Мифологическое познание мира доклад

Обновлено: 02.07.2024

Воплощение противоречий в обыденном и мифологическом познании как источники всех последующих видов познания. Практическое удостоверение истинности идеальных образов сознания, выход за пределы повседневного опыта и воспроизведение мира в его целостности.

Рубрика Философия
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 23.11.2018
Размер файла 24,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

Обыденное и мифологическое познание как формы практически-духовного освоения мира

Чернякова Н.С.,

д.филос.н., профессор

Анотация

Обыденное и мифологическое познание рассматриваются в статье как источники всех последующих видов познания, которые воплощают в себе противоречие между необходимостью непрерывного удостоверения истинности идеальных образов сознания в предметно-практической деятельности, с одной стороны, и стремлением познающего субъекта к выходу за пределы повседневного опыта, к воспроизведению мира в его целостности - с другой.

Ключевые слова и фразы: познание; обыденное познание; мифологическое познание; предметно-практическая деятельность; наука; философия.

Chernyakova N.S. Trivial and mythological cognitions as forms of practical and spiritual mastering of the world

Trivial and mythological cognitions are considered in the article as sources of all the subsequent forms of cognition, which embody contradiction between the necessity of the continuous identification of the truth of the ideal images of consciousness in material and practical reality, on the one hand, and the aspiration of the cognizing subject for going out of everyday experience, for the reproduction of the world in its integrity - on the other hand.

Key words and phrases: cognition; trivial cognition; mythological cognition; material and practical activity; science; philosophy.

Познавательная деятельность как специфическая форма взаимосвязи субъекта (сознающего-себя-бытия) с объектом (в пределе - с Бытием в целом) выражает сущность сознания и неотделима от функционирования последнего. Любая разновидность человеческой сознательной деятельности включает в себя элементы деятельности познавательной, несущей определенную информацию о реальности.

Обыденное и мифологическое познание, будучи практически-духовными формами освоения мира [5], воплощают в себе исторически первичную форму данности важнейшего противоречия познания и всей духовной деятельности человека, а именно: противоречия между бесконечным стремлением познающего субъекта к выходу за пределы обыденного опыта, к пониманию мира в его целостности и всеобщности, с одной стороны, и необходимостью непрерывного удостоверения истинности идеальных образов сознания в предметнопрактической деятельности - с другой.

Обыденное и мифологическое познание являются источниками всех последующих видов познания, фундаментальное различие между которыми сводится, в конечном счете, к вопросу о том, возможно ли удостоверение истинности возникающих в этих видах познания результатов в границах предметно-практической деятельности человека.

Если возможно, то мы получаем обыденное и научное познание.

Если невозможно, то речь идет о мифологическом, философском, религиозном и художественном познании.

Поскольку объекты обыденного познания определяются процессом повседневного материального и духовного освоения природной и социокультурной среды обитания человека, результатом обыденного познания является знание лишь отдельных, специфических, единичных сторон и свойств действительности, которое не обладает общезначимостью. То, что необходимо знать одному субъекту культуры, скажем - земледельцу, не представляет интереса для другого субъекта культуры - ремесленника, так как природные и социокультурные миры каждого из них могут существенно отличаться друг от друга.

Обыденное знание не обладает интерсубъективностью, передается исключительно в процессе непосредственного общения людей друг с другом и существует в форме разнообразных суждений здравого смысла, истинность которых находит непосредственную практическую проверку не только в опыте поколений, но и в индивидуальном опыте каждого человека. Ни одна другая форма познания не обладает такой степенью достоверности, как обыденное познание. В бесчисленном количестве случаев повседневного взаимодействия человека с окружающим миром вопрос об истинности суждений вообще не возникает. Находясь в непосредственном предметно-практическом контакте с реальностью, субъект познания чувствует себя в пределах уже познанного, известного, не вызывающего сомнений мира.

Между тем воззрения первобытных людей не только подлежат истинностной оценке, но и вполне такую оценку выдерживают, поскольку соотношение истинного и ложного в этих воззрениях обусловлено конкретно-историческим уровнем развития практической деятельности человека, а в границах этой обусловленности данное соотношение остается инвариантным на протяжении всей истории человечества.

Однако обыденное познание имеет два принципиальных ограничения: во-первых, оно не способно проникнуть в сущность и открыть закономерности явлений реальности, и во-вторых, оно не способно создать целостную картину мира. Для снятия обоих ограничений необходимо выйти за пределы обыденного освоения мира и обратиться к исследованию тех сторон реальности, которые не могут быть познаны в процессе повседневной жизнедеятельности. Первое ограничение преодолевает наука, второе - мифология, философия, религия и искусство.

Подобно обыденному познанию, наука опирается на предметно-практическое взаимодействие с изучаемым объектом. Однако в противоположность обыденному познанию наука с момента первых целенаправленных наблюдений за астрономическими объектами и явлениями окружающей природы и до сегодняшних сверхсложных экспериментов непрерывно двигалась по пути создания собственной - специально-научной - основы своего существования и развития. Предметно-практическое взаимодействие с изучаемым объектом в процессе контролируемого наблюдения и эксперимента стало не просто одним из методов, но выражением самой сущности научного способа познания, которое направлено на изучение естественно-исторических процессов, протекающих помимо воли и сознания человека как субъекта истории. Именно специальная предметно-практическая деятельность - эксперимент и наблюдение - позволяет науке формировать эмпирический базис, содержание которого может быть интерпретировано независимо от принятых гипотез. И только на основе собственного эмпирического базиса наука создает теоретическую модель изучаемого объекта, которая раскрывает его сущность на уровне количественных законов, дающих возможность предсказывать новую эмпирию.

Однако ни обыденное познание, ни наука не могут воспроизвести мир в его целостности и всеобщности. Откуда взялось и что представляет собой все то, что окружает человека в его повседневной жизни, превосходя ее по масштабам: земля и небо, светила и звезды, реки и моря, леса и горы, животные и растения, наконец - человеческий род? И тысячи лет тому назад, и сегодня мы не можем ответить на эти вопросы, не привнося в образ мира то, чего в нем самом, возможно, нет и что, в любом случае, является продуктом познавательной и смыслотворческой деятельности человека.

Своеобразие мифа как формы знания о мире состоит в том, что это есть исторически первая попытка человека выйти за пределы того, что может быть непосредственно подтверждено или опровергнуто повседневной практикой. Познавать мир мифологически - значит создавать картину целостного Мира, Космоса, Вселенной, опираясь только и исключительно на ограниченный опыт повседневного бытия, но пытаясь при этом осмыслить то, что в этом опыте не дано.

Стремление познать мир как целое, найти причины существования вещей и обрести твердые основы собственного существования в вечных и устойчивых началах бытия имманентно самой природе человеческого духа и не является специфической особенностью лишь древнейших типов культуры. Напротив, всякая деятельность духовного осмысления Мира в целом оказывается по существу мифологической, ибо творит осмысленный образ этого Мира, соответствующий социокультурным особенностям и условиям жизнедеятельности человека.

Мифотворчество как существенную черту любой духовной деятельности необходимо отличать от культурно-исторических форм мифотворчества, которые обеспечивают духовную защищенность человека различными средствами и способами. Непосредственная, нерефлектируемая неразличенность объективного и субъективного характеризует лишь исторически первичную форму мифотворчества, присущую первобытной культуре. Но та или иная степень неразличенности объективного и субъективного как характерная черта мифа обнаруживается во всех продуктах духовной деятельности и является глубинной основой синкретизма феноменов духовной культуры.

Несмотря на то, что каждое философское учение создает картину мира, которая никогда не будет более обоснованной, чем любая другая, философия всегда претендовала и всегда будет претендовать на роль одной из форм именно познания мира, а не только его духовного конструирования. А это значит, что философия вытесняет собою только исторически первичную форму мифологии, но не мифологичность как неотъемлемую черту всей духовной деятельности субъекта культуры.

Практически-духовное освоение мира человеком всегда будет противоречивым единством повседневного практического взаимодействия с реальностью и вместе с тем непреодолимым стремлением человека к выходу за пределы наличного бытия и предметно-практического опыта с целью постижения Мира и Человека в их целостности и всеобщности.

Список литературы

2. Заботин П. С. Преодоление заблуждения в научном познании. М.: Мысль, 1979. 191 с.

3. Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в познании и практике: критический очерк. М.: Наука, 1989. 192 с.

4. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта / пер. с нем. М.: Прогресс, 1983. 302 с.

5. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М.: Наука, 1992. 136 с.

Миф проявляется одновременно во множестве форм. Разновидности мифов:
- космогонические мифы;
- солярные мифы;
- лунарные мифы;
- астральные мифы;
- эсхатологические мифы;
- этиологические мифы;
- антропогонические мифы;
- героические мифы;
- календарные мифы;
- мифы о животных и существах фантастических;
- культовые мифы.

В космогонических мифах отражена мысль о происхождении мира. Главный сюжет космогонических мифологий – мифы о творении, о происхождении космоса из хаоса. Основным мотивом является структурирование космического пространства и времени.

Солярные мифы содержат мифологизацию Солнца и его влияния на земную жизнь. Солярными называются и мифы, в которых у героев есть солярные черты, которые сходны с признаками солнца как мифологического героя.

Астральные мифы включают группу мифов, связанных с небесными телами: звёздами, созвездиями, планетами. В эту группу входят также солярные и лунарные мифы.

В ранней группе астральных мифов звёзды или созвездия часто представляются в виде животных, нередко в таких мифах речь идёт об охоте на животных. Характерная черта астральных мифов - наличие нескольких космических персонажей, в которых воплощаются расположенные рядом созвездия.

В основе эсхатологических мифов лежит сюжет о предстоящем конце мира. Значительная часть мифов повествует о важнейших событиях прошлого времени – времени мифологического. В отличие от них, данный вид мифов содержат пророчества о будущем конце света.
Мифы эсхатологические о конце мира опираются на модели мифов календарных, мифов о смене эпох, мифов космогонических.

Главное содержание архаичных мифологий составляют космогонические и этиологические мифы. Для архаичных мифологий характерно представление о катастрофе, отделяющей мифические времена от настоящего: о потопе, пожаре, гибели поколения великанов, обитавших на земле до появления человечества.

Под этиологическими мифами понимают рассказы о происхождении животных и растений, гор и морей, небесных светил и метеорологических явлений, отдельных социальных и религиозных институтов, огня, смерти.
Мифы этиологические объясняют появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов.

В антропогонических мифах отражены сведения о происхождении (сотворении) человека, мифических первичных предках народа. , первой человеческой пары и т. п., составная статья космогонических мифов.

Героические мифы фиксируют важнейшие моменты жизни одного героя. Отражают испытания героя со стороны старших родичей или враждебных демонов, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть героя. Героический миф служит важнейшим источником для формирования героического эпоса и сказки.

Календарные мифы связаны с циклом календарных обрядов: аграрной магией, сменой времён года, ростом растений. В древних земледельческих культурах преобладает миф, символизирующий дух растительности, зерна, урожая.

В мифах о животных и существах фантастических персонажи имеют характерные признаки: время появления, место обитания или появления на земле, определенный внешний вид, приносящие помощь или вред человеку, животным. Например, мифологическое существо появлялось в святки или Духов день, в полночь или в полдень. Его можно было встретить дома, в хлеву, в бане, в воде, в лесу, в поле.

Существа представлены в виде персонажей, не очень любимых людьми: змеи, волка или в образах дракона и фантастических мифологических персонажей.

Животные являются героями космогонических мифов, их образы используются и для описания – космографии. В древнеиндийских поверьях земля держится на спинах семи слонов, которые стоят на спине черепахи. В свою очередь, черепаха стоит на змее.
Аналогичную роль играет и рыба. Резкое движение рыбы, на которой покоится земля, может привести к землетрясению. Если рыба опускает голову, то начинается наводнение.


Сегодня происходит осознание того, что без мифологических структур человек не смог бы ощутить полноту и целостность собственного существования, ибо миф является важной антропологической категорией, которая определяет весь строй мировосприятия человека и способ его мышления. Актуальным является рассмотрение специфики мифологического способа освоения мира и конструирования реальности.

Миф действительно превращает хаос в осмысленный космос, структурирует его, придает ему человеческую форму. И в этом смысле мир конструируется мифологическим сознанием как освоенный и понятый образ.

Миф фиксирует определённую модель взаимоотношения человека с миром, которая чаще всего некритически воспринимается субъектами культуры в качестве единственно реальных фрагментов бытия. В этом смысле миф есть форма творческого переживания и прочувствования мира, способ духовно-практического освоения действительности. Переживание мира высказывается в мифе не с позиции внешнего наблюдателя, а изнутри сферы жизненного мира. Миф следует рассматривать как особую форму синергии созерцания, переживания, осмысления и выражения первичного опыта конструирования сознанием реальности посредством фундаментальных априорных схем.

Синкретичность мифа, единство объективного и субъективного моментов, рационального и иррациональных начал делает этот постижения мира исторически более перспективным. В этой связи, миф становится центральной категорией современной философии и культурологии, он снимает оппозиции реального и воображаемого, индивидуального и общественного, и восстанавливает утраченную целостность мира и человеческого сознания.

Гносеологическая функция воображения заключается в трансформации многообразного чувственно данного опыта в образную форму. Воображение помещает сознание человека в обстановку возможных миров, где происходит схватывание смыслов в качестве единства образа и переживания. Эта творческая сила играет большую роль в процессе осмысления и познания человеком окружающего мира.

Фантастические образы древней мифологии раскрывают нам особый образный характер отношений архаического человека с миром. Посредством мифологической логики человек осмысляет себя, социум и окружающую действительность. В современной культуре воображение в явном или неявном виде сопутствует любому типу познания (религия, наука, искусство, философия). Его роль как интеллектуальной интуиции сложно переоценить: создавая образные представления, оно способствует интуитивному схватыванию целостной сути вещей. Поэтому воображение выступает в качестве созидательного, творческого начала духовной культуры человека.

Рационалистическое мышление не способно воспринимать мир как целостное и живое образование, оно обедняет восприятие и познание действительности. Философия постмодернизма также отмечает подавление современного человека со стороны постоянного прогрессирующих достижений ratio и говорит о необходимости низвержения его диктата путём обращения к мифопоэтическому мировосприятию. С этой точки зрения, западноевропейская культура репрессивна: абстрактное, понятийное мышление изначально связано с властными идеологическими структурами, а истинное знание о предмете содержится в непонятийном мышлении, воображение познает вещи и явления мира в их целостности.

Итак, в результате мифологического познания действительности создается образ мира, переживаемый субъектом как целостное образование. Миф как способ формирования картины мира исследуется в рамках феноменологической традиции (Э. Гуссерль, А.М. Пятигорский, Ю.С. Осаченко). Феноменологическая концепция мифа занимается истолкованием фундаментальных структур человеческого существования, соотношения реальности и сознания.

Таким образом, опираясь на феноменологическую традицию, мы рассматриваем миф как фундаментальное свойство человеческого сознания, обеспечивающее его целостность. Феноменология утверждает то, что человеческое сознание по своей природе мифологично, исторично и культурно, с другой стороны каждая культурно-историческая эпоха, каждая личность живёт в пространстве своего собственного мифа и способна развиваться в очерченном мифом горизонте [140].

Итак, мы отмечаем значимость мифа как необходимого элемента мировосприятия человека любой культурно-исторической эпохи. Миф как выражение опыта непосредственного взаимодействия сознания с миром, отличающееся целостностью восприятия, лежит, на наш взгляд, в основании картины мира.

Как способ построения картины мира миф функционировал не только в первобытной культуре, но и активно реализует себя в современности. Следует отметить то, что вопрос о роли мифа в создании картины мира как таковой не становился предметом отдельного исследования, однако к мифу как к способу моделирования образа мира и социального поведения обращались в своих работах Э. Кассирер, К. Хюбнер, К. Леви-Строс, Р. Барт, К. Юнг, М. Элиадэ, В.В. Налимов.

Так как сознание человека по своей природе мифично, а миф представляет собой пространство непосредственно переживаемых жизненных смыслов, то мы можем говорить о значимости мифа как основы человеческого мировосприятия.

Одна из самых важных функций мифа в культуре, на наш взгляд, – это мировоззренческая: конструирование образа мира и нахождение человеком своего места в нем. Задача мифа (архаического и современного в том числе) заключается в превращении хаоса жизненных впечатлений и переживаний в осмысленный космос.

Картина мира представляет собой совокупность представлений о мире и о месте человека в нем, которая носит историко-культурный характер. Она содержит когнитивные и ценностные ориентации, которые детерминируют поведение человека, его стиль мышления и способ действий.

Функциональное значение заключается в следующем: картина мира отражает связь человека с миром, является основой социальной коммуникации, ориентирует и направляет человека в мире природных и социальных объектов, обеспечивает трансляцию культурного опыта. Картина мира отличается осмысленностью, структурированностью, она запечатлевает облик вещей в единстве с миром значений, детерминированным социокультурным контекстом определенной исторической эпохи.

Ядро картины мира составляют структуры, которые выражают непосредственное, чувственное восприятие действительности. Миф как способ познания мира в его целостности и конкретности, играет, на наш взгляд, конструктивную роль на уровне констант картины мира. На уровне поверхностных структур – ценностных доминант также активно действует мифологическое сознание, которое дифференцирует и вербализирует первичный целостный опыт сознания. Таким образом, мифологическое сознание, двигаясь от глубинных, ядерных уровней к ценностно-рациональным слоям, оформляет картину мира в символическую форму.

В основе общекультурной картины мира и ее отдельных составляющих (художественной, научной, религиозной, философской) лежит миф как воплощение целостного недиффернированного опыта, показывающего как сознание обозначает своё место бытийное место в мире. Миф есть метаструктура, присущая любому способу познания и понимания мира и пронизывающая абсолютно все сферы человеческой жизнедеятельности.

Всё вышесказанное позволяет нам сделать следующие выводы:

Во-первых, миф выражает экзистенциальную потребность человека в осмыслении и структурировании своего бытия, а также в обеспечении стабильности и постоянства созданного социокультурного порядка.

Во-вторых, миф является значимым механизмом переработки культурного опыта в образы реальности и способом создания картины мира. Миф как способ постижения бытия в его целостности играет, на наш взгляд, конструктивную роль на уровне констант картины мира, которые часто носят неосознанный характер, а также на уровне ценностных доминант.

В-третьих, мифологический образ мира идентифицируется с самим миром и не рассматривается как его интерпретация. Мифологическая реальность предстаёт человеческому сознанию как непосредственно ощущаемая и очевидная данность.

Таким образом, можно говорить о том, что миф является важной антропологической категорией, феноменом не только архаической и современной культуры, но и культуры любой исторической эпохи. Поскольку миф выступает первичным пространством непосредственно данных жизненных смыслов, в котором осуществляется связь человека и мира.

Человек каждой культурно-исторической эпохи живет в определенном образе реальности, отождествляемом им не только с действительным окружением, но и с собственными мыслительными конструкциями, ментальными установками и представлениями. Мифологическое сознание обладает силой конструировать из фрагментов, хаоса внешнего мира впечатлений целостную картину мира, определяя стиль мышления и способ существования человека в этом мире. Во все исторические времена человеческое сознание содержало мифологические компоненты (образы, символы, верования, убеждения, предрассудки) всех имеющихся в данной культуре ценностных уровней и пластов. Мифологическое сознание не только не исчезает в современных формах культуры, но играет в их порождении значимую роль.

мифологическое познание

Мир мифов удивляет нас своей целостностью и полнотой, казалось бы, в мифах есть ответы на любой вопрос, и это не удивительно, ведь их создатели работали над ними скрупулезно, как и полагается трудиться над историей создания мира. Мифологическое познание – это один из видов ненаучного познания мира.

Особенности мифологического познания

Мифологическое познание мира – это фантастическое отражение реальности, принимаемое человеком не критически, а на веру. Ведь создатели мифов верили, что эти истории –опыт предков.

У человека не было научных знаний в достаточной мере для того чтобы объяснить происходящее в окружающем его мире. Однако была любознательность, которая и довела нас (или его, первобытного человека?) до тех прогресса и открытий, что мы имеем сегодня.

Среди особенности мифологического познания можно выделить самую важную и самую популярную тему мифов – создание мира. Это – космогонические мифы, которые рассказывают о большом взрыве, после которого, постепенно, создавалась Вселенная и в том числе, Земля. Эти мифы сопровождаются историями о Хаосе, его отпрысках – Титанах, войной богов, которые делили власть в мире. А также о неотъемлемой части мира – человеке, который всегда присутствовал на заднем плане грома и молний.

мифологическое познание мира

Невзирая на кажущуюся нам сегодня несерьезность мифологического вида познания, он выполнил свою огромную и значащую функцию. Миф донес сквозь века ход мышления, быт, взаимоотношения человека с миром, а в свое время, еще и помогал человеку дать объяснения на загадки природы, удовлетворял его любопытство, и был, собственно, началом зарождения всех наук о жизни.

Современная наука, конечно, скептически относится к мифам, однако и скептики признают, что нельзя ограничиваться лишь чувствами и разумом, если речь идет о полноценном умственном развитии. А скепсис по отношению мифов можно считать необоснованным, ведь, невзирая на самые невероятные открытия, человечество до сих пор делится на приверженцев самых разных и самых крайних теорий создания мира.

Деградация личности в эпоху современности приобрела глобальные масштабы, во многом благодаря социальным недугам, какими стали алкоголизм, наркомания и др. О прочих возможных причинах деградации и ее последствиях мы расскажем в этой статье.

Все мы обладаем воображением, но мало кто задумывался о том, какие виды и типы имеет наше воображение с точки зрения психологии и чем они отличаются друг от друга.

Каждый человек наделен, как положительными, так и отрицательными качествами характера, которые в равной степени влияют на то, как сложится жизнь человека и какую нишу он будет занять в социуме.

В этой статье мы рассмотрим симптомы, сопровождающие такое явление, как раздвоение личности, которое возникает, как правило, по причине психо-эмоциональных стрессов.

Читайте также: