Музыка древней греции и рима доклад

Обновлено: 05.07.2024

Про античную музыку в целом

Ещё один важный, почти общеизвестный факт — в античности не было нотного письма . Но кое-как музыка письменно передавалась, через обычные буквы, перевернутые на бок рядом с текстом песни; эти буквы и объясняли приблизительный ритм. Естественно, это не точная передача музыки в письме.

Реконструкция арабской (Андалузия) музыки, чуть быстрее темп, чуть другое звучание струн, вот вся разница.

Даже философия греков, это в большинстве своем лишь отражение консервативного мировоззрения типичного жителя глубинки XIX века.

В философии поэтому не так много прогрессивного, как мы себе хотим представить. Конечно в Греции были и прогрессивные направления, но они были так же мало востребованы, как и сегодня в среде селян или обывателей. Лишь потому, что Греция была так отстала — из её культуры лучше всего сохранились консервативные авторы.

Античные музыкальные направления

Музыкальная теория у греков разделялась на много разных составляющих, и вот некоторые из них:

  • вопросы звука (мелодический и разговорный);
  • вопросы интервалов (напр. рациональность/иррациональность с точки зрения математики, оба вида интервалов могли применяться к музыке);
  • о родах музыки (три рода:диатон,хроматика/полутона иэнгармония/четверть тона);

В связи со сказанным о роли музыки в воспитании греков, нужно сказать ещё кое что. В трактатах о музыке отдельное внимание придавалось влиянию музыки на душу; так, сочинение Квинтилиана делится на 3 части:

1) О гармонике, ритмике и метрике.

2) О воздействии музыки на душу ( ! )

3) О связи музыки и числа на примере космологии.

Уже созданная греками система тональностей, как мы видели, также имела свои характеры. Тональностям поэтому придавали идеологический характер, и это началось во всех музыкально развитых цивилизациях, повсюду одинаково.

Звучит наивно и просто, но весьма действенно. Сейчас оно работает точно также, но жанров стало столь много, что связь не улавливается столь непосредственно. Увидев какая музыка нравится человеку — можно было определить, что он любит читать, как он ведет себя в обществе и т.п., и наоборот, через характер, поведение и вкусы человека — можно было определить и какая музыка тому нравится. Стоит упомянуть, что такое дидактическое использование музыки — характерно и для всех цивилизаций Востока.

В эпоху после поражения Афин в Пелопоннесской войне нарастает влияние из Востока, возникает различного типа синкретизм (в науке, философии и религии) , который касается также и музыки, что развивает виртуозность авторов, их свободный отход от строгого канона. В этот период начинается отрыв музыки от текста, появляется чисто инструментальная музыка (пионером этого прорыва был трагик Эврипид) и теория её составления. Это различие выливается в различие двух теоретических школ: каноники и гармоники .

Математически-пифагорейское направление в дальнейшем всё же взяло верх, и в нем можно выделить появление Евклида, Эратосфена и Дидима. Эти авторы, будучи профессиональными математиками, также затрагивали и вопросы музыки, и поэтому подводили под неё строгий научный и рациональный базис.

Римские музыканты, играющие на гидравлосе и буцине. Мозаика в римской вилле Ненниг (близ Перля), II в. н. э.

Римские музыканты, играющие на гидравлосе и буцине. Мозаика в римской вилле Ненниг (близ Перля), II в. н. э.

Современная реконструкция гидравлоса

Как и представители древнейшей вавилонской цивилизации, египтяне развивали теорию взаимосвязи семи нот и семи планет Солнечной системы.

Важнейшее значение в древнеегипетском музыкальном искусстве уделялось вокалу. Кроме того, еще во времена правления Нефертити, Тутанхамона и Рамзеса были изобретены новые музыкальные инструменты, среди которых – пришедшая в наше время сквозь тысячелетия арфа.

Античность как период и музыкальное искусство Древней Греции стало мощнейшим толчком в эволюции всей европейской музыки. Приблизительно за 2,5 тысячи лет существования древнегреческой цивилизации появилось множество новых и достаточно сложных в изготовлении музыкальных инструментов. Новинки были разнообразны. Среди струнных инструментов можно выделить лиру, формингу, кифару, барбитон. Среди духовых инструментов – трубы, сиринги и авлос, а среди ударных – кимвала, тимпан и систр.

К древнегреческой цивилизации относят и появление первого водяного органа – гидравлоса. Опередивший свое время инструмент стал очень популярным в Средиземноморских странах. Предок средневекового органа стал впоследствии любимым инструментом римского императора Нерона.

Главным вкладом великого древнегреческого математика в эволюцию музыкального мира стало учение о пропорциях звуков. С помощью экспериментов над струнными инструментами Пифагор определил числовые значения музыкальных интервалов. К примеру, интервальный коэффициент октавы составляет 2/1, квинты – 3/2, кварты – 4/3. Отсчитывая музыкальный интервал от исходного звука, математик смог получать числовое значение любого звука хроматической (диатонической) гаммы.

Античность. Игра на лире

В дальнейшем музыкальная математическая теория Пифагора и ее этическая составляющая получили развитие в трудах великих ученых Древней Греции и Рима Аристотеля, Платона, Никомаха, К. Птолемея.

Завершая краткий обзор музыкального искусства Древней Греции, стоит упомянуть о великих драматургах той эпохи. Спектакли Эсхилла, Софокла, Еврипида, естественно, не обходились без инструментальной музыки, да и сами авторы были прекрасными танцорами и музыкантами.

Античность. Музыка Древнего Рима

римская мозаика Академия Платона

Сохранились имена великих музыкантов той эпохи: Диодор, Терпний, Менекрат, Месомед, Тигелий, Анаксенор. Многие музыкальные теоретики эпохи Древнего Рима отмечали, что греческие спектакли, поставленные на службу римскому искусству, потеряли глубину и пафос, стали простыми развлекательными представлениями.

Таким образом, музыкальное искусство Древней Греции оставалось на многие века базовым для музыкального искусства цивилизованных народов Европы вплоть до расцвета христианской культуры.

Музыкальное искусство возникло в глубокой древности. Ещё на заре человеческой истории люди каменного века изготовили первые примитивные инструменты: колотушки и погремушки, каменные плиты-литофоны, трубы-раковины, флейты из костей и рогов животных, музыкальный лук. Тогда же, за долгие тысячелетия до нашей эры, сложили люди и свои первые песни – песни труда и повседневного быта, песни лирические, заклинания сил природы и другие. Большого развития достигла ритмическая сторона музыки (в связи с пляской).

В рабовладельческом строе музыка была привилегией богатых классов, они имели возможность заниматься усовершенствованием наук и искусств. Музыка стала выразительницей более тонких чувств и широких мыслей, идей. Это предполагало усовершенствование выразительных средств, художественной формы. Всё более закреплялись пентатонные, тетратонные и диатонические лады. Возникли музыкальные системы у индийцев, китайцев, греков и других народов. Изобретена была запись музыки – нотация.

Музыкальная культура античной Греции и Древнего Рима.

Музыка играла большую роль в общественной и личной жизни греков. Для свободных граждан в греческих городах-государствах Афинах, Спарте, Фивах и других обучение музыкальному искусству, его теории, эстетике, приемам исполнения было обязательной составной частью гражданского воспитания и образования. На гимнастических и художественных состязаниях, которые греки устраивали в Афинах (дионисии и панафинеи), в Дельфах (агоны пифийские), в Спарте (карнеи, гимнопедии), гимнастические игры происходили под музыку. Состязались между собой певцы-солисты, хоры, инструменталисты (систр, лира, кифара, духовые (авлос типа гобоя), форминкс – щипковый инструмент типа лиры), поэты – сочинители стихов и песен различных государств-городов. Музыке придавалось государственное, а в Спарте – и чисто военное значение.

Пение с плясками было важной и красивейшей составной частью народных праздничных действ, связанных с земледельческими работами, сбором урожая и прославлением богов. Из этих народных действ и песен в честь бога Диониса возникла в дальнейшем классическая афинская трагедия.

Древний Рим по-своему продолжает то, что уже было достигнуто в Греции, переосмысливает это наследие, создает новый облик художественной культуры, переживает свой упадок и, наконец, передает, насколько это возможно, эстетическое наследие античности новой культуре средневековья.

В истории Рима сложились особые, местные музыкально-поэтические формы, сопряженные с бытом и общественной жизнью: свадебные, похоронные, триумфальные песни. Большое значение также приобрела военная музыка (рога, трубы). В Риме звучат различные инструменты: тибия, кифара, огромная лира, арфа, вавилонская волынка, орган, труба, систр, всевозможные ударные. В Древнем Риме развивается искусство мимов.

Урок 2. Античное искусство: Древняя Греция и Древний Рим

Античное искусство – одно из красивейших и совершеннейших во всей истории человечества. Именно во времена Античности были заложены традиции искусства, получившие развитие в последующие периоды истории.

На первое место вышел человек во всей своей красоте и совершенстве. И, если раньше поклонялись божествам, мифологическим существам и священным животным, в античном искусстве даже боги изображены в виде людей. Древнегреческая мифология дала огромный импульс развитию всех видов искусства, да и саму мифологию тоже можно считать искусством.

Цель урока: изучить развитие искусства в период Античности, познакомиться с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима.

Изучив урок, вы получите представление, как развивались архитектура, скульптура, живопись, литература, музыка и зрелищные искусства в древнегреческий и древнеримский периоды истории.

Содержание:

Как вы уже поняли, начнем мы с истории искусства Древней Греции.

Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции – это все произведения искусства, созданные собственно в Греции, греческих колониях, на территории эллинистического побережья Передней Азии и в части Скифии, испытывавшей влияние древнегреческой культуры, до момента, когда Греция оказалась под властью Рима, т.е. до 2 века до нашей эры.

В истории древнегреческого искусства принято выделять несколько основных этапов:

  • Эгейская, она же Крито-Микенская культура – 3-2 тыс. лет до нашей эры.
  • Гомеровский, он же геометрический период – 12-8 века до нашей эры.
  • Архаический период – 7-5 века до нашей эры.
  • Классический период – конец 5-4 век до нашей эры.
  • Эллинизм – конец 4 века до нашей эры – 2 век нашей эры.

Каждому из периодов свойственны свои черты и закономерности. Мы посмотрим, как развивались различные виды искусства в каждый из периодов. Пойдем по уже привычной и отработанной нами схеме:

  • Архитектура.
  • Скульптура.
  • Живопись.
  • Письменность и литература.
  • Музыка и зрелищные искусства.

Архитектура

Памятники архитектуры древнегреческого периода сохранились достаточно хорошо и в большом количестве, что позволяет увидеть определенные тренды и закономерности в развитии.

Крито-Микенский период

Крито-Микенский период характеризуется активными контактами со странами Востока, заимствованием восточной культуры и адаптацией ее к западным традициям. Как вы помните, в Древнем Египте особое внимание уделяли погребальным сооружениям, а примером адаптации к западным традициям могут служить микенские гробницы:

Микенские гробницы

Примером адаптации традиций строительства может служить Кносский дворец, названный так по наименованию древнего города Кносс на острове Крит:

Кносский дворец

К слову, Кносский дворец считается первым в истории человечества образцом многоэтажного строительства с водопроводом, канализацией, искусственным освещением, подземными сооружениями (лабиринтом), вентиляцией и даже отоплением. Схема лабиринта была воспроизведена на монетах Римского периода, когда Греция оказалась под властью римлян.

В целом, древнегреческие архитектурные традиции были более светскими, чем восточные, и у греков было меньше кричащей вызывающей роскоши. Этот тренд сохранился и в последующие периоды.

Гомеровский период

Архаический период

Архаический период характеризуется зарождением двух определяющих стилей и направлений – ионического и дорического. Они во многом похожи, поэтому разницу, малозаметную для неспециалиста, лучше изобразить схематически:

Основные различия ионического и дорического стиля

Классический период

В классический период господствует дорический стиль, который изначально отличается некоторой тяжеловесностью, но затем прогрессирует до легких изящных форм. Образцы дорического стиля – это, например, храм Геры в Олимпии и храм Зевса в Афинах:

Храм Зевса в Афинах

В конце классического периода получает развитие такое направление в архитектуре, как коринфский стиль, который занимает господствующее положение в следующий период эллинизма.

Эллинизм

Период эллинизма в архитектуре Древней Греции прошел под эгидой коринфского стиля. Его красота и изящество стали определяющими для всей эпохи, а присущие ему тренды сохранились и в последующие периоды истории. Одним из красивейших образцов коринфского стиля является мавзолей в Галикарнасе на территории современного Бодрума в Турции:

Мавзолей в Галикарнасе

Мавзолей в Галикарнасе по сей день открывает все новые и новые тайны, что находит отражение в научных исследованиях 21 столетия [К. Jeppeson, 2002].

Напомним, границы влияния Древней Греции были намного шире, нежели территория современной Греции, а культурный обмен благодаря тому, что Эгейское и Средиземное моря были судоходными, шел достаточно интенсивно.

И прежде, чем мы продолжим, предлагаем вам выполнить небольшое, но очень интересное задание.

Выше вы познакомились с основными периодами развития архитектуры Древней Греции и наверняка в общих чертах уловили характерные их признаки и черты. На этом и основывается следующее задание.

Скульптура

Теперь о скульптуре и, как и в предыдущем разделе, пройдемся по всем периодам. Памятники самого древнего периода истории не столь многочисленны, как более поздних, но от того не менее прекрасны.

Крито-Микенский период

Интереснейшим образцом скульптуры Крито-Микенской культуры является барельеф, венчающий Львиные ворота на входе в акрополь в Микенах. Мы можем видеть элементы заимствования из египетских скульптурных традиций, однако греческой скульптуре свойственны более плавные линии:

Львиные ворота

Гомеровский и архаический период

Голова юноши

Классический период

Эллинизм

Лаокоон

Живопись

Начнем, как обычно, с Крито-Микенской культуры, она же Эгейская. В живописи, как и в архитектуре и скульптуре, прослеживается тема заимствования восточных традиций.

Крито-Микенский период

Как и в предыдущих разделах, обратимся к наиболее сохранившемуся и потому наиболее информативному памятнику искусства. Элементы сходства в росписи Кносского дворца видны невооруженным глазом, однако силуэты не такие строгие и симметричные, как у египтян, а линии более плавные:

Фрески Кносского дворца

Гомеровский период

Амфора с геометрической росписью

Архаический период

В архаический период, помимо геометрической росписи, стали чаще использоваться изображения людей и животных, особенно лошадей. Тут мы вновь видим явное заимствование из египетской культуры. Люди часто изображены с выставленной вперед ногой, что было свойственно изображениям людей в Древнем Египте. Например, как на работах мастера вазописи Евфрония:

Работа вазописца Евфрония

Классический период


Эллинизм

В эпоху эллинизма художники традиционно старались не только изобразить событие, реальное или мифическое, но и максимально убедительно передать эмоции. Примером может служить картина Тимомаха, изображающая Медею в момент сомнений – убивать или не убивать своих детей:

Письменность и литература

Литература Древней Греции начала развиваться до момента появления и распространения письменности. Так, мифы и легенды Древней Греции, связанные с религиозными представлениями, изначально передавались в устной форме.

  1. Развитие эпоса, лирики, возникновение драмы, комедии, зарождение прозы.
  2. Расцвет драмы, комедии, философии, красноречия, всех видов поэзии и прозы.

Рубиконом считается 5 век до нашей эры, т.е. архаический период. В классический период мощного расцвета достигли драматургия и комедия. Произведения Софокла, Эсхила, Аристофана, Еврипида по сей день пользуются популярностью.

Музыка и зрелищные искусства

Положение человеческих фигур на некоторых фресках Кносского дворца позволяет предположить, что уже тогда древним грекам были известны танцы и единоборства. Состязания спортсменов организовывались в присутствии зрителей, и спорт в Древней Греции изначально был зрелищным мероприятием. Возможно, это и стало предпосылкой к появлению Олимпийских игр.

Не менее захватывающим зрелищем были лошадиные бега или скачки. В 680 году до нашей эры гонка на колесницах была включена в программу олимпийских соревнований.

О развитии музыки известно из греческой мифологии. В частности, из мифа об Орфее и Эвридике. Согласно мифу, музыка Орфея очаровывала не только людей, но даже зверей и птиц. В распоряжении древних греков было множество музыкальных инструментов: арфа, лира, форминга, многоствольная флейта (сиринга), самбука и прочие.

Амфитеатр в Ларисе

В рамках темы зрелищных искусств стоит затронуть тему костюмов, которые шили для театральных постановок. Ткани почти никогда не сшивались, а вся красота форм достигалась за счет драпировки. Этот же тренд был характерен для повседневной одежды.

Искусство Древнего Рима

История искусства Древнего Рима ведет отсчет со 2 века до нашей эры, т.е. с момента, когда в результате 2-й Македонской войны римлянам удалось подчинить Грецию, и вплоть до падения Западной Римской империи в 476 году нашей эры. История Древнего Рима имеет свою периодизацию:

  • Царский период.
  • Республика.
  • Империя.

Ввиду того, что тренды в искусстве для всех периодов имели много общего, мы будем рассматривать виды искусства только по направлениям, без разделения на периоды. Мы рассмотрим все основные тренды в искусстве на территории Римской империи, которая во время своего расцвета во 2 веке нашей эры охватывала земли от современной Великобритании до Судана и от Португалии до Ирака.

Архитектура

История римской архитектуры и искусства – это история заимствований. В архитектуре Древнего Рима прослеживаются элементы архитектуры едва ли не всех завоеванных территорий, но самое сильное влияние оказали традиции эллинизма. В частности, римляне высоко оценили пространственные решения, принятые в его архитектуре.

Однако римская архитектура была более прикладной, чем у греков, и архитектор был, в первую очередь, инженером, и уже потом дизайнером. Большого успеха римляне достигли в строительстве крепостей, водопроводов, очистных сооружений, мостов, акведуков и прочего. Параллельно появляются новые типы сооружений: виллы, библиотеки, архивы.

Ввиду прикладного характера архитектуры и ограниченного количества времени на строительство фортификационных сооружений в условиях бесконечных войн, римляне работали над усовершенствованием технологий строительства и строительных материалов. Так, именно римляне изобрели бетон.

Колизей

Скульптура

Скульптура Древнего Рима была заметно ближе к реализму, чем это было принято в прочих культурах. Так, скульптурные и портретные композиции стремятся передать реальность настолько, что даже не исправляют некоторые изъяны и асимметрию во внешности человека. В итоге римский скульптурный портрет стал своего рода хранителем истории, благодаря чему мы понимаем, как в реальности выглядели правители и прочие политические деятели Древнего Рима.

Мальчик, вынимающий занозу

Живопись

Бытовые сюжеты распространены и в живописи Древнего Рима, в основном, на фресках. И, в целом, древнеримская живопись известна нам преимущественно по настенным росписям. Искусство стенописи развивалось бурными темпами, что привело к формированию четырех самостоятельных стилей в стенописи:

Стенопись: основные стили

Письменность и литература

Латинский язык, на котором говорили в Древнем Риме, сформировался примерно в 4 веке до нашей эры, хотя появился намного раньше, ориентировочно в 8 столетии до нашей эры. Словарь латинских слов содержит множество заимствований из языков разных народов мира, в том числе греческого.

Его ученик Тит Макций Плавт стал известным комедиографом и профессиональным актером, игравшим в своих же комедиях. До сегодняшних дней дошли два десятка его комедий. В целом, его творчество стало началом национальной римской литературы и театра.

Помимо собственно художественных произведений, в Древнем Риме были популярны философские трактаты Сенеки, Плиния-старшего и Плиния-младшего, исторические очерки Юлия Цезаря, Тацита, Антония Юлиана и многих других.

Музыка и зрелищные искусства

Театр в Древнем Риме долгое время был на вторых ролях. Спектакли шли на специально сооруженных для этого деревянных подмостках, которые после мероприятий уничтожались. Первый стационарный деревянный театр появился в 179 году до нашей эры, первый каменный театр – в 178 году до нашей эры.

Спектакли в Древнем Риме, в отличие от Греции, носили преимущественно развлекательный характер. Было не принято использовать сцену для восхваления богов и правителей. Возможно, именно поэтому театр в Древнем Риме не пользовался поддержкой государства.

Такой же и даже больший ажиотаж вызывали бои гладиаторов. Это эксклюзивное явление в древнеримской культуре: таким способом рабы могли получить свободу, если победят в турнире. Нередко кандидаты в магистраты использовали всенародную любовь к гладиаторским боям в качестве предвыборной агитации, организовывая такие зрелища для своих потенциальных избирателей.

Музыкальная культура Древнего Рима впитала в себя традиции многих народов, однако наибольшее развитие получила инструментальная музыка. Представители высших слоев древнеримского общества имели собственные оркестры, где на музыкальных инструментах играли рабы, а сольные исполнители практиковали турне по различным городам, где показывали свое мастерство на концертах. У знати стало трендом обучать своих детей музыке, нанимая действующих музыкантов и преподавателей.

И даже высшие правители, такие, как, к примеру, император Нерон, были не чужды музыки. Так, Нерон писал стихи, пьесы и увлекался пением. Нотных записей древнеримского периода нет, о развитии музыкальной культуры можно судить лишь по упоминаниям в литературе и сохранившимся изображениям. Например, на вилле в Боскореале найдена фреска, изображающая даму с кифарой:

Дама с кифарой

Обратим внимание на еще один аспект, повлиявший на развитие искусства в Древнем Риме. Там издревле серьезное внимание уделялось культуре публичных выступлений. Например, Марк Цицерон известен не только как политический деятель, но и как блестящий оратор. Понятно, что для декламации стихов и постановки спектаклей ораторское мастерство имело большое значение, и развитие культуры публичных выступлений было на руку развитию искусства в целом.

Мы в общих чертах изучили развитие искусства в период Античности, познакомились с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима, и теперь вы точно готовы пройти проверочный тест.

Проверьте свои знания

Читайте также: