Рождение и жизнь слова доклад

Обновлено: 11.07.2024

Необходимо написать реферат по русскому языку. Обращаюсь к авторам, у которых много работ по этой дисциплина. Прикрепляю пример и оформление доклада. Срок - 3 дня. 12 страниц печатного текста шрифт 14

Введение Слова, которые мы используем в нашей повседневной жизни, образуют очень интересный и своеобразный мир, который имеет свои особенности и закономерности, свои не раскрытые тайны и загадки, свою историю. Язык является одним из самых важных и древних общественных явлений. Представьте себе на минуту совершенно невероятную ситуацию: человечество вдруг оказалось без языка, как средства общения между людьми. (работа была выполнена специалистами Автор 24) На Земле был бы неописуемый хаос, последствия которого было бы невозможно предугадать даже приблизительно. Мы можем представить человечество без компьютеров и телевизоров, без газа и электричества, даже без керосиновой лампы и гусиного пера. Но мы ни на минуту не можем представить себе человеческое общество без языка . значение языка в истории нашей цивилизации трудно переоценить. Именно поэтому язык является не менее важным объектом научных исследований, чем, например, небесные тела или минеральные свойства, флора и фауна, или История разных стран и народов. Известно, что язык изучается специальной наукой-лингвистикой. Язык, как и его важнейший компонент - слово, можно изучать с разных точек зрения: фонетической, морфологической, синтаксической, стилистической и т. д. Таким образом, лингвистика-это сложная наука, которая имеет много различных аспектов исследования, которая отвечает на множество вопросов. Среди этих многих вопросов лингвистики стоит следующий: почему окружающие нас объекты называются именно так, а не иначе? Попробуйте внимательнее присмотреться к разным словам - и вы увидите, что в одних случаях ответить на вопрос об их происхождении, мотивации отдельных имен можно легко, а в других случаях происхождение этих имен совершенно неясно. Например, всем, кто знает русский язык, понятно, как это произошло. Примером, слова лётчик (летать), свисток (свистеть), подоконник(под окном), паровоз (пар и возить). Пока не было железных дорог и самолётов, в русском языке не было и таких слов, как паровоз и лётчик. Эти слова происходят от хорошо известных русских слов пар, возить, летать. Но вот слова луна, лопата или ложка не могут быть объяснены так же просто, ни одно из них не имеет достаточно очевидных связей в русском языке - как, например, в случае летать -лётчик. Объяснением происхождения слов занимается специальная наука этимологияПосмотреть предложения по расчету стоимости

Собрала для вас похожие темы сочинений, посмотрите, почитайте:

Сочинение на тему: Рождение слова

Существует мнение, что слово может быть источником счастья. Но мы часто обращаемся с таким количеством слов, что можем без колебаний навредить человеку. Не зря мы говорим, что слово может исцелить рану или покалечить душу. Так оно и есть. Во время болезни ничто не поддерживает слова, произнесенные вовремя и найденные правильно. В своих притчах мудрый Соломон говорил нам истину о том, что жизнь и смерть во власти языка.

Невозможно представить себе жизнь без слов! Они сопровождают нас на всем нашем жизненном пути. С первых дней своего рождения мы учимся сначала бессознательно понимать окружающий нас язык, затем учимся говорить за себя и воспринимать нарастающий поток слов.

Автор книг в области психологии Чепмен написал о пяти языках любви, а первый язык, не случайно, выделил слова. Например, слова хвалы могут дать решимость и твердость в достижении цели. Если вы обратите внимание на то, как некоторые родители общаются со своими детьми, вы можете услышать ненормальные слова от одних родителей и слова одобрения от других, и это повлияет на ребенка по-разному в будущем, или ребенок вырастет неинитивным и неуверенным в себе или успешным и амбициозным.

Счастье каждый из нас понимает по-разному, здесь можно судить о том, насколько высок уровень насыщенности внутреннего мира человека, столько и полностью его счастья, для одних счастье — это путешествие к морю или покупка дорогого автомобиля, для других — улыбка матери или ребёнка. Каждый из нас способен подарить частичку счастья своему любимому человеку, местному или даже любому, кто встретится по дороге, потому что делать нечего, достаточно просто пойти в класс, поприветствовать доброе слово одноклассников и учителя, перейти улицу, чтобы предложить помощь пожилому человеку или ребенку. Нельзя забывать, что каждое слово обладает огромной силой, нужно только научиться находить его и применять к делу.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Ольнева Наталья Юрьевна

Цели и задачи проекта:

3. Вызывать интерес к родному языку у сверстников.

Объект исследования: русское слово

Методы исследования: поисковый, исследовательский.

ВложениеРазмер
nauchno-issledovatelskiy_proekt_na_temu_kak_rozhdayutsya_slova_v_russkom_yazyke.pptx 599.29 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Оглавление 1. Введение 2. Актуальность, проблема, гипотеза 3. Словообразование 4. Как рождаются новые слова в русском языке? 5. Ведущим способом русского словообразования является морфемный 6. Заключение 7. Список используемых источников

Обоснование проблемы: Мне стало интересно узнать о происхождении слов. Актуальность проблемы: Проблема актуальна, так как знание состава слова помогает лучше понять значение слова, видеть родственные связи и грамотно писать. Гипотеза: Я предполагаю, что новые слова появляются вместе с новыми предметами, а изменяются благодаря словообразующим морфемам.

Словообразование ( деривация ) — образование новых слов (дериватов) от однокоренных слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между дериватом и его производящим словом. Например: профессор → профессорский , работа → работник . Раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования. Образование новых слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем либо безаффиксным способом по определенным моделям, существующим в данном языке. Лексико -семантический способ словообразования. Образование новых слов в результате распадения слова на омонимы, т. е. приобретение одной и той же лексической единицей разных значений. Долг (задолженность) — долг (обязанность). Мир (вселенная) — мир (состояние без войны). Пионер (первооткрыватель) — пионер (член детской коммунистической организации). Реакция (ответ организма на раздражение; химическое взаимодействие между веществами)-реакция (политика подавления общественного прогресса).

С появлением новых вещей, предметов культуры, новых технологий и представлений о мире в русском языке появляются новые слова или словосочетания. Их называют неологизмами ( др.-греч . νέος — новый + λόγος — слово). Неология — наука, которая занимается изучением неологизмов. Как рождаются новые слова в русском языке? Новые слова заимствуются из других языков (общеязыковые неологизмы); Новые слова создаются писателями и журналистами (авторские неологизмы). 1 Примеры слов, которые были новыми в прошлом веке и стали общеупотребительными, а некоторые из них перешли в раздел устаревших: Калькулятор, космонавт, магнитофон, пионер, пылесос . 2 Примеры некоторых неологизмов, которые появились в конце прошлого века (в наши дни можно говорить о том, что слова стали общеупотребительными): вай-фай , джо́йстик , интерне́т , компью́тер , ме́неджер , моби́льник , сма́йлик . 3 Примеры неологизмов современного русского языка, которые появились в последние года: С е́лфи , смартфо́н , спи́ннер , фэйк

Ведущим способом русского словообразования является морфемный. В зависимости от того, какие морфемы и как ис­пользуются для образования слова, выделяются следующие основные способы морфемного словообразования: 1. Приставочный – образование слова при помо­щи приставки: пере писать – писать, сверх проч­ный – прочный. 2. Суффиксальный – образование слова при по­мощи суффикса : картофель н ый – картофель , гриб ник – гриб . Разновидностью суффиксального способа явля­ется нулевая суффиксация : синь о – син ий, насыпь о – насыпа ть, четверть о – четверт ый. Примечание. Часто способ образования при помощи нулевого суффикса называют либо бессуффиксным , либо безаффиксным . 3. Постфиксальный – образование слова при помощи постфикса: расчесывать ся – расчесывать, кто- либо – кто. 4. Приставочно-суффиксальный – образование слова при помощи одновременного присоединения приставки и суффикса: про глот и ть – глота ть, под одеяль ник – одеял о. 5. Приставочно-постфиксальный – образование слова при помощи одновременного присоединения приставки и постфикса: в думать ся – дума ть, вы спать ся – спа ть. 6. Суффиксально-постфиксальный – образова­ние слова при помощи одновременного присоедине­ния суффикса и постфикса: резв и ть ся – резв ый, холм и ть ся – холм

7. Приставочно-суффиксально-постфиксальный — образование слова при помощи одновре­менного присоединения приставки, суффикса и постфикса: при цен и ть ся – цен а, рас щедр и ть ся – щедр ый. Примечание. Приставочно-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, приставочно-суффиксально-постфиксальный способы словообразования характерны только для глаголов . 8. Сложение – образование слова в результате объединения двух или более полных основ : лес о степь – лес + степь, диван-кровать – диван + кровать. Путем сложения образуются сложные слова: во­доустойчивый, плащ-палатка, юго-восток. 9. Сложение сокращенных основ (аббревиация) – образование слова в результате сложения: а) нескольких сокращенных основ: завуч – зав едую­щий у чебной ч астью; б) сокращенной основы с целым словом: турпоход – тур истический поход. Сложносокращенные слова также называются аббревиатурами (от лат. abreviare — сокра­щенно излагать). Аббревиатуры бывают (основные виды): а) слоговые – состоящие из начальных слогов (частей) слов: профком – проф союзный ком итет;

б) слого-словные – состоящие из начальной части одного слова и целого другого слова: агитпункт – агит ационный пункт; в) буквенные – состоящие из названий началь­ных букв: БГУ [ бэ-гэ-у ] – Б елорусский г осударст­венный у ниверситет; г) звуковые – состоящие из начальных звуков ка­ждого слова: вуз – в ысшее у чебное з аведение. Аббревиация характерна только для имен суще­ствительных. 10. Сложно-суффиксальный – образование слова путем сложения с одновременным присоединени­ем суффикса: широк о кост н ый– широк ий+ кость,скор о вар к а – скор о + вари ть. Необходимо помнить, что при словообразовании могут происходить различные явления, например: а) чередование звуков : глуш и ть – глух ой ( ш // х ), продукци [ йа ] - продукт ( ц // т); б) усечение основы : даль о – далёк ий, глуб ин а – глубок ий, самб ист «- самбо, сниж ени [ й э ] – снизи ть; в) наложение морфем (полное либо частичное), имеющих одинаковые звуки: Минск + - ск - – мин ск ий (полное наложение суффикса - ск -), такси + - ист – таксист (частичное наложение суффикса - ист -), пальто + - ов - – пальт ов ый и т. д.

Понаблюдаем, как образовано слово самолёт . Сам летает. В слове два корня сам-, лёт-. Слова, имеющие два или более корней, называются сложными. Понаблюдаем, какие буквы гласных соединяют два корня в сложных словах: мореход (ходит в море, корни мор-, ход-), пар о ход (ходит на пару, корни пар-, ход-) Сложное слово — слово , имеющее в своём составе два (и более) корня. Образуются, как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своём составе целиком слово или его часть.

При изучении лексики любого языка, особенно в исторической перспективе, нередко возникает ощущение, что жизнь слов чем-то напоминает жизнь биологических существ — таких, как растения и животные.

Действительно — слова рождаются, изменяются на протяжении жизни в языке, размножаются путем словообразования, мигрируют в другие языки через механизм заимствования, устаревают и, наконец, умирают.

Методика глоттохронологии, которая обычно используется для определения того, как давно разошлись родственные языки, одновременно дает представление о продолжительности жизни слов в языке.

В списке из 100 наиболее консервативных слов за тысячу лет заменяется в среднем 14. И достаточно простой подсчет показывает, что примерно за 7-8 тысяч лет этот список обновляется полностью — в нем не остается ни одного из первоначальных слов.

В том, что слова действительно умирают, можно убедиться, заглянув, например, в словарь древнерусского языка. Там на каждой странице встречаются слова, которых в современном русском нет ни в каком виде. Даже автор исторических романов о древней Руси не рискнет их употреблять, потому что современному читателю эти слова совершенно непонятны.

Если предмет или понятие совершенно выпадает из общественного обихода, то и слово, которое обозначает этот предмет, умирает безвозвратно. А в противном случае на смену ушедшему слову приходит новое.

Мы, увы, не знаем, как рождались первые слова человеческого языка. Господствующая на сегодняшний день точка зрения гласит, что в большинстве своем первые слова были комбинацией звуковых сигналов наших животных предков (уже у шимпанзе-бонобо таких сигналов не менее ста, а у австралопитеков и архантропов могло быть гораздо больше), хотя в некоторых случаях важную роль могло играть и звукоподражание. Впрочем, гипотез происхождения языка существует много, но ни одна из них не имеет достаточной доказательной базы.

Гораздо больше можно сказать о том, как новые слова появляются в языке сейчас.

Пути их появления можно разделить на две большие группы — образование новых слов на собственном лексическом материале и заимствование слов из других языков. Иногда эти способы комбинируются, а кроме того есть и другие варианты — например, звукоподражание и свободное словотворчество, но их роль крайне невелика.

Создание новых слов на основе собственных корней и с использованием обычных правил словообразования — довольно продуктивная модель. И здесь возможно два варианта — целенаправленное изобретение слов и закрепление окказионализмов.

Окказионализмы — это слова, которые спонтанно возникают в потоке речи. Такое происходит постоянно, но чаще всего окказионаализмы тут же забываются и больше никогда не воспроизводятся. Однако случается так, что окказионализм получается удачным и приобретает популярность. И тогда у него появляется шанс закрепиться в языке.

В русский язык это слово вошло именно как закрепившийся окказионализм. Кто-то где-то — скорее всего в интернете — его употребил, другие подхватили, и теперь это слово закрепилось в языке достаточно прочно, заняв пустующую нишу (ибо раньше то же значение приходилось реализовывать несколькими словами).

Целенаправленное создание слов также встречается нередко. Особенно любят это занятие писатели-фантасты. Многие новоизобретенные слова так и остаются в пределах одного произведения или в языке одного автора, но некоторые приобретают широкую популярность.

Что касается заимствования, то восприимчивость разных языков к этой форме обретения новых слов неодинакова.

Существуют языки, в которых заимствований практически нет. Иногда за этим стоит целенаправленный пуризм нормализаторов литературного языка, а иногда — языковая традиция. Яркий пример такого языка — исландский, где практически все новые слова создаются из собственного лексического материала, а заимствования — редкое исключение. А среди славянских языков можно вспомнить чешский, где заимствованных слов во много раз меньше, чем в польском или русском.

Еще один славянский пример — хорватский язык, но здесь речь идет не о языковой традиции, а именно о целенаправленном пуризме. Хорватский практически не отличается от сербского (и до распада Югославии считалось, что есть один язык — сербохорватский). И дабы различия искусственно увеличить, хорватские лингвисты стремятся очистить язык от заимствований, заменив их новыми славянскими словами. В результате если по-сербски футбол называется fudbal, то по-хорватски — nogomet.

Но в том-то и дело, что никаких лишних заимствований, равно как и вообще лишних новых слов в языке не бывает. Язык — это самоорганизующаяся система, и в этом — еще одно сходство языка с миром живых существ.

Если новое слово — будь-то стихийно возникшее, специально изобретенное или заимствованное — закрепилось в языке, то значит это — нужное слово, и оно имеет право на жизнь.

Читайте также: