Музыка артемьева в кино доклад

Обновлено: 17.05.2024

Эдуард Артемьев родился в 1937 году в Новосибирске. Окончил Московское хоровое училище и теоретико-композиторский факультет Московской консерватории. С детства увлекался музыкой итальянских композиторов (Пуччини, Беллини, Доницетти), впоследствии — произведениями Скрябина, Дебюсси, Стравинского.

Творческую судьбу композитора определило знакомство с инженером и математиком Евгением Мурзиным — конструктором первого фотоэлектронного синтезатора АНС (в честь Александра Николаевича Скрябина). Этот инструмент привлек внимание целой группы молодых композиторов, среди которых был и Артемьев. Сегодня его называют основателем советской электронной музыки.

Артемьев создал более 150 саундтреков к игровым, документальным и анимационным фильмам в СССР, России, Германии, США и других странах.

Олексий-Нестор Науменко. Эдуард Николаевич, как вы познакомились с Тарковским?

О. Науменко. Почему Тарковский решил привлечь вас, ведь до этого он работал с Вячеславом Овчинниковым?

Э. Артемьев. Я спросил его об этом, ведь мы с Вячеславом вместе учились, и я не хотел перебегать ему дорогу. Андрей ответил, что больше с ним работать не будет — это вопрос решенный. И до сих пор никто не знает, какова была причина. А сам Овчинников не рассказывает… Кстати, Андрей тогда добавил, что такого композитора, как Слава, он вряд ли найдет.

О. Науменко. Трудно было начинать работу в таких обстоятельствах?

Э. Артемьев. Я почувствовал некоторое напряжение после того разговора.

Вместе со звукорежиссером Семеном Литвиновым мы принялись подбирать шумы и подкладывать их под этот эпизод — ничего там не звучит! Ну, красиво булькает себе… Чувствую, что ничего живого там нет.

О. Науменко. Сделали винегрет?

Андрею понравилось, как мы оформили автостраду, и он предложил образ океана сделать тоже с помощью музыки, а не только шумами. Так появился финал — знаменитое возвращение блудного сына, — в котором объединены электроника и оркестр.

О. Науменко. А как вы отнеслись к вечному Баху?

Мелодию я нашел довольно быстро. Это была Pulherima Rosa XIV или XV века, которую я однажды слышал на какой-то чешской пластинке. Ее исполнял ансамбль старинной музыки. Она меня тогда поразила… Сначала я разыскал пластинку, а затем и ноты. Андрею мелодия очень понравилась.

О. Науменко. Чем Тарковский объяснил свое недовольство?

Э. Артемьев. Сказал, что я понял идею буквально, а надо было найти какой-то ход, который выразил бы тему в едином сплаве.

Постепенно в моем сознании все чаще стал возникать звуковой, даже зрительный образ ситара, а позднее и вины — индийского инструмента, который тянет одну басовую ноту. Он многострунный, и благодаря этому один аккорд звенит, сливается в богатый тембр, клубится… Тембрально это очень интересный инструмент, склоняющий к медитации, наркотический такой, ведь при неизменном басе постоянно меняется его тембральная структура. И я понял: так и надо делать.

Так из кусочков я собрал аккомпанемент и предложил знаменитому ныне композитору Владимиру Мартынову, который замечательно играет на блок-флейте, исполнить основную мелодию под этот аккомпанемент.

О. Науменко. Пользовались ли вы при обработке звука электроникой?

О. Науменко. Почему Тарковский отказался от композитора в последних двух фильмах?

Во фрагменте с конфликтом на китайской границе я записал какие-то наплывы, взрывоподобные кульминации, которые исполнял большой оркестр. Я трактовал его как огромный синтезатор, а каждую группу инструментов представлял отдельным генератором.

О. Науменко. Работая над шумами, вы фактически выполняли работу звукорежиссера. Насколько такая практика характерна для кино?

О. Науменко. Ощущали ли вы, работая с Тарковским, причастность к чему-то великому?

Э. Артемьев. Конечно, нет. Это понимаешь только через какое-то время, когда человек уходит… Я всего лишь решал конкретные задачи. Даже сам Андрей не предполагал, что станет такой фигурой. Он воплощал в фильме свою философию.

В конце концов понимание своего величия может превратиться в оковы, привести к графомании.

О. Науменко. Вы общались с Тарковским вне работы?

Э. Артемьев. Довольно мало. У нас были чисто профессиональные отношения. Можно на пальцах пересчитать, сколько раз он бывал у меня дома или я у него. Самым близким другом Андрея был Анатолий Солоницын. Кстати, оба умерли от одной болезни…

Общаясь с Андреем, я неожиданно открывал его глубину благодаря каким-то отдельным фразам. Вот он что-нибудь скажет, и я ощущаю, что в нем заложен огромный пласт культуры. Однажды я узнал, что Андрей знает Библию, тогда это было редким явлением. Это скрывалось. Но во время разговора он иногда забывался и цитировал что-нибудь…

Баха считают композитором номер один, и ничего выше быть не может. Андрей разделял это мнение. Собирал пластинки с музыкой Баха, которые ему присылали со всего мира, ведь он был известным человеком. Так он собрал колоссальную коллекцию. Были у него и ноты, и исследования, не только пластинки. Не знаю, сохранилось ли все это…

О. Науменко. Тарковский интересовался современной академической музыкой?

Э. Артемьев. Да. И жалел, что из-за бедности родителей не смог стать дирижером. Хотя это близко к режиссуре: руководить определенным пространством искусства.

О. Науменко. Легко ли вам работать с другими режиссерами — после Тарковского?

Я работал с многими режиссерами. И всякий раз как-то приспосабливался. Не могу сказать, что задачи были проще — они просто были другими. Например, самая сложная работа была с Андреем Кончаловским. Он же по образованию музыкант, блестящий пианист. Мы вместе учились в консерватории. Кончаловский ушел с пятого курса, не выдержав конкуренции с Ашкенази, который стал знаменитым уже на третьем, премии получал…

О. Науменко. А Кончаловский не хотел быть вторым.

О. Науменко. Но ведь и режиссер не всегда знает, чего хочет!

Э. Артемьев. И такое бывает. В основном, с молодыми режиссерами, которые не могут выразить свою мысль. Они-то знают, чего хотят, но отсутствие минимальной музыкальной осведомленности не позволяет им выражаться содержательно. Они вздыхают, всплескивают руками, строят физиономии. Тогда я сажусь за эскизы…

О. Науменко. Просчитывают все наперед?

Э. Артемьев. Там за них уже все просчитали. (Смеется.) Просто мне очень понравилась американская технология, ведь результат получается великолепный. Из-за того, что идет точная работа с кадром, прослеживаются каждое движение, настроение героев, оттого и результат такой необычный. В других условиях я никогда бы не написал такую музыку. Очевидно, жесткие рамки стимулируют какие-то другие качества.

Отличие европейской школы от американской состоит в одном: нас учили создавать общее настроение кадра, без внимания к мелочам. Поэтому в Европе распространены длинные темы, мелодии. Так работают Морриконе, Дунаевский, многие европейские композиторы. Их музыка создает общее впечатление. А в Америке, наоборот, все подчинено кадру, чтобы помочь зрителю понять происходящее: почему смеются, почему вздрагивают и так далее.

О. Науменко. То есть прикладная музыка?

Э. Артемьев. Не уверен. К примеру, самый известный американский кинокомпозитор Джон Уильямс умеет писать так, что потом его произведения замечательно звучат на концертах. Он нашел такой способ, чтобы музыка, жестко привязанная к кадру, существовала и отдельно от него. Это, я считаю, наивысший уровень.

О. Науменко. Пригодился ли вам опыт работы с Тарковским?

Э. Артемьев. Я наработал технологию, которая не пригодилась больше никому. Скажем, в Америке ее сразу отбросили. В моей музыке, в моей жизни это отдельная линия. Все, что я делал, было настолько в духе картин Тарковского, его философии, что не подходило больше никому. Наверное, так и должно быть.

Здравствуйте! Елена Дорожкина , староста 11 "В" школы "По волнам нашей памяти", решила рассказать об Эдуарде Артемьеве - одном из любимых композиторов. Послушаем?

Авторы музыки из фильмов часто остаются в тени

Музыка в кино, уверена, для многих из нас играет огромную роль. С её помощью режиссеры отшлифовывают образы героев, и благодаря ей зрители пускают слезу. Но у саундтреков есть одна интересная особенность, отличающая их от остальной музыки: композитор и исполнитель остаётся в тени фильма. Часто люди, слыша определенный саундтрек, сразу вспоминают о кино, в котором он звучал, но не помнят автора. И, тем не менее, есть имена, которые мы знаем, и любим музыку этих, почти уже классиков!

Патриарх электронной музыки

30 ноября Эдурду Николаевичу исполнилось 84 года. Артемьева по праву называют патриархом электронной музыки. В начале 1960-х он осваивал советский синтезатор АНС, созданный Евгением Мурзиным и названный в честь Александра Николаевича Скрябина.

Сибириада

Режиссёр А. Кончаловский, 1978 г.

Раба любви

Режиссёр Н. Михалков, 1975 г.

Родня

Режиссёр Н. Михалков, 1981 г.

Э. Артемьевым написана была главная тема фильма, которая встречается не раз и отличается трогательностью и теплотой, как и дружба героев Нонны Мордюковой и Андрея Петрова.

Дельтаплан

Можно сказать, что музыка композитора оказалась настолько универсальной, что она живет как непосредственно в фильмах, так уже и отдельно от них. Иногда даже происходит некая трансформация, - если в фильме музыка отражала определенное настроение или сюжетный ход, то в последствии может оказаться, что ее наделяют уже какими-то совершенно другими смыслами. А некоторые мелодии даже становятся песнями.

Свой среди чужих, чужой среди своих

Режиссёр Н. Михалков, 1974 г.

Забавна история создания этой мелодии. По словам Артемьева, в тот день он выпивал с Михалковым в ресторане Дома Кино, и режиссёр весь вечер пытался объяснить, какую музыку он хотел бы слышать в финальной сцене:

Вернувшись домой, композитор подошёл к роялю и тут же сыграл ту самую мелодию. Артемьев срочно бросился записывать ноты, чтобы наутро ничего не забыть.

Солярис

Режиссёр А. Тарковский, 1972 г.

Лейтмотив фильма – музыкальный образ Земли, точнее – утраченного первозданного мира - фа-минорная хоральная прелюдия Иоганна Себастьяна Баха "Ich ruf’ zu Dir" в обработке Артемьева.

Основное настроение прелюдии - молитвенное и возвышенное.

Спасибо талантливому композитору за любимую музыку!

P. S. По настоятельным советам читателей было написано продолжение. Другая статья Елены Дорожкиной тут:


Эдуард Артемьев — популярный отечественный композитор. Писал музыку к картинам Михалкова, Тарковского, Кончаловского. В 1999 году получил звание Народного артиста РФ. Четыре раза ему вручали Государственную премию РСФСР.

Этот композитор смело стирает грани стилей и жанров, он пишет симфонические, камерные, электронные произведения, которые пользуются популярностью не только у профессиональных музыкантов, но и у широких масс зрителей. Эдуард Артемьев стал основоположником электронного направления в российской музыке, он был первым, кто в далеком 1963 году использовал жанр электронной музыки в кино. Трудно представить отечественный кинематограф без музыки Артемьева, это тоже самое, что полотна художников лишились бы роскошных драпировок и изысканных форм, передающих всю полноту картины.

Детство и юность

Родился Эдуард Артемьев Новосибирске 30 ноября 1937 года. Отца звали Николай Артемьев, он работал химиком-технологом, и часто менял место жительства. Мама — Нина Артемьева, не работала. Родители будущего композитора — москвичи, находились в Сибири из-за работы отца семейства.

Эдуарду исполнилось два месяца, когда он серьезно заболел. Вызванный доктор сказал, что в трудных сибирских условиях мальчик может умереть. Перепуганные родители немедленно собрались в столицу, отцу даже пришлось пожертвовать свое командировкой. Это похоже на сказку, но двухмесячный малыш отлично запомнил путешествие на поезде, хотя в таком возрасте дети себя еще не идентифицируют. Однако спустя годы мальчик в подробностях описал родителям их поездку, он помнил, что мама всю дорогу вязала кружевную салфетку, которая потом долгие годы лежала у них дома на комоде. Доктора сказали, что такой феномен можно объяснить только серьезностью заболевания Эдуарда.

Эдуард Николаевич Артемьев

В Москве мальчика быстро поставили на ноги. Все детские годы он провел в бесконечных разъездах, работа отца предполагала постоянные командировки. В 1953-м родители отправили сына к родному дяде, который работал в консерватории. На протяжении трех лет Эдуард посещал хоровое училище, там же и родились его первые хиты.

В 1960 году Артемьев получил диплом консерватории и встретил создателя совершенно нового музыкального инструмента — синтезатора. Он и предложил Эдуарду провести исследования нового инструмента в лабораторных условиях. Так в жизнь Артемьева вошла электронная музыка. С этого времени стартовала творческая биография будущего известного композитора.

Музыка

Эдуард Николаевич Артемьев

После того, как фамилия композитора впервые появилась в титрах художественного кино, к нему буквально выстроилась очередь из режиссеров. Эдуард встретил молодого режиссера Никиту Михалкова, и эта первая встреча стала началом крепкой дружбы и тесного сотрудничества на долгие годы. Во всех лентах Михалкова звучит музыка Эдуарда Артемьева.

Именно с помощью Кончаловского композитор сумел перебраться в Штаты, и там писал саундтреки к его лентам. Попав в Голливуд, Артемьев начал сотрудничать и с зарубежными режиссерами. В Россию он вернулся только в 1995-м, когда его попросил об этом Никита Михалков.

Эдуард Николаевич Артемьев

Композитор обрел счастье в личной жизни, но однажды чуть не потерял семью. Изольда и Артемий стояли на остановке, и в них врезался автомобиль, мчавшийся на бешеной скорости. Они выжили, но лечение растянулось на долгие месяцы. Артемьев решил, что это небеса дали ему своеобразный намек, и он понял, что нужно проводить с семьей как можно больше времени.

Артемий продолжил отцовское дело, он тоже пишет электронную музыку. Помимо этого, у него есть собственная студия Electroshock Records, где вместе с отцом записывает новые диски. У Эдуарда Артемьева есть внуки — Екатерина и Артемий.

Эдуард Артемьев сейчас

Композитор и не думает об окончании творческой карьеры, он все также разъезжает по российским городам с концертами. Его график расписан на несколько лет вперед. Инструментальные мелодии Артемьева звучат под сводами Кафедрального собора святых Павла и Петра.

Весной 2019-го музыка Эдуарда Артемьева прозвучала в рамках фестиваля SOUND UP. Ее исполнил симфонический оркестр, которым руководит Сергей Скрипка.

Эдуард Николаевич Артемьев

У композитора есть свой официальный сайт, где он выкладывает отчеты о выступлениях, знакомит поклонников с расписанием своих концертов, и еще масса другой полезной информации.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Эдуард Артемьев

Мать Нина Алексеевна, отец Николай Васильевич, жена Изольда, сын Артемий, внуки Екатерина и Артемий.

Артемьев Эдуард Николаевич (р. 1937) – российский композитор, его жанр – электронная музыка. Наибольшую известность получил как автор музыкальных композиций к кинофильмам Тарковского, Кончаловского, Михалкова. Четырежды награждался Государственной премией РФ, с 1999 года – Народный артист России.

Детство

Эдуард появился на свет 30 ноября 1937 года в городе Новосибирске. Его мама, Нина Алексеевна, 1915 года рождения, и папа, Николай Васильевич, 1905 года рождения, были москвичами. Но ребенок родился в Сибири, потому что семья находилась там из-за работы отца. Старший Артемьев имел профессию химика-технолога. По долгу службы ему часто приходилось переезжать из одного города в другой.

В раннем младенческом возрасте с Эдуардом произошел уникальный случай. Первое ощущение себя он запомнил, когда ему было два месяца. Ребенок тогда сильно заболел и оказался на грани гибели. Врач, который его осмотрел, сказал, что мальчик – не жилец. Отец тогда принял решение срочно ехать в Москву. Удивительно, но в сознании малыша отпечаталась эта поездка на поезде. Эдуард ясно помнит, как долгую дорогу мама вязала крючком салфетку, которая потом лежала дома на комоде, как упал с верхней полки подвыпивший попутчик. В столице ребенка вылечили. Позднее медики объяснили, что подобное раннее прозрение сознания было связано с болезнью.

Эдуард Артемьев

До восьмилетнего возраста Эдуард жил с родителями в разных городах России, куда направляли его отца. Чаще всего это были закрытые территории, где мальчик рос один. У него не было друзей, но Эдик не переживал по такому поводу. Наоборот, одиночество его хорошо воспитало.

Эдуард Артемьев


Эдуард с мамой

Эдику было около четырех лет, когда он сам начал придумывать музыку, тихонько мурлыча себе под нос. А в двенадцатилетнем возрасте мальчик впервые услышал, как его дядя играл Скрябина. Он тогда стоял за дверью и боялся пошелохнуться. Это было первым серьезным потрясением в биографии Эдуарда Артемьева, которое дало сильный толчок к тому, чтобы заняться сочинением музыки.

Образование

В 1953 году Эдуард переехал в Москву под покровительство дяди Николая Ивановича Демьянова – профессора консерватории.

В столице с 1953 по 1955 годы учился в хоровом училище. Именно здесь написал свои первые музыкальные произведения, занимаясь на факультативном курсе композиции, который организовал педагог Мераб Парцхаладзе. Затем Артемьев поступил в Московскую консерваторию, в 1960 году получил диплом об окончании композиторского факультета.

После нескольких встреч Мурзин предложил Эдуарду работу вместе с ним в НИИ в лаборатории по исследованию звука. Выпускник консерватории должен был каждый день заниматься новым инструментом, изучать его, записывать звуки, играть и сочинять. За это ему полагался неплохой по тем временам оклад – 145 рублей.

Творческий путь

Эдуард Артемьев

Эдуард Артемьев и Никита Михалков


Эдуард Артемьев и Никита Михалков

Переезд в Америку

Эдуард Артемьев и Джек Николсон


Эдуард Артемьев и Джек Николсон

Личная жизнь Эдуарда Артемьева

С будущей супругой Изольдой Артемьев познакомился в консерватории. Они вместе учились. В классе педагога Шапорина у Изольды была определенная роль, она обыгрывала свежие сочинения студентов. Когда дело дошло до произведений Эдуарда, молодые люди стали тесно общаться, потому что Изольда играла его музыку на кафедре, на концертах, была даже запись на радио. Они проводили много времени вдвоем, и так постепенно дружеские чувства переросли в нечто большее.

После окончания учебы Эдуард с Изольдой поженились. Она работала преподавателем в училище при консерватории имени Чайковского. В 1966 году у супругов родился мальчик Артемий.

В личной жизни Эдуарду Артемьеву пришлось перенести непростой удар судьбы. Его жена с сыном стояли на троллейбусной остановке, и в них на полной скорости въехал автомобиль. Оба выжили чудом, лежали в разных столичных клиниках. Днем композитор разрывался между сыном и супругой, а ночью еще пытался что-то сочинять. К счастью, все закончилось благополучно.

Сын Артемий пошел по родительским стопам, он музыкант и композитор, работает также в жанре электронной музыки. У Эдуарда и Изольды есть двое внуков – Екатерина и Артемий.

В быту Эдуард Николаевич необычен, как и в своей музыке. Ложится спать в три часа ночи, но до четырех еще читает. Чтобы находиться в нужной форме, ему достаточно пяти часов сна, то есть к девяти утра он уже на ногах. Такого режима композитор придерживается уже долгие годы.

Никита Михалков говорит, что не знал в жизни более доброжелательного, независтливого, трогательного и искреннего человека, чем Артемьев. Ни разу он не слышал от Эдуарда ни одного завистливого или злобного слова. Режиссер с композитором не просто друзья, а почти родственники. Эдуард Николаевич крестил дочь Михалкова – Анну, Никита Сергеевич – крестный внука Артемьева.

Читайте также: