Модернизация в индии доклад

Обновлено: 02.07.2024

Опыт эволюционной демократической модернизации Индии

Модернизация в Индии началась с того, что после достижения независимости в 1947 году она выбрала демократическую форму государственного и общественного устройства. Становление демократических институтов в стране происходило в атмосфере политизации чрезвычайно фрагментированного общества. В колониальный период основным инструментом их создания был Индийский национальный конгресс (Конгресс), хотя не следует преуменьшать роль и других политических партий и организаций. Именно в их противоречивых взаимоотношениях и борьбе создавалась та основа, на которой развивалась политическая демократия в Индии, формировались идеи модернизации страны.

Важным, а может быть, и решающим моментом в определении демократического выбора было наличие политической воли у тех, кто возглавил независимую Индию. И здесь следует назвать первого премьер-министра страны Джавахарлала Неру — демократа до мозга костей. Он полагал, что построение общества на принципах демократии даст лучшие результаты, чем любая иная форма правления, и связывал с этим надежды на прогресс страны.

Для постколониальной Индии важнейшая цель демократического развития состояла в том, чтобы создать необходимые условия для нормальной жизни огромных масс населения, значительная часть которого находилась за гранью нищеты. Большим достижением индийской демократии стало построение фундамента гражданского общества. Сейчас в стране действуют тысячи неправительственных, общественных и частных организаций, связанных с жизненными интересами разных слоев и групп населения. Все они — и каждая в отдельности — способствуют формированию общественно-политического климата в стране. Этот процесс еще не охватил все слои населения, особенно низшие, но уже достиг той стадии, когда само общество в состоянии генерировать идеи и оказывать заметное влияние на политику и экономику.

Начало

Рубежным событием, определившим дальнейшее развитие страны по пути демократической модернизации, стала конституция Индии (1950 год). Индия учреждалась как суверенная демократическая республика с целью обеспечить всем ее гражданам социальную, экономическую и политическую справедливость, свободу мысли, выражения мнений, убеждений, вероисповедания, культов. Конституция запрещает дискриминацию по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола или места рождения, отменяет принцип неприкасаемости. Она гарантирует право собственности — ни один человек не может быть лишен имущества иначе, как по закону.

Введению в действие конституции предшествовало укрепление единства и территориальной целостности Индии. Правительству удалось преодолеть феодальную раздробленность страны почти на 600 княжеств, которые вошли в состав индийского государства, что способствовало росту политического авторитета Индии, стало важной предпосылкой развития демократических начал на территории бывших феодальных образований. Создание федеративного государства стало большим шагом на пути демократизации и модернизации государственного устройства.

В системе демократических институтов центральное место занимает деятельность парламента. За годы независимости Индии было проведено 15 выборов в нижнюю палату парламента, состоялись многочисленные выборы в законодательные собрания штатов. И в том и в другом случае в выборах принимало участие более 60% избирателей.

Одним из инструментов расширения демократии в Индии стали выборные органы местного самоуправления — городские корпорации (в крупных городах) и муниципалитеты, а в сельской местности — панчаяты. Последним принадлежит особая роль в приобщении жителей более 500 тысяч индийских деревень, в которых проживает более 70% населения страны, к демократическому управлению на местах. Однако на низовом уровне выборная демократия приживалась с большим трудом. Поэтому парламент в 1992 году принял поправки к конституции, которые обязали власти в штатах регулярно, через каждые пять лет, проводить выборы в деревенские панчаяты и муниципалитеты.

Демократия как таковая глубоко укоренилась в Индии, и никто не ставит под сомнение ее жизнеспособность и необходимость для дальнейшего развития общества.

Выбор пути развития

Начальный этап в развитии независимой Индии во многом был связан с деятельностью Конгресса в качестве правящей партии. После прихода правительства этой партии к власти возник вопрос, насколько оно сможет на практике осуществить социалистические идеи, которых ранее придерживались Неру и некоторые руководители партии.

 ind1.jpg

Важной частью всего процесса экономического развития Индии стало планирование. При этом был использован опыт Советского Союза. Конгресс заявил, что будет осуществлять планирование главных направлений жизни страны, что базовые предприятия должны находиться в руках государства и под его контролем. Одновременно широкое поле деятельности оставалось для частного предпринимательства, которое вместе с тем должно было учитывать цели, выдвигаемые государством. Все это получило свое выражение в первом пятилетнем плане (1951–1956).

Государственный капитализм — главный рычаг подъема экономики в 1950–1960-е годы.

Все основные программные документы правительства Индии 1950–1960-х годов подчеркивали важнейшую роль государства в строительстве национальной экономики. Пятилетние планы экономического развития страны (второй — 1956/1957–1960/1961 и третий — 1961/1962–1965/1966) были нацелены на ускоренную индустриализацию страны. Политика государственного капитализма и создание государственного сектора стали решающим фактором экономического развития Индии в этот период.

К середине 1960-х в государственном секторе были созданы основные предприятия тяжелой индустрии — черной и цветной металлургии, нефтехимии, тяжелого машиностроения, производства строительных материалов и электроэнергетики. Общий объем промышленного производства в 1948–1964 годах вырос в два с половиной раза.

И тем не менее к 1960 году доля государственного сектора в валовой промышленной продукции составляла всего 18%. Ограничивая деятельность частного капитала в отдельных отраслях экономики, государство одновременно обеспечивало заметное расширение частного предпринимательства, особенно крупного капитала. Так, с 1956-го по 1966 год 70 крупнейших корпораций получили более половины всей государственной помощи, выделенной частному сектору.

Индустриализация оказывала положительное влияние на ситуацию в сельском хозяйстве. Проведение аграрных реформ (хотя и ограниченных по масштабам и социально-экономической значимости) также способствовало капиталистическим преобразованиям в аграрной сфере. Значительно увеличилась площадь обрабатываемых земель, строились оросительные сооружения, дороги, животноводческие и семеноводческие фермы. К 1965 году валовая продукция сельского хозяйства выросла на 65%. Основной вектор аграрных реформ был направлен на удовлетворение интересов среднего и зажиточного крестьянства, против крупного помещичьего землевладения. В результате проведения политики самообеспечения, в том числе при помощи зарубежных стран, включая СССР, Индии в основном удалось избавиться от голода и массовых заболеваний.

Продолжение модернизации

В январе 1966 года во главе страны встала Индира Ганди — дочь Неру. В этот период активно проявили себя начавшиеся ранее центробежные процессы, усилилась децентрализация власти, быстрыми темпами происходило социально-экономическое и политическое расслоение общества. Окрепшие зажиточные слои в деревне и городе требовали для себя большего участия во власти, используя для этого местные ресурсы в штатах.

В этот же период были осуществлены первые мероприятия по реформированию индийской экономики, согласованные со Всемирным банком и другими международными финансовыми институтами. Они включали в себя девальвацию рупии, снятие многих ограничений на импорт, промышленное дерегулирование. Все это должно было сопровождаться помощью со стороны международных финансовых организаций и развитых стран. Это был определенный отход от прежней стратегии самообеспечения. Однако ожидаемый объем финансовых ресурсов не был получен. Более того, богатые страны резко снизили свой вклад в развитие Индии.

Эксперименты с реформами тогда не дали нужного результата. Поэтому политическое руководство Индии было вынуждено изменить курс с целью ослабить зависимость страны от иностранного капитала. Но девальвация рупии, рост цен на продовольствие и падение уровня жизни населения способствовали формированию в общественном сознании мнения, что правительство отходит от провозглашенных целей строительства общества социальной справедливости.

В стремлении укрепить свои позиции правительство под руководством Индиры Ганди в июле 1969 года приняло программу, которая предусматривала национализацию ряда крупных коммерческих банков и предприятий угольной промышленности, страхования, ликвидацию привилегий бывших правителей княжеств, введение ограничений на владение городской землей, реформу арендных отношений в деревне, мероприятия по ограничению власти монополий и концентрации экономической власти.

Оппозиция

При Индире Ганди Индия значительно продвинулась в своем развитии, но оппозиция критиковала ее за авторитарные методы правления ind2.jpg

При Индире Ганди Индия значительно продвинулась в своем развитии, но оппозиция критиковала ее за авторитарные методы правления

Индия нуждается в такой системе, продолжал Ваджпаи, при которой ничто не должно препятствовать инициативе личности, но в ее взаимоотношениях с обществом не должен причиняться ущерб человеческим ценностям. Такая цель может быть достигнута в децентрализованной экономике.

Против бедности

Получив в парламенте подавляющее большинство депутатских мандатов, правительство Индиры Ганди разработало программу ликвидации бедности как инструмента обеспечения социальной справедливости и экономического роста. Эта программа нашла свое выражение в пятом пятилетнем плане Индии (1974/1975–1978/1979), который, по мнению ряда экономистов, был новым словом в осуществлении индийских реформ. План предусматривал существенный рост сельскохозяйственного производства, повышение производительности малых и средних фермерских хозяйств, гарантированную занятость населения в сельской местности, развитие трудоемких малых производств в городах. Все это должно было сопровождаться улучшением образования, здравоохранения и продовольственного снабжения.

Но на деле осуществление этой программы столкнулось с огромными трудностями, в том числе в связи с засухой в 1972–1975 годах. Положение ухудшилось и из-за войны с Пакистаном (1971), которая привела к образованию Бангладеш, что сопровождалось наплывом миллионов беженцев в Индию. Затем последовал нефтяной кризис 1973–1974 годов. Все это оказало крайне негативное влияние на экономическую и политическую жизнь страны.

Чрезвычайное положение

26 июня 1975 года Ганди ввела в стране чрезвычайное положение, которое было одобрено парламентом, где большинство мест принадлежало ее партии. Был арестован ряд руководителей оппозиционных партий, запрещена деятельность некоторых религиозно-общинных и левоэкстремистских организаций, ограничена свобода печати. Оппозиционные партии осудили репрессивные действия властей, в первую очередь аресты многих участников движения неповиновения.

И тем не менее на выборах 1977 года Конгресс во главе с Индирой Ганди впервые потерпел поражение и потерял власть. Главными причинами этого были отход от прежней социальной политики и использование насильственных, антидемократических, авторитарных методов управления. Чрезвычайное положение подорвало престиж правящей партии.

Индийский синтез

Новый этап в политическом развитии Индии ознаменовался поиском иных путей развития. Однако пришедшее к власти коалиционное правительство Джаната парти (Народной партии), состояло из идеологически плохо совместимых политических группировок и поэтому было обречено на поражение.

В это время в стране возникли новые трудности, связанные с засухой 1979 года и резким повышением цен на нефть на мировом рынке, что привело к росту расходов на импорт энергетических ресурсов. Для выхода из создавшегося положения вновь пришедшее к власти в 1980 году правительство Конгресса вступило в переговоры с Международным валютным фондом (МВФ) с целью получения крупного кредита. Были оговорены условия его предоставления: либерализация импорта, ослабление контроля над ценами, дерегулирование промышленного производства в отдельных отраслях, развитие экспорториентированной индустрии, сокращение расходов в государственном секторе экономики, снижение налогов и т. д. Эта программа начала реализовываться в ноябре 1981 года. Однако еще до истечения срока, в мае 1984-го, ее выполнение было приостановлено, так как она не дала требуемого результата, а лишь привела к увеличению внешних долгов. К тому времени страна использовала 3,9 млрд из 5 млрд долларов, предусмотренных программой МВФ.

По оценке Всемирного банка, используемая Индией модель экономического развития в период, предшествовавший либерализации начала 1990-х годов, была достаточно успешной. Это нашло выражение не только в ликвидации угрозы голода и снижении уровня бедности, но и в создании диверсифицированной индустриальной базы, относительно крупного и развитого финансового сектора. В предреформенной Индии удавалось сохранять инфляцию на низком уровне, не допускать невыплат по иностранным долгам. Несмотря на высокую степень государственного регулирования, частный сектор стал важной частью экономики. Эти успехи, несмотря на их относительность, были достигнуты в условиях очень сложного общества, разделенного по этническому, лингвистическому и религиозному признакам. И все это осуществлялось демократически избранными правительствами.

За десятилетие (1980–1990) темпы развития Индии заметно ускорились, ежегодный рост ВВП составил в среднем 5,8%. К началу 1990-х в Индии была создана весьма стабильная политическая и экономическая система. Не без труда, но достаточно успешно она амортизировала толчки и удары, порой очень жесткие и болезненные, в разных сферах общественной, политической и экономической жизни. Эта система опиралась на такие базовые ценности, как демократия, политический плюрализм, смешанная экономика, социальная справедливость. Идеологические ориентиры этой системы ценностей были весьма размытыми, а иногда внешне даже противоречивыми. Но, может быть, именно в этих нечетких идеалах и была сила Индии, которая синтезировала в них как свои традиции, так и определенные достижения современного развития человечества.

Читайте также: