Межличностные и групповые конфликты многообразие сфер существования доклад

Обновлено: 12.05.2024

Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнера или оппонента. Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, сформировавшаяся у одного оппонента по отношению к другому. Установка представляет собой готовность, предрасположенность субъекта действовать определенным образом. Это определенная направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Она формируется под воздействием слухов, мнений, суждений о данном индивиде (группе, явлении и др.).

Взаимодействуя с другими людьми, человек защищает прежде всего свои личные интересы, и это нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствия достижению целей. И от того, насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка.

Индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои личные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп, институтов, организаций, трудовых коллективов, общества в целом. В таких межличностных конфликтах накал борьбы и возможности нахождения компромиссов во многом определяются конфликтными установками тех социальных групп, представителями которых являются оппоненты.

«Межличностные конфликты можно также разделить на следующие виды:

соперничество — стремление к доминированию;

спор — разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем;

Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия . Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.

К конструктивным функциям относят:

познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);

функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);

инструментальную (конфликт выступает как инструмент раз¬решения противоречий);

перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

Деструктивные функции конфликта связаны с

разрушением существующей совместной деятельности;

ухудшением или развалом отношений;

негативным самочувствием участников;

низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

Эта сторона конфликта вызывает у людей негативное отношение к ним, и они стараются их избегать.

При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами.

Сам конфликт состоит из трех периодов:

предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);

конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);

послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).

Для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.

Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.

Противоборство — характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.

Уклонение — связано с попыткой уйти от конфликта, не при¬давать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.

Приспособление — предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.

Компромисс — требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.

Сотрудничество — предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эга позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.

Ассертивное поведение (от англ. assert — утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность — это внимательное отношение как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее. При этом наибольшая эффективность достигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком.

Групповой конфликт – это противоборство, в котором хотя бы одна из сторон представлена малой социальной группой.

Малой группой условимся считать немногочисленное по составу (от 3 до 40 человек) объединение людей,, имеющих общую цель, связанных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном контакте (общении) продолжительное время.

Можно выделить два основных типа групповых конфликтов:

В соответствии с таким разделением рассмотрим классификацию групповых конфликтов.

1.1. Конфликт между руководителем и коллективом обычно возникает в результате низкой компетентности начальника, неприемлемого стиля управления, назначения нового руководителя, отличающегося своеобразными требованиями;

1.2. Конфликт между рядовым сотрудником и коллективом может развиваться, когда кто-либо отступает от сложившихся групповых норм поведения. Иногда причиной такого конфликта является наличие в коллективе личности с ярко выраженной конфликтной направленностью (т.н. конфликтной личности);

1.3. Конфликт между личностью и микрогруппой может возникнуть в результате изменений в групповом сознании, превышении лидером своих полномочий, низкой профессиональной подготовки

2.1. Конфликт между администрацией и персоналом организации может возникнуть из-за нарушения правовых норм, низкой заработной платы, неудовлетворительной коммуникации;

2.2. Конфликт между подразделениями в организации обычно возникает на почве распределения ресурсов, взаимной зависимости по выполняемым задачам, структурной перестройки;

2.3. Конфликт между микрогруппами в организации связан с противоположностью их интересов, амбициями их лидеров, наличием взаимоисключающих целей и ценностей;

2.4. Конфликт между организациями имеет следующие причины: невыполнение договорных обязательств, борьба за рынки сбыта, доступ к ресурсам, сферы влияния;

2.5. Конфликт между неформальными группами в обществе имеет в своей основе групповой экстремизм или несовпадение духовных интересов и ценностей.

В изучении и описании групповых конфликтов различают три основных подхода:

Б. Ситуационный подход к изучению групповых конфликтов сосредотачивает внимание исследователей на анализе ситуации, как совокупности внешних факторов. Ситуация может иметь характер кооперации или конкуренции. Доказательство ситуативной обусловленности групповых конфликтов было произведено американскими психологами М. Шерифом, Р. Блейком, Дж. Моутоном. Выводы , полученные этими исследователями помогли опровергнуть представления о неизбежной межгрупповой враждебности, берущей свое начало в природе человека и человеческих отношений.

В. Когнитивный подход к изучению групповых конфликтов делает акцент на решающей роли когнитивных (познавательных) установок группы относительно друг друга. По мнению ученых, решающим фактором межгруппового взаимодействия является не кооперативный или конкурентный характер ситуации, а возникающие при этом социальные установки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Шапка

Кафедра _Психологии и педагогики

Рейтинговая работа______________Реферат__________________________

(домашняя творческая работа, расчетно-аналитическое задание, реферат, контрольная работа)

по дисциплине ____ ____ Конфликтология_______________________

Тема Межличностные и групповые конфликты .

Выполнена обучающимся группы УЗДтс 28.2/Б-19

Вергелес Екатериной Александровной

(фамилия, имя, отчество)

Преподаватель Савельева Екатерина Юрьевна___________

(фамилия, имя, отчество)

Ни одно взаимодействие в мире не может существовать без конфликтов. Сталкивающимися сторонами выступают различные силы – политические партии, общественные организации, малые социальные группы, отдельные члены общества, и даже внутриличностное противоборство является одним из видов конфликта.

Благодаря конфликту в социуме начинается движение, в ходе которого образуются новые идеи, качества и явления. Главным минусом противоборства выступает неизвестность его итога, как после конфликта будут сосуществовать его стороны.

Проблема эффективного разрешения конфликтных ситуаций в настоящее время актуальна не только в целях сохранения психического равновесия человека, но и в практическом плане – в политике и экономике, в управлении коллективом и семье.

Таким образом, владение навыками успешного выхода из конфликта играет важную роль во всех сферах человеческой жизни.

Цель рейтинговой работы – изучение особенностей групповых и межличностных конфликтов и эффективных способов их разрешения.

ü проанализировать литературные и интернет-источники по изучаемой теме;

ü охарактеризовать межгрупповые и межличностные конфликты;

ü описать стратегии поведения в конфликтных ситуациях и методы управления ими;

ü определить наиболее эффективные способы разрешения конфликтных ситуаций.

1.1 Определение конфликта. Конфликтология как наука

Для исследования конфликтов, причин их возникновения, последствий и функций спорных ситуаций, структуры и закономерностей развития лишь в середине XX века возникла междисциплинарная наука – конфликтология. Ее основателями считаются К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Козер, Р. Дарендорф.

По мнению А.Я. Анцупова, отечественная конфликтология в свое развитии проходит несколько периодов (Анцупов А.Я., 2000, стр. 30-33) :

I период – до 1924 года. В этот период конфликтологические идеи развиваются исключительно как практические знания людей о принципах, правилах и способах поведения в спорных ситуациях. Появляются и накапливаются первые научно обоснованные знания о конфликте.

II период – 1924 – 1990-е гг. Это время отличается изучением конфликта как самостоятельного явления. Во II периоде автор выделяет 4 этапа:

Второй этап (1935 – 1948 гг.) приходится на годы Великой Отечественной Войны и сложного времени для государства в целом. По причине этого публикации практически отсутствуют.

Третий период (1949 – 1972 гг.) - защищаются первые 25 кандидатских диссертаций в области конфликтологии, исследования конфликта как самостоятельного явления начинаются в философии, педагогике, исторических и политических науках.

Четвертый этап (1973 – 1989 гг.) - Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации.

III период – 1990-е гг. - настоящее время. Конфликтология начинает пределяться как самостоятельная наука. Появляются первые междисциплинарные исследования, стремительно растет число публикаций, защищаются кандидатские и докторские диссертации.

На сегодняшний день конфликтология насчитывает одиннадцать научных отраслей, изучающих конфликты.

Конфликт имеет место быть только при наличии объекта, который можно рассматривать с двух сторон. Во - первых, объект конфликта может быть реальным, истинным и в тоже время фантастическим, ложным. Во – вторых, он может явно определяться или быть скрытым.

Стоит отметить специфические особенности объекта конфликта:

1. Объект не существует сам по себе, он приобретает характеристические признаки в процессе взаимодействия конфликтующих сторон.

2. Объект становится таковым, как только становится недосягаем для претендующих на него.

4. В различных ситуациях различные субъекты один объект могут оценивать по-разному.

5. Объекты по степени проявления могут быть: явными или латентными, подлинными или иллюзорными. (Овруцкая Г.К., 2018, стр. 14)

Предметом конфликта выступают противоречия, возникшие между сторонами и которые они пытаются разрешить в противоборстве. Несомненно, споры возникают по поводу имеющегося объекта, но их сущность заключается в предмете конфликта. Поэтому разрешить или исчерпать конфликт – значит устранить его предмет.

1.2 Типологии конфликтов. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях

Единой классификации конфликтов не существует. В зависимости от того, какой критерий лежит в основе систематизации, выделяют различные типа конфликтных ситуаций.

Так, коллектив авторов И.Е. Ворожейкин, А.И. Кибанов, Д.К. Захаров предлагают классифицировать конфликты следующим образом (Ворожейкин И.Е., 2004, стр. 49-52) :

По источникам и причинам возникновения:

· объективные и субъективные (в основе конфликта лежит реальная причина или надуманный повод);

· эмоциональные (связанные с личностными переживаниями), организационные (в пределах одной социальной системы) и социально – групповые (вызываемые несовпадением интересов отдельных лиц или социальных групп);

· деловые и личностные.

По коммуникативной направленности:

· горизонтальные (участники конфликта не связаны между собой отношениями руководитель - подчиненный);

· вертикальные (участники находятся в подчинении друг у друга):

· смешанные (отражают отношения подчинения и неподчинения).

По составу конфликтующих сторон:

По функциональной значимости:

· позитивные и негативные;

· конструктивные и деструктивные (конфликты, способствующие и препятствующие взаимодействию и принятию решения);

· созидательные и разрушающие.

По факторам и степени столкновения:

· открытые и скрытые;

· спонтанные (возникшие незапланированно), инициативные и спровоцированные;

· вынужденные, неизбежные, лишенные целесообразности.

По масштабам и продолжительности:

· общие и локальные;

· кратковременные и затяжные;

· скоротечные и долгосрочные.

По способам урегулирования:

· антагонистические и компромиссные (характеризуются неуступчивостью, и наоборот, разрешение со взаимными уступками);

· полностью или частично разрешаемые;

· приводящие к согласию и сотрудничеству.

А.Я. Анцупов предлагает базовую типологию, включающую не только конфликты с участием человека, но и зооконфликты. (Анцупов А.Я., 2000, стр. 208)

I . Конфликты с участием человека:

а) межличностные – между личностью и группой;

б) между малыми социальными группами – между средними социальными группами;

в) между большими социальными группами – межгосударственные (между отдельными государствами и между коалициями государств);

а) между двумя животными;

б) между животным и группой;

в) между группами животных.

Р. Дарендорф выделял следующие типы конфликтных столкновений:

по источникам возникновения : конфликт интересов, ценностей, идентификации;

по социальным последствиям : успешные, безуспешные, созидательные, разрушительные;

по масштабности : локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, мегаконфликты;

по формам борьбы : мирные, немирные;

по направленности: вертикальные, горизонтальные;

по особенностям условий происхождения: эндогенные, экзогенные;

по отношению субъектов к конфликту: подлинный, случайный, смещенный, ложный, неверно приписанный, латентный;

по использованной сторонами тактике: сражение, игра, дебаты.

Один из основоположников концепции плюралистической демократии Роберт Алан Даль считал основанием для систематизации конфликтов его участников. По мнению автора, конфликты делятся на:

- биполярные (двусторонние) и мультиполярные (многосторонние) - в зависимости от числа противостоящих участников конфликта;

- кумулятивные и перекрещивающиеся - в зависимости от сходства и различия состава участников конфликта;

- конфликты, ведущие к поляризации [2] и сегментации [3] - в зависимости от степени или уровня антагонизма участников. (Хохлов А.С., 2014, стр. 123-124)

Еще хотелось бы обратить внимание на деление по сферам жизнедеятельности: экономические, социальные, политические, правовые, идеологические, нравственные, религиозные, научные, управленческие.

У конфликта как у любого социального явления есть свои причины возникновения. Причинами конфликтов выступают явления, события, факты, которые предшествовали столкновению и вызывают его при определенных условиях деятельности противоборствующих субъектов. Причины раскрывают источники возникновения и влияют на характер течения конфликта.

Выделяют четыре группы факторов, влияющих на возникновение и развитие конфликтных ситуаций:

2. Организационно – управленческие

Эти две группы факторов носят объективный характер, т.е. это такие обстоятельства взаимодействия оппонентов, которые приводят к столкновению мыслей, идей, ценностей. Как правило, они являются предпосылкой для возникновения предконфликтной ситуации.

3. Социально – психологические;

4. Личностные факторы.

Третья и четвертая группы имеют субъективный характер и обусловлены индивидуально – психологическими особенностями (психологическая несовместимость, несбалансированное взаимодействие людей). Субъективные причины начинают оказывать влияние в тот момент, когда предконфликтная обстановка перерастает в сам конфликт.

Существуют пять основных стратегий (стилей) поведения в конфликтной ситуации:

Сотрудничество (проблемно – решающая стратегия) позволяет найти такое решение, которое будет удовлетворять обе стороны конфликта.

Соперничество (конкуренция) характеризуется поведением, при котором один субъект стремиться удовлетворить собственные интересы и потребности в ущерб другому.

Компромисс – стиль, позволяющий в силу взаимных уступок прийти к обоюдному решению ситуации.

Приспособление основывается на принятии позиции оппонента за счет понижения собственных потребностей.

В литературе по конфликтологии встречаются еще две эффективные стратегии:

Подавление применяется в случае, если не определён предмет конфликта или противоборство угрожает его субъектам.

Переговоры – стиль поведения, основанный на поиске общего решения без малейших потерь для участников.

Выбирать стратегию поведения в конфликте стоит обдуманно с учетом особенностей сложившейся ситуации. Правильно подобранный стиль позволяет достичь благоприятного разрешения спора, и, напротив, неверный выбор может усугубить положение.

Для психолого – педагогической деятельности наибольшую значимость представляют групповые и межличностные конфликты.

2.1 Групповые конфликты

При взаимодействии с социумом каждый индивид может быть вовлечен в групповой конфликт. Сам процесс вхождения человека в социальную группу для социализации, интеграции и саморазвития создает предпосылки для возникновения групповой конфликтной ситуации. Такие споры опасны своей масштабностью, в них могут участвовать большое количество народу.

Групповым называется конфликт, в котором хотя бы одна из противоборствующих сторон представлена малой социальной группой. По количеству участников групповые конфликты делятся на:

Внутригрупповой конфликт, как и любой другой, характеризуется рядом особенностей:

ü Причины конфликта опираются на положение личность в группе, с которой она конфликтует. К ним относятся:

Позиция – официальное, определяемое должностью положение.

Статус – реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким (относительно положения).

Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса.

Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности.

Групповые нормы – общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы. (Анцупов А.Я., 2004)

ü Формы проявления конфликта могут выражаться в частичном или полном коммуникативном игнорировании сторонами друг друга, резкая критика или клевета в адрес оппонента, введение групповых санкций и др.

Статус конфликтогенной личности

Причины конфликта

· Новый руководитель, назначенный со стороны

· Низкая компетентность руководителя

· Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров

Рядовой член коллектива - коллектив

· Нарушение групповых норм

· Неадекватность внутренней установки статусу

· Низкая профессиональная подготовка

· Применение компромата против лидера

· Превышение полномочий лидерства

· Изменение группового сознания

Примечание: Руководитель в данном случае имеется ввиду не только, как директор организации, предприятия. Это может быть педагог, как управленец классным коллективом или психолог, как руководитель группой подопечных (коллективом) и т.п.

ü Неадекватное сравнение групп предполагает, что своя группа всегда оценивается выше.

ü Атрибуция – явление, при котором позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинам. А, соответственно, негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой группы объясняются внешними обстоятельствами.

Межгрупповые конфликты


Трудовые конфликты Межэтнические конфликты

- Нерациональное распределение - Заниженный или завышенный

ресурсов уровень нац. сознания

- Неудовлетворительные - Наличие в обществе массы

условия труда проблем

- Невыполнение договоренностей - Наличие политических сил,

способных использовать первые

классовые, конфликты между политическими партиями, конфликты между политическими группировками

2.2 Межличностные конфликты

Групповые конфликты в ряде случаев становятся основанием для появления и развития межличностных споров. Поскольку при возникших разногласиях и столкновениях между группами, члены каждой из конфликтующих групп начинают воспринимать друг друга как своих врагов.

С другой стороны, нередко к двум конфликтующим личностям примыкают единомышленники из окружения, и тогда они тоже становятся участниками конфликта. В итоге, межличностный конфликт перерастает в групповой.

Эти типа конфликтов вытекают и обуславливают друг друга, образуя некую кольцевую структуру (рис. 1).


Рис. 1 Взаимодействие межличностных и групповых конфликтов

В этой схеме еще одним элементом является внутриличностный конфликт. Его влияние на два других очевидно: внутренние противоречия человека заставляют его вступать в негативное взаимодействие с окружающими, предъявлять им претензии, считая, что люди к нему несправедливы и т.п. Таким образом, внутриличностный конфликт переходит в межличностный.

Межличностные конфликты обладают рядом специфических особенностей:

1. противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу

2. проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных

3. межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей

4. отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами

5. затрагивают интересы окружения. (Анцупов А.Я., 2004)

Как уже отмечалось, межличностные споры могут проявляться практически во всех сферах жизнедеятельности. Для эффективного управления ими необходимо учитывать множество критериев: причины возникновения, конкретные обстоятельства, взаимоотношения между конфликтующими, их психологические особенности и пр.

Ресурсные связаны с распределением средств жизнедеятельности (распределение материальных средств, разделение территории, распределение времени и т.д.).

Ценностные основаны на столкновении убеждений и взглядов, религиозных расхождений, противостоянии оценок и отношений.

Также автор предлагает классифицировать конфликты по следующим основаниям:

1. По сферам существования - семейные, бытовые, имущественные, деловые и др.

2. По своему эффекту и функциональным последствиям - конструктивные (функциональные), деструктивные (дисфункциональные).

3. По критерию реальности или истинности/ложности – подлинный, случайный (условный), смещенный, неверно приписанный, латентный, ложный. (Кармин А.С. и коллектив авторов, 1999, стр. 160-170)

Исходя из вышесказанного, под межличностным конфликтом понимается негативное взаимодействие субъектов, проявляющееся в открытом столкновении на основе противоположных целей, не сопоставимых в конкретной ситуации.

Понятие группового конфликта. Специфика групповых конфликтов. Классификация групповых конфликтов. Взаимосвязь конфликтов микроуровня (внутриличностных, межличностных и групповых). Внутригрупповой конфликт. Межгрупповой конфликт. Характеристики групповых конфликтов. Последствия групповых конфликтов. Семейные конфликты. Специфика семейных конфликтов. Типы семейных конфликтов. Причины семейных конфликтов. Способы разрешения семейных конфликтов и их особенности зависимости от типов конфликтов. Массовые конфликты. Классификации массовых конфликтов. Типология по конфликтующим субъектам. Типология по содержанию и характеру породивших конфликт проблем. Формы массовых конфликтов. Степень изученности массовых конфликтов. Роль специалистов в профилактике и решении массовых конфликтов. Политические конфликты. Особенности их возникновения и развития. Субъекты политических конфликтов и их мотивы. Экологические конфликты. Специфика их изучения. Динамика экологических конфликтов. Понятие и специфика этнических конфликтов. Типология этнических конфликтов. Основные причины этнических конфликтов.

Вопросы для обсуждения.

1. Социальная сущность группового конфликта.

2. Типология групповых конфликтов.

3. Специфика и многообразие причин групповых конфликтов.

4. Сущность и специфика управления групповыми конфликтами.

5. Массовые конфликты – профилактика и решение.

Вопросы для самопроверки и самоконтроля

1. Что такое межличностный конфликт и каковы его особенности?

2. Каковы сферы проявления межличностных конфликтов?

3. Каковы основные причины супружеских конфликтов?

4. Дайте характеристику кризисных периодов в развитиисемьи и кризисных семей.

5. В чем сущность психологического консультированияконфликтных семей?

Индивидуальное задание

1. Используя рекомендованную учебную литературу, дополнить материал лекции, составив краткий конспект по вопросам для обсуждения семинарского занятия №5.

2. Подготовить словарь новых терминов (глоссарий)

3. По желанию выберете тему и подготовьте доклад

Тематика докладов :

1. Специфика групповых конфликтов.

2. Классификация групповых конфликтов.

3. Роль специальных служб в профилактике и решении семейных

4. Специфика массовых конфликтов, их количественные и качественные характеристики, взаимосвязь с другими типами социальных столкновений.

5. Массовые конфликты как проявление депривации, социальной напряженности и социального кризиса. (Деприва́ция (лат. deprivatio — потеря, лишение) — сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические либо социальные.)

Практическое задание 1:

Разработайте рекомендации по предупреждению:

а) супружеских конфликтов;

б) конфликтов между руководителем и подчиненными;

Практическое задание 2:

Можно ли, по-вашему, критиковать начальство?

б) не следует подрывать авторитет руководителя, поэтому публично критиковать начальство недопустимо;

в) можно, но крайне осторожно.

Раздражает ли вас критика?

а) да, как правило;

в) смотря кто и как критикует.

Тема 5. Межличностные и групповые конфликты: многообразие сфер существования

Семинарское занятие 5

Основные понятия темы

Понятие группового конфликта. Специфика групповых конфликтов. Классификация групповых конфликтов. Взаимосвязь конфликтов микроуровня (внутриличностных, межличностных и групповых). Внутригрупповой конфликт. Межгрупповой конфликт. Характеристики групповых конфликтов. Последствия групповых конфликтов. Семейные конфликты. Специфика семейных конфликтов. Типы семейных конфликтов. Причины семейных конфликтов. Способы разрешения семейных конфликтов и их особенности зависимости от типов конфликтов. Массовые конфликты. Классификации массовых конфликтов. Типология по конфликтующим субъектам. Типология по содержанию и характеру породивших конфликт проблем. Формы массовых конфликтов. Степень изученности массовых конфликтов. Роль специалистов в профилактике и решении массовых конфликтов. Политические конфликты. Особенности их возникновения и развития. Субъекты политических конфликтов и их мотивы. Экологические конфликты. Специфика их изучения. Динамика экологических конфликтов. Понятие и специфика этнических конфликтов. Типология этнических конфликтов. Основные причины этнических конфликтов.

Вопросы для обсуждения.

1. Социальная сущность группового конфликта.

2. Типология групповых конфликтов.

3. Специфика и многообразие причин групповых конфликтов.

4. Сущность и специфика управления групповыми конфликтами.

5. Массовые конфликты – профилактика и решение.

Вопросы для самопроверки и самоконтроля

1. Что такое межличностный конфликт и каковы его особенности?

2. Каковы сферы проявления межличностных конфликтов?

3. Каковы основные причины супружеских конфликтов?

4. Дайте характеристику кризисных периодов в развитиисемьи и кризисных семей.

5. В чем сущность психологического консультированияконфликтных семей?

Индивидуальное задание

1. Используя рекомендованную учебную литературу, дополнить материал лекции, составив краткий конспект по вопросам для обсуждения семинарского занятия №5.

2. Подготовить словарь новых терминов (глоссарий)

3. По желанию выберете тему и подготовьте доклад

Тематика докладов :

1. Специфика групповых конфликтов.

2. Классификация групповых конфликтов.

3. Роль специальных служб в профилактике и решении семейных

4. Специфика массовых конфликтов, их количественные и качественные характеристики, взаимосвязь с другими типами социальных столкновений.

5. Массовые конфликты как проявление депривации, социальной напряженности и социального кризиса. (Деприва́ция (лат. deprivatio — потеря, лишение) — сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические либо социальные.)

Практическое задание 1:

Разработайте рекомендации по предупреждению:

а) супружеских конфликтов;

б) конфликтов между руководителем и подчиненными;

Практическое задание 2:

Тема 5. Межличностные и групповые конфликты: многообразие сфер существования

Семинарское занятие 5

Основные понятия темы

Понятие группового конфликта. Специфика групповых конфликтов. Классификация групповых конфликтов. Взаимосвязь конфликтов микроуровня (внутриличностных, межличностных и групповых). Внутригрупповой конфликт. Межгрупповой конфликт. Характеристики групповых конфликтов. Последствия групповых конфликтов. Семейные конфликты. Специфика семейных конфликтов. Типы семейных конфликтов. Причины семейных конфликтов. Способы разрешения семейных конфликтов и их особенности зависимости от типов конфликтов. Массовые конфликты. Классификации массовых конфликтов. Типология по конфликтующим субъектам. Типология по содержанию и характеру породивших конфликт проблем. Формы массовых конфликтов. Степень изученности массовых конфликтов. Роль специалистов в профилактике и решении массовых конфликтов. Политические конфликты. Особенности их возникновения и развития. Субъекты политических конфликтов и их мотивы. Экологические конфликты. Специфика их изучения. Динамика экологических конфликтов. Понятие и специфика этнических конфликтов. Типология этнических конфликтов. Основные причины этнических конфликтов.

Вопросы для обсуждения.

1. Социальная сущность группового конфликта.

2. Типология групповых конфликтов.

3. Специфика и многообразие причин групповых конфликтов.

4. Сущность и специфика управления групповыми конфликтами.

5. Массовые конфликты – профилактика и решение.

Вопросы для самопроверки и самоконтроля

1. Что такое межличностный конфликт и каковы его особенности?

2. Каковы сферы проявления межличностных конфликтов?

3. Каковы основные причины супружеских конфликтов?

4. Дайте характеристику кризисных периодов в развитиисемьи и кризисных семей.

5. В чем сущность психологического консультированияконфликтных семей?

Индивидуальное задание

1. Используя рекомендованную учебную литературу, дополнить материал лекции, составив краткий конспект по вопросам для обсуждения семинарского занятия №5.

2. Подготовить словарь новых терминов (глоссарий)

3. По желанию выберете тему и подготовьте доклад

Тематика докладов :

1. Специфика групповых конфликтов.

2. Классификация групповых конфликтов.

3. Роль специальных служб в профилактике и решении семейных

4. Специфика массовых конфликтов, их количественные и качественные характеристики, взаимосвязь с другими типами социальных столкновений.

5. Массовые конфликты как проявление депривации, социальной напряженности и социального кризиса. (Деприва́ция (лат. deprivatio — потеря, лишение) — сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические либо социальные.)

Практическое задание 1:

Разработайте рекомендации по предупреждению:

а) супружеских конфликтов;

б) конфликтов между руководителем и подчиненными;

Практическое задание 2:

Можно ли, по-вашему, критиковать начальство?

б) не следует подрывать авторитет руководителя, поэтому публично критиковать начальство недопустимо;

в) можно, но крайне осторожно.

Раздражает ли вас критика?

а) да, как правило;

в) смотря кто и как критикует.

Тема 5. Межличностные и групповые конфликты: многообразие сфер существования

Семинарское занятие 5

Основные понятия темы

Понятие группового конфликта. Специфика групповых конфликтов. Классификация групповых конфликтов. Взаимосвязь конфликтов микроуровня (внутриличностных, межличностных и групповых). Внутригрупповой конфликт. Межгрупповой конфликт. Характеристики групповых конфликтов. Последствия групповых конфликтов. Семейные конфликты. Специфика семейных конфликтов. Типы семейных конфликтов. Причины семейных конфликтов. Способы разрешения семейных конфликтов и их особенности зависимости от типов конфликтов. Массовые конфликты. Классификации массовых конфликтов. Типология по конфликтующим субъектам. Типология по содержанию и характеру породивших конфликт проблем. Формы массовых конфликтов. Степень изученности массовых конфликтов. Роль специалистов в профилактике и решении массовых конфликтов. Политические конфликты. Особенности их возникновения и развития. Субъекты политических конфликтов и их мотивы. Экологические конфликты. Специфика их изучения. Динамика экологических конфликтов. Понятие и специфика этнических конфликтов. Типология этнических конфликтов. Основные причины этнических конфликтов.

Вопросы для обсуждения.

1. Социальная сущность группового конфликта.

2. Типология групповых конфликтов.

3. Специфика и многообразие причин групповых конфликтов.

4. Сущность и специфика управления групповыми конфликтами.

5. Массовые конфликты – профилактика и решение.

Вопросы для самопроверки и самоконтроля

1. Что такое межличностный конфликт и каковы его особенности?

2. Каковы сферы проявления межличностных конфликтов?

3. Каковы основные причины супружеских конфликтов?

4. Дайте характеристику кризисных периодов в развитиисемьи и кризисных семей.

5. В чем сущность психологического консультированияконфликтных семей?

Индивидуальное задание

1. Используя рекомендованную учебную литературу, дополнить материал лекции, составив краткий конспект по вопросам для обсуждения семинарского занятия №5.

2. Подготовить словарь новых терминов (глоссарий)

3. По желанию выберете тему и подготовьте доклад

Тематика докладов :

1. Специфика групповых конфликтов.

2. Классификация групповых конфликтов.

3. Роль специальных служб в профилактике и решении семейных

4. Специфика массовых конфликтов, их количественные и качественные характеристики, взаимосвязь с другими типами социальных столкновений.

5. Массовые конфликты как проявление депривации, социальной напряженности и социального кризиса. (Деприва́ция (лат. deprivatio — потеря, лишение) — сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические либо социальные.)

Практическое задание 1:

Разработайте рекомендации по предупреждению:

а) супружеских конфликтов;

б) конфликтов между руководителем и подчиненными;

Практическое задание 2:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.

В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.

Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.

Функции межличностного конфликта

К конструктивным функциям относят:

а) познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);

б) функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);

в) инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);

г) перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

Деструктивные функции конфликта связаны с:

а) разрушением существующей совместной деятельности;

б) ухудшением или развалом отношений;

в) негативным самочувствием участников;

г) низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются : субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта - это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.

К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.

Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов.

Предметом конфликта служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы объектов.

Отличительные особенности межличностного конфликта:

1. противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных

3. межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей

4. отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами

5. затрагивают интересы окружения.

Виды межличностных конфликтов:

1. По направленности:

горизонтальные – участники не подчиняются друг другу

вертикальные – участники находятся в подчинении друг с другом

смешанные – где есть обе составляющие (организация)

конструктивные (созидательные) - оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов, приводит к развитию отношений между людьми;

деструктивные (разрушительные) - одна из сторон жёстко настаивает на своей позиции и игнорирует вторую, одна из сторон прибегает к осуждаемым методам борьбы

3. По характеру причин:

субъективные (плохое настроение, самочувствие)

4. По сфере разрешения:

5. По форме проявления:

скрытые (плохо осознаются людьми)

6. По времени протекания:

информация, приемлимая для одной стороны, и неприемлимая для другой (сплетни, неполная информация, неточная информация и др.);

структура - связана с существованием в организации социальных групп ( статус, права, роли, возраст и др.);

ценности – те принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем (идеология, религия, культура и др.);

поведение – неприемлимое для одной из сторон (эгоистическое, опасное и др.);

отношения – обычно связаны с удовлетворением от взаимодействия между сторонами, либо его отсутствием.

В зависимости от взаимной направленности субъектов и межличностных отношений (симпатии-антипатии) межличностные конфликты могут классифицироваться следующим образом.

1. Групповые конфликты.

Групповой конфликт - противоборство, в котором хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой.

В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов "личность-группа" и "группа-группа".

Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые необходимо учитывать при столкновении с такого рода конфликтом.

Первая особенность связана со структурой конфликта. Субъектом в нем с одной стороны выступает личность, а с другой - группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие протекает на основе столкновения личностных и групповых мотивов. Группа (или толпа) обладает дополнительной мощностью и немобильностью. Поэтому в таком конфликте субъекты, включенные в группы, проявляют большую жестокость, чем обыкновенно могут себе позволить.

Вторая особенность отражает специфику причин конфликта. Такие причины связаны непосредственно с положением индивида в группе, которое характеризуется расхождением в таких понятиях:

Позиция - официальное, определяемое должностью положение

Статус - реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким (относительно положения)

Внутренняя установка - субъективное восприятие личностью своего статуса

Роль - нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности

Групповые нормы - общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.

Причины конфликта между личностью и группой всегда связаны:

1) с нарушением ролевых ожиданий;

2) с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки; в) с нарушением групповых норм.

Третья особенность отражается в форме проявления конфликта. Это применение групповых санкций, ограничение или прекращение неформального общения, эйфория.

Классификация конфликтов "личность-группа" выглядит так:

а) Новый руководитель, назначенный со стороны

б) Стиль управления

в) Низкая компетентность руководителя

г) Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров

2. Рядовой член коллектива - коллектив

а) Конфликтная личность

б) Нарушение групповых норм

в) Неадекватность внутренней установки статусу

3. Лидер - группа

а) Низкая профессиональная подготовка

б) Применение компромата против лидера

в) Превышение полномочий лидерства

г) Изменение группового сознания

2. Межгрупповые конфликты

Противоборствующие стороны - группы (малые, средине и микрогруппы). В основе - столкновение противоположно направленных групповых мотивов

Происхождение объясняется природно обусловленной враждебностью к "чужим" и привязанностью к "своим".

Межгрупповой конфликт имеет некоторую специфику.

Во-первых, образ конфликтной ситуации (и без того всегда субъективный) носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к следующим явлениям:

1. Деиндивидуализация взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме "Мы-Они".

2. Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых мнениях своя группа всегда оценивается выше.

3. Групповая атрибуция. Позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинам. Соответственно, негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой группы объясняются внешними обстоятельствами. 4. Агрессия. В межгрупповых конфликтах индивид склонен вести себя более агрессивно, нежели в случае, когда от него требуется принятие индивидуального решения. Причины заключаются в так называемом эффекте толпы, который с одной стороны обеспечивает "заразительность агрессии", а с другой заметно снижает чувство персональной ответственности за происходящее. В группе всегда существует лидер, на которого, по мнению рядовых в случае наказания и будет направлена энергия. Поэтому ответственность за свое поведение заметно снижается. Кроме того, агрессивные проявления в группе обеспечивают ощущение анонимности, что также снижает чувство персональной ответственности. И, наконец, агрессивное поведение в группе людей, таким же агрессивным образом себя ведущих, воспринимается как социальное одобрение и поддержка.

К межгрупповым конфликтам относятся трудовой конфликт, межэтнический конфликт и внутриполитический конфликт.

3. Международные конфликты

В международных конфликтах основными субъектами преимущественно являются государства. Исходя из этого выделяют:

- национально-освободительные войны (одна из сторон - государство), антиколониальные, войны народов, против расизма, против правительств;

- внутренние интернационализированные конфликты (государство - помощник одной из сторон на территории другого государства).

Виды межгосударственных конфликтов:

- конфликт из-за политического господства

Межгосударственный конфликт часто реализуется в форме войны. Нужно проводить четкую границу между войной и межгосударственным конфликтом:

- военные конфликты менее масштабны. Цели - ограничены. Причины - спорные вопросы. Причина войны - глубинные экономические и идеологические противоречия меду государствами. Войны более масштабны;

- война - состояние всего общества, участвующего в ней, военный конфликт - состояние социальной группы;

- война частично меняет дальнейшее развитие государства, военный конфликт может привести лишь к незначительным изменениям.

4. Конфликты по вертикали

Причины конфликтов в звене "руководитель-подчиненный".

Среди причин конфликтности отношений руководителя и подчиненного выделяют объективные и субъективные.

Рассмотрим объективные причины конфликтов данного типа.

1. Субординационный характер отношений. Противоречие в звене "руководитель - подчиненный" заложено в том, что от руководителя зависит довольно широкий диапазон жизнедеятельности подчиненного. Последний обязан выполнять указания и распоряжения начальника, т. е. обязан подчиняться. Практически никогда не обеспечивается полное соответствие требований ролей возможностям и способам действий их исполнителей. Объективная необходимость устранения этого несоответствия и субъективное восприятие возможности его устранения неизбежно порождают конфликты.

2. Деятельность в системе "человек - человек" конфликтогенна по своей природе. Наиболее конфликтогенными в силу особенностей взаимодействия являются педагогическая и воинская деятельность, деятельность работников правоохранительных органов, сфера обслуживания и сфера руководства, а также журналистская деятельность.

3. Большая часть конфликтов по вертикали детерминирована предметно-деятельностным содержанием межличностных отношений. Конфликты в профессиональной сфере связаны с обеспечением качества деятельности, оценкой результатов работы и введением инноваций.

4. Частота возникновения конфликтов по вертикали связана с интенсивностью совместной деятельности оппонентов.

5. Наиболее конфликтно звено "непосредственный руководитель-подчиненный". Особенно велик удельный вес конфликтов в звеньях, где руководитель и подчиненный близки по служебному положению. По мере увеличения статусной дистанции частота конфликтов уменьшается.

6. Разбалансированность рабочего места. Рабочее место имеет структуру, элементы которой должны быть сбалансированы. Сбалансированность рабочего места означает, что его функции должны быть обеспечены средствами и не должно быть средств, не связанных с какой-либо функцией. Обязанности и права должны быть взаимно уравновешены. Ответственность должна обеспечиваться соответствующей властью, и наоборот.

7. Рассогласованность связей между рабочими местами в организации. Проявляется в том, что:

а) подчиненному дают указания много начальников, и он вынужден сам ранжировать поступившие указания по степени их важности, требовать этого от непосредственного руководителя; хвататься за все подряд; отказываться от выполнения указаний и распоряжений;

б) у руководителя много непосредственных подчиненных - более 7-8 человек, которыми невозможно оперативно управлять.

8. Сложность социальной и профессиональной адаптации руководителя к должности управленца.

9. Недостаточная обеспеченность по объективным условиям управленческих решений всем необходимым для их реализации.

5. Инновационные конфликты

Само понятие "инновация" впервые стало использоваться в исследованиях культурологов ХIХ века и означало внедрение элементов одной культуры в другую. Сегодня термин инновация рассматривается шире - как любое "нововведение", связанное не только с взаимодействием разных культур, но и просто с изобретениями человека. Под понятие инновация попадает не все новое. Инновацией не является то новое, что возникает на смену старому естественным путем, нововведениями нельзя считать те многочисленные усовершенствования, которые не имеют существенной новизны. Нововведением является значительная новая идея, которая пока не внедряется.

Вероятность инновационного конфликта возрастает, если:

а) новшество масштабно;

б) в инновационный процесс вовлечено большое количество людей;

в) нововведение радикально;

г) процесс инновации идет быстро;

д) отсутствует информационное обеспечение процесса.

Доказано, что инновационный конфликт имеет полимотивированный характер. Направленность мотиваций оппонентов различна. У новатора они более общественно-ориентированы, у консерватора - личностно-ориентированы.

Способы предотвращения и разрешения инновационных конфликтов:

1. Предлагайте конструктивные инновации.

2. Предварительно информируйте коллектив.

3. Заручитесь поддержкой коллег.

4. Если возможно, предлагайте альтернативные решения.

5. Если возможно, внедряйте новшества поэтапно.

6. Семейные конфликты.

ограничение свободы, активности и действий;

девиантное поведение одного или нескольких членов семьи;

наличие противоположных интересов;

индивидуально-психологические особенности и уровень психо­лого-педагогической культуры членов семьи

Управление межличностными конфликтами

В процессе управления межличностными конфликтами важно учитывать их причины и факторы, а также характер межличностных отношений конфликтантов до конфликта, их взаим­ные симпатии и антипатии.

Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников; знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта, на стадии возникновения конфликтной ситуации (ограничение отношений, подчеркнуто-официальная форма общения, критические высказывания в адрес соперника и др.)

На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации (см. табл. 9.3); педагогические меры: беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных отношений; административные меры: изменение условий труда; перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены и т. п.

Добиться признания конфликтующими реальности конфликта; напомнить конфликтующим о соблюдении корректности поведения во взаимоотношениях; использовать все технологии, представленные в табл. 4.2; ограничить число участников конфликта, не допустить вовлечение в конфликт других сотрудников

Исходя из оценки глубины конфликта предпринять один из способов разрешения: административный или педагогический

Список использованных источников:

1. Анцупов А., Я., Шипилов А., И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999. - Гл. 26

2. Гришина Н., В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000.

3. Емельянов С., М. - Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2004. - Тема 9

4. Козырев Г., И. Введение в конфликтологию. — М.: Владос, 1999. — С. 144-146.

4. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.: Лань, 1999. — Гл.5.

5. Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова — М.: Проспект, 1998. - Гл. 20.

Похожие страницы:

Межличностные конфликты (3)

. развития и разрешения межличностного конфликта и его последствия. Межличностные конфликты возникают как между . затрудняет урегулирование и разрешение межличностных конфликтов. Нередко причинами межличностных конфликтов становится недоразумение (неправильное .

Межличностные конфликты (1)

. I. Понятие конфликта § 1. Определение конфликта § 2. Основные типы конфликтов § 3, Методы преодоления конфликтов Глава II Межличностные конфликты. Глава III .

Межличностные конфликты (2)

. конфликта 5 1.2. Основные типы конфликтов. 9 1.3.Методы преодоления конфликтов 14 2. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ 19 2.1.Конфликт в организации 19 2.2. Конфликты в обществе 24 2.3. Конфликты .

Межличностные конфликты (5)

. о скрытом конфликте, о слабом конфликте или же о неразрешимом конфликте. В . личных проблем. В случае конфликта наблюдаются противопоставление интересов человека и . и т.п. В-четвертых, конфликт может привести к проявлению межличностных отношений, к выявлению .

Межличностные конфликты и пути их разрешения

Читайте также: