Музыка африки доклад 6 класс

Обновлено: 15.05.2024

АФРИКАНСКАЯ МУЗЫКА – музыкальная культура народов Африки, живущих южнее Сахары.

Народы африканских стран очень музыкальны. Игра на музыкальных инструментах, песни и танцы – неотделимая часть повседневной жизни африканцев всех регионов континента. Музыка, пение и танцы являются важными элементами разнообразных обрядов, многие из которых сохранили свою значимость и основную структуру до наших дней. Во многих африканских культурах существует представление, что музыка обладает особой витальной (жизненной) силой, а мир держится именно на музыке, пении и танце. Игра на музыкальных инструментах существует как отдельный жанр и в качестве аккомпанемента.

История формирования и взаимодействие с культурами Европы, Азии и Америки. Многие из африканских народов имеют древние традиции, которые закладывались и развивались в период существования раннегосударственных образований (Буганда, Канем-Борну, Конго, государства народов хауса в Судане и др.). Музыка Мали сформировалась под влиянием культуры средневековых государств Мали, Ганы и Сонгай. Формирование музыкального искусства в Нигерии связано с государствами народов хауса, йоруба, бини (Ифе, Бенин и др.). При дворах их правителей, а также в средневековых государствах Лунда и Ндонго (Ангола) существовали придворные церемониальные оркестры. Музыкальные придворные ансамбли были также в средневековых государствах Уньоро, Нкоре и Торо (Уганда). На музыкальные традиции Зимбабве и Мозамбика большое влияние оказало искусство маромбе – придворных музыкантов периода государства Мономотапа (12 – кон. 17 вв.). Национальная музыка многих западноафриканских стран (Бенина, Гамбии, Нигера, Сенегала) сформировалась и тесно связана с искусством гриотов (общее название профессиональных сказителей и музыкантов-певцов в Западной Африке).

Арабская музыкальная культура оказала влияние не только на музыку государств Северной Африки (начиная с 7 в н.э.), но и на культуру современных Гвинеи, Ганы, Гамбии (прежде всего у народа волоф), Кении, Кот-д'Ивуара, Мадагаскара (гл. обр. влияние египетской музыки), Малави, Нигерии, Сенегала, Того и др. В основном в соответствии с мусульманскими традициями сформировалась и развивается музыка на Коморских Островах. Арабское влияние сказалось на музыке суфийских братств, прежде всего в странах Западной (Сенегал, Нигер) и Восточной (Судан) Африки.

В процессе взаимодействия нубийской, арабской и африканской музыкальных культур сформировалась музыка Судана. Под влиянием культурных традиций Азии сформировалась музыка Реюньона (прежде всего индийских), Мадагаскара (народов Индонезии), Эритреи.

В колониальный период в процессе проникновения в Африку европейцев и распространения христианства сформировались песенные стили, в которых объединились африканские и европейские музыкальные элементы, получили распространение церковные песнопения. Усиление роли христианства способствовало отмиранию культовой музыки, которая была одним из основных видов африканской музыкальной культуры. Европейская церковная музыка оказала значительное влияние на вокал и музыкальный инструментарий местных народов. Тем не менее, во многих странах долгое время не приживались игра на органе и колокольный звон (например, в Уганде). С течением времени европейская церковная музыка на африканской почве видоизменилась: в процесс богослужения часто включаются танцы, игра на барабанах и другие элементы. Музыкальные традиции Франции вобрали в себя музыка Мадагаскара, Сенегала и др. стран, Португалии – музыка Анголы, латиноамериканские традиции присутствуют в музыке Кабо-Верде.

В свою очередь, африканские музыкальные традиции, привезенные рабами из Африки в Новый Свет, значительным образом повлияли на музыку США и особенно стран Латинской Америки (Бразилии, Гаити, Кубы). Трансформация африканской традиции в американской среде привела к появлению в США в кон. 19 в. новых музыкальных жанров, в т.ч. блюза и спиричуэлса. На культуру Бразилии и некоторых стран Карибского бассейна повлияла музыка рабов-йоруба из Нигерии.

Африканская музыка и современность.

Музыкальный инструментарий.

В африканских странах широко распространены ксилофоны – ударный самозвучащий инструмент в виде деревянной рамы, к которой крепятся деревянные пластинки разной длины с резонаторами в виде сосудов, изготовленных из глины или высушенных тыкв. В Африке этот инструмент называют балафоном, количество деревянных пластинок в нем колеблется от 15-ти до 22-х. Его появление связывают с проникновением на континент предков индонезийцев. Балафоны являются главными музыкальными инструментами в странах Южной Африки (ок. 50-ти разновидностей). Мозамбикские музыканты считаются в Африке искусными мастерами игры на этом инструменте. Популярен он также в Анголе (киссанджи, маримба), Бенине, Габоне (ибека, мендзан), Гамбии, ДРК (линзи, нгука, эндара), Камеруне (миндзан и др.), Малави, Мали, Сенегале, Чаде и на Мадагаскаре.

К группе ударных инструментов относятся также погремушки (матло в Ботсване, лала и хорде в Гамбии, морутлхоана и сетиоли в Лесото, джан-джама и зари в Нигере, бухса в Судане, ассогоэ в Того. В Уганде встречаются погремушки, изготовленные из игл дикобраза, колокольчики (трубчатый колокольчик нгаринья в Гамбии, бубенцы авага в Того, колокольчики лонгу в Анголе, металлические колокольчики мангененгене в Лесото и др.), скребки, трещотки (севуву в Лесото, кифафа на Мадагаскаре, домбо и куарийя в Нигере. Трещотки распространены также в Бенине, Габоне, ДРК, Кот-д'Ивуаре и Мали. Погремушки, колокольчики и трещотки особенно популярны в музыкальных ансамблях стран Южной Африки.

В некоторых странах (Мали и др.) существуют жанровые, кастовые и ритуальные ограничения при использовании музыкальных инструментов. В Мозамбике на музыкальных инструментах играют в основном мужчины. На о.Реюньон на музыкальных инструментах раване, темпо и мараване играют только мужчины. У народа тукулер (Сенегал) на барабанах палиела могут играть исключительно женщины.

Материалом для изготовления музыкальных инструментов служат дерево, металл, кожи и рога диких животных и рептилий, бивни и клыки слонов, глина, бамбук, лоза, тростник, стебли проса и кукурузы, высушенные плоды и семена растений (баобаба, тыквы и др.), скорлупа кокосового ореха и пр. Очень часто инструменты украшаются резьбой и рисунками. Коллекции музыкальных инструментов народов Африки представлены во многих национальных музеях африканских стран и музеях мира. В экспозиции Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге находятся, например, струнные музыкальные инструменты народа бамбара, погремушки из Уганды и др.

Музыкальные жанры.

Музыка отличается разнообразием жанров, которые постоянно развиваются и видоизменяются. Игра на музыкальных инструментах, песни и танцы находятся в тесной связи между собой (за редким исключением – в Лесото, например, песни делятся на ка маото (сопровождающие танцы) и хо энгое (песни без движений, исполняющиеся во время обряда инициации, а также колыбельные, поминальные и др.). У народа сото (Южная Африка) песни также делятся по такому принципу. Исключение составляют пигмеи Центральной Африки, у которых инструментальная музыка, как отдельный вид искусства, практически не существует. Африканская музыка (особенно музыка народов, говорящих на языках банту) отличается ритмичностью. Ритм является одним из самых своеобразных и выразительных художественных средств музыки африканских народов. У некоторых их них ритмическая структура музыки очень сложная, что наиболее наглядно проявляется в ансамблевой игре на барабанах. Общий ритм музыки создается также ритмами вокального исполнения и часто сопровождающего его хлопаньем в ладоши. Необыкновенное чувство ритма, который доминирует в музыке, присуще народам Мозамбика, Демократической Республики Конго (ДРК) и др. В Уганде, например, каждый из многочисленных ритмов имеет определенное название.

Инструментальная игра.

Является наиболее часто встречающейся формой игры на музыкальных инструментах. Ансамблевая игра на музыкальных инструментах популярна в Замбии, Кении, Мали, Танзании, Уганде, ЮАР и др. В Чаде особой популярностью пользуются инструментальные ансамбли из трех больших двусторонних барабанов. В 20 в. стала популярной игра на гитаре, саксофоне и трубе (Зимбабве, Намибия и др.). После Второй мировой войны в Габоне стала популярной музыка духовых оркестров. В г.Претория (ЮАР) работает джазовый квинтет под управлением Д.Брубека и Б.Рачабане. Осенью 2005 очередной мировой рекорд, занесенный в книгу Гиннеса, установлен в Кении: ансамбль из 8 кенийских и одного нигерийского музыкантов играли на барабанах в течение двух суток.

Песни.

Хорошо развито пение, которое является обязательной составной частью многочисленных ритуалов и праздников. Среди многочисленных песенных жанров выделяются обрядовые, героические, колыбельные, трудовые, игровые, церемониальные, лирические и др. песни. Отдельную группу представляют ритуальные песни (Замбия, Сенегал и др.), исполняющиеся под аккомпанемент барабанов, в них обязательно принимают участие медиумы (колдуны). В Чаде особо популярны хвалебные песни, часто сопровождается хлопаньем в ладоши. В Кабо Верде наряду со стилем морна (короткие печальные песни о тяготах судьбы эмигрантов), существует коладейра – радостные и жизнеутверждающие песни.

Танцы.

Хотя многие обрядовые и ритуальные песни и танцы с течением времени видоизменились, они не утратили своей самобытности. Например, в Мозамбике по-прежнему во время праздников исполняют танцы ваджава (посвящение мужчин), макваэла (танец уходящих на заработки в ЮАР), м'ганда, мапико (обрядовые танцы изгнания духов), нондже, шигубо и др.

Музыкальные стили.

Неотъемлемой частью креольской культуры африканских государств, расположенных в зоне Индийского океана (Маврикий, Сейшельские Острова, Мадагаскар, Реюньон) является сега (см. выше). В Кабо Верде распространены стили: морна (короткие печальные песни о тяготах судьбы эмигрантов), коладейра (жизнерадостные песни), фунана (африканские мелодии) и бразильская самба. В музыкальной традиции Сейшельских Островов значительное место занимает романс, который исполняют исключительно на французском языке.

Музыка и театр.

Реализуется континентальный проект по созданию первой африканской оперы под названием Опера Сахеля. Музыку к ней совместно пишут композиторы Тунде Йегеде (Нигерия), Гу Ба (Сенегал), Зе Манел (Гвинея-Бисау) и Наваль (Коморские Острова). Проект финансируется за счет нидерландского Фонда принца Клауса. Над хореографическим решением будущего спектакля работает известная сенегальская танцовщица Жермэн Аконьи. Работа по художественному оформлению и костюмам доверена известному сенегальскому художнику и дизайнеру Уму Си. Завершение работы над музыкой к опере планируется к июню 2006. Премьеру африканской оперы решено провести в столице Мали г.Бамако. В 2001 в государственном театре г.Претория (ЮАР) осуществлена постановка балета Лебединое озеро. В 2002 в южноафриканский г.Греймстаун приезжала с гастролями труппа Большого театра.

Музыкальные фестивали и конкурсы.

С 1962 в тунисском городе Эль-Джем (недалеко от Карфагена) проводится ежегодный фольклорный фестиваль, а в последние годы в Тунисе проходит также фестиваль симфонической музыки. В 1966 Сенегал стал инициатором и организатором проведения 1-го Всемирного фестиваля негро-африканского искусства (ФЕСМАН). 2-й фестиваль прошел в г.Лагос (Нигерия) в 1977. ФЕСМАН-3 откроется в декабре 2006 снова в Сенегале. Стоимость организации фестиваля оценивается в 7,5 млрд. франков КФА (200 млн. долл. США), что в 3 раза больше суммы, потраченной на проведение 1-го фестиваля.

Музыканты стран Африки.

Традиции известных певцов и музыкантов прошлого – Ибрагима аль-Кашифа, Карома, Сарор, Халил Фараха (Судан), Фела Кути и Сани Эйд (Нигерия) и др. – продолжают современные исполнители. В Западной Африке сохранилось искусство гриотов, среди них – Мансур Сек (Сенегал), Келефа Сане (Гамбия), Дан Гурму (Нигер) и др.

Музыкальное образование.

Музыкальные образовательные заведения начали создаваться в Африке еще в период существования колониализма. В 1912 в г.Кейптаун (ЮАР) открыт музыкальный колледж. В 1950-е в г.Йоханнесбург (также ЮАР) открыта школа музыки и драмы. После получения независимости во многих странах Африки созданы и продолжают работать по сегодняшний день консерватории, музыкальные академии, институты и колледжи: консерватория музыки и драматического искусства в г.Дакар (Сенегал), Восточноафриканская консерватория в г.Найроби (Кения), Академия музыки, созданная в 1962 при университете Ганы, Институт музыки и драмы в г.Хартум (Судан, осн. в 1969), музыкальный институт в Орише (Нигерия), факультеты музыки при университетах Претории, Наталя (ЮАР), музыкальный колледж г.Хараре (Зимбабве). Высшие музыкальные учебные заведения готовят кадры профессиональных музыкантов, певцов и танцоров. Созданы культурные центры, в рамках которых создаются музыкальные ансамбли, организовано собирание фольклора и изучение народных музыкальных традиций (Ибаданский и Лагосский университеты в Нигерии и др.). Развитие музыкального образования наиболее интенсивно развивается в Южной (прежде всего в ЮАР, Намибии, Замбии, Анголе) и Западной Африке (Гане, Сенегале, Нигерии, Мали и др.). В некоторых вузах Мадагаскара, Сенегала и др. стран в свое время работали российские преподаватели пения и танца.

Развитию национального музыкального искусства в современных условиях способствует активное взаимодействие творческой интеллигенции африканских стран с работающими на их территории многочисленными франкофонными и другими организациями, которые регулярно проводят культурные мероприятия (французский культурный центр им. А.Рембо и институт Гете (Германия) в Джибути, французские культурные центры в Сенегале, Нигере и др. странах). Активно участвовали в налаживании связей (в том числе в сфере музыки) культурные центры СССР/России, в т.ч. в Бенине, Нигерии и Танзании.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Музыка Африки. Презентация на заданную тему содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Вокальная музыка Хорошо развито пение, которое является обязательной составной частью многочисленных ритуалов и праздников. Среди многочисленных песенных жанров выделяются обрядовые, героические, колыбельные, трудовые, игровые, церемониальные, лирические и др. песни. Распространено как хоровое, так сольное и ансамблевое пение. Хоровое пение часто является обязательной составной частью многочисленных ритуалов и праздников

194934 194912 194935 194933 194940 194919 194929 194906 194948 194942 194951 194950 194911 194941 194930 194918 194922 194909 194947 194944 194936 194943 194945 194932 194913 194949 194907 194946 194910 194923

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Музыка Африки

Описание презентации по отдельным слайдам:

Музыка Африки






Музыкальные инструменты Африки Музыкой насыщена практически вся жизнь африкан.

Музыкальные инструменты Африки Музыкой насыщена практически вся жизнь африканских племен. Будучи сегодня развлечением, многие века африканская музыка была неотъемлемой частью магических ритуалов и обрядов, связанных с самыми важными событиями жизни рождением, свадьбой и смертью а также точками перехода из одного возраста в другой - инициациями. Многие африканские племена очень серьезно относятся к исполнительскому ремеслу, поэтому музыкантов, особенно барабанщиков, обучают этому с самого раннего возраста. В Африке, южнее Сахары, можно встретить инструменты всех типов. Чаще всего встречаются погремушки и ксилофоны, а так же флейты, трубы и роги. По всему континенту играют на барабанах самых разных видов, а у некоторых племен, барабан имеет важное ритуальное значение.

Африканский ксилофон

Африканский рог

 Альгаита – одна из разновидностей гобоя. Родина этого инструмента – Западна.

Альгаита – одна из разновидностей гобоя. Родина этого инструмента – Западная Африка. Изготовляется из цельного куска древесины. Звук извлекается способом нажатия губами на круглую пластинку.

Крар – струнно – щипковый музыкальный инструмент Эфиопии. Украшен резьбой по.

Крар – струнно – щипковый музыкальный инструмент Эфиопии. Украшен резьбой по дереву, кусочками ткани и бусами. На инструменте играют либо щипая пальцами, либо с помощью плектра. (Восточная Африка).

Джембе – ударный музыкальный инструмент, родом из Африки. Инструмент имеет фо.

Джембе – ударный музыкальный инструмент, родом из Африки. Инструмент имеет форму кубка. Основание выполнено из дерева, а сверху натянута кожа. Инструмент имеет веревочный способ настройки.

Программа по башкирской музыке Ямалетдиновой Наили Гильмановны и Хусаиновой Риды Хабиевны для 5, 6, 7, 8, 9 классов.

Музыкальная культура Африки

Африка. Художник Хоугаард Малан


В африканской музыке различают два крупных пласта — музыка Северной Африки, представленная, прежде всего берберо-арабской музыкальной культурой, и музыка народов, живущих южнее Сахары.
Африканская музыка не была зафиксирована графически, вплоть до недавнего времени. Она оставалась бесписьменной, что затрудняло ее изучение. Своими корнями африканская музыка уходит в глубокую древность. Свидетельство тому — наскальные рисунки с изображением танцующих фигур, музыкальных инструментов (например, обнаруженное в гробнице в Саккаре наскальное изображение слепого арфиста , относящееся приблизительно к 18 веку до нашей эры).
С проникновением в Африку, арабов и исламизацией африканских народов особое развитие получили различные виды религиозной музыки. Прежде всего, получила распространение речитация (скандированный речитатив) корана и адана (призыв к молитве), стали популярными некоторые арабские музыкальные инструменты, широко распространилась арабская классическая музыка, такие ее жанры, как нуба (вокально-инструментальный), касыда, мувашшах (вокальный), таксим (инструментальный) и другие.

В ряде стран Тропической Африки музыка представляет собой своеобразный сплав, в котором африканские элементы превалируют над арабскими. В свою очередь африканская музыкальная культура оказала влияние на арабскую. Так, у арабских народов появились музыкальные инструменты Тропической Африки, например, гонг.
С приходом на африканскую землю колонизаторов музыкальный арсенал народов Африки существенно расширился за счет европейских музыкальных инструментов. Саксофон, шестиструнная гитара, аккордеон изначально были доступны лишь музыкантам в больших городах Африки. Однако в наши дни все чаще их можно встретить и в руках музыкантов из сельской глубинки. Европейские инструменты постепенно завоевывают место и в самобытном африканском фольклоре, нередко в созвучии с традиционными африканскими инструментами.

Помимо использования разнообразных сложных голосовых техник, в африканской музыке используется обширный набор инструментов — многообразие ударных инструментов, а также струнные инструменты (наподобие арфы и скрипки) и разнообразные типы ксилофонов и духовых инструментов (вроде флейты и трубы).

Африканская популярная музыка, так же как и традиционная африканская музыка, очень разнообразна. Современные жанры популярной музыки основаны на скрещивании традиционной африканской музыки с западной популярной музыкой. Многие жанры популярной музыки, такие как блюз, джаз и румба, происходят от традиционной африканской музыки, привезенной в Америку африканскими рабами. Определенные черты этих жанров были использованы пионерами более новых жанров, таких как рок и ритм-н-блюз. В свою очередь, африканская популярная музыка позаимствовала определенные элементы (в особенности, инструменты и звукозаписывающая техника) у западной музыки.

Африканская музыка в современном западном искусстве.

Читайте также: