Минералогический музей в санкт петербурге доклад

Обновлено: 05.07.2024

Время работы: ежедневно – 11.00–17.00, выходные дни – суббота, воскресенье, праздничные дни.

Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено.

Внимание! Экскурсионное обслуживание по предварительной договоренности.

История музея

Российские геология и минералогия зародились и развивались в XVIII в. на базе основанных Петром I Академии наук и Университета, который позже был преобразован в Учительскую семинарию. Среди выпускников Университета и членов Академии были такие выдающиеся ученые, как М.В. Ломоносов, С.П. Крашенинников, И.Г. Леман, И.И. Лепехин, Э.Г. Лаксман, Н.Я. Озерецковский, В.М. Севергин, И.И. Георги и др.

Многим из них принадлежит ведущая роль в изучении природных минеральных ресурсов России, ее географии, населения.

Благодаря инициативе председателя Главного правления училищ сенатора Петра Васильевича Завадовского в 1785 г. академик Российской Академии наук Иван Иванович (Иоанн Готтлиб) Георги во время путешествия в отдаленные районы страны собрал коллекцию из 371 минералогического образца, которая поступила в семинарию 13 октября 1785 г., положив начало ее минералогическому кабинету.

Следующими пополнениями кабинета естественной истории С.-Петербургской Учительской семинарии стали коллекция, подаренная в 1795 г. надворным советником Александром Васильевичем Раздеришиным, в большей своей части собранная им на рудниках и приисках Забайкалья и Урала и состоящая из 200 образцов с кратким описанием минералов и мест, где они были взяты, а также коллекция, собранная на Алтайских рудниках и переданная семинарии в 1798 г. Евдокимом Филипповичем Зябловским.

Кроме образцов горных пород и образцов окаменелостей в коллекции имелись образцы золота, серебра, меди, медных и железных руд, самородной серы и свинцового блеска. В мае 1804 г. профессор естественной истории Андрей Михайлович Теряев принял минеральный кабинет, подаренный академиком Василием Михайловичем Севергиным. Еще через год у лейб-медика горной службы Крейтона была куплена коллекция минералов, состоящая из трех ящиков образцов.

Учительская семинария вернула себе звание Университета в 1806 г., и в том же году курс естественной истории был разделен на три самостоятельных курса – минералогии, ботаники и зоологии. Одновременно и кабинет естественной истории разделяется на три: минералогический, ботанический и зоологический. Минеральное собрание состояло, по крайней мере, из 912 образцов горных пород и минералов. В 1807 г. профессор Петр Иванович Медер подарил свою замечательную коллекцию из 7500 образцов. В 1812 г. профессор А.М. Теряев составил первую опись минерального собрания.

В дальнейшем собрание постоянно пополнялось как за счет покупки частных коллекций, так и за счет организации экспедиций для сбора минералогических образцов.

В 1881 г. заведующим кафедрой минералогии стал Василий Васильевич Докучаев, а одним из его сотрудников – молодой выпускник кафедры В.И. Вернадский. Оба они внесли значительный вклад в науку. Докучаев стал основоположником динамической минералогии, Вернадский – создателем учения о биосфере.

В 1909 г. Анна Ивановна Менделеева передала музею обширную коллекцию известного ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Эта коллекция сегодня включает 245 образцов, представляющих 133 минеральных вида.

С 1917 г. прекратились ежегодные денежные дотации для приобретения минералов. Основным источником пополнения коллекций стали организуемые на кафедре экспедиционные исследования.

В годы Великой Отечественной войны коллекции бережно хранили доцент Екатерина Федоровна Чирва и выпускники кафедры А.Ф. Михайлова, А.Б. Вистелиус и Е.С. Павлова.

Начатые после 1945 г. исследования минералогии Кольского полуострова музея пополнили уникальными образцами коллекции минералов, также был собран большой минералогический материал по месторождениям Забайкалья, поступали в коллекцию минералы из месторождений Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Германии, Югославии.

Экспозиция

В настоящее время фонды музея насчитывают более 39 тысяч единиц хранения. Они представлены коллекциями:

– минеральных месторождений России и сопредельных государств;

– драгоценных и поделочных камней;

В последние годы созданы новые экспозиции:

– чароита и сопутствующих ему минералов, минералы родонитовых пород Южного Урала (создана А.И. Брусницыным и Е.В. Стариковой);

– драгоценные поделочные камни из коллекции архиепископа Нила Ярославского.

Дополнительные возможности

В музее проводятся обзорные лекции по всему курсу минералогии и по отдельным разделам науки.

В ближайшие планы музея входит создание базы данных музейного собрания, СD-ROM дисков, содержащих просветительские и обучающие программы, фильмов по различным темам минералогических знаний.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ДОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗНАЧЕЯ

ДОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗНАЧЕЯ Сегодня дом № 26 по улице Марата не привлекает особенного внимания. Даже несмотря на солидные размеры. И уж никак не подумаешь, что над ним работал известный зодчий Джованни Лукини, на счету которого еще и здание Таможни (нынешний Пушкинский

Гимн Московского университета

Гимн Московского университета Музыка В.И. Мартынова,слова В.Д. Федорова,редакция В.А. Садовничего Восславим Университет Во дни торжеств, во дни побед, Сумевший миру показать, «Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля

Государственный литературно-мемориальный музей М.М. Зощенко (Государственный литературный музей ХХ века)

Мемориальный музей А.С. Попова Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета

Музей истории Государственного университета

Музей истории Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Музей истории Санкт-Петербургского государственного технологического института

Историко-технический музей Санкт-Петербургского государственного технического университета (Минералогический музей)

Музей истории Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров

Музей истории Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ)

Музей истории Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета

Музей истории Санкт-Петербургского университета водных коммуникаций

Заключение заведующей кафедрой журналистики Казанского государственного университета С.К.Шайхитдиновой

Заключение заведующей кафедрой журналистики Казанского государственного университета С.К.Шайхитдиновой ЗАКЛЮЧЕНИЕ заведующей кафедрой журналистики Казанского государственного университета С. К. Шайхитдиновой Объект заключения: 1. Публикация «НИИАР: тяжелое


ЗАПИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ
ШКОЛЬНИКАМ
Это интересно

Гиперболоид инженера Меймана, начитавшегося Алексея Толстого

Теодор Мейман, так звали выпускника Стэнфордского университета, который в 33 года совершил революционное открытие в науке и создал первый в мире рабочий лазер. В 1955 году молодой доктор наук начал трудиться над воплощением в реальность идеи, которая давно витала в научном сообществе. Теоретически предполагалось, что из источников света можно собрать один узкий плотный пучок высокой мощности и, как следствие, на очень маленькой площади можно сконцентрировать большое количество энергии.


Экспозиция


Экспозиция

В зале представлена выставка уникальных предметов, переданных Горному музею выдающимися отечественными и зарубежными деятелями. Экспонируются изделия из традиционных русских самоцветов, коллекция выполненных ювелирами фирмы Карла Фаберже миниатюр из драгоценных камней и металлов, наградное оружие. В исторических сейфах размещены уникальные самородки золота, серебра и платины, предметы коллекций членов императорской семьи, а также переданный в дар императором Николаем I кристалл берилла ювелирного качества массой более двух с половиной килограммов. Значимое место занимает собрание агатов и аметистов из месторождений Бразилии и Мексики, подаренное итальянским коллекционером Примо Ровисом.


Здесь детально иллюстрируются свойства минералов, их конституционные особенности, процессы зарождения, роста и изменения минеральных индивидов и агрегатов. Прекрасным учебным пособием по минералогии и кристаллографии являются коллекции естественных кристаллов (1250 образцов) и псевдоморфоз. В зале экспонируются уникальный японский двойник кварца с Памира и два кристалла-гиганта: уральский кварц весом 500 кг, хранящийся в музее с 1822 г. и головка кристалла дымчатого кварца весом 800 кг из пегматитов Житомирской области, подаренный в 1948 г. геологами Украины.


Экспозиция

Отсюда начинается показ систематической коллекции, которая в настоящее время насчитывает 2150 минеральных видов. Образцы снабжены подробными этикетками с расширенной конкретной информацией, что существенно отличает Горный музей от других минералогических музеев. В нескольких витринах и шкафах выставлены самородные элементы. Особенно интересна серия образцов уральского золота: отдельные октаэдрические, кубические и скелетные кристаллы, причудливой формы сростки. В центре зала, на своем историческом месте, находится уникальная гигантская глыба уральского малахита, весом 1504 кг, переданная в дар Горному училищу по воле императрицы Екатерины II. С начала XIX в. в Горный музей передавали крупнейшие самородки металлов, найденные на территории России, поэтому именно здесь можно увидеть самородную медь весом 104 и 842 кг.


Этот небольшой зал соединяет Малахитовый и Колонный залы. Ажурная чугунная лестница, ведущая на хоры Колонного зала, отличается совершенством пропорций и придает залу камерность и неповторимость. Здесь расположена систематическая коллекция минералов класса ортосиликатов. Наиболее красивыми и эффектными являются образцы гранатов - исторические штуфы альмандинов, спессартинов, уваровитов, демантоидов с копей Урала. Всеобщее восхищение вызывают прекрасные образцы фенакита, циркона, оливина и др.


Экспозиция

Колонный зал сохранил своё великолепное убранство с 1820-х годов, когда его интерьер был создан архитектором Александром Постниковым. В зале представлено продолжение систематической коллекции минералов.

Особое место занимает коллекция бериллов из 92-х месторождений мира, содержащая все разновидности этого минерального вида. Основу коллекции составляют великолепные изумруды из Уральских копей, приобретенные Горным музеем в 1847 году у графа Л.А. Перовского. Зал украшают крупные штуфные образцы: друза Горного хрусталя из Японии, уникальный кубооктаэдр голубого флюорита весом 330 кг из Казахстана, кристалл берилла длиной 1,5 м, окаменелое дерево с щеткой аметиста, два валуна забайкальского нефрита.


В собрании Горного музея особое место занимают искусственные минералы. Многие образцы, хранящиеся в этой коллекции, являются подтверждением большой научной значимости минерального синтеза. Представительность коллекции дает возможность проследить развитие этого направления в нашей стране: на протяжении XX века: от промышленного получения синтетических слюд до образцов ювелирного малахита и разноцветных кристаллов фианита.

В шкафах выставлены крупные образцы цветного камня из коллекции Центркварц, оптические кальциты Сибирской платформы, большая коллекция природного балтийского янтаря, а также исторические образцы горных пород, применявшихся при производстве уникальных камнерезных изделий, которые сегодня являются гордостью многих художественных музеев, в том числе Эрмитажа.


Экспозиция

В экспозиции зала можно познакомиться с уникальными произведениями искусства из природного камня работы русских и зарубежных мастеров. Особое место занимают произведения главных камнерезных центров Урала и Алтая XIX века – Екатеринбургской и Колыванской камнерезных фабрик. Среди них уникальная чаша из дендритной аушкульской яшмы, переданная в музейную коллекцию к 50-летию Горного кадетского корпуса в 1823 Евграфом Мечниковым.

Зал украшают копии с произведений выдающегося итальянского скульптура Антонио Канова: Три грации, Венера Италийская и Полина Боргезе в образе Венеры Победительницы. В центре зала – декоративная столешница, украшенная уникальным мозаичным панно работы знаменитых мастеров Флоренции.


В зале представлены модели, макеты и натурные образцы техники по следующим основным разделам: бурение, двигатели, горное дело, горная механика, обогащение и металлургия. Собрание моделей начало формироваться в 1773 году с открытием Горного училища и было призвано помочь русским студентам в практическом освоении горной и горно-заводской техники. Модели заказывались в лучших мастерских Европы и на российских заводах, изготавливались в мастерских Горного института и Монетного двора, поступали с всероссийских и всемирных промышленных выставок.

На сегодняшний день коллекция представляет историю развития горной промышленности с момента становления вплоть до современности.


Экспозиция

Коллекция художественного литья из чугуна является самой значительной в городе и одной из лучших в России. В витрине находится российское литье первой половины XIX века - плакетки, медальоны, браслеты, ожерелье. В шкафах можно увидеть кабинетную скульптуру и другие изделия каслинских и кусинских мастеров (1880-1900-е годы), старинное прусское литье.

Интерьеры зала украшены чугунной мебелью Кусинского завода, нигде более не сохранившейся.


В экспозиции этих залов, посвященной исторической геологии, отражены все крупные этапы развития жизни на Земле. Эталонные региональные коллекции расположены в геохронологической последовательности. Они состоят из образцов ископаемой фауны и флоры, горных пород и полезных ископаемых более чем из 20 стран мира.

В зале также выставлена обширная коллекция остатков четвертичной фауны: жемчужницы, халиотисы , наутилус. Удивляет своими размерами (около 1 м) створка раковины гигантской тридакны.

Как известно, в первые послереволюционные годы большевики умудрились продать за рубеж бесценных произведений искусства на сумму в 50 млрд золотых рублей. Среди приготовленных на продажу ценностей был и шкаф-кабинет для императорских покоев, сделанный из тропического дерева и украшенный мозаикой из лазурита, яшмы, агата, розового опала и других цветных и полудрагоценных камней. Этот шедевр Петергофской гранильной фабрики американцы готовы были обменять на 25 паровозов! К счастью, его продаже воспротивился сам В. И. Ленин, и сегодня уникальное изделие можно увидеть в экспозиции старейшего и крупнейшего в России Минералогического музея, носящего имя выдающегося минералога и геохимика А. Е. Ферсмана.

В 2016 г. отметит 300-летний юбилей один из наиболее известных в мире и крупнейший в России Минералогический музей, носящий имя выдающегося ученого, минералога и геохимика А. Е. Ферсмана. Сегодня собрание этого музея, который имеет еще более древнюю историю, чем сама Российская академия наук, насчитывает свыше 140 тыс. образцов. Его основой стала коллекция (или, как тогда ее официально называли, Музеум, Музей) доктора К. Готвальда, купленная в 1714 г. на аукционе в Данцинге по поручению Петра I для создания музея редкостей – Кунсткамеры. На основе этой коллекции в 1716 г. и был создан так называемый Минеральный кабинет – по сути, первый в России публичный минералогический музей, предназначенный для просвещения самых широких слоев населения.

А поскольку дело было новое и непривычное, то для привлечения публики в кабинете накрывали столы, угощали пирогами и даже подносили чарочки.

Этот образец минерала лимонита (по пириту) диаметром 3,5 см, с оригинальной этикеткой, был описан М.В. Ломоносовым в Каталоге Минерального кабинета.Чехия. ММФ № 197 ОП. Из коллекции И.-Ф. Хенкеля (№ 58, 1743 г.). Фото Е. Борисовой

Одним из первых из просвещенной Германии в Россию приехал, по соб­ственной инициативе, Иоганн Георг Гмелин, по образованию медик, по своим научным интересам – химик и ботаник, а позднее и этнограф *. Гмелин начал работу по составлению первого каталога Кунсткамеры, но проработал над ним лишь до 1733 г. Следующим к этой работе приобщился Иоганн Амман – еще один немецкий ученый-естествоиспытатель, профессор ботаники и натуральной истории, занимавшийся большей частью разбором коллекций флоры и фауны. Поэтому, как только из Германии вернулся М. В. Ломоносов, проходивший там обучение во Фрайбергской горной академии, Академия наук тотчас поручила ему заняться разбором коллекций Минерального кабинета. Результатом его работы стал Каталог, изданный в 1745 г. на латинском языке – одно из первых печатных изданий Российской академии наук.

* Подробнее о жизни и судьбе И.Г. Гмелина в России читайте в НАУКЕ из первых рук № 0 (1), 2004

Этот Каталог сохранился, причем как в оригинале на латыни, так и в русском переводе, отредактированном самим Ломоносовым. В пятом томе полного собрания сочинений М. В. Ломоносова (1955) имеется этот перевод, снабженный иллюстрациями. В их числе – изображение одного из образцов лимонита (псевдоморфозы по пириту), описанного Ломоносовым и представленного в настоящее время на музейной экспозиции, а также тяжелого магнита в металлической оправе, сделанного из природного нижнетагильского магнетита, которым пользовался Ломоносов для определения магнитных свойств минералов. А совсем недавно были атрибутированы как записанные в Каталоге лично Ломоносовым хранившиеся в музейных фондах флорентийские мозаики (Новгородова, 2011).

К сожалению, почти сразу после выхода Каталога в Кунсткамере случился большой пожар, и почти вся коллекция погибла. Удалось сохранить немногое: самородные металлы, коллекцию янтаря, некоторые изделия из камня, в числе которых и описанные в Каталоге мозаики. Из сохранившихся экспонатов того времени на музейной исторической выставке можно увидеть подарки Петру I: самородное серебро из Норвегии, а также перчатки и кисет из тонковолокнистой разновидности серпентина (асбеста) – дар семьи уральских горнозаводчиков Демидовых.

Образец самородного серебра – подарок Петру I от датского короля. Консберг, Норвегия. 1697—1698 гг. Длина 16 см. ММФ № ПДК-592. Перчатка и кисет из асбеста, подаренные Петру I семьей уральских горнозаводчиков Демидовых. Асбестовые копи, Урал, Россия. ММФ № 50322 (перчатка), № 50323 (кисет). Фото М. Лейбова

В конце XVIII в. в Россию по приглашению Екатерины Великой приехал молодой немецкий ученый Петр Симон Паллас, который должен был, по ее замыслу, организовать естественно-научные экспедиции для исследования природных богатств Сибири и других отдаленных регионов империи. Паллас возглавил и основное научное учреждение государства – Кунсткамеру, и ее Минеральный кабинет. Сборы организованных им экспедиций существенно пополнили фонды музея, и собрание Минерального кабинета снова стало в ряд с крупнейшими зарубежными музейными минералогическими коллекциями. В частности, Палласу музей обязан поступлением в фонды первого внеземного образца – большой глыбы железокаменного метеорита, названного в его честь Палласовым железом.

От Минерального кабинета – к Минералогическому музею

Научная, а также просветительская активность Геологического музея им. Петра Великого Императорской Академии наук – именно так несколько лет официально именовался музей, в то время уже отделенный от Кунсткамеры, особенно возросла в конце XIX–начале XX вв., с приходом в музей академика В. И. Вернадского и его ученика и соратника А. Е. Ферсмана.

По их инициативе в музее были созданы научно-аналитические лаборатории – химическая, рентгеновская, спектральная, оснащенные самым лучшим на то время оборудованием. Об уровне проводимых там исследований говорит тот факт, что уже в 1930-х гг., после переезда музея и других учреждений Академии наук в Москву, на базе этих музейных лабораторий были основаны существующие и поныне научно-исследовательские институты: Институт геологии рудных месторождений, петрографии, геохимии и минералогии, Институт геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского и Геологический институт.

Войдя в Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана, посетитель попадает в зал с высокими расписными потолками, позолотой и старинными хрустальными люстрами. Фото М. Лейбова

Музей также организовывал полевые экспедиции, которые не только способствовали пополнению музейных коллекций, но и привели к открытию ряда местонахождений промышленно важных руд, в частности, крупнейшего в мире Хибинского апатитового месторождения.

Эстафету просветительства приняли новые директора и сотрудники музея: Г. П. Барсанов, А. А. Годовиков, М. И. Новгородова, М. Д. Дорфман, В. И. Степанов и другие.

Что сегодня можно увидеть в Минералогическом музее? Прежде всего это зал с высокими потолками и росписью, старинными хрустальными люстрами, позолотой и кариатидами при входе – бывший конный манеж графа А. Орлова-Чесменского, построенный в самом начале XIX в. и принадлежавший затем царской семье. Но, конечно, главное – это минералы, удивительные, завораживающие, не похожие друг на друга произведения неживой природы.

Например, это изделия, изготовленные в разное время на Императорской Петергофской гранильной фабрике. Наиболее ранние из них, еще простые по форме, которые датируются концом XVIII–началом XIX в., – кварцитовые чаши. Оказалось, что после изготовления они попали в Несвижский замок, в сокровищницу польского магната Доминика Радзивилла, который воевал в войсках Наполеона против России. После разгрома французов его имущество в 1813 г. было конфисковано и отправлено в Петербург (теперь оно хранится в Эрмитаже). В 1926 г. несколько чаш из этого собрания передали Минералогическому музею.

Удивительные результаты принесло изучение изделий фирмы К.Фаберже. В 1920-е гг. директор Минералогического музея академик Ферсман и А. К. Фаберже – сын основателя фирмы, вместе работали в комиссии по описанию царских драгоценностей. Вероятно, именно тогда часть камнерезных предметов фирмы была отобрана для музея. Среди этих изделий – солдат Первой мировой войны, ледовоз, разные животные (сова, мышка, гуси, слон и слоненок, улитка), различные мелкие функциональные предметы и др. Одно из изделий, состоящее из двух фрагментов окрашенного солями кобальта синего стеклянного яйца и подставки в виде облака из горного хрусталя, не было закончено и хранилось в разобранном виде.

Расположение созвездий на верхней полусфере соответствует положению небесных тел на 12 августа 1904 г. – дате рождения цесаревича. Цесаревич родился под знаком Льва, и именно в этом созвездии на верхней сфере должен был находиться самый крупный бриллиант (Чистякова, 2004; Генералов, 2006). В реставрационных мастерских Кремля яйцо было, наконец, собрано в единый предмет, хотя так и осталось без бриллиантов. Для сочленения двух полусфер использовали белый синтетический материал, чтобы вставка отличалась от оригинальных элементов и была заметна.

В музейных экспозициях

На сегодняшний день в музейных экспозициях представлено не более десятой части от всех 140 тыс. хранящихся здесь образцов, но даже просто перечислить все уникальные экспонаты не представляется возможным. Из 5 тыс. известных на сегодня минеральных видов только на систематической экспозиции представлено около 3,5 тыс., причем значительная часть – выдающимися по качеству образцами.

В музее есть что рассказать и что показать и помимо богатейших коллекций и великолепных выставок: научно-исследовательская лаборатория музея оснащена современной аппаратурой, а ее сотрудники только за последнее десятилетие открыли и изучили свыше двадцати новых минеральных видов. О весомом научном вкладе в развитие минералогии сотрудников музея свидетельствует и тот примечательный факт, что в их честь названо более тридцати минералов и их разновидностей, среди которых – ломоносовит и беталомоносовит, вернадит и вернадскиит, ферсмит и ферсманит, севергинит, лабунцовит, крыжановскит, георгбарсановит, орловит, годовиковит, вистепит, новгородоваит, паутовит и др.

В современной России Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана РАН наряду с другими научными, образовательными и просветительскими учреждениями является частью важнейшей системы интеллектуального и эстетического развития людей и общества в целом.

По сути, он является таким же национальным достоянием, как Эрмитаж, Большой театр, Третьяковская галерея и другие жемчужины России. Такие музеи надо беречь и всячески поддерживать, чтобы не утратить их уникальные коллекции и сохранить их для будущих поколений.

Литература:
Ферсман А. Е. Занимательная минералогия. М., 1928.
Ферсман А. Е. Очерки по минералогии и геохимии. М.: Наука, 1977.
Ферсман А. Е. Путешествия за камнем. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1960.
Ферсман А. Е. Воспоминания о камне. М.: Молодая Гвардия, 1974. 176 с.
Севергин В. М. Царство ископаемых. В 2 т., Спб. 1791.
Севергин В. М. Первые основания минералогии, или Естественной истории ископаемых тел в 2-х тт., Спб. 1798.


George Krauter" >

Понедельник-четверг с 9.00 до 17.00.
Пятница с 9.00 до 16.00.
Экскурсии только в составе организованных групп (студенты, школьники, организации).
Суббота: только экскурсии по предварительной записи для индивидуальных посетителей (2 группы по 25 человек).

Горный музей в Санкт-Петербурге основан 21 октября 1773 г. вместе с Горным училищем по указу Екатерины II. Он находится на втором этаже здания Горного университета. Коллекции музея занимают лучшие исторические залы здания.

Музей является важным культурно-просветительным и учебно-научным центром университета. Его коллекции на протяжении нескольких веков служат базой для научной и учебной деятельностью Горного университета. Миссия музея — обеспечить тесную связь с учебным процессом и непосредственное участие в подготовке студентов, будущих специалистов в области горно-геологического дела.

Первоначальный архитектурный проект Горного университета был создан знаменитым русским зодчим А. Н. Воронихиным в период правления императора Александра I. В 1821 — 1826 гг. велись масштабные работы по реконструкции парадных залов, под руководством архитектора А. И. Постниковым.


В период Великой Отечественной войны самые ценные экспонаты музея (алмазы, самородки платины и золота), были эвакуированы в Свердловск. Часть коллекций была тщательно упакована и размещена на хранение в подвалах университета. Большую часть экспонатов руководство решило оставить в залах. Из эвакуации экспонаты были возвращены в 1944 году. Музей снова начал свою работу 1 сентября 1951 года. Окончательные работы по восстановлению музея были закончены в 1959 году.

В 2015–2016 годах был осуществлен капитальный ремонт залов. В результате масштабной реконструкции существенно были расширены выставочные пространства. Некоторые ценные предметы мебели прошли реставрацию. Впервые для посетителей оказались доступны экспозиции Кадетского зала.

Залы и коллекции

На сегодняшний день Горный музей состоит из 20 залов, площадь которых превышает 4000 кв. м. Фонды музея насчитывают свыше 240 тысяч экспонатов, некоторые из которых являются уникальными и редкими. Музей разделен на 3 отдела: история горной техники, минералогия и геология. Посетители смогут увидеть коллекции минералов и метеоритов, собранные в XVIII–XIX веках. Также здесь представлены редкие изделия ювелирной фирмы Фаберже, предметы из стали, меди и чугуна.


Выставочный зал

В этом зале представлены уникальные экспонаты, переданные в фонды музея русскими императорами, знаменитыми коллекционерами, а также выдающимися деятелями. Наиболее интересные:

Малахитовый зал

Это один из самых красивых залов Горного музея. Проект оформления зала был сделан архитектором А. И. Постниковым. В самом сердце помещения можно увидеть огромный самородок малахита, размеры и вес (1504 кг) которого просто поражают. Этот минерал был подарен императрицей Екатериной II.


Минералы в коллекциях систематизированы от простых по составу, к сложным. Интересными являются слепки больших экземпляров самородков платины, золота, меди и серебра. Это точные копии образцов, найденных на известных месторождениях Южной Африки, Урала, США, Венгрии, Сибири. Представлен здесь самый большой образец самородной меди, который хранится в российских музеях. Его вес 852 кг и добыт он был в Казахстане.

Общая минералогия

В этом зале начинается знакомство с минералогией. Подробно рассматриваются конституционные особенности и свойства минералов. Процессы их зарождения и роста. Здесь представлен уникальный кристалл кварца, который весит полтонны. Образец был добыт в уральском месторождении Мурзинка, а потом пожертвован в 1822 году Государственным кабинетом.

Общая коллекция минералов насчитывает более 55 тысяч образцов, более чем 2 тысяч минеральных видов. Здесь собраны образцы практически всех месторождений России и мира. Все минералы систематизированы и выставлены в порядке кристаллохимической классификации.


Колонный зал

Один из самых живописных залов Горного музея, исполненный в классических традициях. Оформление зала сохранилось с начала XIX века. Проект интерьера был создан архитектором А. И. Постниковым. Роспись плафона выполнена в технике гризайль русским живописцем Джованни Батисто Скотти в 1822 г.

В коллекциях представлены знаменитые уральские изумруды, розово-голубые топазы украинского месторождения Волынь, русские крупные и совершенные топазы, добытые на месторождениях Санарка, Алабашка и Мурзинка. Привлекают внимание редкие аквамарины и бериллы с месторождений Бразилии, Афганистана, Забайкалья и Урала.

Колонный зал

Особым интересом пользуется коллекция кристаллов лазурита — ярко-синего минерала. Это один из самых интересных и красивых самоцветов в истории археологии. На протяжении многих веков было известно лишь Бадахшанское месторождение, расположенное в Афганистане. В 1785 г. Эрик Густавович Лаксман, российский географ шведского происхождения, ученый и путешественник открыл в Прибайкалье новое месторождение этого минерала.

Зал художественного литья

В зале выставлены экспонаты двух групп: металлические изделия и металлообрабатывающая техника. Формирование этой коллекции началось в XVIII в. но основная масса экспонатов появилась в начале XIX в.

Коллекции состоят из предметов златоустовской стали, оловянной посуды, бронзовых скульптур, изделий чугунного художественного литья. Интересными считаются экспонаты, являющиеся частью истории пушечных заводов России, уникальные модели пушек, снаряды и ядра. Многие экспонаты являются раритетами и уникальными предметами, сохранившимися в единственном экземпляре. Качество многих моделей и экспонатов, находящихся здесь, не имеет себе равных в мире.

Зал художественного литья

Экскурсии по Горному музею в Санкт-Петербурге

Обзорная экскурсия позволит посетителям познакомиться с архитектурным убранством Горного музея университета, а также с его главными экспозициями. В ее рамках можно будет познакомиться с коллекцией художественного литья, с историей образования и развития горнозаводской техники, увидеть главные экспонаты музея. Продолжительность: 1 час.

Планета Земля

Посетителей познакомят с основными этапами зарождения нашей планеты и ее эволюции. Можно будет подробно узнать о процессах, непрерывно происходящих в недрах Земли и на ее поверхности. Какие породы зарождаются в недрах. Какие методы использует современная наука, чтобы изучить внутреннее строение планеты. Продолжительность: 45 мин.


Метеориты и импактиты

Увлекательная экскурсия, в рамках которой можно подробно ознакомиться с одной из самых известных и крупных коллекций метеоритов. Гости узнают о том, как появилась наука о метеоритах, как классифицируются метеориты, что такое каменные и железные дожди, историю появления самых больших кратеров на Земле. Также здесь можно будет увидеть породы, появившиеся в результате падения метеоритов. Продолжительность: 45 мин.

Секреты самоцветов

Посетители узнают основные свойства самоцветов и драгоценных камней. Чем отличаются синтетические аналоги и какие методы используют сегодня для их облагораживания. В интересной манере будут представлены уникальные свойства самоцветов и драгоценных камней. Услышат рассказ о том, какие новые материалы используются сегодня в ювелирной промышленности. Продолжительность: 45 мин.

Горные породы как декоративный и облицовочный материал

На протяжении всей своей истории человечество использовало горные породы для облагораживания своих жилищ. В рамках этой экскурсии гости смогут увидеть образцы облицовочного декоративного камня, который применялся для украшения главных архитектурных шедевров Санкт-Петербурга. Здесь же будут представлены природные материалы, которые используются сегодня в строительстве. Продолжительность: 45 мин.

Как добраться

Пешком от метро идти примерно 25 мин. При выходе повернуть направо, идти в сторону 7-ой линии до набережной Лейтенанта Шмидта. Повернуть направо до пересечения наб. с 21-ой линией. Ориентир, дом № 45.

Читайте также: