Миграционная политика европейского союза доклад

Обновлено: 02.05.2024

На современном этапе в Европейском союзе отсутствует единая политика в области регулирования миграционных процессов. В последние годы вопрос гармонизации миграционной политики все чаще поднимается на форумах ЕС.

Политика регулирования в Европейском Союзе включает в себя следующие направления:

1) мнения правительств в отношении уровней иммиграции и эмиграции;

2) предоставление доступа в страну высококвалифицированным мигрантам;

3) допуск в страну низкоквалифицированных мигрантов;

4) воссоединение семей;

5) интеграция и натурализация мигрантов;

6) беженцы и лица, ищущие убежище;

7) мигранты, не имеющие надлежащего статуса; 8) миграции студентов;

9) двусторонние, региональные и международные инициативы в области международной миграции.

Приоритетные меры по регулированию в ЕС:

1) недопущение нелегальной миграции и борьба с ней;

2) утверждение государственного перечня специальностей (вакансий), в соответствии с которыми должен осуществляться прием на работу;

3) удержание квалифицированных специалистов и поощрение к возвращению на родину;

4) согласование миграционной политики на наднациональном и региональном уровнях;

5) адаптационная политика;

6) получение права на двойное гражданство и др. 24

Основной механизм, ограждающий внутренний рынок труда от мигрантов, включает два переходных периода.

Смысл переходного периода обуславливается:

2) ограничениями (заблаговременное получение разрешения на работу и оформление трудовых отношений).

Длительность переходного периода и размер налоговых сборов определяется каждым государством.

Франция не распространяет условия переходного периода на такие страны, как Тунис и Алжир.

Финляндия, Испания и Португалия отказались от дальнейшего соблюдения данных ограничений. Германия и Австрия продляли срок их действия до мая 2009г.

Наиболее важной мерой государственного регулирования миграционными потоками является составление перечня специальностей, позволяющих работодателям нанимать требуемую рабочую силу в третьих странах без предварительного поиска в своей.

Франция подписала с Тунисом первый документ такого рода – расширенное межправительственное соглашение о согласованном управлении миграционными потоками и солидарном развитии. Документ также включает в себя положения о реадмиссии.

В странах ЕС важное место в государственном регулировании занимают механизмы адаптации мигрантов.

Основное значение в этом процессе придается языковой подготовке и специальным курсам по интеграции.

На современном этапе в Европейском союзе отсутствует единая политика в области регулирования миграционных процессов.

В последние годы вопрос гармонизации миграционной политики все чаще поднимается на форумах ЕС.

Главной общей чертой современной миграционной политики в рамках ЕС, помимо уничтожения барьеров на пути миграции внутри ЕС граждан ЕС и граждан других развитых стран, является тенденция создания барьеров на пути иммиграции и движения внутри ЕС граждан третьих развивающихся стран.

Анализ основных направлений политики ЕС (охрана границы ЕС, высылка нелегалов, уголовное преследование торговцев людьми и предпринимателей, использующих рабский труд, меры против фиктивных браков, информационный обмен и визовая политика, защита прав жертв торговцев, особенно детей) выявляет комплексный подход ЕС к феномену нелегальной иммиграции.

Кроме того, проблему нелегальной иммиграции невозможно решить вне общего развития иммиграционной политики, а также и пространства свободы, безопасности и правосудия в целом.

Создание общих, хотя и минимальных стандартов, правил и процедур в рамках пространства, взаимное признание судебных решений, гармонизация основ уголовного законодательства государств-членов - все эти меры непосредственным образом способствуют укреплению такого важного

направления, как противодействие нелегальной иммиграции.

Все более возрастает значение международного сотрудничества в борьбе с угрозами внутренней безопасности.

Взаимодействие со странами, не входящими в Европейский союз, и международными организациями как часть внешней политики ЕС реализуется в форме разного рода соглашений, которые заключает ЕС, его агентства и ведомства, а также государства-члены, совместных оперативных действий, обмена информацией, образовательных программ.

Отсутствие доверия между партнерами по борьбе с организованной преступностью, разногласия по экономическим и политическим вопросам играют на руку криминальным группировкам.

Равная же ответственность за построение общеевропейского пространства внутренней безопасности как главный принцип сотрудничества способно принести ожидаемые результаты как в ближайшее время, так и в долгосрочной перспективе.

Новые тенденции в развитии миграционной политики ЕС дает вступление в силу Лиссабонского договора.

По новому Договору, совершенствованная процедура принятия решений - совместное принятие решений (законодательная инициатива, исходящая от Комиссии, голосование квалифицированным большинством в Совете, полноправное участие Европарламента) в рассматриваемой нами области становится стандартной законодательной процедурой.

Правительства стран Европейского союза в скором времени должны скоординировать усилия в отношении следующих аспектов:

- совершенствовать не только вторичную правовую базу в области миграционной политики, но и создать первичную;

- разработать общую политику по предоставлению убежища, гармонизировать национальные законодательства в этом вопросе;

- дополнить законодательную базу в области незаконной миграции и

контролировать исполнение уже существующих нормативных актов;

- создать законодательную базу по вопросам межгосударственного кадрового обмена в рамках ЕС, т.к. единый европейский рынок предполагает свободную циркуляцию рабочей силы. 26

В мае 2007г. Комиссия ЕС представила новые предложения против использования труда нелегальных иммигрантов, охарактеризовав свою инициативу как составную часть массированного удара по нелегальной иммиграции.

Новое законодательство основывается на трех главных принципах.

Во-первых, вводятся новые административные требования, которые работодатели должны будут выполнить, прежде чем нанимать иностранцев.

Во-вторых, предполагается гармонизация процедуры рассмотрения судебных исков против нарушителей.

В-третьих, в планы Комиссии также входит увеличение с 2% до 10% количества компаний, которые подвергаются ежегодной проверке на предмет выявления случаев использования нелегального труда.

Результаты выполнения Плана ЕС по борьбе с трафиком людей свидетельствуют об определенных успехах деятельности государств-членов, которые, тем не менее, не смогли кардинальным образом переломить ситуацию. 27

В настоящее время данные вопросы остро встали перед всеми странами. Ведутся горячие дискуссии по созданию новых, соответствующих изменившейся ситуации механизмов управления миграцией, в первую очередь законодательных.

Вместе с тем оптимизация миграционной политики в Европе невозможна без решения вопросов, связанных с социально-психологической, культурно-языковой адаптацией иммигрантов.

2.3. Пути совершенствования миграционного законодательства ЕС

Анализ последних событий в странах Европейского Союза показывает, что

совершенствование правовой базы миграционной политики стало первостепенной задачей обеспечения европейской безопасности.

На современном этапе в Европейском Союзе отсутствует единая политика в области регулирования миграционных процессов.

Миграционная политика ЕС в настоящее время остается в компетенции национальных правительств.

Правовое регулирование миграционной политики в ЕС осуществляется на двух уровнях: законодательство стран, входящих в состав ЕС, и нормативные документы ЕС.

В рамках современной политики ЕС, как правило, выделяют четыре основные сферы, регулирующие иммиграцию и миграцию внутри ЕС:

- правила, определяющие нормы воссоединения семей и рабочую миграцию из стран, не являющихся членами ЕС;

- контроль над гуманитарной иммиграцией;

- координацию пограничной политики (в отношении внешних границ, поскольку внутренние упразднены в Шенгенской зоне). 28

Правовое и политическое регулирование вопросов миграции в ЕС подчиняется принципу субсидиарности.

Главными общими чертами современной миграционной политики в рамках ЕС являются следующие тенденции:

- уничтожение барьеров на пути миграции внутри ЕС граждан ЕС и граждан других развитых стран;

- создание барьеров на пути иммиграции и движения внутри ЕС граждан

третьих развивающихся стран.

Несмотря на предпринимаемые попытки унификации миграционной политики, европейским государствам все еще приходится в одиночку противостоять массовому притоку иммигрантов (особенно южные страны ЕС и Германия), что нередко приводит к недовольству и конфликтам в отношениях между странами.

Похожие страницы:

Трудовая миграция населения

. , например, регулирование международной трудовой миграции между странами СНГ осуществляется: 1) в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной .

Теоретические аспекты исследования проблем трудовой миграции

. государственного регулирования международной трудовой миграции в странах-донорах и принимающих странах; выявить особенности государственного регулирования трудовой миграции в . наиболее развитых регионах евросоюза. Низкоквалифицированные работники окажутся .

Трудовая миграция в РФ

. . Особенности современных мировых рынков труда состоят в следующем1: рост масштабов международной трудовой миграции. . Процессы международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. В основе регулирования этого .

Международный рынок рабочей силы и тенденции его развития

. Особенности современных мировых рынков труда состоят в следующем: 1. Рост масштабов международной трудовой миграции . международной организации труда, в странах Евросоюза . малоэффективный механизм государственного регулирования лицензионной деятельности .

Международные экономические отношения (11)

. в защите. Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осу­ществляется .

Развитие общей миграционной политики ЕС и согласование предложенного Еврокомиссией (ЕК) 23 сентября 2020 года нового Пакта о миграции и убежище - одна из важнейших задач ЕК на 2021 год [9]. Вместе с тем, даже если пакт будет принят, это вряд ли приведет к прорыву в разрешении миграционных проблем на пространстве Евросоюза. Для того чтобы в этом убедиться, рассмотрим, в чем причины сохраняющегося интереса ЕК к миграционной проблематике, каким является основное содержание новых предложений, а также как они воспринимаются в столицах государств - членов ЕС и представителями общественного мнения этих стран.

Причины выработки проекта Пакта ЕС о миграции и убежище

Миграционный вызов занимает важное, а по некоторым оценкам, первостепенное место в современной повестке ЕС, несмотря на относительное смягчение остроты этой проблемы в последние пять лет.

Действительно, максимальный наплыв мигрантов в страны ЕС пришелся на 2015 год, и в дальнейшем эта волна схлынула. Если в 2015 году в странах Евросоюза был подан 1 млн. 280 тыс. прошений об убежище, то в 2019 году их число составило 698 тысяч. Легальная миграция в страны ЕС за четыре года уменьшилась почти в два раза, тогда как нелегальная - на 90% [8, 10]. Тенденция к дальнейшему снижению числа прибывающих в ЕС мигрантов не только сохранилась, но даже усилилась в связи с разразившейся в 2020 году пандемией коронавируса.

Вместе с тем сам по себе миграционный кризис 2015 года стал тяжелым испытанием для политического, социального, экономического, культурного развития стран ЕС. Наплыв мигрантов сыграл роль триггера антиевропейских настроений и роста популярности националистических партий, а также повлиял на исход британского голосования о выходе из ЕС в 2016 году. Кризис 2015 года способствовал выявлению дисбалансов в развитии самого европейского интеграционного процесса, показав лимиты европейской солидарности в борьбе с новыми вызовами. В наши дни нельзя полностью исключать возможность его повторения в той или иной форме со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями, что актуализирует выработку новых коллективных мер ЕС, которые позволили бы предотвратить этот сценарий.

Несовершенство существующей системы регулирования миграции в ЕС продолжает сохраняться [5], о чем в том числе свидетельствуют проблемы с мигрантами на территории Греции, Италии, Кипра, на островах Средиземного моря, а также в сопредельных с ЕС Балканских странах. Миграционная политика, определяемая ст. 79 пар. 1 Лиссабонского договора, относится к сфере совместных компетенций ЕС. Иначе говоря, ответственность за ее формулирование и реализацию лежит как на государствах - членах ЕС, так и институтах Евросоюза [1]. В результате многочисленные европейские структуры, предназначенные для координации и реализации общей политики в этой сфере, не вполне приспособлены к решению указанных задач.

Так, европейское Бюро по вопросам предоставления убежища функционирует плохо и не имеет достаточных полномочий. Решения о высылке незаконно пребывающих на территории ЕС мигрантов исполняются только на 30%. Европейское пограничное агентство, чью численность предполагалось увеличить до 10 тыс. человек, сегодня располагает только 1200 служащих и не справляется с наплывом мигрантов, особенно в критических ситуациях [10]. Существует необходимость выработки более внятного общего подхода к решению этих вопросов.

Пограничные государства Евросоюза сталкиваются с проблемами по обустройству мигрантов и рассмотрению их заявок на пребывание на территории ЕС. При этом большинство въехавших намерены использовать указанные страны как транзитные территории для последующего переезда в более развитые государства Евросоюза. Соответственно, если страны первого въезда заинтересованы в том, чтобы мигранты как можно скорее покинули их территорию, то государства второй группы, наоборот, стремятся к тому, чтобы ожидающие легализации в ЕС как можно позже попали к ним. Налицо острое противоречие между интересами стран первого въезда и всех остальных государств-членов, которое до сих пор не разрешено.

Немаловажно и то, что в ЕС условия предоставления убежища и оформления соответствующих разрешений на пребывание существенно отличаются от страны к стране: если в одних государствах - членах Евросоюза условия лучше, то в других - значительно хуже. В результате, как правило, попав в ЕС, мигранты начинают хаотично и практически беспрепятственно передвигаться по всему пространству Евросоюза в надежде подать заявление там, где условия более благоприятные (быстрее рассматриваются прошения, больше вероятность положительного решения, лучше условия проживания и т. д.) [8]. Отсюда - необходимость унификации правил приема и выравнивания условий предоставления убежища.

Другая проблема - справедливое распределение по странам ЕС тех мигрантов, которые получили соответствующее разрешение на пребывание. На это была направлена система введения обязательных квот, созданная в 2015 году. Со временем система была полностью отвергнута по инициативе стран Вишеградской группы. Несмотря на то что решение о квотах было принято квалифицированным большинством, эти страны полностью отказались от его выполнения.

Основное содержание новых предложений Еврокомиссии

Обновленная миграционная программа ЕС включает в себя пять основных направлений деятельности.

Второе направление касается реформирования Дублинской системы. Здесь также речь идет не о принципиальном обновлении подходов ЕК, а, скорее, о дополнении и расширении уже действующих правил. Кроме страны первого въезда, мигрант сможет запрашивать необходимую помощь для оформления своего пребывания в ЕС там, где проживают его близкие родственники или где он недавно учился или работал. Вместе с тем критерий страны первого въезда не отменен, что также может способствовать сохранению связанных с этим проблем.

Эта уже существовавшая в арсенале ЕС процедура (Директива №2013/32/UE от 26 июня 2013 г.) применялась лишь выборочно некоторыми государствами-членами (например, Венгрией в отношении Сербии и Грецией в отношении Турции). Составление предварительного списка третьих безопасных стран и замена директивы соответствующим регламентом позволят транспонировать эту норму в национальное законодательство всех государств - членов Евросоюза, что создает условия для практически автоматического применения процедуры высылки мигранта. Отметим, что это предложение Еврокомиссии вызвало острую критику со стороны левой европейской общественности, обвинившей ЕС в ущемлении прав мигрантов и нарушении прав человека в целом.

Четвертая группа мер, предлагаемых Еврокомиссией, обращена за пределы ЕС и направлена на подписание новых соглашений со странами исхода и транзита мигрантов в дополнение к 18 уже существующим соглашениям по реадмиссии. Цель - удерживать с помощью дополнительного финансирования и совместных проектов мигрантов от въезда на территорию Европейского союза. Однако здесь существенным препятствием могут служить идеологические и политические противоречия ЕС со странами исхода и транзита. Ярким примером служат споры с Турцией, которая подвергается острой критике со стороны государств-членов и институтов Евросоюза по вопросам несоблюдения ею демократических процедур, притом что сотрудничество с Анкарой по миграционным проблемам имеет ключевое значение для миграционной безопасности ЕС. Кроме того, страны исхода, подписав соглашения с Евросоюзом, далеко не всегда имеют возможность их полностью выполнять, что также ставит под вопрос всю существующую систему. Для решения этих проблем предложено ввести пост представителя ЕС при Европейском пограничном агентстве, который будет осуществлять посреднические миссии в странах исхода и транзита мигрантов.

Итак, основные предложения ЕК по вопросам миграции не содержат прорывных решений, а лишь развивают и дополняют уже существующие, имеющие некоторые слабые стороны подходы. Несмотря на то что акцент явно сделан на повышении эффективности контроля над въездом в ЕС, проект не предлагает принципиально новых идей для разрешения других важных проблем (реформа Дублинской системы, перемещение мигрантов внутри Евросоюза, солидарность стран ЕС в вопросах миграции).

Специфика подходов государств - членов ЕС и различных политических сил к проекту Пакта о миграции и убежище

Предполагалось, что выдвинутый в сентябре 2020 года новый миграционный пакт будет одобрен на саммите ЕС в декабре 2020 года после обсуждения в Европарламенте. Однако этот вопрос был перенесен на 2021 год, что само по себе свидетельствовало о наличии определенных разногласий в ЕС по этому вопросу. Во многом эти предположения подтверждаются анализом подходов отдельных государств - членов Евросоюза к миграционным предложениям Еврокомиссии [12].

Изучение дискуссии в Европарламенте в ноябре-декабре 2020 года и некоторых резолюций Европарламента по миграционной тематике подтвердило общую неоднородность в оценках новых предложений Еврокомиссии. При этом евродепутаты обратили особое внимание на необходимость более существенной поддержки со стороны ЕС стран первого въезда. Было указано на то, что на небольшое число стран ЕС (Грецию, Италию, Мальту, Кипр, Испанию) ложится непропорционально высокая нагрузка по приему мигрантов, что становится критически опасным в периоды их большого наплыва.

Поэтому, по мнению евродепутатов, в новом пакте необходимо более четко гарантировать права стран первого въезда на получение из фондов ЕС дополнительных средств для приема мигрантов. Как выступления отдельных евродепутатов, так и резолюции Европарламента содержат критику в адрес Совета ЕС, который в 2016 году отказался принять предложенный Еврокомиссией план реформирования Дублинской системы. Тем самым были сохранены старые правила, уже показавшие свою неэффективность. Наряду с призывом к реформированию Дублинской системы данные резолюции призывают уделить особое внимание защите прав беженцев и совершенствованию системы высылки мигрантов в страны исхода [6].

Проект ЕК подвергается критике и в связи с тем, что в нем почти не уделяется внимания политике интеграции мигрантов в принимающее общество [7], а также борьбе с нелегальной миграцией. Раздаются призывы к привлечению самих мигрантов к процессу разработки миграционного пакта ЕС, а также к корректировке внешней политики государств - членов Евросоюза. Со стороны некоторых организаций европейских мигрантов звучат требования полностью открыть въезд в ЕС всем желающим, что выбьет почву из-под ног нелегальных проводников, наживающихся на мигрантах. Эта риторика с различными вариациями воспроизводится антиглобалистами, представителями левых политических сил и соответствующими средствами массовой информации стран ЕС [14].

Итак, проект Еврокомиссии подвергся острой критике разнопланового характера, что очевидно существенно затрудняет выработку быстрого и удовлетворяющего все заинтересованные стороны решения по миграционному вопросу.

Подводя итоги и характеризуя перспективы принятия и реализации проекта нового Пакта о миграции и убежище, предложенного Еврокомиссией 23 сентября 2020 года, необходимо отметить, что данный документ не свидетельствует о каких-либо революционных изменениях в подходе ЕК к вопросам миграции. Представленные в нем меры носят, скорее, косметический характер с целью добиться разблокирования решения отдельных проблем с наименьшими издержками, а также формирования хотя бы относительного консенсуса между государствами - членами ЕС.

Источники и литература

1. Биссон Л.С. Регулирование легальной миграции в Европейском союзе [монография]. М.: Ин-т Европы РАН, 2020. 150 с.


Особенности общеевропейской миграционной политики

Данная статья посвящена выявлению и анализу особенностей миграционной политики Европейского союза. В статье рассматриваются принципы, на которых строится общеевропейская миграционная политика, её основы и механизмы. Кроме того, сравниваются национальные подходы стран-членов ЕС к мигрантам и их законодательства в области миграции.

Ключевые слова: Европейский союз, миграционная политика, мигранты, интеграция, права человека

Миграционная политика Евросоюза — это совокупность законодательных актов, международных соглашений и социальных мер, направленная на регулирование миграционных потоков: перемещение, размещение и интеграцию физических лиц на территории ЕС-28 и отдельных его регионов [1].

Миграционная политика стран-членов Евросоюза реализуется в виде межгосударственного взаимодействия, на национальном уровне в виде внутренней миграционной политики, и на наднациональном уровне с частичным ослаблением государственного суверенитета [2].

С созданием новой Европы при подписании Римского договора в 1957 году, государства исходили из экономических преимуществ и принципов сближения Европы. Общая политика и принятие решений на наднациональном уровне изначально не входили в задачи объединенной Европы, поэтому все решения в политической области принимались каждым государством-членом ЕС, в том числе и решения в области миграционной политики. Однако по мере углубления интеграции национальным государствам приходилось передавать часть властных полномочий на наднациональный уровень.

Амстердамский договор 1997 года способствовал включению миграционной политики в приоритетную область политики ЕС, а также её фактическому становлению с созданием нормативно-правового и интеграционного механизмов.

Тем не менее, миграционная политика относится к совместной компетенции, где решения принимаются и на общеевропейском, и на национальном уровнях. Однако государства-члены вправе принимать законодательные акты лишь по вопросам, которые не урегулированы законодательством ЕС.

Каждое государство-член помимо общеевропейского законодательства, имеет собственное, сложившиеся в силу различного отношения к мигрантам и миграции. Например, чтобы получить французское гражданство достаточно разделять политику государства и его культурные ценности. Дети мигрантов могут получить гражданство, если подали прошение на его получение до 16 лет, имеют хорошую репутацию и владеют французским языком [4].

В 2009 году Великобритания приняла новый Акт о границах, гражданстве и иммиграции, согласно которому иммигрант имеет право подать заявку на постоянное проживание после 5 лет пребывания в стране. Для получения права на гражданство мигрант должен стать активным членом британского общества [5].

Кроме того, в ЕС отсутствует единый подход к проблематике интеграции мигрантов, существуют несколько моделей: ассимиляционистская, сегрегационная и плюралистическая модели. Наиболее яркими представителями этих моделей являются: Франция, Германия, Великобритания.

Во Франции долгое время заботились о сохранении национальной идентичности, поэтому всеми силами старались полностью интегрировать мигрантов в коренной социум. В Германии отчетливо разделяли население на коренных граждан и население иммигрантского происхождения. Великобритании обеспечивала сохранение культуры и религии мигрантам различного происхождения [6].

Подтверждают это и формы нормативно-правовых актов — регламент и директива. Регламент — норма, обязательная во всех своих частях и подлежащая прямому применению во всех государствах — членах. Директива определяет цель или результаты, которые государства-члены обязаны достичь. При этом национальные органы сами выбирают конкретные методы и формы решения задачи, поставленной в директиве [3]. Большинство нормативно-правовых актов Сообщества принимаются в виде директив.

Особенностью миграционной политики ЕС являются интеграционные программы. В 2004 году в ЕС были приняты общие базовые принципы интеграции мигрантов. Интеграция определяется как двусторонний процесс, в который вовлечены и принимающая сторона, и принятая. Государство должно обеспечить мигрантам такой же доступ к образованию, здравоохранению, и трудоустройству, как и своим гражданам. Мигранты со своей стороны должны соблюдать порядок и законы принимающей страны, принять культурные и социальные нормы, уважать ценности страны пребывания и ЕС. По возможности знать язык и историю [6].

В 2010 году по результатам встречи министров стран-членов ЕС по вопросам интеграции мигрантов в испанском городе Сарагоса были разработаны единые индикаторы интеграции мигрантов, включающие 4 направления: занятость, образование, социальную включённость и гражданское участие. Статистическая служба Европейского союза и исследовательские центры регулярно оценивают эффективность интеграции мигрантов и проводят мониторинги [7].

Однако интеграция мигрантов отнесена к тем сферам, где институты ЕС обладают дополнительной компетенцией, то есть преимущественно национальные государства определяют политику в этой области.

Принципы деятельности Европейского союза — это ценности, которым отдаётся приоритет, и, исходя, из которых строится политика на наднациональном уровне. К общим принципам права Евросоюза относятся принцип уважения прав человека и основных свобод, принцип равенства. Данные принципы получили юридическое закрепление в Хартии европейского союза об основных правах 2000 года [8].

Уникальность этого документа состоит в том, что он стал первым полноценным общекоммунитарным актом ЕС в области защиты прав человека. Прежние документы в этой сфере принимались с целью защиты человека на национальном уровне от злоупотребления полномочиями государства.

Хартия защищает права и своды всех людей находящихся на территории стран-членов ЕС, не зависимо от их гражданства и статуса. Она закрепляет три группы прав и свобод: личные и политические, социально-экономические и культурные. Права распределяются вокруг главных принципов: человеческое достоинство, основные свободы, равенство, солидарность, гражданство и правосудие.

Европейское право продолжает международное гуманитарное право. Также оно является уникальным по своему характеру, сочетая в себе наднациональные черты управления вместе с национальными. Нормы, закрепленные в подписанных странами-членами ЕС документах, считаются универсальными международными принципами, применяемыми в сфере регулирования миграции [9].

Все страны-члены ЕС подписали и ратифицировали следующие ключевые документы в области защиты прав человека и беженцев, обязывающие к соблюдению принципов, в них заключенных: Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 года; Конвенцию ООН о статусе беженцев 1951 года и Протокол 1967 года; Конвенцию о статусе апатридов 1954 года; Международный билль о правах человека1966 года, состоящий из Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года; Европейскую социальную хартию 1996 года [9].

Таким образом, отличительными чертами миграционной политики ЕС являются пятилетние программы действий, в которых прописаны направления деятельности Евросоюза в области миграционной политики; уникальные интеграционные механизмы; а также уважение прав и свобод человека, закрепленное, помимо международных договоров, в общекоммунитарном юридическом документе — Хартии европейского союза об основных правах.

Кроме того, специфика миграционной политики стран-членов Евросоюза состоит в уникальности её строения — регулирование миграционных потоков происходит сразу на 2 уровнях: наднациональном и национальном. Более того, общеевропейская миграционная политика предполагает лишь достижение общих целей, а выбор методов их достижения остаётся за национальными государствами.

Основные термины (генерируются автоматически): европейский союз, миграционная политика, наднациональный уровень, великобритания, мигрант, миграционная политика ЕС, национальный уровень, общеевропейская миграционная политика, принцип, миграционная политика Евросоюза.

Миграционные потоки способны изменить национальную, религиозную и демографическую ситуацию в мире. Человечество знает множество примеров массового переселения людей, вызванного историческими, экономическими и военно-политическими событиями. К ним можно отнести и испанскую реконкисту, и освоение американских земель, и революцию в России, и Вторую мировую войну. 21 век не стал исключением. Напряженная ситуация, сложившаяся на Ближнем Востоке, в Азии и Африке вызвала европейский миграционный кризис, последствия которого отразятся на экономике и социальной стабильности многих государств.

Причины миграционного кризиса в Европе

Миграционный кризис в Европе

Благодаря развитию информационных технологий современные мигранты хорошо осведомлены о расстановке политических и экономических сил в мире. Именно поэтому стабильность, развитость и социальная защищенность европейских стран сделала их весьма привлекательными для переселенцев из неблагополучных регионов.

Выходцы с Востока, Азии и Африканского континента бегут в благополучные страны Европейского союза, спасаясь от:

  • Открытых военных действий;
  • Нищеты;
  • Разрухи;
  • Социального неравенства;
  • Политических и религиозных конфликтов.

Миграцию в ЕС нельзя назвать исключительным явлением. За все время своего существования Евросоюз принял сотни тысяч мигрантов из разных стран мира. Однако ему удавалось контролировать потоки приезжих, решая за их счет свои внутренние проблемы, вызванные:

  • Общим старением населения;
  • Нехваткой профессиональных кадров;
  • Ухудшением демографической ситуации;
  • Дороговизны рабочей силы.

Военные события в Сирии послужили толчком к развитию новой неконтролируемой миграционной волны, захлестнувшей страны в Западной Европе. Воспользовавшись ситуацией, в них хлынул поток не только сирийских беженцев, спасающих свои жизни, но и тех, кто решил улучшить свой материальный и социальный статус за счет гарантий европейских стран.

Германия, открыв перед мигрантами двери Евросоюза, спровоцировала миграционный кризис, который вылился в неконтролируемое движение людей с Востока на Запад. Наплыв беженцев превысил все расчетные показатели и уже давно переступил порог в два миллиона человек. Большинство из них проходит через Европу транзитом, стремясь добраться именно до благополучной Германии, где их ждет социальная и финансовая поддержка.

Кроме того, усвоив уроки Второй мировой войны, Германия изо всех сил стремится избежать обвинений в нацизме. В результате немцы проявляют чудеса лояльности, принимая на своей территории до 40% всех беженцев.

Последствия европейского миграционного кризиса

Последствия европейского миграционного кризиса

Многие политики сегодня характеризуют миграционный кризис, как начало заката Европы. Слабо регулируемые миграционные потоки из мусульманских стран способны снести европейские ценности. Последствия кризиса не смогут обойти ни одну из стран Союза.

Многие государства оказались не готовыми принять на своей территории многочисленных беженцев из Сирии и других регионов Африки и Азии. Они закрыли свои границы перед переселенцами, вызвав недовольство Германии. Понять политику этих стран несложно. Таким жестким образом они пытаются оградиться от тех негативных последствий, которые несут в себе проблемы миграции.

В первую очередь нужно отметить очевидное ухудшение общей ситуации в Евросоюзе, связанное со следующими причинами:

Объяснение причин миграционных процессов в Европе

Причины миграционных процессов в Европе

Последствия транснациональной миграции западной Европы могут оказаться для нее весьма плачевными. Но почему же люди, бегущие от войны и экономических проблем, не оседают в соседних государствах, не довольствуются жизнью в Турции или Иордании, а стремятся любым способом добраться до благополучной Германии, Англии или Швеции?

Главными причинами интереса со стороны беженцев к европейским странам являются:

  • Мирная обстановка;
  • Высокий уровень жизни;
  • Социальные гарантии;
  • Легкость пересечения границ ЕС;
  • Наличие Шенгенской зоны.

После того, как мигранты ступили на землю одной из стран Евросоюза, сдержать их движение практически невозможно. Именно поэтому некоторые из стран внесли предложение об отмене или сокращении зоны Шенген. Так, например, в Австрии, Словении, Италии правительство приняло решение о временном закрытии границ и отмене свободного въезда.

Причинами же, по которым люди решились на переезд из родных мест, превратившись в беженцев, стали:

Основные маршруты миграции беженцев в Европе

Маршруты миграции беженцев в Европе

По сведениям европейских миграционных служб, переселенцы во время кризиса прибывали в ЕС различными способами:

  • Официально по туристическим поводам;
  • По фальшивым разрешениям;
  • С помощью нелегальных путей пересечения границы.

При этом основным направлением миграционных потоков эмигрантов оставалась Германия. Расположение этой страны в центре Европы заставляло беженцев создавать миграционные пути, идущие через несколько государств. В результате сложилось несколько устойчивых маршрутов движения:

  1. Из северной части Африки в Испанию, а затем через Францию в Италию.
  2. Из Ливии в Италию.
  3. Из Турции через границы Греции и Болгарии на Балканский полуостров. И по нему через Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Албанию и Македонию в направлении Словении и Венгрии.

Морские пути, которыми пользовались нелегальные переселенцы, оказались небезопасными. По данным статистики в 2015 году, когда кризис беженцев достиг своего количественного пика, в Средиземных водах утонуло свыше 3 тысяч человек.

Конечным пунктом массового движения мигрантов являлись Германия, Австрия и Швеция. Столкнувшись с неконтролируемым наплывом беженцев, Германия попробовала вернуть их часть в страны ЕС, ставшие первыми на пути движения мигрантов, пообещав им выплатить средства на содержание лагерей. Однако Италия отказалась принимать беженцев обратно на свою территорию, заявив, что закроет не только морские, но и воздушные ворота страны.

В результате на сегодняшний день наибольшее количество беженцев оказалось сосредоточено в Турции и Греции, что вызвало большое недовольство со стороны местных жителей, особенно после того, как Еврокомиссия существенно урезала средства на содержание лагерей для беженцев.

Миграция в западной Европе

Миграция в западной Европе

Традиционно миграция в Западной Европе вызывалась желанием переселенцев повысить свой материально-экономический статус. Широкий рынок труда, высокие зарплаты и социальные льготы привлекали специалистов из других регионов. Мигранты легко ассимилировались с местным населением, перенимали язык и культуру приютившей их страны.

Ситуация изменилась во время событий 2015 года, когда в ЕС хлынул поток переселенцев из африканских и азиатских стран. Политика лояльности и открытости вызвала миграционный кризис в Германии, что не могло не отразиться на экономической ситуации и в других странах Западной Европы.

Карта беженцев наглядно показывает, что миграционные потоки устремляются из слаборазвитых, переживающих экономический и социальный спад государств, в благополучные европейские регионы. В результате происходит:

  • Неконтролируемый прирост населения за счет высокой рождаемости выходцев из Африки и Ближнего Востока;
  • Насаждение чуждых европейцам культур и ценностей;
  • Нарастание социальной напряженности в обществе.

Сегодняшняя миграция в Западной Европе отличается объединением сразу нескольких потоков в единое мощное движение. Основу его составляют:

  • Легальные приезжие;
  • Нелегальные экономические переселенцы;
  • Политические и военные беженцы.

Такой состав объясняет пестрый этнический и национальный состав мигрантов. Европу наводнили сирийцы, афганцы, ливийцы, египтяне, албанцы и пакистанцы. При этом, важно, что основная часть переселенцев изначально нацелена на въезд в страны Западной Европы, поскольку, в отличие от своих предков, бегущих от опасности, куда глаза глядят, хорошо проинформированы со стороны СМИ и этнических диаспор о расстановке сил и сложившейся ситуации в Европе.

Миграция в Восточной Европе

Миграция в Восточной Европе

Движение населения в Восточноевропейских странах носит, в основном, характер внутренней миграции. Чаще всего она связана со временным перемещением трудовых кадров из одного региона в другой с целью заработка. При этом мигранты не стремятся обрывать свою связь с родиной.

Миграция из Восточной Европы нередко носит этнический характер. Так, после распада Советского Союза и открытия границ, из стран СНГ массово уезжали этнические немцы и евреи, на территорию Крыма вернулись выселенные во время Второй мировой войны татары. Большое количество переселенцев из Средней Азии и Казахстана приняла Россия.

И сегодня поток мигрантов с постсоветского пространства не ослабевает, а набирает силу. В последние годы к нему присоединились беженцы из Украины, которых с Россией и Польшей сближают языковые, религиозные и родственные связи.

Обычным для Восточной Европы стал выезд жителей на работу к западным соседям:

  • Жители Польши выезжают на сезонные работы в Германию, Францию, Швецию, Австрию, Италию;
  • Чехи занимают рабочие места в Австрии, Баварии;
  • Россияне едут на заработки в Финляндию;
  • Болгары получают доходы от работы в Греции;
  • Украинцы обосновались в Португалии.

Миграция в Восточной Европе имеет свои отличительные черты:

  1. Региональность. В восточную часть Европы чаще всего мигрируют жители соседних территорий. Этому способствует культурная и географическая близость стран. В Чехию приезжают поляки, украинцы, болгары. В Венгрии работу ищут румыны.
  2. Временный характер. Трудовые мигранты действуют по схеме пограничной, маятниковой, челночной или сезонной миграции. Они приезжают на короткий срок, зарабатывают деньги и возвращаются обратно на родину.
  3. Стремление мигрантов приспособить возможности более благополучных регионов под свои нужды. Зарабатывают они в одной стране, а жить и тратить деньги предпочитают в другой.

Многие страны Восточной Европы, такие как Прибалтийские Литва, Латвия и Эстония, очень благосклонно относятся к наплыву мигрантов из Украины, считая, что они помогут поддержать экономику и сдвинуть демографический баланс в этих стремительно стареющих странах.

Количество мигрантов в Европе по странам

Количество мигрантов в Европе по странам

По сведениям Организации Объединенных наций, международные миграционные процессы достигли такого уровня, что сегодня вряд ли в мире найдется страна, в которой нет приезжих жителей. Наибольшее количество переселенцев приходится на развитые европейские страны и Россию:

СтранаКоличество мигрантов, млн.челОтношение к общему населению, %
Германия1214,5
Россия11,614,9
Великобритания8,213,5
Франция7,812,1
Испания5,812,7
Италия5,79,7
Украина4,89,8
Казахстан3,520
Швеция1,616,8
Бельгия1,416,3
Греция1,211,3
Белоруссия1,011,0

Страны ЕС традиционно привлекают переселенцев своими экономическими благами, уровнем образования и медицины, высокими пенсионными пособиями. В России же мигранты ищут политической стабильности и мирной обстановки.

Где в Европе меньше всего мигрантов

В отличие от высоких показателей, которых достигла миграция в Средней Европе, страны Восточной ее части, в силу разных причин, приняли на своих территориях минимальное количество переселенцев.

Достаточно жесткой миграционной политики придерживаются Латвия, Литва и Эстония. Не могут похвастаться наплывом переселенцев Молдова, Болгария, Словакия, Финляндия и Кипр. В каждой из этих стран живут от 100 до 200 тысяч мигрантов.

Не стремятся беженцы попасть в небогатые страны с неразвитой инфраструктурой Балканского полуострова. По данным на 2018 год на их территории нашли приют:

  • В Боснии и Герцеговине – 37 тысяч;
  • В Албании – 50 тысяч;
  • В Черногории – 70 тысяч.

Некоторые политики все чаще высказывают мнение о том, что причиной миграционного кризиса стал не массовый наплыв выходцев из Азии и Африки, а неумение стран Евросоюза договориться между собой о грамотном и равномерном распределении приезжих по своим территориям и обеспечении их необходимыми для жизни средствами. В результате основной удар на себя приняла Центральная Европа, а такие страны, как Польша, Словакия, Чехия и Венгрия, входящие в Вишеградскую группу, вовсе отказались открыть свои границы для беженцев.

На сегодняшний день именно эта четверка противостоит большинству либерально настроенных европейских собратьев. Брюссель неоднократно угрожал им введением санкций, но лидеры этих стран отвергают обвинения в нацизме и открыто заявляют, что не желают видеть на своей территории беженцев-мусульман. Они опасаются, что имеют дело не с людьми, бежавшими от личных жизненных трагедий, а с продуманной политикой бесшумного захвата территорий и образования на них мусульманского общества.

Участники Вишеградской группы подчеркивают, что готовы принимать у себя мигрантов, но только если они придерживаются христианской веры и близки их народам по духу, культуре, традициям и крови.

Несмотря на свою анти-либеральную позицию во время кризиса 2015 года эти страны приютили в своих границах:

  • Польша – 600 тысяч;
  • Венгрия – 450 тысяч;
  • Чехия – 405 тысяч;
  • Словакия – 235 тысяч.

На сегодняшний день к мнению стран-оппозиционеров начинают склоняться Греция, Италия, Дания, Австрия. Столкнувшись с последствиями от наплыва новых жителей, они начинают осознавать ту опасность, которую несут с собой мигранты из мусульманских стран в отношении безопасности и экономической стабильности Европы.

Следует подчеркнуть, что миграционные процессы носят повсеместный исторический характер. Их невозможно искусственно остановить. Изменение политической и экономической ситуации в мире всегда будет заставлять людей покидать родных места и перевозить семьи в более благополучные для жизни регионы. Главное, чтобы новые жители в приютивших их странах не разрушали экономику и не подрывали общественные основы, а способствовали росту уровня жизни и стабилизации политической ситуации в мире.

Читайте также: