Ритм доклад по психологии

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему:

Мирошниченко Ирина Владимировна

Магнитогорск 2021г

Если ты движешься в унисон с тем, что хочешь познать, тебе открываются тайны, различные оттенки неведомого ранее. Но что же делать, если ты не попадаешь в ритм. Ты либо спешишь, либо твой импульс медленнее. Учиться.

Учиться ритмике – значит понять соотношение длительности звуков, развить чувство ритма. Научиться двигаться в ритм с музыкой процесс долгий, но, воспитав, научив чувству ритма - человеку открывает огромный мир возможностей, ни только в области музыки, но и области хореографии.

Ритмика – это начало, база, толчок для будущей гармонической формы ребенка, для будущего стиля и ритма его жизни. Это очень важно – как ваш ребенок будет двигаться по жизни и насколько будет здоров и богат внутренне.

Какова бы не была форма развития ритмических навыков важно, чтобы была последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала. Благодаря системе музыкально – ритмического воспитания, основателем которой стал Эмиль Жак-Далькроз, который, отчаявшись научить своих учеников воспринимать ритмическую структуру музыкального произведения, предложил им на уроке сольфеджио пользоваться дирижерским жестом, что сразу помогло ученикам действенно ощутить ритм музыки, присоединил к движениям рук шаги, бег и прыжки при выполнении ритмических рисунков.

Жизнь не стоит на месте и в музыкально – ритмические движения и композиции вплетаются игры, пальчиковая гимнастика, используется логоритмика, тексты, элементы актерского мастерства, применяются различные виды инновационных педагогических технологий. Все служит для всестороннего развития детей, посредством раскрытия творческих способностей и осмысленного восприятия музыкального произведения.

Выполняются главные задачи:

- развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер;

- понимание содержания музыкальных произведений;

- развитие двигательных качеств и умений координировать движения;

- развитие способностей фантазии и импровизации;

- развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы) и

умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме;

-развитие координации между нервной и мускульной деятельностью человека.

Чем раньше ребенок получает дополнительные занятия по ритмике, тем легче усваивается учебный материал, эмоциональнее воспринимается музыкальное произведение. Развитию музыкальности, способствует проведение в первые годы обучения различных музыкально-танцевальных игр на занятиях. Зачастую игры сопровождаются пением или стихами. Это развивает в ребенке не только музыкальность, но и расширяет их кругозор, память, воображение. Использование на уроках ритмики различных образов, копируя и подражая им, приближает детей к жизни (повадки животных, отличительные особенности мультяшных персонажей и сказочных героев).

Трудно переоценить значение регулярных занятий ритмикой для укрепления здоровья, повышения работоспособности, коррекции двигательных нарушений и недостатков, возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

Основная цель на занятиях ритмики со школьниками - всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

Чем раньше ребенок начнет слышать приятную ему музыку и сопровождать ее ритмичными движениями, тем активнее начнется развитие всех сенсорных каналов, необходимых в жизни.

Ритмика - это выполнение танцевальных движений под музыку. Кажется, что это очень просто: надо только освоить простые шаги, разучить движения и можно танцевать. Это не совсем так, потому что невозможно красиво и пластично двигаться под музыку, не чувствуя её, и не испытывая эмоций. Нельзя отделить танец от ритма, исполняется он под музыку и без ее участия. Многие, наверное, видели танцевальные постановки под стихи, в которых есть своя ритмичность. Танцевальное направление занятий с малышом связано с высокой выразительностью и эмоциональностью данной формы движения, ее положительным влиянием на психическое самочувствие, совершенствование координации движений.

Ритмика не только даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств. Красивые движения, разученные на уроке, ребёнок с радостью и интересом будет выполнять дома. Сколько приятных волнений для маленького человека и его родных доставляют его показательные выступления на праздничном концерте.

Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребёнка. Профессор Крестовников в "Очерках о физиологии физических упражнений", писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода.

Тем самым, ритмичные упражнения содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма. В процессе работы над движениями под музыку, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности. Таким образом, занятия ритмикой оказывают разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонично развитой личности.

Ритмика создаёт ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, сообщает более светлое восприятие жизни.

Развитие ритма на уроках проходит с различной степенью усвояемости, так как дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли и мотивации. Поэтому нельзя ждать результата сразу от всех, выделяя кого-то более успешного ребенка, мы разрушим тонкую нить развития. Не могут же до сих пор понять педагоги – как научить детей, чтобы они хотели учиться, хотели искать и открывать, быть творцами, искать свои пути. Как часто дети учатся только для того, чтобы получить хорошую оценку, или не быть наказанным родителями, или потому что родители хотят, чтобы они были лучшими. Сложный педагогический вопрос…Важно понять:

- Чтобы получить развитие не нужно ставить границы этого развития.

- Дать ребенку время, пусть кому-то нужно больше, чем другим.

- Не в зависимости от успехов всех поощрять. У каждого есть своя исключительность и свои достижения.

У детей в раннем возрасте недостаточно развита зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная чувствительность. Несовершенно восприятие: дети не могут на долгое время сосредоточить внимание на музыке, неточно воспринимают движение, плохо ориентируются в пространстве и времени. Поэтому наша задача – развивать органы чувств и сенсорные умения.

Во время выполнения танцевального движения необходимо считать, помогая уточнить темп и ритм, а закрепление ранее разученных движений может осуществляться сразу под музыку.

Систематичность, постепенность и последовательность раннего развития – основные педагогические принципы.

Осуществляя главные задачи обучения по ритмике, мы получим гармонично развитую личность.

- Развив у ребенка музыкальность, поможем ему воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, выражать свои эмоции под музыку, то есть ритмика развивает в малыше способность к самовыражению. понимать содержание, легче усваивать учебный материал.

- Развитие музыкального слуха, памяти и ритма обогатить ни только его музыкальный кругозор, разовьет психические познавательные процессы — память, внимание, мышление, воображение, но и позволит более увлеченно открывать для себя познавательный мир музыки.

- Развитие двигательных качеств позволяет координировать движения, обогащает разнообразными видами танцевальной лексики, фантазией и импровизацией.

- Тренировка психических процессов (эмоциональной сферы) дает умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.

Применение на уроках ритмики элементов инновационных технологий позволяет снять эмоциональное и мышечное напряжение, позволяет сохранять позитивный настрой и заинтересованность в усвоении учебного материала. Творческий подход к проведению уроков, использование ритмических упражнений в сочетании с игровой тематикой повышает творческий потенциал ребенка и позволяют проявить свои возможности ни только в области музыки, но и в других видах искусства.

Родители, преподаватели открывают мир ребенку, закладывают основу полноценной развитой личности, формируют мотивацию к обучению, к творчеству, познаванию мира звуков, красок, ритмов, оттенков цвета и музыки.

Ритм — закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Напр. стук маятника или удары пульса ритмичны: в них мы имеем, во-первых, единицы, т. е. определенные (отграниченные друг от друга какими-либо интервалами, законченные) явления (стук, удар), во-вторых — соизмеримость, однородность этих единиц (удар однокачественен с ударом), в-третьих — повторяемость единиц (ряд их), в-четвертых — упорядоченность, закономерность повторения и наконец, в-пятых, — чувственную ощутимость, возможность непосредственного восприятия этих единиц и интервалов между ними. Р. в широком смысле присущ непосредственно и целому ряду природных явлений (морские волны и т. п.) и человеческому организму (ритмично дыхание, работа сердца, кровообращение и т. д.).

В основе ритмической организации человеческой речи лежит тот естественный, первичный Р., который характеризует деятельность человеческого организма и в частности человеческое дыхание. Поскольку процесс дыхания относительно ритмичен, постольку ритмична в известной мере и человеческая речь: необходимость периодических вдохов и выдыхов вызывает соответствующие остановки голоса — паузы, которые разбивают речь на единицы, называемые речевыми тактами. Р. речи является так. обр. результатом закономерного повторения каких-либо однородных элементов речи, характер которых определяется составом данного языка. Поскольку речь (на понятном языке) всегда делится на слова, постольку эти повторяемые речевые элементы могут быть определены и как повторение однородных словесных сочетаний, подобранных по сходству тех или иных словесно-звуковых их особенностей (порядок ударных и безударных слогов, расположение пауз, звуковые повторы и т. п.). Таким образом единицей речевого ритма становятся слово или группа слов, отграниченные от последующих при помощи интервала — сильной паузы — и соизмеряющиеся с другими единицами благодаря повторению однородных словесно-звуковых особенностей. Напр. в следующем отрывке мы можем установить наличие Р. на основе целого ряда однородных признаков, повторяющихся в каждой единице, т. е. в каждом сочетании слов, отграниченном от других при помощи сильной паузы:

«Она отдалась без упрека,

Она целовала без слов —

Как темное море глубоко,

Таким образом Р. является сложным явлением, в основе которого лежит целый комплекс признаков (пауза, расстановка ударных и безударных слогов, расположение окончаний и т. д.) и который получает свое реальное наполнение лишь в связи с данной словесной системой, в которой он осуществляется. Поэтому напр. совпадение тех или иных признаков Р. (напр. одинаковая расстановка ударных и безударных слогов в строке) вовсе не означает совпадения Р., поскольку в иной словесной системе они дадут уже иное звучание благодаря различным смысловым ударениям, интонациям, иной расстановке пауз и т. п. Поэтому например в художественном переводе точное повторение расстановки ударных и безударных слогов вовсе еще не означает точности в передаче Р. подлинника, поскольку остальные элементы той сложной системы, которой является Р., в условиях иного языка уже не совпадают (обычная ошибка переводчиков).

В художественно-литературном творчестве ритмическая организация речи и выступает как одно из средств достижения максимальной выразительности, типизированной эмоциональной напряженности речи; паузы ритмич. речи и их подчеркнутость, звуковая насыщенность и т. д. — все это делает ее одним из важнейших выразительных средств художественной речи. Самый же характер Р. неразрывно связан с тем словесным контекстом, который его создает, с той речью, которую он типизирует, — отсюда историчность Р., самое разнообразие ритмических систем, которые создаются различными стилями в историческом литературном процессе. Так напр. Р. стихов Маяковского с его ораторской установкой резко отличен от Р. есенинской поэзии, которому прежде всего присуща лирическая напевность.

Эмоциональная насыщенность ритмической речи определяет связь ритма с лирическими и лиро-эпическими жанрами, которые как раз характеризуются наибольшей эмоциональностью, напряженностью. В этом смысле понятие ритмически организованной речи сливается с понятием речи стихотворной, одним из отличительных признаков которой ритм и является.

Список литературы

II. VerrierP., Métriqueanglaise, P., 1903

Бюхер К., Работа и ритм, перев. С. С. Заяицкого, М., 1923

Его же, Теория литературы, М., 1934 (гл. V).

Балухатый С., Теория литературы, Л., 1929

Штокмар М. П., Библиография работ по стихосложению, (М.), 1933 по предметному указателю).

Ритм характеризует качество контакта человека с тем, что его окружает и с самим собой. Стоит замедлить или ускорить ритм по отношению к личностному, и теряется контакт не только человека с тем, что его окружает, но и с самим собой. Следовательно, ни сознание, ни энергия, ни тело не участвуют в личностном процессе развития, а следуют условиям ритма, который навязывает отличительную реакцию на себя.

Реальная ценность нашей жизни возрастает, когда мы развиваем то, носителями чего являемся, а не то, чему мы не соответствуем. И здесь важно не наше личностное качество, но важно выйти на взаимодействие с ним. Только таким образом мы можем углубиться в познании, а не расширять его.

Знать о жизни и быть в жизни — совершенно разные вещи. Не подружившись с собой, мы не только не в состоянии уплотнить, но еще более будем разряжать себя, лишая себя свойств жизненности. Человечество давно нырнуло в безличностное существование, что стало следствием ритма, при котором внимание, наблюдение, не говоря уж о сосредоточении, не поспевают за процессами, в которые мы вовлечены.

В состоянии непоспевания или несоответствия ритму внутренних процессов — дыханию, осмыслению — человек лишает себя, собственно, и права называться человеком. Он может быть частью компьютера, частью машины, в общем, частью процессов, которые регулируют поведение человекообразного, где ему остается лишь реагировать аффективно на то, что он делает, на то, что смотрит, и т. д.

Самое опасное для человека — то, что он создает руководство для своей жизни, которое является не более чем реакцией на жизнь, а не самой жизнью. Это как человек, который привык пить кока-колу, даже при понимании, вернее, при реакции на понимание, что это вредно, продолжает ее пить.

Ритм — это форма всего. Если мы его понимаем, то мы переживаем, как минимум, время, как максимум — пространство. Если мы не понимаем, то мы — временная форма чуждого для нашей природы ритма. Вот почему человеку сегодня интересно жить жизнью других людей, давать им советы, в независимости от нужности или ненужности.

Таким образом, ритм в процессе эволюции сформировал свою психологию — радости, грусти и т. д., что определяет жизни большинства жителей земли. Человеку, как минимум, следует научиться входить в контакт с тем, где он вовлекает свое наблюдение или внимание, иначе свернуть с этой дороги в никуда не будет никакой возможности.


ЗНАЧЕНИЕ РИТМА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ритмы пронизывают жизнь человека. Наша планета и вся Вселенная в целом тоже подчиняются ритмам – прилив, отлив, вращение Земли вокруг Солнца. Для маленькой вселенной малыша – ритм тоже очень важен и является одним из важнейших принципов здорового развития.

Что же такое Ритм?

Ритм – это повторение схожих процессов в схожих ситуациях. Дыхание человека – это ритм: каждый вдох немного отличается от другого, но все-таки каждый вдох похож на предыдущий. Если такт представляет собой абсолютно равномерное “мертвое” деление, то ритм – это свойство всего живого. Ритм живого организма в своей основе имеет моторную природу и является одним из его врожденных устойчивых свойств. Согласно результатам биоэлектрических исследований, внешние ритмические стимулы любой модальности обязательно вызывают ответные реакции не только в мышцах, но и, в первую очередь, в биоритмах мозга.

М. Н. Ливановым и другими учеными выявляется, что выработка прочного двигательного условного рефлекса (т. е. навыка) облегчается при действии ритмического раздражителя разной природы, в то время как аритмичная стимуляция затрудняет его формирование.

Жизненные процессы целостного организма обеспечиваются сложной иерархией соподчиненных структур центральных механизмов, характеризующихся разными по сложности ритмами. Строгая система внутренних ритмов организма и их четкое согласование с внешними ритмами сохраняют гомеостаз и поддерживают его на оптимальном уровне жизнедеятельности.

Ритм музыки и других звуковых стимулов, т. е. ритмическое пространство окружающей среды, влияет на наше психофизическое состояние и отражается на нашем поведении.

Ритм речи относится к наиболее сложным видам ритмической активности организма, участвует в реализации важнейшей деятельности человеческого мозга – восприятии, порождении и воспроизведении речи, которая представляет собой одну из наиболее сложно организованных психофизиологических систем человеческого организма.

Исследования ученых показали, что ритм и повторение необыкновенно важны именно для маленького ребенка, дошкольника. Ритм – это основа любого процесса адаптации. Для ребенка упорядоченное течение дня является существенным облегчением. Не происходит ничего непредвиденного, травматичного, приобретается опыт постоянства и последовательности, сохраняется ощущение защиты. В свою очередь, нерегулярность и недостаток предсказуемости в окружении ребенка ведут к нарушениям развития. Многие родители замечают, что ребенок может бесчисленное количество раз просить почитать одну и ту же сказку, ему не надоедает гулять в одном и том же дворе ( в отличие от родителей). Это не прихоти, это все тот ж процесс адаптации. Маленькие дети не могут самостоятельно организовать свою жизнь в соответствии со здоровыми ритмами. Ребенок отдан всему, что происходит в его окружении. Если окружающие его люди будут ночью бодрствовать и заниматься какой-либо деятельностью, а днем спать, то и у ребенка будет формироваться именно такой ритм. Очень важно, чтобы взрослые осознанно помогали ребенку войти в здоровый жизненный ритм.

Несформированность ритмических процессов у детей приводит к нарушению их моторного и психического развития. И, как правило, к отставанию в развитии речи.

К сожалению, в отечественной специальной психологии и педагогике проблеме взаимосвязи ритмических и психических процессов уделяется недостаточно внимания. Есть немногочисленные исследования ритмических процессов в специальной педагогике и психологии, проведенные С. А. Баскаковой, И. В. Евтушенко, Л. В. Лопатиной, Л. С. Медниковой, свидетельствующие о том, что у детей с ограниченными возможностями здоровья имеется недостаточное развитие чувства ритма.

В работах В. И. Бельтюкова, И. Н. Мусатова, Е. З. Яхниной отмечается, что у детей с нарушением слуха речь неритмичная, монотонная, нестабильная по громкости.

В общей моторике у таких детей имеются трудности координации, выполнения последовательных движений, их недостаточная ритмичность, нарушение восприятия музыкального ритма.

В коррекционной работе с данной категорией детей давно используется речевая ритмика и музыкально-ритмические занятия, что, по мнению исследователей, положительным образом сказывается как на формировании произносительных навыков детей, так и на развитии их слухового восприятия.

У детей с интеллектуальной недостаточностью (И. В. Евтушенко, Л. С. Медникова) выявляется низкая способность к восприятию и воспроизведению ритмических структур в различных видах деятельности. Только в условиях специально созданной коррекционно-развивающей работы дети дошкольного и школьного возраста, имеющие отставание в интеллектуальном развитии, могут овладевать разными ритмами.

Исследования чувства ритма у слабовидящих детей школьного возраста, проведенные В. А. Кручининым, свидетельствуют о замедленности у них восприятия заданных ритмических сигналов.

В единичных работах отмечается взаимосвязь между степенью с отечформированности моторной функции и чувством ритма у детей с дизартрией .

Изучение Л. А. Поздняковой ритмических структур в моторике детей с дизартрией показывает, что трудности воспроизведения ритмического рисунка и передачи акцентированных ударов наиболее выражены у детей с преимущественными проявлениями экстрапирамидных и псевдобульбарных явлений при дизартрии, что, по мнению автора, обусловлено не только нарушением динамического праксиса, но и недостаточностью двигательной памяти.

Наличие нарушений ритма движений и речи у детей с ограниченными возможностями здоровья учитывается в специальной педагогике и психологии при разработке методик специальных ритмических воздействий, которые используются в процессе коррекционно-развивающей работы.

Так, например, при недоразвитии речи занятия и уроки по логоритмической ритмике, проводятся один-два раза в неделю, соотносясь с этапом логопедической коррекции.

На наш взгляд значение развития ритмических процессов в формировании психики ребенка столь значимо, что необходимо проводить профилактическую работу среди родителей, объясняя им значение режимных моментов для ребенка, пения им песен, чтения стихов, качания и т.д. Также необходимо создание новых интегрированных коррекционных программ, в которых формирование ритмических процессов будет иметь первостепенное значение.

1. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей, 1982.

2. Евтушенко И. В. Музыка и пение, 2010.

3. Ливанов М. Н., Современные проблемы электрофизиологии центральной нервной системы, 1967.

4. Кручинин В. А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в процессе школьного обучения. СПб., 1991

5. Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010

6. Медникова, Л.С. Развитие чувства ритма у дошкольников с отставанием в умственном развитии, 1995.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В понятии чувства метроритма следует различать несколько сторон:

1) ощущение равномерности движения в разных темпах;

2)ощущение размера, то есть сочетание и чередование ударных и безударных долей;

3) осознание и воспроизведение сочетаний звуков различной длительности, то есть ритмического рисунка.

Природа чувства ритма требует его закрепления в тех или иных двигательных процессах. При игре на инструменте этому способствует моторный процесс исполнения. В сольфеджио следует использовать простейшие музыкально-ритмические движения: ходьбу, хлопки и другие.

В процессе движения под музыку дети интуитивно постигают закономерности метроритмического строения мелодии (длительности, ритмический рисунок, чередование сильных и слабых долей). После этого можно переходить к сознательному усвоению метроритма на основе изучения музыкальной грамоты.

Для облегчения изучения длительностей используются вспомогательные упражнения. Можно ритмизовать имена. Например: МА-ША, МА-ШЕНЬ-КА. Также дети сами придумывают слова к простейшим ритмическим рисункам: ТРА-ВА, СА-МО-ЛЕТ, СОЛ-НЫШ-КО, МА-ШИ-НА.

Метризация двух- и трехсложных слов должна сопровождаться выявлением и показом акцентированных слогов, так как основой ритмического чувства является ощущение пульсации.

Хорошей подготовкой к написанию ритмического диктанта является метризация стихотворений или детских песенок.

Осознанию ритмического рисунка на раннем этапе помогает использование ритмослогов.За каждой длительностью закрепляется определенное слоговое название: (половинная нота – ТА-А, четвертная нота – ТА, восьмые ноты – ТИ-ТИ, шестнадцатые – ТИ-КИ-ТА-КИ.

Система ритмослогов помогает включить на первом году обучения длительности с точкой или синкопу: (ТИ –ТА-ТИ, ТА-ТИ-ТИ, ТАЙ-ТИ).

Перечисленные формы работы можно дополнить следующими:

1) чтение ритмической строчки ритмослогами; 2) исполнение ритмического рисунка ритмослогами, глядя в нотный текст, синхронно с исполнением педагога;

3) свободное досочинение ритмической фразы, начатой педагогом; 4) ритмическая партитура;

5) ритмический канон; 6) игра в детском ударном оркестре.

ОБ ИГРЕ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО

Фундаментальнейшим средством познания мира для детей является игра.

Игра – это эстетическое явление. Эстетическое отношение воплощается в игре не только объективно, но и субъективно.

У игры очень много преимуществ по сравнению с другими видами познавательной деятельности. Игра никогда не утомляет; она включает детей в орбиту познаваемого; кроме того, игровая ситуация – прекрасное средство моделировать любой исследуемый процесс; наконец, игра идеально мобилизует эмоции ребенка, его внимание, его интеллект, не говоря уже о том, что служит превосходной двигательной разрядкой. Во время игры ребенок уже ни на что постороннее не отвлечен – игра его поглощает целиком: его восприятие, волю и воображение. Именно в игре ребенок живет наиболее яркой, интенсивной творческой жизнью.

Нельзя не учитывать еще одну важную потребность ребенка, связанную с его духовным ростом: потребность в самоутверждении. Среди детей очень распространено соперничество, борьба за лидерство. Это – неотъемлемая часть их повседневной игры, смысл которой – утвердить свою значимость в жизни. Одна из самых важных форм детского самоутверждения – ролевая установка. Ребенок – стихийный актер. С каким упоением он выступает в роли героя, командира, предводителя! Игра – это всегда проблемная ситуация, требующая поиска, инициативы, творчества.

Таким образом, построение учебного материала в форме игры не только отвечает естественным духовным запросам детей, но и является подлинным пробудителем детского творчества, средством самоорганизации, труда.

Итак, делая выводы из того, о чем пишется в данной работе, нужно подчеркнуть, что:

1. Воспитание чувства ритма столь же необходимо, как и развитие ладово-интонационных навыков.

2. На начальных уроках развитию метроритмического чувства придается особенно большое значение. 3. Необходимо, чтобы возможности для развития чувства метроритма имелись в каждом виде работы (сольфеджирование, диктант, слуховой анализ и др.), но для более успешного, эффективного результата необходимо прорабатывать, осмысливать метроритмические соотношения в изучаемых произведениях, а также применять специальные ритмические упражнения. 4. Дети должны пережить ритм эмоционально.

5. Очень важно, чтобы уроки сольфеджио были интересными и увлекательными для детей.

6. А интересным и увлекательным процесс обучения помогает сделать игра.

7. Уроки должны быть основаны на принципах творческой педагогики. Работать таким образом труднее: много времени занимает подготовка к уроку, подбор нового музыкального материала.

8. Начиная с самого раннего этапа занятия с детьми нельзя ограничивать рамками технологических задач. Это ведет к однобокому развитию, сковывает ребенка. Не получивший в детстве базу в виде широкого круга представлений в области музыки и развитой эстетической восприимчивости, ребенок впоследствии не сможет стать ни интересным исполнителем, ни эрудированным любителем музыки. СПИСОК НЕКОТОРЫХ РИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.1. Сильная и слабая метрические доли.

7. Узнать знакомую песню по записанному на доске ритмическому рисунку, пропеть ее ритмослогами. Затем песня исполняется со словами двумя группами учащихся, одна из которых вышагивает ритмический рисунок, а вторая одновременно прохлопывает метрические доли.

8. Ритмический диктант. Записать ритм произносимых педагогом слов. Группа, хлопая вместе с педагогом, повторяет слова. Один ученик записывает на доске ритм, расставляет акценты, тактовые черты, размер; остальные досочиняют фразу, после чего на доске записывается и ритмический рисунок.

1. Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами: Методическое пособие для преподавателей ДМШ- Ростов на Дону: Феникс, 2002-176 с. 2. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Азбука музыкально-творческого саморазвития. –М.: Аквариум, 1997-272с. 3. М.Котляровская-Крафт, Москалькова. Учебное пособие для подготовительных отделений ДМШ.

Читайте также: