Модели бертрана и курно сравнительный анализ и взаимосвязь доклад

Обновлено: 01.06.2024

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!


экономические отношения, возникающие между субъектами олигополистического и дуополистического рынка, государством и другими фирмами в области производства, ценообразования, сбыта.

Целью нашей работы является изучение особенностей, преимуществ и недостатков модели Курно и модели Бертрана и их применение в современном мире.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть теоретические стороны моделей; рассмотреть особенности взаимодействия фирм на олигополистическом и дуополистическом рынках; рассмотреть современные виды олигополий и дуополий; проанализировать политику фирм в условиях олигополистического рынка печатных СМИ США и рынка электронных книг; рассмотреть олигополистический рынок сотовой связи Узбекистана, выявить его основные черты и рынок нетепродуктов России.

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИ КУРНО И МОДЕЛИ БЕРТРАНА

Модель Курно. Ее преимущества и недостатки.

Существует много моделей олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной, тем не менее, общую логику поведения фирм на этом рынке они объясняют. Первая модель дуополии была предложена французским экономистом Огюстеном Курно еще в 1938 г.

Его модель основывалась на следующих предпосылках:

на рынке присутствуют только две фирмы;каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем производства конкурента постоянными.

При описании состояния рыночного равновесия теория Курно не предполагает, что фирмы выберут именно эти объемы выпуска. Предполагается только, что если фирмы выберут такие объемы производства, то рынок будет находиться в состоянии равновесия.

Пример. Допустим, что на рынке действуют две фирмы: X и Y Как будет определять фирма X цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит

Две модели дуополистической конкуренции, представленные в предыдущих параграфах, имеют схожие посылки, но резко контрастируют по выводам. Согласно модели Курно, цена в условиях дуополии ниже монопольной цены, но выше цены в условиях совершенной конкуренции.

Согласно же модели Бертрана, дуополистической конкуренции достаточно для того, чтобы снизить цены до уровня предельных издержек, т.е. двух фирм хватает, чтобы установить цены на уровне совершенной конкуренции.

из них? Ответ на оба вопроса — разница, существующая между отраслями. Одни отрасли более реалистично описывает модель Курно, другие — модель Бертрана.

В частности, допустим, что фирмы должны принять решение о мощностях (либо объеме производства) вместе с решением о цене. В этом контексте хронология принятия решений (об объеме производства/мощностях и установлении цены) является определяющей в выборе либо модели Курно, либо модели Бертрана в качестве верной. Как мы видели в главе 4, игру с двумя стратегическими решениями следует моделировать как двухфазовую игру, причем долгосрочные решения принимаются в первой фазе, а краткосрочные — во второй. Фактически принятие краткосрочных решений (вторая фаза) происходит исходя из результатов долгосрочных (первая фаза).

Но если предположить, что решение об объеме производства является краткосрочным, в отличие от решения о цене, т.е.

Если мощности и объем производства можно легко изменить, то модель Бертрана точнее воспроизводит дуополистическую конкуренцию. В противном случае, дуопо- листическую конкуренцию точнее воспроизводит модель Курно.

На большинстве отраслей сложно изменять именно мощности. Другими словами, решения о мощностях или объеме производства являются, как правило, долгосрочными переменными, цены же устанавливаются в краткосрочной перспективе. К таким рынкам относятся рынки, на которых реализуются пшеница, цемент, сталь, автомобили и компьютеры. Возьмем, например, рынок видеоигр. В августе 1999 года компания Sony снизила цену на свою игровую приставку со 129 до 99 долларов. Через час после объявления об изменении цены на приставку Sony компания Nintendo выступила с заявлением

об аналогичном снижении цены на свою приставку77. В результате агрессивной ценовой политики компаний Sony и Nintendo серьезно повысился спрос на их продукцию. Действительно, в отпускной сезон 1999 года компания Nintendo даже не смогла полностью удовлетворить спрос. Эти события показывают, что в этой отрасли цены регулировать проще, нежели выпуск продукции, и модель Курно точнее воспроизводит поведение данного рынка.

Встречаются, тем не менее, ситуации, когда мощности, или по крайней мере объем производства, быстрее поддаются изменению, чем цены. Это, например, рынок программного обеспечения, страховая и банковская сферы.

Модель Курно

предложена французским экономистом Огюстеном Курно (O. Cournot) в 1838 г. на примере рынка минеральной воды.

Данная модель базируется на следующих основных предпосылках:

1) фирмы производят однородную продукцию;

2) фирмам известна кривая общего рыночного спроса;

3) фирмы принимают решения об объемах производства независимо друг от друга и одновременно, полагая объемы производства конкурентов неизменными и основываясь на критерий максимизации прибыли.

Пусть на рынке присутствует N фирм. Для простоты предположим, что фирмы имеют одинаковую технологию производства

основные выводы:

1. В равновесии Курно достигаются более высокие цены и меньшие объемы производства по сравнению с совершенной конкуренцией, что ведет к появлению чистых потерь в общественном благосостоянии.

2. Увеличение числа производителей в равновесии Курно ведет к снижению рыночной цены, увеличению общего объема производства при сокращении объемов производства действующих фирм, а соответственно ведет к падению их рыночной доли и прибыли. Таким образом, увеличение числа фирм в данной модели благоприятно сказывается на общественном благосостоянии, но может получить противодействие со стороны фирм, уже действующих на рынке. Примером такого противодействия может выступать введение различных сертификаций и обязательного лицензирования, деятельность профессиональных или отраслевых ассоциаций, а также различные меры экономического противодействия входу новых фирм на рынок.

3. При росте числа фирм, равновесие в модели Курно стремится к совершенно конкурентному и совпадает с ним при бесконечном числе фирм.

Таким образом, в случае если фирмы, действующие на рынке, имеют разные издержки на производство продукции, равновесные объем производства и цена в модели Курно зависят только от суммарных предельных издержек фирм, а не от соотношения затрат между фирмами, соотношение затрат определяет рыночную долю фирм.

В 1883 г. Бертран опубликовал обзор книги Курно с критикой его модели. Основная идея сводилась к тому, что в условиях однородности продукции логичнее ждать от фирм, действующих на рынке, конкуренции в ценах, а не в объемах производства . Действительно, фирма, снижая цену по сравнению со своими конкурентами, получает возможность значительно увеличить объем продаж своей продукции, а следовательно, имеет стимулы максимизировать получаемую прибыль через изменение цен на свою продукцию, а не объемов производства.

Таким образом, модель Бертрана основана на следующих предположениях:

1) на рынке продается однородная продукция, покупатели покупают продукцию у того производителя, который установит наименьшую цену, если цены устанавливаются одинаковые, то рынок делится между производителями поровну;

2) производители стремятся максимизировать прибыль, устанавливая соответствующую цену на свою продукцию и предполагая цены конкурентов неизменными;

3) остаточный спрос на продукцию производителей является падающей функцией от объема продаж.

В таком случае возможны следующие равновесные состояния.

1. Если предельные издержки всех производителей одинаковы, то равновесие устанавливается при цене, равной предельным издержкам, то есть на совершенно конкурентном уровне. Положительная экономическая прибыль при этом привлечет на рынок новых продавцов до тех пор, пока получаемая ими прибыль не станет равной нулю – в этом проявляется парадокс Бертрана: фирмы, обладающие рыночной властью в условиях олигополии, под воздействием ценовой конкуренции лишены сверхприбылей.

2. Если у одной из фирм имеется преимущество в издержках, тогда под воздействием ценовой конкуренции при условии, что данная фирма не ограничена в объемах производства, все остальные фирмы будут вытеснены с рынка, и данная фирма станет монополистом. Монопольное положение фирмы может привести к монопольному ценообразованию, что приведет к росту цены выше установившегося в результате ценовой конкуренции уровня. Это, в свою очередь, может привлечь на рынок новые фирмы и привести вновь к ценовой конкуренции. В итоге, равновесие, достигаемое в данном случае, является неустойчивым: цена подвержена циклическим колебаниям. Выходом для фирмы, обладающей преимуществом в издержках, в таких условиях может быть реализация стратегии препятствования входу на рынок новых фирм, например, через создание себе репутации жесткого конкурента и постоянное вытеснение фирм, пытающихся войти на рынок.

3. В случае если производственные мощности фирм являются ограниченными, цены в результате конкуренции могут сложиться на уровне, превышающем предельные издержки, действующих на рынке фирм. Если фирмы достигли предела загрузки производственных мощностей, у них возникают стимулы к повышению цены выше установившегося уровня, что, в свою очередь, ведет снова к ценовой конкуренции.

Модель Бертрана демонстрирует стимулы фирм к координации своих действий через заключение каких-либо соглашений о ценовой политике для того, чтобы избежать ценовой конкуренции. Действительно, соглашение об установлении единой цены на монопольном уровне вело бы к максимизации совокупной прибыли фирм. Вместе с тем данная модель демонстрирует и наличие стимулов к нарушению подобных соглашений.

Читайте также: