Мир образов вокальной и инструментальной музыки 6 класс доклад

Обновлено: 02.07.2024


Содержимое разработки

Для чего нужно искусство?

Литература

общение писателя и читателя

общение художника и зрителя

Музыка

общение композитора и слушателя

Музыкальный образ – это творческий замысел, жизненное содержание, которое создает композитор, используя богатые возможности музыкального языка.

Музыкальный образ – это творческий замысел, жизненное содержание, которое создает композитор, используя богатые возможности музыкального языка.

Удивительный мир музыкальных образов

Виды музыкальных образов Лирические образы раскрывают романтические чувства, ощущение и настроение героев, любовь к природе Эпические образы - описывают исторические события, героев, подвиги.

Виды музыкальных образов

Лирические образы раскрывают романтические чувства, ощущение и настроение героев, любовь к природе

Эпические образы - описывают исторические события, героев, подвиги.

Синквейн Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное) – ОБРАЗ - Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). - Третья строка. 3 слова – действия (глаголы). - Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) - Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное) –ОБРАЗ

- Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

- Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

- Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

- Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Домашнее задание Вспомнить жанры вокальной музыки.

Домашнее задание

Вспомнить жанры вокальной музыки.


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Виды музыки 1.Вокальная 2.Инструментальная

Описание презентации по отдельным слайдам:

Виды музыки 1.Вокальная 2.Инструментальная

Виды музыки 1.Вокальная 2.Инструментальная

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

Виды музыки 1.Вокальная 2.Инструментальная

Виды музыки 1.Вокальная 2.Инструментальная

Инструментальная музыка – это музыка, исполняемая на музыкальных инструментах

Инструментальная музыка – это музыка, исполняемая на музыкальных инструментах

Жанры инструментальной музыки: 1.Сольная 2.Ансамблевая 3.Оркестровая

Жанры инструментальной музыки: 1.Сольная 2.Ансамблевая 3.Оркестровая

Музыкальный образ- это живое представление о действительности, выраженное в з.

Музыкальный образ- это живое представление о действительности, выраженное в звуках.(образ человека, природы и.т.д)


 Юдин Сергей Сергеевич, советский хирург. Родился в начале 20 века

Юдин Сергей Сергеевич, советский хирург. Родился в начале 20 века

. В Институте им. Н.В. Склифосовского он уже в 8 часов утра осматривал тяжелы.

. В Институте им. Н.В. Склифосовского он уже в 8 часов утра осматривал тяжелых больных, затем оперировал, затем читал лекции. После обеда спал один час, потом занимался научной работой до трёх часов ночи. Вечером прерывался для повторного осмотра больных. Такая работа на износ не могла не сказаться на его здоровье. Первый инфаркт он перенес в возрасте 51 года. Но даже в постели продолжал работать.

. В свободную минуту Сергей Сергеевич любил заводить патефон. У него была бо.

. В свободную минуту Сергей Сергеевич любил заводить патефон. У него была богатая по тем временам фонотека. Слушал классическую музыку. Раскрыв партитуру, он любил следить по нотам за особенностями инструментовки и трактовки партий в опере или симфонии. Слева от входной двери стоял маленький столик, на котором всегда лежали партитуры.

 Впервые применил в клинике переливание крови внезапно умерших людей.

Впервые применил в клинике переливание крови внезапно умерших людей (1930). Государственная премия СССР (1942, 1948), Ленинская премия (1962, посмертно). Награжден орденом Ленина, 3 другими орденами, а также медалями. Почётный член Королевского общества хирургов Великобритании, американского, парижского, пражского, каталонского обществ хирургов, почётный доктор Сорбонны.


Слушание: П.И.Чайковский Симфония №6 ( фрагмент)

Слушание: П.И.Чайковский Симфония №6 ( фрагмент)

Определить: 1.Характер музыки 2.Темп музыки 3.Динамику(звук музыки) 4.Вид муз.

Определить: 1.Характер музыки 2.Темп музыки 3.Динамику(звук музыки) 4.Вид музыки? Жанр музыки? 4.Почему хирург любил и ставил именно это произведение? Чем помогала музыка врачу? 5.О чём думал С.Юдин, слушая эту музыку перед операцией, какие образы представлял?

Итог урока: Что на уроке вам запомнилось и понравилось больше всего?

Итог урока: Что на уроке вам запомнилось и понравилось больше всего?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 243 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.06.2017 3784
  • PPTX 2.1 мбайт
  • 68 скачиваний
  • Рейтинг: 2 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Турфан Наталья Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательные: воспитывать интерес к музыкальному искусству, а также уважение к школе, мотивировать стремление к учебе.

Тип урока: вводный

Методы: наблюдение за музыкой, размышление о музыке, забегание вперед и возвращение к пройденному, пластическое интонирование.

Оборудование: магнитофон, проектор, ноутбук, колонки, наглядный материал.

Вспомним определения, что такое вокальная, а что такое инструментальная музыка.

Работа в 2-х группах:

1 – Что такое Инструментальная музыка? Какие жанры относятся к инструментальной музыке?

2 – Что такое вокальная музыка? Какие жанры относятся к вокальной музыке?

Ответы детей

Вокальная музыка – музыка, предназначенная для исполнения голосом, жанры – вокализ, песня, романс, серенада.

Инструментальная – это музыка, которую исполняют только музыкальные инструменты. Жанры – пьеса, соната.

Прослушайте фрагмент музыкального произведения, определите вокальная или инструментальная это музыка и жанр.

Ответы детей

Это вокальная музыка, жанр песня.

Когда вы слушали песню, какие чувства, ощущения возникали?

Ответы детей

Ощущение праздника, радости от того что стали на год старше.

Лекгим, полетным должен быть голос в песне, таким его сделает распевка.

Распевка, разучивание 1 куплета песни.

Музыкальные образы бывают лирические, эпические, лирико-эпические, драматические.

Лирические образы - это романтические чувства, любовь к природе и т.д.

Эпические образы – это грустные воспоминания, разочарование и т.д.

Драматические образы – это образ, где присутствует драма, трагедия и т. д.

Подводя итог можно сказать, что музыкальный образ – это творческий замысел, жизненное содержание, которое создает композитор, используя богатые возможности музыкального языка.

Сегодня обратимся к лирическим образам. Встречу с этими образами нам приблизят изображенные предметы. Посмотрите на предметы на доске, что объединяет эти вещи? (веер, шкатулка, русский платок, свечи в подсвечнике, цветок роза, перо с чернильницей, и др.)

Делятся на 3 команды. Объясняют значение предметов.

Эти вещи пришли к нам из старины и каждая из них может о многом рассказать.

Учитель (показывает на веер) Что вы знаете об этом предмете?

Отвечает 1 команда, дополняют их ответ остальные.

Дети делятся знаниями о веере.

По древней легенде, история вееров началась в знойный райский день, когда изнемогающая от жары Ева сорвала пальмовую ветвь и начала обмахиваться ею. По прошествии нескольких веков эта милая вещица стала популярной и в России. Светские львицы использовали веер не только для навивания прохлады - существовал особый язык вееров. С помощью его красавицы посылали своим обожателям тайные знаки. Например, приложенный к правому уху веер означал просьбу надежно хранить секрет.

Учитель (показывает на свечу) А свеча – это символ чего?

Свеча – трогательный романтический символ, значение которого во многом зависит от того, что именно освещает её трепетное пламя. Свеча – источник вдохновения учёного, писателя и поэта.

-Что скажет команда 3 о своём предмете? (шкатулка)

Эта старинная безделушка популярна и в наше время. Шкатулка не просто коробочка для хранения украшений или мелких вещей, это настоящее произведение искусства. Шкатулки изготавливали из ценных пород дерева, драгоценных камней, позже появились удивительные музыкальные шкатулки. Шкатулка для украшений с музыкой — это изысканный и оригинальный подарок девушке со вкусом.

Ребята, а можно ли пополнить экспонаты нашей выставки каким-либо музыкальным инструментом?

Пишет на доске – гитара.

Что можете рассказать об этом инструменте?

Дети. Струнный музыкальный инструмент гитара. Он может занять место на выставке.

А как называются вокальные произведения для голоса, которые исполняются в сопровождении гитары?

Старинные русские романсы воспевают любовь, волнение, восторг, горечь разлуки и надежду на счастье.

Что представляет собой этот вид вокальной музыки?

Дети. Романс – вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента – гитары, фортепиано и др. В романсе воспевается великое чувство – любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминание о прошлом и надежда на счастье.

В России романс стал популярен в 19 веке. Многие русские композиторы прославились благодаря сочинению именно романсов. Среди них композитор, о котором мы сегодня поговорим, это Михаил Иванович Глинка. Многие из его романсов написаны на слова близких друзей, например Кукольника. На стихи этого поэта в 1840 году композитор сочинил вокальный цикл “Прощание с Петербургом”. Среди романсов Цикла — “Жаворонок” и “Попутная песня”.

КАК ЩЕДРО ЛЬЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ

ИЗ НЕОБЪЯТНОЙ ВЫШИНЫ,

Я К НИМ ПРОТЯГИВАЮ РУКИ –

ЛАДОНИ МУЗЫКОЙ ПОЛНЫ.

ЗАПРЕТ НА МИГ, И СНОВА ЛЬЕТСЯ

ЖИВАЯ ЗВОНКАЯ СТРУЯ,

И СОЛНЦЕ ЛАСКОВО СМЕЕТСЯ,

И ДЫШИТ ЛАСКОВО ЗЕМЛЯ.

Я У НЕГО УЧУСЬ УМЕНЬЮ

И ПЕТЬ, И РАДОВАТЬ СЕРДЦА…

Это стихотворение Н. Оленина, посвященное романсу.

Романс принято относить к КАМЕРНОЙ вокальной музыке. Почему? И что значит камерная музыка?

Камерная музыка - музыка, предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей (от латинского camera – комната).

Если сравнить песню с романсом, то в каждом из них соединяются два обязательных элемента - музыка и слово, но в каждом по-своему. В песне есть куплетная форма, мелодия песни выражает общий характер, не передавая детали, не выделяя отдельные образы, когда в романсе раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе.

Листочек с текстом стиха лежит на столах у каждой команды.

Работа в командах.

Разделите, пожалуйста, в командах этот текст на части. Сколько частей у вас получилось?

Ответы детей.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Так, великое стихотворение А.С.Пушкина, благодаря русскому композитору Глинке, стало музыкальным гимном женской красоте.

Вы познакомились с двумя романсами. Назовите общие черты прозвучавших романсов? (затрагивается внутренний мир человека, душа, чувства; тоже слышится размышление, воспоминание о чём-то ушедшем, дорогом)

-Можем определить музыкальный образ этого произведения? Какой? (Лирический)

- Но, если в первом романсе лирика затрагивает тему русской природы, то во втором …? (любви)

Любовь – великое человеческое чувство, которое вызывает в нас смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.

- Что значит быть счастливым в любви? (размышления ребят)

- Продолжает ли любить герой романса свою возлюбленную? Объясните.

- Какими чувствами наполнен романс?

Дети. Любовь, нежность, искренность, волнение, благодарность, сомнение.

“Я помню чудное мгновенье” — жемчужина русской вокальной лирики, в которой воедино слились гении поэта и композитора. Трехчастная форма романса соответствует содержанию стихотворения, в котором отражены три важных момента душевной жизни героя: первая встреча, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания. Мелодия романса впечатляет своей плавностью и нежной грацией. Ярким контрастом звучит тревожная средняя часть (“В глуши, во мраке заточенья”). Здесь музыка становится речитативно-декламационной и суровой. В третьей части возвращается прежняя светлая мелодия, но она становится радостно-возбужденной, а сопровождение — подвижным и трепетным. Романс относится к зрелому периоду творчества Глинки, поэтому мастерство композитора в нем так совершенно. Никогда еще и никем до Пушкина и Глинки не была поднята на такую высоту красота человеческого чувства.

Подведение итогов урока.

Ребята, сегодня говорили о таком прекрасном жанре вокальной музыки, как романс. И еще раз убедились в том, что без литературы (без поэтического текста) не появились бы романсы, которые оказывают целительное, благотворное воздействие на душу человека.

Романса голос узнаю

На самом дальнем расстоянье:

Стою и мысленно пою,

И мне приятно с ним слиянье.

И всех я вспоминаю вас,

Друзей и родственников дальних,

Уже ушедших и печальных:

Напомнил мне о вас — романс

К глазам я подношу платок,

Который мне не помогает,

И только воздуха глоток

Мне умереть не позволяет.

О том, что я отстал от вас

И в этой жизни затерялся,-

Напомнил старый мне романс,

Романс, который оборвался.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Тема урока: Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Презентация на заданную тему содержит 9 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500

Необычное сходство современной музыки и крупных форм классики, вечных тем жизни и молодежного жаргона, современных интонаций и ритмов джаза, рока, эстрадной песни и танцевальных сцен заинтересовало молодого композитора.

В поисках славы Орфей покидает возлюбленную Эвридику, отправляется на состязанье певцов и побеждает в нем. Однако преклонение фанатов, прославление бесчувственной толпы и благосклонность Славы-Фортуны изменяют его сердце, и, когда он приходит к любимой с победой, та не узнает его. В поисках славы Орфей покидает возлюбленную Эвридику, отправляется на состязанье певцов и побеждает в нем. Однако преклонение фанатов, прославление бесчувственной толпы и благосклонность Славы-Фортуны изменяют его сердце, и, когда он приходит к любимой с победой, та не узнает его.

Читайте также: