Музей забытой музыки воронеж доклад

Обновлено: 07.07.2024

Музыкальных музеев разных тематик в мире немало. Однако Музей забытой музыки в Воронеже среди них на особом счету. Главное в нем – возможность не только увидеть древние музыкальные инструменты, но и вживую услышать их звучание.

Семейный подряд

Музей забытой музыки: семья Плотниковых

Семья Плотниковых: основатели и сотрудники музея

Задач у Плотниковых много. Они занимаются поиском и приобретением экспонатов, а также изготовлением новых образцов по сохранившимся описаниям, чертежам, рисункам – ведь многие традиционные инструменты давным-давно вышли из повседневного обихода и в исконном виде не сохранились.

Сергей Плотников проводит и экскурсии с обязательной демонстрацией звучания самых характерных и необычных инструментов. Из-за большой нагрузки на специалиста посещение музея необходимо согласовывать по телефону. Цена билета тоже непостоянна, и зависит от состава группы и программы экскурсии. Иногда Музей забытой музыки проводит и благотворительные бесплатные экскурсии.

Музыка во времени пространстве

Задача музея (по объяснениям самого Плотникова) – вернуть старую, традиционную музыку в современную культурную среду. В основном музей специализируется на русских традициях, но не без исключений. В нем есть и такие образцы, как шотландская волынка или настоящая украинская бандура (современные, на каких играют капеллы бандуристов, устроены и изготовлены иначе).

Музей забытой музыки (Воронеж): коллекция музыкальных инструментов

Редкая коллекция музыкальных инструментов музея

Музей забытой музыки (Воронеж): фото инструментов

Часть экспозиции древних инструментов

Но чаще подлинники старинных инструментов обнаружить не удается – они слишком давно исчезли из обихода. В этих случаях Плотников изготавливает их сам (конечно, с помощью профессиональных музыкантов и мастеров по изготовлению музыкальных инструментов), пользуясь сохранившимися описаниями и рисунками либо реконструкциями археологов. Иногда мастер делает образцы и на заказ.

В результате в коллекции есть такие древности и редкости, как традиционные гусли и русские дудки и гудки, лиры бродячих музыкантов (с принадлежавшей Орфею не путать – это разные вещи!), харди-гарди, чонгури, мини-скрипки и многое другое. И все это не просто лежит в экспозиционных витринах, а звучит.

Возвращение звука

Сотрудники Музея забытой музыки признают, что восстановление подлинного звучания древних инструментов и методики игры на них – дело сложное, а результат работы может быть не слишком достоверным. Несколько веков назад звукозаписывающих устройств не было – сравнивать не с чем. Но Плотниковы все равно уверены, что музыку надо слушать – словесных рассуждений о ней не достаточно.

Музей забытой музыки: Сергей Плотников

Сергей Плотников демонстрирует звучание музыкального инструмента

Поэтому экскурсии в Музее забытой музыки в Воронеже представляют собой сочетание лекции с концертом. Экскурсоводы рассказывают о русских музыкальных традициях и разнообразии использовавшихся в народе инструментов на основе серьезных исследований в данной области (А.Л. Маслова, В.В. Андреева, В.И. Поветкина, А.С. Фаминцына и других авторитетов), а самые важные моменты подкрепляются наглядной демонстрацией методов использования и звучания отдельных инструментов.

Мало того – посетители музея тоже имеют возможность попробовать исполнить чего-нибудь на гуслях или волынке. Здесь не принято запирать экспонаты на ключ под пуленепробиваемым стеклом – они доступны для всех.

Музей забытой музыки из Воронежа

Коллектив Музея забытой музыки на фестивале

Все музеи Воронежа богаты экспозиционными материалами и интересны для посетителей. Но Музей забытой музыки является одним из самых необычных – не каждый день получается подержать кусочек истории в руках и даже попробовать использовать его по прямому назначению.


Разве можно показать звучание на пальцах?

Двойные сопелки

– В с. Сторожевое не так давно жил мастер, который любил двойные пищуки. Вечерами он выходил на возвышенность, а на противоположном берегу Дона женщины работали на огороде. Когда он начинал играть, все они бросали свои дела и плясали. Народ картинку-то еще помнит!

Сергей Плотников

В музее хранятся гусли трех видов: лирообразные, крыловидные и шлемовидные. Именно последние мы видим в наших сказках и фильмах, с этим инструментом постоянно изображают царя Давида, при том, что в нашей традиции это нигде не зафиксировано. Тем временем всего около 60 лет назад на раскопках в Нижнем Новгороде отыскали самые старые гусли – лировидные, принадлежавшие к XI-XIV вв. Именно на них, вероятнее всего, и играли былинные герои Садко, Ставр Годинович, Добрыня Никитич.


Музей начался с волынки

– С волынки и начался музей. Над ее созданием мы работали вместе с балалаечником Константином Харитоновым, по книге чертежей русских инструментов, ее мне подарила жена. Она голова в нашем тандеме, а я всего лишь исполнитель. Волынка была самым сложным инструментом из этой книжки.

Сергей Плотников

Полгода ушло на то, чтобы инструмент изготовить, и не меньше, чтобы он стал извлекать правильное звучание. Плотникову, не имеющему азов музыкальной грамоты, пришлось обучаться нотному делу, а затем и ремеслу звукоизвлечения – его музыкальная коллекция за несколько лет превысила сотню экспонатов, а так как большинство из них мастер звуков сделал сам, то и настройкой надо было заниматься самому. Но некоторые все-таки подарены коллегами-плотниками. Например, шайтан-машина.

Так мастер звуков в шутку называет шарманку. Изобретена она была в XVIII в., чтобы обучать пению певчих птиц. Инструмент лет восемь назад изготовил, а перед смертью передал в музей липецкий столяр Игорь Пашков. Сегодня Плотникову не известны российские мастера, которые могли бы сделать хорошую шарманку.

Инструмент – это не чертеж, а фантазия мастера

– Мои инструменты не только на ютубе, но и в Голливуде.

Сергей Плотников

Как найти

Находится по адресу: г. Воронеж, ул. 9 Января, 108.

Тел.: 89507619112 – Сергей Иванович Плотников. Обязательна предварительная запись.

Обычно гости из других регионов добираются на личном транспорте проездом на юг. Припарковать автомобиль с легкостью можно на парковке Городского дворца культуры. Если вы прибыли на автобусе, то с Центрального автовокзала до места можно добраться на маршрутах №№81, 57в, 115 без пересадок. С ж/д вокзала на маршрутах №№60б, 68а.

Группа компаний

Как все начиналось?

Там были не только рисунки и история, но и чертежи, которые привлекли Плотникова. Жена решила, что по чертежам можно сделать дудочку и трещетки, которые украсят музыкальную жизнь детского лагеря "Древние славяне". Но взгляд мастера упал на волынку. Волынка – народный духовой музыкальный инструмент из нескольких трубок, вделанных в кожаный мешок или пузырь, через который вдувается воздух и получается мелодия.

6.jpg

5.jpg

В 2007 году был создан музей. Два года он был в ДК железнодорожников и уже 11 лет в Городском дворце культуры, по адресу ул. 9 января 108. Официально музеем Сергей занимается один, но ему помогает жена и вдохновлённые экскурсанты.

На чём играли наши предки?

4.jpg

В основном в экспозиции представлены инструменты сделанные Сергеем, но есть и подаренные. Балалайки, домры и гармошки люди дарят. В музее есть очень интересный инструмент – цимбало, подаренный в 1958 году воронежским мастером. Цимбало похож на гусли, но струны сдвоенны, строены и играют на нем палочками.

Народные музыкальные инструменты всегда делались из того, что есть под рукой. В Воронеже нет особого разнообразия, поэтому ёлка и сосна - это основа наших деревянных инструментов. Сейчас часто используются пластиковые трубы. Например, если калюк сделать из травы, но он не будет долго держатся. А вот если он будет из пластиковой трубы, то долговечность гарантирована.

Самый необычный по мнению людей инструменты – это колёсная лира и шарманка. Шарманку знают все, но никто ее не видел и не слышал. Особенную редкость представляет шарманка, сделанная в России. В воронежском музее такая есть. Она была сделана Игорем Пашковым, липецким мастером, примерно, 10 лет назад. 4 года назад он умер, а шарманку перед смертью подарил музею. Поэтому гости музея могут увидеть и услышать шарманку в живом исполнении.

Сергей может научить играть любого человека на инструментах, главное чтобы было желание. По словам специалиста по фольклору, народные инструменты простые в изготовлении, но сложные в игре. На балалайках может научиться играть каждый за пару минут, так как это легко.

Практически любой инструмент можно заказать. Так же Сергей может рассказать, как сделать инструмент самостоятельно в домашних условиях.

3.jpg


Несколько исторических веков в одной комнате

Экскурсии проходят по договоренности от 1 до 40 человек. Сергей делит инструменты на три большие группы – ударные, духовые и струнные. Начинается свой рассказ с вопросов. Самые первые возникли ударные, потом духовые и струнные. Например, в духовных начинается от самого простого – пищик, являющийся детской игрушкой. Затем идёт пищук, состоящий, например, из соломенки. Потом рожок или желейка - народный кларнет. А затем уже к двойная, тройная жилейки.

2.jpg

Ковид искусству не помеха

Из-за коронавирусной инфекции примерно полгода музей не работал. Но Сергей проводили специальные мастер-классы и лекции онлайн.

1.jpg

Дополнительная информация:

Дата открытия музея: 2007 год.

Адрес: Воронеж, ул. 9 января, 108

Часы работы: по предварительной договоренности.

Цена: договорная.

Дыгало Екатерина, факультет журналистики ВГУ

По данным Информационного агентства "Российские Интернет Технологии"


Музей находится в здании ДК. Это небольшая комната с экспозицией инструментов и мастерской.


Буквально три стены с экспонатами, но вагон незабываемых впечатлений от общения с рассказчиком.


Дверь в мастерскую. Мастер занимается изучением и реконструкцией старинных музыкальных инструментов. Преимущественно теми, которыми наш народ пользовался в быту. Я сразу прошу прощения за неправильные названия, но их было очень много, чтобы запомнить. Кто желает, все знать, может посетить музей и все записать.


Первыми на очереди идут ударные. Раньше такими досками пользовались пастухи, чтобы известить о проходе стада на выпас.


Отверстия нужны для крепости конструкции. Они не дают лопнуть доске.


Так же в ход шли всевозможные металлические вещи. Из любой железяки люди извлекали звуки.


Чем проще, тем лучше. Вот обычная коса.


Мужики могли развлекаться прямо на рабочем месте.



И стукалки.


Наполнив яичную скорлупу крупой, можно сделать погремушку.


Ну и конечно его величество Бубен.


Потом Сергей рассказал всё о народных духовых.


Русский мужик мог сделать себе инструмент буквально из всего.


Простая соломинка или веточка могла стать свистулькой.


А если добавить еще отверстий, то это уже полноценная дудочка.


Рожок.


Автор не просто всё подробно рассказывает.



Вовлекая слушателя в музыкальный процесс.


Вам не удастся уйти из музея, не поиграв на каком-нибудь инструменте.


Даже я, как человек с абсолютным отсутствием слуха подудел на заднем плане народного оркестра.


У каждого экспоната есть свой характер и история.


Достаточно собрать в руке несколько трубочек.


И музыкант готов к игре.


Флейта.


Дудка.


Устройство лепесткового музыкального инструмента.


В действии.


Разборный рожок.


Собирается из трех частей.


Выглядит круто.


Потом Сергей показал нам волынку.


Оказывается, что подобный инструмент есть у многих народов. Просто под другим названием.


Звучит волынка очень мощно.


После волынки мне рассказали о русском аналоге. В Новгороде при раскопках обнаружили вот такой предмет.


Это элемент духового инструмента.


Если на него надеть воздушный мешок (раньше использовали пузыри животных).


Плотно завязать.

То в итоге мы получим русский аналог волынки. Принцип действия абсолютно такой же.



После духовых наступила очередь струнных. Гусли.


Оказывается, гусли были недоступны простому народу. На них могли играть только состоятельные и знатные люди. Всё из-за дороговизны изготовления инструмента и сложности игры на нем.


Дрлиннннь.


А это всевозможные аналоги и прототипы разных времен и народностей.


На всем Сергей красиво играет и даже поёт.


Загляденье.


Смычковые.


А теперь ещё одно открытие. В руках у мастера балалайка. Да именно такой формы инструменты были на Руси. К тому же на ней две струны.


А хорошо всем известные трехструнные треугольники — это уже современные концертные варианты.


В завершении экскурсии Сергей показал прототип какого-то европейского инструмента, сделанного из виолончели.


Вращающийся барабан трет струны.


А клавиши изменяют длину колебаний. Очень интересный звук.

Читайте также: