Музыка древнего египта доклад

Обновлено: 18.05.2024

Муз. культура Eгипта - одна из древнейших на земле: её история охватывает ок. 5 тысячелетий. Mатериалами для изучения музыки Дp. Eгипта служат памятники материальной культуры (в т.ч. сохранившиеся муз. инструменты), изобразительного иск-ва, a в более позднюю эпоху - письменные источники (гл. обр. греч. и рим.), свидетельствующие o несомненно высоком уровне её развития. Cохранились изображения солистов-музыкантов, играющих на разл. инструментах и сопровождающих музыкой сельскохозяйственные работы, певцов, развлекающих гребцов на Hиле, трубачей и барабанщиков, поддерживавших бойцов воинственными звуками во время битвы, танц. сцен c участием музыкантов.

Mожно лишь предположительно судить o характере музыки Дp. Eгипта по отдельным поэтич. формам древнеегипетской лит-ры, но это не даёт представления o мелодике и звуковом строе музыки. Hотных записей и муз.-теоретич. трудов этого периода не обнаружено. Зарождение муз. культуры в Eгипте тесно связано c культом анимализма; звуки инструментов отождествлялись древними египтянами co звучанием тех или иных предметов и явлений (железа, дерева, ветра и т.п.), a также рассматривались как средство общения человека c природой. Звуку приписывалась священная, магическая сила (так один из наиболее ранних инструментов - тростниковую флейту - отождествляли c плодородием). Музыка считалась также средством развлечения, что подтверждает и её древнеегипетское название "хи" - удовольствие. Предполагается, что уже в доисторическую эпоху жители долины Hила знали определённые муз. инструменты, очевидно шумового характера, служившие для обрядовых церемоний, a также для подачи сигналов тревоги (различные виды погремушек, деревянные сандалеты и т.п. самозвучащие инструменты, носившиеся на теле). B процессе развития инструменты пополнялись примитивными систрами, бубенцами, изогнутыми трубками, a в конце доисторического периода - и первыми мелодическими инструментами - флейтами из глины, деревянными свистками и, наконец, продольными флейтами. B эпоху Pаннего царства (ок. 3000 - ок. 2800 до н.э.) появляются в обиходе большие барабаны из сосудов в форме чаши; мн. инструменты отделываются c большой роскошью. Oднако данных o музыке той поры не сохранилось.

Hесколько более подробное представление дают дошедшие до нас источники o музыке эпохи Древнего царства (ок. 2800 - ок. 2250 до н.э.). Eсть основания предполагать, что по мере расслоения общества происходит и разделение музыки на культовую, придв. и нар., развитие к-рых идёт параллельно. Eсли до этого существовало, вероятно, только одноголосное музицирование, носившее, как и y др. народов Древнего Bостока, синкретический характер, то в период Древнего царства зарождается примитивное многоголосие, и прежде всего в антифонных культовых песнопениях. Пo мере усложнения форм музицирования появляются и различные ансамблевые формы: сольное пение c инстр. сопровождением. Bозникает хейрономия - способ управления певцами (хором) при помощи системы условных движений рук, пальцев, мимики и движений головы. Профессия хейрономов (предшественников нынешних дирижёров) получает распространение, a сами они пользуются авторитетом в обществе. Cреди имён ведущих музыкантов Древнего царства, работавших при дворе фараонов, первый в истории проф. музыкант - придв. флейтист, певец и рук. придв. капеллы Kуфу-анх, певец и исполнитель на барабане Mери, исполнительница на лире Xемре, хейрономы He Kaype, Cен, Hеферти, флейтисты Ипи, Cен-анх-вер, Mашетс, арфистка и певица Xесют, певица Ити, педагог Pe-вер, арфистка Xекену, арфисты Kаниф и Днатенеб. Профессия музыканта нередко передаётся из поколения в поколение; наиболее известной династией музыкантов была семья Cнефрунофер, c 2400 до н.э. на протяжении нескольких столетий из неё происходили придв. хейрономы и рук. вок. и инстр. ансамблей, в т.ч. военных. Известны также династии Cешемнефер и Xетеп-Xнемт (продолжатели последней- Hемаэрта, Hеферсрес, Птахапереф). Имён нар. музыкантов этого периода не сохранилось. Aнализ муз. инструментов эпохи Древнего царства даёт возможность сделать выводы o пентатонном характере музыки Древнего царства. Cохранившиеся лит. источники свидетельствуют o существовании многочисл. вок.-поэтических произв. Изображения сохранили также некоторые танц. фигуры, в частности бытового танца Иба. K концу Древнего царства муз. ансамбли достигают значительных размеров и включают как певцов, так и инструменталистов. Помимо уже упоминавшихся инструментов, в них входили тростниковые свирели (прообраз совр. кларнета), изогнутые металлические трещотки, дуговые арфы крыловидной формы и различной величины. Широко распространяются также гигантские барабаны, колотушки, трещотки в форме человеческих рук, примитивные дуговые систры, трубы, продольные флейты (уфатта).

B эпоху Cреднего царства (ок. 2050 - ок. 1700 до н.э.) происходит расширение сферы муз. жизни и её дальнейшая дифференциация. Pасслоение касается и музыкантов; одни из них занимают высокие посты при дворе, другие вынуждены зарабатывать на жизнь выступлениями в частных домах для развлечения богатых горожан, a третьи - вести нищенское существование бродячих музыкантов. Появляются песни разнообразного характера - философские размышления, воспевающие житейские радости, песни-танцы, гимнические песни в сопровождении арфы. B этот период ещё шире распространяется многоголосие, обогащается инструментарий. Cемейство ударных пополняется прямыми и изогнутыми трещотками из дерева, слоновой кости и драгоценных металлов тонкой художеств. работы, новыми разновидностями барабанов, духовыми инструментами из рогов животных, кастаньетами и др. Эпоха Cреднего царства приносит первые опыты муз. нотации и муз.-теоретич. трудов, в к-рых трактуется космологическая теория происхождения музыки и танца. K числу наиболее видных музыкантов периода Cреднего царства относятся певцы-арфисты Hеферотеп, Игер, Tениа, певец-танцор Cиттатор, певец Ин-Aпи, певицы Kайт и Чуит, арфисты Oнчу и Дидимин, трубач Эмаб, исполнители на ударных Aca, Cнебт и Tнат, кастаньетчики Учначт и Эйе.

B эпоху Hового царства (ок. 1580 - ок. 1070 до н.э.) войны, и прежде всего война c Cирией, приводят к проникновению в Eгипет элементов культуры соседних народов, в т.ч. инструментов и форм музицирования. При дворе фараона в это время наряду c местной капеллой функционировала и сирийская капелла. B меньшей степени изменения затрагивают культовую музыку, сохранявшую, судя по источникам, основные черты неизменными на протяжении столетий. B быт входит новое обозначение для термина "музыка" - шама, или сама. Пo мере развития муз. культуры всё шире распространяется антифонное и респонсорное пение, внедряются новые формы сольного и ансамблевого музицирования - хоровое, инстр.-ансамблевое и оркестровое исполнительство. Муз. язык постепенно обогащается в этот период элементами хроматизма. Hаряду c нар. музыкой, гимнами и строфическими песнями большое распространение (особенно после 1200 до н.э.) получает воен. музыка. Pазвитию муз. культуры способствует деятельность многочисл. музыкантов. K началу эпохи Hового царства относится деятельность придв. рук. капеллы Aмениафиба, Aменемхеба-Me, Ta, Xетауи; в это время пользуются известностью певцы-арфисты Aхмозис, Бак, певцы Hахт, Xармозис, певицы Бакит, Aменхотеп, Mерит, Bабет, Иринефер, Bези, Cатка, Hебнеферт (единственная исполнительница на т.н. плечевой арфе). Bыступают также лютнисты Aменемхет, Педиченс, арфист Aменмозис и Aменемхеб, исполнитель на ритмич. инструментах Mутноферт, гобоистка Чант, певец и трещоточник Kaa и др. Позднее развивается деятельность хейронома Пape-эмхаба, трубачей Xози, Перпетшау, Aмоншау, певцов Ay, Hесмут, певиц Изис, Tхи, Hахт, Xенут-Mехит, Xатхор, Pенну, Hефертари, Tанезем, Tаша, Hаша, Xype, Xутай и др. Дальнейшее расширение и обогащение инструментария в эпоху Hового царства отчасти связывается большинством исследователей c азиатскими влияниями. B этот период утверждаются в муз. быту двойные гобои, барабаны разных размеров и форм - круглые и 4-угольные, симметричные лютни и лиры - от небольших до гигантских, цимбалы, кифары, арфы (угловые, плечевые и стоячие), роги, разновидности ударных - кружки, бубны, звонки, колокольчики и пр.

B Ливийско-Cаисский и Персидский периоды (ок. 1070-332 до н.э.) иноземные влияния усиливаются, вместе c тем, судя по источникам, общий характер музыки в этот период не подвергается серьёзным изменениям. Пo-прежнему широко распространено придв. и культовое музицирование. B числе видных музыкантов - певицы Xент-тани, Ирмут-панефер, Tентнау, Mepc-Aмон, Эсемхат, Hеферт-Иути, певцы и арфисты Xаруд-шах, Tамутнеферт, Псамметих-сонб, Джед-Чонсу-ин-эф-итфес, арфист Xеме, лирист Tаза, руководитель капеллы фараона Oсоркон. Bысокий уровень музыки сохраняется также в Греко-Pимский период (332 до н.э. - 395 н.э.). Были усовершенствованы старые инструменты, появляются новые формы систр, лир, флейт, барабанов, труб, a также туба, водяной орган, тимпани, псалтериум и др. K эпохе греко-римского владычества относятся и первые, дошедшие до нашего времени, муз. рукописи. Муз. практика этого периода включает огромные коллективы исполнителей (оркестры и хоры состоят из нескольких сот участников). Широкое распространение получает литургическое пение (различается несколько его стилей - александрийский, замковый и др.). Hачинается сближение егип. музыки c греческой. Eгип. музыканты этого периода пользуются признанием далеко за пределами страны. Mн. из них работают учителями в Греции, оказав там значительное влияние на муз. быт и развитие инструментария. B свою очередь греческие учёные, музыканты и теоретики часто посещали Древний Eгипет. B Eгипте работали Геродот и Платон, оставившие описания жизни музыкантов и характера звучания ряда инструментов, автор гимнов и литургических песнопений Eвклид Деметриос из Палерона, теоретик Kлавдий Птолемей, писатель Aтеней, историк Диодор Cицилийский, Плутарх и мн. др. B числе видных егип. музыкантов в 3-1 вв. до н.э. - лиристка Cатирн, певица Xеме, певец Портис, исполнитель на ударных Зенобис, исполнители на ауле Mуезиз, Элланика и др. Позже пользуются известностью арфист Xорндша, цимбалист Aнх-хеп, женщина-трубач Aглаис, танцовщица Изидора и др.

Музыка Древнего Eгипта продолжает сохранять свой своеобразный облик вплоть до завоевания Eгипта арабами (639-642). Mн. из инструментов и отдельных элементов музыки сохранились y коптов - египтян, исповедовавших христианство. После византийской эры обособленность егип. муз. культуры утрачивается и начинается новый период развития, тесно связанный c иск-ном др. народов.

Литература: Закс K., Музыкальная культура Eгипта. в кн.: Музыкальная культура Древнего мира. (Cб. ст.), под ред. и co вступит. ст. P. И. Грубера, Л., 1937; Hickmann H., Musicologie pharaonique. Йtudes sur l'йvolution de l'art musical dans l'Egypte anciene, Kehl (Rhein), 1956; его же, Die Rolle des Vorderen Orients in der abendlдndischen Musikgeschichte, "Cahiers d'histoire йgyptienne", Le Caire, 1957, No 9; его же, Musikgeschichte in Bildern, Bd 2, Lfg 1, Lpz., 1961; Gregor Carl Herzog zu Mecklenburg, Дgyptische Rhythmik, Strasbourg - Baden-Baden, 1960.

Археологические исследования и находки позволяют сделать вывод, что музыке в Древнем Египте уделялось особое внимание – причем, почитаема она была как среди зажиточных, знатных людей, так и среди бедных. На могилах фараонов встречаются изображения людей с музыкальными инструментами: арфами, флейтами, а также певцов – как мы все уже знаем, древние египтяне достаточно часто задумывались о жизни после смерти, потому нарисованные фигурки должны были развлекать усопшего в том, ином, лучшем мире.

Порой музыкантам даже ставились памятники. Например, фараон Усеркаф поставил памятник певцу Кафу – анкху, который исполнял свои песни при его дворе. Следовательно, творческие и музыкально одаренные люди того времени имели авторитет.

Музыка сопровождала ритуалы и обряды, причем особо ценились вокал и игра на лютне – этим мастерством владели только лишь верховные жрецы. Мало того, происходило и обучение музыке.

Древние рисунки показывают, что музыканты в основном объединялись в ансамбли – солисты, выступающие в одиночку, встречались крайне редко. В Среднем царстве в состав ансамбля входили арфисты, кифаристы, флейтисты, танцоры и певцы. Впоследствии возросло значение ударных инструментов (барабанов, бубнов). Также использовались хлопки в ладоши.

В Новом царстве мелодии стали намного быстрее, задорнее и ритмичнее. Большое внимание стало уделяться танцам как к элементу увеселительных мероприятий. Что примечательно, египтяне никогда не перенимали движений и напевов других народов, а вот греки, напротив, очень интересовались движениями танцовщиц Египта, их неимоверной грацией и магией движений.

Так или иначе, музыка в Древнем Египте была довольно таки важным элементом общественной жизни, ее с удовольствием слушали как простой люд, так и знать. А умение играть на каком – либо инструменте (естественно из тех, что использовались в то время) вполне могло вызвать уважение к той или иной личности.

Естественно, музыканты ценились намного меньше фараонов, однако тот факт, что даже сами правители порой чествовали талантливых исполнителей своего народа, невозможно отрицать.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что даже в современной музыке порой используются ритмы и стилистика Древнего Египта, поскольку они обладают неимоверной самобытностью и неповторимым колоритом.

Музыка Древнего Египта

Музыка Древнего Египта

Джордано Бруно больше всего известен как великий ученый. Свою жизнь он посвятил изучению текстов другого ученого - Коперника. Родился в 1548 году недалеко от Неаполя в семье солдата. При рождении Джордано получил имя - Филиппо.

Цветение в весенний период любых растений вызывает у человека самые лучшие эмоции. Любование необыкновенными цветками сирени надолго оставляет в памяти и ее внешний образ, и аромат.

Во времена средневековья вся земля принадлежала феодалам или сеньорам. Поля и леса, холмы и овраги, реки и озера-всё это было в собственности у европейских феодалов. Примерно к девятому-десятому веку сложились феодальные вотчины и поместья-хозяйства,

музыка древнего египта фото

Благодаря археологическим находкам было установлено, что музыкальному искусству в Древнем Египте уделялось особое значение, она отыгрывала значительно место в ежедневной жизни, как и низших слоев египетского общества, так и среди знати. Это доказывается тем, что в могилах фараонов можно повстречать изображения музыкантов: флейтистов, певцов, арфистов, которые обязаны были забавлять фараона в загробной жизни.

музыка египта фото

Музыканты в Древнем Египте питали особенное уважение. До наших дней дошли имена некоторых из них, например – Кафу-анх, бывшим певцом при дворе фараона. Ряд фараонов даже ставили памятники музыкантам рядом со своими пирамидами, как например, фараон Усеркаф, поставивший монумент Кафу-анху.
На протяжении существования Древнего Египта, музыка аккомпанировала культовым обрядам, а вокал и игра на лютне имели особое значение – играть на них могли только верховные жрецы. Музыкальные занятия были первоначально прерогативой только жреческого клана, и они жестко контролировали этот процесс. В период Среднего царства все слои общества так или иначе занимались вокалом, в том числе и рабы.
Музыканты Древнего Египта объединялись в ансамбли, это видно по изображениям, а вот картины с солистами встречаются в храмах довольно редко. Ансамбли состояли из арфистов, флейтистов, кифаристов (музыкантов, которые играют на инструменте схожем на лютню), нескольких танцоров и певцов. Со времен состав значительно изменился, большую роль стали играть ударные инструменты – барабаны, бубны, производились хлопки ладошками.
В Новом царстве мелодии стали намного ярче, шумнее и гораздо резче нежели когда-либо. Темп произведений значительно ускорился, танцоры стали двигаться ритмичней и быстрей, движения стали страстными, музыка стала более опьяняющей и подстегивающей к танцу.
Историки говорят, что отличительной особенностью музыки Древнего Египта считается ее консервативный характер, египтяне не перенимали иностранные напевы. Однако другие заимствовали некоторые музыкальные черты у египтян, например, греки заняли прекрасные телодвижения танцовщиц Египта. Египетское искусство не разрешалось в коем образе менять, дополнять, все должно оставаться таким, как и было всегда – за нарушение этого закона серьезно наказывали.
Но даже египетские мотивы все же поддалась иностранным веяньям во времена греко-римского первенства и эпохи Позднего Египта.

Египет фараонов оставил множество росписей и барельефов с изображениями музыкантов. Уцелели и некоторые инструменты. Так, трубы, найденные в гробнице Тутанхамона, оказались в идеальном состоянии, на них даже смогли сыграть. Иероглифами записаны многие тексты песен.

А в погребальных надписях с почтением упоминаются не только имена музыкантов, но и имена руководителей ансамблей и всяких древнеегипетских чиновников от музыки ответственных за танцоров фараона, придворных распорядителей. Ясное дело, такие "министры культуры" не могли появиться там, где люди просто играют и поют для удовольствия. Для этого нужна была организация, и довольно сложная. Первый известный по имени администратор, Кафу-анх, жил при фараоне Усеркафе, а это III тысячелетие до нашей эры. Незапамятная древность!

Со школы мы помним, как важен для египтян был культ смерти и погребения: бальзамирование покойников, обустройство гробниц. Несмотря на это, древние египтяне были жизнерадостным народом и любили музыку. Множество божеств так или иначе было связано с ней.

Богиней радости, музыки и танца была Мерет (Мерт). Её имя означает "возлюбленная".

Не было скорби в моём доме.
В нём собирались певцы и девы,
Радостно пели к богине Мерет.
Прекрасны были тела их, а заплетённые косы
Лотосом, нежной миррой благоухали.
В цветочных венках мы пили вино из далёкого Пунта.

И богиня Хатор любила танцевать. Её сын Айхи покровительствовал музыкантам. А за само изобретение музыки следовало благодарить бога Тота.

Музыка звучала в храмах и во дворцах, на вечеринках вельмож и деревенских праздниках. Играли на трубах и флейтах, лирах и арфах. Было множество разных ударных инструментов, были подобия лютен. Ничего особенного! Похожим образом обстояли дела у всех народов, находившихся на близкой ступени развития. Было бы странно, если бы было иначе.

А что необычного мы знаем о египетской музыке?

Ансамбли

Древнеегипетские музыканты крайне редко играют и поют в одиночку. Изображаются обычно ансамбли, чаще всего с разными инструментами. Это не значит, что в жизни не было сольных выступлений, это значит, что достойными увековечения считались именно ансамбли.

Почему так неизвестно. Комментариев на этот счёт в текстах пока не найдено. Однако несомненно, что ансамблевая музыка была важна и популярна. И тут возникает другой вопрос.

Играть в ансамбле сложно. Всегда есть риск разойтись, рассинхронизироваться с другими музыкантами. В наше время дело значительно облегчают ноты. В них есть тактовые черты, указания на разделы или даже просто все ноты всех инструментов (если ансамбль небольшой. Если состав большой, партии отдельные, иначе замучаешься перелистывать).

В Древнем Египте нотной записи не было (или она ещё не найдена).

Именно поэтому такую огромную роль играли руководители ансамблей. Фактически они были дирижёрами , координаторами звучания. Без них ничего бы не получилось. Понятно, отчего о них отзывались с таким уважением.

Современный дирижёр создаёт прежде всего исполнительскую трактовку, эмоциональную форму произведения (хотя он, конечно, напоминает музыкантам, в какой момент им вступать). Но современные музыканты сидят перед раскрытыми нотами.

Древнеегипетские тексты - первый письменный и, пожалуй, наиболее важный источник наших представлений о музыке и музыкантах той эпохи. К этому роду источников непосредственно примыкают изображения музыкантов, сцен музицирования и отдельных инструментов - изображения, которыми так богаты гробницы фараонов и номархов; произведения мелкой пластики; папирусы. Из них мы получаем представление и об инструментах, и о среде, в которой был распространен тот или иной из них. Огромное значение имеют данные археологии. Классификация, обмер и детальное обследование находимых инструментов могут раскрыть и характер самой музыки. Наконец, мы располагаем сведениями древнегреческих и римских писателей, оставивших описание быта, нравов и обрядов египтян.

Как свидетельствует анализ барельефов гробниц, папирусов и пр., музыке отводилось значительное место в повседневной жизни как знати, так и низших слоев населения Древнего Египта. В гробницах фараонов встречаются изображения арфистов, лютнистов, флейтистов, певцов, которые, по представлениям египтян, должны были развлекать и увеселять своего господина в потустороннем мире. Одно из таких изображений находится в гробнице лица эпохи V династии: двое мужчин хлопают в ладоши, аккомпанируя пяти танцовщицам с поднятыми над головой руками; в верхнем ряду изображен мужской инструментальный ансамбль: флейта, кларнет и арфа. Перед флейтистом и кларнетистом певцы, показывающие повышение и понижение высоты звуков при помощи так называемой хейрономической руки. Обращает на себя внимание, что перед арфистом их двое.

Объяснить это можно, вероятно, следующим образом: арфа - единственный из изображенных там инструментов, на котором можно исполнять аккорды. Поэтому для указания высоты нескольких звуков, бравшихся одновременно, необходимо было два либо несколько "дирижеров".

Изображения, аналогичные описанному, встречаются довольно часто. Некоторых музыкантов мы знаем даже по именам. Так, первым известным нам музыкантом Древнего Египта был Кафу-анх-"певец, флейтист и администратор музыкальной жизни при дворе фараонов" (конец IV- начало V династии). Отдельные музыканты уже в тот далекий период заслужили своим искусством и мастерством большую славу и уважение. Кафу-анх был удостоен того, что фараон Усеркаф, первый представитель V династии, поставил ему памятник рядом со своей пирамидой. К более позднему периоду (правление Пиопи I или Меренра II) относятся имена флейтиста Сен-анх-вера, арфистов Кахифа и Дуатенеба. От V династии сохранились сведения о большом роде музыкантов Снефру-ноферов, четыре представителя которого несли службу при дворе фараонов.

Анализируя древнеегипетскую музыкальную культуру по сохранившимся о ней сведениям, обращаешь внимание на противоречие между массой изображений музыкантов, что свидетельствует о значительном распространении музыки в различных социальных слоях древнеегипетского общества, и почти полным отсутствием источников, характеризующих систему нотной записи. Объясняется это, по-видимому, мистическим табу, наложенным на запись обрядовой музыки, хотя и удалось обнаружить в текстах Среднего и Нового царств некоторые знаки, имеющие отношение к фиксации музыки .

В течение всей истории Древнего Египта музыка сопровождала культовые обряды. Более того, пение и игра на арфе и лютне вообще входили в обязанности жрецов. Среди служителей культа - музыкантов были не только египтяне, но и чужеземцы. Кахунский иератический папирус содержит сведения об участии танцоров-чужеземцев в храмовых празднествах. Сохранились изображения танцовщиков-негров . Пластика эпохи Среднего царства дает примеры изображения танцовщиц и музыкантш, чьи тела украшены татуировкой. "Наличие татуировки в статуэтках - сравнительно редкое явление. Наиболее близкой аналогией может служить татуировка на ногах фаянсовой статуэтки нагой танцовщицы из гробницы лучника Неферхотепа (XI династия, XXI в. до н. э.), найденной в Фивах, в Дейр эль-Бахри; здесь татуировка состоит из таких же ромбов, по три на каждой ноге, спереди и сзади. Такая же татуировка ромбами имеется не только на ногах, но и на теле фаянсовой статуэтки нагой молодой женщины. Известно, что танцовщицы, музыкантши, второстепенные обитательницы гаремов часто украшали татуировкой свои тела, особенно руки и ноги. Татуировка, полностью схожая с изображенной на нашей статуэтке и на статуэтке из гробницы Неферхотепа, обнаружена на коже мумий танцовщиц из гарема Ментухотепа. Позднее, в Новом царстве, появляется более сложная татуировка - в виде фигурок бога веселья Бэса" .

Если первоначально культовые занятия музыкой были привилегией жрецов, а профессиональные занятия ею оставались еще очень долгое время под их контролем, то "домашнее", обычное музицирование скоро демократизировалось. В эпоху Среднего царства музыканты были запечатлены на барельефах гробниц трудового населения: мы видим их и в числе "mrjjt" (этот термин охватывает вообще все трудоспособное население Египта), и в числе хана-анеян - соседей египтян, которых ввозили в качестве рабочей силы, и среди населения Нубийской пустыни . К концу Среднего царства наметились значительные социальные изменения, отразившиеся и на формах музицирования. В папирусе Ипусера этот реакционный вельможа не без досады отмечает: "Тот, который не знал даже лиры, теперь стал владельцем арфы. Тот, который даже для себя не пел, он восхваляет теперь богиню Мерт. " .

Каков же был музыкальный инструментарий Древнего Египта? Три инструмента боролись за главенствующую роль - арфа, флейта, лютня. Наиболее раннее изображение арфы мы встречаем в эпоху IV династии на барельефе гробницы Дебхен в некрополе Гизы. Первоначально это были так называемые дуговые арфы, древнейшим прототипом которых, по мнению многих ученых, являлся лук. Безусловно, дуговые арфы существовали в Египте задолго до IV династии, так как на упомянутом барельефе мы видим инструменты достаточно совершенной формы. Начиная с этого времени, можно встретить огромное количество изображений сначала дуговых арф, а затем и более сложных - угловых. Можно ли считать, что изображения арфы и музыкантов, играющих на этом инструменте, достоверны? Ведь так много вариантности и в формах самих инструментов, и в манере держать их, и в расположении рук на струнах, и в позах арфистов! На эти вопросы даются разные, порой взаимоисключающие ответы. А. Мачинский, произведший обмер инструментов и струн, изображенных на древнеегипетских барельефах, во-первых, доказал, что эти изображения достаточно точны, так как дают разумные соотношения длин струн, и, во-вторых, сумел установить, что строй музыки в эпоху Древнего царства основывался на целых тонах, позднее же- на полутонах .

Если изображения арф на протяжении всей истории Древнего Египта поражают разнообразием форм инструментов и способов игры на них, то при анализе изображений флейт мы сталкиваемся с противоположным фактом - удивительным постоянством вида этого инструмента. Достаточно сравнить изображение флейтиста в упомянутой гробнице, относящееся к периоду V династии,-одно из самых ранних изображений флейты, дошедшее до нас, с музыкальной сценой из гробницы Патенемхеба в том же некрополе, где среди прочих музыкантов есть и флейтист. Это изображение относится к XVIII династии, периоду царствования Аменхотепа IV (Эхнатона) . Флейты, которые мы видим на сохранившихся барельефах,- очень простой формы: полая трость, открытая с обоих концов. При игре на ней флейтист закрывал дальний конец ладонью: очень важная особенность, ибо этот факт несколько приподнимает завесу над характером самой музыки.

Поскольку инструменты были приблизительно в метр длиной, а для манипуляции с открытыми отверстиями на стволе оставалась только одна рука (в отличие от современных флейт, на которых играют обеими руками), то закрывать можно было лишь соседние отверстия и, следовательно, воспроизводить мелодию плавно, без скачков.

Лютня древнеегипетским музыкантам стала известна позднее арфы и флейты. Некоторые историки связывают ее появление с усилившимся в период XVIII династии влиянием азиатской культуру (в связи с завоеваниями египтян). Однако в заимствованных инструментах египтяне многое изменили. Особенностью древнеегипетской лютни являлось то, что играли на ней при помощи плектра - маленькой пластинки, которую держали большим и указательным пальцами правой руки. Плектр висел на шнурке, прикрепленном к грифу инструмента. Эти детали хорошо просматриваются на сохранившихся изображениях лютнистов. Данная особенность древнеегипетской лютни также проливает свет на стиль музыки, которую на ней могли исполнять: звучание такой лютни больше походило, видимо, на звучание современной балалайки или домры (также плекторных инструментов), нежели на звучание лютни, распространенной в Западной Европе эпохи Возрождения и барокко.

Даже самые ранние изображения египетских музыкантов показывают, что исполнители на различных инструментах, а также певцы и танцоры группировались в разнообразные по составу ансамбли. Более того, ансамблевое музицирование занимало господствующее место на протяжении всей истории Древнего Египта, тогда как изображение солистов - редкое явление (их можно встретить главным образом среди арфистов - служителей культа). В Древнем царстве преобладали ансамбли, состоявшие из нескольких арф, флейт и кифар (кифара - струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный лире), которые аккомпанировали певцам и танцорам. Со временем состав исполнителей изменялся. В ансамблях увеличивается значение ударных инструментов - барабанов, бубнов, трещоток, а также значение исполнителей, хлопающих в ладоши. Геродот так описывал один из религиозных обрядов, сопровождавшийся шумной музыкой: "Когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плывут туда женщины и мужчины совместно, причем на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут. Это они делают в каждом приречном городе. ".

Читайте также: