Модель здравоохранения в российской федерации доклад

Обновлено: 20.05.2024

К государственной системе здравоохранения относится Минздрав Российской Федерации, Минздрав составляющих ее республик, здравоохранительные органы автономных областей, академия медицинских наук, госкомитет санэпидстанций РФ. Все эти государственные структуры осуществляют реализацию политики здравоохранения нашего государства, выполняют всевозможные программы по улучшению здравоохранения и занимаются развитием медицинских наук.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Система здравоохранения России. 4
Глава 2. Современное состояние здравоохранения в России. 6
2.1 Демографическая ситуация. 6
2.2 Финансовое обеспечение здравоохранения. 8
Глава 3.Развитие системы здравоохранения России. 12
Глава 4. Проблемы и перспективы развития здравоохранения в России. 14
4.1 Проблемы развития здравоохранения. 14
4.2 Перспективы развития здравоохранения. 16
Заключение. 18
Список использованной литературы. 19

Файлы: 1 файл

Здравоохранение.doc

Глава 1. Система здравоохранения России. . . 4

Глава 2. Современное состояние здравоохранения в России. . 6

2.1 Демографическая ситуация. . . 6

2.2 Финансовое обеспечение здравоохранения. . . 8

Глава 3.Развитие системы здравоохранения России. . 12

Глава 4. Проблемы и перспективы развития здравоохранения в России. 14

4.1 Проблемы развития здравоохранения. . . 14

4.2 Перспективы развития здравоохранения. . . 16

Список использованной литературы. . . 19

Системы здравоохранения играют ведущую роль в формировании, укреплении, сохранении и восстановлении здоровья населения между всеми секторами общества. Глобальные изменения в различных сферах жизнедеятельности, новые вызовы здоровью и безопасности людей обусловливают необходимость постоянного внимания к проблемам здоровья, реформирования и совершенствования системы его охраны. В современных условиях осуществляется последовательная работа по улучшению качества систем здравоохранения и их дальнейшего развития. Процесс реформ имеет поэтапный характер и позволяет совершенствовать работу различных звеньев и уровней здравоохранения, улучшать технологии предоставления медицинской помощи, внедрять новые организационные формы, накапливать необходимые ресурсы.

Международные организации уделяют значительное внимание вопросам сбора и обобщения информации об организации и занятости национальных систем здравоохранения с целью распространения лучшего опыта и развития международного сотрудничества. ВОЗ действует в качестве управляющего и согласовывающего органа в международной деятельности по охране здоровья, способствует сотрудничеству между профессиональными и научными группами, участвующими в развитии дела здравоохранения, предоставляет информацию, советы и помощь в этой сфере.

Деятельность отрасли здравоохранения страны во многом зависит от особенностей исторического, политического, социоэкономического и культурного развития. Поэтому анализ здоровья и системы его охраны проводят с учетом именно этих данных.

Глава 1. Система здравоохранения России

Здравоохранительная система - это система отношений, целью которой является обеспечение охраны здоровья граждан. В наши дни существует 3 основные системы здравоохранения РФ: государственная, муниципальная и частная. И все как одна нуждаются в кадровых ресурсах, финансировании, информации, оборудовании и материалах, в транспорте, коммуникации, в добросовестном и рациональном управлении. Ответственность за развитие здравоохранительных систем несет правительство. Также принято, что стремительный рост качества медобслуживания и его справедливое оказание является панацеей от нищеты и безработицы. Важно обратить внимание на тот факт, что не только бедные страны страдают от слабо развитой здравоохранительной системы - встречаются и богатые государства, которые содержат огромные группы граждан, лишенных возможности к полному медобслуживанию, ввиду с несправедливым устройством соцзащиты малоимущих граждан.

Государственная система здравоохранения РФ. К государственной системе здравоохранения относится Минздрав Российской Федерации, Минздрав составляющих ее республик, здравоохранительные органы автономных областей, академия медицинских наук, госкомитет санэпидстанций РФ. Все эти государственные структуры осуществляют реализацию политики здравоохранения нашего государства, выполняют всевозможные программы по улучшению здравоохранения и занимаются развитием медицинских наук. Государственная система здравоохранения также содержит в себе находящиеся в собственности государства НИУ и ЛПУ, образовательные учреждения, фармацевтические организации, аптеки, учреждения судмедэкспертизы и санитарной профилактики, службы МТО, предприятия по изготовлению лекарственных препаратов и медицинской техники.

Помимо этого, государственная здравоохранительная система содержит все вышеперечисленные учреждения, предприятия и организации, которые создаются ведомостями, министерствами и госпредприятиями республик, составляющих Российскую Федерацию.

Все эти предприятия, организации и учреждения государственной здравоохранительной системы числятся юридическими лицами. Они действуют в строгом соответствии с законом РФ и республик, находящихся в федеративном составе, с правовыми актами автономных округов, областей, краев, нормативными актами Минздрава России, республик и здравоохранительных органов автономных округов, областей, краев и городов московской и ленинградской области.

Муниципальная система здравоохранения РФ. К муниципальной системе здравоохранения относят здравоохранительные органы, которые находятся в собственности муниципальных районов, НИУ и ЛПУ, аптеки, фармацевтические организации, учреждения судмедэкспертизы и образования. Все эти структуры являются юридическими лицами и действуют в строгом соответствии с настоящими законодательными актами РФ и республик, находящихся в федеративном составе, с правовыми актами автономных округов, областей, краев, нормативными актами Минздрава России, республик и местных органов здравоохранения.

Муниципальные здравоохранительные органы отвечают за санитарно-гигиеническую осведомленность населения, за обеспечение неограниченного доступа граждан к полному объему социально-медицинской помощи, за процесс развития муниципальной здравоохранительной системы. Также муниципальные органы здравоохранения обязаны контролировать качество оказания социально-медицинской и лекарственной помощи организациями, учреждениями и предприятиями государственной, муниципальной и частной здравоохранительной системы.

Деятельность организаций, учреждений и предприятий муниципальной системы здравоохранения финансируется бюджетными средствами любого уровня, которые выделены на охрану здоровья граждан. Могут использоваться и другие источники финансирования, не запрещенные законодательством РФ.

Частная система здравоохранения РФ. К частной системе здравоохранения относят аптеки, ЛПУ, имущество которых - частная собственность, и лица, которые занимаются частным фармацевтическим производством и медицинским обслуживанием.

Частная здравоохранительная система содержит НИУ и ЛПУ, аптеки и учреждения образования, которые были созданы частными организациями, предприятиями, учреждениями, физическим лицом и общественными организациями. Финансирование происходит за счет частных средств, не бюджетных!

Учреждения частной системы здравоохранения действуют в соответствии с законом РФ и республик, которые находятся в федеративном составе, с правовыми актами автономных округов, областей, краев, нормативными актами Минздрава России, республик и здравоохранительных органов автономных округов, областей, краев и местных органов здравоохранения.

Глава 2. Современное состояние здравоохранения в России

2.1 Демографическая ситуация

Постперестроечный период в России ознаменовался демографической катастрофой. По настоящее время демографическая ситуация пока еще остается неблагоприятной. Сокращение численности населения, начавшееся в 1992 году, продолжается. Однако темпы уменьшения численности населения в последние годы существенно снизились. Снижение темпов сокращения численности населения обеспечено главным образом увеличением рождаемости и снижением смертности. В 2010 г. был остановлен процесс сокращения численности населения. По данным Росстата в 2012 году численность населения России впервые увеличилась и на первое полугодие 2013 г. составила 143,3 млн. человек. (Рис.1).

Рис.1. Численность населения России 1990-2013 гг., в млн. ч.

Но ситуация с демографией по-прежнему вызывает опасение: если в нашей стране за одну минуту рождается три человека и умирает четыре, то в Китае за ту же минуту рождается 38, умирает 16, в США, соответственно, 8 и 4, в Африке 8 и 3. В Индии в минуту фиксируется 48 рождений и 17 смертей, в Пакистане - 10 и 3. Правда, в Европе и Японии прирост населения нулевой: рождается столько же, сколько и умирает.

После распада СССР здоровье населения России стремительно ухудшается. Ежегодно в Российской Федерации регистрируется более 200 млн. различных заболеваний; основными из них являются болезни органов дыхания (26%), болезни системы кровообращения (14%), органов пищеварения (8%). В последние годы в результате активной политики государства наметилась устойчивая тенденция к снижению осложнений и смертности от социально значимых заболеваний. В 2014 году по сравнению с 2013 годом показатель смертности снизился: от болезней системы кровообращения – с 729 до 666,4 случая на 100 тыс. населения, от новообразований (в том числе от злокачественных) – с 202,6 до 200,6 случая на 100 тыс. населения, от туберкулёза – с 11,3 до 10,4 случая на 100 тыс. населения, уровень младенческой смертности – с 8,3 до 7,6 случая на 1 тыс. родившихся живыми.

Уже сейчас увеличилась продолжительность жизни практически на год (на 0,8 года) и составила по результатам 8 месяцев 71,6, а была 70,8.

Это неверно. Во-первых, данные по ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) предоставляются официально Росстатом только по итогам года. Во-вторых, этот показатель зависит от смертности населения. Как следствие ОПЖ может расти только в том случае, если смертность падает. На сайте Росстата опубликована информация о количестве смертей от всех причин в период январь — август 2014 г. (за 8 месяцев).

Видно, что за восемь месяцев 2014 и 2013 годов общий коэффициент смертности (ОКС) в России равен соответственно: 1310,0 и 1322,8 на 100 тысяч человек. По итогам 2013 года величина ОКС равнялась 13,05. С достаточной точностью можно предположить, что по итогам 2014 года величина ОКС будет равняться 12,92. Таким образом, по итогам 2014 года ожидаемая продолжительность жизни в лучшем случае будет равняться 71 году, а не 71,6, то есть возрастет только на 0,2, а не на 0,8 года, или в четыре РАЗА МЕНЬШЕ, чем было заявлено в докладе министра.

2.2 Финансовое обеспечение здравоохранения

В современном мире финансовое обеспечение здравоохранения осуществляется за счет бюджетных источников, средств работодателей, средств населения. Доля каждого из них в общем объеме средств, выделяемых обществом на здравоохранение, предопределяет модель финансирования отрасли. В настоящее время имеются три такие модели.

  1. Бюджетно-страховая модель. В рамках ее здравоохранение финансируется из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств. Это наиболее распространенная модель. Она используется большинством развитых стран (Германия, Франция, Швеция, Италия и др.).
  2. Бюджетная модель. Финансирование осуществляется главным образом за счет бюджетных средств (Великобритания).
  3. Предпринимательская модель, в рамках которой финансовое обеспечение осуществляется за счет продаж населению медицинскими учреждениями медицинских услуг и за счет средств фондов добровольного медицинского страхования (США).

До 1991 г. в нашей стране в финансировании здравоохранения действовала бюджетная модель. Главным источником финансовых ресурсов, направляемых на здравоохранение, были бюджетные средства. Доля их в общем объеме средств составляла примерно 85%. Эти средства передавались в основном медицинским учреждениям, подведомственным Министерству здравоохранения.

Вторым источником финансовых ресурсов были средства ведомств и подведомственных им предприятий. Доля этих средств составляла примерно 15%. Эти средства передавались ведомственным медицинским учреждениям.

Третьим источником финансовых ресурсов были средства населения. Их доля была крайне незначительна, так как население оплачивало лишь зубопротезирование и в небольшом объеме некоторые платные, в основном не жизненно важные медицинские услуги.

С введением обязательного медицинского страхования (ОМС) в финансировании здравоохранения в России появились новые источники. Таким образом, источниками финансовых ресурсов стали:

Здравоохранение — отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, сохранение и повышение его уровня здоровья.
Представляет собой совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья. Для осуществления этих мер создаются специальные социальные институты.

Содержание

Система здравоохранения: поиск модели для России …………………..3
Список использованных источников …………………………………. 18

Работа содержит 1 файл

реферат - система здравоохранения.doc

Система здравоохранения: поиск модели для России …………………..3

Список использованных источников …………………………………. 18

Система здравоохранения: поиск модели для России

Здравоохранение — отрасль деятельности государства , целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, сохранение и повышение его уровня здоровья.

Представляет собой совокупность мер политического , экономического , социального , правового , научного , медицинского , санитарно-гигиенического , противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека , поддержание его долголетней активной жизни , предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья . Для осуществления этих мер создаются специальные социальные институты .

Понятие системы здравоохранения

Для анализа системы здравоохранения и выявления общих подходов к ее развитию необходимо уточнить основные методологические вопросы, ответы на которые определяют цели и задачи здравоохранительной политики и выбор методов их достижения.

Во-первых, что понимается под системой здравоохранения, какие виды деятельности и институты она включает. Существуют различные точки зрения на понимание того, что представляет собой система здравоохранения. В соответствии с этим, система здравоохранения – это:

Таким образом, понимание того, что представляет собой система здравоохранения может быть различным. Однако чаще всего речь идет о медицинской помощи, и это не случайно, так как бы не рассматривалась система здравоохранения — более узко или более широко, оказание медицинской помощи остается – ее основой. Обеспечение доступа к медицинской помощи вместе с развитием систем здравоохранения стало задачей не только социальной, но и политической.

Поэтому принципиальной задачей системы здравоохранения является обеспечение:

  • права на охрану здоровья;
  • возможности гражданам получить достойную медицинскую помощь качественно и своевременно.

Понимание охраны здоровья как системы требует реализации комплексного подхода в здравоохранительной политике. Достаточно часто речь идет о ее отдельных элементах, например об организации медицинских учреждений или используемых способах финансирования. Это связано и с традиционным административным делением: обычно в Министерстве здраво-охранения существуют отдельные подразделения, занимающиеся этими вопросами. Но такой подход игнорирует реальную ситуацию, в которой здравоохранение развивается как комплексная система, где каждый элемент играет свою роль, но при этом неразрывно связан с другими. Это тем более важно в современных условиях, когда все большее внимание уделяется обще-му функционированию системы здравоохранения с акцентом на результат, удовлетворение потребностей потребителя и высокое качество обслуживания.

В целом, система здравоохранения призвана решать крупные стратегические задачи развития страны и, прежде всего, укреплять физическое и социальное благополучие граждан и удовлетворять растущие потребности в медицинской помощи. Здравоохранение призвано внести свой вклад в формирование производственного потенциала общества, обеспечивая необходимое воспроизводство трудовых ресурсов.

Во-вторых, в основе построения каждой системы лежат определенные принципы, которые в конечном итоге определяют ее структуру, цели и задачи, позволяют оценить результат работы.

К общим принципам системы здравоохранения относят:

  • государственный характер — выделение из государственного бюджета средств на здравоохранение, плановость, развитие материально-технической базы, кадровое обеспечение и финансирование здравоохранения;
  • бесплатность и общедоступность;
  • профилактическая направленность:

- организация социально-экономических и медицинских мероприятий по предупреждению заболеваемости;

- контроль за соблюдением гигиенических норм и правил;

- санитарное просвещение и формирование здорового образа жизни;

- широкий охват населения динамическим наблюдением;

  • единство науки и практики, лечения и профилактики;
  • преемственность в оказании медицинской помощи;
  • общественный характер;
  • интернационализм.

Одним из основополагающих принципов в здравоохранении является такая категория как доступ.

Под доступом понимается возможность гражданином получить необходимый набор медицинских услуг в соответствии с потребностью. Доступ имеет различные аспекты, среди которых обычно выделяют территориальный, финансовый и культурный. При этом даже если в стране поставлена политическая задача обеспечить всеобщий доступ населения, ее практическое воплощение может столкнуться с серьезными трудностями: существуют барьеры, которые препятствуют ее реализации.

Модель системы здравоохранения в России

Осознание обществом роли и места здравоохранения в обеспечении здоровья и благополучия людей обусловливает поиск его эффективных моделей во многих странах мира. В настоящее время в мире насчитывается более 200 стран, обладающих собственными системами здравоохранения с разной степенью развития и спецификой. Все эти модели систем здравоохранения, отличаются целями, ценностями, соотношением отдельных ее элементов. Тем не менее каждая из этих систем основана на трех базовых принципах, а именно: поддержание здоровья населения, лечение заболеваний, оказание финансовой поддержки по оплате медицинских услуг.

Государственная система здравоохранения эффективно работает только при условии достаточных ресурсов. Вместе с тем система, основанная на принципах страховой медицины, существующая в большинстве европейских стран и охватывающая 70-100% населения, хорошо функционирует в условиях различного финансового обеспечения. Частная система здравоохранения является результативной лишь преимущественно для зажиточных групп населения.

Главной целью любой модели системы здравоохранения, как и государства и общества в целом, является обеспечение доступности и качества медицинской помощи или медицинских услуг, то есть совокупности характеристик, подтверждающих соответствие предоставленной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента, современному уровню развития медицины. В основе политики здравоохранения лежит соблюдение паритета интересов между моральным императивом, включающим солидарность и социальную справедливость, с одной стороны, и бюджетно-финансовым императивом - с другой. При нарушении подобного паритета возникает конфликт интересов.

Для того чтобы более наглядно определить, к какой из моделей тяготеет Россия, приведем краткий сравнительный анализ характерных особенностей каждой из этих моделей (табл.1).

Склонность к моно-полизму и как резу-льтат снижение ка-чества медицинских услуг.

Большинство кли-ник – государст-венные.

Большинство вра-чей – госслужа-щие.

Страховые взносы предпринимателей (отчисления от до-ходов).

Заработки трудя-щихся (отчисления из заработной пла-ты).

Возможность выбо-ра врача и клиники застрахованным лицом.

Зачастую несоблюде-ние принципа взаи-много дополнения ОМС и ДМС. Использование принципа солида-рности.

Большинство кли-ник стремятся к частному капита-лу.

Правительственные программы для по-жилых, безработ-ных, неимущих и некоторых групп инвалидов.

Частное финанси-рование (граждане).

Поиск оптимальной модели здравоохранения любой страны и обоснование принципов ее построения предусматривают критический анализ существующей системы.

В России медицинское страхование осуществляется в двух формах – обязательной и добровольной. Обязательное медицинское страхование (ОМС) обеспечивает всем гражданам РФ получение бесплатной медицинской и лекарственной помощи в объемах и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. В основе ОМС лежат несколько базовых принципов, а именно:

Ныне действующая в России модель обязательного медицинского страхования разработана в 1993 году. Тогда были созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, формирующие современную структуру системы обязательного медицинского страхования в России (рис. 1).

Читайте также: