Московский авиационный узел доклад

Обновлено: 01.06.2024

Московская воздушная зона является важнейшим элементом авиационного комплекса Российской Федерации, имеющей сложную структуру и высокую плотность воздушного движения.

Здесь расположен 21 аэродром, включая 5 аэродромов гражданской авиации, 15 аэродромов государственной и экспериментальной авиации, 1 аэродром совместного использования, 12 полигонов. Протяженность маршрутов воздушного движения составляет свыше 4000 км. Три крупнейших аэропорта Домодедово, Шереметьево и Внуково, образуют Московский авиационный узел, функционирование которого дополнительно определяется наличием 7-и запретных зон и 42–х зон ограничения полетов.

Развитие аэропортов узла осуществляется в соответствии с программными документами транспортной отрасли, основными из которых являются:
Концепция развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на период до 2020 г., одобренная Правительством Российской Федерации, а также федеральные целевые программы и "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" (подпрограмма "Гражданская авиация") и " Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)". Указанными документами определены приоритетные направления развития, источники финансирования и механизмы взаимодействия федеральных органов власти, органов власти субъектов федерации и бизнес – структур (операторов аэропортов), работающих в области гражданской авиации.

За последние 5 лет Московский авиационный узел показывает положительную динамику развития.
В период с 2000 по 2010 годы количество обслуженных авиапассажиров возросло с 17 до 51 миллионов, что составляет около 87 % от всех перевезенных пассажиров (более 50 % от общего объема авиапассажиров, обслуженных всеми аэропортами Российской Федерации). Несмотря на некоторый спад в работе в 2009 г, обусловленным экономическими причинами, уже в 2010 г. превышены показатели 2008 г. практически на 16 %. В 2010 году общее количество пассажиров, обслуженных за 2010 год, составило 51 млн., из них - Домодедово 22,3 млн., Шереметьево 19,3 млн., Внуково 9,5 млн. Рост общего количества воздушных судов, обслуженных Московским центром управления воздушным движением в 2010 году составил 14% по отношению к 2009 году, а к 2008 году – около 6%. Количество взлетно-посадочных операций совершенных с 2000 по 2010 гг. возросло с 230 до 555 тысяч. Вместе аэропорты узла обслуживают более 150 авиакомпаний, из которых около 65 % - зарубежные перевозчики, около 35 % - перевозчики России. В обеспечении работы Московского авиационного узла занято около 55 тыс. чел.
В период с 2006 – по 2011 год на развитие аэропортов направлены значительные государственные и частные инвестиции. Их суммарный объем составляет свыше 170 млрд. рублей. Из них около 23 % (40 млрд. руб.) средства федерального бюджета, остальная сумма – привлеченные инвестиции. В целом за 6 лет на 1 рубль федеральных бюджетных средств привлечено 3,3 рубля дополнительных инвестиций. Современное состояние аэропортов обеспечивает предельную пропускную способность порядка 65 миллионов пассажиров в год, что позволяет обеспечить текущие потребности в перевозках пассажиров и грузов. Текущая предельная пропускная способность Московской воздушной зоны составляет 600 тысяч взлетно-посадочных операций в год.

2 Московская воздушная зона Всего аэродромов 21 Аэродромов гражданской авиации 5 Аэродромов совместного базирования 1 Аэродромов государственной авиации 12 Аэродромов экспериментальной авиации 3 Запретных зон 7 Зон ограничений полетов 42 Протяженность маршрутов ОВД, км 4250 В пределах Московской области размещается гражданские аэродромы (Внуково, Домодедово, Шереметьево, Быково и др.) и аэродромы государственной и экспериментальной авиации (Ступино, Клин, Кубинка, Чкаловский, Раменское, Луховицы и др.). 2

4 Показатели работы аэропортов Московского авиационного узла Обслужено пассажиров в 2010 г., млн. пасс. В аэропортах Московского авиационного узла обслужено в 2010 году 51,1 млн. пассажиров 4

5 Обслуживание пассажиров в аэропортах Московского авиационного узла млн. обслуженных пассажиров 60 51, ,4 43,3 41, ,6 33, ,1 19,1 20,6 23,6 27, Внуково Домодедово Шереметьево 5

6 Инвестиции в аэропорты Московского авиационного узла, в целом В аэропорты Московского авиационного узла в годах инвестировано млн. руб млн. руб. 77% млн. руб. 23% федеральный бюджет прочие инвестиции В годах на 1 рубль бюджетных средств привлечено 3,3 рубля дополнительных средств 6

7 Инвестиции в аэропорты Московского авиационного узла в гг., млн.руб. Внуково Шереметьево % % % % 1 : 3,3 1 : 4,8 Домодедово % % федеральный бюджет прочие инвестиции 1 : 1,7 7

9 Развитие аэропортов Московского авиационного узла Развитие Московского авиационного узла подразумевает создание крупнейшего в Европе конкурентоспособного авиационного узла Основные направления: наземная аэродромная инфраструктура организация воздушного движения внешняя транспортная инфраструктура транспортная безопасность совершенствование работы государственных контрольных и надзорных органов 9

10 Прогноз обслуживания пассажиров в аэропортах Московского авиационного узла до 2020 г. Прогноз (пессимистический) сформирован из расчета 5,6% среднегодового прироста количества обслуживаемых пассажиров млн. чел. 10

11 Основные ограничения пропускной способности наземной инфраструктуры Недостаточное количество независимых взлетно-посадочных полос Ограничения пропускной способности взлетно-посадочных полос, обусловленные недостаточным развитием магистральных рулежных дорожек и скоростных рулежных дорожек Недостаточное количество современной наземной техники 11

12 Ограничения развития Московской воздушной зоны Большое количество близко расположенных аэродромов, полѐты на которых не могут быть независимыми и требуют взаимной координации Нерациональная структура воздушного пространства Московской воздушной зоны Необоснованно большие запретные зоны и зоны ограничения полетов, а также зоны аэродромов государственной и экспериментальной авиации Устаревшие технические средства навигации и УВД Неэффективные процедуры планирования потоков, не позволяющие сглаживать пиковые нагрузки 12

15 Основные нормативно-правовые акты по транспортной и авиационной безопасности Воздушный кодекс Российской Федерации Федеральный закон "О транспортной безопасности" Положение о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства Постановление Правительства России от "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)" Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств Порядок получения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками информации по вопросам обеспечения транспортной безопасности Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам" 15

16 Развитие МАУ в долгосрочной перспективе К 2030 г. возможности роста объема обслуживания в аэропортах Московского авиационного узла будут ограничены пропускной способностью воздушного пространства и наземной инфраструктурой. Возможные зоны размещения новых аэропортовых комплексов Шереметьево Внуково Домодедово 16

18 млн. руб Инвестиции в аэропортах МАУ годы - всего В том числе 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год План 2011 год Внуково, всего: , , , , , , ,3 федеральный бюджет , , , , , , ,7 внебюджетные источники ,6 896, , , , , ,6 Домодедово, всего: , , , , , , ,0 федеральный бюджет , , , ,5 604, , ,0 внебюджетные источники , , , , , ,0 863,0 Шереметьево, всего: , , , , , , ,1 федеральный бюджет ,4 100, , , , , ,1 внебюджетные источники Итого МАУ , , , , , , , , , ,6 18

19 Пропускная способность элементов аэропортов без учета строительства новых ВПП Прогноз объемов перевозок приведен в соответствии с бизнес-планами рассматриваемых аэропортов по базовому сценарию. млн.пасс/год Аэропорт Внуково АВК 8, ВПП Объем перевозок 7,7 11,7 23,4 Домодедово АВК ВПП Объем перевозок 18,6 30,5 55 Шереметьево АВК ВПП Объем перевозок 14,8 23,8 38 ИТОГО АВК 42,5-47, ВПП Объем перевозок 41, ,4 Примечание: Красным выделены критические состояния прогнозируемые объемы перевозок не обеспечены пропускными способностями АВК и/или ВПП. 19

21 Пропускная способность аэровокзальных комплексов Расчетная пропускная способность аэровокзальных комплексов аэропортов МАУ, млн. пасс: Аэропорт Пропускная способность АВК Пропускная способность ВПП При работе одной ВПП При работе двух ВПП Внуково 15 13,3 17,7 Домодедово 21 19,9 (23,3) 39,8 (43,2) Шереметьево 33 19,0 25,3 Пропускные способности ВПП и АВК в аэропорту Внуково сбалансированы. Пропускная способность двух ВПП в аэропорту Домодедово в 2 раза превышает пропускную способность АВК. В аэропорту Шереметьево имеются резервы пропускной способности АВК. 21

22 Взлетно-посадочные операции в аэропортах Европы ВПП Пасс/ВПП Хитроу 2 (незав) Шарль де Голь 4 (нз\зав) Франкфурт-на- Майне 3 (зав) Мюнхен 3 (незав) Домодедово 2 (незав) Шереметьево 2 (зав) Внуково 2 (зав) ВСЕГО по 3 аэропортам 6 (4,66) Примечание: Количество ВПП=4,66 приведено с учетом зависимости ВПП и влияния литерных рейсов 22

23 Пропускная способность аэропортов Домодедово и Хитроу Хитроу 65,8 млн. пассажиров в год 455 тыс. взлетов/посадок в год Домодедово 22,3 млн. пассажиров в год 194 тыс. взлетов/посадок в год 23

24 Прогноз обслуживания пассажиров в аэропортах Московского авиационного узла до 2020 г. Прогноз (пессимистический) составлен из расчета 5,6% среднегодового прироста количества обслуживаемых пассажиров млн. чел. 83,4 88,1 51,1 54,0 57,0 60,2 63,5 67,1 70,9 74,8 79,0 24

25 Объем денежных средств, направленных ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" на модернизацию ЕС ОрВД в гг, план на 2011г п/ п млн. руб. Всего (план) 1. ВСЕГО направлено на модернизацию, в том числе: , За счет собственных средств , За счет средств федерального бюджета 3 824, Расходы по Программе деятельности предприятия по статье "Перечень капитальных вложений" за счет собственных средств ФЦП "Модернизация ЕС ОрВД" ФБ Собственные средства

Московский авиационный узел — система аэропортов Москвы и Московской области.

Основными элементами являются три международных аэропорта: Внуково (один из двух в пределах административных границ Москвы), Домодедово и Шереметьево. Вспомогательную роль играют также аэропорты Остафьево (с 1 июля 2012 г. вошел в административные границы Москвы), Чкаловский, Раменское.

Содержание

История

Советский период

Первый аэродром в Москве был создан на Ходынском поле в 1910 году, в 1926 он был назван Центральным аэродромом им. М. В. Фрунзе. Он использовался для выполнения испытательных полётов, тренировки пилотов и т. д., а также стал первым аэропортом Москвы: первые регулярные пассажирские международные авиарейсы в СССР начали совершаться с этого аэродрома в 1922 году в Кёнигсберг, а с 1923 выполнялись внутрисоюзные рейсы в Нижний Новгород.

С увеличением объёмов авиаперевозок в 1930-х годах началось строительство и оборудование новых аэропортов в Быково (1933), Тушино (1935) и Внуково (строительство с 1937, эксплуатация с 1941). В 1931 году на Центральном аэродроме было открыто первое в СССР здание аэровокзала, в 1936 году аэродром был реконструирован (в период реконструкции авиарейсы выполнялись из нового московского аэропорта Быково), а в 1938 году к аэропорту была подведена линия метро с одноимённой станцией.

С 1923 по 1970 год на месте нынешнего Филёвского бульвара существовал заводской аэродром ГКПНЦ им. Хруничева (вначале 22-го, потом 23-го завода, потом ЗИХ). В том же районе, на Москве-реке, находился и гидроаэродром.

В годы Великой отечественной войны аэропорты были переведены на обслуживание нужд вооружённых сил, после войны снова преобразованы в гражданские. В 1947—1948 годах большая часть авиарейсов была переведена с Центрального аэродрома в аэропорты Быково и Внуково. Кроме того, во второй половине 1940-х годов регулярные почтово-пассажирские и грузо-пассажирские авиарейсы выполнялись с аэродромов Остафьево и Люберцы (Жулебино) [1] .

Бурное развитие авиаперевозок во второй половине 1950-х и появление новых пассажирских лайнеров (в том числе реактивных) потребовало увеличения пропускной способности Московского авиаузла — в ближних пригородах были открыты два новых аэропорта, Шереметьево (1959) и Домодедово (1964). В 1980 году в аэропорту Шереметьево был открыт новый международный терминал.

В советское время между московскими аэропортами существовала четкая специализация: Шереметьево был международным, из Внуково выполнялись рейсы на южные курорты и в республики Закавказья, также здесь базировался правительственный авиаотряд; из Домодедово осуществлялись полеты в восточную часть страны — в Среднюю Азию, Сибирь и Дальний Восток; Быково же специализировалось на местных авиаперевозках. [источник не указан 223 дня]

Постсоветский период

В 1990-е годы в связи с резким сокращением объёма авиаперевозок (особенно, внутренних) загрузка всех аэропортов снизилась. Находившиеся в черте города аэропорты в Тушино и на Ходынском поле перестали выполнять пассажирские авиаперевозки ещё в советское время, а в 1990-е годы были закрыты окончательно. Территория Ходынского поля в середине 2000-х была застроена.

В настоящее время [когда?] доля аэропортов Московского авиаузла в общем объёме перевозок пассажиров в России составляет около 55 %. Аэропорт Домодедово в 2010 перевёз 22,254 млн пассажиров, Шереметьево — 19,329 млн, Внуково — 9,46 млн [2] . В глобальном масштабе это небольшие цифры — по суммарному пассажирообороту московский авиаузел (51 млн пассажиров в год) уступает каждому из десяти крупнейших аэропортов мира [3] .

В 2000 году на базе военного аэродрома вблизи подмосковной Щербинки был открыт гражданский аэропорт Остафьево — базовый аэропорт авиакомпании Газпромавиа.

Из-за того что с конца 1990-х годов прекратилось выполнение регулярных авиарейсов из аэропортов областей центра европейской части России (Тверская, Смоленская, Рязанская, Тульская, Калужская, Орловская, Владимирская области), жителям этих регионов ныне приходится пользоваться московскими аэропортами.

Начиная с 2010 года аэропорт Быково практически не функционирует.

Профили аэропортов

Существуют планы коренной реконструкции военного аэродрома Ступино (на юге Московской области) и создания там крупного грузового аэропорта. [4]

В 2011 году Росавиация разработала перспективную структуру организации воздушного пространства в московском авиационном узле, которая позволит увеличить пропускную способность столичных аэропортов в 2 раза. В частности, Домодедово сможет обслуживать 96 взлетно-посадочных операций в час вместо 45 в настоящее время, Шереметьево - 58 (вместо нынешних 35) и Внуково - 52 (вместо 32). [5]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Современное состояние и перспективы развития Московского авиационного узлаМин.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Современное состояние и перспективы развития Московского авиационного узлаМин.

Современное состояние и перспективы развития Московского авиационного узла
Министр транспорта Российской Федерации
И.Е. ЛЕВИТИН
Министерство транспорта Российской Федерации
28 марта 2011 года

Московская воздушная зона2 В пределах Московской области размещается гражданс.

Московская воздушная зона
2
В пределах Московской области размещается гражданские аэродромы (Внуково, Домодедово, Шереметьево, Быково и др.) и аэродромы государственной и экспериментальной авиации (Ступино, Клин, Кубинка, Чкаловский, Раменское, Луховицы и др.).
Всего аэродромов21
Аэродромов гражданской авиации5
Аэродромов совместного базирования1
Аэродромов государственной авиации12
Аэродромов экспериментальной авиации3
Запретных зон7
Зон ограничений полетов42
Протяженность маршрутов ОВД, км 4250

3Транспортная стратегия российской федерации на период до 2030 года Федераль.

Показатели работы аэропортов Московского авиационного узла 4Обслужено пассаж.

Показатели работы аэропортов
Московского авиационного узла
4
Обслужено пассажиров в 2010 г., млн. пасс.
В аэропортах Московского авиационного узла
обслужено в 2010 году 51,1 млн. пассажиров

Обслуживание пассажиров в аэропортах Московского авиационного узламлн. обслуж.

Обслуживание пассажиров в аэропортах Московского авиационного узла
млн. обслуженных пассажиров
5

В 2006 – 2011 годах на 1 рубль бюджетных средств привлечено 3,3 рубля дополни.

В 2006 – 2011 годах на 1 рубль бюджетных средств
привлечено 3,3 рубля дополнительных средств
23%
77%
федеральный бюджет
прочие инвестиции
6
Инвестиции в аэропорты
Московского авиационного узла, в целом

77%23%63%37%83%17%1 : 3,31 : 1,71 : 4,87федеральный бюджет прочие инвестицииИ.

77%
23%
63%
37%
83%
17%
1 : 3,3
1 : 1,7
1 : 4,8
7
федеральный бюджет
прочие инвестиции
Инвестиции в аэропорты Московского
авиационного узла в 2006-2011 гг., млн.руб.

Современное состояние аэропортов Московского авиационного узла 8

Современное состояние аэропортов
Московского авиационного узла
8

Развитие аэропортов Московского авиационного узла 9Развитие Московского авиа.

Развитие аэропортов Московского авиационного узла
9
Развитие Московского авиационного узла подразумевает
создание крупнейшего в Европе конкурентоспособного авиационного узла

Основные направления:
наземная аэродромная инфраструктура
организация воздушного движения
внешняя транспортная инфраструктура
транспортная безопасность
совершенствование работы государственных контрольных и надзорных органов

Прогноз обслуживания пассажиров в аэропортах Московского авиационного узла д.

Прогноз обслуживания пассажиров в аэропортах
Московского авиационного узла до 2020 г.
млн. чел.
10
Прогноз сформирован из расчета 5,6% среднегодового
прироста количества обслуживаемых пассажиров

Основные ограничения пропускной способности наземной инфраструктурыНедостато.

Основные ограничения пропускной
способности наземной инфраструктуры
Недостаточное количество независимых взлетно-посадочных полос
Ограничения пропускной способности взлетно-посадочных полос, обусловленные недостаточным развитием магистральных рулежных дорожек и скоростных рулежных дорожек
Недостаточное количество современной наземной техники
11

Ограничения развития Московской воздушной зоныБольшое количество близко расп.

Ограничения развития
Московской воздушной зоны
Большое количество близко расположенных аэродромов, полёты на которых не могут быть независимыми и требуют взаимной координации
Нерациональная структура воздушного пространства Московской воздушной зоны
Необоснованно большие запретные зоны и зоны ограничения полетов, а также зоны аэродромов государственной и экспериментальной авиации
Устаревшие технические средства навигации и УВД
Неэффективные процедуры планирования потоков, не позволяющие сглаживать пиковые нагрузки
12

Основные нормативно-правовые акты по транспортной и авиационной безопасности.

Основные нормативно-правовые акты по
транспортной и авиационной безопасности
15
Воздушный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон "О транспортной безопасности"
Положение о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства
Постановление Правительства России от 10.12.2008 № 940 "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)"
Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте
Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры
Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности
Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта
Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
Порядок получения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками информации по вопросам обеспечения транспортной безопасности
Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров
Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам"

90 км200 кмШереметьевоДомодедовоВнуковоРазвитие Московского авиационного узла.

90 км
200 км
Шереметьево
Домодедово
Внуково
Развитие Московского авиационного узла в долгосрочной перспективе
Возможные зоны размещения
новых аэропортовых комплексов
К 2030 г. возможности роста объема обслуживания в аэропортах Московского авиационного узла будут ограничены пропускной способностью воздушного пространства и наземной инфраструктурой.
16

Читайте также: