Моторное развитие детей дошкольного возраста в норме доклад

Обновлено: 02.07.2024

Дошкольный период характеризуется значительными преобразованиями в деятельности всех физиологических систем организма, а возраст 5 – 7 лет считается одним из критических этапов развития ребенка, от которого во многом зависит вся его последующая жизнь.

Уровень психомоторного развития обусловлен функциональной зрелостью нервной системы, обеспечивающей способность к проявлению произвольных действий.

Движение – естественная биологическая потребность детей. Двигательная функция есть результат совместной работы различных мозговых звеньев функциональной системы. Выпадение или дисфункция любого из них приводит к нарушению функционирования системы в целом. Проблема психомоторного развития ребенка принадлежит к наиболее значимых в современной психологии. Это закономерно, поскольку на первых этапах развития психики и моторики находятся в неразрывном единстве.

Психомоторное развитие ребенка является базовым уровнем для его дальнейшего психического развития – познавательного, эмоционального, социального – которое, в свою очередь, обуславливает успешное обучение в школе и формировании учебных навыков.

Ребенок пятого и шестого года жизни отличается хорошим психомоторным развитием. Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых интересных впечатлений, и таким образом, его знания об окружающем мире значительно расширяются.

Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной ноге и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке, и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребенком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).

Все совершеннее становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Ловкость и развитие мелкой моторики проявляется в более высокой степени самостоятельности ребенка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками – продевать их в ботинок и завязывать бантиком.

Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение. С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Конечно, обучение было вплетено во все виды деятельности ребенка и в ранних возрастах. Он учился лепить, вырезать, конструировать, делать аппликации и т. д. Но такое обучение еще не содержало системы, характерной для усвоения знаний. Теперь настало время постепенного перехода к такому обучению, когда ребенок может и хочет делать то, что требует от него взрослый.

Развитость тонкой моторики – основной показатель готовности к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом: руки, голова и язык связаны одной ниточкой и любые нарушения в этой цепи приводят к отставанию.

Поэтому нормально развивающийся ребенок шести лет должен уметь и любить рисовать, лепить, вырезать ножницами, пользоваться иголкой, разными природными материалами и т. д.

Таким образом, чем подвижнее и координированнее ребенок, тем больше оснований говорить о его нормальном психомоторном развитии. В дошкольном детстве должен настораживать мало двигающийся ребенок, а подвижный ребенок, неудобный и доставляющий много хлопот, более полноценно развивается. Многие родители, стараясь вырастить из своего ребенка вундеркинда, совершенно напрасно заменяют психомоторное развитие преждевременным формированием учебных навыков (чтение, письмо, счет, что, в свою очередь, может привести к дизонтогенезу (нарушению развития). Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Игры и упражнения на развитие координации движений.

Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

Игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д.

1. Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.

2. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

3. Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник".

4. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

5. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

6. Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук: двумя указательными, двумя средними и т. д.

7. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

Упражнения на повышение уровня активации.

1. Самомассаж боковых поверхностей пальцев рук.

2. Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь.

3. Самомассаж головы. Пальцы рук слегка согнуты. Плавными поглаживающими движениями обе руки двигаются от ушей к макушке.

4. Общий массаж ног. Поглаживание и растирание бедер, икр, пальцев ног, ступней.

Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса.

Общий принцип этих упражнений - сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением.

1. "Лодочка". Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.

2. Исходное положение - лежа на спине, ноги вместе, руки по швам. Голова приподнимается над полом так, чтобы ребенок видел пальцы ног. Поза удерживается максимально долго.

3. И. п. - лежа на животе, руки за головой, локти разведены в стороны. Приподнимается верхняя часть туловища, ноги лежат на полу.

4. "Снеговик". Исходное положение - стоя. Детям предлагается представить, что они - только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать "снеговика" на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала "тает" голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант "растаять", начиная с ног.

5. "Дерево". Ребенок сидит на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками. Это семечко, которое, постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, "дерево тянется к солнышку". Oт сильного порыва ветра "дерево" должно сломаться. Ребенок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна остаться напряженной и неподвижной.

6. Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течение минуты ноги бегут, сильно топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполнения упражнения ребенок лежит расслабившись с закрытыми глазами. Ведущий может провести сеанс релаксации.

Упражнения на развитие крупной моторики.

1. "Бревнышко". Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.

2. "Колобок". Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.

3. "Письмо в воздухе". И. п. - лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе "прописывают" буквы, цифры, а также целые слова. Этот же прием применяется при коррекции письма - при пропуске букв, их заменах, "зеркальном" написании и других ошибках. При этом вначале педагог может вместе с ребенком выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои.

4. Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.

Влияние музыки на развитие личности ребенка В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредоточивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает.

Развитие устной речи ребенка от 2 до 3 лет Постановка диагноза ЗПР (задержка психического развития) всегда вызывает много споров, поэтому чаще ставят диагноз ЗРР (задержка речевого.

Развитие личности ребенка средствами аппликации В. А. Ермакова, Ю. В. Скотникова, МБДОУ ЦРР Д/С №196 городского округа город Воронеж. В детском саду изобразительная деятельность включает.

Развитие личности ребенка в игре Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру,.

Развитие ребенка в игре. Консультация для воспитателей Развитие ребенка через игру Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, которая может выступать как форма, метод и.

Развитие ребенка в игре Развитие ребёнка в игре. В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, удовлетворяющий.

Влияние семьи на развитие ребенка

Влияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.

Моторное развитие есть овладение новым движением, его усвоение, закрепление и применение, что происходит как в ходе онтогенеза, так и в процессе специального обучения. Моторное развитие делится на три фазы, следующие одна за другой в необратимой последовательности:

II фаза — коррекция, уточнение и дифференцирование, тонкая координация движения;

III фаза — закрепление и приспособление к различным условиям, стабилизация навыка.

В моторном развитии огромную роль играют координационные механизмы. С формированием координации движения тесно связано развитие функциональных возможностей всех органов и систем.

Произвольные движения, в отличие от непроизвольных, всегда направлены на выполнение той или иной поставленной задачи и реализуются по определенным моторным программам под непрерывным контролем ЦНС. Управление произвольными движениями осуществляется благодаря сенсорной коррекции, требующей постоянного поступления в ЦНС обширной информации о ходе эфферентного процесса и о непрерывно меняющихся внутренних и внешних его условиях. Эта информация передается афферентными звеньями ЦНС. Для управления движениями необходимо сличать фактически имеющиеся значения регулируемых параметров движения с заданными, требуемыми значениями, система которых и составляет программу моторного акта. В основе программы любого моторного акта лежит сенсорный образ выполняемого движения. Согласно учению И. П. Павлова, в возникновении произвольных движений решающую роль играет корковый анализ и синтез кинестетических раздражений, поступающих в нервную систему от работающих мышц.

Речевые движения также реализуются на основе их сенсорного образа, нарушения в воспроизведении которого приводят к нарушениям программы соответствующего моторного акта. Это, в свою очередь, влечет за собой расстройство управления данным произвольным движением, дискоординацию данного двигательного акта, что выражается в нарушениях двигательного состава речевых движений.

Роль двигательных нарушений в структуре аномального развития ребенка

В литературе описаны специфические двигательные нарушения у детей с умственной отсталостью, аномалиями слуха, зрения, дефектами речи, у детей с задержкой психического развития. Недостаточное развитие двигательной сферы осложняет коррекцию и компенсацию основного дефекта, затрудняет адаптацию ребенка в условиях детского сада.

Роль двигательных нарушений в структуре аномального развития детей может быть различна, и с этой точки зрения, возможно выделить четыре их варианта:

1. Двигательные нарушения могут выступать в качестве основного дефекта (у детей с ДЦП).

2. Двигательные нарушения могут выступать как ведущие в структуре сложного дефекта. Наиболее частыми видами таких сложных дефектов являются сочетания разных видов патологий (например, сочетания олигофрении и нарушение слуха и т. п.).

3. Двигательные нарушения могут являться вторичными по отношению к основному дефекту, например нарушения моторики у слепых и слабовидящих детей. В этом случае они проявляются в виде несформированности зрительно-моторной координации, недостаточной моторной активности и скорости движений и т. д.

4. И, наконец, двигательные нарушения могут быть составной частью ведущего дефекта и определяться теми же механизмами, что и основной дефект. Так, при неосложненной форме олигофрении недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, кинетического и кинестетического ручного праксиса, сложных координаторных схем определяется теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект, а именно недоразвитием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга, конкретно — корковых зон двигательно-кинестического анализатора. К этому же варианту можно отнести нарушения моторики при некоторых формах заикания органического характера, в основе которого лежит недостаточность мозжечково-экстрапирамидно-премоторных систем, а также нарушения моторики рук при различных речевых дефектах коркового генеза и своеобразную моторную недостаточность у детей с минимальной мозговой дисфункцией.

Сказанное выше позволяет заключить, что специфика моторного онтогенеза и проявления двигательных нарушений закономерны для аномального развития, причем эта закономерность имеет свои характерные проявления в зависимости от вида аномалии.

Знание этих особенностей необходимо для правильной диагностики и коррекции нарушенных функций.

Моторное развитие детей старшего дошкольного возраста в норме

Программа нацеливает на последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств (ловкости, быстроты реакции, выносливости), развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия, формирование способностей оценивать качество выполнения движений, соблюдать правила подвижной игры.

За время пребывания в детском саду дети должны научиться правильно прыгать с места и с разбега, освоить разные виды метания, лазанья, движения с мячами, четко и точно, ритмично, в заданном темпе выполнять физические упражнения не только по показу, но и по словесной инструкции, под музыку, перестраиваться как из положения стоя на месте, так и во время движения.

Характерным для старшего дошкольного возраста является активное формирование изгибов позвоночника, преимущественный рост конечностей и изменение пропорций тела. Как отмечает Г.П.Лескова (1975), в мышечной системе также происходят существенные сдвиги: наряду с крупными мышцами активно начинают развиваться мелкие мышцы кисти руки и стопы, заметно укрепляются мышцы живота.

Дети подготовительной к школе группы могут выполнять сложные движения, воспроизводить правильно не только основную структуру движения, но и детали: принять четко исходное положение, выдержать точное направление, амплитуду движения отдельных частей тела. Более отчетливо выявляется пластичность и выразительность движений, умение действовать с разными предметами.

Дети старшего дошкольного возраста уверенно владеют перекрестной координацией рук и ног, у них значительно улучшаются пространственные и временные ориентировки. В беге у детей этого возраста отчетливо выражена фаза полета, заметно развивается функция равновесия. Они легко справляются с различными видами лазания. К седьмому году дети хорошо перебрасывают, прокатывают мяч, хорошо бросают предметы в цель.

Сложным для детей данного возраста остается лазание по гимнастической стенке, недостаточны мягкость приземления при прыжках, метание вдаль и в высоту.

Программа нацеливает на последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств (ловкости, быстроты реакции, выносливости), развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия, формирование способностей оценивать качество выполнения движений, соблюдать правила подвижной игры.

За время пребывания в детском саду дети должны научиться правильно прыгать с места и с разбега, освоить разные виды метания, лазанья, движения с мячами, четко и точно, ритмично, в заданном темпе выполнять физические упражнения не только по показу, но и по словесной инструкции, под музыку, перестраиваться как из положения стоя на месте, так и во время движения.

Характерным для старшего дошкольного возраста является активное формирование изгибов позвоночника, преимущественный рост конечностей и изменение пропорций тела. Как отмечает Г.П.Лескова (1975), в мышечной системе также происходят существенные сдвиги: наряду с крупными мышцами активно начинают развиваться мелкие мышцы кисти руки и стопы, заметно укрепляются мышцы живота.

Дети подготовительной к школе группы могут выполнять сложные движения, воспроизводить правильно не только основную структуру движения, но и детали: принять четко исходное положение, выдержать точное направление, амплитуду движения отдельных частей тела. Более отчетливо выявляется пластичность и выразительность движений, умение действовать с разными предметами.

Дети старшего дошкольного возраста уверенно владеют перекрестной координацией рук и ног, у них значительно улучшаются пространственные и временные ориентировки. В беге у детей этого возраста отчетливо выражена фаза полета, заметно развивается функция равновесия. Они легко справляются с различными видами лазания. К седьмому году дети хорошо перебрасывают, прокатывают мяч, хорошо бросают предметы в цель.

Сложным для детей данного возраста остается лазание по гимнастической стенке, недостаточны мягкость приземления при прыжках, метание вдаль и в высоту.

2. Методы обследования моторных функций

Рассмотрим методы обследования психомоторных функций, представленные в методических рекомендациях разных авторов.

Обследование состояния психомоторики лиц с речевыми нарушениями (по методике Г.А. Волковой).

Обследование включает 26 тестов. Они направлены на исследование двигательной памяти, переключаемости движений, статической и динамической координации, пространственной организации, объема и качества движений, чувства темпа и ритма.

1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении проб. Отмечается: качество, правильность, последовательность выполнения движений.

2.Исследование произвольного торможения движений. Отмечается: плавность и точность движений.

3.Исследование статической координации движений. Отмечается, насколько обследуемый свободен и устойчив в удержании позы.

4. Исследование динамичной координации движений. Отмечается: верно ли выполняет движения с 1-го раза или со

2, 3-го раза; уверенно или с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками.

5. Исследование внимания. Отмечается: одновременность выполнения заданных движений, точность, плавность выполнения.

6.Исследование координации движений.

7.Исследование переключаемости движений. Отмечается: точность и быстрота перехода от одних движений к другим.

8. Исследование наличия или отсутствия того или иного предлагаемого движения.

9. Исследование пространственной организации движения. Отмечается: знание сторон тела, уверенность выполнения.

10. Исследование произвольной моторики пальцев рук. Отмечается: плавность, точность и одновременность выполнения движений, соблюдение темпа выполнения движения невыполнение.

11. Исследование орального праксиса. Отмечается: объем и качество движений губ, правильность выполнения, диапазон движений, напряженность мышц, истощаемость движений.

12. Исследование объема и качества движений мышц щек. Отмечается: правильность выполнения; удается ли изолированное надувание одной щеки.

13. Исследование объема и качества движений языка. Отмечается: правильность выполнения, диапазон движении языка, характер движения языка: двигается неуклюже, неточно, всей массой, медленно.

14.Исследование объема и качества движений мышц лба. Отмечается: правильность выполнения; удается ли движение.

15.Исследование объема и качества движений мышц глаз.

16. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз. Отмечается: удается ли движение; правильность выполнения.

17. Исследование слухового внимания. Отмечается: ошибки в восприятии услышанного, умение определить неправильные звучания.

18. Исследование музыкального слуха. Отмечается: степень развития музыкального слуха (абсолютный, относительный, не развит).

19. Исследование восприятия музыки. Отмечается: умение определить характер музыки, контрастные части музыкального произведения.

20. Исследование звуковысотного слуха. Отмечается: умение различать направление звукоряда, величину интервала между звуками.

21. Исследование тембрового слуха. Отмечается: умение различать звучание различных инструментов.

22. Исследование динамического слуха. Отмечается: умение различать сильное и слабое звучание инструмента.

23. Исследование ритмического чувства. Отмечается: правильность воспроизведения ритмического рисунка, соблюдение заданного темпа.

24.Исследование продолжительности и силы выдоха. Отмечается продолжительность выдоха.

25.Исследование певческого диапазона голоса.

26.Исследование темпа речи. Отмечается: нормальный, замедленный, ускоренный темп речи.

Обследование состояния моторных функций у детей с заиканием по методике Н.А.Рычковой.

Обследование состоит из пяти разделов, каждый из которых содержит от 5 до 14 тестовых заданий. Сначала обследуется общая произвольная моторика, затем мимическая моторика, речевая моторика, тонкие движения пальцев рук. Завершается обследование изучением чувства ритма.

I. Обследование состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики.

С этой целью используются тесты мотометрической шкалы Н. И. Озерецкого. Обследуется статическая и динамическая координация, одновременность и отчетливость выполнения движений.

2.Ребенок с открытыми глазами продвигается прыжками попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 м. Нога, не участвующая активно в движении, согнута под прямым углом в коленном суставе, руки на бедрах. По сигналу испытуемый начинает прыгать и, допрыгав до заранее указанного ему места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый больше чем на 50 см отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками. Допускается повторение задания 2 раза для каждой ноги.

3.Испытуемому дается квадратный листок (размером 5 х 5 см) папиросной бумаги и предлагается как можно быстрее при помощи пальцев правой руки скатать шарик; помогать во время работы другой рукой не разрешается. Задание проделывается в положении руки на весу. После перерыва в 15 с предлагают скатать шарик другой рукой. Время выполнения — не более 15 с для правой руки, 20 с для левой (для левшей цифры обратные). Тест считается невыполненным, если будет потрачено более указанного времени и если шарики не будут достаточно компактно свернуты.

Тест оценивается плюсом, если задание выполнено для обеих рук; при выполнении задания для одной руки ставится 1/2 плюса; в протоколе указывается, для какой руки выполнено задание. При неудаче допускается повторение теста, но не более 2 раз для каждой руки.

4.Справа и слева от спичечной коробки (на расстоянии, равном длине спички) расположены в ряд (вертикально) по 10 спичек с каждой стороны. По сигналу обследуемый начинает укладывать спички в коробку, для чего он должен большим и указательным пальцами обеих рук брать одновременно с каждой стороны по спичке и одновременно же класть их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20 с должно быть уложено не менее, чем по 5 спичек, взятых с каждой стороны. Задание считается невыполненным, если ребенок производил движения разновременно или уложил менее 5 спичек за 20 с. Допускается повторение задания.

5.Обследуемому предлагается оскалить зубы (широко улыбнуться). Следят за тем, чтобы не было лишних движений (наморщивания лба, поднимания бровей и т. д.), при наличии которых тест считается невыполненным.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Дать оценку психомоторному развитию детей дошкольного возраста эмпирическим путем очень непросто, ведь у каждого человека свой индивидуальный опыт.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Дать оценку психомоторному развитию детей дошкольного возраста эмпирическим путем очень непросто, ведь у каждого человека свой индивидуальный опыт. Если семья многодетная, то родители могут сравнивать показатели психомоторного развития каждого ребенка с показателями более старших детей.

Если же в семье один ребенок, то у родителей нет необходимого количества знаний, благодаря которым они смогут дать правильную оценку психомоторике первенца. Они могут наблюдать за другими детьми во время прогулки, в детском саду или школе раннего развития, сравнивая их со своими ребенком, но полученных таким образом сведений все равно будет недостаточно для того, чтобы суметь дать правильную оценку.

Именно поэтому стоит поговорить о том, что такое психомоторное развитие, по каким критериям его оценивают в дошкольном возрасте у детей разного возраста, что может считаться патологией, а что является нормой.

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ?

Понятие психомоторного развития достаточно широкое и включает в себя оценку зрения, слуха, разных типов чувствительности и пр. Также сюда можно отнести социальные контакты дошкольника, двигательную активность.

Оценивая развитие малыша, нужно понимать, что вывод об успешном овладении крохой тем или иным навыком можно сделать только при наличии у него умения совмещать нескольких действий одновременно. То есть если малыш может взять ложку, он должен уметь зачерпывать ей пищу и подносить ее ко рту. Только в этом случае можно говорить о навыке ребенка есть самостоятельно.

Что влияет на психомоторное развитие ребенка?

Развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от регулярного общения с мамой и родными. Постепенно усложняющееся общение с крохой станет залогом его гармоничного психомоторного развития. Недостаток внимания, неправильное воспитание станут для малыша основными причинами сбоев в процессе познания окружающего мира.

Результатом этого может стать задержка психического развития, а также последующее отставание в освоении новых двигательных навыков. Если не изменить линию воспитания, то в конечном итоге у малыша может проявиться слабоумие и неспособность к социальной адаптации в окружающем мире.

Как оценивают психомоторное развитие?

Сразу после рождения ребенок имеет определенные навыки, по которым оценивают уровень его психомоторного развития. Для удобства медики отобрали пять основных признаков, по которым кроху оценивают каждый месяц в течение года. Малыш сдает своеобразный экзамен, каждый раз получая оценку. Если оценка высокая, это означает, что уровень психомоторного развития у него соответствует возрасту.

Если малыш с легкостью справляется с поставленными задачами в своем возрасте, в качестве эксперимента можно предложить ему выполнить задание, рассчитанное на детей более старшего возраста. Если кроха и с ним справится без проблем, значит, его психомоторное развитие протекает с опережением.

При обнаружении у малыша признаков отставания в развитии следует прежде всего проанализировать воспитательный процесс и характер общения с крохой. Возможно, взрослые намеренно ограничивают его движение, не дают активно знакомиться с миром. Малыш должен иметь возможность изучать пространство как на улице, так и дома, сталкиваясь с минимальным количеством запретов.

Ниже мы рассмотрим таблицу норм психомоторного развития у детей дошкольного возраста, согласно которой можно будет дать примерную оценку состояния ребенка и в случае необходимости проконсультироваться у невропатолога.

· знать названия основных цветов;

· переступать через небольшие препятствия;

· использовать в речи сложные предложения;

· постоянно задавать вопросы;

· исполнение ролей в ролевых играх;

· самостоятельное одевание и раздевание;

· умение изображать простые фигуры на бумаге.

· свободные и координированные движения;

· знание 6 основных цветов;

· умение классифицировать предметы по тому или иному признаку;

· способность ориентироваться в пространстве;

· грамотная, оформленная во фразы речь;

· продолжительные игры с детьми;

· следование правилам поведения;

· сформированные основные навыки;

· способность сохранять координацию во время бега, ходьбы по кругу, по бревну.

· умение ловить мяч;

· знание 8 основных цветов и некоторых оттенков;

· умение обобщать понятия в одну группу;

· способность выделять любимые игры.

· легкие и изящные движения;

· умение обращаться с мячом;

· умение пользоваться ножницами;

· знание основных геометрических форм;

· выполнение простых арифметических действий;

· правильное построение речевых фраз;

· соблюдение правил поведения;

· поддержание чистоты в комнате.

· сохранение равновесия даже при выполнении сложных для координации упражнений;

· умение кататься на велосипеде с тремя колесами;

· знание и способность называть основные геометрические фигуры;

· использование не только основных цветов при рисовании, но и оттенков;

· счет до 10, как прямо, так и обратно;

· выполнение простых арифметических заданий;

· знание букв и умение составлять из них слоги;

· придумывание новых игр, участие в групповых играх;

· ответственный уход за домашними животными;

· поддержание порядка в доме;

· аккуратное и уверенное пользование столовыми приборами;

· соблюдение правил гигиены.

Анализируя психомоторное развитие детей на каждом этапе дошкольного возраста, нужно понимать, что малыши развиваются по собственному, индивидуальному графику. Не стоит паниковать, если уровень развития немного не отвечает нормам – скорее всего, ребенок нагонит со временем. Однако не помешает проконсультироваться с доктором, чтобы исключить серьезные проблемы и разработать своевременную коррекционную программу.

Читайте также: