Мост белелюбского в боровичах доклад

Обновлено: 05.07.2024

Независимое СМИ
об архитектурном
наследии


Есть только мост между прошлым и будущим

Есть только мост между прошлым и будущим

Евгения Твардовская

2015 год отмечен началом реставрации ряда старинных мостов России, являющихся объектами культурного наследия. Сейчас эти истории находятся в разной степени развития. Но очевидно, что совмещать инженерные и технические требования с сохранением исторической подлинности – у заказчиков работ не всегда есть желание.

Высокий и Деревянный мосты в Калининграде

Реконструкция двух этих мостов, которые сохраняются еще со времен Кёнигсберга, обойдется областному бюджету в 2,1 млрд рублей. Оглушительная сумма вполне соответствует размаху планов местной администрации: реконструкция Деревянного моста плавно перейдет в расширение Высокого, также будет выполнено переустройство инженерных коммуникаций, которые находятся и на мостах, и на подъездах к ним.


Первым на очереди – Деревянный. Сообщается, что ему якобы вернут вид 1905 года - опоры, фасады, вензеля ограждения, светильники. Кроме того, будет восстановлен подъемный механизм, который уже давно не работает. Для смотрителя механизма предусмотрена небольшая будка в начале моста.

Однако за столь благостной информацией следует и другое: оба путепровода расширят. Даже не инженеру ясно, что расширение конструкции неизбежно повлечет изменение всех характеристик, которым старые подлинные элементы априори не могут соответствовать. О какой же реставрации тогда может идти речь?

Федеральный эксперт Юрий Забуга считает, что исторический Деревянный мост будет попросту уничтожен: “Перед составлением проекта не было исследовано состояние опор моста, их сегодняшняя несущая способность. Их просто хотят убрать и поставить новые, но в два раза больше, а ведь могли быть и другие варианты. К примеру, оставить эту переправу в ее нынешнем размере, но только для проезжей части, пустив пешеходные дорожки по подвесным мостам. Вынести их консолями, слева и справа от основного объекта. Никто сохранением старых перил заниматься не будет. Если снять с перил всю краску, что от них останется, неизвестно. Поэтому планируется подмена старины на новодел. Может быть, это и хорошо, но говорить о Деревянном мосте как об объекте культурного наследия уже не приходится – его не будет. Он будет полностью уничтожен. Поэтому сейчас нужно выводить Деревянный мост из реестра объектов культурного наследия. После перестройки новодел уже не может являться памятником. Не бывает, чтобы объект культурного наследия, имевший ширину12 метров, увеличился вдвое и оставался при этом памятником. Инициаторы “реконструкции” моста маскируются, но все это писано вилами по воде”.

20060317152616-

Цепные мосты города Острова

Но приковано к ним сейчас внимание местной прессы еще и потому, что было объявлено о начале их реставрации.

Мосты представляют собой два пролета по 94 м каждый, переброшенные через рукава реки Великой. Они пострадали во время Великой отечественной: конструкции до сих пор хранят следы снарядов и осколков. В 1944-м году во время освобождения южный пролет был взорван. Серьезный ремонт проводился в1945 году. Тогда и был восстановлен разрушенный пролет. В дальнейшем – в рамках текущего содержания - только периодически менялся настил. С 80-х годов прошлого века оба моста стали пешеходными.

Сейчас идет просчет всех конструкций, чтобы определить их несущую способность. Степень вмешательства в исторический облик будет отчасти определяться необходимыми параметрами прочности и долговечности сооружения.

IMG_5608[1].jpg

Но, судя по интервью, новшеств избежать не удастся. Скорее всего, недолговечный деревянный настил все-таки будет заменен на металлический, будут обновлены опоры, подвесы и часть цепных элементов.

Начало работ хотят запланировать уже на следующий год. Проводить их будут в два этапа: в каждый делать по мосту. Ну, и в довершение - планируется создание красивой архитектурной подсветки.

2552507[1].jpg

Мост Белелюбского в Боровичах

Другое уникальное архитектурное сооружение – арочный мост 1905 года постройки в Новгородской области, первый арочный мост в России – уже в стадии завершения реставрации. По контракту срок окончания работ обозначен 15 сентября 2015 года, строители готовы были завершить их уже к 1 августа. Но сложилась непредвиденная ситуация: у подрядчика произошла смена руководства, после чего работы были остановлены и … строители покинули объект.

most_belelyubskogo[1].jpg

Город Боровичи расположен на двух берегах реки Мсты. Когда в начале прошлого века здесь начали активно развивать промышленность, понадобился капитальный мост, соединяющий две части города. Проект разработал инженер Николай Белелюбский. Мост с тех пор так и называют - Белелюбским. Он стал первым арочным мостом в России, а его техническое решение впоследствии применялось в разных странах. Его ни разу капитально не ремонтировали. В середине нулевых движение транспорта на переправе даже пришлось закрыть из-за опасности обрушения конструкций.

Мост является основной достопримечательностью Боровичей и, как это нередко бывает, его реконструкция вызвала консолидацию местного общества. Горожане стали подумывать о том, чтобы сделать мост полностью пешеходным.


Конечно, Харбор-Бридж – и масштабнее, и солиднее моста в Боровичах. Но важен не размер, а то, что он уже давно перестал быть просто транспортной артерией и стал частью городской повседневности.

Читайте также: