворянских комитетов.

В начале 1860 года неожиданно заболел и умер Ростовцев, который руководил всей работой.

Главой редакционных комиссий был назначен Панин, человек консервативных взглядов. Он реформе не сочувствовал. Но его значение решающей роли не имело. Основная работа была сделана. Александр 2 запретил ему что-то пересматривать. Панин был монархистом и согласился.

Осенью 1860 года - основная работа была завершена.

Орлов заболел и отошел от дел. Новым председателем комитета стал Константин Николаевич.

В январе 1861 года документы об отмене креп. права попали в Гос. Совет, где обсуждался месяц. Большинство было настроено пропомещичье.

19 февраля Александр 2 подписал документы об отмене крепостного права. Царь поддержал меньшинство с прокрестьянскими настроениями.

В деревне были конфликты, но в целом обстановка не была взрывоопасной, но слухов ходило множество.

1856 год - закон о порядке записи помещичьих крестьян в государственные. Об освобождении крестьян речи не было. Но крестьяне решили, то все помещичьи крестьяне должны быть государственными.

"Трезвенное движение" 1858 год - оно было направлено против системы винных откупов. Началось на северо-западе и распространилось по всей европейской России. Это движение не было направлено ни против помещиков, ни против государства. Продолжалось до 1860 г.

Среди крестьян было мнение относительно того, что им должна отойти вся земля. Но оно не было преобладающим. Основная масса крестьян считала, что пусть барская запашка остается за барином, но наделы крепостных должны быть с ними. Они не принимали безземельное освобождение и любые крещения наделов.

Акт 19 февраля - это 17 документов, разделенные на группы:

1. Общероссийские. Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

2. Местные положения. Учет местных особенностей. Местное положение о крестьянах, водворенных на помещичьих землях, в губерниях новороссийских.

3. Положение о дворовых, приписных.

Крепостное право отменялось навсегда. Крестьянин получал личную свободу. Право заключать сделки, вступать в брак без разрешения и тд. Освобождались с землей. "Отрезки". Наделы были уменьшены. 28% крестьян получили наделы недостаточные.

Произошло осереднячивание земель. Наделы получали не безвозмездно. 2 варианты:

1. Крестьяне переходить в категорию временнобязанных крестьян. Они должны были платить оброк или выполнять барщинные повинности. Они фиксировались. Натуральные сборы отменялись.

2. Выкуп. Помещик сразу получал землю за выкуп. Никто никому ничего не должен. За основу бралась на рыночная цена земли, а размер оброка, который устанавливался законодательством 19 февраля для крестьян данной местности. Оброк капитализировался исходя из 6%. У крестьян в таком разме денег не было. 4/5 всей суммы платило государство, а 1/5 - крестьяне. За это в течение 49 лет крестьяне должны были платить 6 копеек с каждого рубля в пользу государства. Выкупные платежи. Крестьяне реально это платили до 1907 года. На выкуп перешло 85-87% крестьян.

1906 год Лосицкий "Выкупная операция".

При выкупе помещичьим крестьянин каждая десятина обошлась в 27 рублей.

Землю получали не отдельные крестьяне, а община.

Крестьянской реформой оказались недовольны все.

Недовольство крестьян вылилось в волнения. За весенние месяцы 1861 г. - 1800 конфликтов.

Движение крестьян против подписания уставных грамот. Мирный характер. Бойкот.

1863 - наделение землей. Не было отрезков. Не было временнобязанного состояния.

1866 год - наделы сохранялись, отрезков не было. Оброк преобразовывался в государственную оброчную подать. У них было право выкупить сразу. Освободиться от подати. На тех же условиях, что и помещичьи крестьяне.

Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предыдущем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно- вокальной и симфонической музыке сложились в новом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой - русский фольклор.

Русские композиторы стали выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального искусства, а главное – получали европейское музыкальное образование. Приобщение к европейской культуре не только повысило профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки.

В XIX столетии в России утвердились европейские нормы концертной жизни. Это связано, прежде всего, с основанием Русского музыкального общества (1859). Его деятельность носила просветительский характер. Устраивались регулярные концерты, проводились конкурсы на лучшее музыкальное произведение и.т.д.. В стане была создана система музыкального образования европейского типа. В Петербурге ( 1862г. ) и Москве ( 1866г. ) открылись консерватории.

В XIX веке огромное внимание уделялось изучению фольклора. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом не теряя своеобразия собственного музыкального языка.

Для русской музыкальной культуры первой половины XIX характерно повышенное внимание к опере и камерной вокальной музыке. Серьёзный интерес к симфонии появился лишь во второй половине столетия. Особенно популярны были программные симфонические произведения, в том числе симфоническая миниатюра.

Итак, кто же из композиторов стоял у истоков Русской композиторской школы ?

Значительное место в творчестве Чайковского занимают романсы ( написано более 100 ).

Романсы композитора – маленькие драматические пьесы . Чайковский первый русский композитор получивший широкое признание за рубежом. Его гастроли проходили в странах Европы и США. Чайковский был избран членом- корреспондентом французской Академии изящным искусств и почётным доктором Кембриджского университета Великобритании.

Модест Петрович Мусоргский. (1839-1881г.)

- стали значительным явлением в русской музыке.

Александр Сергеевич Даргомыжский. ( 1813- 1869г.)

Милий Алексеевич Балакирев ( 1836 или 1837 – 1910 )

В развитии отечественного музыкального искусства XIX столетия особую роль сыграл

В сочинениях для симфонического оркестра он обращался к фольклору .

Александр Порфирьевич Бородин ( 1833 – 1887г. )

Николай Андреевич Римский – Корсаков ( 1844 – 1908г. )

написал около 80 романсов для голоса и фортепиано на стихи А.С. Пушкина, А.К. Толстого и других русских поэтов. Как дирижёр Римский – Корсаков с 1874г. руководил симфоническими оркестрами, а позднее оперными спектаклями.

Говоря о музыкальной культуре XIX века нельзя не отметить братьев Антона и Николая Рубинштейнов. Их исполнительская и педагогическая деятельность способствовала тому, что в русской культуре утвердились европейские традиции концертной жизни и музыкального образования. Антон Рубинштейн – блестящий пианист – виртуоз. Он основатель и директор Петербургской консерватории с 1861 года.

Николай Рубинштейн известен как пианист, дирижёр и педагог. Он стал основателем и первым директором Московской консерватории ( 1866г. )……………………

Театральная жизнь России в XIX веке.

В начале XIX века сложилась сеть русских Императорских театров, которые управлялись

Большой и Малый.

М.Н. Ермолова – замечательные актрисы малого тиара. Русские артисты первой половины XIX века М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин остались в памяти потомков как фигуры из легенды. Щепкин сыграл почти 600 ролей в пьесах Шекспира,

Мольера, Гоголя, Островского и Тургенева. Он одним из первых начал утверждать реализм в русском театре, он создал правду на русской сцене.

Большой Петровский театр 1825-1853 гг.

Открытие Большого Петровского театра 6 января 1825 года было обставлено очень торжественно. Зрители, посетившие в тот вечер новый театр, были потрясены благородством архитектурного замысла и его воплощением, невиданными масштабами здания, красотой отделки его зрительного зала.


Писатель Сергей Аксаков вспоминал: "Большой Петровский театр, возникший из старых, обгорелых развалин. изумил и восхитил меня. Великолепное громадное здание, исключительно посвященное моему любимому искусству, уже одной своею внешностью привело меня в радостное волнение. "


Перед началом спектакля публика вызвала на сцену строителя театра Осипа Бове и наградила его аплодисментами.

В день открытия театра был показан пролог "Торжество муз" А. Алябьева и А. Верстовского, аллегорически изображавший, как Гений России при помощи муз из развалин сгоревшего театра создал новый прекрасный храм искусства - Большой Петровский театр. В прологе были заняты лучшие актеры труппы: Гения России исполнял знаменитый трагик Павел Мочалов, бога искусств Аполлона - певец Николай Лавров, музы Терпсихоры - ведущая танцовщица Фелицата Виржиния Гюллень-Сор . После антракта был показан балет Фердинанда Сора "Сандрильона". "Блеск костюмов, красота декораций, словом, все театральное великолепие здесь соединилось, как равно и в прологе, - писал музыкальный критик В. Одоевский. Чтобы доставить "равное удовольствие всем жителям Москвы", дирекция театра решила повторить этот спектакль на следующий день.


Пасмурным морозным утром 11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. Пламя мгновенно охватило все здание, но с наибольшей силой огонь бушевал на сцене и в зрительном зале. "Страшно было смотреть на этого объятого огнем гиганта, - описывал пожар очевидец. - Когда он горел, нам казалось, что перед глазами нашими погибал милый нам человек, наделявший нас прекраснейшими мыслями и чувствами. "


Двое суток боролись москвичи с пламенем, а на третьи здание театра напоминало развалины римского Колизея. Останки здания тлели еще около недели. В огне безвозвратно погибли театральные костюмы, собиравшиеся с конца XVIII века, превосходные декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты.


"Есть события в России, которые быстротой и величием изумляют современников и представляются в виде чудес отдаленному потомству - писали "Московские ведомости" 17 января 1825 года - Такая мысль естественно рождается в душе Россиянина при каждом происшествии, приближающим отечество наше к среде держав Европейских, такая мысль возникает в душе при взгляде на Большой Петровский театр, как феникс из развалин возвысивший стены свои в новом блеске и великолепии".
Проект здания театра, составленный профессором А. Михайловым, был утвержден императором Александром I в 1821 году, а строительство его было поручено архитектору Осипу Бове .


Один из крупнейших театров Европы, был сооружен на месте сгоревшего театрального здания, но фасадом был обращен на Театральную площадь.

Большой театр 1856-1917 гг.

20 августа 1856 года восстановленный А.Кавосом Большой театр был открыт в присутствии царской семьи и представителей всех государств оперой В.Беллини "Пуритане" в исполнении итальянской труппы. Московский балет этого периода обязан своими удачами таланту француза Мариуса Петипа, поселившемуся в Петербурге. Хореограф неоднократно приезжал в Москву для постановки спектаклей. Самой значительной из его московских работ стал "Дон Кихот" Л.Минкуса, впервые показанный в 1869 году. Московскую редакцию этого балета Петипа перенес впоследствии на петербургскую сцену.


Большое значение для развития исполнительской культуры имело творчество П.Чайковского. Дебюты композитора в оперной музыке - "Воевода" (1869) и балетной - "Лебединое озеро" (1877) состоялись на сцене Большого театра. Здесь получила свое настоящее рождение опера "Евгений Онегин" (1881), первая проба на большой сцене после Консерваторской постановки 1879 года; впервые увидела свет опера "Мазепа" (1884), одна из вершин оперного творчества композитора; окончательная редакция оперы "Кузнец Вакула", получившая в спектакле 1887 года новое название "Черевички". Кстати, премьера "Черевичек" в Большом театре 19 января 1887 года стала и дебютом Чайковского за пультом оперного дирижера.


Памятным спектаклем в летописи театра стало первое исполнение 16 декабря 1888 года народной драмы И.Мусоргского "Борис Годунов". Первой из опер Н.Римского-Корсакова свет рампы Большого театра увидела "Снегурочка" (1893), а затем - "Ночь перед Рождеством" (1898). В том же 1898 году театр впервые показал зрителям оперу А.Бородина "Князь Игорь", а через два года любители хореографического искусства познакомились с балетом А.Глазунова "Раймонда".


С расширением русского репертуара осуществлялись одновременно и постановки лучших произведений зарубежных композиторов. К ранее поставленным операм добавились "Риголетто", "Аида", "Травиата" Дж.Верди, "Фауст" и "Ромео и Джульетта" Ш.Гуно, "Кармен" Ж.Бизе, "Тангейзер", "Валькирия", "Лоэнгрин" Р.Вагнера и др.


Оперная труппа театра конца XIX - начала XX века насчитывает многих выдающихся певцов. Среди славных имен прошлых лет - Евлалия Кадмина, Антон Барцал, Павел Хохлов, Надежда Салина, Иван Грызунов, Маргарита Гунова, Василий Петров и др. На сцене театра в эти годы появляются певцы, имена которых становятся вскоре широко известны не только в России, но и за рубежом - Леонид Собинов, Федор Шаляпин, Антонина Нежданова.


Плодотворной была деятельность в театре Сергея Рахманинова, заявившего себя и за дирижерским пультом гениальным музыкантом. Рахманинов повысил качество звучания русской оперной классики в театре. Кстати, с именем Рахманинова связан перенос пульта дирижера на то место, где он находится сейчас, раньше дирижер стоял за оркестром, лицом к сцене.


В 1899 году в Большом театре впервые пошла "Спящая красавица". Постановка этого балета, утвердившая содружество музыки и танца в русском балетном театре, являлась началом долгой и счастливой работы в Москве хореографа, либреттиста и педагога Александра Горского. С ним работала большая группа талантливых артистов - Екатерина Гельцер, Вера Каралли, Софья Федорова, Александра Балашова, Василий Тихомиров, Михаил Мордкин, дирижер и композитор Андрей Аренде и др. Для оформления новой постановки балета "Дон Кихот" (1900) Горский впервые пригласил молодых художников Константина Коровина и Александра Головина, будущих великих мастеров театральной живописи. Апогеем творчества Горского стал балет "Саламбо" А.Арендса (1910). Здесь хореограф достиг гармоничного слияния музыки танца, оформления и литературной основы спектакля.


Успешное развитие московского балета становится настолько очевидным, что многие петербургские мастера танца добиваются возможности участвовать в спектаклях Большого театра. На гастроли в Москву часто приезжали Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Михаил Фокин и др., а в 1911 году московская труппа была приглашена в Лондон для постановки спектакля в честь Коронации Георга V.

В конкурсе на проект восстановления здания театра победил план, представленный Альбертом Кавосом.


Кавос , сохранив планировку и объем здания Бове, увеличил высоту, изменил пропорции и переработал архитектурный декор. В частности, по бокам здания были сооружены стройные чугунные галереи с лампами. Современники отмечали вид этой колоннады, особенно красивой вечерами, когда смотришь на нее издали, и ряд горящих ламп представляется бриллиантовой нитью, идущей вдоль театра.


Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Бове, погибла при пожаре. Для создания новой Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта (1805-1867), автора знаменитых четырех конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге.
Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном. Она была отлита на заводах герцога Лихтенбергского из металлического сплава, покрытого гальваническим путем красной медью.
Размер группы стал на полтора метра выше прежней и достигает 6,5 метров в высоту. Она выдвинута вперед и помещена на пьедестале по коньку крыши портика.


. Четверка лошадей, расположенная в один ряд, несется вскачь, увлекая за собой квадригу - античную колесницу на двух колесах. Управляет ими бог Аполлон, его голова увенчана венком, в левой руке лира.
При реконструкции зрительного зала Кавос изменил форму зала, сузив его к сцене, углубил оркестровую яму. Позади кресел партера, где раньше была галерея, он устроил амфитеатр. Размеры зрительного зала стали: почти равная глубина и ширина - около 30 метров, высота - около 20 метров. Зрительный зал стал вмещать свыше 2000 зрителей.

В таком виде Большой театр сохранился до наших дней, за исключением небольших внутренних и внешних перестроек.


Сам Кавос писал об архитектуре зрительного зала Большого театра: "Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в тоже время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанные золотом ярко-малиновые драпировки внутренностей лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала - большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров - все это заслужило всеобщее одобрение."

Раздел: Культура и искусство
Количество знаков с пробелами: 18995
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 4

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Музыка России в XIX веке

Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предыдущем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно- вокальной и симфонической музыке сложились в новом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой - русский фольклор.

Русские композиторы стали выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального искусства, а главное – получали европейское музыкальное образование. Приобщение к европейской культуре не только повысило профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки.

В XIX столетии в России утвердились европейские нормы концертной жизни. Это связано, прежде всего, с основанием Русского музыкального общества (1859). Его деятельность носила просветительский характер. Устраивались регулярные концерты, проводились конкурсы на лучшее музыкальное произведение и.т.д.. В стане была создана система музыкального образования европейского типа. В Петербурге ( 1862г. ) и Москве ( 1866г. ) открылись консерватории.

В XIX веке огромное внимание уделялось изучению фольклора. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом не теряя своеобразия собственного музыкального языка.

Для русской музыкальной культуры первой половины XIX характерно повышенное внимание к опере и камерной вокальной музыке. Серьёзный интерес к симфонии появился лишь во второй половине столетия. Особенно популярны были программные симфонические произведения, в том числе симфоническая миниатюра.

Итак, кто же из композиторов стоял у истоков Русской композиторской школы ?

Значительное место в творчестве Чайковского занимают романсы ( написано более 100 ).

Романсы композитора – маленькие драматические пьесы . Чайковский первый русский композитор получивший широкое признание за рубежом. Его гастроли проходили в странах Европы и США. Чайковский был избран членом- корреспондентом французской Академии изящным искусств и почётным доктором Кембриджского университета Великобритании.

Модест Петрович Мусоргский. (1839-1881г.)

- стали значительным явлением в русской музыке.

Александр Сергеевич Даргомыжский. ( 1813- 1869г.)

Милий Алексеевич Балакирев ( 1836 или 1837 – 1910 )

В развитии отечественного музыкального искусства XIX столетия особую роль сыграл

В сочинениях для симфонического оркестра он обращался к фольклору .

Александр Порфирьевич Бородин ( 1833 – 1887г. )

Николай Андреевич Римский – Корсаков ( 1844 – 1908г. )

написал около 80 романсов для голоса и фортепиано на стихи А.С. Пушкина, А.К. Толстого и других русских поэтов. Как дирижёр Римский – Корсаков с 1874г. руководил симфоническими оркестрами, а позднее оперными спектаклями.

Говоря о музыкальной культуре XIX века нельзя не отметить братьев Антона и Николая Рубинштейнов. Их исполнительская и педагогическая деятельность способствовала тому, что в русской культуре утвердились европейские традиции концертной жизни и музыкального образования. Антон Рубинштейн – блестящий пианист – виртуоз. Он основатель и директор Петербургской консерватории с 1861 года.

Николай Рубинштейн известен как пианист, дирижёр и педагог. Он стал основателем и первым директором Московской консерватории ( 1866г. )……………………

Театральная жизнь России в XIX веке.

В начале XIX века сложилась сеть русских Императорских театров, которые управлялись

Большой и Малый.

М.Н. Ермолова – замечательные актрисы малого тиара. Русские артисты первой половины XIX века М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин остались в памяти потомков как фигуры из легенды. Щепкин сыграл почти 600 ролей в пьесах Шекспира,

Мольера, Гоголя, Островского и Тургенева. Он одним из первых начал утверждать реализм в русском театре, он создал правду на русской сцене.

Большой Петровский театр 1825-1853 гг.

Открытие Большого Петровского театра 6 января 1825 года было обставлено очень торжественно. Зрители, посетившие в тот вечер новый театр, были потрясены благородством архитектурного замысла и его воплощением, невиданными масштабами здания, красотой отделки его зрительного зала.

Писатель Сергей Аксаков вспоминал: "Большой Петровский театр, возникший из старых, обгорелых развалин. изумил и восхитил меня. Великолепное громадное здание, исключительно посвященное моему любимому искусству, уже одной своею внешностью привело меня в радостное волнение. "

Перед началом спектакля публика вызвала на сцену строителя театра Осипа Бове и наградила его аплодисментами.

В день открытия театра был показан пролог "Торжество муз" А. Алябьева и А. Верстовского, аллегорически изображавший, как Гений России при помощи муз из развалин сгоревшего театра создал новый прекрасный храм искусства - Большой Петровский театр. В прологе были заняты лучшие актеры труппы: Гения России исполнял знаменитый трагик Павел Мочалов, бога искусств Аполлона - певец Николай Лавров, музы Терпсихоры - ведущая танцовщица Фелицата Виржиния Гюллень-Сор . После антракта был показан балет Фердинанда Сора "Сандрильона". "Блеск костюмов, красота декораций, словом, все театральное великолепие здесь соединилось, как равно и в прологе, - писал музыкальный критик В. Одоевский. Чтобы доставить "равное удовольствие всем жителям Москвы", дирекция театра решила повторить этот спектакль на следующий день.

Пасмурным морозным утром 11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. Пламя мгновенно охватило все здание, но с наибольшей силой огонь бушевал на сцене и в зрительном зале. "Страшно было смотреть на этого объятого огнем гиганта, - описывал пожар очевидец. - Когда он горел, нам казалось, что перед глазами нашими погибал милый нам человек, наделявший нас прекраснейшими мыслями и чувствами. "

Двое суток боролись москвичи с пламенем, а на третьи здание театра напоминало развалины римского Колизея. Останки здания тлели еще около недели. В огне безвозвратно погибли театральные костюмы, собиравшиеся с конца XVIII века, превосходные декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты.

"Есть события в России, которые быстротой и величием изумляют современников и представляются в виде чудес отдаленному потомству - писали "Московские ведомости" 17 января 1825 года - Такая мысль естественно рождается в душе Россиянина при каждом происшествии, приближающим отечество наше к среде держав Европейских, такая мысль возникает в душе при взгляде на Большой Петровский театр, как феникс из развалин возвысивший стены свои в новом блеске и великолепии".
Проект здания театра, составленный профессором А. Михайловым, был утвержден императором Александром I в 1821 году, а строительство его было поручено архитектору Осипу Бове .

Один из крупнейших театров Европы, был сооружен на месте сгоревшего театрального здания, но фасадом был обращен на Театральную площадь.

Большой театр 1856-1917 гг.

20 августа 1856 года восстановленный А.Кавосом Большой театр был открыт в присутствии царской семьи и представителей всех государств оперой В.Беллини "Пуритане" в исполнении итальянской труппы. Московский балет этого периода обязан своими удачами таланту француза Мариуса Петипа, поселившемуся в Петербурге. Хореограф неоднократно приезжал в Москву для постановки спектаклей. Самой значительной из его московских работ стал "Дон Кихот" Л.Минкуса, впервые показанный в 1869 году. Московскую редакцию этого балета Петипа перенес впоследствии на петербургскую сцену.

Большое значение для развития исполнительской культуры имело творчество П.Чайковского. Дебюты композитора в оперной музыке - "Воевода" (1869) и балетной - "Лебединое озеро" (1877) состоялись на сцене Большого театра. Здесь получила свое настоящее рождение опера "Евгений Онегин" (1881), первая проба на большой сцене после Консерваторской постановки 1879 года; впервые увидела свет опера "Мазепа" (1884), одна из вершин оперного творчества композитора; окончательная редакция оперы "Кузнец Вакула", получившая в спектакле 1887 года новое название "Черевички". Кстати, премьера "Черевичек" в Большом театре 19 января 1887 года стала и дебютом Чайковского за пультом оперного дирижера.

Памятным спектаклем в летописи театра стало первое исполнение 16 декабря 1888 года народной драмы И.Мусоргского "Борис Годунов". Первой из опер Н.Римского-Корсакова свет рампы Большого театра увидела "Снегурочка" (1893), а затем - "Ночь перед Рождеством" (1898). В том же 1898 году театр впервые показал зрителям оперу А.Бородина "Князь Игорь", а через два года любители хореографического искусства познакомились с балетом А.Глазунова "Раймонда".

С расширением русского репертуара осуществлялись одновременно и постановки лучших произведений зарубежных композиторов. К ранее поставленным операм добавились "Риголетто", "Аида", "Травиата" Дж.Верди, "Фауст" и "Ромео и Джульетта" Ш.Гуно, "Кармен" Ж.Бизе, "Тангейзер", "Валькирия", "Лоэнгрин" Р.Вагнера и др.

Оперная труппа театра конца XIX - начала XX века насчитывает многих выдающихся певцов. Среди славных имен прошлых лет - Евлалия Кадмина, Антон Барцал, Павел Хохлов, Надежда Салина, Иван Грызунов, Маргарита Гунова, Василий Петров и др. На сцене театра в эти годы появляются певцы, имена которых становятся вскоре широко известны не только в России, но и за рубежом - Леонид Собинов, Федор Шаляпин, Антонина Нежданова.

Плодотворной была деятельность в театре Сергея Рахманинова, заявившего себя и за дирижерским пультом гениальным музыкантом. Рахманинов повысил качество звучания русской оперной классики в театре. Кстати, с именем Рахманинова связан перенос пульта дирижера на то место, где он находится сейчас, раньше дирижер стоял за оркестром, лицом к сцене.

В 1899 году в Большом театре впервые пошла "Спящая красавица". Постановка этого балета, утвердившая содружество музыки и танца в русском балетном театре, являлась началом долгой и счастливой работы в Москве хореографа, либреттиста и педагога Александра Горского. С ним работала большая группа талантливых артистов - Екатерина Гельцер, Вера Каралли, Софья Федорова, Александра Балашова, Василий Тихомиров, Михаил Мордкин, дирижер и композитор Андрей Аренде и др. Для оформления новой постановки балета "Дон Кихот" (1900) Горский впервые пригласил молодых художников Константина Коровина и Александра Головина, будущих великих мастеров театральной живописи. Апогеем творчества Горского стал балет "Саламбо" А.Арендса (1910). Здесь хореограф достиг гармоничного слияния музыки танца, оформления и литературной основы спектакля.

Успешное развитие московского балета становится настолько очевидным, что многие петербургские мастера танца добиваются возможности участвовать в спектаклях Большого театра. На гастроли в Москву часто приезжали Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Михаил Фокин и др., а в 1911 году московская труппа была приглашена в Лондон для постановки спектакля в честь Коронации Георга V.

В конкурсе на проект восстановления здания театра победил план, представленный Альбертом Кавосом.

Кавос , сохранив планировку и объем здания Бове, увеличил высоту, изменил пропорции и переработал архитектурный декор. В частности, по бокам здания были сооружены стройные чугунные галереи с лампами. Современники отмечали вид этой колоннады, особенно красивой вечерами, когда смотришь на нее издали, и ряд горящих ламп представляется бриллиантовой нитью, идущей вдоль театра.

Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Бове, погибла при пожаре. Для создания новой Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта (1805-1867), автора знаменитых четырех конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге.
Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном. Она была отлита на заводах герцога Лихтенбергского из металлического сплава, покрытого гальваническим путем красной медью.
Размер группы стал на полтора метра выше прежней и достигает 6,5 метров в высоту. Она выдвинута вперед и помещена на пьедестале по коньку крыши портика.

. Четверка лошадей, расположенная в один ряд, несется вскачь, увлекая за собой квадригу - античную колесницу на двух колесах. Управляет ими бог Аполлон, его голова увенчана венком, в левой руке лира.
При реконструкции зрительного зала Кавос изменил форму зала, сузив его к сцене, углубил оркестровую яму. Позади кресел партера, где раньше была галерея, он устроил амфитеатр. Размеры зрительного зала стали: почти равная глубина и ширина - около 30 метров, высота - около 20 метров. Зрительный зал стал вмещать свыше 2000 зрителей.

В таком виде Большой театр сохранился до наших дней, за исключением небольших внутренних и внешних перестроек.

Сам Кавос писал об архитектуре зрительного зала Большого театра: "Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в тоже время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанные золотом ярко-малиновые драпировки внутренностей лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала - большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров - все это заслужило всеобщее одобрение."

В XVIII русский театр получил мощный толчок, конечно не без участия европейской школы, огромное спасибо стоит сказать итальянским и французским музыкантам, актерам, которые работая в России, передали свое мастерство.

Интерес к театру возрос, к концу XVIII века, большое количество людей желало посмотреть спектакли, и пьесы. Во время правления Императрицы Екатерины Великой выходит в свет периодическое издание посвященное театру, в нем печатались пьесы как отечественных, так и зарубежных творцов.

В XIX веке театр в России начинает развиваться и становится самостоятельно. Его отличительная черта в этот период – многоликость. С одной стороны в нем всегда находился отклик на экономические и социальные потрясения того периода, а с другой в нем появлялись черты новаторства, которые черпались из новшеств в литературном жанре

Основные направления в театре.

В XVIII веке основным направлениям в театральном искусстве считался классицизм и романтизм, пришедший на смену век XIX, изменил его на реализм. Со сменой стиля в театре появляется много нового, например, полностью обновляется репертуар. А все, потому что как раз в этот период появляется огромное количество новых талантов в драматургии.

Виды театров.

К началу XIX века в России действуют два вида театров:

· Императорский.

Императорский театр был не один, к этому периоду сложилась целая плеяда, управление ими сосредотачивалось министерством двора Его Императорского Величества. В ведение находилось три театра в Петербурге, это – Михайловский, Мариинский, Александрийский. И два в Москве – Большой и Малый.

2. Мариинский театр назван в честь жены императора Александра II – Марии. Здание пострадало в пожаре, затем было восстановлено. Именно здесь были даны самые известные и популярные оперы, такие как – Борис Годунов или Лебединое озеро.

3. Михайловский театр получил свое название в честь сына Павла – Михаила. Изначально постоянной трупы актеров он не имел. Только позже после многочисленных реконструкций зданий там обосновались французы. Именно здесь давал концерты Штраус и выступал сам Шаляпин.

4. Большой театр обязан своему появлению Екатерине Великой. Театр не раз горел и восстанавливался. Только в середине столетия принято решение отстроить его заново, в 1825 году произошло его официальное открытие.

Тут же происходит трансформация крепостных театров. Вообще мысль о зарождения такого вида возникла давно, ведь актерам такого театра не нужно платить. Этот вид искусства становится главным развлечением помещиков. Особенно в осенний период, когда заканчиваются посевные. Крепостной театр имел свою труппу, выбор пьес был не богатым, но при этом к каждой пьесе имелись декорации. Бывали даже такие случаи когда устраивались соревнования театров, помещики хотели доказать, что именно его театр лучший. Положение крепостного театра изменилось в середине века после отмены крепостного права, помещики некоторое время пытались удержать актеров, но вскоре такой тип театра стал уходить в прошлое.

Внешний вид театра.

Особенно интересна архитектура театра, как правило, помещение под него строилось в самом сердце города, это было красивое, пышное и помпезное здание. Театр можно было отличить из далека, он имел множество украшений из лепнины, мощные колонны, монументальную скульптуру и т.д. Многие здания возведены на Итальянский манер.

Репертуар театра.

Огромным его, конечно, не назовешь, часть репертуара занимали классические европейские драмы, отечественные спектакли и пьесы так же имели место быть. На подмостках шли произведения таких выдающихся писателей как Пушкин, Гоголя, Лермонтова. С большим аншлагом проходили спектакли, взятые из Французской литературы, особенно легкие и смешные водевили.

Как только реализм занял место в русском театре, появились новые имена, например Александр Островский. Его произведения сначала блистали в императорских театрах, а затем получили распространения и в частных. Многочисленную публику собирали оперетты, ведь зачастую в них скрытым языком раскрывались проблемы того времени. Мелодрама, комедия – все эти жанры так же были представлены зрителю. Но при таком разнообразии, многие театры ставили главную цель – обогащение, но были и такие которые хотели нести просветительскую функцию.

Читайте также: