Музыка для детей доклад

Обновлено: 04.07.2024

Детская музыка - музыка, предназначенная для слушания или исполнения детьми. Лучшие образцы её характеризуются конкретностью, живым поэтическим содержанием, образностью, простотой и чёткостью формы. Инструментальной детской музыке свойственны программность, элементы изобразительности, звукоподражания, танцевальность, маршевость, простота музыкальной фактуры, опора на фольклор. В основе музыкальных произведений для детей часто бывают народные сказки, картины природы, образы животного мира. Существуют различные виды детской музыки - песни, хоры, инструментальные пьесы, оркестровые произведения, музыкально-сценические сочинения. Произведения, предназначенные для исполнения детьми, соответствуют их исполнительским возможностям. В вокальных произведениях принимаются во внимание диапазон голоса, особенности звукообразования и дикции, хоровая подготовка, в инструментальных. пьесах - степень технической трудности. Круг музыкальных произведений, доступных восприятию детей, шире области собственно детской музыки. В детской аудитории, особенно старшего возраста, популярны многие произведения М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и др. классиков, произведений современных композиторов.

Песни, прибаутки, пляски, скороговорки, байки и др. часто служили основой профессиональности детской музыки. Ещё в Древней Греции была известна народная детская песня, в частности были распространены колыбельные песни. Исторические источники указывают на то, что несколько детских песен было сочинено греческим певцом и композитором Пиндаром (522-442 до н. э.). В древней Спарте, Фивах, Афинах детей с раннего возраста обучали игре на авлосе, пению в хорах.

В среднее века в Европе детская музыка была связана с творчеством шпильманов (бродячих народных музыкантов). Сохранились старинные немецкие детские песни "Птички все слетались к нам", "Ты, лиса, гуся стянула", "Прилетела птичка", "Петрушка - чудная трава". Ладовая основа европейских детских песен - мажор и минор, изредка - пентатоника (немецкая детская песня "Фонарик, фонарик"). Главной особенности музыкального языка: гармоничный характер мелодики, квартовые затакты, однотипность формы (куплетная). Русские старинные детские песни, бытовавшие в народе, напечатаны в сборнике народных песен 18 в. В. Ф. Трутовского, И. Прача. Некоторые из этих песен дошли до нашего времени ("Зайчик, ты, зайчик", "Скок-поскок", "Ходит зайка по саду" и др.). Созданию педагогической музыкальной литературы для детей уделяли внимание композиторы-классики 18 - начала. 19 вв.: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Особое место занимает "Детская симфония" Гайдна (1794). В 1-й пол. 19 века, с усилением религиозно-консервативного начала в воспитании детей, детская музыка приобрела ярко выраженную культовую направленность.

Во 2-й пол. 19 века появилось сравнительно большое количество профессиональных произведений детской музыке: сб. М. А. Мамонтовой "Детские песни на русские и малороссийские напевы" (обработки песен для детей сделаны П. И. Чайковским, выполнены 1, 1872), фортепианные пьесы для начинающих пианистов. Лучшие из этих пьес прочно вошли в практику обучения игре на фортепиано, например "Детский альбом" Чайковского (ор. 39, 1878) - своеобразная фортепианная сюита, где в разнообразных небольших по объёму пьесах нарастающего характера перед детьми последовательно ставятся разные художественно-исполнительские задачи. Отсутствие мелодичности, гармоничности, фактурных трудностей делают это произведение доступным юным исполнителям. Сходны по задачам и способам их разрешения сборки фортепианных пьес для детей A. С. Аренского, С. М. Майкапара, В. И. Ребикова.

В конце 19 века были написаны первые оперы для детей: "Кот, козёл и баран" и "Музыканты" Брянского (1888, на тексты басен И. А. Крылова); "Коза-дереза" (1888), "Пан Коцький" (1891) и "Зима и весна, или Снежная красавица" (1892) Лысенко. Музыкальный язык этих опер прост, пронизан интонациями русских и украинских песен. Известны детские оперы Ц. А. Кюи - "Снежный богатырь" (1906), "Красная шапочка" (1911), "Кот в сапогах" (1912), "Иванушка-дурачок" (1913); А. Т. Гречанинова - "Ёлочкин сон" (1911), "Теремок" (1921), "Кот, Петух и Лиса" (1924); Б. В. Асафьева - "Золушка" (1906), "Снежная королева" (1907, инструментована в 1910); B. И. Ребикова - "Ёлка" (1900), "Сказка о Принцессе и Короле-лягушке" (1908). Мир детства и юности отражён в детских песнях Чайковского ("16 песен для детей" на стихи А. Н. Плещеева и других поэтов, ор. 54, 1883), Кюи ("Тринадцать музыкальных картинок" для пения, ор. 15), Аренского ("Детские песни", ор. 59), Ребикова ("Детский мир", "Школьные песни"), Гречанинова ("Ай, ду-ду", ор. 31, 1903; "Курочка-рябка", ор. 85, 1919) и другие.

Большое распространение получила опера для детей "Мы строим город" Хиндемита (1930). В детском музыкальном спектакле "Маленький трубочист, или давайте ставить оперу" Бриттена (ор. 45, 1949) 12 ролей: 6 детских (дети от 8 до 14 лет) и столько же для взрослых. В действие вовлекается зал: маленькие зрители репетируют и поют специально "Песню для публики". Состав оркестра - струнный квартет, ударные и фортепиано в 4 руки. Популярна также детская опера Бриттена "Ноев ковчег" (ор. 59, 1958), созданная по старинной мистерии. В огромном детском оркестре (70 исполнителей) для проф. музыкантов написано всего 9 партий. Часть партий рассчитана на детей, только начинающих играть. Необычен состав исполнителей (в оркестре - орган, фортепиано, ударные, струнные, флейта, валторна и ручные колокольчики; на сцене - говорящий хор, солисты и 50 детских голосов, поющих отдельные реплики).

Современные композиторы обогатили детскую музыку, расширили её жанровые возможности и средства выразительности. Помимо вокальных и фортепианных миниатюр, для детей создаются оперы, балеты, кантаты, крупные симфонические произведения, концерты. Большое распространение получил жанр современной детской песни, которая сочиняется композиторами в содружестве с поэтами (С. Я. Маршак, С. В. Михалков, А. Л. Барто, О. И. Высотская, В. И. Лебедев-Кумач и др.). Многие современные композиторы посвятили своё творчество детской музыке. Широко известны, например, фортепианные пьесы для детей С. М. Майкапара "Бирюльки" (ор. 28, 1926) и сборник "Первые шаги" (ор. 29, 1928) для фортепиано в 4 руки. Эти произведения отличают изящество и прозрачность фактуры, новизна и оригинальность музыкального языка, тонкое использование приёмов полифонии. Популярны обработки народных мелодий Г. Г. Лобачёва: сборник "Пять песен дошкольников" (1928), "Пять песен для детей" (1927); их отличают изобретательность сопровождения, элементы звукоподражания, интонация, чёткость и лаконизм мелодий. Большую ценность представляет творческое наследие М. И. Красева. Им написано около 60 пионерских песен, несколько опер-миниатюр на сюжеты народных сказок К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. Музыка опер изобразительна, красочна, близка к народному лубку, доступна для детского исполнения. Творчество М. Р. Раухвергера в основном обращено к детям дошкольного возраста. Лучшим произведением композитора свойственны современность музыкальных интонаций, выразительность мелодичности оборотов, острота гармонии. Популярны цикл песен "Солнышко" на стихи А. Л. Барто (1928), песни "Красные маки", "Зимний праздник", "Аппассионата", "Мы - весёлые ребята", вокальный цикл "Цветы" и др. Большой вклад в детскую музыку внесли композиторы А. Н. Александров, Р. Г. Бойко, И. О. Дунаевский, А. Я. Лепин, З. А. Левина, М. А. Мирзоев, С. Рустамов, М. Л. Старокадомский, А. Д. Филиппенко. Много популярных детских песен создали Т. А. Попатенко и В. П. Герчик, Е. Н. Тиличеева. Одним из любимых детской аудиторией жанров является шуточная песня "Про Петю" Кабалевского, "Совсем наоборот" Филиппенко, "Мальчик и лёд" Рустамова, "Медвежий зуб", "Город Лима" Бойко, "Фотограф в зоопарке" Жарковского и др.).

В музыке Д. Б. Кабалевского, обращенной к детям, отражается глубокое знание композитором мира чувств, мыслей, идеалов современного молодого поколения. Как детского композитора-песенника, Кабалевского характеризует мелодичность, богатство, современность языка, художественность, простота, близость к интонациям современной музыке, фольклора (первый его детский сборник - "Восемь песен для детского хора и фортепиано", ор. 17, 1935). Кабалевский - один из основоположников жанра детской лирической песни ("Песня у костра", "Наш край", "Школьные годы"). Он написал 3 тетради педагогических фортепианных пьес, расположенных в порядке возрастающей трудности ("Тридцать детских пьес", ор. 27, 1937-38). Его произведения отличают тематическое богатство, близость массовым формам музицирования - песням, танцам, маршам. В основе большинства произведений Кабалевского — советская тематика. Наибольшей популярностью пользовались сочинения композитора для детей и подростков: триада инструментальных концертов (в том числе фортепианный концерт на тему песни, То березка, то рябина), циклы фортепианных пьес и песен; в вокальной музыке выделяются часто исполнявшиеся в свое время десять сонетов Шекспира (1955). Хорошо владея пером, Кабалевский много выступал в периодической печати, написал несколько книг о музыкально-эстетическом воспитании.

В послевоенные годы Кабалевский снова пишет фортепианные пьесы и песни для детской аудитории. Появляются “Семь веселых песен” (слова С. Маршака), “Четыре песни-шутки” (слова С. Маршака и С. Михалкова). Детвора сразу же запела эти замечательные песни. Но одна из них — “Мельник, мальчик и осёл” — полюбилась особенно. Написанная по мотивам восточной сказки, песня остроумно высмеивает мельника, который, подчиняясь чужому совету, каждый раз попадает впросак. Имей всегда свое собственное мнение, — подсказывает песня.
Песню “Наш край” (слова А. Пришельца) попросили написать Дмитрия Борисовича пионеры, (это было в Доме творчества композиторов под Москвой). Причем к утру следующего дня! Так как ребята хотели успеть выучить песню и исполнить её на конкурсе. Композитор просидел за работой всю ночь, но “задание” выполнил. Он сам отнес новую песню в пионерский лагерь, а через день уже слушал ее на концерте. Песня в исполнении находчивых ребят заняла первое место на конкурсе.

Выдающимися художественными достоинствами обладают произведения для детей С. С. Прокофьева. Классичность приёмов соединяется в них с новизной и свежестью музыкального языка, новаторской трактовкой жанров. Фортепианные пьесы Прокофьева "Детская музыка" (частично оркестрованные автором и объединённые в сюиту "Летний день") характеризуются ясностью изложения, относительной простотой музыкального материала, прозрачностью фактуры. Одно из лучших произведений детской музыки - симфоническая сказка Прокофьева "Петя и Волк" (1936, на собственный текст), сочетающая музыку и чтение. Образностью отличаются характеристики её основных героев (Петя, Утка, Птичка, Дедушка, Волк, Охотники), знакомящие юных слушателей с оркестровыми тембрами. Популярны песенка-сценка "Болтунья" на стихи Барто (1939), сюита "Зимний костёр" - для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра (1949). Для юных исполнителей написаны 2-й фортепианный концерт Д. Д. Шостаковича, 3-й фортепианный концерт А. М. Баланчивадзе, фортепианный концерт Ю. А. Левитина. Особенности всех этих произведений - опора на песенные элементы, претворение в музыке стилистических черт детского и молодёжного музыкального обихода - маршей, барабанной дроби, звучания баяна, гитары, сочетание симфоничности и доступности музыкального языка, виртуозности и камерности.

Музыка занимает большое место в детских фильмах: "Царь Дурандай" (1934) и "Красная шапочка" (1937) Александрова; "Золушка" Спадавеккиа (1940); "Дети капитана Гранта" (1936) и "Концерт Бетховена" (1937) Дунаевского; "Красный галстук" (1950) и "Здравствуй, Москва!" (1951) Лепина; "Айболит-66" Б. Чайковского (1966). Много музыки звучит в детских мультипликационных фильмах: "Бременские музыканты" композитора Г. И. Гладкова (1968). Заслуженный деятель искусств России, композитор Гладков Григорий Васильевич - член Союза композиторов и член Союза кинематографистов России, член московского профкома драматургов.

Его часто называют детским композитором. И, действительно, Григорий Гладков выпустил самое большое количество пластинок, компакт-дисков и кассет для детей, но точнее было бы назвать – семейным композитором, так как песни у него для всей семьи. Они и для детей, и для мам и пап, и для дедушек и бабушек. Но сам он себя считает композитором экологическим, потому что основные герои его песен, не люди, а звери, птицы, рыбы и природа. А ещё он гордится тем, что связан с авторской песней и считает, что звание Бард, выше многих официальных званий.

В 60-е гг. написаны детские оперетты: "Баранкин, будь человеком" Туликова (1965), "Станция Заваляйка" Бойко (1968). Развитию детской оперы и балета способствует единственный в мире детский музыкальный театр, основанный в Москве в 1965 и руководимый Н. И. Сац. Известность получили детские оперы "Волк и семеро козлят" Коваля (1939), "Маша и Медведь" (1940), "Теремок" (1941), "Топтыгин и лиса" (1943), "Царевна-несмеяна" (1947), "Морозко" (1950) Красева, "Три толстяка" Рубина (1956), "Тулку и Алабаш" Мамедова (1959), "Песенка в лесу" Бойко (1961), "Белоснежка и семь гномов" (1963) Колмановского, "Мальчик Великан" Хренникова (1968); балеты для детей "Три толстяка" Оранского (1935), "Аистёнок" Клебанова (1937), "Сказка о Попе и работнике его Балде" Чулаки (1939), "Сон Дрёмович" Чемберджи (1943), "Доктор Айболит" Морозова (1947), "Конёк-Горбунок" Щедрина (1955), "Сокровище Голубой горы" Цинцадзе (1956), "Буратино" (1955) и "Золотой ключик" (1962) Вайнберга, "Золотой ключик" Зейдмана (1957); опера-балет "Снежная королева" Раухвергера (1965) и др.

Владимир Шаинский – легенда в современной музыке. За более чем 40 лет композиторской деятельности Владимир Шаинский сочинил множество произведений. Среди них опера для детей, несколько мюзиклов, однако самый большой успех выпал на долю его детских песен из мультфильмов, среди них: "Чебурашка", "Куда идет слоненок", "Мама для мамонтенка", "Крошка - енот", "Трям, здравствуйте!" и многие другие, любимые всеми мультфильмы.

Владимиром Шаинским написаны более 300 песен, многие из которых стали популярными: "Дрозды", "Береза белая", "Уголок России", "Багульник", "Когда цвели сады", "Белые крылья", "Не плачь, девчонка", "Идет солдат по городу", "Цыганский хор", "Песня Крокодила Гены", "Улыбка", "Через две зимы", "Кузнечик", "Антошка", "Про папу", "Пропала собака", "Облака", "Мамонтенок", "Любви негромкие слова".

Литература: Асафьев Б., Русская музыка о детях и для детей, ; Шацкая В., Музыка в школе, М., 1950; Rацкая Ц. С., Михаил Красев. Композиторы - детям, Л., 1962; Гольденштейн М. Л., ; Томпакова О. М., Книга о русской музыке для детей, М., 1966; Очаковская О., Музыкальные издания для общеобразовательной школы, Л., 1967 (библ.); Блок В., Музыка Прокофьева для детей, М., 1969; Сосновская О. И., Советские композиторы - детям, М., 1970.

Похожие страницы:

Музыка вокруг нас

Развитие чувства ритма у младших школьников на уроке музыки

Детские годы Багрова-внука

. уголки некоторых листов. ______________ * "Детская библиотека" переведена с немецкого А.С.Шишковым, . сдал почти полную тарелку. Музыка прекратилась. Все хвалили искусство . ела она, пила, прохлаждалася, музыкою забавлялася. После обеда, накушамшись, .

Музыка времём великий отечественной войны

Музыка в повседеневной жизни детского сада

. Введение…………………………………………………………………………. 3 1. Роль и место музыки в быту детского сада…………………………………. 5 2. Музыка и игра…………………………………………………………………..7 3. Музыка на занятиях по развитию .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психика ребёнка и музыка. Эти два понятия не так уж далеки друг от друга, как кажется на первый взгляд. Музыка и психология имеют общий объект - человека. Музыка оказывает влияние на развитие и функционирование механизмов обучения, памяти, восприятия, поведения, эмоций, интеллекта, языка.

Каждого из нас окружает огромное количество звуков. Владеть ими, подчинять их себе - значит использовать дополнительный ресурс, дарованный жизнью.

Не секрет, что музыка влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя. Музыкальное произведение оказывает возбуждающее или успокаивающее воздействие. Оно может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции.

Хотелось бы отдельно подчеркнуть важность музыкального воспитания детей всех возрастных групп, значение музыки в развитии мышления, воображения, внимания, памяти, воли, эмоциональной сферы, нравственно-эстетических потребностей, познавательных способностей. Музыка активизирует восприятие и представление, будит фантазию и воображение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие человека (а ребёнка в особенности) новыми представлениями.

Музыка как средство воспитания ребёнка

Психика ребёнка и музыка. Эти два понятия не так уж далеки друг от друга, как кажется на первый взгляд. Музыка и психология имеют общий объект - человека. Музыка оказывает влияние на развитие и функционирование механизмов обучения, памяти, восприятия, поведения, эмоций, интеллекта, языка.

Каждого из нас окружает огромное количество звуков. Владеть ими, подчинять их себе - значит использовать дополнительный ресурс, дарованный жизнью.

Не секрет, что музыка влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя. Музыкальное произведение оказывает возбуждающее или успокаивающее воздействие. Оно может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции.

Хотелось бы отдельно подчеркнуть важность музыкального воспитания детей всех возрастных групп, значение музыки в развитии мышления, воображения, внимания, памяти, воли, эмоциональной сферы, нравственно-эстетических потребностей, познавательных способностей. Музыка активизирует восприятие и представление, будит фантазию и воображение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие человека (а ребёнка в особенности) новыми представлениями.

Музыка отражает страницы истории. Знакомясь с музыкальными произведениями, ребенок получает ответы на многие интересующие его вопросы. То есть музыка несет информативный характер, что существенно повышает знания малыша об окружающем мире. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Кроме того, музыка объединяет детей в единые переживания, становится средством общения между ними.

В широком смысле музыкальное воспитание - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании - это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки.

Музыкальное воспитание стимулирует и корректирует естественное развитие ребенка, поскольку под влиянием чувств удовольствия и радости, возникших в контакте с музыкой, растет напряженность и активность психических процессов. Творческие музыкальные задания способствуют возникновению поисковой деятельности ребенка, требующей умственной активности.

Музыка способствует познанию и оценке действительности, вызывает эстетическое наслаждение, эмоции и мысли, активизирует творческие способности, двигательные реакции.

В развитии личности музыкальное воспитание не должно быть второстепенным или дополнительным, оно должно быть основополагающим. Фантазию и способность к переживанию следует развивать в дошкольном возрасте. Ребенок никогда не утратит то, что было заложено в ранние годы жизни.

Работая преподавателем в ДШИ, я всё чаще осознаю, что в работе с детьми мне помогают не только знания, полученные в моей профессиональной музыкальной сфере, но и психологические познания, данные мне педагогами в училище и консерватории. Музыка и психология оказались для меня неотделимыми друг от друга и одинаково важными в развитии маленького человека.

Сам факт вовлечения ребенка в активную художественную деятельность значительно ценнее, чем ее результаты, поскольку именно в процессе деятельности проявляется и формируется психика ребенка. Уже доказано, что чем больше внимания отводится музыке, тем успешнее проявляют себя дети и в других сферах своей жизни. Грамотный и чуткий преподаватель посредством музыки подчеркнет достижения ученика, укрепит его веру в собственные силы, вызовет желание и энергию к дальнейшей работе.

Одно из звеньев музыкального воспитания - слушание музыки - является основой развития слушательских навыков, целостного, обобщенного восприятия, произвольного слухового внимания и памяти. Осуществляясь во внутреннем плане, восприятие обуславливает взаимосвязь психических процессов (мышления, воображения, памяти) и внешних действий музыканта-исполнителя. Восприятие музыки путем слушания является одним из самых абстрактных способов мышления, требующих особой психической сосредоточенности, умение держать внимание и эмоциональное напряжение. Восприятие музыки - сложный процесс, наполненный глубокими переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения, предыдущий опыт, яркие ассоциации, следование за развитием музыкальных образов, осмысление их и ответные реакции на них. Слушая музыкальное произведение, дети интересуются его содержанием. У них рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. Вырисовываются отдельные проявления музыкальной памяти. Через слушание музыки можно научить ребёнка душевной и духовной сосредоточенности, способности прочувствовать и вдуматься, побыть некоторое время наедине с самим с собой, со своим внутренним миром. Слушание музыки развивает у ребенка умение четко дифференцировать окружающий его мир, делает его более наблюдательным и чувствительным.

В процессе слушания музыки у ребенка развивается эмоциональный слух - способность человека к адекватному восприятию эмоционального состояния другого человека по его голосу. Доказана возможность построения психологического портрета человека по невербальным особенностям его речи.

Человеческий мозг использует большое количество участков для слушания музыки. Левая часть мозга обычно обрабатывает ритм и высоту звука, а правая - тембр и мелодию.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности.

Восприятие музыки ребенком невозможно без звукового опыта, без активной деятельной основы. Все это дает следующее звено музыкального воспитания - исполнение музыки - пение, сольфеджирование, ритмическое воспитание, музицирование. Исполнение музыки развивает точную реакцию детей, координацию мышления и движений, красоту повседневной речи. Вокальное и инструментальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи. Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре головного мозга человека сложной системы нервных связей, с развитием способности его нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения, других внутренних процессов, протекающих в организме. А эта способность нервной системы лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека.

Процесс обучения воспроизведению музыки требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое исполнение с исполнением других, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения произведения.

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Исполнение же музыки на инструменте требует координации слуха и тактильных ощущений ребёнка.

Коллективное музицирование способствует решению воспитательных задач. Чередование различных музыкальных заданий, видов деятельности, требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий. Исполняя произведение, ребенок должен вовремя начать и закончить ее; в танцах уметь выполнять движения, подчиняясь музыке. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю. Музыкальная деятельность закладывает основы общей культуры будущего человека.

Интересно, что воздействие музыки на общефункциональную деятельность человека вызывает в нем двигательные реакции. Главным обоснованием этого является моторная природа восприятия вообще и музыкального ритма, в частности.

Жест, движение, пластика обладают особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Движения под музыку способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер. Познавательные способности развиваются благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Однако познавательные процессы во время движения под музыку активизируются в том случае, если ребенок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Ребенок, следя за развитием художественного образа, внимательно слушает. Чем сложнее и объёмнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Кроме того, дети, используя характерные для той или иной музыки движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.

Музыкально-ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи. Необходимость действовать под музыку развивает волевые качества.

Игры, танцы требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое.

Музыкально-ритмические движения заставляют детей переживать чувства, выраженные в музыкальном произведении. Ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается.

Музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического и социального воздействия, способствует формированию таких личностных качеств, как гибкость, экспрессивность, спонтанность (способность к импровизации), толерантность, прививает навыки невербального общения, взаимодействия и сотрудничества.

Музыка, слово и движение развивают духовные силы, создают основу для развития личности, основу, без которой человечество придет к духовно-нравственной опустошенности.

Содержимое публикации

Музыка в жизни ребенка

«Музыка является самым чудодейственным,

самым тонким средством привлечения к добру,

Как гимнастика выпрямляет тело,

Спросите себя, можете ли вы прожить без музыки? Не можете, так ведь? Людей, исключивших из своей жизни музыку, практически не существует. Без ее огромного, радостного и возвышающего воздействия нельзя представить духовный мир человека. Когда мы просыпаемся утром или ложимся спать вечером, гуляем по городу, отмечаем какой-нибудь праздник или ничего не делаем — везде нас окружает музыка: по радио, телевидению или просто в наших мыслях.

Наиболее благоприятным периодом для развития музыкальности у детей является дошкольный период, где во всех детских садах закладываются основы музыкальной культуры ребенка. Всем известно, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Мир музыки, на мой взгляд, очень близок к внутреннему миру ребёнка. Дети ещё не способны выразить свои мысли словами, однако, состояние души ребёнка можно проследить по интонации, движениям, сочинениям, играм на детских музыкальных инструментах, рисовании. Работая с дошколятами, я поняла это самый благодарный возраст, когда между ребёнком и взрослым устанавливается теснейший контакт и взаимопонимание. Малыш, который любит педагога, доверяет ему, полюбит и почувствует красоту музыки, выразительность движений, мелодичность пения.

Я считаю, что детей нужно учить культуре потребления музыки так же, как детей учат вести себя, например, за столом. С детства маленькой личности надо прививать любовь к музыке, причем как к классической, так и к качественной части современных произведений. А особенно - любовь к народной песне, к музыке своего народа.

Музыка является действенным средством эмоциональной коррекции, т.е. помогает детям найти и принять нужное эмоциональное состояние. Она влияет на ритм сердца и дыхания: гармонические созвучия и повторения знакомых музыкальных фраз замедляют пульс, делают дыхание более глубоким и равномерным; диссонансы, напротив, требуют напряженного вслушивания, ускоряют пульс и частоту дыхания. Усиливается и мышечная активность, если их началу предшествуют звуковые впечатления, когда же музыка служит фоном, она удваивает все эмоции и делает яркими образные представления детей. Музыка по своей сути способствует и интеллектуальному развитию ребенка, что способствует подготовки их к обучению в школу.

Моё главное предназначение, как музыкального руководителя в том, чтобы донести эту красоту, в мир музыки до каждого малыша, чтобы он смог увидеть, понять и почувствовать всю прелесть этого удивительного мира. Воспитание красотой облагораживает души, утончает чувства ребёнка настолько, что он становится восприимчивым к слову, живописи, музыке. Иногда это происходит не сразу, но надо ждать, верить в ребёнка, и тогда он обязательно полюбит прекрасное.

Музыка открывает каждому целый мир высоких чувств, стремлений, надежд, мыслей. Учитесь слушать и ценить музыку. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

Принципиальная перестройка жизни общества на базе современных экономических, социальных и политических изменений со всей необходимостью обуславливает возрастание роли музыкального воспитания и образования как важного фактора формирования гармонически развитой личности.

Содержание

Введение
1. Психологические особенности музыкального восприятия у детей
2. Специфика детской музыки как жанра
3. Современная детская музыка
Заключение
Список использованных источников

Введение

Принципиальная перестройка жизни общества на базе современных экономических, социальных и политических изменений со всей необходимостью обуславливает возрастание роли музыкального воспитания и образования как важного фактора формирования гармонически развитой личности.

Музыкальное восприятие современной психологической наукой рассматривается как процесс, в основе которого лежит способность переживать музыкальное содержание. Педагогика считает возможным формировать музыкальное восприятие в процессе слушания и анализа средств музыкальной выразительности. При этом, как отмечает Е. Критская, средства музыкальной выразительности становятся предметом музыкальной деятельности, а их знание – целью музыкального образования [13].

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Роль детской музыки в эстетическом воспитании ребенка, значение средств музыкальной выразительности в восприятии художественного образа, а также недостаточная научная изученность указанных аспектов музыкального образования и воспитания младших школьников определили актуальность выбора темы работы.

1. Психологические особенности музыкального восприятия у детей

Всем видам музыкальной деятельности предшествует и сопутствует восприятие, являющейся важнейшей область музыкальной практики.

Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо, оно является первым этапом любого мыслительного процесса.

Эмоциональность, переживание красоты художественного образа, чувств и мыслей, побуждаемых музыкой, является основным свойством, сущностью полноценного музыкального восприятия. На фоне эмоционального переживания, вызванного музыкой, зарождается потребность в ней, развиваются творческие способности, воображение, возникают ассоциации и обобщения, стимулирующие эстетические эмоции [1].

Ядром музыкального переживания являются музыкальные интонации, способные воплотить глубокие человеческие переживания и вызвать эмоциональный отклик в сознании воспринимающего. Процесс переживания музыкальной интонации – глубоко личностный. В то же время, в процессе восприятия и переживания музыки творчески переосмысливаются и типичные, закономерные черты, характерные для интонационного словаря каждой эпохи, для конкретной социальной среды.

Восприятие музыкальных звуков и, соответственно, музыкальных произведений необходимо признать как сложный механизм, начинающийся движением звуковых волн, проходящий нервы органа слуха и полушарий и заканчивающийся высшими психическими функциями.

Восприятие, являясь процессом и одновременно итогом отражения музыкального звука, содержит в себе воображение, заканчивающееся представлением. Оно, в свою очередь, является образами предметов, сцен, событий. Основными компонентами музыкального языка, способствующими формированию целостного музыкального образа, являются высота, громкость и тембр звука. В музыкальной практике очень редко приходится встречаться с одиночными звуками, поэтому обратимся к мелодии, ритму, гармонии, как элементам музыкальной речи. Различные по своей образно-выразительной задаче они дополняют друг друга, составляя диалектическое единство и вызывая целостное художественное восприятие.

Наблюдения психологов свидетельствуют о том, что время, заполненное положительными эмоциями, кажется короче, а время, заполненное отрицательными эмоциями, длиннее. Так, режущая слух какофония или музыка, не соответствующая нашему психическому состоянию, не нравящаяся нам, вызывает обычно отрицательные эмоции – мы ждем с нетерпением окончания звучания, время тянется мучительно долго. Напротив, если музыка связана с приятными ассоциациями, воспоминаниями, чувствами, процесс музыкального переживания летит быстро, незаметно [14].

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Как показывают исследования российских и зарубежных психологов, восприятие ритма имеет моторную природу. Это проявляется, например, в отстукивании ногой ритмической сетки или наиболее важных в ритмическом отношении акцентов музыкального произведения, в еле заметных ударах кончиком пальца по ладони и др.

В тесной связи с психологией проблемы развития способности музыкального восприятия решает и педагогика. Специфика музыкальности и средств музыкальной выразительности влияет на определение доступности того или иного учебного (музыкального) материала, его объема, а также эффективности методов обучения школьников.

Педагог закладывает фундамент развития музыкальных способностей своих учеников. В решении этой сложной задачи преподавателю помогают его знания в области дидактики и психологии, его интуиция и педагогический талант. Умение вживаться в индивидуальную психику ребенка, в мир его воображения, чувств, переживаний и мечтаний значительно облегчает педагогу правильный выбор методики развития музыкальности ученика.

Ориентация учебного процесса на развитие способности музыкального восприятия связана, прежде всего, с организацией творческого познания музыки [11]. Так, в обучении игре на инструменте важно проникновение в содержание музыки через ее всестороннее аналитическое осмысление, связанное с тщательным изучением текста произведения, с выявлением его стилевых и жанровых черт, особенностей его музыкального языка.

Младшие школьники впечатлительны, любознательны, подвижны и деятельны, легко поддаются внушению. Их музыкально-слуховые проявления отличаются исключительной конкретностью восприятия музыкальных образов, чуткостью реакций на песенное звучание мелодий, активностью восприятия ритмики (особенно энергичного характера). Умение воспринимать музыку различных жанров и стилей – способность, нуждающаяся в педагогическом руководстве с первых шагов обучения ребенка музыке [7].

Осознание интонации как горизонтальной частицы музыки, проникновение в ее экспрессивно-психологическую суть и адекватное ее воспроизведение – путь развития не только слуха, но и исполнительского мастерства.

Выразительное интонирование мелодии естественно соприкасается с ее ритмическим характером. Слуховое восприятие закономерностей ритма в музыкальном сочинении – одно из важнейших условий его полноценной исполнительской интерпретации.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Уже на начальном этапе обучения ученик начинает вслушиваться в ладовую и гармоническую окраску звучания. Интенсивность восприятия аккорда как единицы гармонии зависит от степени привлечения к нему внимания учащегося педагогом. Так, например, фортепианный репертуар исполнительского класса сам по себе содержит фундаментальные формулы аккордики. Поэтому изучение его может привести к слуховому усвоению всех типов аккордовых структур, к формированию соответствующих представлений.

Первостепенная педагогическая задача – способствовать этому познанию, научить ребенка размышлять о музыке. Размышления эти будут обладать для него притягательной силой, если педагог направит их на познание-переживание внутренней сути музыки – содержательности ее образного мира, путем анализа средств музыкальной выразительности современного языка.

2. Специфика детской музыки как жанра

В музыкальной литературе, адресованной преимущественно детям младшего школьного возраста, с тонкой педагогической интуицией воплощены задачи музыкально-творческого развития детей. Несмотря на различие стилевых почерков композиторов, обусловленных идейно-художественными, воспитательными и педагогическими тенденциями той или иной эпохи, предельно ясно выступают общие для всех композиторов музыкально-эстетические и педагогические принципы. Это, прежде всего, выпуклая, почти зримо ощутимая образность, лаконичность и четкость музыкальной формы, конкретность выразительных средств музыкального языка, техническая доступность исполнению.

Особенно активизировалось сочинение детской музыки в XX веке. Западноевропейскую линию музыки для детей представляют сочинения Б. Бартока, К. Орфа, П. Хиндемита, Б. Бриттена, отечественную — сочинения А. Гречанинова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Д. Кабалевского, В. Гаврилина, С. Слонимского и многих других композиторов.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

3. Современная детская музыка

Что мы знаем о профессиональных композиторах, живущих и творящих сегодня? Почти ничего. Между тем в России много новых и интересных композиторов, именно они – лицо современной России. К сожалению, новые музыкальные произведения практически отсутствуют в нашем пространстве, до музыкальных школ российской глубинки в абсолютном большинстве произведения этих композиторов просто не доходят.

Мы живем с новыми композиторами в одно время, однако не стоит ждать, когда имена этих композиторов станут очень известны, так как наши дети – юные музыканты должны разбираться не только в творчестве великих классиков, но и жить в мире современной музыки и ее создателей. Множество причин делают эту задачу трудновыполнимой. Но самая важная причина, на наш взгляд, заключается в том, что мы мало знаем об авторах современной музыки. Чтобы изменить это положение, необходимо с детьми проводить занятия о современных композиторах. Ю.Весняк, Ю. Савалов, Ю.Савельев, В.Коровицын, И. Парфенов – они живут и сочиняют в настоящее время:

Композитор Юрий Владимирович Савалов: к великому сожалению его нет в живых. Он был талантливым композитором и аранжировщиком, замечательным педагогом и просто очень хорошим и добрым человеком. Его ученики вспоминают о нем с большой теплотой и считают его самым лучшим учителем. Вот что пишет о композиторе его дочь Екатерина: “Он очень любил своих учеников, гордился их успехами, достижениями. Особенно увлеченно руководил оркестром в детской музыкальной школе. Надеюсь, что произведения, написанные им для учащихся, помогут полюбить сложный, но прекрасный мир музыки”. Юрий Владимирович играл на духовых и клавишных инструментах, руководил хором и школьным оркестром, сочинял музыку для разных инструментов. Он написал такие пьесы, как: “Колыбельная”, “Мама”, “Вальс”, “Признание”, “Марш”, “Вдохновение”, “Ветер странствий”, “Бал в замке принца”, “Прелюдия”.

Композитор Владимир Коровицын: родился в Великом Новгороде в 1955 году. Выпускник Новгородской ДМШ №1), выпускник Новгородского музыкального училища (по классу баяна), с отличием окончил Ленинградскую консерваторию имени Н.А.Римкского-Корсакова, лауреат Международных конкурсов, член Союза композиторов России. В настоящее время живет в родном городе. В его творческом багаже — музыка разных жанров: для хора, для камерного и симфонического оркестра, романсы, песни, духовные сочинения. Отличительными чертами музыки В. Коровицына являются преобладание мелодического начала и благородный, тяготеющий к традиционному гармонический язык.

Владимир Коровицын автор девяти сборников: сборник детских песен “Радуйся солнцу”, фортепианный цикл “Музыкальное путешествие по странам Западной Европы”, “Две пьесы для скрипки и фортепиано”, “Пьесы для флейты и фортепиано”, “Романсы на стихи поэтов “серебряного века” и другие.

Композитор Юрий Савельев: родился на Дальнем Востоке, в семье военнослужащего, долго жил на Урале, а также в Сибири, Поволжье, на Севере и Юге России. Несмотря на то, что около 30 лет он живёт в Москве, сердце его, как он сам говорит, принадлежит Рязани. Здесь его корни (родители – родом из Рязани), здесь он учился в старших классах средней школы, окончил Рязанский медицинский институт; здесь живут его многочисленные родственники, друзья по школе, институту, соратники по искусству.

Произведения Ю.Савельева неизменно включались для печати в коллективные сборники творческого объединения композиторов и поэтов-песенников Подмосковья. В издательства Москвы и Рязани издано пять сборников композитора. С участием композитора в разное время проходили концерты в Российском Доме композиторов в Москве, в Музыкальной академии им. Гнесиных, в городах Подмосковья.

Эти композиторы и их произведения должны стать героями занятий наряду с классиками. И можно с уверенностью сказать: успех каждого такого занятия гарантирован. Хочется верить, что дети не только с большим удовольствием будут искать информацию о композиторах, разучивать современную музыку, но и будут подбирать к произведениям стихи, рисовать музыку, так как они чувствуют современные музыкальные произведения в духе времени. Почему эта музыка так нравится детям. В музыке современных композиторов раскрывается перед нами мир детства – особый мир, близкий нашим детям, в котором нет места серости, унынию и будничности, где живут эмоциональная открытость, бесхитростность, внутренняя приподнятость, мечтательность и детская непосредственность. “Шествие котят, которые слопали сметану”, “Дюймовочка”, “Гавот Чебурашки и Буратино”, “Бал в замке принца”, “Кот Василий”… Такая музыка не приемлет скуки и зубрежки, дети становятся её подлинными соавторами.

Музыка, написанная этими композиторами, уникальна разнообразием форм и жанров, тем и образов, творческих находок. Язык композиторов чрезвычайно демократичен, доступен и самым маленьким малышам и подросткам. Детская публика — это маленький народ, живущий ожиданием чуда. И дети получают его. Опыт прошедших пяти лет показывает, что чем раньше начинается приобщение юных пианистов к сочинениям современных композиторов, тем выше эффективность музыкального обучения, тем шире и глубже постигают исполнители закономерности музыкального искусства в целом. “Исполнение произведений современного композитора требует полноценного музыкального представления о его творческом стиле, ознакомления как минимум с несколькими разнохарактерными произведениями, и только тогда, научившись понимать музыкальный язык конкретного композитора, юный пианист постепенно проникается её образным миром и содержанием” [13].

Заключение

В ходе изучения литературы по теме выявлено, что музыкальное восприятие, являясь комплексной психической деятельностью, требует учета и развития всех составляющих ее компонентов: музыкального слуха, эмоциональной отзывчивости, образного и логического мышления.

Уровень музыкального восприятия произведения требует гармоничного участия механизмов музыкального переживания: функциональных, связанных с ощущением звука, восприятием мелодии и гармонии, мотивационных и операционных, связанных с восприятием предложений периодов и фраз.

Читайте также: