Миротворческая операция в конго доклад

Обновлено: 19.05.2024

Бурунди
Операция ООН в Бурунди (ONUB). Начата в 2004 году.
Численность контингента: 5378 военнослужащих, 82 полицейских, 306 международных гражданских сотрудников, 218 местных гражданских сотрудников. В ONUB служат военные и полицейские из 50 стран.
Потери: 6 военнослужащих.
Бюджет: $329,71 млн.
Формальной задачей ONUB при ее создании было "оказание помощи и поддержка усилий граждан Бурунди" в установлении прочного и длительного мира в стране. Фактически же служащие миссии стараются предотвратить переправку оружия и боевиков из Бурунди в Демократическую Республику Конго. По мнению экспертов, миротворческие усилия ООН малоэффективны — жители Бурунди не забыли, что жестокая гражданская война в соседней Руанде, перешедшая в геноцид одной из основных народностей страны, начиналась, когда там находились миротворцы ООН.

КАРТА
Восточный Тимор
Миссия ООН по поддержке Восточного Тимора (UNMISET). Создана в 2002 году.
Численность контингента: 472 военнослужащих, 147 полицейских, 270 иностранных гражданских сотрудников, 542 местных гражданских сотрудника. В UNMISET служат военные и полицейские из 28 стран, в том числе из России.
Потери: 13 человек (из них 9 военнослужащих).
Бюджет: $85,15 млн.
UNMISET считается "визитной карточкой" миротворческих сил ООН. Она появилась в 2002 году, когда после многолетней индонезийской оккупации Восточный Тимор обрел независимость. Миссия должна поддерживать стабильность, демократию и законность в стране. Фактически же UNMISET выполняет функции армии и полиции нового государства, причем весьма успешно.

Задачи миссии ООН в Бурунди до конца не ясны даже ей самой (надпись на плакате: "Что здесь делает ООН?")

Грузия
Миссия наблюдателей ООН в Грузии (UNOMIG). Создана в 1993 году.
Численность контингента: 122 военнослужащих, 11 полицейских, 99 иностранных гражданских сотрудников, 180 местных гражданских сотрудников. В UNOMIG служат военные и полицейские из 23 стран, в том числе из России.
Потери: 7 человек (из них 6 военнослужащих).
Бюджет: $33,59 млн.
Миссия была создана в августе 1993 года, чтобы обеспечить соблюдение соглашения о прекращении огня между грузинской армией и абхазскими вооруженными формированиями. В сентябре 1993 года присутствие миротворцев не помешало возобновлению боевых действий. После перемирия 1994 года миссия стала контролировать деятельность миротворческого контингента стран СНГ и вывод грузинских войск из Кодорского ущелья, а также регулярно патрулировать ущелье. С 1996 года в миссии функционирует отдел по правам человека, а с 2003 года в мандат сил ООН включен пункт о том, что они должны способствовать созданию условий для достойного возвращения беженцев и временно перемещенных лиц.

Израиль (оккупированные территории)
Организация объединенных наций по контролю за перемирием (UNTSO). Создана в 1948 году. Первая миротворческая миссия ООН.
Численность контингента: 152 военнослужащих, 94 иностранных гражданских сотрудника, 122 местных гражданских сотрудника. В UNTSO служат военные из 23 стран, в том числе из России.
Потери: 40 человек (из них 31 военнослужащий).
Бюджет: $27,69 млн.
Первоначальный мандат UNTSO предполагал контроль за соблюдением перемирия между Израилем и арабскими государствами. Присутствие миротворцев ООН не предотвратило ни одной из арабо-израильских войн. После каждой войны мандат менялся в соответствии с новыми реалиями. В настоящее время четкого мандата UNTSO не имеет. В задачи миссии входит контроль за соблюдением соглашений о прекращении огня (когда они подписываются), а также оказание помощи другим операциям ооновских миротворцев в регионе.

Наблюдатели ООН в Грузии призваны контролировать соблюдение прав человека. Пока они больше известны тем, что сами становятся жертвами нарушения этих прав (на фото — бывшие заложники-ооновцы перед отлетом домой)

Индия и Пакистан
Группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане (UNMOGIP). Создана в 1949 году.
Численность контингента: 44 военнослужащих, 23 иностранных гражданских сотрудника, 45 местных гражданских сотрудников. В группе служат военные из 9 стран.
Потери: 9 военнослужащих.
Бюджет: $7,25 млн.
UNMOGIP была создана для соблюдения перемирия между Индией и Пакистаном в Джамму и Кашмире. Ооновские миротворцы не смогли предотвратить вооруженный конфликт в 1972 году, после чего Индия решила, что деятельность UNMOGIP потеряла всякий смысл. Группа была сохранена благодаря Пакистану, который, разумеется, стал придерживаться противоположного мнения. До сих пор миротворцы продолжают находиться в зоне конфликта, практически не влияя на ситуацию.

Миротворцы ООН пытаются помочь сахарцам с самоопределением с 1991 года. Но пока единственным напоминанием о референдуме в Западной Сахаре остается название миссии ООН

Пока Индия и Пакистан выясняют отношения, контингенту ООН в Кашмире остается в основном бумажная работа

Хотя блокпосты миротворцев на Кипре видны издалека, они никогда не играли там большой роли — реальной миротворческой силой всегда были британцы

Полицейские силы ООН в Косово стали объектом критики за свое бездействие в ходе недавних сербских погромов

Являясь фактически единственной законной вооруженной силой в Либерии, "голубые каски" занимаются преимущественно разоружением противоборствующих сторон

В Сьерра-Леоне "голубым каскам" удается препятствовать вылазкам повстанцев против правительства. А вот в сфере борьбы с контрабандой им досталась лишь роль стороннего наблюдателя

Страна Число миротворцев
Пакистан 8183
Бангладеш 7942
Индия 5154
Непал 3453
Эфиопия 3428
Гана 3335
Иордания 2929
Нигерия 2884
Уругвай 2497
ЮАР 2317
Марокко 1704
Кения 1675
Сенегал 1575
Бразилия 1367
Украина 1204
Китай 1038
Аргентина 1006
Намибия 886
Шри-Ланка 778
Польша 724
Франция 606
Чили 582
Тунис 523
Ирландия 476
Нигер 468
Филиппины 455
Великобритания 431
США 428
Австрия 417
Бенин 411
Россия 363
Того 323
Канада 314
Швеция 303
Словакия 302
Германия 296
Турция 293
Испания 260
Румыния 239
Боливия 231
Перу 226
Индонезия 201
Фиджи 198
Мозамбик 191
Италия 184
Австралия 142
Замбия 131
Камерун 121
Египет 119
Венгрия 106
Малайзия 100
Буркина-Фасо 98
Мали 95
Гватемала 77
Болгария 74
Эквадор 72
Малави 66
Зимбабве 62
Гвинея 61
Гамбия 58
Португалия 57
Дания 54
Норвегия 52
Финляндия 47
Парагвай 46
Босния и 45
Герцеговина
Южная Корея 43
Чад 41
Швейцария 34
Чехия 31
Хорватия 30
Япония 30
Греция 26
Джибути 24
Самоа 24
Сербия и 24
Черногория
Алжир 20
Нидерланды 20
Уганда 20
Танзания 18
Сальвадор 16
Бельгия 16
Словения 16
Новая Зеландия 14
Киргизия 13
Гондурас 12
Йемен 12
Кот-д`Ивуар 10
Ямайка 10
Литва 8
Молдавия 8
Габон 6
Конго 6
Таиланд 6
Монголия 5
Сьерра-Леоне 5
Доминиканская 4
Республика
Маврикий 4
Албания 3
Иран 3
Ливан 2
Эстония 2
Мадагаскар 1
Пытки во имя мира
За время своего существования — с 1948 года — "голубые каски" неоднократно оказывались замешаны в громких скандалах.

Преступное действие
Едва ли не самой скандальной миротворческой миссией ООН оказалась операция в Сомали, которую "голубые каски" проводили с 1992 по 1995 год. Официальной задачей миротворцев была помощь в прекращении гражданской войны и образовании нового правительства страны. С этой задачей они не справились и покинули страну после того, как начали нести серьезные потери. Тем не менее история с пребыванием миротворцев в Сомали запомнилась не только самим сомалийцам.
Канадские миротворцы пытали и убили подростка Шидане Ароне. Об этом стало известно еще в 1992 году. В ходе расследования выяснилось, что история с юношей вовсе не была единичным фактом. Командир канадского контингента полковник Лаббе неоднократно обещал подчиненным "ящик шампанского за каждого убитого черномазого". Широко распространены были мародерство, пытки заключенных, убийства. После окончания внутреннего расследования военные власти Канады решили расформировать подразделение Лаббе. Один из канадских солдат был отдан под суд и приговорен к пяти годам тюрьмы.
Похоже вели себя в Сомали и коллеги канадцев — бельгийские десантники. Двое из них прославились тем, что запечатлели на видеопленку, как кладут на раскаленную металлическую плиту и зажаривают сомалийского подростка. Были отмечены факты похищений, изнасилований и убийств сомалийских девушек, а также психологические издевательства над местными жителями — сомалийцев, исповедующих ислам, под страхом смерти заставляли есть свинину.
Отметились в Сомали и итальянцы. Одной из самых скандальных стала история женщины, проходившей мимо расположения итальянского контингента. Ее силой затащили в лагерь, насиловали несколько часов, после чего угрожали убить, засовывая в рот тротиловую шашку.
В 2005 году история повторилась. Несколько десятков военных, участвующих в операции ООН в Демократической Республике Конго, были отозваны в связи с обвинениями в изнасилованиях и пытках. По крайней мере в двух странах, имеющих свои контингенты в составе миротворческих сил ООН,— в Марокко и во Франции — в отношении военнослужащих ведется следствие.

Преступное бездействие
Так же часто миротворцев ООН обвиняли в преступном бездействии. В 1993 году войска ООН были размещены в Руанде с целью недопущения межэтнических столкновений. Однако своей задачи по охране мирного населения "голубые каски" не выполнили. Они лишь наблюдали за тем, как правительственные войска целенаправленно уничтожали мирное население из народности хуту. В 1996 году миротворцы и вовсе покинули Руанду: продолжение операции было признано слишком опасным для самих "голубых касок".
В 1995 году разразился громкий скандал вокруг контингента ООН, охранявшего мусульманский город Сребреница в Боснии. Незадолго до этого город был объявлен демилитаризованной зоной. Гарантом безопасности местного населения выступила Организация Объединенных Наций. Но когда сербы потребовали вывода "голубых касок" из Сребреницы, командование миротворческого контингента поспешило это сделать. Город оказался совершенно беспомощным перед лицом сербских войск. Последовавшие за выводом ооновских сил события известны сейчас как "резня в Сребренице" (сербы убили около 1200 человек), а действия сербских войск квалифицируются как геноцид.
Подобное же бездействие стало причиной громкого скандала уже в марте 2005 года, когда в Косово, территории, фактически находящейся под управлением ООН, начались сербские погромы при полном попустительстве "голубых касок", которые выполняют в крае полицейские функции. Напомним, что во время погромов, продолжавшихся несколько дней, погибли 28 человек, а потеряли кров 3700. Одним из самых вопиющих проявлений бездействия "голубых касок" стала история, происшедшая в столице края — Приштине. Там несколько десятков сербов, спасаясь от разъяренной албанской толпы, забаррикадировались в многоэтажном доме. Албанцы осадили многоэтажку, пытались прорваться внутрь, а затем просто поджечь ее. Полицейские силы ООН, штаб-квартира которых находилась в нескольких кварталах от осажденного дома, пришли на помощь сербам лишь через шесть часов.
В апреле в Косово произошел еще один скандал, связанный с миротворцами ООН. Правда, речь уже шла о стычках внутри самого контингента. Несколько американских и иорданских полицейских ООН начали дискуссию по поводу событий в Ираке. Спор быстро перешел в драку, драка — в перестрелку. В результате погибли три американских миротворца и один иорданский. Стремясь замять скандал, руководство сил ООН в Косово переквалифицировало действия схваченных на месте преступления иорданцев из "убийства" в "покушение на убийство" и "неоказание помощи раненым", а затем и вовсе закрыло дело за отсутствием состава преступления.

Об авторе: Анатолий Иванович Исаенко – подполковник в отставке, ветеран‑миротворец с 1973 года, военный эксперт по миротворческим операциям.

3331238927_3f9e9a8c38_o.jpg

Совет Безопасности ООН и Генеральная Ассамблея уделяют большое внимание миротворческим операциям в Африке. В настоящее время в Совете Безопасности от Африки представлено три непостоянных члена (из 10): Южная Африка, Экваториальная Гвинея и Кот‑д’Ивуар.

Два генеральных секретаря ООН из девяти избирались от Африки: Бутрос Гали (Египет, 6‑й ГС) и Кофи Аннан (Гана, 7‑й ГС).

Российская дипломатия в ООН уделяет пристальное внимание миротворчеству в африканских странах, а наши миротворцы на местах претворяют в жизнь принципы ООН.

15 апреля 2019 года президент РФ подписал постановление о направлении 30 российских миротворцев в Центрально-Африканскую Республику. Сейчас в ЦАР находятся четыре российских офицера штаба.

Миротворческие миссии в Африке

Сейчас 7 из 14 миротворческих операций по поддержанию мира проводятся в Африке. 24 миротворческие миссии в Африке завершены, причем в некоторых странах проводилось несколько миссий (до трех). В настоящее время 35 африканских стран направляют миротворцев в миссии ООН. В первую десятку из 121 страны входят Эфиопия (7052 миротворца), Руанда (6348), Египет (3023), Гана (2788), Сенегал (2643).

Рассмотрим численность персонала по категориям.

В скобках для сравнения дано общее количество миротворцев ООН по категориям во всех миссиях. Военные наблюдатели (1262): Эфиопия – 100 (7,9%), Египет – 52, Руанда – 36, Гана – 41. Офицеры штаба (2045): Эфиопия – 116 (5,67%), Руанда – 77, Египет – 73, Кения – 47. Полицейские (9551): Сенегал – 1246 (13%), Руанда – 1028, Египет – 864, Того – 474.

Генералы из Эфиопии, Сенегала, Кении и Руанды командуют военными компонентами миротворческих миссий в Африке. А генерал из Ганы командует миссией на Голанских высотах в Сирии.

Представляем список миротворческих миссий (семь), проводимых в Африке в хронологическом порядке.

  • Миссия ООН по проведению референдума в Западной Сахаре – 1991.
  • Смешанная операция Африканского союза и ООН в Дарфуре – 2007.
  • Миссия ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго – 2010.
  • Временные силы ООН по обеспечению безопасности в Абьее – 2011.
  • Миссия ООН в Республике Южный Судан – 2011.
  • Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Мали – 2013.
  • Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в ЦАР – 2014.

Миротворческие миссии в Африке очень дорогие, годовой бюджет трех миссий превышает 1 млрд долл. Деньги выделяет и распределяет Генеральная Ассамблея ООН: Конго – 1 141 848 100 (долл.), Южный Судан – 1 071 000 000, Мали – 1 048 000 000.

Кроме операций по поддержанию мира в Африке ООН проводит пять политических миссий по линии Департамента по политическим вопросам, в которых задействован военный и полицейский персонал ООН.

Указанный персонал выделяет Департамент операций по поддержанию мира. Кроме военнослужащих и полицейских в политические миссии входят и военные советники:

  • Миссия Африканского союза в Сомали – 650 миротворцев (625 военнослужащих для охраны миссии, 9 военных советников, 116 полицейских);
  • Миссия ООН по содействию Сомали – 19 миротворцев (13 военнослужащих, 6 военных советников);
  • Миссия ООН по поддержке в Ливии – 232 миротворца (229 военнослужащих, 3 военных советника);
  • Отделение ООН для Западной Африки – 2 военных советника;
  • Объединенное отделение ООН по миростроительству в Гвинее‑Бисау – один военный советник.

Российские миротворцы на конец августа 2019 года находились в пяти из семи африканских миротворческих миссий ООН: Западная Сахара, ЦАР, Конго, Южный Судан и анклав Абьее. География размещения наших миротворцев следующая:

  • Западная Сахара – 14 наблюдателей (две женщины);
  • Конго – 13 миротворцев: шесть наблюдателей (одна женщина) и три офицера штаба, пять полицейских (две женщины);
  • Южный Судан – 24 миротворца: три наблюдателя, три офицера штаба, 18 полицейских (две женщины);
  • Анклав Абьее (ЮНИСФА) – один наблюдатель и один офицер штаба.
  • Таким образом, в африканских миссиях находятся 57­–80% (34 военных и 23 полицейских) российских миротворцев. Подчеркнем, что остальные 14 миротворцев находятся в других миссиях: ОНВУП, Косово, Кипр и Колумбия.

Перечислим завершенные миссии ООН в Африке, в которых принимали активное участие российские миротворцы: Ангола, Сьерра‑Леоне, Либерия, Мозамбик, Кот‑д’Ивуар, Руанда, Бурунди, Эфиопия.

Кроме того, с апреля 2006 по март 2012 года российская авиационная группа миссии ООН находилась в Судане/Южном Судане. Миротворческий контингент включал в себя четыре вертолета Ми‑8МТВ и 120 человек личного состава. Затем в 2010 году в столицу Южного Судана Джубу были перебазированы еще четыре вертолета Ми‑8МТ, принимавшие участие в миротворческой операции Европейского союза в Республике Чад.

В 2008–2010 годах российские вертолетчики (более 100 человек и четыре вертолета Ми‑8) участвовали в миротворческой операции в Чаде в рамках операции Евросоюза в поддержку ООН в Республике Чад и Центрально-Африканской Республике (ЦАР).

Отметим, что в Мали и Дарфуре наших миротворцев нет, поэтому рассмотрение этих миссий требует отдельного дополнительного исследования. В Мали находятся 14 494 миротворца, а в Дарфуре – 6722.

Необходимо отметить, что Китай за последнее время значительно увеличил свой миротворческий потенциал, опередив всех постоянных членов Совета Безопасности по количеству поставляемых контингентов.

Сведения о направлении миротворцев от пяти постоянных членов Совета Безопасности выглядят следующим образом: Китай – 2151, Франция – 741, Великобритания – 571, Россия – 71, США – 35.

Сравним эти цифры с данными трех стран, направивших наибольшее количество миротворцев: Эфиопия – 7052, Бангладеш – 6411, Индия – 6173. Данные представлены на конец августа 2019 года.

В пять африканских миротворческих миссий Китай направляет следующий персонал:

Южный Судан – 1052, Мали – 421, Дарфур – 6, Конго – 232, Западная Сахара ­– 12.

В Западной Сахаре без перемен

Легендарные миротворцы, обветренные сахарскими ветрами, приезжавшие в отпуск или после командировки, становились объектом военных газет и журналов. Вскоре количество наших военных наблюдателей в нескольких миссиях было доведено до сотни, и Россия находилась на первом месте. Сейчас Россия по количеству военных наблюдателей занимает девятое место.

На конец августа 2019 года в Западной Сахаре находились 243 миротворца: 217 военных наблюдателей, 19 военнослужащих контингента, 7 офицеров штаба. В настоящее время в миссии находятся 14 наших военных наблюдателей (в прошлом веке было 30 миротворцев). Они имеют богатый 28‑летний опыт миротворческой деятельности в миссии.

Действует Центр по координации противоминной деятельности: «Наземные мины и другие взрывоопасные пережитки войны по‑прежнему представляют угрозу. Отсутствуют прямые контакты между двумя сторонами. Миссия успешно информирует Секретариат и Совет Безопасности о положении дел в Западной Сахаре и связанных с ней событиях, а также поддерживает стабильность в регионе. Потери миссии – 16 человек.

Генеральный секретарь ООН назначил 20 февраля 2019 года генерал‑майора Пакистана Зии Ур Рехмана командующим Силами Миссии Организации Объединенных Наций по проведению референдума в Западной Сахаре (МООНРЗС).

Генерал‑майор Ур Рахман (род. 1969) обладает 30‑летним опытом военного руководства на национальном и международном уровнях, в том числе в качестве командующего военными формированиями по операциям и руководству кадровыми назначениями на уровне командования, штаба и военного колледжа. Он обладает обширным опытом в других задачах руководства, персонала, связи и оперативной деятельности, в том числе в качестве военного наблюдателя в миротворческой миссии в Конго. Командовал пехотной бригадой и пехотной дивизией. Генерал‑майор Ур Рахман имеет две степени бакалавра наук и четыре степени магистра.

Иногда проявляет себя и группа друзей: Франция, Россия, Великобритания, США, Испания. Анализ подсказывает, что в данной миссии сохраняется статус‑кво.

Конго после выборов

В конце декабря 2018 года в ДРК прошли президентские и провинциальные выборы.

Новый президент вступил в должность.

Миротворцы ООН оказывали выборам логистическую поддержку. Миссия в Конго является одной из самых больших, опасных и дорогих. Силы ООН в Конго занимают первое место по количеству личного состава, они включают 16 741 миротворца из 56 стран (военнослужащие – 15 292, военные наблюдатели – 241, сформированное полицейское подразделение – 1040, отдельные полицейские – 319, офицеры штаба – 257.

Потери миссии – 176 человек. В миссии действует бригада оперативного вмешательства.

Россия направила в Конго 13 миротворцев: военные наблюдатели – шесть (в том числе одна женщина), полицейские – пять (в том числе две женщины), офицеры штаба – два.

Командующим силами (МООНСДРК) генерал‑лейтенант Элиас Родригис Мартинс Фильо (Бразилия) назначен в апреле 2018 года. Он родился в 1960 году. С 2017 года был начальником управления международных организаций Министерства обороны Бразилии, раньше возглавлял отдел разведки в Министерстве обороны. В 2015–2016 годах командовал Военно‑штабным колледжем, а до того, в 2009–2011 годах, – батальоном президентской гвардии. Имеет большой миротворческий опыт: в ДОПМ служил в качестве офицера по планированию (2005–2008). Был заместителем военного советника в постоянной миссии Бразилии при ООН. В качестве офицера штаба находился в миссии ООН в Анголе (1995–1996). Имеет степень магистра в области международных отношений Бразильского университета. Окончил Высший оборонный военный колледж.

Главой миссии является гражданское лицо. Процедура назначения генеральным секретарем ООН на должность главы миссии следующая.

Это не первое назначение в миссию г‑жи Зерруги. В 2008 году она руководила усилиями миссии по укреплению верховенства права и защите гражданских лиц.

В 1980 году г‑жа Зерруги окончила Национальную школу администрации (Алжир) – Ecole Nationale d’Administration (Algiers), юрист по образованию. С 1993 года она занимала различные научные должности в юридических учебных заведениях в Алжире и была ассистентом профессора в Высшей школе магистратуры (Алжир). Она опубликовала много работ по вопросам отправления правосудия и прав человека.

Г‑жа Зерруги родилась в 1956 году в Сук‑Ахрасе, Алжир. В начале февраля 2018 года она прибыла в Конго и приступила к выполнению своих обязанностей.

Служба миротворцев опасна, были и потери. Российский военный наблюдатель миссии ООН в Республике Конго майор Вячеслав Бударин погиб 26 апреля 2003 года в результате подрыва на противотанковой мине возле населенного пункта Команда, примерно в 60 км юго‑западнее Буниа, второй наблюдатель был тяжело ранен. Летом 2011 года в российском посольстве в Киншасе была установлена памятная доска в память погибшего майора Бударина. На церемонии присутствовали сын и вдова погибшего миротворца. А на месте гибели миротворца установлена мемориальная плита. В Международный день миротворцев – 29 мая – коллеги возлагают на кенотаф цветы.

Обратим внимание на то, что 29 марта 2019 года СБ продлил мандат Миссии ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго (МООНСДРК) и развернутой в ее составе бригады оперативного вмешательства до 20 декабря 2019 года.

Определены задачи миссии: защита мирных жителей, содействие защите стабильности в ДРК, оказание поддержки строительству государственных структур, оказание поддержки государственному управлению и ключевым реформам в области безопасности.

Предложено провести независимую стратегическую оценку МООНСДРК до 20 октября 2019 года. Обращает на себя внимание срок продления миссии – девять месяцев.

Сложные суданские границы

В настоящее время в Судане под руководством Совета Безопасности и Департамента операций по поддержанию мира (ДОПМ) ООН проводится три миротворческие операции. К ним относятся:

– смешанная операция Африканского союза – ООН в Дарфуре (ЮНАМИД). В этой миссии наших миротворцев нет;

– Миссия ООН в Южном Судане (МООНЮС). В миссии находятся 24 российских миротворца;

– Временные силы ООН по обеспечению безопасности в Абьее (ЮНИСФА). В миссии два российских миротворца (один военный наблюдатель и один офицер штаба).

По количеству предоставляемого персонала Миссия ООН в Южном Судане (МООНЮС) находится на втором месте. Личный состав миссии (из 67 стран) – 16 647 миротворцев: военнослужащие – 14 259, военные наблюдатели – 230, сформированное полицейское подразделение – 1147, отдельные полицейские – 584, офицеры штаба – 427. Особое место занимают региональные силы по защите (бригада – около 4 тыс. военнослужащих).

В миссии находятся 24 наших миротворца: военные наблюдатели – три, офицеры штаба – три, полицейские – 18 (в том числе две женщины). Потери миссии – 65 миротворцев.

Командующим силами ООН в Южном Судане (МООНЮС) является генерал‑лейтенант Франк Мушио Каманзи (Руанда). Родился он в 1964 году. До назначения на должность командовал Миссией ООН в Дарфуре. В 2012–2015 годах был начальником штаба вооруженных сил Руанды. Командовал пехотной бригадой и руководил военной академией. Магистр по вопросам стратегии национальной безопасности, имеет степень бакалавра в области сельского хозяйства. Окончил Командно‑штабной колледж в Нигерии и Командный колледж в Китае.

Таким образом, генералы в голубых беретах в африканских миротворческих миссиях – люди заслуженные, образованные, большинство имеют степень магистра. Совет Безопасности регулярно собирает всех командующих миссий в голубых беретах на брифинги в штаб‑квартире ООН в Нью-0Йорке.

Специальным представителем по Южному Судану и главой МООНЮС является г‑н Дэвида Ширера (Новая Зеландия).

Необходимо отдать должное Африканскому союзу – вездесущая организация в Африке, ее часто ставят в пример другим региональным организациям.

755696131794491.jpg

Между республиками Судан и Южный Судан действует еще одна миссия – это Временные силы ООН по обеспечению безопасности в Абьее (ЮНИСФА) – в миссии два российских миротворца.

Район Абьей – спорная территория между Суданом и Южным Суданом. Временная миссия контролирует очаг напряженности на границе между севером и югом и содействует доставке гуманитарной помощи, а также уполномочена применять силу для защиты гражданского населения и сотрудников гуманитарных организаций в Абьее.

В миссии наблюдается своеобразное распределение военных наблюдателей: Эфиопия направила 81 наблюдателя (57,4%) из 141, остальные страны направили от одного до пяти наблюдателей. Причем 10 стран направили по одному наблюдателю. Личный состав миссии (из 30 стран) – 4172 миротворца: военнослужащие (Эфиопия) – 3872, военные наблюдатели – 141, офицеры штаба – 127, полицейские – 32. Данное обстоятельство обусловлено активной позицией Эфиопии, выступающей за стабилизацию обстановки в спорном регионе в непосредственной близости от ее границы. Потери миссии – 36 человек.

Генеральный секретарь ООН 15 февраля 2019 года назначил генерал‑майора Мехари Зевде Гебремариам (Эфиопия) командующим миссией в ЮНИСФА. Генерал‑майор Гебремариам (род. 1965) прослужил в вооруженных силах Эфиопии более 37 лет, в последнее время в качестве начальника отдела кадров сил обороны. Он также является членом Совета Министерства национальной обороны Эфиопии с 2007 года. Он был заместителем командующего эфиопскими военно‑воздушными силами (2001–2007), командующим западной авиабазой в эфиопских военно‑воздушных силах (1998–2001) и командиром дивизии (1989–1997). Генерал‑майор Гебремариам имеет степень магистра наук (Университет Гринвича в Великобритании).

Совет Безопасности второй раз напоминает, что это последнее предупреждение для СМНКГ, если не будут сделаны выводы. Новое в резолюции: проверка работы 10 пунктов пересечения границы и создание опорных пунктов (Team Sites) СМНКГ.

В течение этого периода миссия также провела 21 совместное воздушное патрулирование района Абьей с национальными наблюдателями Судана и Южного Судана. Что касается совместного механизма наблюдения за границей, миссия провела 43 операции по воздушному наблюдению безопасной демилитаризованной приграничной зоны. Она также провела 43 наземные операции по патрулированию с опорного пункта Тишвин, а недавно созданные опорные пункты в Сафахе (Киир‑Адеме) и Сумейхе (Вирайене) провели по шесть наземных операций по патрулированию каждый.

Несмотря на усилия мирового сообщества в лице ООН, отношения между Суданом и Южным Суданом остаются довольно напряженными в силу неразрешенности территориальных и экономических споров.

Российская дипломатияв сентябре

Работа миротворцев в африканских миссиях ООН оценивается положительно. Отметим и мы благородный труд наших миротворцев. Накопленная передовая практика наших миротворцев в африканских миротворческих миссиях является важной частью общего миротворческого процесса, включающего политический, военный, дипломатический, полицейский и географический компоненты.

Военные эксперты миротворческих операций ООН играют важную роль в реализации внешнеполитической концепции нашей страны на Африканском континенте, вносят существенный вклад в обеспечение стабильности и безопасности в мире. Они достойно представляют наши вооруженные силы за рубежом. Их высокий профессионализм, патриотизм и интеллектуальный потенциал способствуют укреплению международного авторитета и влияния нашей страны.

Африка на современном этапе развития обладает значительным конфликтным потенциалом, основы которого заложены в период становления бывших колоний в качестве независимых государств. Новые власти не смогли самостоятельно решить задачу устойчивого развития, что создало "благоприятные" условия для возникновения конфликтов на религиозной и этнической почве, дезинтеграционных процессов, а также для распространения экстремизма и организованной преступности. В результате событий "арабской весны" и общим кризисом государственности на континенте сложилось несколько устойчивых очагов напряженности. Реакцией мирового сообщества на данные вызовы стало проведение в ряде кризисных стран многонациональных миротворческих операций.

Миротворческая операция - вид деятельности, осуществляемый по решению и под руководством Совета Безопасности Организации Объединенных Наций или региональных структур безопасности, действующих под эгидой ООН, специально создаваемыми миротворческими силами. Миротворческие операции проводятся в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путем совместных принудительных действий, если меры экономического и политического характера оказались недостаточными или неэффективными.

К задачам миротворческих операций относятся: демонстрация военной силы, блокирование района конфликта, разъединение конфликтующих сторон, обеспечение доставки гуманитарной помощи, защита и эвакуация гражданского населения из зоны боевых действий, а также разоружение участников конфликта.

Миротворческие операции подразделяются на два вида:
- операции по поддержанию мира - проводятся с согласия всех конфликтующих сторон и направлены на контроль и выполнение уже достигнутых соглашений о прекращении огня;
- операции по принуждению к миру - проводятся с целью создания обстановки для перемирия пли прекращения огня. Они предполагают восстановление порядка, насильственное разведение воюющих сторон, установление запретных зон и контроль за их соблюдением.

В настоящее время ООН проводит на территории Африки семь операций по поддержанию мира. В них задействуются многонациональные воинские контингенты общей численностью около 70 тыс. человек, до 7,5 тыс. автомобилей, 90 вертолетов, 40 самолетов, 20 беспилотных летательных аппаратов. Годовой бюджет оценивается в 4,95 млрд долларов США.

К миротворческим операциям на территории Африки относятся:
- Миссия ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (МООНРЗС);
- Смешанная операция Африканского союза - ООН в Дарфуре (ЮНАМИД);
- Миссия ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго (МООНСДРК);
- Временные силы ООН по обеспечению безопасности в Абьее (ЮНИСФА);
- Миссия ООН в Республике Южный Судан (МООНЮС);
- Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА);
- Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Центральноафриканской Республике (МИНУСКА).

Миссия ООН по проведению референдума в Западной Сахаре учреждена резолюцией 690 СБ ООН от 29 апреля 1991 года в соответствии с предложениями по урегулированию, принятыми 30 августа 1988 года Марокко и Народным фронтом освобождения Сегиет-элъ-Хамра и Рио-де-Оро (Фронт ПОЛИСАРИО) с целью создать условия для проведения голосования местного населения по определению статуса данной территории. Штаб-квартира расположена в г. Элъ-Аюн.

В настоящее время более 70% территории Западной Сахары контролирует Марокко, которое стремится включить ее в состав королевства в качестве автономии. Численность подразделений марокканских вооруженных сил в регионе составляет около 100 тыс. человек.

Восточная часть Западной Сахары занята Фронтом ПОЛИСАРИО (численность военизированных формирований до 10 тыс. человек), провозгласившим в 1976 году создание Сахаре кой Арабской Демократической Республики (САДР). Основным политическим и военным союзником САДР выступает Алжир, добивающийся предоставления независимости западно-сахарскому народу. При этом алжирцы рассчитывают в перспективе получить выход к Атлантическому океану, а также не допустить расширения влияния в регионе своего соперника - Марокко.

Численность МООНРЗС составляет 439 человек, из них 194 военнослужащих и 245 гражданских специалистов.

Наибольшее количество миротворцев выделили Бангладеш (27 человек), Египет (27). Гана и Российская Федерация (по 14 человек).

На миссию возложены следующие задачи:
- контроль соблюдения режима прекращения огня между формированиями Фронта ПОЛИСАРИО и подразделениями вооруженных сил Марокко;
- проведение разведки местности, а также наземного и воздушного патрулирования силами военных наблюдателей;
- составление карт минных полей и контроль выполнения плана разминирования территории;
-регистрация лиц. имеющих право участвовать в референдуме;
- обеспечение проведения свободного и справедливого референдума и обнародование его результатов.

Смешанная операция Африканского союза (АС) - Организации Объединенных Наций в Дарфур е учреждена 31 июля 2007 года резолюцией 1769 СБ ООН с целью защиты гражданского населения в ходе вооруженного конфликта между правительством Судана и повстанческими группировками, действующими в западной части страны (регион Дарфур).

Гражданская война в западно-суданском регионе Дарфур вспыхнула в 2003 году, когда две вооруженных группировки - Освободительное движение Судана и Движение за справедливость и равенство - восстали против центральных властей в знак протеста против "экономической маргинализации" региона. По данным ООН. конфликт унес жизни 300 тыс. человек, более 2,5 млн стали беженцами. Военные действия прекратились в 2006 году после подписания мирного соглашения между правительством Судана и Суданским освободительным движением.

В задачу ЮНАМИД входит защита гражданского населения, обеспечение безопасности в ходе операций по оказанию гуманитарной помощи, контроль и проверка выполнения соглашений, содействие открытому для участия всех сторон политическому процессу, содействие обеспечению прав человека и верховенства закона, а также наблюдение за ситуацией на границах с Чадом и Центральноафриканской Республикой. В июне 2017 года совбез продлил мандат миссии с одновременным сокращением численности военного и полицейского персонала ЮНАМИД.

Численность ЮНАМИД составляет 6 511 человек, нз них 4 348 военнослужащих и 2 163 полицейских.

Наибольшее количество "голубых берегов" выделили Руанда (1 125 человек), Пакистан (901) и Эфиопия (804).

Мандат ЮНАМИД предусматривает:
- обеспечение защиты гражданского населения;
- содействие гуманитарному доступу на территории Дарфура;
- контроль соблюдения сторонами соглашений о прекращении огня:
- содействие открытому для всех участников политическому процессу;
- контроль за разоружением формирований ополченцев;
- поддержка усилий правительства Судана по обеспечению общественного порядка и усиление суданских правоохранительных органов;
- содействие обеспечению прав человека и верховенства закона;
- наблюдение за обстановкой на границе с Чадом и Центральноафриканской Республикой.

Совместная операция АС - ООН в суданской провинции Дарфур завершится в октябре этого года. Об этом было объявлено 26 мая в столице Судана - г. Хартум. Согласно официальному заявлению управляющего Суверенного совета, его глава Абдель Фаттах аль-Бурхан провел телефонный разговор с помощником госсекретаря США по делам Африки Тибором Наги и спецпредставителем США в Судане Дональдом Бутом. "Стороны договорились о завершении миссии в октябре, и речь о ее возобновлении не идет, - указывается в заявлении. - Новая миссия ООН будет выстраивать свои цели, исходя из национального видения Судана, изложенного в послании к Объединенным Нациям 27 февраля этого года".

Миссия ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго учреждена резолюцией 1925 Совета Безопасности от 28 мая 2010 года для зашиты гражданских лиц и упрочения мира в стране.

Численность МООНСДРК составляет 18 553 человека, из них 14 398 военнослужащих. 1 185 полицейских и 2 970 гражданских специалистов.

Наибольшее количество миротворцев выделили Пакистан (1945 человек). Индия (1864). Бангладеш (1661), Марокко (1368). ЮАР (1117) и Индонезия (1032). Задачами миссии являются: - защита гражданских лиц, гуманитарного персонала и правозащитников, которым грозит опасность непосредственного физического насилия; - оказание поддержки правительству ДРК в его работе по стабилизации и упрочению мира.

Для своевременного реагирования на действия повстанческих движений в составе миссии развернута бригада оперативного вмешательства (около 2 800 человек).

Операция по поддержанию мира привела к значительному улучшению ситуации. Однако в провинциях Северное и Южное Киву по-прежнему действуют незаконные вооруженные формирования общей численностью свыше 18,5 тыс. боевиков ("Объединенные демократические силы", "Демократические силы освобождения Руанды", "Альянс патриотов за свободное и суверенное Конго", "Камуина Нсапу", угандийская "Армия сопротивления Господня" и бандгруппы народности май-май), которые осуществляют нападения на мирные поселения и подразделения конголезских вооруженных сил.

Временные силы ООН по обеспечению безопасности в Абьее учреждены 27 июня 2011 года резолюцией 1990 Совета Безопасности в целях урегулирования территориального спора между Суданом и Южным Суданом в отношении богатого нефтью района Абьей. Миротворцы уполномочены контролировать очаг напряженности на границе между двумя государствами, содействовать доставке гуманитарной помощи, а также обеспечивать защиту гражданского населения и сотрудников гуманитарных организаций.

Численность ЮНИСФА составляет 4044 человека, из них 3792 военнослужащих, 35 полицейских и 217 гражданских специалистов. Наибольшее число миротворцев выделила Эфиопия (3 566 человек).

Многочисленные нарушения обеими сторонами конфликта договоренностей
о демилитаризации Абьея, а также этнические противоречия между населяющими его народностями миссерия и динка провоцируют периодические боестолкновения в приграничной зоне. Данные обстоятельства не позволяют ООН принять решение о сокращении численности миссии.

Миссия ООН в Республике Южный Судан учреждена резолюцией 1996 Совета Безопасности от 8 июля 2011 года с целью упрочения мира и безопасности, а также оказания помощи в создании условий для развития нового государства (отделение РЮС от Судана произошло в 2011 году).

Мандат МООНЮС включает решение следующих задач:
- содействие переходному политическому процессу и становлению государственной власти;
- сдерживание насилия, в том числе путем патрулирования в районах с высоким риском конфликта;
- участие в реформировании сектора безопасности;
- проведение разминирования.

Численность миссии составляет 16117 человек, из них 14421 военнослужащий и 1696 полицейских.

Наибольший контингент выделили Руанда (2748 человек), Индия (2 343), Эфиопия (2116). Непал (1710), Бангладеш (1592) и Китай (1035).

Несмотря на присутствие миротворцев, обстановка в Южном Судане сохраняет напряженный характер. Основным препятствием для нормализации ситуации является отказ ряда вооруженных группировок, в частности "Фронта национального спасения", от участия в политическом урегулировании конфликта. Наряду с этим острые разногласия между различными этническими группами регулярно приводят к междоусобным столкновениям, в результате которых гибнут сотни мирных жителей. Процесс становления институтов гражданского управления и силовых ведомств сопровождается наличием серьезных экономических и социальных проблем.

Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Мали учреждена резолюцией 2100 Совета Безопасности от 25 апреля 2013 года с целью поддержания политических процессов в стране и выполнения задач по обеспечению безопасности.

Численность МИНУСМА составляет 15610 человек, из них 12441 военнослужащий, 1748 полицейских и 1421 гражданский специалист.

Наибольшее количество миротворцев выделили Чад (1428 человек), Бангладеш (1265). Буркина-Фасо (1071). Египет (1047) и Сенегал (1032).

На миссию возложены следующие задачи:
- оказание поддержки властям Мали в стабилизации обстановки в стране;
- защита гражданского населения;
- обеспечение соблюдения прав человека;
- создание условий для предоставления гуманитарной помощи и возвращения перемещенных лиц;
- восстановление государственной власти.

Ситуация в стране остается напряженной в связи с продолжающимся стремлением племен туарегов к образованию независимого государства. Дополнительно к этому в этой страны активно действует террористическая организация "ДжамаатНусрат аль-Ислам валь-Муслимин". В ее состав входят ассоциированные с "Аль-Каидой исламского Магриба" бандформирования "Аль-Мурабитун", "Ансар ад-Дин" и "Фронт освобождения Масины". Кроме того, на территории Мали совершает теракты филиал "Исламского государства Ирака и Леванта" под наименованием "Великая Сахара", образованный из отколовшихся отрядов "Аль-Мурабитун".

Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Центральноафриканскоп Республике учреждена 10 апреля 2014 года резолюцией 2149 Совета Безопасности с целью защиты гражданских лиц и поддержки переходных процессов в стране.

Численность МИНУСКА составляет 13 252 человек, из них 11 209 военнослужащих и 2043 полицейских.

Наибольшее количество миротворцев выделили Руанда (1369 человек), Пакистан (1222). Бангладеш (1011), Египет (992) и Замбия (917).

В функционал МИНУСКА входит решение следующих задач:
- поддержка переходного процесса;
- защита гражданского населения;
- оказание содействия доставке гуманитарной помощи;
- поощрение и защита прав человека;
- содействие правосудию и обеспечению верховенства права;
- контроль процессов разоружения, демобилизации, реинтеграции и репатриации.

При поддержке миссии в Центральноафриканской Республике проведены президентские выборы, а также создано легитимное правительство. Однако внутриполитическая обстановка остается сложной. Дестабилизирующее влияние на ее формирование оказывает активная деятельность радикальных группировок в центральных и восточных районах страны. Наиболее боеспособными являются повстанческие формирования "Патриотическое движение за возрождение ЦАР", "Народный фронт за возрождение ЦАР" и "Союз за мир в Центральной Африке" (общая численность около 6 тыс. человек), входившие ранее в исламскую коалицию "Селека".

Мандат миссии предусматривает решение следующих задач;
- создание условий для передачи обязанностей по обеспечению безопасности сомалийским силовым структурам;
- снижение угроз, исходящих от деятельности исламской экстремистской группировки "Аш-Шабаб аль-Муджахедин";
- содействие установлению конституционного порядка в стране.

Численность МАССОМ 19 626 человек, из них 18 842 военнослужащих. 718 полицейских и 66 гражданских специалистов.

Миротворцев в состав миссии выделили Уганда (5997 человек), Бурунди (5238), Эфиопия (4169), Кения (3358) и Джибути (864).

Миротворческий контингент МАССОМ в целом способен отражать атаки боевиков на свои позиции и поддерживать уровень безопасности, необходимый для функционирования центрального правительства Сомали.

Вместе с тем отмечается, что миссия не может полностью пресечь деятельность "Аш-Шабаб аль-Муджахедин".

В соответствии с резолюцией Совета Безопасности 2473 (2019) проводится плановое сокращение численности миссии. Срок окончательного перехода полномочий от МАССОМ к национальным силовым структурам - декабрь 2021 года. До этого времени предстоит завершить формирование сомалийских вооруженных сил и полиции, способных самостоятельно решать задачи по обеспечению безопасности и правопорядка.

В целом операции ООН по поддержанию мира в Африке содействуют урегулированию обстановки и снижению уровня конфликтного потенциала. Вместе с тем характерной чертой большинства кризисных ситуаций в африканских странах является их затяжной характер, что не позволяет в ближайшей перспективе рассчитывать на сокращение присутствия миротворцев на континенте.


Миротворческие операции относятся к деятельности, направленной на создание условий, способствующих прочному согласию. Исследования, как правило, показывают, что поддержание спокойствия снижает смертность среди гражданского населения и на полях сражений, а также уменьшает риск возобновления военных действий.

Суть миротворческих операций

участие в операциях

В рамках группы правительств и Организации Объединенных Наций (ООН) существует общее понимание того, что на международном уровне защитники контролируют и наблюдают за процессами в постконфликтных районах. И могут помочь бывшим комбатантам в выполнении обязательств по мирным соглашениям. Такая помощь принимает различные формы, включая меры по укреплению доверия, механизмы разделения власти, поддержку в проведении выборов, упрочение верховенства закона и социально-экономическое развитие. Соответственно, миротворцы ООН, часто называемые голубыми беретами или касками из-за их особенных шлемов, могут включать солдат, полицейских и гражданский персонал.

Организация Объединенных Наций — не единственная система, которое осуществляет миротворческие операции. В число сил, не входящих в ООН, вступают миссии НАТО в Косове (с разрешения вышепоставленного органа) и Многонациональные силы и наблюдатели на Синайском полуострове или те, которые организованы Европейским союзом (например, СДК ЕС с разрешения ООН) и Африканским (миссии в Судане). Ненасильственные миротворцы НПО имеют опыт в реальных операциях. Это, например, неправительственные волонтеры или активисты.

Миротворческие операции РФ

миротворческие операции рф

Исторически центральные принципы международного миротворчества были сформулированы западными державами в связи с их политическим и идеологическим доминированием в международных институтах. Включая семью Организации Объединенных Наций (ООН).

Лишь недавно развивающиеся державы вступили в это сообщество. В том числе миротворческие операции России и Китая, начали формулировать свою собственную политику по поддержанию согласия. И на сегодняшний день многие действия осуществляются на практике. Хотя общие цели в понимании западных стран и развивающихся держав схожи, существуют различия в акцентах. Недавние события в Сирии и активное участие России в миротворческих операциях подчеркнули неоднозначное понимание, которого эти два подхода придерживаются.

Различие

Западный подход предполагает, что страны-доноры лучше знают, что делать в связи с местными проблемами. В то время как цель восходящих держав гораздо менее догматична и признает право субъектов совершать ошибки на этом пути. В данной статье рассматриваются подходы российской миротворческой операции, поскольку они определены теоретически и практически.

Холодная война по поддержанию мира

Миротворцы ООН

После обретения независимости в Индии и Пакистане в августе 1947 года и последующего кровопролития, последовавшего за Советом Безопасности, в январе 1948 года была принята резолюция 39 (1948) с целью создания Комиссии Организации Объединенных Наций для Индии и Пакистана (ЮНСИП). Основная цель - посредничества в споре между этими двумя странами по поводу Кашмира и связанных с ним боевых действий.

С тех пор 69 операций по поддержанию мира были санкционированы и развернуты в различных странах. Подавляющее большинство этих операций началось после холодной войны. В период с 1988 по 1998 год было развернуто 35 миссий ООН. Это означало многозначительное увеличение по сравнению с периодами между 1948 и 1978 годами, которые видели создание и развертывание только тринадцати операций ООН по поддержанию мира. И не одной между 1978 и 1988 годами.

Значимые события

помощь ООН

Вооруженное вмешательство впервые появилось в форме причастности ООН к Суэцкому кризису в 1956 году. Чрезвычайные силы (UNEF-1), которые существовали с ноября 1956 по июнь 1967, были, по сути, первыми международными миротворческими операциями. ООН получил мандат на обеспечение прекращения военных действий между Египтом, Великобританией, Францией и Израилем. Это в дополнение к наблюдению за выводом всех войск с территории первого государства. После завершения указанного вывода UNEF служило буферной силой между египетскими и израильскими силами для контроля за условиями прекращения огня и содействия установлению прочного согласия.

Вскоре после этого Организации Объединенных Наций развернула миротворческую операцию в Конго (ОНУК). Произошло это в 1960 году. В ее пике участвовало свыше 20 000 военнослужащих, в результате чего погибли 250 сотрудников ООН, включая генерального секретаря Дага Хаммаршельда. ОНУК и сама миротворческая операция в Конго должна была обеспечить вывод бельгийских сил, которые вновь заявили о себе после конголезской независимости и после восстания, проведенного Force Publique(FP) в целях защиты граждан Бельгии и экономических интересов.

ОНУК также было поручено установить и поддерживать правопорядок (помогать положить конец мятежу ФП и насилию на этнической почве), а также оказывать техническую помощь и проводить обучение конголезских сил безопасности. Дополнительная функция была добавлена в миссию ОНУК, в которой военным было поручено поддерживать территориальную целостность и политическую независимость Конго. В результате произошло отделение богатых полезными ископаемыми провинций Катанга и Южный Касаи. Хотя многие и осуждали силы ООН в этом споре, но организация более или менее стала рукой конголезского правительства. Именно в то время военные и помогли силой прекратить раскол провинций.

В течение 1960-х и 1970-х годов ООН создала множество краткосрочных заданий по всему миру. Включая миссию представителя генерального секретаря в Доминиканской Республике (ДОМРЕП), Силы безопасности в Западной Новой Гвинее (ВСООН), Йеменская наблюдательная организация (UNYOM). Все это в сочетании с более долгосрочными операциями, такими как Вооруженные силы ООН на Кипре (ВСООНК), Чрезвычайные действия II (UNEF II), миротворцы по наблюдению за разъединением (UNDOF) и Временные войска в Ливане (ВСООНЛ).

Операции по поддержанию мира, против человеческой торговли людьми и принуждения к проституции

С 1990-х годов люди ООН стали объектом многочисленных обвинений в жестоком обращении — от изнасилований и сексуальных посягательств до педофилии и торговли людьми. Жалобы поступили из Камбоджи, Восточного Тимора и Западной Африки. В первую очередь были направлены миротворческие операции в Боснию и Герцеговину. Там проституция, связанная с женщинами, ставшими жертвами торговли людьми, взлетела до небес и часто действовала сразу за воротами зданий ООН.

Миссии Организации Объединенных Наций по поддержанию мира

российские операции

Операции по согласию охватывают целый ряд различных видов действий. В книге Фортны Пейдж лучше всего работает миротворчество. Например, она выделяет четыре различных типа миссий по поддержанию мира. Важно отметить, что эти субъекты миссий и то, как они проводятся, находятся под сильным влиянием мандата, в котором они уполномочены.

Три из четырех типов Фортны являются операциями, основанными на согласии. Поэтому они требуют согласия воюющих группировок. И участники миротворческих операций обязаны действовать строго в заданных рамках. Если они потеряют это согласие, военные будут вынуждены отступить. Четвертая миссия, напротив, не требует гармонии. Если согласие потеряно в любой момент, эта миссии не требуется отозвать.

российские миротворческие операции

Группы, состоящие из небольших контингентов военных или гражданских созерцателей, которым поручено следить за прекращением огня, выводом войск или другими условиями, изложены в профессиональном соглашении, как правило, безоружны, и им в первую очередь поручено наблюдать и сообщать о происходящем. Таким образом, они не обладают способностью или мандатом на вмешательство в случае отказа любой из сторон от соглашения. Примеры миссий по наблюдению включают КМООНА II в Анголе в 1991 году и МООНРЗС в Западной Сахаре.

Межпозиционные миссии, также известные как традиционные миротворческие силы, представляют собой более крупные контингенты легко вооруженных войск, призванные служить буфером между воюющими группировками после конфликта. Таким образом, они являются зоной между двумя сторонами и могут отслеживать и сообщать о соблюдении любой из них. Но только строго по параметрам, которые установлены в этом соглашении о прекращении огня. Примеры включают КМООНА III в Анголе в 1994 году и МИНУГУА в Гватемале в 1996.

Многоплановые миссии выполняются военным и полицейским персоналом. В них они пытаются создать надежные и всеобъемлющие поселения. Они не только выступают в качестве наблюдателей или выполняют межпозиционную роль, но и участвуют в более многогранных задачах, в таких как надзор за выборами, реформа полиции и сил безопасности, институциональное строительство, экономическое развитие и многое другое. Примеры включают ЮНТАГ в Намибии, МНООНС в Сальвадоре и ЮНОМОЗ в Мозамбике.

Миссии по принуждению к миру в отличие от предыдущих не требуют согласия воюющих сторон. Это многоплановые операции с участием как гражданского, так и военного персонала. Боевые силы значительны по размеру и достаточно хорошо оснащены миротворческими стандартами ООН. Они уполномочены использовать оружие не только для самообороны. Примерами могут служить ЭКОМОГ и МООНСЛ в Западной Африке и Сьерра-Леоне в 1999 году, а также операции НАТО в Боснии — СВС и СФОР.

Миссии ООН вовремя и после холодной войны

В этот период военные носили в основном межпозиционный характер. Поэтому такие действия называли традиционным миротворчеством. Граждане ООН были развернуты после межгосударственного конфликта, чтобы служить буфером между воюющими группировками и обеспечивать соблюдение условий установленного мирного соглашения. Миссии были основаны на согласии, и чаще всего наблюдатели не были вооружены. Так было в случае UNTSO на Ближнем Востоке и UNCIP в Индии и Пакистане. Другие были вооружены — например, UNEF-I, созданный во время Суэцкого кризиса. Они были в значительной степени успешны в этой роли.

Более широкие цели миссий

миротворческие операции

В The Record ООН по операциям по поддержанию единства, Майкл Дойл и Sambanis резюмировали доклад Бутроса Бутроса в качестве меры превентивной дипломатии и укрепления доверия. Было актуально участие в миротворческих операциях, как, например, миссии по установлению фактов, мандаты наблюдателей, а также возможности развертывания ООН в качестве превентивной меры для того, чтобы уменьшить потенциал насилия или опасность его возникновения и тем самым увеличить перспективы прочного мира.

Читайте также: