Доклад о исполнителе который участвовал в конкурсах

Обновлено: 09.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ко́нкурс ( лат. concursus ) — соревнование , процесс определения самого лучшего претендента на победу. История конкурсов исходит из глубокой древности, но до наших дней конкурсы остаются важной формой выявления лучших из лучших в какой-либо сфере деятельности.

Конкурс – это всегда напряжение, затрата творческих сил и, конечно же, финансовые затраты. Каждый конкурс имеет свою цель и задачи, и педагог, подготавливающий ребенка к конкурсу, обязан знать и понимать эти задачи. Победы и участие детей в конкурсах являются яркими показателями качества образования.

Сегодня, творческое развитие детей должно быть направлено на их самореализацию, особенно в младшем школьном возрасте, когда ребенок еще только вступает на первую образовательную ступень и не знает, что для него важно, какова цель его обучения, что может и умеет делать лично он. Поэтому на сегодняшний день творческое развитие школьников в дополнительном образовании становится актуальным в качестве условия для их самореализации. А это значит, что основной упор должен быть не просто на развитии творческих способностей детей, но на развитии личности, способной к саморазвитию, познанию себя и своих возможностей. Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка.

Конкурсная деятельность оказывает огромное влияние на творчество юных исполнителей. Организация конкурсного движения и привлечение обучающихся к активной конкурсной и концертной деятельности являются одной из составляющих системы образовательного процесса ДШИ. Создаются условия для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность на данный момент еще не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Это является одним из главных направлений работы преподавателя.

Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы как учащихся, так и преподавателей ДШИ. Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими детьми в соревновательной форме.

Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью обучения и воспитания учащихся, оказывает благотворное влияние на развитие музыкально-эстетических вкусов, способствует развитию гармоничной личности. Приоритетное направление конкурсной деятельности – развитие музыкальной культуры, укрепление традиций, поиск новых возможностей в исполнительском искусстве.

Очень важно вовлечение в этот процесс родителей, которые непременно должны включиться в этот процесс. Исходя из своего личного опыта, я могу выявить три ситуации. Рассмотрим первую из них: и родители и ребенок одинаково высоко заинтересованы в развитии творческого потенциала. Казалось бы, что может быть лучше? Однако тут существуют нюансы, например, у родителей изначально поставлены высокие цели, такие, как призовые места, начиная с первых выходов на конкурсную сцену, а ребенок, в силу недостаточности опыта просто на данный момент этим требованиям не соответствует. Здесь важна работа именно с родителями, необходимо также, как и ребенку, донести, что сразу ничего не бывает, и что именно регулярная работа ВОЗМОЖНО(!) может принести какие-то плоды.

Возможна и такая ситуация: ребенок хочет и готов прикладывать усилия, а родители зациклены на учебе в общеобразовательной школе. Здесь понять родителей можно, ведь все мы знаем какая нагрузка сейчас у детей в основной школе и какие высокие требования. А если учесть, что далеко не все конкурсы уровня выше школьного проводятся в выходные дни, то тревоги родителей вполне обоснованы. То есть ребенок вынужден пропускать занятия в общеобразовательной школе, что не может не тревожить современных родителей. В этом случае можно провести работу с самим ребенком. Нужно постараться помочь ему правильно и грамотно распределить свое время, чтобы успевать подготовиться к обеим школам.

И, наконец, третья ситуация: родители очень хотят участия в конкурсах и каких-то результатов, а ребенок не проявляет абсолютно никакого стремления и интереса в эту сторону. В этом случае можно попробовать объединить усилия с родителями вместе пытаться пробудить этот интерес различными способами. Это, например, выступления на концертах малого масштаба для начала.

Участие в конкурсах дает учащимся возможность проверить свою компетентность и конкурентоспособность, приобретая бесценный опыт публичных выступлений. Как ни парадоксально, поражение тоже может стимулировать к личностному росту. Это во многом зависит от взрослых, руководителей участников. Необходимо найти нужные слова, оптимистично рассмотреть все минусы и помочь приобрести ребенку позитивный опыт. В первую очередь нужно дать понять ребенку, что конкурс – это в первую очередь не способ выигрыша, а возможность научиться чему-то новому на наглядном примере других участников. Часто бывает, что успех приходит не сразу, и у ребенка появляется страх перед поражением. Тут важно научить его извлекать выгоду из своей неудачи, научить получать опыт из этого. Что-то он возьмет, что-то пригодится, конечно же не все. Здесь важно чувство меры, чтобы не стать копией кого-то, ведь каждый ребенок уникален, а простое копирование может напрочь перекрыть именно творческую составляющую, что конечно никому не нужно. Таким образом, накапливается определенный багаж из собственного опыта (он уже более спокойно и раскованно чувствует себя на сцене) и личного впечатления от восприятия выступлений других детей. У ребенка появляется стимул к дальнейшей самореализации, он начинает искать все новые возможности для улучшения своего исполнительского уровня.

Преподаватель, который первый раз выставил ученика на конкурс, уже не остановится на достигнутом результате. Смысл этих мероприятий – открыть детям другой мир, помочь ученикам поверить в свои силы, дать возможность ощутить счастье публичных выступлений

Самая главная задача преподавателя – приучить ребенка к выступлениям на публике, чтобы это стало потребностью и приносило моральное удовлетворение и радость.

Так же, мы принимаем участие в интернет-конкурсах. Интернет-конкурсы исполнительского мастерства – новое явление в мировой музыкальной практике. Основными достоинствами интернет-конкурсов являются: 1) смягчение сценического стресса и возможность выбора конкурсантом лучшей записи; 2) минимизация материальных затрат и независимость от географии места организации конкурса.

Конкурсное событие, как правило, строго регламентировано. Довольно детально, внятно и категорично описаны запросы к участникам, но вот с чем мы очень часто сталкиваемся на конкурсах и это вызывает некое недовольство-участие в конкурсе учеников членов жюри.


Что даёт человеку участие в музыкальном состязании? Во-первых, возможность совершить за определённый промежуток времени большой рывок в своём творческом развитии. Ведь подготовка к конкурсу - время очень насыщенное, это время предельной концентрации сил, которые человек отдаёт для достижения максимального результата. Во-вторых, на конкурсе человек получает огромный опыт. Это касается и своего выступления на новой сцене, перед совершенно незнакомой аудиторией, и прослушивания выступлений соперников. В течение конкурса люди прослушивают огромное количество музыки! Дома никогда не найдёшь столько времени для многочасового погружения в музыкальное пространство записей произведений. Если говорить о прослушивании участников конкурса, то они очень полезны и необходимы для проведения анализа их пианистического мастерства, сравнения его со своими возможностями и достижениями на данный момент, обогащение новыми идеями и трактовками, которые демонстрирует каждый конкурсант на сцене. На конкурсе ты можешь составить свое профессиональное мнение и дать оценку каждому музыканту - участнику с разных точек зрения: музыкальности, технической подкованности, индивидуальности, чувства стиля и т.д. и т.п.

В-третьих, на международном музыкальном конкурсе представляется уникальная возможность не только показать себя, но и познакомиться с видными деятелями культуры, известными музыкантами, с которыми впоследствии может сложиться профессиональное сотрудничество!

Сегодня по всему миру проходит столько конкурсов разного уровня – крупных и более скромных, что все молодые исполнители рвутся принять в них участие. Задача педагогов состоит в том, чтобы перспективные студенты в течение первых двух лет обучения в ВУЗе нарабатывали репертуар. Это время, проведенное в консерватории – уникально и его можно потерять безвозвратно, потому что потом люди переходят к активной жизни. И в этом плане чрезвычайно важно пару лет потерпеть без конкурсов.

Надо отметить, что даже в менее значимых конкурсах среднего класса уровень исполнителей очень высок, да и необходимый для всех туров репертуар очень обширен и разнообразен. Но есть определённые негативные нюансы конкурсов, которые заключаются в том, что участники зачастую демонстрируют только возможность играть быстрее и техничнее других. И оценивают нередко на конкурсах участников, как спортсменов. И в этом опасность конкурсов - в том, что там победить может тот, кто будет исполнять произведение с самой высокой скоростью. Но спорт и искусство – понятия несовместимые, поэтому крайне прискорбно, когда наиболее музыкально одаренные конкурсанты, допустив некоторые технические неточности, лишаются шанса продолжить участие в следующем туре, а другой участник, менее талантливый, но очень техничный, справившийся со всеми трудностями виртуозно и легко, продолжает бороться в музыкальном состязании.

В идеале судьбы молодых музыкантов должны решать не конкурсы, а, допустим, фестивали. На них приглашались бы импресарио и педагоги, которые давали бы свои рекомендации. А конкурсы, даже самые объективные, несут в себе элемент спортивности. Первое место, второе, третье… Но в искусстве невозможно расставить всех по полочкам. Ну, вот кто первый - Рембрандт или Рубенс? Толстой или Чехов? Тем не менее, в современном мире от этого никуда не деться. Это самый практичный метод. Но далеко не самый творческий.

К настоящему времени сформировалось огромное количество конкурсов разной степени сложности и престижа. Стоит выделить самые серьёзные из них, участие в которых само по себе большая честь для музыканта. Это, в частности, Международный конкурс им.П. И. Чайковского, который потерпел за последние 2 десятилетия абсолютное фиаско из-за несправедливых решений жюри и громких скандалов, потеряв статус самого главного и важного музыкального конкурса в мире. Но начал своё возрождение в 2011 году под руководством В. Гергиева, который внёс потрясающие нововведения: в интернете велись online-трансляции не только основных конкурсных прослушиваний, но также и репетиций всех конкурсантов. Далее, Международный конкурс им. Королевы Елизаветы (Брюссель), конкурс им.Вэна Клайберна в Форт-Уэрте (США), конкурс им. Фридерика Шопена в Варшаве, конкурс им.Артура Рубинштейна в Тель-Авиве, конкурс пианистов в Лидсе, конкурс им.Маргариты Лонг в Париже.

На всех конкурсах премиум-класса есть чёткая туровая система. Во-первых, начальным этапом служит отбор участников на первый тур конкурса по видеозаписям и документам. На каждом конкурсе заранее в регламенте сообщают о возможном количестве участников в каждом туре. Например, в первый тур пропускают 70 человек. Программа репертуара первого тура построена так, чтобы в кратчайший временной отрезок участник смог показать себя со всех сторон. Как правило, длительность выступления участника на первом туре составляет 20-25 минут, что позволяет в краткие сроки членам жюри прослушать всех кандидатов и сделать отбор. Во второй тур пропускают часто ровно половину участников первого тура и так далее. В полуфинал проходит 20 человек. В финале конкурса остаются сильнейшие- от трёх до шести человек.

Звание лауреата в настоящее время очень важно для молодого начинающего артиста. Это необходимый пункт в резюме, который, часто, к сожалению, для работодателей или слушателей, посещающих консерваторские, филармонические, театральные концерты, является подтверждением, гарантией качества, профессиональной ценности.

На престижных международных конкурсах звание лауреата может стать поворотным моментом в карьере музыканта. В качестве призов выделяются денежные премии, стипендии на обучение в лучших ВУЗах мира, появляются ангажементы, записываются диски. Перед человеком может открыться дверь на музыкальный Олимп. А это и есть мечта каждого амбициозного и стремящегося достичь больших успехов в своей жизни человека.

Памятник П.И.Чайковскому у здания Московской консерватории

Ровно 55 лет назад был проведен первый Международный конкурс имени П.И. Чайковского - с тех пор он проходит с периодичностью раз в четыре года. За многолетнюю историю конкурса его победителями становились Ван Клиберн, Валерий Климов, Денис Мацуев и другие известные музыканты.

Международный конкурс имени П. И. Чайковского, по оценке международных экспертов, входит в тройку лучших мировых конкурсов исполнителей классической музыки.

Главная цель музыкального состязания – выявление новых талантов. Конкурсантами могут стать исполнители в возрасте от 16 до 30 лет (для вокалистов максимальный возраст увеличен до 32 лет). Испытание проходит в три тура, в каждом из которых основу музыкального материала составляют произведения Петра Чайковского.

Конкурс был учреждён в 1956 году Оргкомитетом под председательством советского композитора и пианиста Дмитрия Шостаковича. Проходит с периодичностью раз в четыре года.

18 марта 1958 года был проведен первый Международный конкурс имени П. И. Чайковского. Исполнители состязались по двум специальностям: "фортепиано" и "скрипка". Лауреатами первых премий стали американский пианист Ван Клиберн и советский скрипач Валерий Климов.

В 1962 году в конкурсную программу была введена специальность "виолончель". Победительницей в этой номинации стала Наталья Шаховская. Первым отечественным пианистом, ставшим обладателем главной премии конкурса, был Владимир Ашкенази, который разделил первое место с британским музыкантом Джоном Огдоном.

С 1966 года в программе Международного конкурса имени П. И. Чайковского появилась номинация "вокал". Победителями первого конкурса вокалистов стали американка Джейн Марш и оперный певец (тенор) Владимир Атлантов.

В 1990 году номинации Международного конкурса имени П. И. Чайковского дополнил конкурс скрипичных мастеров. По сложившейся традиции, он предваряет исполнительские туры. Лауреатом Первого международного конкурса скрипичных мастеров стал Владимир Китов.

Традиционным местом проведения состязаний стали Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского и Концертный зал имени П. И. Чайковского.

Председателями жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского в разные годы неоднократно выступали такие видные деятели искусства, как пианист Эмиль Гилельс, скрипач и дирижер Давид Ойстрах, виолончелисты Мстислав Ростропович и Даниил Шафран, оперная певица, солистка Большого театра Ирина Архипова. Членами конкурсного жюри становились крупные отечественные музыкальные деятели: пианисты Генрих Нейгауз, Лев Оборин, Павел Серебряков, скрипачи Леонид Коган, Дмитрий Цыганов, дирижер Александр Свешников; итальянский пианист и дирижер Карло Цекки, французский композитор, дирижер Надя Буланже, американский пианист Юджин Лист, румынский дирижер Джордже Джорджеску, российский и американский скрипач, композитор Ефрем Цимбалист, французская скрипачка Элен Журдан Моранж, венгерский скрипач Жозеф Сигети, испанский (каталонский) виолончелист и композитор Гаспар Кассадо, советский и американский виолончелист Григорий Пятигорский.

Обладателями первых премий Международного конкурса имени П.И. Чайковского по специальности "фортепиано" в разные годы становились Григорий Соколов (1966), Владимир Крайнев и Джон Лилл (Великобритания) (1970), Андрей Гаврилов (1974), Михаил Плетнев (1978), Барри Дуглас (1986), Борис Березовский (Великобритания) (1990), Денис Мацуев (1998), Даниил Трифонов (2011).

Лучшими скрипачами были объявлены Борис Гутников (1962), Виктор Третьяков (1966), Гидон Кремер (Латвия) (1970), Илья Груберт (Латвия) и Элмар Оливейра (США) (1978), Виктория Муллова и Сергей Стадлер (1982), Илья Калер и Рафаэль Олег (Франция) (1986), Акико Суванаи (Япония) (1990).

Победителями состязаний в номинации "виолончель" становились Каринэ Георгиан (Армения) (1966), Давид Герингас (Литва) (1970), Борис Пергаменщиков (1974), Натаниэль Розен (США) (1978), Антонио Менезес (Бразилия) (1982), Марио Брунелло (Италия) и Кирилл Родин (1986), Густав Ривиниус (Германия) (1990), Нарек Ахназарян (Армения) (2011).

Сильнейшими исполнителями вокальных партий были признаны Елена Образцова, Тамара Синявская, Евгений Нестеренко и Николай Огренич (1970), Иван Пономаренко (1974), Людмила Шемчук (1978), Лидия Забиляста и Паата Бурчуладзе (Грузия) (1982), Наталья Ерасова, Григорий Грицюк и Александр Морозов (1986), Дебора Войт и Ханс Чой (США) (1990), Хибла Герзмава (Грузия) (1994), Сун Янг Сео (Южная Корея) (2011).

В 2011 году в организации и проведении Международного конкурса имени П. И. Чайковского произошли значительные изменения. В связи с масштабной реконструкцией Большого зала Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского было принято решение часть соревнований перенести в Санкт-Петербург. Фестивальными площадками в северной столице стали Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Концертный зал Государственного академического Мариинского театра, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга. В Москве проходили туры по специальностям "фортепияно" и "виолончель", а в Санкт-Петербурге слушали скрипачей и вокалистов.

Премии конкурса впервые обрели денежный эквивалент: за первое место в каждой специальности были вручены золотые медали и 20 тысяч евро, за второе — серебряные медали и 15 тысяч, далее по нисходящей — 10, 5 и 3 тысячи евро.

Впервые в своей истории в соответствии с правилами работы Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов, XIV Международный конкурс имени Чайковского вступил в сотрудничество с тремя известными мировыми музыкальными агентствами, которые участвовали в организации трехлетних гастролей лауреатов состязания в России и за рубежом.

Оргкомитет конкурса возглавил художественный руководитель и директор Мариинского театра Валерий Гергиев.

Положительной стороной конкурсов является выявление новых талантов, которые до той поры были известны лишь собственному педагогу и небольшому кругу близких.

ВложениеРазмер
konkursy.docx 17.96 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Роль детских исполнительских конкурсов в музыкальном развитии учащихся ДМШ.

Детские исполнительские конкурсы повсеместно играют большую роль в деле выявления молодых талантов. Но по отношению к конкурсам и их постоянно растущей численности существуют разные мнения. Сторонники считают, что конкурсы приносят реальную пользу, заключающуюся в общественном признании победителей, в возможности сравнивать творческие достижения других учеников и преподавателей. Противники указывают на чрезмерную нервную нагрузку, которую испытывают участники конкурсов, на существующую необъективность у членов жюри.
При этом обе стороны несомненно правы: природа конкурсов действительно противоречива. Они объективно имеют и свои преимущества, и свои недостатки.

Положительной стороной конкурсов является выявление новых талантов, которые до той поры были известны лишь собственному педагогу и небольшому кругу близких. Выявление и поощрение наиболее одарённых и способных детей, которые возможно впоследствии продолжат музыкальное образование и изберут музыку своей профессией, - безусловно, является одной из основных задач конкурсов! Но всё же основной целью городских, краевых и особенно школьных конкурсов, по моему мнению, является привлечение широкого круга учащихся с различными музыкальными способностями.

Ни для кого не секрет, что в наше время с талантливыми учениками дело обстоит не так хорошо как, допустим, 15-20 лет назад. И дело не столько в природной музыкальной одарённости детей, сколько в отсутствии комплекса: одарённый и трудоспособный ребёнок - заинтересованные и строгие помощники-родители - и, наконец, грамотный и не менее одарённый педагог. К сожалению, все три звена этой цепочки, которые бы работали на 100% - большая редкость. И поэтому будем исходить из того, что имеем: основная масса учащихся - дети со средними данными. Но и работа с такими детьми может дать прекрасный результат, который зависит, прежде всего, от профессиональных качеств педагога.

Благодаря подготовке к конкурсу и участию в нём, ребята даже со средними данными при упорной подготовке, целеустремлённости и грамотной педагогической работе, могут добиться успехов, раскрыться и показать себя с самой лучшей стороны. Даже если ученик и не займёт призового места, но выступит достойно и выполнит поставленные педагогом задачи, его обязательно нужно похвалить. Это повысит самооценку ребёнка и заставит добиваться ещё лучших результатов. После окончания конкурса у таких детей часто появляется большое желание заниматься на инструменте и наблюдается значительный прогресс, а иногда именно участие в конкурсе оказывается решающим моментом для выбора в дальнейшем профессии музыканта! В моей педагогической практике есть несколько таких ярких примеров. Конкурсы для детей обладают ещё одним существенным преимуществом - они представляют собой ШКОЛУ и прежде всего школу для педагогов. Каждый конкурс - не только смотр, где сравниваются результаты, но одновременно и дискуссионная школа. Это, бесспорно, самая положительная и к тому же важнейшая сторона детских конкурсов. Не секрет, что конкурсы детей в определенной степени являются состязанием преподавателей.

Участие в конкурсе вполне соответствует естественной детской потребности соревноваться. Но чтобы победить - надо потрудиться. Поэтому возможность участия в конкурсе должна являться сильнейшим стимулом для упорной работы на инструменте. Все мы знаем: современные дети в общем мало занимаются по разным причинам: большая загруженность в школе, лень, плохая организация домашних занятий и т.д. Участие же в конкурсе ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в дружеском состязании и постараться победить, а для этого необходимо найти силы, время и, конечно, побороть свою лень! Каковы же отрицательные стороны конкурсов? Безусловно, конкурсы, проводимые ежегодно, и в которых участвуют одни и те же дети, не полезны. Ведь жизнь юного музыканта состоит не только из конкурсов; порой бывает необходимо сосредоточиться на той или иной учебной проблеме, улучшить ту или иную сторону игры, разучить определенный репертуар, заполнить репертуарные пробелы и т.д. Для всего этого не хватает времени при подготовке к конкурсу. Есть одарённые дети, которые побеждают в одном конкурсе за другим. Позже, когда они приходят в училище или консерваторию, у них внезапно обнаруживаются технические или иные недостатки, и оказывается порой, что их успехи были следствием умелого "натаскивания" хорошо знающим своё дело преподавателем. Вместо того, чтобы постоянно двигаться вперёд в нормальном учебном процессе, эти дети год-два подряд упорно разучивают одни и те же произведения и конкурс, который должен быть стимулом, стал для них тормозом.
Итак, конкурсы не должны являться самоцелью. Нужно видеть в них лишь средство к дальнейшему развитию, но никак не смысл всей работы. Нельзя придавать конкурсам то значение, какое им придают тщеславные взрослые. Нельзя гонять детей от одного конкурса к другому. И никогда не следует забывать, что участие в конкурсе - больше, чем какая-либо другая деятельность преподавателя музыки, является мерилом его воспитательских способностей - не только чисто профессиональных, но, прежде всего, общечеловеческих. И в этом опять подтверждение того, что детские конкурсы - не только испытание для детей, но возможно в первую очередь для преподавателей.

В заключение хочется отметить, что конкурсы для детей, в общем, чрезвычайно полезны. Они помогают открывать таланты, являются поучительной и ненавязчивой практической школой для преподавателей, развивают стремление детей к соревнованию, расширяют репертуар учащихся, укрепляют их сценическую выносливость и становятся праздничными кульминациями в жизни музыкальных школ!
И, наконец, благодаря подготовке и участию в конкурсах, дети не только становятся ценителями и любителями высокого искусства, но и учатся исполнительству профессионально, что является основной актуальной задачей новых образовательных программ предпрофессионального обучения детей.

Читайте также: