Музыка 50 х годов доклад
Обновлено: 02.07.2024
В послевоенные годы в центре внимания композиторов и поэтов оказываются темы, раскрывающие мысли, чувства и настроения людей, вернувшихся к мирному труду. В те же годы широко развернулось международное движение за мир и в авангарде борьбы против новой военной угрозы встали песни, родившиеся у нас в стране.
Свое развитие песня продолжает, обогатившись опытом военных лет. По-новому зазвучали мирные темы, освоенные в 30-е годы. Облик песенного героя становится более теплым и сердечным, как это было в лирике Великой Отечественной войны. Все более заметную роль играет процесс сближения массовой и эстрадной песни, ростки которого наметились в те же военные годы. Новый период открывает мощная волна песен, связанных с окончанием войны.
Советская песня в послевоенный период. ПЕСНИ О ВОЗВРАЩЕНИИ
Медленный запев ведет повествовательную линию — в нем оживают эпизоды войны. Более подвижен припев, собственно он и знаменует собою движение от одной картины-воспоминания к другой. Мелодия близка старинным лирическим песням, но в отличие от них по-военному собранна, сурова и сдержанна. В неспешной пульсации трехдольного ритма, в сползающих басах есть нечто от старинного жанра пассакальи. И вместе с тем это безусловно российская солдатская песня, в размашистые, широкие фразы которой четко впечатана тяжелая поступь походного шага.
Диапазон песенного искусства А. Новикова представлен самыми разными жанрами — от торжественного гимна, воинской песни до эстрадной бытовой лирики.
Советская песня в послевоенный период. ПЕСНИ БОРЬБЫ ЗА МИР
Песни борьбы за мир — молодежные политические песни. Их история неотъемлема от международного движения против новой военной угрозы. Поэтическое выражение нашли в них важнейшие идеи и лозунги сторонников мира. Большое влияние на развитие этой новой разновидности массовой песни оказали международные фестивали молодежи.
Новаторскую интерпретацию получили в нем выразительные средства боевого гимнического мелоса — те самые, что на протяжении десятилетий формировались в европейских (в том числе и русских) революционных песнях, а затем в советских молодежных маршах 30-х годов, антифашистских песнях Г. Эйслера, демократических мелодиях разных стран.
Советская песня в послевоенный период. ГИМНИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
Советская песня в послевоенный период. ТЕМЫ И ОБРАЗЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Советская песня в послевоенный период. ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
Одинокая бродит гармонь
60-е годы пополнились новыми именами мастеров песенного жанра. Это А. Пахмутова, В. Баснер, А. Петров, А. Островский, Э. Колмановский, М. Таривердиев, А. Эшпай и другие.
Источник: Иванова Л. И. Советская песня //
Отечественная музыкальная литература 1917—1985. М., 1996.
К началу 50-х годов XX века развитие популярной музыки переживало определенный кризис. С одной стороны, продолжали творить блестящие мастера в жанрах популярной музыки, фолка, кантри и джаза. С другой, подрастало новое, послевоенное поколение, считавшее поп-музыку излишне слащавой, а кантри – ненатурально пасторальной. Особенно остро конфликт "отцов и детей" обозначился в США, чья экономика переживала период бурного роста, ломая прежние консервативные устои, в том числе и в музыке.
В этой атмосфере родилось новое направление, представлявшее собой смесь "белых" исполнителей и так называемых "расовых" стилей – ритм-энд-блюза, госпела, буги-вуги. Именно этим стилям отдавали предпочтение молодые американцы, находя их ритмичными, энергичными и, не в последнюю очередь, раздражающими взрослых. "Rocket 88" – первая песня в новом стиле, которая была исполнена Айком Тёрнером в 1951 году.
Термин "рок-н-ролл" был введен диск-жокеем Аланом Фридом, приложившим много сил для популяризации нового стиля. Первым героем рок-н-ролла стал Билл Хейли, записавший в 1954 году знаменитую композицию "Rock Around the Clock". Вместе с его второй песней "Shake, Rattle and Roll" она вывела новый стиль на уровень массовой популярности.
1950-е годы дали целое созвездие имен, заложивших основы стиля Билл Хейли, Литл Ричард, Чак Берри, Эдди Кокран, Бадди Холли, Фэтс Домино и многие другие. Новый стиль зарекомендовал себя как весьма энергичный, заводной, рассчитанный исключительно на молодую аудиторию за счет драйва, специфического сленга и бунтарских ноток. Кроме того, новоявленные рок-кумиры умудрялись придать рок-н-ролльное звучание даже старым песням в стиле блюз, джаз, кантри и фолк. В 1954-1955 годы было сформирован классический стиль рок-н-ролла и его знаменитый ритм.
Наивысшая точка развития рок-н-ролла связана с Элвисом Пресли, который благодаря голосу, внешним данным, артистическому таланту и умелому продюсированию приобрел национальную и мировую славу, и уже в 1956 году был назван "Королем рок-н-ролла".
После стремительного развития рок-н-ролл к концу 1950-х стремительно пошел на спад, исчерпав себя. Прежние кумиры исчезают с горизонта: Элвис Пресли отправился служить в армию, после чего сосредоточился на кинокарьере; Чаку Берри пришлось провести три года за решеткой; в отношении Джерри Ли Льюиса, после того как стало известно о его женитьбе на 13-летней племяннице, развернулась настоящая травля; Литл Ричард ушел из музыки; трагически оборвались жизни Холли, Валенса и Кокрана.
В следующем десятилетии свежие музыкальные идеи пришли из Европы вместе с "британской волной" и The Beatles.
Музыка в России тесно связана с историей: каждое десятилетие диктовало свои правила, запрещая одни жанры и устанавливая моду на другие. Как же менялась отечественная музыкальная индустрия XX – XXI века? Расскажем и покажем.
Начнём наше путешествие по эпохам и вехам популярной музыки в нашей стране с 30-х. Именно тогда (как собственно, и во всём мире) в широкое обращение вошли граммофоны и грампластинки, почти в каждый дом пришло радио, появились танцплощадки и играющие на них оркестры и джаз-бэнды…
Имена: И. Дунаевский, Л. Утёсов, М. Блантер, А. Александров, Н. Боголюбов, Д. Шостакович.
Имена: А. Александров, М. Блантер, В. Дыховичный, И. Дунаевский, Б. Терентьев, Е. Петерсбурский, В. Лебедев-Кумачев.
Чем ближе к 60-м, тем больше популярная музыка становилась лиричной. Здесь нельзя не упомянуть таких композиторов, как Дунаевский, Блантер, Лебедев-Кумач и многих других. Жуткое десятилетие уходило всё дальше и дальше, а мировоззрение советского человека всё больше ориентировалось на возвращение к мирной жизни и надеждам на будущее.
Несмотря на то что рок-н-ролл и твисты считаются музыкой маргинальной и достойной осуждения, Советская эстрада также испытывает большое влияние западной музыки. И хотя расцвет советской эстрады придётся на начало 60-х, проникновение мировых тенденций в отечественную популярную музыку началось именно сейчас.
Имена: М. Бернес, И. Алексеев, Л. Гурченко, В. Трошин, Г. Отс.
1960-е годы связывают с подъёмом советской песни. Атмосфера и настроения в стране сменились, общество активно развивалось, человек вступал в космическую эру. Художники и писатели того времени посвящали свои произведения движению научно-технической мысли, интеллектуальному развитию человека и его роли в мире. С развенчанием культа личности в предыдущем десятилетии изменился подход к определению советского человека: теперь он – не просто деталь внутри огромного государственного механизма, он – личность со своей судьбой. Литература, искусство и, конечно же, песня всё чаще обращаются к внутреннему миру человека.
60-е стали также расцветом гитарной эры в СССР. Становился популярным жанр бардовской песни, яркими представителями которого были Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины и, безусловно, Владимир Высоцкий, в творчестве которого удивительным образом сочетались поэзия и взрывной темперамент, драматические сюжеты и юмор. В свою очередь, гитарная музыка в дальнейшем оказала большое воздействие на развитие эстрады 1970-х.
Имена: А. Пахмутова, С. Туликов, А. Петров, В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Визбор, О. Фельцман.
Итак, 60-е тоже подходят к концу, оставляя новому десятилетию моду на романтику, эстрадную песню и зарождающуюся тенденцию на вокально-инструментальные ансамбли, которые в свою очередь совсем скоро станут знаковым жанром для нового поколения.
К началу 50-х годов XX века развитие популярной музыки переживало определенный кризис. С одной стороны, продолжали творить блестящие мастера в жанрах популярной музыки, фолка, кантри и джаза. С другой, подрастало новое, послевоенное поколение, считавшее поп-музыку излишне слащавой, а кантри – ненатурально пасторальной.
К началу 50-х годов XX века развитие популярной музыки переживало определенный кризис. С одной стороны, продолжали творить блестящие мастера в жанрах популярной музыки, фолка, кантри и джаза. С другой, подрастало новое, послевоенное поколение, считавшее поп-музыку излишне слащавой, а кантри – ненатурально пасторальной.Особенно остро конфликт "отцов и детей" обозначился в США, чья экономика переживала период бурного роста, ломая прежние консервативные устои, в том числе и в музыке.
В этой атмосфере родилось новое направление, представлявшее собой смесь "белых" исполнителей и так называемых "расовых" стилей – ритм-энд-блюза, госпела, буги-вуги. Именно этим стилям отдавали предпочтение молодые американцы, находя их ритмичными, энергичными и, не в последнюю очередь, раздражающими взрослых. "Rocket 88" – первая песня в новом стиле, которая была исполнена Айком Тёрнером в 1951 году.
Термин "рок-н-ролл" был введен диск-жокеем Аланом Фридом, приложившим много сил для популяризации нового стиля. Первым героем рок-н-ролла стал Билл Хейли, записавший в 1954 году знаменитую композицию "Rock Around the Clock". Вместе с его второй песней "Shake, Rattle and Roll" она вывела новый стиль на уровень массовой популярности.
1950-е годы дали целое созвездие имен, заложивших основы стиля Билл Хейли, Литл Ричард, Чак Берри, Эдди Кокран, Бадди Холли, Фэтс Домино и многие другие. Новый стиль зарекомендовал себя как весьма энергичный, заводной, рассчитанный исключительно на молодую аудиторию за счет драйва, специфического сленга и бунтарских ноток. Кроме того, новоявленные рок-кумиры умудрялись придать рок-н-ролльное звучание даже старым песням в стиле блюз, джаз, кантри и фолк. В 1954-1955 годы было сформирован классический стиль рок-н-ролла и его знаменитый ритм.
Наивысшая точка развития рок-н-ролла связана с Элвисом Пресли, который благодаря голосу, внешним данным, артистическому таланту и умелому продюсированию приобрел национальную и мировую славу, и уже в 1956 году был назван "Королем рок-н-ролла".
После стремительного развития рок-н-ролл к концу 1950-х стремительно пошел на спад, исчерпав себя. Прежние кумиры исчезают с горизонта: Элвис Пресли отправился служить в армию, после чего сосредоточился на кинокарьере; Чаку Берри пришлось провести три года за решеткой; в отношении Джерри Ли Льюиса, после того как стало известно о его женитьбе на 13-летней племяннице, развернулась настоящая травля; Литл Ричард ушел из музыки; трагически оборвались жизни Холли, Валенса и Кокрана.
В следующем десятилетии свежие музыкальные идеи пришли из Европы вместе с "британской волной" и The Beatles.
К ней можно в той или иной степени причислить творчество и Гленна Миллера, и Иоганна Штрауса (1825-1899), и даже Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791). Поп-музыкой первоначально (в 50-х — первой половине 60-х гг.) называли и поп, и рок-музыку. Позднее данные понятия разделились. К поп-музыке стали относить развлекательную массовую музыку, предназначенную для слушателя с усреднённым вкусом. При этом она основана на направлениях, стилях и жанрах современной музыки — рок-музыки, соула, фанка и др., и в этом её отличие от популярной музыки в широком смысле слова.
Однако и в творчестве многих рок-музыкантов были периоды, студийные или концертные работы, наконец, просто отдельные произведения, которые можно причислить к поп-музыке. И наоборот — поп-звёзды иногда обращались к року. Вместе с тем некоторые композиции, превратившиеся в классику рок-музыки, с течением времени теряют новизну и начинают восприниматься как поп-музыка.
Поп-музыка 50-60-х годов
Singer Paul Anka, 19, w. his arms in the air, enjoying himself while singing to audience during his premiere performance at the Copacabana nightclub.
Frankie Avalon
Её участники обладали весьма средними вокальными данными, а инструментами, по их собственному признанию, владели ещё хуже. В студии за них играли приглашённые музыканты, на сцене же эта четвёрка выступала под инструментальную фонограмму (первый пример подобного рода оказался впоследствии заразительным).
Читайте также: